Научная статья на тему 'Социальная политика Отто фон Бисмарка'

Социальная политика Отто фон Бисмарка Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9376
1083
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНСЕРВАТИЗМ / МОНАРХИЗМ / ЮНКЕР / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ АССОЦИАЦИЯ / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ / РАБОЧИЙ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / SOCIAL POLICY / CONSERVATISM / MONARCHISM / JUNKER / INDUSTRY ASSOCIATION / SOCIAL-DEMOCRACY / WORKER / SOCIAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беспалова Людмила Николаевна

Представлены факты, свидетельствующие о роли О. Бисмарка во внутренней политике Германии XIX в. Статья знакомит читателя с ходом и последствиями социальных реформ О. Бисмарка, проводимых с целью поддержания уровня жизни населения и предотвращения социальных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Otto von Bismarcks Social Policy

The main facts about Bismarcks role in the German domestic policy in XIXth century are represented in the article. A reader is acquainted with the development and the consequences of Bismarcks social reforms, which were conducted with the purpose of sustaining peoples level of life and preventing social conflicts.

Текст научной работы на тему «Социальная политика Отто фон Бисмарка»

ББК 63.3(4Герм)53-8

Л.Н. Беспалова

Социальная политика Отто фон Бисмарка

L.N. Bespalova

Otto von Bismarck’s Social Policy

Представлены факты, свидетельствующие о роли О. Бисмарка во внутренней политике Германии XIX в. Статья знакомит читателя с ходом и последствиями социальных реформ О. Бисмарка, проводимых с целью поддержания уровня жизни населения и предотвращения социальных конфликтов.

Ключевые слова: социальная политика, консерватизм, монархизм, юнкер, производственная ассоциация, социал-демократия, рабочий, социальное страхование.

The main facts about Bismarck’s role in the German domestic policy in XIXth century are represented in the article. A reader is acquainted with the development and the consequences of Bismarck’s social reforms, which were conducted with the purpose of sustaining peoples’ level of life and preventing social conflicts.

Key words: social policy, conservatism, monarchism, junker, industry association, social-democracy, worker, social insurance.

Современное понимание социальной политики включает систему мер правительства, гражданского общества, направленных на осуществление социальных программ, поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержку отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов [1]. Такое определение социальной политики формировалось в течение Х1Х-ХХ вв.

Целью данной работы является исследование формирования механизма социального лавирования между различными общественными слоями. Интерес представляет особый путь формирования социальной политики в Германии во второй половине XIX в., когда произошло нарушение синхронности развития, спровоцировавшее резкое нарастание социальных проблем в немецком обществе. В связи с этим исследуется модель социальной политики О. Бисмарка, базирующаяся на системе «социального партнерства» между отдельными слоями немецкого общества, представленными в германском рейхстаге. Важной задачей статьи является изучение предпосылок формирования политики социального маневрирования в Германии, роли Бисмарка в этом процессе.

Анализ личной переписки позволяет сделать вывод, что важным этапом в формировании социального мировоззрения О. Бисмарка было его положение наследственного прусского земельного аристократа, юнкера. Его жизнедеятельность как землевладельца в Книпгоф и Шёнгаузен с 1839 по 1847 г. сформировала у будущего канцлера патриархальное чувство ответственности перед работниками его поместий [2, с. 31].

В 1847 г. О. Бисмарк начал свою политическую деятельность в качестве депутата прусского ландта-

га, опираясь на идеи консерватизма и монархизма. «Pшvmzial-Correspondenz» от 23 ноября 1881 г. подтверждает приверженность О. Бисмарка монархическим идеалам. В статье «Князь Бисмарк и внутренняя политика» Ф. Дёре пишет, что еще находясь вне правительства, Бисмарк посвящал внимание темам «монархической правовой почвы в Пруссии», идее «христианского государства», «королевской власти и праву парламента на утверждение налогов» [3].

В конце 40-х гг. XIX в. О. Бисмарк приобрел первый опыт социально-политической деятельности. В 1847 г. одно из своих первых выступлений в прусском ландтаге он посвятил предоставлению государственного займа железнодорожной системе, затем выступил за ее национализацию, что должно было противоречить его юнкерским взглядам. Эти выступления можно считать первыми социальными проектами. В 1849 г. он отстаивал восстановление системы гильдий, встав на сторону независимого ремесленника в его борьбе против новой заводской системы, тем самым защищая интересы традиционных слоев [2, с. 38]. Аргументируя свою консервативную позицию, О. Бисмарк заявлял, что «фабрики обогащают единицы, но воспитывают... массы пролетариев, из-за незащищенности их существования опасных для государства работников, в то время как ремесленное сословие образует ядро средних слоев.» [4, с. 337] .

