ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.356.2.
Э. Р. Нуруллина
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СТАТУСА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
В статье рассматривается применение функционального подхода как методологии изучения проблемы формирования статуса детей в процессе семейной социализации. Представлены роли и функции, выполняемые детьми в семье и в обществе. Функции, выполняемые детьми на уровне семьи, разделены на явные и латентные, классифицированы по такому основанию, как субъектно-объект-ное. В статье также показаны дисфункции, выполняемые детьми в семье.
The article considers the application of the functional approach as a methodology for studying some problems. Problems concern formations of the status of children in the family socialization. Presents the roles and functions, performed by children in the family and in society. The functions performed by children at the family level are divided into explicit and latent, are classified on such ground as a "subject"-"object". The article also shows the dysfunction, performed by children in the family.
Ключевые слова: функциональный подход, статус детей в семье, семейная социализация, роли детей в семье, функции детей на уровне семьи и общества, дисфункции, явные и скрытые функции детей.
Keywords: functional approach, the status of children in the family, family socialization, the role of children in the family, the function of children in the family and society, dysfunction, overt and covert functions of children.
К главным теоретико-методологическим подходам к изучению процесса формирования статуса ребенка в семье, на наш взгляд, необходимо отнести функциональный подход. Основателями функционального подхода являются Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер и Г. Спенсер. Особенность функционального подхода к изучению формирования статуса ребенка в процессе семейной социализации заключается в том, что с помощью него можно исследовать структуру и функции семьи, категорию родительства, функциональные ценности детей, явные и скрытые функции детей, а также дисфункции, выполняемые детьми в своей семейной группе, и социальные функции, выполняемые детьми на уровне общества в целом.
© Нуруллина Э. Р., 2011
Двумя наиболее важными функциями научной теории, по Т. Парсонсу, являются описание и анализ. Они неразрывно связаны, ибо точный анализ становится возможным только тогда, когда существенные факты описываются в тщательно систематизированной и упорядоченной манере. Иными словами, необходимость произвести анализ формирования социального статуса ребёнка в процессе семейной социализации диктует обязательность описания всех аспектов его положения в семейной группе. Эти аспекты нужно выявить, сгруппировать, классифицировать и обозначить (закодировать) в целях более глубокого и всестороннего анализа.
Три взаимосвязанных постулата Р. Мертона утверждают, что стандартизированные социальные виды деятельности или же элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы; что все эти социальные и культурные элементы воплощают социальные функции; что они тем самым необходимы.
Рассматривая первый постулат в его типичной формулировке, согласно которой «функцией отдельного социального феномена является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы в целом», Р. Мертон отмечает, что положение о полном функциональном единстве человеческого общества зачастую противоречит фактам. Следовательно, семья как социальная общность необязательно должна быть совершенно едина, целостна, гармонична. В ней, как и в обществе в целом, возможны дисфункции, противоречия, которые, тем не менее, не мешают семейной группе выполнять свою социальную роль и быть проводником социальных идей и представлений в мир каждой конкретной личности.
Постулат универсального функционализма утверждает, что все стандартизированные социальные или культурные формы имеют позитивные функции. Отсюда вывод о признании социальных ролей и функций в современной семье естественными для данного времени и данного общества.
Постулат незаменимости содержит два связанных между собой и одновременно различных утверждения. Во-первых, предполагается, что существуют незаменимые функции, что совершенно справедливо для таких семейных функций, как репродуктивная и социализационная. Во-вторых,
Э. Р. Нуруллина. Функциональный подход к анализу процесса формирования статуса ребенка в семье
предполагается, что те и иные функции являются необходимыми для выполнения определенных функций. В частности, чтобы быть семьёй, мужчине и женщине нужны дети, и репродукция становится условием создания семьи и её успешного функционирования как социального института. Таким образом, иметь детей семья обязана в той же мере, что и, имея их, заниматься их воспитанием, социализацией.
