Научная статья на тему 'Статус детей в современном российском обществе и семье (теоретические и эмпирические аспекты)'

Статус детей в современном российском обществе и семье (теоретические и эмпирические аспекты) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
13091
761
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СТАТУС РЕБЕНКА В ОБЩЕСТВЕ / СТАТУС РЕБЕНКА В СЕМЬЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ДЕТСТВО / ПРАВА ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ / РОЛИ И ФУНКЦИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ / СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АВТОНОМИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / CHILDREN'S RIGHTS / SOCIAL STATUS / THE STATUS OF THE CHILD IN THE FAMILY / SOCIAL STRATIFICATION OF THE SOCIETY / SOCIAL GROUP / CHILDHOOD / SOCIAL POLICY AND AND PROTECTION OF CHILDREN / ATTITUDE TO CHILDREN / ROLES AND FUNCTIONS OF CHILDREN IN THE FAMILY / STATUS-ROLE RELATIONS AND AVTONOMIZATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайруллина Ю. Р., Нуруллина Э. Р.

В статье рассматривается проблема формирования социального статуса детей в современном российском обществе и статуса детей в семье. Проанализированы различные подходы к пониманию детства в социологии, положению детей в обществе, рассмотрены проблемы, которые испытывают дети в обществе и семье, права детей и социальная политика в отношении детей, показаны особенности статусно-ролевых отношений между родителями и детьми в семье, а также представлены результаты авторских исследований по данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Status of Children in Modern Russian Society and Family (Theoretical and Empirical Aspects)

The article refers to the problem of forming of social status of children in modern Russian society and family. The authors analyze various sociological approaches to understanding the notion of children and their position in the society; study the problems that children face in the society and family, children's right and social policy; demonstrate peculiarities of status-role relations between parents and children and provide the results of their investigations.

Текст научной работы на тему «Статус детей в современном российском обществе и семье (теоретические и эмпирические аспекты)»

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Социология

УДК 316.3

Статус детей в современном российском обществе и семье (теоретические и эмпирические аспекты)

Хайруллина Ю.Р.

Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии

Казанского государственного энергетического университета, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан

Нуруллина Э.Р.

Аспирантка кафедры социологии Казанского государственного энергетического университета

В статье рассматривается проблема формирования социального статуса детей в современном российском обществе и статуса детей в семье. Проанализированы различные подходы к пониманию детства в социологии, положению детей в обществе, рассмотрены проблемы, которые испытывают дети в обществе и семье, права детей и социальная политика в отношении детей, показаны особенности статусно-ролевых отношений между родителями и детьми в семье, а также представлены результаты авторских исследований по данной тематике.

Ключевые слова: социальный статус, статус ребенка в обществе, статус ребенка в семье, социальная стратификация общества, социальная группа, детство, права детей, социальная политика и защита детей, отношение к детям, роли и функции детей в семье, статусно-ролевые отношения, автономизация детей.

В современном российском обществе положение детей как социальной группы не является благополучным. Исследователи отмечают существование таких проблем как насилие над детьми, отсутствие социально-экономического и социально-психологического благополучия в родительской семье, негативное отношение к детям, формирование девиантных стратегий поведения детей. В связи с этим перед социологической наукой возникает проблема выявления места детей в социальной стратификации

общества, а также факторов, определяющих социальный статус детей в обществе и в семье, сформированный в процессе семейной социализации.

