Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2018. Т. 18, вып. 2
УДК 94(430).084
ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ РЕЙХСКАНЦЛЕРОМ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ О. БИСМАРКОМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Л. Н. Беспалова
Беспалова Людмила Николаевна, старший преподаватель кафедры документоведения и всеобщей истории, Нижневартовский государственный университет, [email protected]
В статье анализируются особенности внутренней политики О. Бисмарка во второй половине XIX в. Его политика в данный период получила название «социальное маневрирование», так как выражалась в активном поиске единомышленников в лице представителей различных партий, экономистов, крупных промышленников для разработки и проведения социальных реформ. «Железный канцлер» не раз раскалывал оппозицию политическим маневрированием и экономическими уступками отдельным группам господствующих классов, привлекая на свою сторону одну ее часть и изолируя другую. Дипломатия О. Бисмарка позволила преобразовать разнонаправленные общественно-политические силы в устойчивый альянс.
Ключевые слова: социальная политика, социальное маневрирование, коалиция, Отто фон Бисмарк, Вильгельм II.
The Use of Social Maneuvering Tactics of the German Reich Chancellor Otto von Bismarck in the Second Half of the XIX Century
L. N. Bespalova
Ludmila N. Bespalova, ОRCЮ 0000-0003-3844-9682, Nizhnevartovsk State University, 56, Lenina Str., Nizhnevartovsk, 628602, Russia, [email protected]
The article analyzes the peculiarities of O. Bismarck's internal policy in the second half of the XIX century. This policy was called «social maneuvering», as it was expressed in an active search for like-minded people in representatives of various political parties, economists, major Industrialists for the elaboration and implementation of social reforms. By political maneuvering and economic concessions to individual groups of the ruling classes, the «iron Chancellor» had split the opposition more than once, attracting one part of it to his side and isolating the other. O. Bismarck's diplomacy allowed the transformation of different political forces into a stable Alliance. Key words: social policy, social maneuvering, coalition, Otto von Bismarck, William II.
DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-2-212-215
Современная социальная политика развивалась как реакция государства на рабочий вопрос XIX в., который также получил название «социального вопроса».
Со второй половины XIX в. в Германии начался период бурного экономического роста, охвативший в первую очередь рейнские провинции Пруссии. Экономическому развитию в стране благоприятствовало формирование после объединения
Германской империи в 1871 г. общеимперского таможенного пространства, финансовой системы, почтовой службы, железнодорожного законодательства. Конституция вновь образованной империи гарантировала свободу предпринимательской деятельности, что также создавало мощный политический фундамент экономическому буму1. В то же время политическая ситуация в Германской империи в первые годы после основания империи была нестабильной: отсутствовало национальное единство, существовали противоречия между старой аристократией и молодым буржуазным сословием, нуждался в экономической, правовой и социальной защите резко увеличившийся в ходе индустриализации рабочий класс.
Рейхсканцлер Отто фон Бисмарк, сыгравший главную роль в объединении Германской империи, надеялся добиться консолидации нового государственного образования путем создания компромиссных союзов и взаимодействия с различными социальными слоями. Решение проблем социально незащищенного рабочего класса он видел, в первую очередь, во внедрении законодательства о социальном страховании по примеру французского императора Наполеона III. За счет стабильных экономических и социальных отношений рейхсканцлер надеялся восполнить или заменить отсутствующую культурную общность и добиться национальной лояльности. Это делает очевидной прямую связь политики социального страхования с образованием национального государства в Германской империи.
В 80-е гг. XIX в. глава германского правительства О. Бисмарк реализовал свой главный социально-политический проект. Он способствовал принятию развернутого законодательства о социальном страховании рабочих. Формирующийся рабочий класс нуждался в организации труда и социальных гарантиях.
Прорыв индустриальной революции совершался тогда еще в значительной степени в феодально-консервативном, авторитарном государстве, в котором аграрная аристократия Пруссии, несмотря на предшествующую фазу «бюрократической революции сверху», пыталась утвердиться во властных структурах.
Социальная проблема, по мнению О. Бисмарка, заключалась не в усмирении революционных масс и недовольных крестьян, а в примирении либерально-буржуазных интересов с традиционной феодальной общественной организацией Пруссии.
© Беспалова Л. Н, 2018
Л. Н. Беспалова. Применение тактики социального маневрирования О. Бисмарком
Для продвижения предстоящих социальных реформ рейхсканцлеру необходимо было создать коалицию - временный союз с различными политическими силами Германской империи.
Немецкая консервативная партия поддержала социально-политический проект О. Бисмарка лишь потому, что ее представители считали себя правительственной партией. При этом только крайне правая группировка прусских консерваторов, объединившаяся вокруг «Kreuzzeitung» и ее редактора К. фон Хаммерштейна, имела собственную программу социальных реформ2. Посредством социальных преобразований ультраконсерваторы предполагали вернуть рабочий класс к «христианской вере, монархии и отечеству»3. Такая позиция сближала партию «Kreuzzeitung» с католическим «Центром».
