УДК 316.356.2:316.614.5
https ://doi.org/10.24158/spp.2018.4.6
Исманова Нурлан Абдрасуловна
старший научный сотрудник, аспирант Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева
УСПЕХ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: РОЛЬ СЕМЬИ В УСПЕШНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Ismanova Nurlan Abdrasulovna
Senior Research Fellow, PhD student, Kyrgyz State University
SUCCESS AS A FACTOR OF HUMAN DEVELOPMENT: THE ROLE OF THE FAMILY IN THE SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF THE CHILD
Аннотация:
В статье автор отмечает значимость личностного успеха в социализации человека. Рассмотрена категория успеха как человеческой ценности, фактора успешного развития личности, способствующего достижению определенного статуса в обществе. Выделены коммуникативные и развивающие функции изучаемого понятия. Успех измеряется не столько положением, достигнутым человеком в со-циуме, сколько теми препятствиями, которые он мужественно преодолевает на пути к своей цели. Определены различия в критериях успеха старшего и младшего поколений. Установлена зависимость качества социализации личности от культурного и образовательного уровней, социальной ответственности и опыта самих родителей. Актуализируются социальная роль семьи в мотивации на успешное развитие ребенка, значимость формирования успешного поколения как гаранта стабильного развития общества.
Ключевые слова:
социализация, успех, социальная система, социальный институт, социальная роль, социальная ответственность, социальный статус, социальный контроль, девиантное поведение, социальная стратификация.
Summary:
The author makes particular reference to the importance of personal success in the socialization of a person. The research considers the category of success as a human value, a factor in the successful development of the personality conducive to attaining a certain status in society. It distinguishes the communicative and developing functions of success. The success of a person is measured not so much by his social status as by the obstacles that he overcomes courageously striving for a goal. The differences in the success criteria of the older and younger generations are defined. The author determines the dependence of the quality of personal socialization on the cultural and educational level, social responsibility, and the experience of the parents. The paper discusses the social role of the family in motivating the successful development of the child, the importance of bringing up a successful generation as a guarantee of stable development of the society.
Keywords:
socialization, success, social system, social institution, social role, social responsibility, social status, social control, deviant behavior, social stratification.
Человек как интеллектуальная ценность общества является главным условием развития государства. Современная эпоха предъявила особые требования к личности. Сегодня, чтобы отвечать запросам времени, необходимо иметь определенный уровень развития, ценности и личностные качества, которые позволяют эффективно функционировать в социуме. В данном аспекте основная роль принадлежит семье. Именно она как социальная общность выступает первичным звеном, формирующим связь личности с обществом.
В рамках современной социологической науки понятие семьи как социального института возникло со времен формирования человеческих отношений. «Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родитель-ства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [1, с. 44]. В этом процессе следует отметить значимую социальную роль родителей. По мнению ученых, детям отводится «предписанная» социальная роль, а родителям ввиду выполнения определенной деятельности - «достигнутая» роль.
«Структуру социальных систем можно анализировать, применяя четыре типа независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли» [2]. Равновесие социальной системы, по мнению социолога Т. Парсонса, достигается при помощи двух основных механизмов: социализации и социального контроля, обеспечивающих сохранение и воспроизводство нормативно-ценностной составляющей общества. Родители, выступая в роли матери, отца, старшего товарища, работника, члена семьи, пошагово передавая накопленный опыт, знания, навыки, культуру, социальные ценности ребенку, контролируя его, тем самым обеспечивают стабильность существования самой семьи как социального института, а также способствуют устойчивости и самодостаточности ребенка в будущем. Согласно доводам ученых, человек в процессе социализации проходит три стадии обучения: подготовительную, игровую, исполнение роли. В реальной жизни ребенок постепенно формирует свой образ, копируя чужую модель поведения.
Качество социализации личности зависит от уровня влияния родителей на ребенка в подготовительный период, начиная с рождения, приема пищи, первых шагов, первого опыта произношения слова, навыка одевания одежды, гигиены, развития способностей, укрепления физического и психического здоровья. Степень воздействия родителей зависит от их модели социального поведения, уровня культуры, образования, социальной ответственности перед ребенком и обществом, семейных ценностей, социальных связей, социального опыта, перенятого от своих предков.
