Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ЧЕРЕЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ЧЕРЕЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГИ / ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ / SOCIAL POLICY / TAXES / PRIVILEGES / TAX EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеева А.О.

В Российской Федерации социальная политика реализуется преимущественно через государственные программы и национальные проекты. Реализация социальной политики государства через налогообложение является дополнительным способом социальной поддержки различных категорий граждан Российской Федерации, что говорит о существовании социально направленной налоговой политики в стране. Данный способ приводит к снижению налоговой нагрузки на население путем внедрения различных льгот, вычетов и других мер в налоговое законодательство. В частности возможна реализация социальной политики государства через налогообложения организации, которая, оказывая социальную помощь своим сотрудникам, получает возможность отнесения данного вида расходов на расходы, уменьшающие налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Оценка реализации социальной политики государства через налогообложение может быть осуществлена на основании анализа налоговых расходов федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF STATE SOCIAL POLICY THROUGH TAXATION

In the Russian Federation, social policy is implemented primarily through state programs and national projects. Implementation of the state's social policy through taxation is an additional way of social support for various categories of citizens of the Russian Federation, which indicates the existence of a socially oriented tax policy in the country. This method reduces the tax burden on the population by introducing various benefits, deductions and other measures in the tax legislation. In particular, it is possible to implement the social policy of the state through taxation of an organization that, by providing social assistance to its employees, gets the opportunity to attribute this type of expenditure to expenses that reduce the tax base when calculating income tax. Assessment of the implementation of social policy of the state through taxation can be carried out on the basis of an analysis of tax expenditures of the Federal budget.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ЧЕРЕЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

Реализация социальной политики государства через налогообложение Implementation of state social policy through taxation

Моисеева А.О.

Магистрант 1 курса, магистерская программа «Налоги и налогообложение», Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Российская Федерация, Санкт-Петербург e-mail:nastya19975550@gmail.com

Moiseeva A.O.

1st year undergraduate, Master program «Taxes and taxation», St. Petersburg State University of Economics, Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail:nastya19975550@gmail.com

Аннотация.

В Российской Федерации социальная политика реализуется преимущественно через государственные программы и национальные проекты. Реализация социальной политики государства через налогообложение является дополнительным способом социальной поддержки различных категорий граждан Российской Федерации, что говорит о существовании социально направленной налоговой политики в стране. Данный способ приводит к снижению налоговой нагрузки на население путем внедрения различных льгот, вычетов и других мер в налоговое законодательство. В частности возможна реализация социальной политики государства через налогообложения организации, которая, оказывая социальную помощь своим сотрудникам, получает возможность отнесения данного вида расходов на расходы, уменьшающие налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Оценка реализации социальной политики государства через налогообложение может быть осуществлена на основании анализа налоговых расходов федерального бюджета.

Annotation.

In the Russian Federation, social policy is implemented primarily through state programs and national projects. Implementation of the state's social policy through taxation is an additional way of social support for various categories of citizens of the Russian Federation, which indicates the existence of a socially oriented tax policy in the country. This method reduces the tax burden on the population by introducing various benefits, deductions and other measures in the tax legislation. In particular, it is possible to implement the social policy of the state through taxation of an organization that, by providing social assistance to its employees, gets the opportunity to attribute this type of expenditure to expenses that reduce the tax base when calculating income tax. Assessment of the implementation of social policy of the state through taxation can be carried out on the basis of an analysis of tax expenditures of the Federal budget.

Ключевые слова: социальная политика, налоги, льготы, налоговые расходы.

Key words: social policy, taxes, privileges, tax expenses.

Основные направления совершенствования социальной политики России на период до 2024 года отражены в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации». [8] Реализация социальной политики для достижения поставленных Указом Президента целей осуществляется преимущественно в рамках государственных программ и национальных проектов. В части проведения государством социальной политики реализуется направление государственной программы «Новое качество жизни», размер финансирования которой из средств федерального бюджета составил 6 484,54 млрд. руб. за 2018 год. [13]

В рамках реализации направления «Новое качество жизни» реализуются следующие государственные программы: развитие здравоохранения, развитие образования, социальная поддержка граждан, обеспечение доступным и комфортным жильем граждан России и т.д. [7]

Поскольку в научной литературе нет единого подхода к трактованию понятия социальная политика государства, то автор статьи, опираясь на описанные выше наименования государственных программ, относит к

понятию социальная политика не только социальную поддержку граждан, но и здравоохранение, образование, доступность жилья населению.

