Научная статья на тему 'О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеншин Виктор Михайлович

В представленном исследовании раскрываются особенности правового регулирования дополнительных социальных гарантий и компенсаций в сфере денежного обеспечения, устанавливаемых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шеншин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LEGAL REGULATION OF ADDITIONAL SOCIAL GUARANTEES AND COMPENSATIONS IN THE FIELD OF MONETARY SECURITY ESTABLISHED BY SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES, MILITARY PERSONNEL OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

The presented study reveals the features of the legal regulation of additional social guarantees and compensations in the field of monetary security established by the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies, military personnel of the National Guard of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_82

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВОЕННОСЛУЖАЩИМ

ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ On the Legal regulation of Additional social guarantees and compensations in the Field of monetary provision Established by the Subjects of the Russian Federation and Local Self-government Bodies to military Personnel of the National Guard of the Russian Federation

ШЕНШИН Виктор Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

SHENSHIN Viktor Mikhailovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru

Краткая аннотация. В представленном исследовании раскрываются особенности правового регулирования дополнительных социальных гарантий и компенсаций в сфере денежного обеспечения, устанавливаемых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации.

Abstract: The presented study reveals the features of the legal regulation of additional social guarantees and compensations in the field of monetary security established by the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies, military personnel of the National Guard of the Russian Federation.

Ключевые слова: войска национальной гвардии; социальные гарантии и компенсации; субъект Российской Федерации; орган местного самоуправления.

Keywords: national guard troops; social guarantees and compensation; subject of the Russian Federation; local self-government body.

Для цитирования: Шеншин В.М. О правовом регулировании дополнительных социальных гарантий и компенсаций в сфере денежного обеспечения, устанавливаемых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 82-85. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_82.

For citation: Shenshin V.M. On the Legal regulation of Additional social guarantees and compensations in the Field of monetary provision Established by the Subjects of the Russian Federation and Local Self-government Bodies to military Personnel of the National Guard of the Russian Federation //Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 82-85. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_82.

Статья поступила в редакцию: 14.07.2023

В статье 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» в качестве правовой основы деятельности войск предусмотрены федеральные законы1, через которые раскрывается одна из составных частей деятельности войск национальной гвардии.

Вместе с тем, в указанном законе в качестве правовой основы деятельности войск названы иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.

Задачей автора является раскрытие иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии, и прежде всего, законов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления2, устанавливающих дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим военнослужащих войск национальной гвардии.

Следует отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления3 вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии4 и компенсации военнослужащим1, в том числе и войск национальной гвардии, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей2.

1 Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 11 -22. - EDN WCAYMY.

2 Смирнова, А. А. Правовое обеспечение деятельности добровольных спасательных формирований в Российской Федерации / А. А. Смирнова, А. А. Князев // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 71-77. - EDN WDOVPC.

3 Назарова, И. С. Актуальные аспекты правового положения детей-сирот в Российской Федерации / И. С. Назарова, А. С. Павлык, Л. А. Шеншина // Закон и право. - 2023. - № 2. - С. 78-81. - DOI 10.56539/20733313_2023_2_78. - EDN QENLAQ.

4 Виниченко, Л. А. Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе взаимодействия с учреждениями социума : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Виниченко Людмила Александровна. - Белгород, 2009. - 231 с. - EDN QEIOBL.

Так, например, в Архангельской области принято решение о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты военнослужащим и лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, либо призванным на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647, либо заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании3.

Единовременная денежная выплата предоставляется за счет средств областного бюджета, выделенных министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области.

Аналогичные гарантии предоставляются в Калужской области (Приказ Министерства труда и социальной защиты Калужской области от 21.03.2023 № 592-П); Смоленской области (Постановление Администрации Смоленской области от 21.02.2023 № 60); Ростовской области (Постановление Правительства РО от 06.10.2022 № 838); Кировской области (Постановление Правительства Кировской области от 12.09.2022 № 498-П).

Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 20.01.2023 № 90 определено, что ежемесячная выплата в размере 10 000 рублей предоставляется сотрудникам филиалов федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Волгоградской области»: замещающим должности помощника дежурного группы обеспечения служебной деятельности нарядов полиции (группы обеспечения деятельности нарядов полиции), заместителя командира взвода, командира отделения, старшины группы (направления) материально-технического обеспечения, старшего полицейского, полицейского, полицейского (водителя); замещающим должности стажера по указанным должностям.

Ежемесячная выплата производится пропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце на территории Волгоградской области.

Определены периоды, в которые ежемесячная выплата не назначается: нахождение сотрудника в основном и других видах отпусков, предусмотренных законодательством Российской Федерации для сотрудников органов внутренних дел, в том числе в отпуске по уходу за ребенком; нахождение сотрудника в служебной командировке за пределами Волгоградской области; временная нетрудоспособность сотрудника, подтвержденная документально; временное отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей.