О. Бисмарк в тот момент хотел создания ко -алиции из национал-либералов и консерваторов, исходя из собственного политического расчета, в котором социальная политика не являлась единственным фактором. Группа «Kreuzzeitung» не могла одобрить этой коалиции, так как претендовала на роль мировоззренческой, а не политической партии. Кроме того, сторонники «мировоззренческого» консерватизма считали интерес О. Бисмарка к разрешению социальной проблемы неискренним. Они считали, что этот развязавший Kulturkampf «безбожник» просто использует тему социальных реформ для решения других политических задач. В этом отношении показательно мнение А. Штекера, который заявлял: «Я готов засвидетельствовать под присягой, что во все времена восхищался князем Бисмарком в его борьбе за немецкое величие, но часто сомневался насчет его социальной политики и всегда насчет церковной»4.
В итоге для реализации новой формы государственной социальной политики глава правительства сформировал в рейхстаге союз с партией Центра, консерваторами и национал-либералами, так и добившись их полного примирения5.
С начала 1870-х гг. глава правительства Гер -манской империи стал сближаться с крупными финансистами и промышленниками, используя их в своих социально-политических целях. Рейхсканцлер и сам был предпринимателем. В имении Варцин, которое он купил в 1866 г., он владел двумя бумажными фабриками6.
Свободно-консервативная партия, среди лидеров которой были такие «капитаны индустрии», как А. Крупп и К. Ф. фон Штумм-Гальберг, отстаивала интересы крупных промышленников, поддерживала курс О. Бисмарка на консолидацию империи, незыблемость монархической формы правления, юнкерские привилегии и антидемократизм. Рейхсканцлер стал рассчитывать на свободных консерваторов в политике противодействия либерально-демократическим реформам. Он понимал, что во
время бурных социально-экономических перемен монархия не может, как раньше, опираться на традиционное правящее сословие. С другой стороны, решительный выбор монархии в пользу новых сил, т. е. буржуазии, согласно опыту, должен был привести к неприемлемой для «железного канцлера» парламентской власти. О. Бисмарк же надеялся утвердить монархию в ее прежнем правовом положении, сталкивая интересы обеих сторон7.
Отдельные немецкие промышленники в ходе индустриализации стали проявлять интерес к производственным и внепроизводствен-ным проблемам своих работников, занялись разработкой и реализацией социально-политических программ. Немецкий экономист Г. Геркнер написал в своем труде «Рабочий вопрос»: «Едва ли можно обнаружить социальную реформу, в осуществлении которой также работодатели... не приняли бы участие»8.
Среди немецких предпринимателей XIX в. социально-политической активностью отличались Э. Аббе, А. Крупп, барон К. Ф. фон Штумм-Гальберг, Л. Бааре и многие другие.
А. Крупп и К. Ф. фон Штумм-Гальберг были яркими представителями патриархального, антидемократического, социал-феодалист-ского предпринимательства, пользовавшегося активной поддержкой рейхсканцлера. С одной стороны, они признавали социальные обязанности по отношению к своим рабочим, не скупясь на создание для них социальных учреждений. Так, созданная А. Круппом в 1855 г. больничная касса при фабрике считалась образцовой9.
С другой стороны, занимая в феодально-аристократической манере жесткую позицию хозяина в доме (Непмш-Наш^а^рипк!), эти магнаты немецкой промышленности требовали дисциплины и послушания и внушали своим работникам, что они нуждаются в их попечительстве даже вне предприятия. Они отказывали своим подопечным не только в праве голоса на заводе, но и стремились сделать их политически бесправными, препятствуя созданию рабочих объединений, профсоюзов и рабочих партий. Для пресечения нежелательных действий со стороны рабочих они готовы были применять угрозы и репрессии, вплоть до увольнения10.
Достаточно плодотворными были социально-политические контакты, которые О. Бисмарк имел с «саарским угольным королем» К. Ф. фон Штумм-Гальбергом и генеральным директором фирмы «Бохумерферайн» Л. Бааре. Они утвердили канцлера в стремлении к обязательному государственному страхованию и в его негативной позиции в отношении далеко идущих социально-политических мер, таких как ограничение рабочего времени и полная отмена запрета на создание коалиций.
К 1879 г. О. Бисмарк добился с помощью покровительственных тарифов союза крупных
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2018. Т. 18, вып. 2
предпринимателей и землевладельцев. Он также убедился к собственному удовлетворению, что покровительственные тарифы способствуют падению цен на промышленную продукцию, став бременем для иностранного производителя, но не немецкого потребителя, а также эффективно защищают внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Можно утверждать, что при Вильгельме I О. Бисмарку принадлежала главенствующая роль в германской политике. Он почти два десятилетия самостоятельно вершил внутреннюю и внешнюю политику Германской империи, добиваясь порой согласия императора под угрозой собственной отставки. Но внук императора Вильгельм II, унаследовавший престол в июне 1888 г., после смерти деда и короткого правления тяжело больного отца, не был готов мириться с неограниченной властью своего канцлера. Юный монарх отличался энергичностью, решительностью и стремлением к единоличной власти. В своих мемуарах Вильгельм II писал, что причиной разрыва между ним и влиятельным главой правительства стала «разница во взглядах на участие государства в развитии благосостояния трудового населения»11.
