Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИММИГРАНТОВ ВО ФРАНЦИИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИММИГРАНТОВ ВО ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1544
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОСОБИЯ / IMMIGRATION / INTEGRATION POLICY / EUROPEAN MIGRATION POLICY / SOCIAL SUPPORT / ALLOWANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Викторова Елена Владимировна, Петренко Дарья Александровна

Рассмотрены основы интеграционной политики на государственном уровне и уровне ЕС, проведен анализ причин большого потока иммигрантов во Францию, приведены меры по социальной поддержке иммигрантов. Франция имеет длинную миграционную историю. В 2015 г. она, как и другие европейские страны, столкнулась с миграционным кризисом, который проявился в многократном увеличении числа иммигрантов и беженцев. В сложившейся ситуации страна должна оказывать социальную поддержку иммигрантам для их скорейшей интеграции. Будучи членом Европейского союза, она обязана координировать свою миграционную политику с общей миграционной политикой Европейского союза. Французская политика миграции и интеграции является развитой и хорошо организованной: существует множество учреждений, таких как Управление приема, интеграции и гражданства (DAIC), Национальное агентство социальной сплоченности и равных возможностей (Acsé), Французский офис иммиграции и интеграции (OFII) и другие, которые координируют все аспекты миграционной политики и реализуют разнообразные программы и меры по интеграции иммигрантов во французское общество и их адаптации. Во Франции созданы благоприятные условия для проживания иммигрантов, их социализации, защиты их прав и свобод, облегчается процедура получения вида на жительство и гражданства. Эти аспекты поддержки иммигрантов описаны и проанализированы в статье. В результате дана оценка результативности мер по интеграции и адаптации иммигрантов во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social support for immigrants in France

The article examines the basics of integration policy at the state level and the EU level, analyses the reasons for the large flow of immigrants to France, provides measures for the social support of immigrants. France has a long migration history. In 2015, like other European countries, it faced a migration crisis that was caused by a multiple increases in the number of immigrants and refugees. In this situation, the country should provide immigrants with social support for their integration. As a member of the European Union, France is obliged to coordinate its migration policy with a European migration policy. The basics of integration policy at the state level and the EU level are presented in the article. French migration and integration policy is developed and well-organized: there are plenty of institutions such as Directorate of Reception, Integration and Citizenship (DAIC), National Agency for Social Cohesion and Equal Opportunities (Acsé), French office of immigration and integration (OFII), etc., that coordinate all the aspects of migration policy and realize variety programs and measures for immigrants’ adaptation to French society. In France favourable conditions for the residence of immigrants, their socialisation, protection of their rights and freedom, access to the labour market have been created, the procedure for obtaining a residence permit and citizenship is facilitated. These actions are described and analysed in the article. As a result, the effectiveness of social support measures for the integration and adaptation of immigrants in France was assessed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИММИГРАНТОВ ВО ФРАНЦИИ»

Международные политические процессы

УДК 325.14

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИММИГРАНТОВ ВО ФРАНЦИИ

Е. В. Викторова

Международный информационно-аналитический центр

Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), ул. Садовая, 21, Санкт-Петербург, 191023, Россия

Д.А.Петренко

Международный информационно-аналитический центр

Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), ул. Садовая, 21, Санкт-Петербург, 191023, Россия

Рассмотрены основы интеграционной политики на государственном уровне и уровне ЕС, проведен анализ причин большого потока иммигрантов во Францию, приведены меры по социальной поддержке иммигрантов. Франция имеет длинную миграционную историю. В 2015 г. она, как и другие европейские страны, столкнулась с миграционным кризисом, который проявился в многократном увеличении числа иммигрантов и беженцев. В сложившейся ситуации страна должна оказывать социальную поддержку иммигрантам для их скорейшей интеграции. Будучи членом Европейского союза, она обязана координировать свою миграционную политику с общей миграционной политикой Европейского союза. Французская политика миграции и интеграции является развитой и хорошо организованной: существует множество учреждений, таких как Управление приема, интеграции и гражданства (DAIC), Национальное агентство социальной сплоченности и равных возможностей (Acsë), Французский офис иммиграции и интеграции (ОН1) и другие, которые координируют все аспекты миграционной политики и реализуют разнообразные программы и меры по интеграции иммигрантов во французское общество и их адаптации. Во Франции созданы благоприятные условия для проживания иммигрантов, их социализации, защиты их прав и свобод, облегчается процедура получения вида на жительство и гражданства. Эти аспекты поддержки иммигрантов описаны и проанализированы в статье. В результате дана оценка результативности мер по интеграции и адаптации иммигрантов во Франции.

