Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ'

О ПРОБЛЕМАХ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЕВОЙ ПРИЕМ / ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВУЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДОГОВОР О ЦЕЛЕВОМ ОБУЧЕНИИ / КВОТА / ЦЕЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / EMPLOYER-SPONSORED ADMISSION / EMPLOYER-SPONSORED EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS / EMPLOYER-SPONSORED EDUCATION AGREEMENT / QUOTA / EMPLOYER-SPONSORED REFERRAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гатаев Анзор Сайд-альвиевич

В статье мы подробно ознакомимся с нововведениями, внесенными в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», регулирующий целевое обучение в вузах России. Анализ законодательства позволит нам выявить ключевые проблемы нормативно-правового регулирования целевого обучения в вузы РФ и определить плюсы и минусы данных изменений для абитуриентов и студентов нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гатаев Анзор Сайд-альвиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS OF EMPLOYER-SPONSORED EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA

In the article we will take a closer look at the innovations introduced in the Federal Law “On Education in the Russian Federation”, which regulates employer-sponsored education in the higher education institutions of Russia. An analysis of the legislation will allow us to identify the key problems of normative-legal regulation of employer-sponsored education in the higher education institutions of Russian and determine the advantages and disadvantages of these changes for applicants and students of our country.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ»

УДК 378.141

ГАТАЕВ А.С.-А.

О ПРОБЛЕМАХ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ

Ключевые слова: целевой прием, целевое обучение, вуз, высшее образование, образовательные программы, договор о целевом обучении, квота, целевое направление.

В статье мы подробно ознакомимся с нововведениями, внесенными в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», регулирующий целевое обучение в вузах России. Анализ законодательства позволит нам выявить ключевые проблемы нормативно-правового регулирования целевого обучения в вузы РФ и определить плюсы и минусы данных изменений для абитуриентов и студентов нашей страны.

GATAEV, A.S.-A.

ON THE PROBLEMS OF EMPLOYER-SPONSORED EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA

Keywords: employer-sponsored admission, employer-sponsored education, higher education institution, higher education, educational programs, employer-sponsored education agreement, quota, employer-sponsored referral.

In the article we will take a closer look at the innovations introduced in the Federal Law "On Education in the Russian Federation", which regulates employer-sponsored education in the higher education institutions of Russia. An analysis of the legislation will allow us to identify the key problems of normative-legal regulation of employer-sponsored education in the higher education institutions of Russian and determine the advantages and disadvantages of these changes for applicants and students of our country.

Целевой прием и целевое обучение является уникальной особенностью в системе высшего образования России. Благодаря такому подходу, выпускники школ и других профессиональных учебных заведений имеют право получить высшее образование и быть в будущем трудоустроенными по своей профессии [5]. В Российской Федерации целевой прием осуществляется с 1995 года. Это было первоначально отрегулировано Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» [1] и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» [2].

Целевой приём был направлен на разрешение таких задач как:

1. устранение дефицита кадров, который проявился в начале 90-х годов;

2. борьба с дисбалансом на рынке труда;

3. обязательное трудоустройство выпускников в организации, с которой заключен договор о целевом образовании;

4. социальная поддержка граждан, заключивших договор о целевом обучении [5].

С принятием нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] и постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» [3] требования к участникам целевого приёма и целевого обучения были изменены. Однако с 1 января 2019 года вступили в действие изменения, внесенные в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), в отношении целевого обучения.

Для того чтобы погрузиться в тему мы рассмотрим более подробно суть поправок в Закон об образовании. На основании данных нововведений, договор о целевом приеме между образовательным учреждением и гражданином с 1 января 2019 года не заключается, а заключается договор о целевом обучении между заказчиком обучения и гражданином. При всем этом заключение договора о целевом обучении предшествует изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в вуз.

Законом об образовании введена статья 71.1, в соответствии с которой допуск к целевому обучению по образовательным программам высшего образования за счет ассигнований общегосударственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в границах установленной квоты обеспечивается лишь при заключении договора о целевом обучении с прописанными в законе органами и организациями [7].

Квота на прием на целевое обучение по специальностям, направлениям высшего образования устанавливается в соответствии с частью 2 статьи 71.1 Закона об образовании с

учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей. Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18 мая 2019 г. № 979-р «Об утверждении квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»_[6].

Таким образом, организовывается отдельный поток приема абитуриентов, поступающих на целевой прием и между ними проводится конкурс на бюджетные места.

Существенными условиями договора о целевом обучении являются обязательства заказчика целевого обучения и гражданина.