В выступлениях 1847-1849 гг. объединились консерватизм О. Бисмарка и некоторые социальные принципы государственного управления. В его высказываниях о фабриках, либеральной свободе производства, незащищенном существовании рабочих, в отстаивании им направленности сильного патерналистского государства на сохранение здорового

социального порядка и защиту экономически слабых слоев, видны мотивы, которыми позже будет руководствоваться в своей социальной политике будущий канцлер Германской империи [4, с. 337].

Важнейшей предпосылкой в формировании социальной политики О. Бисмарка стали его встречи и беседы с Ф. Лассалем. Рейхсканцлер рассматривал его не как политика-социалиста, а как источник информации по социальным вопросам. Переписка Ф. Лассаля с О. Бисмарком, изданная Г. Майером [5], позволяет дополнить некоторые аспекты формирования будущей социальной политики. В первом письме О. Бисмарка к Ф. Лассалю от 11 мая 1863 г., еще до образования Всеобщего германского рабочего союза, князь О. Бисмарк просит Ф. Лассаля изложить свои взгляды на положение рабочего класса. Ф. Лассаль предлагает ввести всеобщее равное избирательное право и поддержать с помощью государства производственные рабочие ассоциации, считая, что эти меры будут способствовать экономическому переустройству общества. О. Бисмарк взял на вооружение идею о всеобщем избирательном праве и социальном партнерстве.

Значимую роль в формировании социально-политических взглядов О. Бисмарка сыграл конституционный конфликт 1860-1866 гг., который заставил его улавливать настроения оппозиционных сил в лице прогрессистов и либералов, требующих принятия тех или иных социальных решений, одним из важнейших в это время стал рабочий вопрос. Друг и советник О. Бисмарка Г. Вагенер дальновидно для консерватора признавал, что рабочий вопрос представляет собой крупную социально-политическую проблему, и призывал решить его с помощью государства. Он выступил за свободу стачек и внес ставшее знаменитым предложение, заключавшееся в том, чтобы правительство приняло на себя инициативу в разрешении социальных вопросов, поддерживая из средств государства производительные ассоциации. Западная историография высоко оценивает позицию О. Бисмарка в данной дискуссии и видит в ней начало того, что «государство впервые взяло на себя регулирование социального вопроса» [6, с. 110].

Интерес О. Бисмарка к рабочей политике зависел от того, насколько интенсивно рабочие включались в политическую борьбу и «давили» на государственную власть. Он с начала своей министерской деятельности предлагал ряд мер в социальной политике с целью использования рабочего вопроса для давления на консервативную или прогрессистскую партии. Изучив опыт французского императора Наполеона III, осуществлявшего политику «авторитарного социализма» и извлекавшего из программы социалистов наиболее яркие призывы и лозунги, О. Бисмарк решил пойти подобным путем. В марте 1863 г. он сделал министру торговли Итценплитцу предложение поддержать введение системы страхования рабочих; в 1866 г. заявил

о необходимости «открыть подходящие рабочие места для безработных». Он поддерживал фонды помощи, ремесленные банки и в особенности производственные ассоциации. В 1864-1865 гг. О. Бисмарк обратился к королю Пруссии с проектом о предоставлении финансовых средств экспериментальному товариществу рабочих, образованному для производства сельхозпродуктов, организовывал помощь уволенным ткачам. Вместе с Г. Вагенером О. Бисмарк участвовал в подготовке германо-австрийской конференции по «социальному вопросу» [6, с. 111].

Лидерами либеральных партий в этот период также предпринимались попытки выравнивания экономического и социального неравенства социально слабых слоев по отношению к фабрикантам и крупным землевладельцам. Г. Шульце-Делич и В. Райффайзен создавали организации самопомощи из товариществ и страховых касс. Цель О. Бисмарка состояла в том, чтобы изолировать рабочих от оппозиции и убедить их в необходимости государственной поддержки. Для этого он инициирует прекращение запрета коалиций, утверждение минимума заработной платы, облегчение налогового бремени для бедных слоев и т.п. [4, с. 340].

