Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НА ЭТАПЕ «СТАРИКОВСТВА» В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НА ЭТАПЕ «СТАРИКОВСТВА» В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейная групповая логопсихотерапия / социальная поддержка / дружба / забота / family group logopsychotherapy / social support / friendship / care

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементьева А.А.

Рассмотрена роль социальной поддержки в преодолении речевых трудностей, особое внимание акцентировано на механизмах дружбы и заботы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SUPPORT AT THE STAGE OF «OLDING» IN THE SYSTEM OF FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY

The role of social support in overcoming speech difficulties is considered, special attention is focused on the mechanisms of friendship and care.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НА ЭТАПЕ «СТАРИКОВСТВА» В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НА ЭТАПЕ «СТАРИКОВСТВА» В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ

Дементьева А.А. (Краснодар, КубГАУ) anastasion.dementyeva@mail.ru

Аннотация. Рассмотрена роль социальной поддержки в преодолении речевых трудностей, особое внимание акцентировано на механизмах дружбы и заботы.

Ключевые слова: семейная групповая логопсихотерапия, социальная поддержка, дружба, забота.

SOCIAL SUPPORT AT THE STAGE OF «OLDING» IN THE SYSTEM OF FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY Dementieva A.A. (Krasnodar, KubSAU) anastasion.dementyeva@mail.ru

Abstract. The role of social support in overcoming speech difficulties is considered, special attention is focused on the mechanisms of friendship and care.

Keywords: family group logopsychotherapy, social support, friendship, care.

Человек, являясь существом социальным, постоянно взаимодействует с другими людьми. Нарушение речевого общения может затруднять его общественную функцию. Поэтому процесс лечения заикания наиболее эффективен в группе.

Важность использования возможностей психотерапевтического коллектива отмечала Ю.Б. Некрасова, создавшая методику групповой логопсихотерапиидля тяжело заикающихся подростков и взрослых (Некрасова, 1992).

Н.Л. Карпова особое значение уделяла влиянию ближайшего окружения заикающегося и развивала методику в направлении семейной групповой логопсихотерапии (Карпова, 2015).

Система семейной групповой логопсихотерапии включает четыре основных этапа: пропедевтический, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, активную семейную групповую логопсихотерапию и контрольно-поддерживающий (Карпова, 2011). Во всех этапах вместе с заикающимися активно принимают участие их родители и родственники.

Следует отметить, что группа - это безопасная и принимающая среда, в которой участники получают новый опыт речи и взаимодействия с людьми. После выпуска групп начинается самостоятельная работа над речью, встраивание в речь приемов, полученных в группе, знаний по управлению эмоциональным состоянием. Не менее важным является навык справляться с возникающими трудностями.

При осваивании и применении речевых приемов в обычных условиях, могут возникать спады, ухудшения речи. Такие ситуации можно назвать для выпускника стрессом. И подобно реакциям человека на стресс («бей / беги / замри»), реакция выпускников на трудности в речи тоже разная: кто-то пытается активно справиться со сложностями, а кто-то «бросает» начатое.

Шелли Э. Тейлор была разработана теоретическая модель еще одной реакции на стресс - «заботься и дружи» (Taylor, 2000). На наш взгляд, эта система регуляции стресса имеет большое значение для преодоления, в том числе речевых трудностей.

Под «дружбой» понимается создание и поддержание социальных связей. Как правило, это семья, друзья, коллеги, т.е. те, к кому человек может обратиться за эмоциональной и технической поддержкой.

Результаты исследования, проведенного среди выпускников двух групп семейной логопсихотерапии («Москва - 2019», «Москва - 2020») по определению стратегии преодоления трудностей в вопросах речи, показали, что 75% выпускников редко обращались

к другим за помощью (поддержкой) в вопросах речи после окончания группы. И часто или почти всегда старались справиться с трудностями самостоятельно.

Поддержку выпускники, прежде всего, искали в кругу семьи, реже - среди друзей. При этом ни один из опрошенных не отметил в качестве источника поддержки участников группы.

Следует отметить, что 62,5% выпускников указали, что им недостаточно поддержки, которую они получают. Например, один из опрошенных написал, что ему не хватает именно поддержки родителей.

Многие отмечали, что не хватает поддержки в моменты ухудшения речи. На вопрос, какой поддержки не хватает, один из выпускников ответил: «Разговор о том, почему речь ухудшается и напоминаний что делать если с речью стали проблемы. Напоминаний как восстанавливаться». Другой написал следующее: «Хуже, когда идет спад, и на это резко обращают внимание, а в конкретный момент говорить лучше не получается».

Считаем, что социальная поддержка может иметь решающее значение в преодолении трудностей, с которыми выпускники сталкиваются по окончанию группы. Полагаем, что если в моменты ухудшения речи для выпускника доступна близость и поддержка, он быстрее и легче справится с трудностями. Важно, что многим необходима в такие моменты именно эмоциональная поддержка. Большинство опрошенных выпускников отметили, что им не хватает объятий и добрых слов.

«Забота» включает в себя заботливую деятельность, направленную на защиту себя и других, способствуя безопасности и уменьшению страдания.

На наш взгляд, эта функция позволяет активно, несмотря на многие неудачи, продолжать совершенствовать свои навыки. Действия человека направлены на что-то, что не относится к нему самому (Франкл, 1990). Он может реализовать себя в работе или во взаимоотношениях с другими людьми, с семьей. Для кого-то эта реализация возможна в наставничестве и учительстве. Так некоторые выпускники переходят на этап «стариков-ства», где помогая и поддерживая новых участников, могут проявлять свою заботу.

Перспективы исследования видятся в дальнейшем изучении и развитии механизма «заботься и дружи» как вспомогательного способа преодоления речевых нарушений и проблем, с которыми могут столкнуться выпускники групп семейной групповой логопси-хотерапии.

Литература

1. Карпова Н.Л. Семейная групповая логопсихотерапия как модель системы социореа-билитации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. Т. 4. 2015. № 4. С. 338-342.

2. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитациизаикающих-ся:автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.

3. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вступ. ст. Д.А. Леонтьева; пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 368с.

5. Shelley E. Taylor. Biobehavioral responses to stress in females: Tend-and-befriend, not fight-or-flight / Shelley E. Taylor, Laura Cousino Klein, Brian P. Lewis, Tara L. Grue-newald, Regan A. R. Gurung, John A. Updegraff, 2000. P. 411-429.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.