Научная статья на тему 'Формирование статуса детей в процессе семейной социализации'

Формирование статуса детей в процессе семейной социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
601
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЭТНОМЕТОДОЛОГИИ И СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА / СТАТУС ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТАТУСА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ / ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СТАТУСОВ / СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SYSTEM APPROACH / FUNCTIONAL APPROACH / PHENOMENOLOGY / ETHNOMETHODOLOGY AND TOOLS OF SYMBOLIC INTERACTIONISM / SOCIAL DEMOGRAPHIC GROUP / THE STATUS OF CHILDREN IN THE FAMILY / FACTORS OF INFLUENCES ON THE FORMATION OF THE STATUS OF CHILDREN IN THE FAMILY / TYPOLOGY OF STATUSES / FAMILY SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нуруллина Эльмира Ринатовна

Представлены результаты исследования процесса формирования статуса детей в ходе семейной социализации, рассмотрены подходы к изучению данной проблемы. Показаны положение и проблемы детей в современном обществе и семье. Определено понятие детей как социально-демографической группы, статуса детей в семье, дана его типологизация, раскрыта сущность процесса семейной социализации. Представлены факторы, влияющие на формирование статуса ребенка в процессе семейной социализации, дана их систематизация. Предложены направления совершенствования процесса социализации детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE STATUS OF CHILDREN IN THE FAMILY SOCIALIZATION

The article presents some results of a study of the formation status of children in the family socialization, approaches to the study of this problem. It shows some position and problems of children in contemporary society and family. Defined the notion of children as a social demographic groups, the status of children in the family, given its typology, discloses the essence of family socialization. Presents factors influencing the formation of the child's status in the process of family socialization, given their classification. Suggested ways of improving the socialization process of children.

Текст научной работы на тему «Формирование статуса детей в процессе семейной социализации»

Литература

1. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология: краткий курс. М.: ИНФРА-М, 2002. 231 с.

2. Еестратое А.Э. Генезис идеи социального государства: Историко-теоретические проблемы: дис. ... канд.

юрид. наук. Омск, 2005.

3. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993). Режим доступа: http://www.constitution.ru/.

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Режим доступа: http://www.naukaxxi.ru/kon-tseptsiya-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii/.

5.Лавриненко И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80-е - первая половина 90-х гг. XX столетия): автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 2000. С. 54.

6. Маслова Л.А. Совершенствование организационных форм управления системой социальной защиты населения в регионе: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2004. С.16.

7. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 416 с.

8. Послание Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, 30 ноября 2010 г. h ttp ://прези дент .рф/tra nscripts/5979.

9. Романовская Е.С. Трансформация системы социальной защиты населения: опыт социологического исследования. Магадан: Кордис, 2007. С. 6-90.

10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.

11. Esping-Andersen G. The Three World of Welfare Capitalism. Cambridge: Polity Press, 1990. P. 26-33.

12. Titmuss R. Soziac Policy. An Introduction. Lonlon: Allen and Unwin, 1974. P. 30-31.

ВАСИЛЬЕВА ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - ассистентка кафедры социологии и социально-правовых дисциплин, Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары, Россия, Чебоксары (vasiliska1982@rambler.ru).

VASILYEVA EKATERINA VYACHESLAVOVNA - assistant of Sociology and Social Law Subjects Department, Branch of Saint-Petersburg State University of Engineering and Economics in Cheboksary, Russia, Cheboksary.

УДК 316.356.2

Э.Р. НУРУЛЛИНА

ФОРМИРОВАНИЕ СТАТУСА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: системный подход, функциональный подход, феноменология, инструментарий этнометодологии и символического интеракционизма, социально-демографическая группа, статус детей в семье, факторы влияния на формирование статуса детей в семье, типологизация статусов, семейная социализация.

Представлены результаты исследования процесса формирования статуса детей в ходе семейной социализации, рассмотрены подходы к изучению данной проблемы. Показаны положение и проблемы детей в современном обществе и семье. Определено понятие детей как социальнодемографической группы, статуса детей в семье, дана его типологизация, раскрыта сущность процесса семейной социализации. Представлены факторы, влияющие на формирование статуса ребенка в процессе семейной социализации, дана их систематизация. Предложены направления совершенствования процесса социализации детей.

E.R. NURULLINA

FORMATION OF THE STATUS OF CHILDREN IN THE FAMILY SOCIALIZATION

Key words: system approach, functional approach, phenomenology, ethnomethodology and tools of symbolic interactionism, social demographic group, the status of children in the family, factors of influences on the formation of the status of children in the family, typology of statuses, family socialization.

