Научная статья на тему 'САМОПОДГОТОВКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ МВД'

САМОПОДГОТОВКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ МВД / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / STAFF OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / MEANS AND METHODS OF SELF-TRAINING / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куров Альберт Иванович

В статье дано теоретическое обоснование организации самостоятельной физической подготовки сотрудников МВД России. Помимо этого, выявлены основные проблемы в этом направлении и сформулированы рекомендации эффективной организации самоподготовки. Показано, что мотивация представляет собой основу поведения индивида, источник его активности, в связи с чем повышение мотивации к любому виду учения, в нашем случае к физической подготовке, является одной из основных задач как психологии, так и педагогики. В практическом смысле решение проблемы создания у обучаемого мотивационного фундамента способствует формированию научной основы для определения наиболее приемлемых форм воспитательного воздействия на него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куров Альберт Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-TRAINING AS AN INTEGRAL PART OF ADDITIONAL STUDY OF THE PASSED MATERIAL ON PHYSICAL TRAINING OF STAFF OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

In the article given the theoretical substantiation of the organization of independent physical training of employees of the Ministry of internal Affairs of Russia. In addition, it identified the main problems in this direction and formulated the recommendations for an effective organization of self-training. It is shown that motivation is the basis of an individual's behavior, the source of its activity, in connection with which increasing motivation for any kind of learning, in our case for physical training, is one of the main tasks of both psychology and pedagogy. In a practical sense, solving the problem of creating a motivational foundation for a student contributes to the formation of a scientific basis for determining the most acceptable forms of educational impact on it.

Текст научной работы на тему «САМОПОДГОТОВКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ МВД»

4. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»// Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 03.11. 2019.

5. Путило Н.В. Целевой прием в вузы: история, вопросы и новые перспективы// Ежегодник российского образовательного законодательства. 2016. Т.11. с.30-50.

6. Распоряжение Правительства РФ от 18 мая 2019 г. № 979-р «Об утверждении квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»// Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 03.11. 2019.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3// Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 03.11. 2019.

8. Шевелева Н.А., Дивеева Н.И., Васильев И.А., Бабич А.В. Проблемы нормативно-правового регулирования целевого обучения: целевой прием, организация обучения и трудоустройство// Вектор науки Тольяттинского государственного университета, серия: юридические науки. 2017. С.84-90.

References and Sources

1. Zakon RF «Ob obrazovanii» ot 10.07.1992 № 3266-I. Rezhim dostupa URL: http://docs.cntd.ru/document/9003751. Data obrashcheniya 03.11. 2019.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.09.1995 № 942 «O celevoj kontraktnoj podgotovke specialistov s vysshim i srednim professional'nym obrazovaniem»// Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 03.11. 2019.

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.11.2013 № 1076 «O poryadke zaklyucheniya i rastorzheniya dogovora o celevom prieme i dogovora o celevom obuchenii»// Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 03.11. 2019.

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.08.2013 № 706 «Ob utverzhdenii Pravil okazaniya platnyh obrazovatel'nyh uslug»// Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 03.11. 2019.

5. Putilo N.V. Celevoj priem v vuzy: istoriya, voprosy i novye perspektivy// Ezhegodnik rossijskogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva. 2016. T.11. s.30-50.

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 18 maya 2019 g. № 979-r «Ob utverzhdenii kvoty priema na celevoe obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya za schet byudzhetnyh assignovanij federal'nogo byudzheta»// Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 03.11. 2019.

7. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ// Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 03.11. 2019.

8. Sheveleva N.A., Diveeva N.I., Vasil'ev I.A., Babich A.V. Problemy normativno-pravovogo regulirovaniya celevogo obucheniya: celevoj priem, organizaciya obucheniya i trudoustrojstvo// Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, seriya: yuridicheskie nauki. 2017. S.84-90.

ГАТАЕВ АНЗОР САЙД-АЛЬВИЕВИЧ - кандидат педагогических наук, проректор Чеченского государственного педагогического университета (anzor-74@mail.ru).

GATAEV, ANZOR S.-A. - Ph.D. in Pedagogy, Vice-Rector of the Chechen State Pedagogical University (anzor-74@mail.ru).

