Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПАЦИЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПАЦИЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
116
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
здравоохранение / медицинская помощь / медицинские услуги / пациент / права и обязанности / договор возмездного оказания медицинских услуг / healthcare / medical care / medical services / patient / rights and obligations / paid medical services contract

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Фролов Сергей Александрович, Коробкина Полина Сергеевна

В статье рассмотрен правовой статус пациента при получении медицинских услуг, проанализированы проблемы соотношения его прав и обязанностей, отношений с врачом и медицинской организацией. Освещена дискуссия относительно сущности термина «пациент», обоснован вывод о необходимости законодательной доработки существующего определения. Аргументируется положение о существовании категории «обязанности пациента». Основное внимание уделено анализу перечня закрепленных в законе прав и обязанностей пациентов, приводится их классификация. Показано, что, исходя из буквы закона, право на охрану здоровья охватывает не только качество и доступность лекарственных препаратов и медицинской помощи, но и состояние окружающей среды, условия труда, питание и отдых граждан. Если первая составляющая определения прямо связана с медициной, то вторая составляющая охраны здоровья ложится на не медицинскую область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Фролов Сергей Александрович, Коробкина Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGISLATIVE CONSOLIDATION OF THE RIGHTS AND OBLIGATIONS OF PATIENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the legal status of a patient when receiving medical services, analyzes the problems of the correlation of his rights and obligations, relations with a doctor and a medical organization. The discussion on the essence of the term "patient" is highlighted, the conclusion about the need for legislative revision of the existing definition is substantiated. The position on the existence of the category of "duties of the patient" is argued. The main attention is paid to the analysis of the list of rights and obligations of patients enshrined in the law, their classification is given. It is shown that, based on the letter of the law, the right to health protection covers not only the quality and availability of medicines and medical care, but also the state of the environment, working conditions, nutrition and rest of citizens. If the first component of the definition is directly related to medicine, then the second component of health care falls on the non-medical area.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПАЦИЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.7 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-75-79

ФРОЛОВ С.А., КОРОБКИНА П.С. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПАЦИЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: здравоохранение, медицинская помощь, медицинские услуги, пациент, права и обязанности, договор возмездного оказания медицинских услуг.

В статье рассмотрен правовой статус пациента при получении медицинских услуг, проанализированы проблемы соотношения его прав и обязанностей, отношений с врачом и медицинской организацией. Освещена дискуссия относительно сущности термина «пациент», обоснован вывод о необходимости законодательной доработки существующего определения. Аргументируется положение о существовании категории «обязанности пациента». Основное внимание уделено анализу перечня закрепленных в законе прав и обязанностей пациентов, приводится их классификация. Показано, что, исходя из буквы закона, право на охрану здоровья охватывает не только качество и доступность лекарственных препаратов и медицинской помощи, но и состояние окружающей среды, условия труда, питание и отдых граждан. Если первая составляющая определения прямо связана с медициной, то вторая составляющая охраны здоровья ложится на не медицинскую область.

FROLOV, S.A., KOROBKINA, P.S. PROBLEMS OF LEGISLATIVE CONSOLIDATION OF THE RIGHTS AND OBLIGATIONS OF PATIENTS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Key words: healthcare, medical care, medical services, patient, rights and obligations, paid medical services contract.

The article considers the legal status of a patient when receiving medical services, analyzes the problems of the correlation of his rights and obligations, relations with a doctor and a medical organization. The discussion on the essence of the term "patient" is highlighted, the conclusion about the need for legislative revision of the existing definition is substantiated. The position on the existence of the category of "duties of the patient" is argued. The main attention is paid to the analysis of the list of rights and obligations of patients enshrined in the law, their classification is given. It is shown that, based on the letter of the law, the right to health protection covers not only the quality and availability of medicines and medical care, but also the state of the environment, working conditions, nutrition and rest of citizens. If the first component of the definition is directly related to medicine, then the second component of health care falls on the non-medical area.

Жизнь человека во много зависит от состояния здоровья организма, именно здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Однако каждый человек подвержен болезням, которые ухудшают состояние организма, его нормальное функционирование. В таких случаях человек обращается за медицинской помощью в медицинские организации, деятельность которых направлена на восстановление и поддержание здоровья человека.

Всесторонняя правовая регламентация поддержания и сохранения жизни и здоровья человека позитивно влияет на качество оказываемой медицинской помощи. В данной связи сегодня особое внимание уделяется субъектам медицинских правоотношений - пациентам, медицинским организациям и работникам. В зависимости от того, насколько полно будет урегулировано правовое положение субъектов зависят порядок оказания медицинских услуг и установленные гарантии сторон.