Обязательства заказчика целевого обучения:

- организовать предоставление или предоставление гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в ходе обучения мер поддержки (включая меры материального стимулирования, оплата дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и др.);

- принять на работу гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее установленного настоящим договором срока с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

- до истечения 3 лет со дня установленного срока трудоустройства гражданина, заключившего договор о целевом обучении, предусматривающий условие поступления гражданина на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение, уведомляет в письменной форме организацию, осуществляющую образовательную деятельность, об исполнении гражданином обязательства по осуществлении трудовой деятельности, если гражданин обучался по образовательной программе высшего образования в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации.

К обязанностям гражданина, заключившего договор о целевом обучении, относятся:

- освоение образовательной программы, обозначенной в договоре;

- трудоустройство на срок более 3-х лет в соответствии с приобретенной квалификацией.

До этого обязанности заказчика и гражданина по организации и прохождению обучения,

производственной и преддипломной практики относились к значительным условиям договора целевом обучении. Сейчас учебное заведение учитывает предложения заказчика целевого обучения по прохождению гражданином практики, также по запросу заказчика предоставляет ему данные об итогах освоения образовательной программы [8].

Однако подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 56 Закона об образовании впервые вводится, что заказчик целевого обучения оплачивает платные образовательные услуги, предоставляемые вузом [7]. Это значит, что учебное заведение может получать плату от заказчика целевого обучения за оказание платных образовательных услуг, которые оказываются вне образовательной программы, освоенной в согласовании с договором о целевом обучении. В этом случае оказание данных услуг должно быть оформлено договором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [4].

В случаях невыполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в вуз, а гражданином - обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет заказчик или обучающийся гражданин уплачивает образовательному учреждению неустойку [2].

Размер штрафа определяется получателем штрафа в соответствии со следующими условиями:

- если заказчик не исполнил обязательства по трудоустройству гражданина, штраф взимается в размере базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, определяемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, с учетом применяемых в организации, являющейся получателем штрафа, значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат по

образовательной программе, которую гражданин осваивал в соответствии с договором о целевом обучении;

- если гражданин завершил освоение образовательной программы на условиях договора о целевом обучении и полностью или частично не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности, размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле неотработанного времени (дней) в пределах 3 лет;

- если гражданин не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности в связи с незавершением освоения образовательной программы на условиях договора о целевом обучении, размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения по образовательной программе (дней) от срока обучения по образовательной программе, установленного федеральным государственным образовательным стандартом (с учетом формы обучения и иных условий, установленных федеральным государственным образовательным стандартом).

Итак, проанализировав изменения в Законе об образовании можно выделить следующие проблемы образования по целевому направлению.

Первостепенной проблемой, которую не учло законодательство, и которую выделяют большинство студентов вузов - это невозможность самостоятельно найти работу после получения профессии в вузе. Так как на основании заключенного договора, выпускник по завершению обучения, должен вернуться на предприятие, которое дало ему направление и обязательно отработать там 3 года. Даже если студент обучался в вузе крупного мегаполиса с массой жизненных и карьерных перспектив, ему обязательно нужно будет вернуться на предприятие своего родного города.

Следующая проблема вытекает из предыдущей и заключается в неопределённости трудовых условий в организации, которые могут измениться за столько лет, пока студент получает профессию. По возвращении в организацию там может быть низкая заработная плата, неподходящие условия труда и никакого карьерного. А ведь некоторые студенты к окончанию обзаводятся семьями. Что же им делать?

На протяжении всего периода обучения у студента отсутствует возможность в изменении выбора профессии и хочется ему или нет, но он получит изначально выбранную профессию.

И еще есть один неприятный момент. Если абитуриент поступает по целевому направлению, то он выбирает учебное заведение, которое может предоставить ему это направление, но без возможности выбора определённого вуза.

И часто бывает, что при поступлении абитуриента по целевому направлению, по истечении некоторого времени, студент понимает, что он ошибся при выборе профиля обучения и потерян интерес к получаемой профессии, однако обязательства заставляют отработать по этой специальности несколько лет.

Нельзя не отметить следующий серьезный факт. Если студент нарушит условия договора относительно учебного плана или же не захочет вернуться в организацию, выдавшую ему направление, то ему необходимо будет возместить сумму, выделенную организацией на его образование.

В итоге хочется выделить главную проблему нормативно-правового регулирования целевого обучения в вузах РФ. Поправки в Закон об образовании были приняты исключительно в интересах государства и исходя из этого, возникает мысль, что студентов заранее принудили на законодательном уровне прикрепиться к организации, не оставив права на ошибку.

Несмотря на существенные проблемы, целевое обучение является насущной потребностью современного образования. При всех перечисленных недостатках, существует большое число абитуриентов, которые заключают договор о целевом обучении сознательно, надеясь на дальнейшее трудоустройство.

Литература и источники

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-I. Режим доступа URL: http://docs.cntd.ru/document/9003751. Дата обращения 03.11. 2019.