В 1871 г. О. Бисмарк вступил в переписку по вопросам социальной политики с министром торговли Итценплитцем. В письме к нему от 21 октября 1871 г О. Бисмарк заявляет, что «оправданные при нынешнем политическом и общественном строе требования социалистов необходимо осуществить», т.е. установить максимальную продолжительность рабочего дня, минимальный уровень заработной платы, улучшить условия жизни. Но одновременно он предлагает сделать уголовно наказуемой «опасную для государства агитацию» [7, с. 176]. По мнению Х. Ротфельса, эта переписка в большей мере свидетельствует о склонности канцлера к позитивным социальным мерам, чем о стремлении к расширению репрессий [8, с. 233].

26 ноября 1871 г. по настоянию О. Бисмарка состоялась социально-политическая конференция в Министерстве торговли, в которой принял участие соратник О. Бисмарка по социальной политике, тайный советник Т. Ломан. Граф фон Итценплитц поручил Т. Ломану разработать предложения по охране труда рабочих [7, с. 174-175].

В 1872 г. назрел кризис в отношениях О. Бисмарка с консервативной партией, настаивавшей на поддержке крупных аграриев. Он резко меняет свое отношение к ней и начинает сотрудничать с Партией свободных консерваторов, с 1871 г. именовавшейся Немецкой имперской партией. Среди ее лидеров были такие «капитаны индустрии», как Крупп и фон Штумм, высшая бюрократия. Партия поддержала курс О. Бисмарка на консолидацию империи, незыблемость монархической формы правления, юнкерские привилегии, антидемократизм. Канцлер стал рассчитывать на свободных консерваторов в политике противодействия

либерально-демократическим реформам. Он понимал, что во время бурных социальных и экономических перемен монархия не может опираться, как прежде, на традиционный правящий слой. С другой стороны, решительный выбор монархии в пользу новых сил, т.е. буржуазии, согласно опыту, неизбежно должен был привести к парламентской власти. О. Бисмарк же надеялся утвердить монархию в ее прежнем правовом положении, сталкивая интересы обеих сторон [9, с. 323].

Развитие социальных взглядов О. Бисмарка в 70-е гг. было связано с его контактом с Союзом социальной политики, представлявшим собой историческую школу экономистов. Представители этой организации Г. Шмолер и Л. Брентано пропагандировали философию социализированного рынка, основанного на социальных реформах. Это, по мнению ученых, «вырвало бы жало» у растущей классовой борьбы и уменьшило вероятность революции [10, с. 85]. В 1874 г. О. Бисмарк проявил интерес к этой организации, делегировав Вагенера на участие в ее деятельности.

С середины 70-х гг. социальная политика О. Бисмарка начинает расширяться за счет покровительственных тарифов отечественным промышленникам с целью их защиты от иностранной конкуренции, что сблизило его с интересами представителей индустрии. Большие суммы, полученные благодаря французским военным контрибуциям, были вложены в строительство железных дорог, верфей и другие общественные работы. Увеличилось использование рабочей силы, росла заработная плата, но для удовлетворения возросших экономических потребностей страны оказалось необходимым задействовать не только немецких, но и иностранных промышленников. Неизбежно возникшие условия конкуренции потребовали защиты отечественной промышленности.

В сельскохозяйственной области О. Бисмарк выступал за пошлины на зерно и древесину. Сельское хозяйство Германии находилось в бедственном положении. Вытеснение зерновой отрасли луговодством привело к тому, что многие крестьяне лишились работы. В своих выступлениях князь Бисмарк заявлял, что «в Германии развивается все, кроме сельского хозяйства». Повышение цен на зерно, по его мнению, было необходимо, чтобы сельское хозяйство, а с ним все работники и капиталисты, которые от него зависят, не оказались полностью разоренными [11, с. 25]. Это направление способствовало укреплению связей О. Бисмарка с консерваторами.

В данном случае протекционизм О. Бисмарка следует рассматривать в рамках социальной политики, поскольку он был направлен на сохранение немецкого крестьянства как социального класса, а также на предотвращение спада в отечественной промышленности и сельском хозяйстве.