УДК 37.037.1

КУРОВ А.И.

САМОПОДГОТОВКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

СОТРУДНИКОВ МВД

Ключевые слова: сотрудники МВД, средства и методы самостоятельной подготовки, физическая подготовка.

В статье дано теоретическое обоснование организации самостоятельной физической подготовки сотрудников МВД России. Помимо этого, выявлены основные проблемы в этом направлении и сформулированы рекомендации эффективной организации самоподготовки. Показано, что мотивация представляет собой основу поведения индивида, источник его активности, в связи с чем повышение мотивации к любому виду учения, в нашем случае к физической подготовке, является одной из основных задач как психологии, так и педагогики. В практическом смысле решение проблемы создания у обучаемого мотивационного фундамента способствует формированию научной основы для определения наиболее приемлемых форм воспитательного воздействия на него.

KUROV, A.I

SELF-TRAINING AS AN INTEGRAL PART OF ADDITIONAL STUDY OF THE PASSED MATERIAL ON PHYSICAL TRAINING OF STAFF OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Keywords: staff of the Ministry of Internal Affairs, means and methods of self-training, physical training.

In the article given the theoretical substantiation of the organization of independent physical training of employees of the Ministry of internal Affairs of Russia. In addition, it identified the main problems in this direction and formulated the recommendations for an effective organization of self-training. It is shown that motivation is the basis of an individual's behavior, the source of its activity, in connection with which increasing motivation for any kind of learning, in our case for physical training, is one of the main tasks of both psychology and pedagogy. In a practical sense, solving the problem of creating a motivational foundation for a student contributes to the formation of a scientific basis for determining the most acceptable forms of educational impact on it.

Для сотрудников правоохранительных органов физическая подготовка является составной частью профессиональной подготовки. Основными задачами физической подготовки определено формирование физической готовности сотрудника к успешному выполнению любой оперативно-служебной задачи, а также психологической готовности действовать, умело применяя физическую силу, боевые приемы борьбы и специальные средства, обеспечивая при этом высокую

работоспособность. Только физически развитый и морально подготовленный сотрудник способен выполнять служебные задачи на должном уровне, а для того, чтобы не забыть сформированный на занятиях по физической подготовке навык, необходима постоянная работа над собой, постоянное совершенствование полученных навыков.

В современном мире растет уровень преступности и непрерывно ужесточаются ее формы. В настоящий момент каждое второе правонарушение или преступление совершается с применением физической силы и оружия. С уверенностью можно заявить о том, что преступники находятся в хорошей физической подготовке, многие являются профессиональными спортсменами. Поэтому для того, чтобы совладать с такими преступниками, необходима соответствующая подготовка и сотрудникам МВД с целью пресечения совершаемых правонарушений и преступлений. В этой связи необходимо улучшить качество физической подготовки сотрудников МВД. Именно физическая подготовка способна повысить сопротивляемость организма сотрудников правоохранительных органов к воздействию любого неблагоприятного фактора учебно-боевой деятельности. При этом она способна обеспечивать оптимальную энергетическую базу для поддержания работоспособности, активности, ловкости, быстрого реагирования во время учебных занятий и служебной деятельности.

Служебная физическая подготовка включает в себя важнейший раздел - боевые приемы борьбы, который играет важную роль в профессиональном обучении сотрудников. Также большое значение имеет физическая подготовка для повышения уровня психологической устойчивости сотрудников организаций МВД России. Несомненно, наличие уверенности в своих физических силах, высокого уровня владения оружием и двигательными навыками способны укрепить психологическую готовность сотрудника правоохранительных органов к выполнению своей служебной деятельности [2].

Необходимо отметить, что физическая подготовка и психологическая устойчивость человека находятся в неразрывной связи между собой, и зачастую именно внутренняя психология и мешает сотрудникам МВД освоить тот или иной навык, в частности навык боевых приемов борьбы. На подсознательном уровне у сотрудника, проходящего первоначальную подготовку, уже заложен страх, своеобразная боязнь неудачи или причинения себе какого-либо повреждения, в связи с чем на занятиях трудно освоить тот или иной прием, в связи с чем необходимо уделять дополнительное время для освоения программы.