2008 год, объявленный Указом Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года семьи» от 14 июня 2007 г. № 761, прошел под знаком самого пристального внимания к семье и ее проблемам, тем самым значительно повысился исследовательский интерес у представителей различных на-

95

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Социология

учных направлений к проблемам детей в семье и обществе в целом. Таким образом, год семьи внес свои изменения в степень разработанности нашей темы. Появились и продолжают появляться результаты исследований, касающиеся анализа родительства, рождаемости, семейного воспитания и социализации, конфликтов между поколениями, родительско-детских отношений, отношения к детям, прав ребенка, детства как объекта социальной политики, социальной защиты детей, ценностей подростков, проблем детей, таких как девиации в детской среде, репродуктивное поведение, здоровье, насилие над детьми и многих других факторов, которые оказывают влияние на формирование статуса ребенка в обществе и семье. Однако необходимо отметить, что отечественные социологи акцентируют внимание на отдельных аспектах функционирования детей в обществе и семье, а комплексных исследований детей практически нет. Таким образом, мы видим, что существующие теоретические работы не позволяют целостно охарактеризовать действительное состояние детей в российском обществе и в семье. Не становятся они и самостоятельным объектом исследования для социологической науки. Между тем учёные солидарны во мнении, что дети образуют специфическую обособленную социальную группу.

Итак, социальный статус (лат. status - положение) - соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы [см.: 1]. Во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом члены общества должны быть распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнились различные статусы и выполнялись соответствующие им роли. Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут различаться, они необязательно должны занимать определенное место по отношению друг к другу.

Определяя место детей в социальной стратификации общества, необходимо выяснить, каким социальным статусом, рангом, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями обладают дети в обществе. Говоря о социальном статусе детей в сов-96

ременном российском обществе, необходимо отметить, что дети - особая социальная группа, объединяющая в себе индивидов, которые имеют общие взгляды, способности, склонности, интересы и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия. Роли, выполняемые ими, объединяют их в рамках социальных отношений. Так как эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. Дети как социальная группа являются носителями особой субкультуры или контркультуры - набора уникальных в своем роде норм и ценностей. Анализ проблемы убеждает, что дети - это нечто большее, чем просто механическая совокупность взаимодействующих людей. Это особая социальная группа, стабильная общность. Главная проблема данной социальной группы - социальное неравенство, дифференциация по возрастным и социальным критериям, неравенство условий стартового потенциала, различные жизненные шансы детей на получение социальных и культурных благ.

Рассмотрим подходы отечественных социологов к пониманию детства, положению детей в обществе. Социальный статус детей и степень прав и свобод ребенка в семье и обществе в различные исторические эпохи обусловливается конкретным этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, религиозными, культурными, этническими и другими традициями. Историко-социологический анализ позволяет выделить шесть модификаций социального статуса детей в обществе: дети не признаются членами общества; дети признаются зависимыми, подчиненными членами общества; дети обладают “отсроченным” статусом, они лишь будущие члены общества; дети - ученики, воспитанники; дети - развивающиеся личности; дети - равноправные члены общества [см.: 2, с. 109-111].

По определению Л. Веса, дети выступают в роли «меньшинства», то есть как не равные взрослым в юридическом положении, экономических и социальных возможностях. В результате дети фактически исключаются из взрослой жизни. С одной стороны, это имеет определенные преимущества для них: они защищаются и охраняются, в том числе от взрослой жизни и

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Социология

работы. Однако этот патернализм в отношении детей приводит к их исключению из взрослого общества, превращает их, в некотором смысле, в маргиналов. Свидетельством маргинализации является и современная статистика: в ней практически отсутствует информация, которая отражала бы интересы детей. Причем это характерно для статистических разработок во всем мире, а не только для России.

Единственно возможным путем избежать такого неравенства является понимание и признание того, что речь должна идти о ребенке не только как об объекте защиты, воспитания, социализации и иных внешних воздействий, но и как об активном, сознательном субъекте жизнедеятельности. Подобные взгляды высказывали Дж. Квортруп, А.М. Амберт, X. Винтерсбергер, Я. Корчак, А.Ф. Лосев, Ф.М. Достоевский и др. Они считают, что дети - это «деятели», самостоятельные личности. Они не только играют, но и производят ценные продукты, участвуют в разных делах дома и вне его. Они, пишет А.М. Амберт, влияют на экономику и общество, их работа имеет цену, так как учеба детей в школе - часть общественного разделения труда. Дети - это социальная группа, задача которой - накапливать человеческий капитал [см.: 3, с. 23-31].