Ключевые слова: иммиграция, интеграционная политика, общеевропейская миграционная политика, социальная поддержка, пособия.

АНАЛИЗ ИММИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ ВО ФРАНЦИЮ

Франция всегда была привлекательной страной для иммигрантов как из Европы, так и из стран Африки и Азии. Массовый приток иммигрантов из стран Северной Африки начался после Второй мировой войны, когда Франции

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018 https://doi.org/10.21638/11701/spbu23.2018.108

не хватало дешевой рабочей силы для восстановления экономики. В этот период имела место преимущественно рабочая иммиграция. Для уроженцев бывших колоний во Франции была разработана облегченная процедура получения визы и вида на жительство.

Со временем потребность в рабочей силе уменьшилась, но обосновавшиеся во Франции мигранты стали перевозить в страну своих родственников. Наступил этап иммиграции по причине воссоединения семей.

Рис. 1. Причины иммиграции во Францию в 2016 г (по: Office français de protection des réfugiés et apatrides, 2016)

Как видно из диаграммы, представленной на рисунке 1, наиболее распространенными причинами иммиграции во Францию являются воссоединение семей (39 %) и учеба (31%). Беженцы составляют 14 % от общей миграции. Стоит отметить, что этот показатель довольно высокий, большей отметки он достигает только в Германии (33 %) и Италии (20 %). В других же странах процент беженцев от общего числа иммигрантов значительно ниже. Например, в Греции он составляет 9 %, в Великобритании и Испании — по 5 %. По данным Министерства внутренних дел Франции, за последние пять лет число беженцев увеличилось на 41 % (Office français de protection des réfugiés et apatrides, 2016).

Миграционная привлекательность Франции складывается из ряда факторов. Прежде всего это исторически сложившиеся связи между Францией и ее бывшими колониями из Северной Африки. Кроме того, мигрантов привлекают высокие пособия и социальные программы, реализуемые в стране. И наконец, экономика Франции занимает шестое место в мире, что привлекает в страну трудовых иммигрантов.

В настоящее время во Франции находится 5,9 млн легальных иммигрантов, они составляют почти 9 % от всей численности населения. Стоит учитывать также, что в страну прибывают и нелегальные иммигранты, количество которых

невозможно точно определить. По числу иммигрантов страна занимает шестое место в мире и четвертое место в ЕС. При этом в связи с многократным увеличением потока беженцев в Европу из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии, которое началось в 2015 г. и продолжается до сих пор, количество прибывающих увеличивается ежедневно.

В 2016 г. Министерство внутренних дел Франции подтвердило рост заявок на получение убежища во Франции на 6,5 %, в итоге было подано 85 244 заявки, зарегистрированные во французском Бюро по защите беженцев и апатридов (Office français de protection des réfugiés et apatrides — OFPRA). В министерстве подчеркнули, что впервые сталкиваются с таким числом заявок от беженцев (рис. 2).

90 ООО 80 ООО 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

Рис. 2. Динамика количества заявок на получение убежища во Франции (по: Office français de protection des réfugiés et apatrides, 2016)

Как представлено на диаграмме (рис. 3), основные страны происхождения заявителей в 2016 г. — Судан (5900), Афганистан (5600), Албания (5600), Гаити (4900) и Сирия (3600). На основании приведенных данных можно сделать вывод, что структура миграционных потоков во Франции отражает общие для Европейского союза тенденции: преобладание беженцев из стран Ближнего Востока, прежде всего Афганистана и Сирии, на территории которых ведутся непрекращающиеся войны. В то же время сохраняются традиционные для Франции миграционные потоки из стран Африканского континента.