Стоит обратить внимание на то, что выделенного объема учебного времени, который отводится учебными программами на прохождение курса «Физическая подготовка» категорически, не хватает для полного овладения знаниями и навыками. Хотя данное направление предполагает обучение практически в течение всего периода, с зачетами и экзаменами непосредственно перед прохождением итоговой аттестации, практика показывает, что не все сотрудники успевают полностью усвоить программу, и связано это с тем, что все сотрудники, поступившие на обучение первоначальной подготовки, имеют свой уровень физического развития: одни развиты лучше, другие хуже, а кто-то развит очень слабо, поэтому таким слушателям и не удается изучить материал в полном объёме, представленный на занятие по физической подготовке, за одно занятие, а требуется целый комплекс занятий, чтобы подготовить организм слушателя к усвоению программы обучения.

На практике мы можем наблюдать ситуацию, когда на курс обучения первоначальной подготовки затрачиваются государственные средства в полном объеме, но сотрудники не способны пройти первоначальную подготовку и не могут приступить к самостоятельной практической деятельности из-за слабых показателей по физической подготовке [3].

В целях решения данной проблемы, необходимо ставить следующую задачу: уделять время и внимание вопросу методики и организации занятий по физической подготовке в учебных заведениях МВД России, учитывая при этом время, которое должно отводиться на самостоятельную подготовку. Для этого необходимо создавать мотивацию сотрудникам заниматься в отводимое на самоподготовку время, чем больше, тем лучше будут результаты не только по физической подготовке, но и в целом. Самоподготовка или самостоятельная работа - это такой вид деятельности, при исполнении которой задания выполняются без непосредственного контроля преподавателя, но по его программе и занятиям, в специально предоставленные для этого часы [4]. Иными словами, самоподготовка - это ни что иное, как время, когда сотрудники могут

достигнуть определенных целей и показателей, повысить уровень общей физической подготовки. Важная особенность такой подготовки - развитие самостоятельности в познавательной деятельности и развитие навыка самостоятельного применения теоретических и практических умений на практике.

Слушатель должен быть заинтересован программой обучения, обязан понимать, что те знания, которые он получает на занятиях по физической подготовке, являются уникальными, ведь далее в своей практической деятельности, сотрудник, вряд ли, будет так досконально изучать тот или иной прием, который, в конечном счете, при возникновении непредвиденной ситуации, поможет сотруднику сохранить жизнь себе и окружающим лицам. Необходимо отметить, что слушателя не нужно заставлять выполнять те или иные приемы, а необходимо зажечь у него желание обучаться и получать удовольствие от того, что он выполняет поставленную задачу, а для этого преподавателю физической подготовки необходимо проводить со слушателями беседы, которые бы мотивировали их заниматься помимо основных занятий еще и дополнительно, что, несомненно, приведет в конечном счете к положительному результату. Только желание самого слушателя - сотрудника позволит ему усвоить материал, укрепить веру и уверенность в себе.

Анализ практики преподавания такой учебной дисциплины, как «Физическая подготовка» позволяет выделить следующие сложности в процессе обучения слушателей в системе образовательных органов МВД РФ, среди которых можно выделить следующие:

- отсутствие необходимой периодичности занятий по физической подготовке, ведь зачастую в расписании занятия по дисциплине «Физическая подготовка» могут находиться в начале и конце недели, что не позволяет качественно усвоить представленный на изучение материал;

- высокая степень неоднородности учебных групп по полу и самой физической подготовке;

- низкая мотивация слушателей к усвоению представленного материала и изучению его дополнительного в процессе самостоятельной подготовки;

- отрыв содержания тематических планов по физической подготовке от современной практики.

Однако указанные выше проблемы легко устранимы, но только в случае возникновения желания в изучении материала самими слушателями, при самостоятельной мотивации стать на путь совершенствования себя и своих навыков.