Постановлением Правительства Ярославской области от 08.11.2022 № 978-п регламентировано, что единовременная материальная помощь военнослужащим, лицам, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и членам их семей, предоставлялась в 2022 году за счет средств резервного фонда Правительства Ярославской области в размерах, установленных указом Губернатора области от 06.05.2022 № 105. Отмечено, что под военнослужащими понимались граждане, постоянно проживавшие на территории Ярославской области или зарегистрированные по месту дислокации воинских частей на территории Ярославской области, проходившие военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, принимавшие участие в специальной военной операции.

Закреплен перечень документов, необходимых для назначения единовременной материальной помощи военнослужащим, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при выполнении задач в ходе специальной военной операции, определены члены семьи военнослужащего, имеющие право на получение единовременной материальной помощи в случае его гибели (признания пропавшим без вести) при выполнении задач в ходе специальной военной операции или смерти вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при выполнении задач в ходе специальной военной операции. Основаниями для принятия решения об отказе в назначении единовременной материальной помощи являются: отсутствие у лица, подавшего документы, права на получение единовременной материальной помощи; непредставление или представление не в полном объеме военнослужащими необходимых документов; непредставление или представление не в полном объеме членами семьи военнослужащего необходимых документов; наличие у департамента сведений о получении аналогичной меры поддержки в другом субъекте Российской Федерации.

Аналогичные гарантии предоставляются в Приморском крае (Постановление Правительства Приморского края от 03.10.2022 № 669-пп); В Чукотском автономном округе (Приказ Департамента социальной политики Чукотского автономного округа от 29.06.2022 № 597).

Указом Губернатора Тульской области от 06.09.2022 № 79 расширена категория лиц, для которых установлены размеры единовременных денежных выплат в 2022 году. В частности, гражданину, проходившему военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, принимавшему участие в специальной военной операции и получившему в результате такого участия тяжкий вред здоровью, выплата установлена в размере 1000000 рублей, гражданину, принимавшему участие в специальной военной операции и получившему в результате такого участия вред здоровью средней тяжести, выплата установлена в размере 500000 рублей.

Постановлением Администрации Смоленской области от 05.04.2023 № 150 «О внесении изменений в Порядок предоставления допол-

1 Шеншина, Л. А. Социальные гарантии курсантов ВУЗов системы МЧС России из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 10(303). - С. 60-64.

- EDN DMJTXR; Шеншина, Л. А. О некоторых особенностях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации / Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 9(302). - С. 36-43. - EDN BDCFSX.

2 Назарова, И. С. О правовом регулировании предоставления социальных гарантий гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации / И. С. Назарова, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2023. - № 2(307). - С. 57-67.

- EDN HZCCTM.

3 Постановление Правительства Архангельской области от 06.04.2023 N 326-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 20 апреля 2022 года N 252-пп» // www.pravo.gov.ru

нительной меры социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и членов их семей» определено, что единовременная денежная выплата предоставляется военнослужащим, сотрудникам Росгвардии, получившим в ходе проведения специальной военной операции в период с 24 февраля 2022 года увечье (увечья) (ранение (ранения), травму (травмы), контузию), не предусмотренное (не предусмотренные) перечнем увечий (ранений, травм, контузий).

Законом Иркутской области от 07.07.2022 № 53-03 определено, что дополнительная мера социальной поддержки пострадавших военнослужащих (бывших военнослужащих), лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, устанавливается в виде единовременной выплаты пострадавшему в следующих размерах: 300 000 рублей в случае получения увечья (ранения, травмы, контузии) в ходе проведения специальной военной операции, не повлекшего за собой установление инвалидности; 400 000 рублей в случае получения увечья (ранения, травмы, контузии) в ходе проведения специальной военной операции, повлекшего за собой установление инвалидности III группы; 500 000 рублей в случае получения увечья (ранения, травмы, контузии) в ходе проведения специальной военной операции, повлекшего за собой установление инвалидности II группы; 600 000 рублей в случае получения увечья (ранения, травмы, контузии) в ходе проведения специальной военной операции, повлекшего за собой установление инвалидности I группы.

Дополнительная мера социальной поддержки членам семьи погибшего устанавливается в виде единовременной выплаты членам семьи погибшего в размере 1 000 000 рублей в равных долях каждому члену семьи погибшего, проживающему на территории Иркутской области.

Дополнительная мера социальной поддержки детям в возрасте от 4 до 18 лет устанавливается в виде организации и обеспечения их отдыха и оздоровления за счет средств областного бюджета.

Установлено, что право на дополнительную меру социальной поддержки пострадавшим предоставляется проживающим на территории Иркутской области пострадавшим.

Право на дополнительную меру социальной поддержки членам семьи погибшего предоставляется членам семьи погибшего, являющимся гражданами Российской Федерации, которые проживают на территории Иркутской области и проживали на ее территории на момент его гибели.

Состав членов семьи погибшего определяется нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Иркутской области, уполномоченного Правительством Иркутской области.

Право на дополнительную меру социальной поддержки в виде организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в возрасте от 4 до 18 лет за счет средств областного бюджета предоставляется пострадавшему, участнику специальной военной операции либо его супруге (супругу), проживающим на территории Иркутской области.

Предусмотрено, что дополнительные меры социальной поддержки, установленные Законом, не учитываются при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Иркутской области.

Аналогичные гарантии предоставляются в г. Нарьян-Мар (решение Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 29.09.2022 №

366-р).

