Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ У ЗАИКАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ У ЗАИКАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / логоневроз / эгоцентризм / речь / общение / речевое общение / семейная групповая логопсихотерапия / personality / logoneurosis / egocentrism / speech / communication / speech communication / family group logopsychotherapy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашукова Т.И.

Статья посвящена исследованию психологических критериев восстановления речи и общения у заикающихся в условиях применения технологии семейной групповой логопсихотерапии. Автор выделяет показатели восстановления речи и общения на разных этапах применяемой технологии, характеризует развитие межличностного и внутригруппового общения и навыков публичного выступления в процессе преодоления логоневроза. Обращается внимание на состояния заикающихся и возможность преодоления эгоцентризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пашукова Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CRITERIA FOR SPEECH AND COMMUNICATION RECOVERY IN STAMMERING PEOPLE AT DIFFERENT STAGES OF FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY

The article is devoted to the study of psychological criteria for the restoration of speech and communication in stammering people under use of family group logopsychotherapy. The author highlights the indicators of speech and communication recovery at different stages of the technology’s application, characterizes the development of interpersonal and intra-group communication and public speaking skills in the process of overcoming logoneurosis. Attention is drawn to the state of stammering people and the possibility of overcoming egocentrism.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ У ЗАИКАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ У ЗАИКАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ*

Пашукова Т. И. (Москва, МГЛУ) obshen@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию психологических критериев восстановления речи и общения у заикающихся в условиях применения технологии семейной групповой логопсихотерапии. Автор выделяет показатели восстановления речи и общения на разных этапах применяемой технологии, характеризует развитие межличностного и внутригруппового общения и навыков публичного выступления в процессе преодоления логоневроза. Обращается внимание на состояния заикающихся и возможность преодоления эгоцентризма.

Ключевые слова: личность, логоневроз, эгоцентризм, речь, общение, речевое общение, семейная групповая логопсихотерапия.

PSYCHOLOGICAL CRITERIA FOR SPEECH AND COMMUNICATION RECOVERY IN STAMMERING PEOPLE AT DIFFERENT STAGES OF FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY Pashukova T. I. (Moscow, MSLU) obshen@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of psychological criteria for the restoration of speech and communication in stammering people under use of family group logopsychotherapy. The author highlights the indicators of speech and communication recovery at different stages of the technology's application, characterizes the development of interpersonal and intra-group communication and public speaking skills in the process of overcoming logoneurosis. Attention is drawn to the state of stammering people and the possibility of overcoming egocentrism.

Keywords: personality, logoneurosis; egocentrism, speech, communication; speech communication, family group logopsychotherapy.

Исследование критериев эффективности общения требует анализа его объективных и субъективных показателей, в том числе чувств удовлетворенности или неудовлетворенности его участников, затраченных усилий и времени.

В ходе общения осуществляются передача сообщения, восприятие и понимание людьми друг друга, реализуются функции планирования и координации взаимодействия (Андреева, 1988, с. 95-96). При анализе общения важен учет намерений коммуникатора и реципиентов, ситуации, коммуникативных ресурсов и используемых стратегий. Особо важно использование обратной связи для координации взаимопонимания и соотнесение цели коммуникации с ее результатами (Петровская, 1989, с. 17-26).

Критерии эффективности восстановления речевого общения у лиц с неврозом в форме заикания предполагают анализ всех компонентов общения, в том числе и особенностей личности заикающихся.

Восстановление речи происходит успешнее, если использовать потенциал группы. Поэтому в лечении заикания оказалась эффективной методика групповой логопсихотера-пии. Методика представляет собой систему психолого-педагогического воздействия, включающую эмоционально-стрессовую психотерапию. Она разрабатывалась в 19601990-е гг. и основные ее положения были подтверждены в работах К. М. Дубровского и Ю. Б. Некрасовой (Некрасова, 1985). В настоящее время специалистами, подготовленными на базе Психологического института РАО под руководством Н. Л. Карповой, исполь-

зуется ее модифицированный вариант. Успех работы и многочисленные исследования способствовали созданию групп в ряде городов.

Научные исследования позволили усовершенствовать методику и уменьшить время ее проведения. Восстановление речи сейчас осуществляется у взрослых и у детей с использованием разных упражнений, коммуникативных тренингов и тренингов публичного выступления.

Тренинги, как доказала Л.А. Петровская, повышают социально-психологическую компетентность в общении, развивают понимание себя и других благодаря ресурсам группы и обучению разным формам и видам обратной связи (Петровская, 1989, с. 141— 194).