Заключаемое между пациентом и медицинской организацией соглашение об оказании медицинской помощи определенного вида оформляется договором. Совокупность прав и обязанностей сторон по договору оказания медицинских услуг влияет на порядок предоставления платных медицинских услуг.

Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг, исполнитель, которым выступает в случае оказания медицинских услуг медицинская организация, обязуется по заданию заказчика (пациента) оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Корреспондирующим этим обязательствам являются право исполнителя требовать оплату оказанных услуг и право заказчика требовать оказания оплаченных услуг. Применительно к договору возмездного оказания медицинских услуг данным перечнем права и обязанности сторон не ограничиваются.

В правоотношения по оказанию медицинских услуг заказчиком выступает пациент. В российском законодательстве определение термина «пациент» содержится в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее-ФЗ № 323) и означает физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи, независимо от наличия у него заболевания и от его состояния [4]. Таким образом, законодатель при отнесении лица к категории «пациент», учитывает факт оказания человеку медицинской помощи или его обращение за такой помощью. При этом организационно-правовая форма учреждения, в которое человек обращается, для данной

дефиниции не имеет ключевого значения. Из других норм данного закона и иных нормативно-правовых актов мы узнаем о признаках медицинских организаций и требованиях, предъявляемых к ним [5]. Также хотелось бы обратить внимание, что, при определении категории «пациент», законодатель не связывает с этим понятием наличие, либо отсутствие у человека заболевания. Данная логика вполне обоснована, поскольку медицинская деятельность направлена не только на восстановление здоровья, но и его поддержание.

В научной литературе, несмотря на наличие легального определения термина «пациент», продолжается дискуссия относительно сущности данного термина. Например, О.Г. Печникова при определении дефиниции «пациент» выделяет обязательным признаком заключение договора с лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью [11, с. 55]. Данная позиция ценна тем, что расширяется круг субъектов, подпадающих под категорию исполнителя медицинских услуг. Но в то же время, автор не раскрывает признаки самого лица, обратившегося за помощью, ограничиваясь лишь указанием на физическое лицо. Н.К. Елина обращает внимание на то, что пациентом может быть только физическое лицо, независимости от степени его дееспособности. Но при этом уточняется, что объектом медицинского воздействия является организм человека [12, с. 77].

Н.А. Савосина при исследовании данной темы подчеркивает, что пациент, как субъект медицинских правоотношений, должен обладать субъективными правами и обязанностями, а медицинская помощь, за которой обращается человек, должна носить профессиональный характер. Упоминание автора о наличии правоспособности весьма спорно, поскольку правоспособность возникает с рождения человека, а медицинская помощь оказывается всем - без учета каких-либо субъективных особенностей. Соответственно, наличие субъективных прав и обязанностей не является отличительным признаком пациента. В качестве удачной характеристики стоит отметить указание автора на то, что человек приобретает статус пациента с момента обращения в лечебное учреждение, а не с момента оказания ему помощи [13, с. 143].

Стоит отметить, что дефиниция «пациент» и его права закрепляются во многих международных актах [1-3], многочисленными нормативно-правовыми актами, которые были взяты за основу отдельными странами (в том числе и Россией) при создании собственного законодательства.

Если обратиться к ФЗ № 323, то права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья включают в себя определенный перечень из девяти прав, закрепленных в главе 4. Данные права можно разделить на три группы: общие медицинские права, информационные права пациента, права особых категорий пациентов [4].

Каждое из перечисленных выше прав раскрывается в статье закона. Исходя из буквы закона, право на охрану здоровья охватывает не только качество и доступность лекарственных препаратов и медицинской помощи, но и состояние окружающей среды, условия труда, питание и отдых граждан. Если первая составляющая определения прямо связана с медициной, то вторая составляющая охраны здоровья ложится на не медицинскую область.

Некоторыми учеными отмечается несовершенство такого закрепления прав, поскольку в статьях идет простое перечисление прав без их конкретизации, что создает трудности в практической деятельности при толковании того или иного права [14, с. 76]. В 2010 г. на Первом Всероссийском Конгрессе была принята Декларация о правах пациентов в России [9], которая формально устранила замечания исследователей. Однако в настоящее время она так и не применяется при решении возникающих проблем. Толкование прав позволит избежать проблем в ходе оптимизации и совершенствования правоприменения. Кроме того, чаще всего граждане (пациенты) обладают низкой юридической грамотностью, а потому понять, что включает в себя гарантированное законом право им не всегда представляется возможным. Это отражается на способности граждан защитить свои права в случае их нарушения.