Молодой император, стремясь перехватить инициативу у социалистических партий, издал в феврале 1890 г. ряд указов, регламентирующих деятельность рабочих, а также отношения между рабочими и промышленниками. В частности, они устанавливали максимальную продолжительность рабочего дня, ограничивали женский и запрещали детский труд, предусматривали сокращение рабочего дня в праздничные и выходные дни. Он также позаботился о создании комитетов по переговорам с промышленниками. В марте того же года опять-таки по инициативе Вильгельма II в Швейцарии открылась международная конференция по выработке принципов решения рабочего вопроса и интеграции рабочих в политическую жизнь страны, однако эта конференция не принесла никаких значимых решений.
В то время как Вильгельм II был увлечен идеями гуманизма, О. Бисмарк подходил к социальной проблеме с чисто практической точки зрения. Он смотрел на ее решение «исключительно с точки зрения государственной целесообразности». Государство, на его взгляд, должно было заботиться о рабочих в той мере, насколько это необходимо правительству. Причем об участии самих рабочих в социальном законодательстве канцлер даже не помышлял. «Попечение с одной стороны, железный кулак - с другой, вот в чем состояла социальная политика Бисмарка - продолжает Вильгельм II в своих мемуарах, - я же хотел завоевать душу немецкого рабочего и горячо боролся за достижение этой цели»12.
О. Бисмарк отвергал и предлагаемые Вильгельмом проекты законов о введении воскресно-
го отдыха и сокращении рабочего дня. Он писал, что «не считал полезным в законодательном порядке запрещать рабочему распоряжаться своей рабочей силой и рабочей силой членов своей семьи в определенное время и при определенных обстоятельствах»13. На его взгляд, рабочий сам был волен решать, в какие дни и часы ему зарабатывать деньги. Кроме того, О. Бисмарк опасался, что это ляжет новым бременем на промышленность, негативно отразившись на будущем положении рабочих и работодателей.
Из-за непримиримых разногласий между демократичным императором и консервативным рейхсканцлером успехи О. Бисмарка в социальной сфере были поставлены под сомнение. В 1890 г. глава германского правительства был вынужден уйти в отставку.
Подводя итоги, следует отметить, что социальные реформы рейхсканцлера О. Бисмарка были направлены не только на консолидацию нового индустриального общества, но и на приведение его к стабильности. Дипломатический опыт рейхсканцлера привел его к осознанию, что в существующих политических и экономических условиях, наряду с патерналистской защитой нуждающегося населения, необходимо было приложить все возможные усилия для сохранения или даже восстановления мира и согласия в обществе.
Рейхсканцлеру удалось найти баланс между интересами враждующих политических партий и классов Германской империи. Проявив недюжинный дипломатический талант, он сумел, опираясь на юнкерство и продвигая в то же время интересы идущей в ногу со временем буржуазии, добиться их экономического и политического сотрудничества.
Примечания
1 См.: Лохова И. В. Социальная политика Германии и Австрии в последней трети XIX - начале ХХ вв. : дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2016. С. 41-42
2 Kreuzzeitung (Nene preussische Zeitung). Berlin, 1894. 19 Februar.
3 Мусихин Г. И. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма). СПб., 2004. С. 53.
4 Там же. С. 54.
5 См.: Чубинский В. В. Бисмарк : Политическая биография. М., 1988. С. 342.
6 Pflanze O. Bismarck : Der Reichskanzler. München, 2008. S. 36.
7 Gall L. Bismarcks Preußen, das Reich und Europa II Historische Zeitschrift. Bd. 234, H. 2. Oldenburg, 1982. S. 323.
8 HerknerH. Die Arbeiterfrage. Bd. 2. Soziale Theorien und Parteien. Berlin ; Leipzig, 1922. S. 247.
9 Wurm F. F. Wirtschaft und Gesellschaft in Deutschland 1848-1948. Opladen, 1975.
214
Научный отдел
Л. Н. Беспалова. Применение тактики социального маневрирования О. Бисмарком
10 Althammer J. W., LampertH. Lehrbuch der Sozialpolitik. Berlin ; Heidelberg, 2014. S. 43-45.
11 Вильгельм II. События и люди 1878-1918. Воспоминания. Мемуары. Минск, 2003. URL: http://arhiv knig.com/gumanitarnye-nauki/182762-vilgelm-ii-
sobytija-i-ljudi-1878-1918.html (дата обращения: 25.04.2017).
12 Там же.
13 Бисмарк О. Мысли и воспоминания : в 3 т. / под ред. А. С. Ерусалимского. М., 1941. Т. 3. С. 34.
Образец для цитирования:
Беспалова Л. Н. Применение тактики социального маневрирования Рейхсканцлером Германской империи О. Бисмарком во второй половине XIX века // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 212-215. DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-2-212-215.
Cite this article as:
Bespalova L. N. The Use of Social Maneuvering Tactics of the German Reich Chancellor Otto von Bismarck in the Second Half of the XIX Century. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2018, vol. 18, iss. 2, рр. 212-215 (in Russian). DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-2-212-215.