Ни для кого не является секретом тот факт, что именно мотивация представляет собой основу поведения индивида, источник его активности, в связи с чем повышение мотивации к любому виду учения, в нашем случае к физической подготовке, является одной из основных задач как психологии, так и педагогики. В практическом смысле решение проблемы создания у обучаемого мотивационного фундамента способствует формированию научной основы для определения наиболее приемлемых форм воспитательного воздействия на него. Исследования мотивации учебной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России по физической подготовке способствуют повышению качества образования и улучшению их профессиональной подготовки в целом, и в этом плане преподаватели физической подготовки должны быть не только профессионалами своего дела, но и опытными психологами, способными убедить обучаемых в необходимости постоянного самосовершенствования.

Развитию и оптимизации самостоятельной физической подготовки в образовательных организациях МВД России будут способствовать следующие действия:

- усваивать изучаемые профессионально важные двигательные действия с помощью систематических работ над теоретическим материалом, рекомендациями, которые указаны в учебной программе и рекомендованы преподавателями;

- овладевать методами самостоятельных занятий с книгами и гаджетами, уметь находить нужный материал, разбираться в нем и использовать;

- воспитывать целеустремленность, инициативность и находчивость, овладевать навыками работы в быстром темпе в течение длительного времени;

- воспитывать высокую творческую активность при решении разнообразных по характеру и многоэтапности целей.

Разработка программно-методического обеспечения самостоятельной работы должна включать следующие виды самостоятельной деятельности сотрудников:

- работу над материалами лекции и практического занятия;

- самостоятельную работу под контролем преподавателя во время, определенное официальным расписанием;

- отработку текущего учебного материала по спискам и источникам рекомендованной литературы;

- подготовку к практике;

- подготовку и участие в работе научно-практических конференций, написание статей для публикации в сборниках;

- групповую и индивидуальную консультацию;

- подготовку к аттестации.

Для самостоятельной работы важным является построение алгоритма действий, в котором должны учитываться все принципы дидактики. Программа должна быть составлена таким образом, чтобы у сотрудников развивались познавательные способности, формировались профессионально важные знания, умения и навыки. Самостоятельные занятия по физической подготовке должны строиться в виде единой системы, основанной на доступности, логичности и систематичности. Алгоритмизация действий также приведет к тому, что после простым задач сотрудник будет легко усваивать более сложные. Самоподготовка слушателей направлена на то, чтобы посредством правильного многократного повторения однородных действий развить навык по выполнению того или иного приема. Причем самоподготовка должна осуществляться под чутким наблюдением со стороны преподавательского состава, ведь даже наличие желания порой недостаточно для достижения поставленной цели, важно ведь в конечном счете научиться выполнять то или иное действие правильно, так как оно должно быть, с связи с чем преподаватели должны следить за действиями слушателя и направлять его в правильном направлении. Внимание преподавателя будет оценено слушателем, и выражаться это будет, прежде всего, в том, что последний будет стараться не подвести своего учителя и прилагать все усилия, чтобы научиться тому или иному навыку. Для того чтобы навык был сформирован, слушателю будет необходимо заниматься самоподготовкой практически каждый день, ведь формирование навыка происходит только в комплексе, а перерывы приводят к тому, что не удается в полной мере освоить заданную программу. Наиболее эффективна самоподготовка слушателей в комплексе с занятиями физической подготовки, чтобы не откладывать формирование навыка, и ковать пока горячо, развивая навык. Главное для слушателя - перебороть свой страх, именно это поможет освоить заданную программу, и это является главным постулатом, ведь только внутреннее желание слушателя может привести к успеху. Сколько бы слушатель не занимался самоподготовкой, сколько бы усилий преподаватель не вкладывал для того, чтобы обучить физической подготовке, именно желание и способность побороть свой страх - ключик от заветной двери, ключик к становлению физического навыка.

Стоит отметить, что основой для системы самоподготовки слушателя должны стать физические упражнения являющиеся основным средством физической подготовки. Физические упражнения для самостоятельной подготовки должны включать следующее упражнение:

- скоростное (бег);

- силовое;

- скоростно-силовое (прыжки, метание, удары, броски);

- циклическое (бег на средние и длинные дистанции, лыжи);

- координационное (акробатику, гимнастику на снарядах и т. п.).