Законом Иркутской области от 04.04.2023 № 22-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих (бывших военнослужащих), лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей» установлено, что право на дополнительную меру социальной поддержки в виде организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей за счет средств областного бюджета предоставляется пострадавшему, участнику специальной военной операции при условии его проживания на территории Иркутской области или регистрации по месту дислокации воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации на территории Иркутской области либо его супруге (супругу), проживающей (проживающему) на территории Иркутской области.

Постановлением Правительства Омской области от 29.06.2022 № 333-п утвержден Порядок предоставления за счет средств резервного фонда Правительства Омской области субсидий с целью возмещения затрат организациям, индивидуальным предпринимателям на организацию отдыха и оздоровления военнослужащих, сотрудников и членов их семей за период с 1 по 30 июня 2022 года.

Критериями отбора получателей субсидии являются: наличие у организации, индивидуального предпринимателя на праве собственности или ином законном основании помещения для организации отдыха и оздоровления военнослужащих, сотрудников и членов их семей, организация в отчетный период отдыха и оздоровления военнослужащих, сотрудников и членов их семей, соответствие организации, индивидуального предпринимателя на 1 число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, установленным требованиям.

Размер субсидии определяется исходя из объема фактически понесенных организациями, индивидуальными предпринимателями затрат на организацию отдыха и оздоровления военнослужащих, сотрудников и членов их семей, в сумме не более 2 500 рублей на одного человека в сутки.

Постановлением администрации г. Ульяновска от 04.10.2022 № 1402 регламентировано, что постоянно проживающим на территории муниципального образования «город Ульяновск» членам семей военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимающих участие в проведении специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, на период участия военнослужащих в специальной военной операции установлены следующие меры социальной поддержки: бесплатное получение услуг муниципальных учреждений физической культуры и спорта муниципального образования «город Ульяновск»; бесплатное разовое питание обучающихся по образовательным программам основно-

го общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования «город Ульяновск».

Таким образом, анализ подзаконных нормативных правовых актов, принятых на региональном уровне, позволяет констатировать, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий принимают решения об установлении военнослужащим войск национальной гвардии дополнительных социальных гарантий и компенсаций.

Библиография:

1. Виниченко, Л. А. Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе взаимодействия с учреждениями социума : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Виниченко Людмила Александровна. - Белгород, 2009. - 231 с. - EDN QEIOBL.

2. Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.

3. Назарова, И. С. Актуальные аспекты правового положения детей-сирот в Российской Федерации / И. С. Назарова, А. С. Павлык, Л. А. Шеншина // Закон и право. - 2023. - № 2. - С. 78-81. - DOI 10.56539/20733313_2023_2_78. - EDN QENLAQ.

4. Назарова, И. С. О правовом регулировании предоставления социальных гарантий гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации / И. С. Назарова, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. -2023. - № 2(307). - С. 57-67. - EDN HZCCTM.

5. Смирнова, А. А. Правовое обеспечение деятельности добровольных спасательных формирований в Российской Федерации / А. А. Смирнова, А. А. Князев // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 71-77. - EDN WDOVPC.

6. Шеншина, Л. А. Социальные гарантии курсантов ВУЗов системы МЧС России из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 10(303). - С. 60-64. - EDN DMJTXR; Шеншина, Л. А. О некоторых особенностях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации / Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 9(302). -С. 36-43. - EDN BDCFSX.

References:

1. Vinichenko, L. A. Formation of a socially adapted personality of an orphanage pupil in the process of interaction with social institutions : specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education" : dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Vinichenko Lyudmila Aleksandrovna. - Belgorod, 2009. - 231 p. -EDN QEIOBL.

2. Iroshnikov, D. V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D. V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). -Pp. 11 -22. - EDN WCAYMY.

3. Nazarova, I. S. Actual aspects of the legal status of orphans in the Russian Federation / I. S. Nazarova, A. S. Pavlyk, L. A. Shenshina // Law and Law. - 2023. - No. 2. - pp. 78-81. - DOI 10.56539/20733313_2023_2_78. - EDN QENLAQ.

4. Nazarova, I. S. On the legal regulation of the provision of social guarantees to citizens of the Russian Federation called up for military service on mobilization in the Armed Forces of the Russian Federation / I. S. Nazarova, L. A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military-Legal Review. - 2023. - № 2(307). - Pp. 57-67. - EDN HZCCTM.

5. Smirnova, A. A. Legal support for the activities of voluntary rescue formations in the Russian Federation / A. A. Smirnova, A. A. Knyazev // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 71-77. - EDN WDOVPC.

6. Shenshina, L. A. Social guarantees of cadets of universities of the EMERCOM of Russia from the category of orphans and chi ldren left without parental care, persons from among orphans and children left without parental care / L. A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2022. - № 10(303). - Pp. 60-64. - EDN DMJTXR; Shenshina, L. A. About some features of social support for orphans and children left without parental care, persons from among orphans and children left without parental care, persons who lost both parents or a single parent during the training period in the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation / L. A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2022. - № 9(302). - Pp. 36-43. - EDN BDCFSX.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.