Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ – УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ – УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
военнослужащий / защита прав и свобод военнослужащих / социальная защита / социальные гарантии / единовременная выплата / military personnel / social protection / social guarantees / lump sum payment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Линхобоева М.Б.

В настоящей статье рассматривается мера социальной поддержки военнослужащим – участникам специальной военной операции. Анализируются практика применения законодательства в сфере обеспечения социальной гарантии в виде производства единовременной выплаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Линхобоева М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SUPPORT FOR MILITARY PERSONNEL PARTICIPATING IN SPECIAL MILITARY OPERATION: PRACTICAL APPLICATION

This article discusses a measure of social support for military personnel participating in a special military operation. The practice of applying legislation in the field of social security in the form of a lump sum payment is analyzed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ – УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ»

УДК 34

Линхобоева М.Б.

студент Сибирского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (г. Новосибирск, Россия)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ -УЧАСТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация: в настоящей статье рассматривается мера социальной поддержки военнослужащим - участникам специальной военной операции. Анализируются практика применения законодательства в сфере обеспечения социальной гарантии в виде производства единовременной выплаты.

Ключевые слова: военнослужащий, защита прав и свобод военнослужащих, социальная защита, социальные гарантии, единовременная выплата.

Высшей ценностью в Российской Федерации, небезызвестно, являются права и свободы человека и гражданина. Учитывая специальный статус военнослужащих, обуславливающийся существенным количеством ограничений, связанных со свободной реализацией предоставляемого государством объема прав, Российская Федерация предоставляет военнослужащим ряд льгот, гарантий и мер поддержки, позволяющие компенсировать указанную выше особенность.

Вместе с тем, в настоящее время в период частичной мобилизации государством создаются и реализуются дополнительные меры социальной поддержки, которые способствуют повышению уровня доверия к государству среди военнослужащих и их семей.

В частности, представляется интересным мера социальной поддержки военнослужащих - участников специальной военной операции (далее - СВО), реализующаяся согласно Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»(далее - Указ № 98), поскольку субъект правоотношения не всегда верно трактует данную норму права либо искажает ее смысл, в связи с чем, часто ошибочно склонен полагать возникновение у него права на социальную гарантию в соответствии с приведенным Указом.

Пунктом «б» части 1 Указа № 98 предусматривается, что «военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, принимающим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики (далее - ДНР), Луганской Народной Республики (далее - ЛНР) и Украины, военнослужащим, выполняющим специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики (далее - САР), получившим ранение (контузию, травму, увечье) в ходе проведения специальной военной операции (при выполнении специальных задач), осуществляется единовременная выплата в размере 3 млн. рублей».

Министром обороны Российской Федерации приказом от 22 апреля 2022 года № 236 определен Порядок назначения и осуществления вышеуказанной единовременной выплаты, возложив на финансовые органы включённых в состав Вооружённых Сил Российской Федерации соответствующих органов военного управления (объединений, соединений, воинских частей и организаций), в которых указанные военнослужащие проходят военную службу, осуществление её выплаты.

Принимая во внимание право военнослужащего на судебную защиту и учитывая отказы военно-медицинских организаций, а также командования в производстве выплаты, нередки случаи обращения лиц за защитой своих прав в судебные органы, в данном контексте в военные суды, для пресечения

воспрепятствования военных ведомств к получению единовременной выплаты. Однако сложившаяся практика военных судов обращает внимание, что не все ранения (контузии, травмы, увечья), подлежат компенсации со стороны государства.

Подавляющее большинство предъявляемых административных исковых заявлений военнослужащими связано с отказом должностными лицами воинских частей в назначении оспариваемой единовременной выплаты.

Получение указанной справки, следовательно, и назначение единовременной выплаты, зависит от совокупности условий, определенных законодателем. В частности, выплата в размере 3 млн. рублей возможна лишь в том случае, когда военнослужащий принимал участие в специальной военной операции на названных выше территориях и осуществлял непосредственное исполнение специальных (боевых) задач. Следовательно, необходимо с особым вниманием оценивать фактические обстоятельства получения травмы или увечья при вынесении решения.