Считаем, что обучать преодолению препятствий, держать ответ за проступки нужно с раннего детства, это приводит к формированию стойкости характера. При этом привитие положительной мотивации на достижение успеха должно начинаться именно в семье, поскольку родители как социальные агенты социализации по статусу хорошо осведомлены о способностях и интересах детей и могут своевременно развивать их. Задавая базу с детства, следует закладывать в ребенке все необходимые знания и навыки, контролировать их реализацию, применяя соответствующие санкции, учить работать над собой, бороться с трудностями, чтобы он в будущем стал цельной, самодостаточной личностью и поверил в свои силы.
Ребенок проходит путь от начального становления, ранней социализации в семье и последующего развития в детском саду, школе, вузе, на службе в армии, при выборе профессии, трудоустройстве, женитьбе до социальной зрелости. Процесс социализации личности обеспечивает адаптацию в обществе и ведет к поиску социального места в жизни. По мнению ученых, основным в жизнедеятельности человека выступает тот «приобретенный статус», который определяет его ценности, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Он обусловлен его индивидуальными качествами, уровнем развития, образования, воспитания и тем, как воспринимают его в собственном кругу. Кроме того, по мнению социолога М. Вебера, озвученному в докладе «Национальное государство и экономическая политика», самодисциплина является важным условием делового успеха.
Согласно Конституции Кыргызской Республики от 28.12.2016 г., права и свободы гражданина считаются высшей ценностью общества. Наряду с такими правами, как права на жизнь, образование, развитие, социальную защиту, человек обладает правами на счастье и успех. В становлении личности наряду с другими нравственными ценностями социума - любовью, уважением, верностью, справедливостью, патриотизмом, образованием, здоровьем, трудолюбием, властью, добротой, гуманизмом и др. - большое значение имеет и успех, который, согласно толковому словарю, означает достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат, общественное признание.
Переход от одной общественной формации к другой, приобщение к рыночным отношениям изменили систему традиционных человеческих ценностей. Формируются новые стили жизни, которые вдохновляют людей двигаться к новым целям в разных областях жизнедеятельности. На первый план в социуме выдвигаются индивидуализм, независимость, конкурентоспособность, богатство, карьера, поощряются успех и признание. При этом не следует забывать, что человек -главный интеллектуальный ресурс государства. Правильно воспитать его, направить по верному пути, подготовить к трудностям жизни - обязанность взрослых: государства, общества, семьи, педагогов и т. д. Миссия старшего поколения, его социальная ответственность заключаются именно в воспитании успешной молодежи. Для этого необходимо повсеместно среди родителей и детей культивировать идеологию и политику успеха, разрабатывать программы по развитию и внедрению соответствующих философии и психологии.
В современном обществе рассматриваются различные подходы к трактовке успеха: это и фактор развития человека, и личностная и коллективная деятельность, и ценность, и коммуникация. Для будущего государства выгоднее формировать успешное поколение, чем молодежь с девиант-ным поведением. Последнее означает социальное явление, которое представляет реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в социальной среде, способствует нарушению процесса усвоения и воспроизводства культурно-нравственных норм и ценностей, а также препятствует саморазвитию и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит [3].
Вопросы происхождения человека и его предназначения в обществе остаются в центре внимания науки, религии, культуры и искусства. В чем заключается смысл его жизни? Кто-то видит его в продолжении рода, рождении и воспитании нового поколения, кто-то - в развитии и образовании, кто-то - в карьере, спорте, религии или материальном обогащении.
Исследования ученых доказали, что с развитием общества изменяются принципы достижения успеха. Социальный опрос, посвященный изучению роли успешной семьи в социализации личности, проведенный нами среди населения в 2017 г., показал, что старшее и младшее поколения имеют специфические критерии успеха. Старшее поколение, представляющее тех, кто целью жизни ставил получение высшего образования и профессии, примером успеха считают искусное владение специальностью, защиту научной диссертации, приобретение статуса ученого, создание примерной семьи, воспитание детей, строительство дома и т. д. Для них - это путь длительных последовательных усилий, в конце которого находится вознаграждение. Современ-
ная молодежь об успехе имеет иное представление. Признаком успешности молодые люди считают высокий уровень материального достатка, образование они рассматривают как условие достижения высокого положения в обществе, при этом построение семьи и рождение ребенка отодвигаются на второй план.
Удача и успех в жизни, карьера и любовь зависят от умения строить отношения, привлекать к себе других людей, убеждать, влиять на них и руководить ими. Такая способность в психологии называется «магнетизмом личности». Однако подобные навыки нужно развивать в свое время. Успех кардинально меняет жизнь человека, дает возможность приобщиться к огромному материальному и духовному богатству, обеспечивает доступ к всевозможным радостям жизни.