Особое воодушевление у сотрудников правоохранительных органов заметно при выполнении упражнения, которые развивают профессионально-важные физические качества в комплексе. Сюда можно отнести борьбу, бокс, рукопашный бой, подвижные игры.

В ходе составления программы для самостоятельной работы по физической подготовке необходимо использовать определенные методы обучения. Это определение путей и способов взаимосвязанной деятельности обучающих и обучаемых, направленное на решение любой учебной задачи. С помощью правильно подобранных методов можно достичь глубокого овладения прикладными умениями и навыками. Помимо этого, открывается возможность развить физические способности сотрудника, сформировать у него разносторонние качества, необходимые для эффективного выполнения служебных задач. В силу сказанного, преподаватель

должен внимательнее «всматриваться» в каждого слушателя (курсанта), правильно подбирать необходимые для конкретного индивида упражнения, руководствуясь при этом как общими, так и специальными принципами воспитания и обучения, в том числе и принципом конкретного ролевого участия каждого курсанта в процессе выполнения физических упражнений или занятий спортом.

Таким образом, мы делаем следующие выводы, касающиеся совершенствования самостоятельной подготовку сотрудников правоохранительных органов:

1. На данный момент в стране назрела необходимость проведения работ по совершенствованию системы самоподготовки сотрудников МВД России. Для этого необходимо провести существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, внести определенные коррективы в методику и практику обучения. Помимо этого, необходимо улучшить условия проведения занятий.

2. Для составления программы самостоятельных занятий необходимо определить методы, выявить особенности сотрудника и согласовать программу с преподавателем. Программа должна быть системной, индивидуальной, эффективной.

3. Именно алгоритмизация моделирования самостоятельной физической подготовки будет способствовать реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения сотрудников МВД России.

4. Основой проведения самостоятельной подготовки слушателей является мотивация на то, чтобы заниматься и повышать уровень своей физической подготовки.

Литература и источники

1. Троян Е.И., Каторгин С.В. Обучение боевым приемам борьбы в служебно-прикладной физической подготовке сотрудников органов внутренних дел: учеб. -метод. пособие. Тюмень: Тюменский юрид. ин-т МВД России, 2012. 80 с.

2. Гусев А.А. Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя // Современные научные исследования. 2014. Вып.2.

3. Курушин В.И. Аксиология модернизации профессиональной подготовки кадров в системе министерства внутренних дел Российской Федерации // Вестник СамГУ. 2014. № 4(33). С. 152-154.

4. Хальзов В.И., Кропанов А.С. Физическое воспитание в системе профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2(54). С. 220-223.

5. Золотенко В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как средство воспитания и совершенствования личности курсанта образовательных учреждений МВД России // Современная наука. 2017. № 3(3). С. 114-117.

References and Sources

1. Troyan E.I., Katorgin S.V. Obuchenie boevym priemam bor'by v sluzhebno-prikladnoj fizicheskoj podgotovke sotrudnikov organov vnutrennih del: ucheb. -metod. posobie. Tyumen': Tyumenskij yurid. in-t MVD Rossii, 2012. 80 s.

2. Gusev A.A. Sovershenstvovanie podgotovki sotrudnikov OVD k uprezhdayushchim dejstviyam pri zashchite ot udarov pravonarushitelya // Sovremennye nauchnye issledovaniya. 2014. Vyp.2.

3. Kurushin V.I. Aksiologiya modernizacii professional'noj podgotovki kadrov v sisteme ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Vestnik SamGU. 2014. № 4(33). S. 152-154.

4. Hal'zov V.I., Kropanov A.S. Fizicheskoe vospitanie v sisteme professional'noj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 2(54). S. 220-223.

5. Zolotenko V.A. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka kak sredstvo vospitaniya i sovershenstvovaniya lichnosti kursanta obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii // Sovremennaya nauka. 2017. № 3(3). S. 114-117.

КУРОВ АЛЬБЕРТ ИВАНОВИЧ - старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (albert.kurov.69@mail.ru)

KUROV, ALBERT 1 - Senior lecturer, Department of physical training and sports, Krasnodar University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.