Постулат необходимости содержит два различных положения: одно из них утверждает необходимость определенных функций, и отсюда возникает понятие функциональной необходимости, или необходимых функциональных предпосылок; второе говорит о необходимости существующих социальных институтов, культурных форм. Так, функция экономическая необходима для того, чтобы обеспечить материальные условия функционирования семьи, тогда как существование института производства (экономики) -главное условие и предпосылка для исполнения семьёй всех других (помимо экономической) её функций.
У детей в семье есть свои функции и дисфункции, функции явные и скрытые. Функции детей могут быть основными и второстепенными, актуализированными и неактуализированными в сознании индивида, современными и архаичными.
Классифицируем функции детей в рамках семьи как малой группы и дадим их интерпретацию на основе полученных нами результатов репрезентативного авторского социологического исследования. Итак, эмпирические данные говорят, что дети выполняют в семье следующие функции: функцию чадолюбия - ребенок для родителей является источником нежности и любви (51,4%), источником радости, вдохновения и утешения (63,9%), мерилом высших ценностей, эмоциональной отдушиной (5,4%); функцию социализации - ребенок для большинства опрошенных родителей является объектом постоянной заботы и опеки (81,8%), центром внимания (60,1%), объектом воспитания (16,0%); хозяйственно-бытовую функцию - родители считают, что ребенок - помощник в ведении хозяйства (40,4%). Это обстоятельство позволяет судить о том, что они могут выполнять и функцию материального обеспечения в семье, т.е. являться для родителей средствами заработка; эгозащитную функцию -родители считают, что в старости ребенок будет для них опорой и поддержкой (30,3%); функцию самореализации - родители считают, что без чувства отцовства, материнства человек неполноценен (22,1%), дети должны достигать того, что их родителям не удалось достичь (56,2%); интег-ративную функцию - родители считают, что без ребенка брак непрочен (20,9%); коммуникационную функцию - родители не устают от общения
с ребенком (63,9%), любят совместно с ним определять его интересы, цели, возможности и пути преодоления проблем, связанных с обучением, общением, образом жизни (73,3%), любят поспорить с детьми о жизни, делах, литературе (41,1%), могут возиться с детьми часами, увлекаясь их игрой, читая, рассказывая им сказки, истории (56,5%), дети очень любят играть с родителями (73,2%); функцию снятия напряжения - дети являются теми, на кого можно «спустить пар» (0,7%), родители считают, что от ребенка исходит постоянное напряжение (5,3%).
Согласно результатам нашего исследования помимо перечисленных функций в семье дети могут выполнять и следующие роли: мучителя, укора совести (0,7%), источника агрессии (0,4%), роль деспота - ребенок указывает всем, как и что надо делать (3,9%), роль агрессора - того, кто нападает (1,2%), критика - ребенок постоянно критикует поступки и действия родителей (1,5%).
Необходимо отметить, что исполняемые детьми функции в семье различаются в зависимости от очередности рождения детей, от их возраста, пола и возраста родителей. Так, например, объектом постоянной заботы и опеки чаще являются старшие и средние дети (51,2 и 51,3%), чем младший ребенок (37,0%). Без старших и средних детей в семье брак непрочен чаще, чем без младших детей (20,1 и 17,1% против 6,5%). Старшие дети чаще, чем младшие, играют роль критика (51,2 и 2,2%) и деспота (13,4 и 6% соответственно). Мнения отцов и матерей относительно исполняемых детьми функций очень схожи, однако есть и различия. Так, например, ребенок является объектом постоянной заботы и опеки чаще для мужчин, чем для женщин (85,8 и 78,4% соответственно). Для женщин чаще, чем для мужчин, дети являются источниками радости, вдохновения и утешения (68,9 и 57,9%), помощниками в ведении хозяйства (43,9 и 36,2%).
Выделенные социальные функции детей в семье необходимо классифицировать и по такому основанию, как субъект-объектное. Так, необходимо выделить функции, в которых дети являются объектом воспитательной деятельности родителей, семьи в целом, и это хозяйственно-бытовая функция, функция материального обеспечения, эгозащитная функция, функция снятия напряжения, интегративная и коммуникационная функции. Функции, в которых дети выступают самостоятельным субъектом воспитательной деятельности в семье, это функция самореализации родителей (от них не зависит целиком и полностью, реализует ли ребёнок их скрытые желания и стремления), функции социализации (помимо родителей на данный процесс влияют также и другие социальные институты и группы), функция чадолюбия (проявления данного чувства
зависят не только от самих родителей, но и субъекта действия - ребёнка, способного или неспособного воспринять родительскую любовь).