Что может мешать человеку быть счастливым - стихийное бедствие, несчастный случай, болезнь, смерть близкого, нехватка денег? Полагаем, самое большое препятствие в достижении успеха люди создают себе собственными неорганизованностью, неграмотностью, ленью, неуверенностью, слабыми социальными связями. Подобная социальная дезорганизация обусловлена недостатком социального контроля со стороны родителей.
Также в деле воспитания личности немаловажное значение имеет факт, что разнообразные возможности достижения успеха создаются благодаря дифференциации на социальные группы: профессиональные, статусные, культурные, образовательные, возрастные, по состоянию здоровья и т. д. Каждая из них формирует условия для становления личности, строит общественную «беговую дорожку», обеспечивает старт, соответствие ролевым ожиданиям, социальное вознаграждение - публичное признание, деньги. Вместе с тем не надо забывать, что в нашем обществе большую роль играют принадлежность к социальной категории населения, владение наследством и связями, от которых зависит престижность социального круга, учебного заведения, той или иной профессии, нежели трудолюбие и сила характера. По мнению социолога Э. Дюркгейма, пока существует социальная стратификация, образование никогда не будет одинаковым для разных социальных групп [4].
Согласно данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики за 2014-2015 гг., 40 из 100 % - городские дети. Ребенок из благополучной семьи имеет более 70 % возможностей закончить престижные школы и приобрести профессию. Дети из простых семей обладают лишь 7 % шансов получить образование и самоутвердиться. Только 5 % руководящего класса - выходцы из простых семей.
Результаты исследований, проведенных нами среди населения Кыргызстана, показали, что социально-экономические условия, сложившиеся сегодня на пути к формированию демократического, правового и экономически стабильного государства, негативно отразились на семье и детях, оказав заметное влияние на процесс качественной социализации молодежи. Безработица и трудовая миграция вынудили заниматься поисками решения материальных проблем, а вопросы воспитания личности на основе традиционных семейных ценностей отошли на второй план. Это привело к увеличению количества социальных сирот, беспризорных, работающих детей; развитию детской наркомании; учащению случаев детского суицида и насилия над детьми; увеличению числа разводов, а также семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В заключение обозначим некоторые выводы. Успешным можно быть в любой отрасли: политике, науке, образовании, здравоохранении, культуре, производстве, бизнесе, сельском хозяйстве, спорте и т. д. Успех личности измеряется не столько положением в обществе, сколько теми препятствиями, которые она способна преодолеть на пути к цели. Для этого необходимо формирование социального опыта и установок, соответствующих тем или иным социальным ролям. Данный процесс позволяет человеку осознать собственную значимость для семьи, общества и государства и степень социальной ответственности перед ними. Эта приобретенная ценность должна передаваться из поколения в поколение, от отца и матери к детям.
Социальная преемственность, дающая возможность родителям воспитывать успешных детей, детям - развиваться и быть самодостаточными, обществу - способствовать формированию успешного поколения, должна стать гарантом стабильного развития социума. Следует отметить, что сегодня «процесс глобализации в киргизском обществе выдвинул две основные задачи: сохранение самобытности народа и модернизацию (трансформацию) традиций социализации и воспитания подрастающего поколения. Традиции социализации киргизов должны решать обе эти задачи» [5].
Ссылки:
1. Антонова А.И. Социология семьи. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
2. Parsons T. The System of Modern Societies. Englewood Cliffs, 1971. 152 p.
3. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева и др. М., 1983. 840 с.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда [Электронный ресурс]. URL: http://socioNne.ru/pages/e-dyurkgejm-o-razdelenii-obschestvennogo-truda (дата обращения: 22.04.2018).
5. Мурзаев М.С. Глобализация и традиции социализации кыргызов // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 665-668.
References:
Antonova, AI 2007, Sociology of the family, 2nd ed., Moscow, (in Russian).
Durkheim, E 2018, The division of labor in society, viewed 22 April 2018, <http://socioline.ru/pages/e-dyurkgejm-o-razdelenii-obschestvennogo-truda>, (in Russian).
Ilyichev, LF (ed.) 1983, Philosophical encyclopaedic dictionary, Moscow, 840 p., (in Russian).
Murzaev, MS 2015, 'Globalization and traditions of socialization of the Kyrgyz people', Molodoy uchenyy, no. 24, pp. 665668, (in Russian).
Parsons, T 1971, The System of Modern Societies, Englewood Cliffs, 152 p.