Обычно логоневроз негативно отражается на общении, самосознании и самочувствии личности, влияя на характер отношений заикающегося с другими людьми. Самочувствие у них связано с эгоцентризмом в форме сфокусированности личности на себе. Поэтому одной из проблем в работе с заикающимися является проблема снижения его уровня. Мы установили преобладание у заикающихся интравертированного типа эгоцентризма, который мешает обратной связи и адекватности понимания партнеров по общению. Преодоление эгоцентризма способствует эффективности общения и связано с нормализацией состояния личности (Пашукова, 2015). В лечении логоневроза важно устранить причины образования «замкнутого круга», суть которого состоит в том, что заикание ведет к проблемам общения и отношений с людьми, а они, в свою очередь, возвращаются проблемами речи и изменениями личности (Карпова, Пашукова, Терешкова, 2016). Само заикание закрепляется в системе отношений с близкими людьми, поэтому на занятия с заикающимися обязательно приглашаются их родственники или друзья (Семейная..., 2011).

Методика семейной групповой логопсихотерапии состоит из ряда этапов и критерии эффективности речевого общения для каждого из них отличаются.

Первый, подготовительный, этап работы начинается с групповых консультаций и психологической диагностики. На консультации приходят заикающиеся, их родственники и избавившиеся от заикания выпускники прошлых групп. Подготовительная работа происходит с использованием библиотерапии и кинотерапии (Семейная., 2011, с. 173-178). Заикающиеся пишут дневники и сочинения, в которых выражают свое отношение к героям и сюжетам литературных произведений и фильмов и к себе. Установлено, что идентификация с героем произведения и сопереживание способствуют экстериоризации накопившихся из-за заикания отрицательных эмоций и их «разрядке».

Согласно сравнительным исследованиям и сопоставлению полученных данных критериями для прогнозирования восстановления речи и общения на первом этапе являются: степень самораскрытия при выполнении письменных заданий; выраженность установки на восстановление речи и общения в разных их видах и формах. Показатели самораскрытия, эгоцентризма и установки на преодоление заикания подсчитываются с помощью контент-анализа содержания текста дневников и сочинений. Письменное изложение мыслей и переживаний и размышления способствуют осознанию черт своего характера в его проявлениях в поступках в разных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Оно отражает и наличие социоцентрической или эгоцентрической направленности личности. Например, о формирующейся готовности работать в группе и восстанавливать речевое общение могут свидетельствовать следующие письменные высказывания после просмотра фильма «Человек может все»: «.фильм помог мне поверить в себя и свои силы», «... я хочу научиться работать также» и т. п. (Пашукова, 2015, с. 156-157)

На втором этапе осуществляется сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии с целью «снять» заикание и преодолеть страх речи. Для его проведения необходима аудитория, которую составляют родственники, специалисты, ведущие диагностическую и психотерапевтическую работу с заикающимися; «старики», которыми называют бывших участников групп, желающие попасть в следующие группы и др.

Заикающихся приглашают выйти на сцену и каждому дается подготовленный на основе предшествующей диагностики настрой уверенности в том, что он сможет правильно и красиво говорить. Благодаря настрою каждый произносит несколько фраз без заикания, получая речевой успех на сцене перед аудиторией. Это усиливает мотивацию на восстановление речи, а присутствующие получают представление об их речевых возможностях. Этап завершается трехдневным молчанием, которое способствует аккомодации полученного опыта говорения.

Критериями эффективности восстановления речи здесь становятся психологические состояния заикающихся, их речь на сцене и особенности экспрессивного поведения перед выходом на сцену и на сцене.

Стандартизированное наблюдение позволяет фиксировать концентрацию внимания участников эмоционально-стрессовой психотерапии и готовность следовать требованиям ведущего сеанс. Характер речи, которая произносится на сцене под влиянием установки громко, четко и правильно говорить, отражает речевую готовность и программу ее исполнения.

Обработка и анализ видеоматериалов сеанса позволили выделить разновидности направленности внимания стоящих на сцене заикающихся по их позе и взгляду. Например, взгляд, направленный внутрь себя, при прочих условиях, вызывается высокой концентрацией важной для подготовки к речевому действию.