The article presents some results of a study of the formation status of children in the family socialization, approaches to the study of this problem. It shows some position and problems of children in contemporary society and family. Defined the notion of children as a social demographic groups, the status of children in the family, given its typology, discloses the essence of family socialization. Presents factors influencing the formation of the child's status in the process of family socialization, given their classification. Suggested ways of improving the socialization process of children.

Для раскрытия сущности изучаемой проблемы мы применили комплексную концепцию, систематизирующую совокупность ряда теоретических подходов. Так, системный подход позволяет рассматривать детей как систему, ка-

чество которой определяется совокупностью, целостностью отношений и связей между образующими ее элементами, их формой, способом взаимодействия; с помощью функционального подхода можно исследовать структуру и функции семьи, категорию родительства, функциональные ценности детей, явные и скрытые функции детей, а также дисфункции, выполняемые детьми в своей семейной группе, и социальные функции, выполняемые детьми на уровне общества в целом; феноменологический подход и инструментарий этнометодо-логии и символического интеракционизма позволяет рассматривать совокупность социальных представлений ребенка и его родителей о самом себе и другом члене семьи, которые существуют в сознании современных родителей и их детей, отношение родителей к детям как социальному феномену, анализировать мотивы поведения и деятельности участников коммуникационного акта в семье, выявлять особенности и противоречия социальных представлений детей и их родителей, отцов и матерей о ролях и статусах членов семьи, анализировать значения символов и знаков, которые олицетворяют понимание детьми своего места в жизни, своей роли в семье и обществе.

В результате исследования изучаемой проблемы нами было определено понятие детей как социально-демографической группы, показаны их возрастные рамки, место и проблемы детей в современном российском обществе и семье. Дети - особая социальная группа, объединяющая в себе индивидов, которые имеют общие взгляды, способности, склонности, интересы и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия. Роли, выполняемые ими, объединяют их в рамках социальных отношений. Среди проблем, касающихся детей в современном обществе, исследователи выделяют разного рода насилие над детьми, отсутствие социально-экономического и со-циально-психологического благополучия в родительской семье, детскую бездомность, репродуктивное поведение и здоровье детей, негативное отношение к детям, формирование девиантных стратегий поведения детей и множество других. Главная проблема данной социальной группы - социальное неравенство, дифференциация по возрастным и социальным критериям, неравенство условий стартового потенциала, различные жизненные шансы детей на получение социальных и культурных благ. Среди проблем детей в семье как малой социальной группе мы делаем акцент на наличии конфликтов в родительско-детских отношениях, противоречий интересов и потребностей родителей и детей, взаимонепонимании между ними, а также на различиях во мнениях родителей и детей о желаемом и реальном положении детей в семье.

Говоря о месте детей в стратификации современного российского общества и семье, мы выяснили, что внутрисемейный статус детей оказывается более высоким, чем социальный. Это обусловлено тем, что дети не являются привилегированной социальной группой в социальной стратификации общества, как это было в дореформенный период. Общество не в состоянии оценить по достоинству влияние социальной общности детей на будущее нации, увидеть в ней авторитет, наделить ее престижными статусными характеристиками. Вместе с тем положение ребенка в семье оказывается выше, нежели в самом социуме, поскольку они необходимы в семейной жизни, чтобы сделать ее полноценной, помогают родителям уподобляться небезразличной для них общности людей, имеющих детей. Посредством детей возможны интеграция супружеских отношений, достижение супружеского взаимопонимания, общности репродуктивных установок. Таким образом, мы видим, что дети необходимы в семье, без них существование благополучной, счастливой семьи невозможно, причем дети способны удовлетворить потребности родителей самых различных уровней. Осознание того, что дети существуют только

для семьи, для родителей, но не для общества, выводит проблему не просто на теоретический уровень, но и на управленческий уровень, возводит ее в ранг социально-политической проблемы.

Нами было определено понятие статуса детей в семье, раскрыта сущность процесса семейной социализации ребенка. Семейная социализация -это процесс, в ходе которого ребенок осваивает первоначально и закрепляет в последующем социально одобряемые личностные черты, обычаи и традиции, обретает социальные роли и соответствующие им функции, выполняемые им в семье, потребности, интересы, установки и ценности, модели поведения и деятельности, в результате чего формируется статус ребенка в семье. Социальный статус - соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. Статус ребенка в семье - это его положение в семье как малой социальной группе.