С.Н. Щеглова отметила, что главными факторами, оказывающими влияние на детство сегодня в масштабах мирового сообщества, являются развитие и внедрение идеи прав ребенка и влияние информационного пространства. В настоящий момент в России отсутствуют подготовленные культурной традицией пути (например, обряды инициации для детей), которые когда-то облегчали и ускоряли вхождение в мир молодых взрослых. С.Н. Щеглова отмечает, что наблюдается рассогласование между декларированием в современном российском обществе статуса детей как полноправных, равноправных его членов и реалиями положения ребенка в социуме и семье [см.: 2, с. 111-112].

Определяя статус детей в современном российском обществе, необходимо рассмотреть существующие в настоящее время взгляды на детей или традиции отношения к ним, которые, по мнению Е.Б. Бреевой, можно объединить в четыре группы [см.: 3, с. 12].

Наиболее распространенная традиция исходит из того, что дети - это группа населения, находящаяся в переходном периоде, цель которого - интеграция и социализация детей в обществе. Задача детей - готовиться к жизни в обществе на равных со взрослыми. По мнению этих исследователей, дети не являются равноправной частью общества, они лишь готовятся для этого. Отношение взрослых к детям строится исходя из того, что взрослые совершают свои поступки, серьезно все обдумав, они логичны, дети же импульсивны, подвержены эмоциям.

Другие исследователи рассматривают детей как самую значительную группу населения, а их нужды - как высшие в обществе. Приоритет должен принадлежать им, потому что именно они определяют будущее общества. Сколько, что и кем будет «вложено» в детей, то и ждет семью и общество в будущем, таковы будут их перспективы. В России, насколько нам известно, такой взгляд на детей среди ученых не распространен. Несомненно, дети - такие же люди, как и взрослые, они имеют собственное мнение, собственные взгляды. Но их жизненный опыт еще очень мал, они многого не знают и не умеют. Объективно им нужна поддержка взрослых, их помощь, любовь [см.: 3, с. 14-15].

Третья группа исследователей, и таких большинство, сводит понятие «дети как категория» к рассуждениям о том, какие возрастные группы надо относить к детям. Сторонники такого подхода фактически уходят от определения этой категории, ограничиваются лишь временными рамками, подменяя этим суть проблемы.

Четвертая группа исследователей исходит из того, что дети - часть общества, участвующая в организуемой им деятельности, имеющая равные права с другими группами населения. Такой взгляд на детей представляется нам наиболее убедительным и социально справедливым. Подобное отношение к детям перспективно и с точки зрения становления в России социального государства. Разделяя четвертую точку зрения и высоко оценивая вышеизложенные подходы, Е.Б. Бреева отметила, что нигде не ставится вопрос - являются или не являются дети самостоятельной категорией и, следовательно, системой. А это имеет принципиальное значение, прежде всего, для эффективной орга-

97

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Социология

низации их социализации и развития. Дети - не просто часть населения. Они образуют его специфическую, обособленную группу, стабильную общность [см.: 3, с. 16].

С.Н. Щеглова отметила, что детство как социальное образование является реальностью, локализованной во времени и пространстве, оно обладает специфическими характеристиками. Автор считает, что есть основания говорить о культурно-историческом типе детства, например, о российском детстве или о детстве начала XXI века [см.: 2, с. 113].

В данном контексте необходимо рассмотреть понятие детства. Как указывает Л.Ф. Обухова, детство - это период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Кроме того, детство - период, продолжающийся от ново-рожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом общества. По мнению Л.Ф. Обуховой, продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества [см.: 4, с. 15-17, 22-23].

В широком смысле детство определяется как сложное социальное образование, являющееся структурным элементом общества, выполняющее в нем специфические функции и взаимодействующее с обществом в целом и с отдельными его элементами. Исходя из данной позиции, детство - совокупность объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в отношении детей, которая формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, осваивающих социальность и интегрирующихся в социум [см.: 2, с. 109].