Во Франции проживают иммигранты из 127 стран мира, однако наиболее многочисленны мусульманские диаспоры. На первом месте — выходцы из Алжира, численность которых превышает 1 млн человек, далее следуют марокканцы (около 1 млн чел.), тунисцы (не менее 600 тыс. чел.), турки, сирийцы, иракцы, ливанцы и т. д.

Кроме того, для Франции характерно крайне неравномерное распределение иммигрантов по территории страны. Большая часть иммигрантов сконцентрирована в столичном регионе Иль-де-Франс (18 % от общей численности

Судан Афганистан Албания Гаити Сирия

Рис. 3. Основные страны происхождения беженцев в 2016 г (по: Office français de protection des réfugiés et apatrides, 2016)

населения региона), далее по числу иммигрантов идут регионы Прованс-Аль-пы-Лазурный Берег (10,2 %) и Овернь-Рона-Альпы (9 %). Внутри этих регионов распределение иммигрантов также неравномерно, приезжие тяготеют прежде всего к крупным, экономически развитым городам, таким как Париж, Марсель, Лион, Ницца. Повышенная миграционная нагрузка на эти города ведет к неблагоприятным последствиям, таким как рост безработицы, преступности, социальной напряженности, усиление межнациональной и религиозной неприязни. Некоторые районы крупных французских городов и даже отдельные небольшие города фактически превратились в арабские и африканские анклавы на территории Франции. Мигранты составляют здесь основное население, поскольку коренные жители страны предпочитают покидать районы и населенные пункты с преобладанием приезжего населения. Наименьшее число иммигрантов проживает в регионах Бретань (3,1 %), Долина Луары (3,4 %) и Нормандия (3,9 %) (Population immigrée selon les principaux pays de naissance, 2016).

При таком количестве мигрантов правительству страны необходимо проводить активную политику интеграции и адаптации, чтобы избежать конфликтов и столкновений на национальной или религиозной почве.

ОРГАНИЗАЦИИ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОДДЕРЖКА ИММИГРАНТОВ

Как член Европейского союза Франция обязана согласовывать свою миграционную политику с общеевропейским миграционным курсом. В Евросоюзе разработаны и утверждены институциональные и финансовые механизмы для осуществления мер по адаптации и интеграции иммигрантов. Общая миграционная политика была принята в ЕС в 1999 г Страны ЕС обязываются следовать единым миграционным и визовым правилам, которые действительны во всех 28 странах Европейского союза.

В Министерстве внутренних дел Франции основным институтом, занимающимся интеграцией иммигрантов, является Офис интеграции, приема и гражданства (La direction de réception, intégration et la citoyenneté — DAIC). DAIC контролирует процесс легальной иммиграции, отвечает за языковые программы, предоставление жилища и проблемы безработицы.

Кроме того, интеграцией иммигрантов занимается Агентство по вопросам социальной сплоченности и равных возможностей (Agence pour la cohésion sociale et l'égalité des chances — Acsé). Это центральное агентство, которое работает с представителями городской администрации.

Оба института имеют свои представительства во всех регионах страны.

ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ

Политика интеграции иммигрантов основывается в первую очередь на изучении языка, понимании ценностей и обычаев французского общества и на доступе к рынку труда. Для некоторых групп иммигрантов (женщины, пожилые) разработаны специальные программы.

Процесс интеграции начинается с подписания договора о республиканской интеграции (CAI). Этот договор заключается на один год между иммигрантом и французским государством, которое представляет префект. В результате подписания договора иммигрант получает определенные права и берет на себя определенные обязательства. Договор призван облегчить иммигрантам процесс интеграции и включает в себя следующие элементы:

1. Личное собеседование со служащим Французского бюро иммиграции и интеграции (OFII).