2. Постановление Правительства РФ от 19.09.1995 № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»// Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 03.11. 2019.

3. Постановление Правительства РФ от 27.11.2013 № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении»// Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 03.11. 2019.

4. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»// Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 03.11. 2019.

5. Путило Н.В. Целевой прием в вузы: история, вопросы и новые перспективы// Ежегодник российского образовательного законодательства. 2016. Т.11. с.30-50.

6. Распоряжение Правительства РФ от 18 мая 2019 г. № 979-р «Об утверждении квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»// Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 03.11. 2019.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3// Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 03.11. 2019.

8. Шевелева Н.А., Дивеева Н.И., Васильев И.А., Бабич А.В. Проблемы нормативно-правового регулирования целевого обучения: целевой прием, организация обучения и трудоустройство// Вектор науки Тольяттинского государственного университета, серия: юридические науки. 2017. С.84-90.

References and Sources

1. Zakon RF «Ob obrazovanii» ot 10.07.1992 № 3266-I. Rezhim dostupa URL: http://docs.cntd.ru/document/9003751. Data obrashcheniya 03.11. 2019.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.09.1995 № 942 «O celevoj kontraktnoj podgotovke specialistov s vysshim i srednim professional'nym obrazovaniem»// Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 03.11. 2019.

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.11.2013 № 1076 «O poryadke zaklyucheniya i rastorzheniya dogovora o celevom prieme i dogovora o celevom obuchenii»// Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 03.11. 2019.

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.08.2013 № 706 «Ob utverzhdenii Pravil okazaniya platnyh obrazovatel'nyh uslug»// Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 03.11. 2019.

5. Putilo N.V. Celevoj priem v vuzy: istoriya, voprosy i novye perspektivy// Ezhegodnik rossijskogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva. 2016. T.11. s.30-50.

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 18 maya 2019 g. № 979-r «Ob utverzhdenii kvoty priema na celevoe obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya za schet byudzhetnyh assignovanij federal'nogo byudzheta»// Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 03.11. 2019.

7. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ// Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 03.11. 2019.

8. Sheveleva N.A., Diveeva N.I., Vasil'ev I.A., Babich A.V. Problemy normativno-pravovogo regulirovaniya celevogo obucheniya: celevoj priem, organizaciya obucheniya i trudoustrojstvo// Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, seriya: yuridicheskie nauki. 2017. S.84-90.

ГАТАЕВ АНЗОР САЙД-АЛЬВИЕВИЧ - кандидат педагогических наук, проректор Чеченского государственного педагогического университета ([email protected]).

GATAEV, ANZOR S.-A. - Ph.D. in Pedagogy, Vice-Rector of the Chechen State Pedagogical University ([email protected]).

УДК 37.037.1

КУРОВ А.И.

САМОПОДГОТОВКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

СОТРУДНИКОВ МВД

Ключевые слова: сотрудники МВД, средства и методы самостоятельной подготовки, физическая подготовка.

В статье дано теоретическое обоснование организации самостоятельной физической подготовки сотрудников МВД России. Помимо этого, выявлены основные проблемы в этом направлении и сформулированы рекомендации эффективной организации самоподготовки. Показано, что мотивация представляет собой основу поведения индивида, источник его активности, в связи с чем повышение мотивации к любому виду учения, в нашем случае к физической подготовке, является одной из основных задач как психологии, так и педагогики. В практическом смысле решение проблемы создания у обучаемого мотивационного фундамента способствует формированию научной основы для определения наиболее приемлемых форм воспитательного воздействия на него.

KUROV, A.I.

SELF-TRAINING AS AN INTEGRAL PART OF ADDITIONAL STUDY OF THE PASSED MATERIAL ON PHYSICAL TRAINING OF STAFF OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Keywords: staff of the Ministry of Internal Affairs, means and methods of self-training, physical training.

In the article given the theoretical substantiation of the organization of independent physical training of employees of the Ministry of internal Affairs of Russia. In addition, it identified the main problems in this direction and formulated the recommendations for an effective organization of self-training. It is shown that motivation is the basis of an individual's behavior, the source of its activity, in connection with which increasing motivation for any kind of learning, in our case for physical training, is one of the main tasks of both psychology and pedagogy. In a practical sense, solving the problem of creating a motivational foundation for a student contributes to the formation of a scientific basis for determining the most acceptable forms of educational impact on it.

Для сотрудников правоохранительных органов физическая подготовка является составной частью профессиональной подготовки. Основными задачами физической подготовки определено формирование физической готовности сотрудника к успешному выполнению любой оперативно-служебной задачи, а также психологической готовности действовать, умело применяя физическую силу, боевые приемы борьбы и специальные средства, обеспечивая при этом высокую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.