Право на получение платных медицинских услуг также закрепляется за каждым человеком. В связи с тем, что такая медицинская помощь предоставляется на возмездной основе, гражданин сам выбирает на какой основе получать ему помощь - возмездной в рамках частных медицинских организаций или безвозмездной в рамках государственных медицинских учреждений. Принудить человека получать платную медицинскую помощь нельзя. Указанные в рассмотренной выше норме права пациента корреспондируют обязанностями исполнителя медицинских услуг по

оказанию качественной медицинской помощи и обеспечению должного уровня соблюдения прав пациентов.

При заключении договора возмездного оказания медицинских услуг пациент, в первую очередь, имеет право на предоставлении ему качественных, квалифицированных и профессиональных услуг. Данное право также корреспондирует с обязанностью исполнителя медицинских услуг оказать услуги надлежащим образом. Критерии оценки качества медицинских услуг нормативно закреплены в приказе Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» [8]. Кроме того, при оказании медицинских услуг необходимо соблюдение санитарно-эпидемиологических норм [7] и норм безопасности.

Вступая в договорные правоотношения, пациент также принимает на себя ряд обязанностей, который должен выполнить.

Исполнитель медицинских услуг, в свою очередь, наделен правами, корреспондирующими обязанностям пациента. Он имеет право требовать от пациента оплатить услуги и предоставить документы, подтверждающие оплату. В случае, если пациенту потребовалась дополнительная помощь, на которую он согласен, то эта помощь также подлежит оплате.

Хотелось бы также заметить, что если исполнитель не имеет права отказаться от предоставления услуг, то у заказчика (пациента) есть право отказаться от получения услуг даже после подписания договора. Нужно лишь учитывать, что в таком случае заказчик должен возместить исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

В ходе лечения врач дает пациенту рекомендации по поддержанию и сохранению здоровья и обеспечению необходимого результата оказанной помощи. Несоблюдение данных требований пациентом может сказаться на качестве предоставляемых услуг или вовсе отрицательно повлиять на здоровье пациента. В связи с этим у исполнителя возникает право требовать от пациента выполнения всех назначений лечащего врача, а у пациента, соответственно, образуется обязанность по соблюдению требований врача. Кроме того, при наличии у пациента каких-либо сопутствующих болезней или патологий, он обязан известить об этом врача, чтобы тот скорректировал план лечения и не навредил пациенту. Если этого не сделать, то возможны негативные последствия.

В Апелляционном определении Тюменского областного суда от 03.12.2018 г. по делу № 336613/2018 суд не удовлетворил требования истца-пациента о компенсации морального вреда именно потому, что у пациентки имелись хронические заболевания (о которых не было заранее сообщено лечащему врачу), повлиявшие на качество медицинских услуг [10].

Проблемным аспектом является также и то, что пациент может не знать и даже не догадываться об имеющихся у него заболеваниях, либо непереносимости препаратов. Однозначного решения данная проблема не имеет. Представляется, что врач должен обследовать пациента перед назначением лечения, и если какая-то патология всё же возникла, то врач не может быть привлечен к ответственности ввиду правильно проведенной методики подготовки к медицинскому вмешательству.

Обязанности граждан при получении медицинской помощи закреплены в ст. 27 ФЗ № 323. При этом стоит отметить, что в законодательстве прямо не установлены санкции в отношении пациентов, не соблюдающих установленные обязанности. По нашему мнению, необходимо более серьезно подойти к определению ответственности пациента за невыполнение установленных обязанностей, поскольку несоблюдение рекомендаций врача может не привести к желаемому результату (выздоровлению) или вовсе усугубить состояние пациента.

После того, как исполнителем оказаны медицинские услуги, а заказчиком эти услуги оплачены, исполнитель медицинских услуг выдает заказчику медицинские документы, отражающие состояние здоровье гражданина после получения платных медицинских услуг.

Пациентам, как более незащищенной стороне в правоотношениях по оказанию медицинских услуг, предоставлен широкий круг прав. В то же время на исполнителя медицинских услуг ложится огромная ответственность за качество оказываемой помощи. Следует отметить, что медицинская услуга всегда индивидуальна, и в большинстве случаев сразу невозможно определить её объем, поскольку необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий

(провести диагностику, собрать анализы и т.д.). Ученые отмечают в этой связи особенность договора возмездного оказания услуг, что содержание договора нельзя определить, как ряд действий [15, с.19].