Взгляд, направленный на ведущего сеанс, может свидетельствовать о желании справиться с заданиями и о доверии к ведущему. Взгляд на стоящих на сцене членов группы дает возможность отслеживать происходящее на сцене с другими участниками, идентифицироваться с ними или анализировать их поведение и особенности речи, получая для себя в этом процессе дополнительный опыт. Но у одних он способствует успешности говорения на сцене, а другим мешает. Наконец, взгляд, направленный на аудиторию. Он бывает вызван потребностью в знаках поддержки родных и знакомых. Но, вместе с чувством поддержки, результатом может оказаться снижение степени готовности говорить.

Эмоционально-стрессовый этап является одновременно разновидностью публичного выступления. Поддержка и одобрение в виде аплодисментов закрепляет успешность произнесенных со сцены фраз. Если поддержка слабая, то ведущий требует еще раз произнести громко и четко свое имя, отчество, фамилию и др.

Критерием эффективности становится характер речи, произносимой на сцене под влиянием установки. Громкость отражает готовность личности к самовыражению на публике, а четкость - концентрацию на содержании и смысле того, что говорится.

Третий этап методики семейной групповой логопсихотерапии направлен на выработку техники свободного говорения.

На этом этапе выполняются речевые упражнения, отрабатывается техника дыхания, проводятся психотерапевтические беседы, организуются инсценировки, нацеленные на выработку навыков рефлексии отношений с разными людьми и лучшее понимание себя. На занятиях используются индивидуальные и групповые формы работы, проводятся дискуссии, отрабатываются приемы установления контактов и вырабатываются умения межличностного общения и навыки публичного выступления. Реализуется лозунг логотера-певтической группы: «Каждый заикающийся может и обязан стать оратором!».

Согласно оценке экспертов и мнению специалистов по семейной групповой лого-психотерапии критериями эффективности восстановления речевого общения на третьем этапе следует считать устойчивость установки говорить по правилам методики и умение преодолевать коммуникативные барьеры.

Устойчивость установки характеризуется по темпу речи и проговариванию всех звуков, особенно гласных. Она формируется не сразу, требует постоянного контроля и оценивается экспертами по шкале оценки от «+3», если установка очень устойчивая», до «-3», если установка очень неустойчивая. Эксперты учитывают число нарушений темпа речи и полноты проговаривания гласных за определенные интервалы времени, либо за

выполнение определенных речевых упражнений. Отдельно оценивается и умение преодолевать коммуникативные барьеры в ситуациях свободного межличностного и внутриг-руппового общения во время занятий и выступлений со сцены.

Индивидуальные и групповые формы работы способствуют становлению бывших заикающихся в субъектов незатрудненного общения.

Обсуждения и дискуссии помогают развитию координации мнений, выработке умения согласовывать и корректировать свою позицию и точку зрения с другими людьми. В результате снижается степень эгоцентризма в форме сфокусированности на себе (self-focusing). В межличностном общении появляются феномены диалогичности - паритетность и синхронизация, преодолевается повышенная тревожность во время выступления перед аудиторией, появляется уверенность в себе и уходит страх речи.

Технология восстановления речи предполагает два или три месяца самостоятельной работы по освоению упражнений и тренировке речи, после чего наступает последний контрольно-поддерживающий этап. Он длится две недели, а его задача состоит в поддержке навыков правильного говорения и закреплении позиции человека без логоневроза.

На этом этапе даются задания более сложного уровня и предлагаются новые речевые упражнения. Критериями эффективности речевого общения на завершающем этапе остаются устойчивость готовности говорить по правилам методики семейной групповой логопсихотерапии в разных жизненных ситуациях и умение преодолевать коммуникативные барьеры. При этом полногласное и четкое произношение слов и фраз проверяется ведущими группу специалистами даже в условиях общения с незнакомыми людьми на улице.

Таким образом, критерии восстановления речи и общения у заикающихся имеют свои особенности, связанные с состоянием их личности. Они отличаются на разных этапах семейной групповой логопсихотерапии. Особое значение для оценки показателей его эффективности имеет обратная связь и состояние самой личности как субъекта общения.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1988. 432 с.

2. Карпова Н.Л., Пашукова Т.И., Терешкова Е.Б. Речевые и личностные изменения в процессе социореабилитации // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход:сб. науч. ст. М.: Перо, 2016. С. 54-67.

3. Некрасова Ю.Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихоте-рапии // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 127-133.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 216 с.

5. ПашуковаТ.И. Сфокусированность заикающихся на себе и ее снижение в процессе семейной групповой логопсихотерапии // Психология диалога и мир человека: сб. науч. трудов. Т. 1. Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2015. С. 151-159.

6. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. М.: СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.