В 80-е гг. XIX в. канцлер Германской империи О. Бисмарк реализовал свой главный социальнополитический проект. Он способствовал принятию развернутого социального законодательства. А. Што-кер, один из основателей «Центрального союза социальных реформ», в своей речи 9 июня 1882 г. заявил: «Защитой рабочих и социальным страхованием социальный вопрос во все его широте ни в коем случае не решается» [12, с. 338]. Социальная политика

О. Бисмарка, вопреки общепринятому мнению, также не ограничивалась рабочим вопросом, а заключалась в стремлении создать социальный баланс между различными общественными слоями. В условиях глубокого политического кризиса в Пруссии и революционной ситуации О. Бисмарку удалось, лавируя и борясь с юнкерской оппозицией, с одной стороны, и пролетарским революционным движением - с другой, реализовать патриархальные представления о помощи неимущим и заложить основу социального маневрирования [13, с. 376].

Основным мотивом действий О. Бисмарка была -наряду с христианской ответственностью за тех, кто нуждается в социальной защите - политическая цель: отвлечь рабочих от социал-демократии. Он понимал, что с рабочим и социал-демократическим движением невозможно справиться одними репрессивными мерами, поэтому стал сочетать их с социальными реформами для рабочего класса [14, с. 341]. В реализации этих мер О. Бисмарк и его советники продолжали традицию социальной ответственности государства. Они стремились доказать, что имперская власть «..не откажется участвовать в искоренении социальных зол и будет издавать законы, улучшающие благосостояние рабочих» [15, с. 139]. Эти реформы были призваны убедить рабочих в том, что государство в состоянии создать общество социальной справедливости. Сам О. Бисмарк обозначал свою политику как «государственный социализм» [16, с. 151]. Для реализации новой формы государственной социальной политики О. Бисмарк сформировал в рейхстаге союз с партией консерваторов, центром и национал-либералами. Депутаты от прогрессистской партии и «свободомыслящие» (партия, образованная в 1884 г. из прогрессистской и «либерального союза») оказались в меньшинстве и настаивали на способности общества к самоисцелению, отвергая попытки государственного регулирования. Вмешательство государства в сферу социального страхования привело бы, по их мнению, к ограничению свободы как предпринимателей, так и рабочих [14, с. 342].

С 1881 по 1884 г. правительство во главе с О. Бисмарком формирует правовую систему охраны труда. 28 апреля 1881 г. канцлер предложил принять решение об участии государства в страховом фонде. Католическая и либеральная пресса выступили против, заявив, что государственная доплата является предвестником

новых косвенных налогов и подорожания товаров народного потребления. Лидер прогрессистов Э. Рихтер доказывал, что доплата государства в страховой фонд в пользу рабочих будет покрываться за счет крестьян и ремесленников [15, с. 138]. Второй проект от 8 мая 1882 г. уже не предусматривал создания имперского страхового ведомства, передавая всю полноту власти объединениям предпринимателей. 6 июля 1884 г. закон о страховании рабочих от несчастных случаев был принят. Он вводил обязательное страхование всех рабочих и ряда групп служащих с годовым доходом не более 2 тыс. марок и гарантировал им помощь при несчастном случае на работе. Проект закона о медицинском страховании, в разработке которого принял участие О. Бисмарк, впервые был представлен на рассмотрение рейхстага 29 апреля 1882 г. Медицинское страхование в определенной степени подменяло страхование от несчастных случаев, поскольку возмещение убытков в 95-98% несчастных случаев ложилось на медицинские кассы. Закон о медицинском страховании был принят в июне 1883 г. Его действие распространялось на рабочих и служащих большинства отраслей с дневным заработком не более 6,6 марок. Медицинское страхование вступало в силу в случае профессиональной болезни или производственной травмы, которая не излечивалась более 13 недель. Законопроект о пенсионном обеспечении пожилых рабочих и опеке над инвалидами обсуждался в рейхстаге с 1881 по 1889 г. В силу закон вступил

1 января 1891 г., его основу составляло положение об обязательном страховании широкого круга рабочих и служащих с годовым доходом не более 2 тыс. марок [15, с. 137-144].