При оказании медицинской помощи могут быть изменена методика лечения, объем необходимых действий, а также в связи с индивидуальностью случаев при оказании одной и той же услуги в разных случаях может потребоваться разная совокупность действий.

В заключении стоит отметить, что вопросы оказания медицинской помощи с течением времени все детальнее и детальнее регламентируется нормами права. Отношения, связанные с предоставлением медицинских услуг, стали самостоятельным объектом правового регулирования. В настоящее время мы можем наблюдать, что в российской системе здравоохранения сформировался частный сектор, который достиг такого уровня, что может конкурировать с государственным. Частные медицинские клиники привлекают часть платежеспособного населения своим подходом к осуществлению медицинских услуг и профессионализмом. По нашему мнению, наличие дополнительной возможности осуществления заботы за своим здоровья в виде частных медицинских организаций является хорошей гарантией охраны здоровья и жизни человека.

Литература и источники

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // [Электронный ресурс]: - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с Протоколом [№ 1] (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))// [Электронный ресурс] : - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // [Электронный ресурс]: - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс]: - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // [Электронный ресурс]: - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» // [Электронный ресурс]: - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» // [Электронный ресурс]: - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Декларация о правах пациентов в России (Принята на Первом Всероссийском конгрессе пациентов 28 мая 2010 года в Москве) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vspru.ru/association/docvsp/rights-dedarations (дата обращения: 12.03.2022)

10. Апелляционное определение Тюменского областного суда от 03.12.2018 г. по делу № 33-6613/2018 // Режим доступа: М1р://судебныерешения.рф/37364093 (дата обращения 07.04.2022).

11. Печникова О.Г., Печников А.П. К вопросу об условиях договора оказания платных медицинских услуг// Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 2 (20). С. 54-58.

12. Елина Н.К. К вопросу о роли понятийного аппарата в сфере правового регулирования медицинской деятельности// Медицинское право: теория и практика. 2016. Т. 2. № 1 (3). С. 76-80.

13. Савосина Н.В., Васенин А.Ю., Тхаровская О.Ю. Понятие «Пациент» как стороны договора возмездного оказания медицинских услуг// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №3. С. 143-146.

14. Старцев А.М. Договор возмездного оказания медицинских услуг: права пациента и корреспондирующие им обязанности исполнителя// Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6. С.71 -77.

15. Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2004.

References and Sources

1. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata Generarnoj Assambleej OON 10.12.1948) // [Elektronnyj resurs]: - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

2. Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod (Zaklyuchena v g. Rime 04.11.1950) (s izm. ot 24.06.2013) (vmeste s Protokolom [№ 1] (Podpisan v g. Parizhe 20.03.1952), Protokolom № 4 ob obespechenii nekotoryh prav i svobod pomimo tekh, kotorye uzhe vklyucheny v Konvenciyu i pervyj Protokol k nej (Podpisan v g. Strasburge 16.09.1963), Protokolom № 7 (Podpisan v g. Strasburge 22.11.1984))// [Elektronnyj resurs]: - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

3. Evropejskaya social'naya hartiya (peresmotrennaya) (prinyata v g. Strasburge 03.05.1996) // [Elektronnyj resurs]: - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs]: - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

5. Federal'nyj zakon «O licenzirovanii otdel'nyh vidov deyatel'nosti» ot 04.05.2011 № 99-FZ (poslednyaya redakciya) // [Elektronnyj resurs]: - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.12.2004 N 715 (red. ot 31.01.2020) «Ob utverzhdenii perechnya social'no znachimyh zabolevanij i perechnya zabolevanij, predstavlyayushchih opasnost' dlya okruzhayushchih» // [Elektronnyj resurs]: - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

7. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 24.12.2020 № 44 «Ob utverzhdenii sanitarnyh pravil SP 2.1.3678-20 «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k ekspluatacii pomeshchenij, zdanij, sooruzhenij, oborudovaniya i transporta, a takzhe usloviyam deyatel'nosti hozyajstvuyushchih sub"ektov, osushchestvlyayushchih prodazhu tovarov, vypolnenie rabot ili okazanie uslug» // [Elektronnyj resurs]: -Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

8. Prikaz Minzdrava Rossii ot 10.05.2017 N° 203n «Ob utverzhdenii kriteriev ocenki kachestva medicinskoj pomoshchi» // [Elektronnyj resurs]: -Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

9. Deklaraciya o pravah pacientov v Rossii (Prinyata na Pervom Vserossijskom kongresse pacientov 28 maya 2010 goda v Moskve) // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://vspru.ru/association/docvsp/rights-declarations (data obrashcheniya: 12.03.2022)

10. Apellyacionnoe opredelenie Tyumenskogo oblastnogo suda ot 03.12.2018 g. po delu № 33-6613/2018 // Rezhim dostupa: http://sudebnyeresheniya.rf/37364093 (data obrashcheniya 07.04.2022).