Функции детей, выполняемые ими на уровне семьи, можно разделить на явные и латентные, используя теорию структурно-функционального анализа Р. Мертона. Первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы. Вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка [1]. Так, к явным функциям детей в семье мы отнесём их участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи, в её материальном обеспечении (помощь родителям по дому, на садовом участке, зарабатывание карманных денег и т. д.), коммуникационную функцию. А к латентным функциям можно отнести эгозащитную функцию (каждый ребёнок стремится защитить своё «Я» от посягательств окружающих), функцию снятия напряжения (конфликт со взрослыми - одно из средств её исполнения) и интегративную функцию (ребёнок подсознательно стремится влиться в семью, быть принятым, хотя может вести себя вопреки здравому смыслу).
Р. Мертон, пытаясь преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция» нормативной модели [2]. Введенное Р. Мертоном понятие «дисфункция» также применимо при анализе формирования социального статуса детей в семье. Негативные функции детей в семье, как отмечает В. В. Бойко, - это функция приватизации супружеской жизни и функция катализатора осознания жизненных условий [3].
Полученные в результате исследования данные о том, что дети стали помехой в достижении родительских целей (2,7%), говорят, что они выполняют в семье функцию приватизации супружеской жизни. Тот факт, что родители считают детей причиной обременения семейными заботами (1,6%), говорит о функции катализатора осознания жизненных условий.
С нашей точки зрения, дисфункциями являются также и такие сферы детского функционирования в семье, как неудовлетворение родительских ожиданий; родственная принадлежность детей к одному из двух родителей либо ни к одному из родителей (в повторных браках, при усыновлении); физические или психические отклонения в развитии ребёнка; табачная, алкогольная, наркотическая, токсическая, игровая и иные
виды зависимости у ребёнка; преступное и иные виды девиантного поведения и другое.
В ходе трансформации общества в целом и семьи в частности функции, выполняемые детьми в институте семьи, изменяются. Направленность изменений такова: дети всё больше становятся помехой для удовлетворения растущих потребностей своих родителей и всё реже - стимулом для дальнейшего укрепления института семьи, фактором сплочения семьи как малой группы. Об этом свидетельствуют данные, полученные в результате нашего исследования: на решение о разводе не повлияло бы присутствие детей в семье у 14,6% опрошенных респондентов, 12,6% не смогли определиться, оказывают ли влияние дети на сохранение отношений; родители считают, что они не должны отказываться от задуманных целей ради своих детей (24,3%); родители не знают, стоит ли отказываться от своих интересов ради детей (10,9%); родители считают, что престиж семьи не зависит от количества детей в ней (51,8%), не знают, влияет ли количество детей в семье на ее престижность, 9,5% опрошенных респондентов.
Остановимся на исследованных функциях детей в современном российском обществе. С точки зрения опрошенных респондентов, они таковы: функция биологического воспроизводства общества, семьи, сохранение рода (51,2%); функция трансляции культурных норм и ценностей (49,9%); развитие личности членов семьи (44,9%); функция укрепления семьи как социального института и брака (39,7%); предоставление определенного социального статуса членам семьи (17,8%); функция рационального досуга (9,3%); функция удовлетворения экзистенциальных потребностей родителей (4,9%).
Иными словами, в экзистенциальном смысле функции детей в обществе в целом сопряжены с их семейными функциями, однако и выходят за пределы института семьи. В широком смысле -это функции демографического, социального, культурного воспроизводства общества, в узком - функции развития и саморазвития личности взрослого человека, удовлетворения его самых разнообразных потребностей среднего и высшего уровней.
Примечания
1. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1996. С. 254.
2. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. М.: Феникс, 1994. С. 329
3. Бойко В. В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Мысль, 1988. С. 82-83.