Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9226
1617
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная политика / здравоохранение / социальное обеспечение / бедность / образование / социальная поддержка / social policy / health care / social security / poverty / education / social support

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И.М. Блохина, М.А. Дрофа, Д.А. Задорожный, А.А. Заремук

В данной статье изучается понятие социальной политики, рассматриваются ее основные направления, функции и задачи в Российской Федерации. Проводится анализ основных форм, методов, инструментов воздействия, а также эффективности реализации и значения, как для граждан, так и для государства в целом, проводимой социальной политики в 2020 г. Рассматриваются такие направления социальной политики как улучшение социального климата, государственная поддержка семей, реабилитация и интеграция инвалидов, социальное обслуживание граждан старших возрастов, развитие негосударственных некоммерческих организаций, социальная поддержка лиц в трудной жизненной ситуации. Рассматривается прогноз распределения федерального бюджета на социальную политику в 2021-2023 гг. Также изучаются основные аспекты методики социального казначейства, которая внедряется с 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY AND ITS MAIN DIRECTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the concept of social policy, examines its main directions, functions and tasks in the Russian Federation. The analysis of the main forms, methods, instruments of influence, as well as the effectiveness of implementation and the value, both for citizens and for the state as a whole, of the social policy pursued in 2020, is considered such areas of social policy as improving the social climate, state support for families, rehabilitation and the integration of disabled people, social services for older citizens, the development of non-governmental non-profit organizations, social support for people in difficult life situations. The forecast of the distribution of the federal budget for social policy in 2021-2023 is considered. The main aspects of the social treasury methodology, which is being introduced from 2021, are also being studied.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Актуальным для Российской Федерации можно считать расширение практики предоставления налоговых льгот по имущественным налогам для малообеспеченных слоев населения. Отдельные регионы России применяют подобные льготы, однако, сложившаяся бюджетно-налоговая практика в силу слабого налогового и экономического потенциала регионов ограничивает органы власти субфедерального уровня по применению указанных льгот. В условиях снижения реальных доходов населения и высокой дифференциации доходов в РФ данное направление региональной налоговой политики считается актуальным. Кроме того, обязательные предписания в рамках концепции налоговой политики федерального центра о расширении практики налоговых льгот для малоимущих послужит мотивацией для местных органов для повышения благосостояния граждан.

Источники:

1. Бобошко Иван Владимирович. Имущественное налогообложение как фактор устойчивого развития регионов России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Кобесова Нино Бидзинаевна. - Самара. 2019. - 150 с.

2. Власенко Е.А. Имущественные налоги как источник доходов бюджетов субфедерального уровня: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2011. №1. С. 74.

3. Курбанов С.А., Баташев Р.В. Имущественные налоги как потенциальный фактор экономической стабильности регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 5 (115). С. 56-65. (РИНЦ).

4. Логинова Т.А. Стратегия развития налогообложения недвижимого имущества в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Логинова Татьяна Александровна. - Москва. 2018. - 227 с.

5. Лыкова, Л. Н. Налоговые системы зарубежных стран : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 309 с.

6. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. Пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис 2011. - 432 с.

References:

1. Boboshko Ivan Vladimirovich. Property taxation as a factor of sustainable development of Russian regions: dis. ... Cand. econom. Sciences: 08.00.10 / Kobesova Nino Bidzinaevna. - Samara. 2019 .-- 150 p.

2. Vlasenko E.A. Property taxes as a source of income for the budgets of the subfederal level: problems and prospects // Finance and Credit. 2011. No. 1. P. 74.

3. Kurbanov S.A., Batashev R.V. Property taxes as a potential factor of the economic stability of the regions // Regional problems of economic transformation. 2020. No. 5 (115). S. 56-65. (RSCI).

4. Loginova T.A. Strategy for the development of taxation of real estate in the Russian Federation: dis. ... Cand. econom. Sciences: 08.00.10 / Loginova Tatyana Aleksandrovna. - Moscow. 2018 .-- 227 p.

5. Lykova, LN Tax systems of foreign countries: textbook and workshop for undergraduate and graduate programs / LN Lykova, IS Bukin. - 2nd ed., Rev. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2018 .-- 309 p.