Целью собеседования является оценка потребностей иммигранта, уточнение его административных, социальных и профессиональных вопросов, направление на учебу и при необходимости оказание ему консультационной помощи в зависимости от индивидуальной ситуации.

2. Курс обществоведения.

Все иммигранты должны пройти обязательный курс обществоведения, который длится два дня и состоит из двух модулей:

— принципы и ценности Французской Республики;

— права иммигрантов и порядок действий для устройства на работу.

3. Языковой тест.

Это письменный и устный тест для определения уровня знания французского языка.

4. Изучение французского языка (в случае необходимости).

Если уровень знания языка иммигранта ниже уровня A1 по Единому европейскому языковому стандарту (CECRL), ему будет назначен обязательный языковой курс для достижения этого уровня (50, 100 или 200 часов занятий). Уровень A1 во французском языке позволяет справляться с ситуациями, возникающими в повседневной жизни (Come to live in France, 2016).

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ БЕЖЕНЦАМ

Беженцам предоставляется ночлег или приют в приемном центре, оказывается материальная и медицинская помощь.

Центры приема просителей убежища (Centres d'Accueil de Demandeurs d'Asile — CADA) и центры временного предоставления приюта (Centre provisoire d'hébergement — CPH) предоставляют беженцам жилье. С просьбой о предоставлении жилья необходимо обратиться в Коммунальный центр социальной поддержки (CCAS). Те, кто проживает в CADA, получают дополнительное пособие на поиск жилья. Кроме того, к каждой семье прикрепляют социального ассистента, который помогает решать такие проблемы, как получение бесплатных продуктов, запись на курсы французского языка, определение детей в школу и пр. Пребывание в CADA ограничено шестью месяцами с момента получения статуса беженца. Срок пребывания в СРН составляет девять месяцев и может быть продлен еще на три месяца при предоставлении доказательств, что в этом есть необходимость. Число мест в центрах ограничено, поэтому их приходится ожидать в порядке очереди.

Кроме того, существуют альтернативные способы получения жилья. Так, обратившись в Объединенную службу приема и ориентации (Services Intégrés d'Accueil et d'Orientation — SIAO), беженец может получить пособие на временное жилье или место в Центре приюта и социальной адаптации (Centre d'Hébergement et de Réinsertion Sociale — CHRS) или семейном пансионе (Maisons Relai). Есть возможность поселиться в социальном общежитии ADEMA с регистрацией по Интернету. Общественные организации "Welcome" и "Singa" предоставляют беженцам временный приют в семьях (Public organization "Welcome Bordeaux", 2017).

В соответствии c законодательством Франции беженцам полагается пособие от государства. OFII занимается управлением этим пособием, а его выплата обеспечивается Агентством по услугам и выплатам.

Для того чтобы получить пособие, беженцы должны доказать, что совокупность их доходов не превышает ежемесячный минимальный размер дохода активного населения (RSA). Кроме того, они должны:

1) иметь свидетельство о подаче ходатайства о предоставлении убежища или временный вид на жительство;

2) быть старше 18 лет;

3) подписать согласие на получение оговоренного (назначенного OFII) пособия.

Размер пособия зависит от количества членов семьи (табл. 1). Более того, если беженец не проживает в центрах CADA или СРН, то ему полагается еще 5,40 € на человека в сутки. Пособие выплачивается ежемесячно в конце каждого месяца (Directory for persons applying for asylum in France, 2015).

Лицам, ходатайствующим о предоставлении убежища, предоставлено равное право на обучение, которым обладают граждане страны. Запись в учебное заведение производится в ближайшем по месту жительства заведении (Directory for persons applying for asylum in France, 2015).

