Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОСОБИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеенко Юлия Сергеевна

В статье изучена судебная практика по защите медицинских работников, выявлены проблемы и противоречия в этой направленности и сформулированы предложения по устранению их. При написании статьи автором были использованы метод обобщения и сравнительно правовой метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SUPPORT OF MEDICAL WORKERS: SOME PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE

The article examines the judicial practice on the protection of medical workers, identifies problems and contradictions in this direction and formulates proposals to eliminate them. When writing the article, the author used the generalization method and the comparative legal method.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_190 УДК 349.2

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ SOCIAL SUPPORT FOR MEDICAL WORKERS: SOME PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE

СЕРГЕЕНКО Юлия Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии. 410028, Россия, г. Саратов, ул. Чернышевского, 104. E-mail: iulya.sergeenko@yandex.ru;

SERGIENKO Yulia Sergeevna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Labor Law

Saratov State Law Academy.

104 Chernyshevsky str., Saratov, 410028, Russia.

E-mail: iulya.sergeenko@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье изучена судебная практика по защите медицинских работников, выявлены проблемы и противоречия в этой направленности и сформулированы предложения по устранению их. При написании статьи автором были использованы метод обобщения и сравнительно правовой метод.

Abstract: The article examines the judicial practice on the protection of medical workers, identifies problems and contradictions in this direction and formulates proposals to eliminate them. When writing the article, the author used the generalization method and the comparative legal method.

Ключевые слова: медицинские работники, социальная поддержка, пособия, образовательная организация. Keywords: medical workers, social support, benefits, educational organization.

Дата направления статьи в редакцию: 13.01.2022

Дата публикации: 31.03.2022

Одними из важных целей развития здравоохранения в Российской Федерации (далее - РФ) являются повышения рождаемости жителей, продолжительности жизни, мотивация здорового образа жизни, уменьшение уровня смертности и инвалидности людей, сохранение и обеспечение прав граждан в области охраны здоровья, предоставление государственных гарантий [1]. Но для исполнения данных целей необходимо повысить, соблюсти и реализовать направления по повышению кадрового состава медицинских работников и осуществить их социальную поддержку. В целом это сохранение таких субъектов трудового права, как медицинские работники. От этой профессии, зависит будущее нашего поколения, нашего государства.

Статистика численности медицинских кадров говорит о росте кадрового состава так, например, численность врачей в 2017 году составила 697,1 тысяч человек, на десять тысяч человек населения 47,5, численность среднего медицинского персонала составила 1525,2 тысяч человек, на десять тысяч человек населения 103,8, в 2018 году составила 703,7 тысяч человек, на десять тысяч человек населения 47,9, численность среднего медицинского персонала составила 1491,4 тысяч человек, на десять тысяч человек населения 101,6, в 2019 - 714,6 тысяч человек, на десять тысяч человек населения 48,7, численность среднего медицинского персонала - 1491,3, на десять тысяч человек населения 101,6, в 2020 году - 737,4 тысяч человек, на десять тысяч человек населения 50,4, численность среднего медицинского персонала - 1490,5 тысяч человек, на десять тысяч человек населения 102,0 [2].

Целостная защита субъектов трудового права при выполнении своих трудовых обязанностей является принципиально важной основой для сохранения качества жизни граждан РФ. Это закреплено и в Конституции РФ и в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Медицинские работники, выполняя свои трудовые обязанности и спасая жизни людей, подвергают себя опасности заражения каким -либо заболеванием, но не смотря на это выполняют свой долг перед гражданами РФ и своей родиной. В свою очередь, они являются участниками трудовых отношений и имеют право на основные гарантии, установленные трудовым законодательством.

Права работников медицинских организаций закреплены в ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Это и права, связанные с возникновением трудовых отношений, заключения трудового договора, на здоровые и безопасные условия труда, оплата заработной платы в зависимости от уровня специалиста, отдых работника и другие. А также, медицинские работники имеют право на:

• организацию руководителем медицинской организации трудовой деятельности для таких сотрудников;

• профессиональный рост в обучении и квалификации;

• профессиональную переподготовку работников, которая производится за счет средств работодателя;

• преодоление аттестации для приобретения квалификационной категории для определения дифференцированной заработной платы (порядок и сроки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти);

• мотивация к труду за труд в зависимости от уровня квалификации, специфики и сложности работы, объема и качества труда, показатель выполняемой работником работы и иные [3].

