СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НА ЭТАПЕ «СТАРИКОВСТВА» В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ
Дементьева А.А. (Краснодар, КубГАУ) anastasion.dementyeva@mail.ru
Аннотация. Рассмотрена роль социальной поддержки в преодолении речевых трудностей, особое внимание акцентировано на механизмах дружбы и заботы.
Ключевые слова: семейная групповая логопсихотерапия, социальная поддержка, дружба, забота.
SOCIAL SUPPORT AT THE STAGE OF «OLDING» IN THE SYSTEM OF FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY Dementieva A.A. (Krasnodar, KubSAU) anastasion.dementyeva@mail.ru
Abstract. The role of social support in overcoming speech difficulties is considered, special attention is focused on the mechanisms of friendship and care.
Keywords: family group logopsychotherapy, social support, friendship, care.
Человек, являясь существом социальным, постоянно взаимодействует с другими людьми. Нарушение речевого общения может затруднять его общественную функцию. Поэтому процесс лечения заикания наиболее эффективен в группе.
Важность использования возможностей психотерапевтического коллектива отмечала Ю.Б. Некрасова, создавшая методику групповой логопсихотерапиидля тяжело заикающихся подростков и взрослых (Некрасова, 1992).
Н.Л. Карпова особое значение уделяла влиянию ближайшего окружения заикающегося и развивала методику в направлении семейной групповой логопсихотерапии (Карпова, 2015).
Система семейной групповой логопсихотерапии включает четыре основных этапа: пропедевтический, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, активную семейную групповую логопсихотерапию и контрольно-поддерживающий (Карпова, 2011). Во всех этапах вместе с заикающимися активно принимают участие их родители и родственники.
Следует отметить, что группа - это безопасная и принимающая среда, в которой участники получают новый опыт речи и взаимодействия с людьми. После выпуска групп начинается самостоятельная работа над речью, встраивание в речь приемов, полученных в группе, знаний по управлению эмоциональным состоянием. Не менее важным является навык справляться с возникающими трудностями.
При осваивании и применении речевых приемов в обычных условиях, могут возникать спады, ухудшения речи. Такие ситуации можно назвать для выпускника стрессом. И подобно реакциям человека на стресс («бей / беги / замри»), реакция выпускников на трудности в речи тоже разная: кто-то пытается активно справиться со сложностями, а кто-то «бросает» начатое.
Шелли Э. Тейлор была разработана теоретическая модель еще одной реакции на стресс - «заботься и дружи» (Taylor, 2000). На наш взгляд, эта система регуляции стресса имеет большое значение для преодоления, в том числе речевых трудностей.
Под «дружбой» понимается создание и поддержание социальных связей. Как правило, это семья, друзья, коллеги, т.е. те, к кому человек может обратиться за эмоциональной и технической поддержкой.
Результаты исследования, проведенного среди выпускников двух групп семейной логопсихотерапии («Москва - 2019», «Москва - 2020») по определению стратегии преодоления трудностей в вопросах речи, показали, что 75% выпускников редко обращались
к другим за помощью (поддержкой) в вопросах речи после окончания группы. И часто или почти всегда старались справиться с трудностями самостоятельно.
Поддержку выпускники, прежде всего, искали в кругу семьи, реже - среди друзей. При этом ни один из опрошенных не отметил в качестве источника поддержки участников группы.
Следует отметить, что 62,5% выпускников указали, что им недостаточно поддержки, которую они получают. Например, один из опрошенных написал, что ему не хватает именно поддержки родителей.
Многие отмечали, что не хватает поддержки в моменты ухудшения речи. На вопрос, какой поддержки не хватает, один из выпускников ответил: «Разговор о том, почему речь ухудшается и напоминаний что делать если с речью стали проблемы. Напоминаний как восстанавливаться». Другой написал следующее: «Хуже, когда идет спад, и на это резко обращают внимание, а в конкретный момент говорить лучше не получается».
Считаем, что социальная поддержка может иметь решающее значение в преодолении трудностей, с которыми выпускники сталкиваются по окончанию группы. Полагаем, что если в моменты ухудшения речи для выпускника доступна близость и поддержка, он быстрее и легче справится с трудностями. Важно, что многим необходима в такие моменты именно эмоциональная поддержка. Большинство опрошенных выпускников отметили, что им не хватает объятий и добрых слов.
«Забота» включает в себя заботливую деятельность, направленную на защиту себя и других, способствуя безопасности и уменьшению страдания.
На наш взгляд, эта функция позволяет активно, несмотря на многие неудачи, продолжать совершенствовать свои навыки. Действия человека направлены на что-то, что не относится к нему самому (Франкл, 1990). Он может реализовать себя в работе или во взаимоотношениях с другими людьми, с семьей. Для кого-то эта реализация возможна в наставничестве и учительстве. Так некоторые выпускники переходят на этап «стариков-ства», где помогая и поддерживая новых участников, могут проявлять свою заботу.
Перспективы исследования видятся в дальнейшем изучении и развитии механизма «заботься и дружи» как вспомогательного способа преодоления речевых нарушений и проблем, с которыми могут столкнуться выпускники групп семейной групповой логопси-хотерапии.
Литература
1. Карпова Н.Л. Семейная групповая логопсихотерапия как модель системы социореа-билитации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. Т. 4. 2015. № 4. С. 338-342.
2. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитациизаикающих-ся:автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.
3. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вступ. ст. Д.А. Леонтьева; пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 368с.
5. Shelley E. Taylor. Biobehavioral responses to stress in females: Tend-and-befriend, not fight-or-flight / Shelley E. Taylor, Laura Cousino Klein, Brian P. Lewis, Tara L. Grue-newald, Regan A. R. Gurung, John A. Updegraff, 2000. P. 411-429.