Таблица 1. Размер пособий для беженцев во Франции (по: Come to live in France, 2016)

Количество членов семьи Размер пособий (€/день) Размер пособий (€/месяц)

1 6,80 204

2 10,20 306

3 13,60 408

4 17,00 510

5 20,40 612

6 23,80 714

7 27,20 816

8 30,60 918

9 34,00 1020

10 37,40 1122

Кроме того, французское правительство помогает иммигрантам в поиске доступного жилья. Так, в стране существует арендный парк социального жилья, которое предназначено для проживания людей с ограниченными финансовыми возможностями (возможности определяются по максимальному уровню дохода). Подача запроса на получение социального жилья или жилья за умеренную плату обычно осуществляется в мэрии или онлайн (Office of Social Housing in Francer).

При условии соответствия определенным критериям (в частности, регулярность проживания и финансовые возможности) иммигранты имеют возможность получить помощь в оплате аренды жилья (персонализированная помощь в аренде жилья или пособие на аренду), выплачиваемую кассой социальной помощи (Caisse d'Allocations Familiales — CAF). Размер помощи зависит от нескольких критериев, в том числе финансовых возможностей иммигрантов, количества членов их семьи и мест проживания (Caisse d'Allocations Familiales).

Однако, несмотря на такую поддержку, иммигранты, преимущественно выходцы из стран Африки и Ближнего Востока, не работают и находятся в самом низу европейской социальной иерархии. Это объясняется тем, что большинство иммигрантов не имеют необходимого образования и профессиональной квалификации. Следствием этого является массовая безработица, которая в кварталах французских городов, населенных арабскими и африканскими иммигрантами, достигает 30-40 % от общей численности населения. Одна из причин безработицы — нежелание иммигрантов работать, так как во Франции созданы такие социальные условия, что можно жить на одни пособия:

сначала на пособия для беженцев, затем — на пособия по безработице. Пособия по безработице выплачиваются в том случае, если заявитель отработал минимум 122 дня. Таким образом, иммигранты часто устраиваются на работу формально, отрабатывают положенный срок, а потом несколько лет живут на пособия. Безработица и социокультурные различия (ранние браки, отсутствие образования у женщин и детей, большое количество детей в семье и пр.) способствуют криминализации иммигрантской среды. Многие иммигранты из африканских и арабских стран попадают в поле зрения полиции еще в подростковом и юношеском возрасте. Кроме того, они активно участвуют во многих массовых выступлениях, протестах и пополняют ряды террористических организаций (Полонский, 2015).

Пытаясь бороться с расизмом по отношению к иммигрантам, Франция сталкивается с обратной проблемой — притеснение прав французов и даже физическое насилие по отношению к ним со стороны иммигрантов. В 2011 г. во Франции прошел процесс по делу о расизме в отношении белого человека. Причиной послужил инцидент, когда двое молодых иммигрантов попросили у прохожего сигарету. Встретив отказ, они принялись его оскорблять на французском и арабском языках и вскоре перешли к избиению. В результате драки пострадавший получил несколько серьезных ран (Федосеев, 2013).

Однако нельзя утверждать, что интеграционная политика правительства не приносит никаких результатов. Существует большое количество людей, которые не только полностью интегрировались во французское общество, но и достигли определенных успехов в карьере. Одним из самых известных иммигрантов во Францию является Зинедин Зидан. Легендарный полузащитник французской национальной футбольной команды, а сейчас главный тренер испанского клуба «Реал Мадрид» до сих пор считается одним из лучших игроков за всю историю существования футбола. Зидан — сын беженцев из Алжира, переехавших в Париж в 1953 г., спасаясь от Алжирской войны. Другим примером успешной интеграции может служить не менее известный французский актер Жан Рено. Он родился в Марокко и после окончания школы переехал во Францию, где прошел службу в армии.