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности [см.: 4, с. 13-15].

С.Н. Шеглова представила следующую типологию научных концепций трансформаций детства на рубеже веков: кризис детства; индивидуализация детства; эмансипация детства; 98

разрыв между ранним и поздним детством; исчезновение детства; стирание границ между детством и взрослостью [см.: 5, с. 55].

При изучении статуса детей в современном российской обществе и семье имеет значение осознание категории детского возраста. Рассматривая детей как социальную группу и социальный феномен, отметим, что возрастные рамки детства рассматриваются исследователями в различных науках по-разному, в зависимости от их специфики. В соответствии со статьей 1 «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. и ратифицированной в России в 1990 году; статьей 60 Конституции РФ (1993 г.); статьей 21 Части первой Гражданского кодекса РФ (1994 г.); статьей 54 Семейного кодекса РФ (1995 г.); статьей 1 Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка» в Российской Федерации (1998 г.), а также на основании подходов отечественных социологов к возрастным границам детства, в нашем исследовании к детям относится все население в возрасте 0-18 лет.

Р. Линтон отмечает, что каждый социальный статус - прежде всего оценка, добиваясь которой субъект усваивает социальные нормы и представления, фиксируемые как предписанная данному положению совокупность прав и обязанностей, реализация которых формирует социальную роль [см.: 1]. Поэтому, рассматривая статус детей в обществе и семье, необходимо остановиться на проблемах прав ребенка в обществе и семье, а также связанной с этим проблеме социальной политики в отношении детства. Современный правовой статус ребенка определен в следующих международных актах: в «Женевской декларации прав ребенка» 1924 года, «Декларации прав ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, в «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году [см.: 5, с. 25-26]. В современной России в особой защите нуждаются даже основные права ребенка: на жизнь (главная угроза для жизни исходит от современного состояния экологии: воздух, которым он дышит, вода, которую он пьет, и т.д.), здоровый, достойный образ жизни, на жилище, на образование, на воспитание, на медицинское обслуживание. Работы социо-

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Социология

логов последних лет убедительно доказывают, что проводимая государственными органами политика по отношению к детям по своему содержанию не отвечает интересам всех групп детей [см.: 5, с. 4]. В западных странах дети получают все больше возможностей в отстаивании своих прав перед родителями, так развивалось западное законодательство. В России же обсуждение детских прав вообще началось только в 1990-х гг. А проблема прав детей в отношении родителей пока еще не выносится на широкое обсуждение, чаще речь идет о родительских правах [см.: 6, с. 30]. В российском обществе постепенно нарастает понимание необходимости признания ребенка субъектом прав и обязанностей, а не только объектом воспитательного воздействия. В то же время особые сложности с внедрением идей прав ребенка в Российской Федерации наблюдаются на микроуровне - прежде всего в семье и школе. На микроуровне эти изменения проходят медленно, затрагивая лишь частично различные сферы семейной жизни [см.: 5, с. 5]. Государственная политика в интересах детей предполагает заботу о материальных и духовных условиях подрастающего поколения, включение его в процесс жизнедеятельности общества в посильных границах для этого возраста, обеспечение гарантий соблюдения прав детей [см.: 5, с. 29]. Одна из главных задач в процессе разработки и реализации социальной политики детства - предоставить возможность ребенку стать не только «объектом управления», но и «субъектом развития». Сегодня детство должно стать предметом сознательного конструирования, проектирования, которое оформляется в законодательные акты социальной, экономической, семейной, образовательной политики [см.: 7, с. 25]. Социальная политика детства рассматривается как комплексная система социально-политической деятельности, предоставляющая детям все социальные гарантии, цель которых - обеспечение возможности для эффективной социализации и полноценного развития детей в интересах личности и общества [см.: 7, с. 30]. Первоочередные меры по улучшению положения детей, по мнению Л.Л. Мехришвили: разработка государственной и региональной концепции социальной политики в отношении детей; реорганизация системы

социальной защиты детей; совершенствование нормативно-законодательной базы, регламентирующей условия жизнедеятельности детей [см.: 7, с. 40].