На основании таблицы 1 можно сделать вывод о том, что расходы федерального бюджета на реализацию ранее упомянутых государственных программ в сфере социальной политики в целом продолжают расти от года к году. Самый высокий темп роста расходов федерального бюджета по выделенным государственным программам принадлежит ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем» (316,13%), в то время как по ГП «Развитие образования» можно наблюдать сокращение расходов. Стоит отметить, что наибольшая сумма расходов (1275,92 млрд. руб. в 2018 и 1549,78 млрд. руб. в 2022) идет по статье государственной программы «Социальная поддержка граждан», которая, в большей степени, подразумевает осуществление выплат различным категориям граждан. [12]

Таблица 1. Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ, направленных _на проведение социальной политики, млн. руб.

Название 2018 2019 2020 2021 2022 Темп роста

государственных (http://budget.g (Закон № (Закон № (Закон № (Закон № расходов ФБ с

программ ov.ru) 459-ФЗ) 380-ФЗ) 380-ФЗ) 380-ФЗ) 2018 по 2022,%

ГП «Развитие здравоохранения» 374,04 506,12 847,48 787,64 788,1 210,7

ГП «Развитие образования» 545,09 199,66 214,07 220,31 172,76 31,7

ГП «Социальная поддержка граждан» 1 275,92 1376,06 1465,04 1510,75 1549,78 121,46

ГП «Обеспечение

доступным и комфортным 107,14 191,07 202,17 244,62 338,7 316,13

жильем»

Помимо рассмотренных способов реализации социальной политики в России с помощью государственных программ и национальных проектов можно выделить еще один способ, который заключается в социальной поддержке граждан через налогообложение, в результате чего происходит снижение налоговой нагрузки на население страны путем внедрения различных льгот, вычетов и других мер в налоговое законодательство.

Следовательно, можно сказать, что социальная направленность в процессе проведения государством налоговой политики позволяет обеспечивать более высокий уровень социальной защиты малоимущих слоев населения и сглаживать неравенство в уровнях доходов различных категорий граждан.

Для автора исследования в связи с рассмотрением такого способа реализации социальной политики государства представляется интересным ознакомиться с мнением экономистов-исследователей по вопросу важности социальной направленности налогообложения в России.

Данный вопрос с интересной точки зрения раскрыт в труде Сапрыкиной Т.А. и Левченко В.П. Авторы научной публикации пишут о том, что человек, обладая большими запасами нереализованного потенциала, благодаря правильной социально направленной налоговой политике, сможет превратить его в прибыльные инвестиции. Данный вывод они обосновывают количественно подтвержденной взаимосвязью между совершенствованием социальной политики и индексом человеческого потенциала. [14]

Калинина О.В. в своей научной публикации говорит о том, что государству необходимо найти оптимальное соотношение между экономической эффективностью и социальной справедливостью в процессе реализации социальной налоговой политики. Соответственно, можно сказать о том, что при выборе государством вектора развития именно социальной направленности налоговой политики необходимо найти баланс между фискальной и социальной функциями налогов. [4]

Интересным представляется мнение авторов научной публикации Гуровой С.Ю. и Шенцевой С.Г. о социальном характере налога: уплаченные налогоплательщиками налоги вернутся к ним же в виде предоставления общественных благ и гарантий (здравоохранение, социально-культурная сфера и т.д.), создавая тем самым основу для развития хозяйствующих субъектов и процветания общества. [3]

Мнение Нигматулиной Э.Ф. социальная направленность налогообложения способствует повышению социальной защищенности малоимущих слоев населения, стимулированию развития человеческого потенциала и направлена на сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения. [6] Ученые Богачева О.В. и Фокина Т.В. считают, что социальная направленность налогообложения преследует перед государством цель решения различных социальных задач. [2]

По мнению Бикбаевой И.В., в настоящее время налоговая политика может выступать действенным инструментом государственной политики в части снижения уровня социально-экономической дифференциации в обществе, однако автор научной публикации говорит о необходимости поиска способов совершенствования данной политики. [1]

Проанализировав научные публикации по вопросу важности социальной направленности налогообложения, мы можем сделать вывод о том, что авторы научных трудов придерживаются позиции большой значимости данного вопроса для населения страны, однако отмечают необходимость совершенствования уже существующих механизмов реализации налоговой политики в стране.