Среди французских политиков также есть иммигранты и потомки иммигрантов. Например, Рашида Дати стала первой арабкой во французском правительстве. Марокканка по происхождению, она занимала пост министра юстиции Франции с 2007 по 2009 г., сейчас она член Европейского парламента. Бывший президент Франции Николя Саркози — сын иммигрантов из Греции и Венгрии. Потомок армянских иммигрантов Патрик Деведжян — известный французский политический деятель — в 2002 г. был назначен на должность министра по вопросам местного самоуправления, в 2004-2005 гг. — министр промышленности Франции. Часто иммигранты достигают успехов в бизнесе. Так, Жак Сааде, основатель компании СМА СвМ вгоир (самый крупный во Франции, третий по величине в мире морской контейнерный перевозчик) родился в Ливане и переехал во Францию в 1978 г. Известность и популярность этих людей способствует и росту толерантности к иммигрантам со стороны французов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Интеграционная политика Франции регулируется как на наднациональном (ЕС), так и на государственном уровне.

В стране созданы благоприятные социальные условия для приема иммигрантов, этим и объясняется желание беженцев остаться именно здесь.

Помимо пособий, правительство Франции предоставляет беженцам жилье в специальных лагерях или помогает в получении социального жилья, проводит курсы по изучению языка и культуры страны.

Благодаря этим мерам многие иммигранты не только становятся полноценными членами общества, но и добиваются успеха в своей профессиональной деятельности и даже становятся знаменитыми.

Однако такая прогрессивная социальная политика имеет и негативные стороны: высокие пособия и государственная поддержка лишают иммигрантов мотивации к полноценной интеграции во французский рынок труда и во французское общество.

Литература

Полонский И. Миграционная проблема Европы в свете французских событий: есть ли решение? // Военное обозрение. 14.01.2015. URL: http://www.topwar.ru/66653-migracionnaya-problema-evropy-v-svete-francuzskih-sobytiy-est-li-reshenie.html (дата обращения: 02.04.2018).

Федосеев А. Крах мультикультурализма в Европе // Созидатель. 26.09.2013. URL: http:// www.sozidatel.org/articles/analitika/3811-krah-multikulturalizma-v-evrope.html (дата обращения: 02.04.2018).

Caisse d'Allocations Familiales (CAF). URL: http://www.caf.fr (дата обращения: 02.04.2018).

Come to live in France // General Directorate for Foreign Affairs in France. 2016. Р. 23-30. URL: http://www.ofii.fr/IMG/pdf/Livret%20venir%20vivre%20en%20France/Livret_Venir-vivre-en-France_sept2016_RUS.pdf (дата обращения: 02.04.2018).

Directory for persons applying for asylum in France // General Directorate for Foreign Affairs in France. 2015. Р. 38-41. URL: http://www.immigration.interieur.gouv.fr/Asile/Guide-du-demandeur-d-asile-en-France (дата обращения: 02.04.2018).

Office français de protection des réfugiés et apatrides (OFPRA) // L'Ofpra en chiffres. 2016. URL: http://www.ofpra.gouv.fr/fr/l-ofpra/l-ofpra-en-chiffres/focus-sur-la-syrie (дата обращения: 02.04.2018).

Office of Social Housing in France. URL: www.demande-logement-social.gouv.fr (дата обращения: 02.04.2018).

Public organization "Welcome Bordeaux" // Guide for refugees. 2017. Р. 22-23. URL: http:// www.leguidedurefugie.com/pdf/guide-du-refugie-version-py.pdf (дата обращения: 02.04.2018).

Population immigrée selon les principaux pays de naissance // Insee. 2016. URL: http://www. insee.fr/fr/statistiques/2012727 (дата обращения: 26.06.18).

Викторова Елена Владимировна — канд. экон. наук;

elena.viktorova@mail.ru

Петренко Дарья Александровна — ведущий эксперт;

Dariia.petrenko.1@gmail.com

Статья поступила в редакцию: 15 мая 2018 г.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рекомендована в печать: 4 июля 2018 г

Для цитирования: Викторова Е. В., Петренко Д. А. Социальная поддержка иммигрантов

во Франции // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2018. Т. 14, № 1. С. 87-97. https://

doi.org/10.21638/11701/spbu23.2018.108

Международные политические процессы SOCIAL SUPPORT FOR IMMIGRANTS IN FRANCE Elena V. Viktorova