6. Popova L.V. Tax systems of foreign countries: study guide. Manual / L.V. Popova, I.A. Drozhzhina, B.G. Maslov. 2nd ed., Rev. and add. - M .: Delo i Service 2011 .- 432 p.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11251

И.М. Блохина - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, thirnika@mail.ru,

I.M. Blokhina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University,

М.А. Дрофа - обучающийся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, drofa.misha@yandex.ru

M.A. Drofa - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian University, Д.А. Задорожный - обучающийся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, dmitriy-zadorozhniy@mail.ru,

D.A. Zadorozhny - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian University; А.А. Заремук - обучающийся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, azaremuk@bk.ru,

A.A. Zaremuk - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian University.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ SOCIAL POLICY AND ITS MAIN DIRECTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: В данной статье изучается понятие социальной политики, рассматриваются ее основные направления, функции и задачи в Российской Федерации. Проводится анализ основных форм, методов, инструментов воздействия, а также эффективности реализации и значения, как для граждан, так и для государства в целом, проводимой социальной политики в 2020 г. Рассматриваются такие направления социальной политики как улучшение социального климата, государственная поддержка семей, реабилитация и интеграция инвалидов, социальное обслуживание граждан старших возрастов, развитие негосударственных некоммерческих организаций, социальная поддержка лиц в трудной жизненной ситуации. Рассматривается прогноз распределения федерального бюджета на социальную политику в 2021-2023 гг. Также изучаются основные аспекты методики социального казначейства, которая внедряется с 2021 г.

Abstract: This article examines the concept of social policy, examines its main directions, functions and tasks in the Russian Federation. The analysis of the main forms, methods, instruments of influence, as well as the effectiveness of implementation and the value, both for citizens and for the state as a whole, of the social policy pursued in 2020, is considered such areas of social policy as improving the social climate, state support for families, rehabilitation and the integration of disabled people, social services for older citizens, the development of non-governmental non-profit organizations, social support for people in difficult life situations. The forecast of the distribution of the federal budget for social policy in 2021-2023 is considered. The main aspects of the social treasury methodology, which is being introduced from 2021, are also being studied.

Ключевые слова: социальная политика, здравоохранение, социальное обеспечение, бедность, образование, социальная поддержка.

Keywords: social policy, health care, social security, poverty, education, social support.

В условиях современного развития социальная политика занимает одно из ключевых мест политики любого государства и является важной частью государственного управления. В целом, социальная политика представляет собой деятельность государственных органов по прогрессивному развитию социальной сферы, улучшению качества, условий и уровня жизни граждан, а также оказание им социальной поддержки, помощи и защиты.

Рассмотрим основные направления социальной политики Российской Федерации, которые были выдвинуты в 2020 г., проанализируем степень их достижения на настоящий момент и эффективность реализации (рисунок 2):

Рисунок 1 - Основные направления социальной политики Российской Федерации в 2020 г. Таблица 1 - Расходы федерального бюджета на социальную политику в период 2020-2023 гг., млрд руб.

Период Показатель, млрд. руб.

2020 г. 6917,3

2021 г. (план) 5692,9

2022 г. (план) 5760,9

2023 г. (план) 6072,8

1. Основное направление социальной политики РФ в 2020 г. было улучшение социального климата граждан, снижение уровня бедности населения и дифференциации населения по уровню дохода. Для борьбы с бедностью и улучшения благосостояния населения планируется создание новых рабочих мест, а также рост заработной платы. Повышение доступности учреждений здравоохранения и учебных заведений также должно благоприятно повлиять на поднятие уровня жизни граждан. Не все запланированные мероприятия удалось исполнить из-за сложной эпидемиологической обстановки в стране и в мире в целом, и введения жестких карантинных мер.

На рисунке 2 приведена статистика уровня бедности населения в РФ в период с 2014-2020 гг.

По данным рисунка 2 видно, что с 2015 г. наблюдается снижение уровня бедности населения в Российской Федерации. Несмотря на пандемию, связанную с распространившимся вирусом Covid-19, государственным органом удалось не только сдержать рост данного показателя, но и снизить его, что произошло благодаря многообразию компенсационных антикризисных мер властей.