Нормативно-правовой базой, регулирующей проведение социально направленной налоговой политики, является Налоговый Кодекс. В частности можно выделить ряд статей, в которых описываются нормы, смягчающие налоговое бремя, ложащееся на разные категории налогоплательщиков [5]:

- ст. 217 НК РФ определяет перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ (в этот перечень входят различные пособия, пенсии, выплаты, вознаграждения, ряд доходов и т.д.);

- ст. 219 НК РФ описывает возможность применения социальных налоговых вычетов по НДФЛ, которые могут быть предоставлены, к примеру, за обучение, прохождение дорогостоящего лечения и т.д.;

- ст. 220 НК РФ поясняет существующие имущественные налоговые вычеты по НДФЛ;

- ст. 221 НК РФ содержит в себе информацию о профессиональных налоговых вычетах по НДФЛ

и т.д.

Реализацию социальной политики государства через налогообложение можно рассмотреть через анализ налоговых расходов федерального бюджета Российской Федерации.

В отчете Министерства финансов РФ о налоговых расходах за период с 2015 по 2021 год под ними понимают выпадающие доходы бюджета, которые возникают вследствие предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, сборам и таможенным платежам, и которые предусмотрены в качестве мер поддержки государства для достижения целей государственных программ и социально-экономической политики. [9]

На основании таблицы 2 можно сказать о том, что налоговые расходы федерального бюджета в рамках реализации социальной политики государства по направлениям образование, здравоохранение и социальная политика продолжают расти в период с 2015 по 2021 годы.

Таблица 2. Налоговые расходы в социальной сфере, млн. руб.

Темп

роста

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 НР с 2015 по 2021, % Итого

Образование 54 470 51 582 54 220 59 140 62 516 66 723 72 157 132,47 420 808

Здравоохранение 207 320 231 747 262 485 295 493 311346 333 136 359 025 173,17 2 000 552

Социальная политика 37 908 45 854 57 866 62 164 68 963 76 209 80 501 212,36 429 465

Итого НР социальной сферы 299698 329183 374571 416797 442825 476068 511683 170,73 2 850 825

Налоговые расходы Федерального бюджета 1903956 2017369 2377242 3101725 3203200 3294161 3361416 176,55 16055869

Доля НР социальной сферы в НР ФБ, % 15,74 16,32 15,76 13,44 13,82 14,45 15,22 - 17,76

Наибольший темп роста наблюдается по направлению «Социальная политика», налоговые расходы федерального бюджета по этому направлению за указанный период увеличились в 2 раза, что свидетельствует о том, что в государстве с каждым годом увеличивается количество граждан, которым предоставляются различные социальные выплаты и льготы по налогам. Среди перечисленных направлений наибольший удельный вес в налоговых расходах социальной сферы имеет направление «Здравоохранение» - примерно 70%, что может говорить о том, что население достаточно активно пользуется налоговыми льготами, вычетами и иными преференциями налогового законодательства в данной сфере. В целом за период с 2015 по 2021 годы доля налоговых расходов социальной сферы в налоговых расходах федерального бюджета составила 17,76 %, что составляет приблизительно 1/5 налоговых расходов федерального бюджета, что можно использовать как подтверждение того, что российское налоговое законодательство является способом социальной поддержки населения. Рост налоговых расходов социальной сферы говорит о наличии востребованности установленных способов поддержки различных слоев населения через налоговое законодательство.

Реализация социальной политики государства через налогообложение организаций также является одним из способов проявления социальной направленности налоговой политики, поскольку через применение налогового инструментария государство не только выполняет свои социальные обязательства, обеспечивая повышение благосостояния граждан, но и в ряде случаев стимулирует развитие компаний в России.

Можно выделить ряд статей НК РФ, которые позволяют организациям реализовывать социальную политику в отношении своих работников без ущерба своей деятельности (выплачивать премии, покрывать расходы по выплате ипотеки сотрудников, организовывать их санаторно-курортное лечение). [5] На основании анализа отчета Министерства финансов РФ о налоговых расходах за период с 2015 по 2021 год можно также сделать вывод о том, что в целом за период с 2015 по 2021 годы налоговые расходы по НДС в социальной сфере (в связи с пониженной ставкой НДС на продовольственные и медицинские товары, товары для детей, освобождения медицинских и образовательных услуг от налогообложения НДС) составили 60,11 % в общей сумме налоговых расходов по НДС федерального бюджета, что снова говорит о приоритете реализации социальной политики.

Налоговые расходы по налогу на прибыль в социальной сфере, связанные с пониженной ставкой налога для медицинских и образовательных организаций, социальных служб, росли на протяжении всего периода с 2015 по 2021 годы (рост на 66,3 %), что может говорить о вероятном увеличении количества данных организаций и оказываемых ими услуг, что является благоприятным фактором для населения страны.