International Analytical Center of the St. Petersburg State Economic University (UNECON), 21, Sadovaya ul., St. Petersburg, 191023, Russia; elena.viktorova@mail.ru

Daria A. Petrenko

International Analytical Center of the St. Petersburg State Economic University (UNECON), 21, Sadovaya ul., St. Petersburg, 191023, Russia; Dariia.petrenko.1@gmail.com

The article examines the basics of integration policy at the state level and the EU level, analyses the reasons for the large flow of immigrants to France, provides measures for the social support of immigrants. France has a long migration history. In 2015, like other European countries, it faced a migration crisis that was caused by a multiple increases in the number of immigrants and refugees. In this situation, the country should provide immigrants with social support for their integration. As a member of the European Union, France is obliged to coordinate its migration policy with a European migration policy. The basics of integration policy at the state level and the EU level are presented in the article. French migration and integration policy is developed and well-organized: there are plenty of institutions such as Directorate of Reception, Integration and Citizenship (DAIC), National Agency for Social Cohesion and Equal Opportunities (Acse), French office of immigration and integration (OFII), etc., that coordinate all the aspects of migration policy and realize variety programs and measures for immigrants' adaptation to French society. In France favourable conditions for the residence of immigrants, their socialisation, protection of their rights and freedom, access to the labour market have been created, the procedure for obtaining a residence permit and citizenship is facilitated. These actions are described and analysed in the article. As a result, the effectiveness of social support measures for the integration and adaptation of immigrants in France was assessed.

Keywords: immigration, integration policy, European migration policy, social support, allowance.

References

Come to live in France. General Directorate for Foreign Affairs in France, 2016, pp. 23-30. Available at: http://www.ofii.fr/IMG/pdf/Livret%20venir%20vivre%20en%20France/Livret_Venir-vivre-en-France_sept2016_RUS.pdf (accessed: 02.04.2018).

Directory for persons applying for asylum in France. General Directorate for Foreign Affairs in France, 2015, pp. 38-41. Available at: http://www.immigration.interieur.gouv.fr/Asile/Guide-du-demandeur-d-asile-en-France (accessed: 02.04.2018).

Fedoseev A. Krah multikulturalizma v Evrope [The collapse of multiculturalism in Europe]. Sozi-datel' [Creator]. 26.09.2013. Available at: http://www.sozidatel.org/articles/analitika/3811-krah-mul-tikulturalizma-v-evrope.html (accessed: 02.04.2018). (In Russian)

Office français de protection des réfugiés et apatrides (OFPRA). L'Ofpra en chiffres, 2016. Available at: http://www.ofpra.gouv.fr/fr/l-ofpra/l-ofpra-en-chiffres/focus-sur-la-syrie (accessed: 02.04.2018).

Office of Social Housing in France. Available at: http://www.demande-logement-social.gouv.fr (accessed: 02.04.2018).

Polonsky I. Migratsionnaia problema Evropy v svete frantsuzskikh sobytii: est' li reshenie? [The migration problem of Europe in the condition of French events: is there a solution?] Voennoe obozrenie [Military Review]. 14.01.2015. Available at: http://www.topwar.ru/66653-migracion-naya-problema-evropy-v-svete-francuzskih-sobytiy-est-li-reshenie.html (accessed: 02.04.2018). (In Russian)

Population immigrée selon les principaux pays de naissance. Insee, 2016. Available at: http:// www.insee.fr/fr/statistiques/2012727 (accessed: 26.06.18).

Public organization "Welcome Bordeaux". Guide for refugees, 2017, pp. 22-23. Available at: http://www.leguidedurefugie.com/pdf/guide-du-refugie-version-py.pdf (accessed: 02.04.2018). Сaisse d'Allocations Familiales (CAF). Available at: http://www.caf.fr (accessed: 02.04.2018).

For citation: Viktorova E. V., Petrenko D. A. Social support for immigrants in France. POLITEX: Political Expertise. 2018, vol. 14, no. 1, pp. 87-97. https://doi.org/10.21638/11701/spbu23.2018.108 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.