Так, из апелляционного определения Южного окружного военного суда от 20 октября 2023 г. следует, что военнослужащий К.И.АА находился в служебной командировке и выполнял специальные задачи. При исполнении поставленных задач он нарушил требования технике безопасности и сохранения личного здоровья при нахождении в аграрном помещении при выходе из автомобиля, поскользнувшись, упал на правый коленный сустав, что привело к травме, что было зафиксировано медицинским учреждением. По итогам проведенного командованием служебного расследования военнослужащему в производстве единовременной выплаты отказано на том основании, что вред его здоровью был нанесен по вине самого военнослужащего.

Вместе с тем, согласно апелляционного определения названного суда от 1 декабря 2023 г., на территории проведения СВО во время проверки башни бронетранспортера К.Э.Л.Б., упал и ударился головой и спиной о землю, после чего направлен на медицинское освидетельствование, где ему поставлен диагноз в виде травмы (данные изъяты). По прошествии более полутора месяцев

военнослужащий обратился в медицинское учреждение с жалобами на боль в спине и был направлен в военный госпиталь, где ему также поставили диагноз в виде травмы. По рапорту военнослужащего командованием была выдана справка о травме, после этого, военным госпиталем также выдана справка о ранении (контузии, травме, увечье) для решения о производстве единовременной выплаты в соответствии с Указом № 98. Однако, гарнизонный и окружной военные суды пришли к выводам об отсутствии оснований на получение административным истцом единовременной выплаты, заключением по материалам разбирательства по обращению К.Э.Л.Б. в производстве выплаты отказано, поскольку военнослужащий получил травму не в ходе выполнения специальных задач, а в результате нарушения им требований техники безопасности.

Из апелляционного определения1 Восточного окружного военного суда от 12 декабря 2023 г. следует, что П., призванный на военную службу по мобилизации, проходил медицинское обследование, в ходе которого у него выявлена закрытая травма левого коленного сустава. В заключении по материалам служебного разбирательства указано, что травма была получена административным истцом по собственной неосторожности при передвижении по территории лагеря и не при исполнении задач специальной военной операции. Судом первой и второй инстанции было отказано в осуществлении спорной выплаты. Окружной военный суд отмечает, что юридически значимыми обстоятельствами для принятия командованием положительного решения о назначении единовременной выплаты, являются местонахождение военнослужащего в момент получения травмы, а также выполнение им специальных задач в момент ее получения.

Таким образом, лишь нахождение военнослужащего в зоне специальной военной операции не является поводом к возникновению права на производство единовременной выплаты, при этом, как видно из сложившейся практики, преимущественное значение имеют фактические обстоятельства получения ранения (контузии, травмы, увечья).

Следует отметить значимость своевременно принятых мер по правовому обеспечению социальных гарантий участников СВО, что позволяет органам военного управления достаточно эффективно регулировать правоотношения в данной сфере. Вместе с тем, именно от данных органов зависит получение той или иной социальной гарантии, в связи с чем необходимо строгое соблюдение требований закона, в том числе порядка предоставления гарантий, для исключения злоупотребления правом или двойственности его толкования должностными лицами, поскольку это позволит избежать принятия судами незаконных решений, а военнослужащим обеспечит справедливый исход в разрешении спорных правоотношениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.06.2022 № 355) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2022 г., -№ 10, - ст. 1475;

2. Приказ Министра обороны РФ от 22 апреля 2022 г. №2 236 «Об определении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2024;

3. Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 20.10.2023 № 33а-1140/2023 // Шрв://уоув--го8.8иёг£ги/тоёи1е8.рьр?пате=8иё_ёе1о&8гу_пит= 1 &пате_ор=ёос&питЬег= 15 697432&ёе1о_1ё=42&пе^'=0&1ех1_питЬег= 1;

4. Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 01.12.2023 № 33а-1258/2023 // https://yovs--ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num= 1 &name_op=doc&number= 16

177763&delo_id=42&new=0&text_number= 1;

5. Апелляционное определение 1 Восточного окружного военного суда от 12.12.2023 № 33а-338/2023 // https://1vovs--hbr. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num= 1 &name_op=doc&number= 10 65406&delo_id=42&new=0&text_number=1

Linkhoboeva M.B.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under President of Russian Federation (Novosibirsk, Russia)

SOCIAL SUPPORT FOR MILITARY PERSONNEL PARTICIPATING IN SPECIAL MILITARY OPERATION: PRACTICAL APPLICATION

Abstract: this article discusses a measure of social support for military personnel participating in a special military operation. The practice of applying legislation in the field of social security in the form of a lump sum payment is analyzed.

Keywords: military personnel, social protection, social guarantees, lump sum payment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.