Говоря о статусе детей в современном российском обществе и семье, следует остановиться на изучении проблем, касающихся детей в современном российском обществе и в семье как малой группе. Среди них разного рода насилие над детьми, отсутствие социально-экономического и социально-психологического благополучия в родительской семье, детская бездомность, проблема репродуктивного поведения и здоровья детей, негативное отношение к детям, формирование девиантных стратегий поведения детей (проблема подростковой преступности, преступных группировок среди детей, курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, компьютерная зависимость, детская проституция). Особенно актуальны проблемы девочек-подростков в России - принуждение к сексуальным отношениям, психологическое насилие в период ухаживания, частота беспорядочных половых связей, нежелательные беременности, аборты, раннее материнство, стимулированные ранние браки, отказы от детей, инфекции, передаваемые половым путем, сложности выживания для несовершеннолетних матерей, насилие в браке.

Многочисленные проблемы детей и детства не нашли и не находят достойного решения. Многие дети живут в сложных и даже чрезвычайных обстоятельствах. Все это сказывается на современном поколении детей, в целом, и безусловно отразится на будущих поколениях. В 2005 г. в России насчитывалось 30,5 млн. детей в возрасте 0-18 лет, а в 2015 г. их численность, согласно официальным прогнозам, уменьшится до 22,5 млн. (17 % всего населения). Весьма актуальной остается проблема бедности, особенно многодетных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей. Согласно данным Госкомстата России, сегодня в стране 30 млн. (т.е. 20 % населения) бедных, 9 млн. из них - дети; с учетом же общей тридцатимиллионной численности детей почти каждый третий ребенок - бедный. Растет число детей, проживающих в неполных семьях. Их в России примерно 5 млн. Кроме того, значительный - в 4,5

99

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Социология

раза за последнее десятилетие - рост количества детей-инвалидов (в 2005 г. их общее число достигло 620 тыс.). Еще одна актуальная социальная проблема - маргинализация детей, образование детского «социального дна». В 2005 г. совокупная численность этих групп составила 2163 тыс. Маргинальное детство продолжит свое бытие, и в 2015 г. число беспризорных и безнадзорных детей может составить 1,5 млн. Число потребляющих наркотические вещества в возрасте 11-24 лет достигает 4 млн., а наркозависимых среди них, по разным оценкам - 0,9-11 млн. В 2005 г. было зарегистрировано 140 тыс. преступлений и правонарушений несовершеннолетних при росте числа особо тяжких случаев. Угрозу национальной социальной безопасности создают духовно-культурные риски, связанные с реформированием системы образования, агрессивным влиянием массовой культуры, стимулирующей гедонистически-па-разитические настроения, нетерпимость к незащищенным, к носителям другой культуры. Дети становятся источником социальной нестабильности как в реальном времени, так и в будущем. Пренебрежение проблемами детей деформирует ценностные ориентации общества, ведет к его социальной деградации [см.: 7, с. 3-4].

Для того, чтобы получить сравнительный анализ положения детей в обществе и семье и наиболее полную картину статуса ребенка, сформированного в процессе семейной социализации, мы рассмотрим результаты нашего исследования (в ходе изучения проблемы было проведено пилотажное социологическое исследование в 2006 г., в котором приняло участие 50 школьников восьмых и девятых классов Казани и 50 взрослых членов семьи. Внутри выборочной совокупности их социально-демографические характеристики в целом соответствуют характеристикам генеральной совокупности). Итак, нами были получены данные, что подавляющее большинство респондентов считает, что к ребенку относятся более благожелательно в семье (88 %), причем так считают 92 % мужчин и 84 % женщин. Положение ребенка в семье и обществе примерно одинаковое (6 %). Заслуживают внимания мысли, высказанные респондентами: «Иногда семьи относятся хуже к детям, чем общество (в неблагополучной се-100