Налоговые расходы по налогу на прибыль в социальной сфере, связанные с освобождениями и вычетами, непосредственно характеризуют реализацию социальной политики государства через налогообложение

организации. Наибольшая сумма налоговых расходов за период с 2015 по 2021 годы идет на расходы на подготовку и переподготовку кадров (колеблются от 86 до 138 млн. руб.), далее идут налоговые расходы, связанные с бесплатно предоставляемыми работникам коммунальных услуг, питания и жилья (от 26 до 49 млн. руб.), и связанные с возмещением затрат по выплате работниками процентов по ипотеке (от 29 до 59 млн. руб.). Наименьшая сумма налоговых расходов идет на компенсацию расходов за форменную одежду и расходов общественных организаций инвалидов. Если анализировать общую динамику данных расходов, то можно сказать об их росте к 2021 году на 33 %. [9]

В целом за период с 2015 по 2021 годы налоговые расходы по налогу на прибыль в социальной сфере составили 0,4 % в общей сумме налоговых расходов по налогу на прибыль федерального бюджета, что говорит о том, что данные способы реализации социальной политики государства через налогообложение организации не пользуются спросом. Поэтому если государство хочет повысить эффективность данных налоговых льгот, то возможно, стоит увеличить выгоду, которую будет получать компания от социальной поддержки своих работников.

Таким образом, автор исследования пришел к выводу, что реализация социальной политики в Российской Федерации осуществляется государством не только при помощи государственных программ и национальных проектов, но и при помощи специальных норм налогового законодательства РФ.

Реализация социальной политики государства через налогообложение организаций также является одним из способов проявления социальной направленности налоговой политики. Данный способ позволяет организациям самим принимать решение о социальной поддержке работников, используя при этом преференции, установленные налоговым законодательством, имея возможность оказывать влияние на финансовые результаты своей деятельности.

Оценка эффективности реализации социальной политики была осуществлена через анализ налоговых расходов федерального бюджета. Проведенный анализ показал, что в целом налоговые расходы государства в социальной сфере продолжают расти, что говорит о востребованности существующих в налоговом законодательстве льгот, вычетов и иных преференций со стороны населения страны. Однако государству стоит задуматься о том, как повысить эффективность налоговых расходов федерального бюджета в части увеличения преимуществ, получаемых организациями при осуществлении ими социальной поддержки своих работников. Следовательно, ученым-экономистам необходимо сконцентрироваться на разработке льгот и иных преференций, которые были бы выгодны всем участникам этих трехсторонних финансовых отношений: населению (работникам), компаниям-работодателям и государству.

Список используемой литературы:

1. Бикбаева И.В. Социальная функция налогов, взимаемых с физических лиц / И.В. Бикбаева // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 37-39.

2.Богачева О.В., Фокина Т.В. Оценка эффективности социальных налоговых расходов в странах ОЭСР / О.В. Богачева, Т.В. Фокина // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 3 (37). С. 22-36.

3.Гурова С.Ю., Шенцева С.Г. Налоговая политика государства и ее социально-экономическая направленность / С.Ю. Гурова, С.Г. Шенцева // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 256-261.

4.Калинина О.В. Генезис социальной роли налога и социальной налоговой политики государства / О.В. Калинина // Экономика и управление. 2011. № 3 (65). С. 25-27.

5.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.04.2020).

6.Нигматулина Э.Ф. Налоговая политика государства и развитие ее социальной направленности / Э.Ф. Нигматулина // Инновационное развитие экономики. 2015. № 5 (29). С. 21-26.

7.Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р (ред. от 26.07.2019).

8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018).

9.Отчет Министерства финансов РФ: Налоговые расходы Российской Федерации 2015-2021 [Электронный ресурс] - URL: www.minfin.ru. (Дата обращения 29.03.2020)

10.0 федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-Ф3 (ред. от 18.03.2020).

11.0 федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ (последняя редакция).

12.0фициальный сайт государственных программ [Электронный ресурс] - URL: https://programs.gov.ru. (Дата обращения: 15.03.2020).

13.0фициальный единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» [Электронный ресурс] - URL: http://budget.gov.ru (Дата обращения: 03.04.2020).

14.Сапрыкина Т.А., Левченко В.П. Влияние налоговой политики на развитие человеческого потенциала в России / Т.А. Сапрыкина, А.П. Левченко // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее сборник статей X Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 60-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.