2. Немаловажным направлением социальной политики выступает повышение эффективности государственной поддержки семей. Так, в 2020 г. государство содействовало семьям в приобретении, строительстве жилья, улучшении их жилищных условий, предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство домов семьям с тремя и более детьми.

Рисунок 2 - Динамика бедности населения РФ в период с 2014-2020 гг.

Также, в связи с пандемией, многие семьи столкнулись с серьезными проблемами и государством были приняты меры по оказанию помощи семьям с детьми:

- единовременные выплаты в размере 10000 руб. на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет;

- ежемесячная выплата в размере 5000 руб. на каждого ребенка в семье до 3 лет в течение трех месяцев: апрель, май, июнь;

- ежемесячная выплата на ребенка до 18 лет в размере 3000 руб.

Только выплаты семьям, находившимся в сложной ситуации, в связи с пандемией, составили в 2020 г. 288 млрд руб.

Общие выплаты на реализацию национального проекта «Демография» в 2020 г. составили 713 млрд руб. При этом прогнозируется увеличение этой суммы в последующих годах (рисунок 3):

857,3

763,8

713

2020 г. (факт)

2021 г. (план)

2022 г. (план)

Рисунок 3 - Расходы на государственную поддержку семей в период 2020-2023 гг., млрд руб.

3. Социальная политика в 2020 г. также была направлена на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов. То есть, были проведены мероприятия по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; создание модифицированных реабилитационных учреждений; обе с-печение доступности жилья, транспорта, объектов социального назначения для инвалидов.

Рисунок 4 - Доля инвалидов в отношении которых осуществляются мероприятия по реабилитации в период 2020-2023 гг.

На 2020 г. доля инвалидов, которые проходят мероприятия по реабилитации составляет 71,9 %, но в последующих годах намечается увеличение этого значения, что видно из рисунка 4.

На рисунке 5 представлена динамика численности инвалидов в период 2013-2020 гг.

Рисунок 5 - Динамика численности инвалидов в Российской Федерации в период 2013-2020 гг.

Как видно из рисунка 5, численность инвалидов с каждым годом уменьшается и в 2020 г. достигает своей минимальной отметки, что позволяет сделать вывод об эффективности проведенных мероприятий по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

На поддержку различных групп инвалидов в Российской Федерации в период 2020-2023 гг. на каждого инвалида в год выделялось и планируется выделять следующее количество денежных средств (таблица 2):

Таблица 2 - Выплаты инвалидам в период 2020-2023 гг., руб./1 чел

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Инвалидам 1 группы 46752 48528 50328 52332

Инвалидам 2 группы 33396 34668 35952 37380

Инвалидам 3 группы 26736 27756 28776 29928

Детям-инвалидам 33396 34668 35952 37380

Инвалидам войны 66780 69312 71880 74760

4. Немаловажное внимание социальной политики в 2020 г. было направлено на социальное обслуживание граждан старших возрастов. Данная программа предполагала обеспечение всех нуждающихся граждан старших возрастов в доступности социальных услуг; поддержка семей, предоставляющим родственный уход на дому за пожилыми людьми; развитие стационарных и социального обслуживания учреждений; создание пансионов для временного и постоянного проживания пожилых людей.

Немаловажной областью социальной политики, направленной на обеспечение граждан старших возрастов, выступает рост размера пенсий, что можно увидеть из таблицы 3:

Таблица 3 - Динамика показателей среднегодового размера пенсий, руб.

Показатель 2020 г. 2021 г. (план) 2022 г. (план) 2023 г. (план)

Страховая пенсия 46752 48528 50328 52332

Страховая пенсия по старости 33396 34668 35952 37380

Социальная пенсия 26736 27756 28776 29928

Расходы федерального бюджета на выполнение обязательств по выплате пенсий гражданам в 2021 году составят 2236,4 млрд руб., в 2022 году - 2732,6 млрд руб., в 2023 году - 2737,1 млрд руб.