Трудовое право; право социального обеспечения

Наряду со всеми упомянутыми выше правами, медицинские работники обладают правами и на разнообразные меры по социальной поддержки при трудоустройстве. Это вызвано необходимостью оказания помощи молодым специалистам, получившим медицинское образование приступить к выполнению своих обязанностей, обретя финансовую поддержку государством.

Ряд законов субъектов РФ содержат меры поддержки для медицинских работников, завершивших процесс обучения в образовательных организациях и приступивших к работе на местах. Так, например, в Мурманской области [4] гарантируются единовременная компенсационная выплата в размере 200.000 р., ежеквартальная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10.000 р. в течении 1 года. В свою очередь, в Самарской области [5] предоставляются 100 % оплаты за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, платы за теплоснабжение (отопление), за обращение с твердыми коммунальными отходами, оплаты стоимости топлива, 50 % взноса на капитальный ремонт. В Калужской области [6] установлена ежеквартальная социальная выплата: плата части погашенной основной суммы долга по ипотечному жилищному кредиту не более 30.000 рублей в 3 месяца.

Кроме этого на федеральном уровне, в соответствии с п. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ [7] в 2017 году гарантировались единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в размере 1.000.000 рублей. Возрастной критерий, которых должен составлять до 50 лет, имеющие профессиональное образование, приступившим к работе в сельской местности в 2016, 2017 годах. Это подтверждается судебной практикой. Так, гражданка А. окончившая и получившая высшее медицинское образование, заключила трудовой договор с медицинской организацией в сельском населенном пункте, *** края. Она обратилась в сентябре 2017 года в Министерство здравоохранения *** края с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, но ей было отказано в связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств на со финансирование региональным бюджетом *** края программы «Земский доктор» на 2017 год были исчерпаны, дополнительных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на эти цели не выделено. Но определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2019 г. № 72-КГ19-5 было принято решение об удовлетворении требований. Потому что, истцом выполнены все условия, закрепленные нормативными правовыми актами для получения единовременной выплаты. Субъект РФ в любом случае, должен принять нужные шаги по обеспечению истца выплатой. Недостаток бюджетных средств в субъекте Российской Федерации на предоставление истцу единовременной компенсационной выплаты не может являться преградой к реализации предоставленного истцу права. Обязанность обеспечения истца выплатой субъектом Российской Федерации является значительной материальной основой для медицинских работников. Поэтому необходимо предпринять необходимые меры по обеспечению гражданки А. этими средствами путем заключения с ней соответствующего договора [8].

Для устранения таких процессов между Министерством здравоохранения и медицинскими работниками, которые приступили к работе в сельской местности, нужно установить строгое квотирование рабочих мест на каждый следующий год, для снабжения и наличия единовременных компенсационных выплат. Ежегодные квоты дадут четкое представление об объеме финансирования в каждом субъекте РФ. Это упростит работу как на федеральном уровне, так и на региональном по развитию и реализации государственных программ. А, в свою очередь, заинтересованность будущих молодых работников должна начинаться с первого курса обучения в образовательном учреждении. Поэтому, результат не заставит себя ждать, когда каждая сторона выполняет свои обязанности. Это даст 100 % гарантию обеспечения медицинскими специалистами сельских жителей и молодых специалистов социальной поддержкой.