мье)», «Этот вопрос можно рассматривать с разных позиций в зависимости от положения семьи в обществе. Например, в девиантных семьях, в семьях алкоголиков, наркоманов к ребенку нет никакого внимания, чего не наблюдается в самом обществе и т.п.». Интересным представляется тот факт, что среди опрошенных нами респондентов, считающих, что к ребенку общество относится более благожелательно, не оказалось. Что, по сути, подтверждает высказанную нами гипотезу о том, что положение ребенка в обществе является еще более неблагоприятным, чем в семье. Осознание того, что дети существуют только для семьи, для родителей, но не для общества, выводит проблему не просто на теоретический уровень, но и на управленческий уровень, возводит ее в ранг социально-политической проблемы.

По мнению респондентов, в российском обществе детям необходимо максимальное внимание как к будущему нации (60 %), дети объективно не являются его полноправными членами (22 %), дети уже имеют равные права с другими группами населения (14 %), 4 % затруднились дать ответ. Что касается пола респондентов, нами были получены данные, что женщины чаще, чем мужчины, склонны считать, что дети объективно не являются полноправными членами общества (36 % и 8 % соответственно). Мужчины же в большинстве своем в отличие от женщин считают, что детям необходимо максимальное внимание как к будущему нации (76 и 44 % соответственно). Татары чаще, чем русские, склонны считать, что детям необходимо максимальное внимание как к будущему нации (68,0 % и 54,5 % соответственно). Респонденты русской национальности чаще, чем представители татарской национальности, предполагают, что дети уже имеют равные права с другими группами населения (18,2 % и 8 % соответственно).

Ребенок для большинства опрошенных родителей является объектом постоянной заботы и опеки (57,7 %), источником нежности и любви (42,3 %), источником радости, вдохновения и утешения (42,3 %), центром внимания (34,6 %). Родители считают, что без чувства отцовства, материнства человек не полноценен (15,4 %), 11,5 % полагают, что в старости ребенок будет

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Социология

для них опорой и поддержкой, без него брак не прочен (7,7 %), ребенок полноценен в ведении хозяйства (7,7 %). Данные исследования, проведенного нами среди детей, показывают отношение родителей к детям с точки зрения самих детей. На вопрос «Как Вы думаете, кем Вы являетесь для своих родителей?» 28 % детей дали нам ответ «они всегда рады мне», 24 % - «они счастливы чувствовать себя родителями», 18 % - «я для них опора в старости», 16% респондентов полагают, что родители более всего надеются на их помощь по хозяйству, 14 % считают, что родители убеждены, что без детей семьи не может быть, 8 % опрошенных дали ответ «через меня они стремятся достичь того, чего не достигли сами», и 8 % респондентов отметили, что родители обожают их воспитывать. Полученные данные об отношении родителей к детям свидетельствуют о распределении ролей и функций детей в семье. Говоря об отношении родителей к детям, необходимо отметить, что ответы опрошенных детей на вопрос «Считаете ли Вы, что Ваши родители Вас любят и уважают?» распределились следующим образом: 68 % респондентов дали ответ «да, конечно», 26 % выбрали ответ «наверное, да», 6 % затруднились дать ответ, 2 % опрошенных ответили «нет, конечно». 22 % опрошенных нами подростка абсолютно согласны с утверждением «Семья ответственна за поведение, образование, будущее и здоровье детей», 34 % согласны, 6 % не согласны, 2 % совершенно не согласны с данным утверждением, 16 % затруднились дать ответ. То обстоятельство, что 8 % опрошенных детей не согласны с тем, что семья ответственна за них, позволяет нам судить о том, что в семьях этих детей они занимают статус относительно независимых членов семьи.