Социальные реформы распространялись лишь на часть рабочего класса, при этом значительная доля расходов на социальное обеспечение возлагалась

на самих рабочих. Но для того времени это был наиболее полно разработанный комплекс законодательных актов о социальном страховании в случае болезни, несчастных случаев на производстве, по инвалидности и старости, что отличало Германию от других стран [14, с. 345]. Позитивные результаты социальной политики первыми ощутили высококвалифицированные рабочие - главная опора социал-демократов. Одна из основных задумок канцлера - примирение «рабочего сословия» с государством, реализовывалась через усиление реформистского крыла социал-демократов, которому в дальнейшем удалось перехватить у консерваторов инициативу в решении социальных проблем. 1880-е гг. немецкие историки считают периодом зарождения современной социальной политики [17, с. 742].

Таким образом, в XIX в. О. Бисмарком и политической элитой Германии был приобретен опыт по консенсусным технологиям в решении рабочего, аграрного, промышленного вопросов. Представитель немецкой исторической науки Х.Ю. Пуле в статье «РгеиВеп: Entwicklung иМ FeЫentwicklung» вводит понятие «фактор Бисмарка», подчеркивая современность его управленческих технологий, использование манипуляций общественностью, целенаправленное размежевание и репрессии в отношении одних политических партий и помощь другим, интересующим его в политическом отношении. Эти политические средства стабилизировали отношения между правительством и обществом, в которое постепенно интегрировалась крупная индустрия в лице буржуазии [18, с. 36]. Опыт социально-политической деятельности Бисмарка ценен тем, что в Германии после длительного периода раздробленности был создан механизм урегулирования конфликтов по наиболее острым политическим вопросам.

Библиографический список

1. Социальная политика // Современный экономический словарь [Электронный ресурс] URL: http://slovari.yandex.ru/.

2. Ashley A. The social policy of Bismarck. - New Jork, Bombay, Calcutta, 1912.

3. Furst Bismarck und die innere Politik // Provinzial-Correspondenz. - 23. November 1881. - №47 [Electronic resurse]. URL: http://amtspresse.staatsbibliothek-berlin.de

4. Vossler O. Bismarcks Sozialpolitik // Historische Zeitschrift. - Bd. 167, H. 2. - Oldenburg, 1943.

5. Mayer G. Bismarck und Lassalle - Ihr Briefwechsel und ihre Gesprache. - Berlin, 1928 [Electronic resurse] URL: http://www.marxists.org/deutsch/referenz/lassalle/bismarck/ briefe/index.htm.

6. Степанова В.В. Политический кризис 60-х годов XIX века в Пруссии и его последствия для Германии. -Нижневартовск, 2000.

7. Reidegeld E. Staatliche Sozialpolitik in Deutschland. -Bd. I. - Wiesbaden, 2006.

8. Rothfels H. Zum 150. Geburtstag Bismarcks // Viertelsjahrhefte fur Zeitgeschichte. - 13. Jahrg., H. 3. -Stuttgart, 1965.

9. Gall L. Bismarcks PreuBen, das Reich und Europa // Historische Zeitschrift. - Bd. 234, H. 2. - Oldenburg, 1982.

10. Feuchtwanger E. Imperial Germany 1850-1918. -London ; New York, 2001.

11. Stopel F. Die Wirtschafts - und Sozialpolitik des Fursten Bismarck. - Leipzig, 1885.

12. С. Sozialreform. Geschichte ein umstritteten Begriffs // Archiv fur Sozialgeschichte. - Bd. 32 - Bonn, 1992.

13. Германия. Факты / под ред. К. Зонтхаймера. - Франкфурт-на-Майне, 1996.

14. Чубинский В.В. Бисмарк: Политическая биография. - М., 1988.

15. Матвєєв С.О., Музиченко Г.В. Соціальна політика Отто фон Бісмарка і сучасність // Український історичний журнал. - 2008. - №6.

16. Fischer M.G. Die Sachleistungsprinzip der GKV: Entstehung, Funktionen, Zukunft // H-J. Blanke. Die Reform der Sozialstaats zwischen Freicheitlichkeit und Soluidaritat. -Mohr Siebek Tubingen, 2007.

17. Handlexikon zur Politikwissenschaft Schriftenreihe der Bundeszentrale fur politische Bildung / Mickel W. (Hrsg.). -Bd. 237. - Bonn, 1986.

18. Puhle H.-J. PreuBen: Entwicklung und Fehlentwicklung / H.-J.Puhle, H.-U.Wehler. PreuBen im Ruckblick // Geschichte und Gesellschaft, Sonderheft 6. - Gottingen, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.