В результате нашего исследования нами были выявлены и осмыслены факторы, влияющие на формирование статуса ребенка в процессе семейной социализации, дана их систематизация по такому основанию, как субъект-объектное. К объективным факторам социального статуса детей мы относим общие социальные условия, условия жизни семьи, структуру семьи, её функции, образ жизни, образ мышления членов семьи, успешность функционирования, этапы жизненного цикла, удовлетворенность семейной жизнью, нормы, обычаи и традиции, роли и функции детей, выполняемые в семье, поведение и деятельность, родительское воспитание. Объективные факторы мы классифицировали по уровням влияния: макро-, мезо- и микроуровни влияния. Под факторами на макроуровне подразумеваются сферно-институциональные факторы, т.е. факторы на уровне страны в целом: общественно-политические условия в стране, состояние социальных институтов (государство, политика, образование, СМИ, экономика, религия), идеологические отношения, разделение общества на слои и классы. Под факторами на мезоуровне мы подразумеваем: территориальное пространство, условия жизни на уровне среды расселения, конкретного населенного пункта, города, района. Под факторами влияния на микроуровне мы понимаем: уровень социальных групп, ближайшее социальное окружение - школа, детский сад; сверстники, друзья; родители, родственники; этнические, соседские, религиозные группы и т.д. К субъективным факторам, влияющим на статусно-ролевые позиции детей в семье, относятся: отношение к детям, ожидания и требования родителей, их воспитательные цели и стратегии, родительские установки, потребность в детях, родительско-детские отношения, а также потребности и интересы самих детей. На основе теоретических и эмпирических данных выявлены особенности влияния объективных и субъективных факторов на процесс формирования статуса детей в семье и показана иерархия их влияния. Выявлено, что в процессе формирования статуса ребенка в семье наибольшее влияние оказывают среди объективных факторов: образ и условия жизни семьи (78,6%), материальное положение семьи (75,5%), методы родительского воспитания (42,4%), место проживания семьи (40,0%), структура семьи (32,4%); среди субъективных факторов: взаимоотношения между родителями и детьми (60,7%), социальнопсихологический климат в семье (55,3%), отношение к детям (45,2%), потребности и интересы родителей и детей, их ценности и нормы, взгляды, убеждения, идеалы (24,6%), воспитательные цели и стратегии (28,9%). Среди факторов влияния на макроуровне на формирование статуса детей в современных семьях оказывают наибольшее значение такие факторы, как общественно-политические условия в стране (31,4%), состояние социальных институтов (образования (48,4%),

государства (37,8%), СМИ (30,5%), экономики (23,8%)), на мезоуровне: район проживания (37,4%), социальная среда города (36,7%); на микроуровне: родители, родственники (68,1%), сверстники, друзья (61,0%), школа, детский сад (57,4%).

В результате анализа объективных факторов, влияющих на формирование статуса детей в процессе семейной социализации, мы выявили роли и функции детей в семье. Функции детей в семье мы классифицировали по такому основанию, как субъект-объектное, и разделили их на явные и латентные, используя теорию структурно-функционального анализа Р. Мертона, а также выделили функции, выполняемые детьми на уровне общества. Функции детей в современном российском обществе в широком смысле - это функции демографического, социального, культурного воспроизводства общества, в узком - функции развития и саморазвития личности взрослого человека, удовлетворения его самых разнообразных потребностей среднего и высшего уровней.

На основе типологии реальных родительско-детских отношений была разработана авторская методика выявления типа статуса детей в семье и критерии, позволяющие его определить. Это дает возможность не только диагностировать, но и прогнозировать тенденции формирования статуса ребенка в семье: принятого, отверженного, принятого/отверженного, зависимого, подчиняемого, автономного, деспотичного члена семьи.

В результате изучения особенностей формирования статуса детей в семье нами были даны рекомендации по направлениям совершенствования и корректировки процесса семейной социализации детей. Основные направления, которые необходимо осуществлять для того, чтобы улучшить положение ребенка в семье, могут быть представлены на трех уровнях: мероприятия на уровне образовательного учреждения, способы гармонизации отношений между родителями и детьми в семье на государственном и социальном уровне, работа непосредственно в семье.

НУРУЛЛИНА ЭЛЬМИРА РИНАТОВНА - ассистентка кафедры социологии, Казанский государственный энергетический университет, Россия, Казань (elmiranur10@yandex.ru).

NURULLINA ELMIRA RINATOVNA - assistant of Sociology Department, Kazan State University of Power Energy, Russia, Kazan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.