Таким образом, мы видим, что внутрисемейный статус детей оказывается более высоким, чем социальный. Это обусловлено тем, что дети не являются привилегированной социальной группой в социальной стратификации общества, как то было в дореформенный период. Общество не в состоянии оценить по достоинству влияние социальной общности детей на будущее нации, увидеть в ней авторитет, наделить ее престижными статусными характеристиками. Вместе с тем положение

ребенка в институте семьи оказывается выше, нежели в самом социуме, поскольку они необходимы в семейной жизни, чтобы сделать ее полноценной. Дети необходимы в семье, без них существование благополучной, счастливой семьи невозможно, причем дети способны удовлетворить потребности родителей самых различных уровней. Однако в семье, как и в обществе, существует множество проблем. Ввиду того, что статусы реализуются через совокупность социальных представлений о родительстве и детях, которые существуют в сознании современных родителей и детей, а также через реальные отношения в семьях, через функции и роли, которые выполняют дети в семье в процессе социального взаимодействия, мы наметили тенденции к формированию различных статусов детей в ней, а именно статусов отверженного и принятого, зависимого и подчиняемого, автономно-независимого и деспотичного. Однако ярче всех проявилась проблема автономности ребенка от семьи, что говорит о том, что в процессе семейной социализации наблюдается некая девиация, поскольку чем более автономен ребенок от семьи, тем больше разрыв в ценностной иерархии младшего и старшего поколений, тем менее интенсивно он усваивает нормы, знания, образцы поведения семьи, которые так необходимы ему, в связи с чем семья оказывается неблагополучной. Также обнаружен высокий уровень конфликтности в родительско-детских отношениях, при этом многие родители не способны самостоятельно справиться с возникающими проблемами, прибегают к помощи третьих лиц, не предпринимают даже попыток избежать конфликта, а также факт применения родителями в качестве метода воспитательного воздействия наказания, запретов на какие-либо действия детей, односторонний процесс принятия решений, связанных с жизнью ребенка. Большинство опрошенных родителей предполагает, что дети не должны быть препятствием в осуществлении поставленных ими целей, в решении проблем статусно-ролевых отношений в семье.

Помимо названных проблем детей в обществе и семье существуют и многие другие, в том числе проблемы снижения здоровья де-

101

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3

Социология

тей, уровня их образования, качества организации досуга, доступа к культурному наследию, нравственной деградации, детской смертности и т.п. Таким образом, происходит заметное снижение качества их жизни. Однако суть вопроса ясна: детство в России не защищено государством, а сами дети не являются привилегированным сословием в обществе. В семье дети занимают второстепенное место, поскольку на первый план выходят чувства супругов по отношению друг к другу, их собственная жизнь. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что дети - это одна из наименее благополучных категорий граждан, к которой должен быть прикован максимум внимания как широкой общественности, так и науки, в том числе и социологической.

Литература:

1. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - М.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

2. Щеглова С.Н. «Социология детства» как эк-лективный курс. Опыт преподавания // Со-цис. - 2003. - № 6 (230). - С. 109-113.

3. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 216 с.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

5. Щеглова С.Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. - М.: Социум, 2001. - 85 с.

6. Гурко Т.А. Трансформация института родительства в постсоветской России: Автореф. дис. ... докт. социол. наук. - М., 2008. - 47 с.

7. Мехришвили Л.Л. Проблема детства в системе российской социальной политики: Ав-тореф. дис. ... докт. социол. наук. - Тюмень, 2007. - 50 с.

The Status of Children in Modern Russian Society and Family (Theoretical and Empirical Aspects)

Yu. Khayrullina, E. Nurullina The Kazan State Power University

The article refers to the problem offorming of social status of children in modern Russian society and family. The authors analyze various sociological approaches to understanding the notion of children and their position in the society; study the problems that children face in the society and family, children’s right and social policy; demonstrate peculiarities of status-role relations between parents and children and provide the results of their investigations.

Key words: social status, the status of the child in the family, social stratification of the society, social group, childhood, children’s rights, social policy and and protection of children, attitude to children, roles and functions of children in the family, status-role relations and avtonomization of children.

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.