Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ»

Использованные источники:

1. Алешина И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект / И.В. Алешина. - М.: Издательство МГУ, 1994. - 496 с

2. Бодиан Ж.П. Управление имиджем компании: Паблик рилейшинз: предмет и мастерство / Ж.П. Бодиан. - М.: Имидж-контакт: ИНФРА-М, 2001. -232 с.

3. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и паблик рилейшинз: Учебное пособие / Б.Л.Борисов. - М.: Изд. торговый дом ГРАНД: Фаир-Пресс, 2001. -617 с.

4. Волкова И.В. Ресторанный бизнес в России. Основы международной практики обслуживания для профессионалов и начинающих / И.В. Волкова [и др.]. - М: Центрполиграф, 2006. - 288 с

Васильева А.А. студент 4 курса РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИХ

РЕШЕНИЯ

Социальная политика - это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, как, впрочем, и другим экономическим системам. Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Поэтому важнейшей задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабозащищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. В социальной защите беднейших слоев населения имеет место развитая система денежных и натуральных пособий, социальной помощи. Такая система служит амортизатором, смягчающим многие негативные последствия развития.[1]

Для отнесения определенных категорий населения, к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальной нормы удовлетворения физиологических потребностей включает в себя затраты на минимальные социальные и духовные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для приемлемого

уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более-менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого промежутка времени (без приобретения одежды, обуви, и других непродовольственных товаров).

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, средние критерии уровня дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.

В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различные денежные пособия, не денежные формы помощи, дома престарелых и т.д.[1]

В условиях переходной экономики происходит резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которая вызывает значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.

В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки логике, по которой нужно сокращать вмешательство государства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов.

Как уже отмечалось, главными средствами перераспределения доходов населения служат прогрессивное налогообложение доходов и система трансфертных платежей. Однако, возможности государства в этот период весьма ограничены. Этому способствует как приватизация, которая ведет к сокращению государственных доходов так и повышение налоговых ставок, ослабляющее стимулы к получению высоких доходов и, соответственно, к высокопроизводительному труду и инвестициям. Не последнюю роль играет и рост объемов социальных трансфертов, также снижающих стимул к труду. Поэтому социальная политика в переходной экономике призвана сократить разрыв доходах различных категорий населения, при этом, не подорвав заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами как равноправными партнерами «общественного договора» в области экономики и социальной политики.

Социальное партнерство в текущее время активно используется в

промышленно развитых странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия является трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику зарплат и некоторых социальных выплат.

Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременную выплату и индексацию зарплат, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников. [2]

Использованные источники:

1. Видяпин В. И., Добрынин А. И., Журавлева Г. П. Экономическая теория. Учебник. М: ИНФРА-М, 2005.

2. Грязнова А. Г., Чечелева Т. В. Москва.: "Экзамен", 2005.

3. Лапшина, Г.В. Социальные программы как элемент развития сельских территорий / Г.В.Лапшина, Ю.А.Лапшин, А.В.Жирнов // Материалы Международной научно-практической конференции «Организационно-экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства в исследованиях молодых ученых. - - М.: ИПЦ ООО «Принт-ПРО», 2014. - С. 146-149.

4. Жирнов, А.В. Социальные факторы мотивации трудовой активности работников АПК /А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Материалы 111-ой Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века- Ульяновск: УГСХА, 2010. - С. 66-69.

5. Лапшина, Г.В. Корпоративная социальная ответственность как фактор эффективной деятельности организации на селе /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Материалы V Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения»: сборник научных трудов. - Ульяновск: УГСХА им. П.А.Столыпина, 2013. - С. 58-61.

6. Лапшина, Г.В. Программно-целевой подход к социальному развитию села Ульяновской области / Г.В. Лапшина, Н.Р.Александрова, А.В. Жирнов //Международный технико-экономический журнал. -2013. - №1. - С. 61-66.

Васильева К.С. студент 3 курса Макашева Н.П., к. э.н.

доцент

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Россия, г. Томск

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ

Введение.

Необходимым условием развития экономики и построения национальной инновационной системы в России является высокая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.