5. Одно из направлений социальной политики - совершенствование сектора негосударственных некоммерческих организаций для оказания социальных услуг:

- модернизация муниципальных и бюджетных учреждений, деятельность которых направлена на социальную защиту, оказание социальных услуг пожилым людям и инвалидам, в некоммерческие организации, а также создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

- равенство условий налогообложения поставщиков социальных услуг организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;

- поддержка и развитие благотворительной деятельности, как граждан, так и организаций.

6. Также была оказана помощь лицам, находившимся в трудной жизненной ситуации. То есть, проведение мероприятий, направленных на интеграцию лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества; программы по оказанию социальной поддержки несовершеннолетним и граждан, освободившихся из мест лишения свободы, развитие механизма ювенальной юстиции; создание механизма правосудия; эффективные и образовательные воспитательные работы в системе исполнения наказаний.

В 2021 году было выдвинуто предложение по внедрению социального казначейства в российскую практику. Данная программа предполагает предоставление гражданам государственных и муниципальных услуг в дистанционном круглосуточном режиме, на постоянной основе.

Для скорого осуществления предложенной программы создаются организационно -технологические модели использования абсолютно всеми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления единой цифровой платформы и возможности передачи функций по назначению и предоставлению муниципальных и региональных мер социальной поддержки единой уполномоченной организации на федеральном уровне. Цифровая платформа должна обеспечить реализацию принципов клиентоцентричности государства, адресности и эффективности мер социальной поддержки.

Реализация программы социального казначейство обеспечит предоставление мер социальной по д-держки на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан без предоставления ими документов, за исключением необходимости предоставления заявления в случае невозможности по объективным причинам предоставления мер социальной поддержки. Обязательным условием данной модели выступает реализация социальной поддержки граждан в максимально сжатые сроки и с минимальными затратами. Также, реализация программы социального казначейства поможет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления реализовывать свои полномочия по определению конкретных мер социальной поддержки более эффективно, ориентируясь на социально -экономическую ситуацию и необходимых данных для принятия решений по установлению категорий получателей и условий получения.

Чтобы воплотить механизм социального казначейства в жизнь всех граждан Российской Федерации более эффективными и быстрыми темпами, было принято решение о необходимости реализации следующих механизмов:

- применение всеми субъектами единой государственной информационной системы социального обеспечения в качестве основного компонента единой цифровой платформы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для назначения мер социальной поддержки;

- предоставление права Пенсионному фонду РФ по предоставлению муниципальных и региональных мер социальной поддержки.

Реализация перехода на социальное казначейство планируется в два основных этапа:

- формирование мероприятий по реализации и упрощению перехода на осуществление Пенсионным фондом РФ назначения мер социальной поддержки;

- совершенствование нормативно-правовой базы сферы социального обеспечения.

Таким образом, можно сделать вывод, что российское государство предает огромное значение социальному обеспечению граждан и реализации эффективной социальной политики. Но, в сложившихся непростых условиях, которые вызваны запутанными процессами социально -исторического развития, особое внимание надо уделять изменению социальной сферы, путем реализации национальных проектов в сфере преодоления бедности, здравоохранения и образования, значительному повышению благосостояния широких слоев населения доступным и комфортным жильем, проведение новой политики стимулирования рождаемости.

Источники:

1. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования /

С. Х. Асланова // Молодой ученый. - 2019. - №9. - С. 511-514.

2. Вахабов А.А. Социальное развитие как условие экономического роста / А.А. Вахабов // Наука и Мир. - 2017. -

Т. 3. - № 3 (43). - С. 14-15.

3. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации. - www.fss.ru.

4. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - www.pfrf.ru.

5. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. - www.minfin.ru.

References:

1. Aslanova S. Kh. Modern problems of social policy of the state and ways to improve them / S. Kh. Aslanova // Young scientist. - 2019. - No. 9. - S. 511-514.

2. Vakhabov A.A. Social development as a condition for economic growth / А.А. Vakhabov // Science and World. - 2017. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T. 3. - No. 3 (43). - S. 14-15.

3. The official website of the Social Insurance Fund of the Russian Federation. - www.fss.ru.

4. Official website of the Pension Fund of the Russian Federation. - www.pfrf.ru.

5. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. - www.minfin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.