11. Pechnikova O.G., Pechnikov A.P. K voprosu ob usloviyah dogovora okazaniya platnyh medicinskih uslug// YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2012. № 2 (20). S. 54-58.

12. Elina N.K. K voprosu o roli ponyatijnogo apparata v sfere pravovogo regulirovaniya medicinskoj deyatel'nosti// Medicinskoe pravo: teoriya i praktika. 2016. T. 2. № 1 (3). S. 76-80.

13. Savosina N.V., Vasenin A.Yu., Tharovskaya O.Yu. Ponyatie «Pacient» kak storony dogovora vozmezdnogo okazaniya medicinskih uslug// Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2020. №3. S. 143-146.

14. Starcev A.M. Dogovor vozmezdnogo okazaniya medicinskih uslug: prava pacienta i korrespondiruyushchie im obyazannosti ispolnitelya// Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 6. S.71-77.

15. Sirotkina A.A. Dogovor okazaniya medicinskih uslug: osobennosti pravovogo regulirovaniya: Avtoref. dis. kand. yurid. nauk. M., 2004.

ФРОЛОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет.

КОРОБКИНА ПОЛИНА СЕРГЕЕВНА - магистр, кафедра конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет (polina-volga00@mail.ru).

FROLOV, SERGEY A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and Municipal Law, Volgograd State University

KOROBKINA, POLINA S. - Master, Department of Constitutional and Municipal Law, Volgograd State University.

УДК 342.6 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-79-86

БОЧАРОВА Н.Н., МУСТАФАЕВ Р.А. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ МЕР

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ

ИНФЕКЦИИ)

Ключевые слова: социальная функция, чрезвычайная ситуация, меры государственной финансовой поддержки, субсидии

Данная статья представляет собой анализ мер государственной финансовой поддержки, предпринятой в период распространения новой коронавирусной инфекции. Предоставление Российской Федерацией данных мер поддержки является проявлением сущности социального государства, прямо закреплённого в тексте Основного закона, и призвано способствовать восстановлению экономики, пострадавшей ввиду введения ограничительных мер, призванных пресечь распространение коронавируса, общего упадка деловой активности в связи с пандемией. Обоснован вывод о том, что анализ опыта Российской Федерации является принципиально важным для создания системы социальной поддержки граждан и организаций, пострадавших от каких-либо чрезвычайных ситуаций. Прикладное применение такого опыта является наиболее актуальным для Российской Федерации в условиях действия санкционных ограничений со стороны стран "запада".

BOCHAROVA, N.N., MUSTAFAEV, R.A. IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL FUNCTION OF THE STATE (ON THE EXAMPLE OF MEASURES OF STATE FINANCIAL SUPPORT FOR INDIVIDUALS AND LEGAL ENTITIES DURING THE SPREAD OF CORONAVIRUS

INFECTION)

Keywords: social function, emergency situation, measures of state financial support, subsidies.

This article is an analysis of the measures of state financial support undertaken during the spread of a new coronavirus infection. The provision of these support measures by the Russian Federation is a manifestation of the essence of the welfare state, directly enshrined in the text of the Basic Law, and is intended to contribute to the recovery of the economy affected by the introduction of restrictive measures designed to curb the spread of coronavirus, the general decline in business activity due to the pandemic. The conclusion is substantiated that the analysis of the experience of the Russian Federation is fundamentally important for creating a system of social support for citizens and organizations affected by any emergency situations. The applied application of such experience is the most relevant for the Russian Federation in the context of sanctions restrictions imposed by the countries of the "West".

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации [1], Россия - это социальное государство. В соответствии с данной нормой, государство берёт на себя обязательства по созданию экономической, социальной и правовой возможности для поддержки наименее защищённых слоёв населения. Социальное государство должно стремиться к наиболее благоразумному распределению материальных благ, создавая условия для поддержания достойного уровня жизни, развития и благосостояния как отдельных граждан, так и их объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.