В свою очередь, Министерство здравоохранения *** области направило в суд иск к гражданину В. с необходимостью расторжения договора и в связи с этим взыскания части единовременной компенсационной выплаты. Аргументируя свои требования, Министерство здравоохранения *** области указало, что ранее между Министерством здравоохранения *** области и В. был заключен договор N о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в возрасте до 35 лет, прибывшему на работу в медицинскую организацию, заключив трудовой договор в сельской местности для восполнения кадрового потенциала медицинских работников. Гражданину В. были предоставлены денежные средства в размере 1.000.000 рублей. Но ответчик расторг трудовой договор по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), в связи с чем не выполнил условия предоставления денежных средств для молодых специалистов, работающих в сельской местности. Одним из обязательных условий использования и получения денежных средств медицинскими работниками - выполнение своих трудовых обязанностей в течении пяти лет в медицинском учреждении сельской местности. В данном случае условие было не выполнено самим работником. Суд постановил расторгнуть договор N о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику В. и взыскать с В. в пользу Министерства здравоохранения *** области часть единовременной компенсационной выплаты [9]. Следовательно, при досрочном расторжении трудового договора (5 лет), медицинский работник обязан возместить долю денежных средств, выплаченных ему, пропорционально неотработанному времени договора.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует судебная практика о невыполнении условий по предоставлению денежных средств молодым специалистам медицины для повышения кадрового потенциала той или иной стороной субъектов здравоохранения, медицинских работников, имеющих право на такие выплаты. Причины неосуществления условий могут быть различные. Но, нашей задачей является минимизация таких случаев, для соблюдения законодательства, направленного на повышение кадрового потенциала, связанного с жизнями граждан РФ.

Устранение нарушений условий, определенных законодательством возможно при соблюдении обеими сторонами принципов взаимоуважения, совместного обсуждения возникших разногласий, свободы, гласности. Государство стоит на страже охраны здоровья граждан РФ, обеспечивая в том числе комфортными условиями труда, а это включает и обеспечение их жилой площадью для работников. Настоящее нап-

равление повышает качество выполняемой работы и квалификации работника. Поэтому так важно, создать для молодых специалистов в медицине основу для заинтересованности и роста их в профессии, становлении в призвании и желании оказывать помощь людям в различных местностях нашей страны. Работая, в этом направлении повысится оказание медицинской поддержки и лечения в России, повышая продолжительность жизни нашего населения.

Библиогра фия:

1. Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральная служба государственной статистики. Здравоохранение. Численность медицинских кадров // https://rosstat.gov.ru/folder/13721 ?print=1 (дата обращения 02.01.2022)

3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Закон Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 1572-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки и мерах стимулирования отдельных категорий медицинских работников медицинских организаций Мурманской области» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Закон Самарской области от 11 марта 2005 г. № 87-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа на территории Самарской области» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Закон Калужской области от 31 декабря 2019 г. № 546-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки медицинских работников» (в редакции Закона Калужской области от 24.02.2021 № 68-ОЗ) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № З26-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2019 г. № 72-КГ19-5 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 августа 2020 г. № 88-13723/2020 по делу № 2-5142/2019 // Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

References (transliterated):

1. Ukaz Prezidenta RF ot 6 iyunya 2019 g. № 254 «O Strategii razvitiya zdravoohraneniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Zdravoohranenie. CHislennost' medicinskih kadrov // https://rosstat.gov.ru/folder/13721?print=1 (data obrashcheniya 02.01.2022)

3. Federal'nyj zakon ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2021) // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. Zakon Murmanskoj oblasti ot 25 dekabrya 2012 g. № 1572-01-ZM0 «O merah social'noj podderzhki i merah stimulirovaniya otdel'nyh kategorij medicinskih rabotnikov medicinskih organizacij Murmanskoj oblasti» // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

5. Zakon Samarskoj oblasti ot 11 marta 2005 g. № 87-GD «O merah social'noj podderzhki po oplate zhil'ya i kommunal'nyh uslug otdel'nyh kate-gorij grazhdan, prozhivayushchih i rabotayushchih v sel'skih naselennyh punktah i poselkah gorodskogo tipa na territorii Samarskoj oblasti» // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

6. Zakon Kaluzhskoj oblasti ot 31 dekabrya 2019 g. № 546-OZ «O dopolnitel'nyh merah social'noj podderzhki medicinskih rabotnikov» (v redak-cii Zakona Kaluzhskoj oblasti ot 24.02.2021 № 68-OZ) // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

7. Federal'nyj zakon ot 29 noyabrya 2010 g. № 326-FZ (red. ot 24.02.2021) «Ob obyazatel'nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii» // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

8. Opredelenie Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 9 dekabrya 2019 g. № 72-KG19-5 // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

9. Opredelenie Vos'mogo kassacionnogo suda obshchej yurisdikcii ot 20 avgusta 2020 g. № 88-13723/2020 po delu № 2-5142/2019 // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.