Научная статья на тему 'Эволюция французского законодательства в сфере иммиграции (2003-2016 гг. )'

Эволюция французского законодательства в сфере иммиграции (2003-2016 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
730
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ / ФРАНЦИЯ / ИММИГРАЦИЯ / ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭВОЛЮЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ашмарина А.А., Корнилов А.А.

Представлен анализ эволюции законодательной базы Французской Республики в иммиграционной сфере в период президентства Жака Ширака, Николя Саркози и Франсуа Олланда. В начале XXI века вопросы ассимиляции иммигрантов стали одним из главных вызовов для миграционной политики Французской Республики. Стоит отметить, что основные законы, касающиеся сферы миграционного регулирования, были приняты в период с 2003 по 2012 г. в период президентства представителей голлистского движения Жака Ширака и Николя Саркози. Реформы были связаны в первую очередь с ограничением въезда и проживания иностранных граждан; постепенно акценты смещаются в сторону развития интеграционной политики государства, особенно ярко это проявилось при президентстве социалиста Франсуа Олланда, который был вынужден бороться с негативными последствиями наплыва иммигрантов в страну, в том числе и с ростом террористической угрозы и социально-экономической нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE FRENCH LEGISLATION IN THE FIELD OF IMMIGRATION (2003-2016)

The paper gives an analysis of the evolution of France’s legislative framework in the field of immigration during the presidency of Jacques Chirac, Nicolas Sarkozy and Francois Hollande. At the beginning of the twenty-first century, the assimilation of immigrants became one of the main challenges for the French migration policy. It is important to note that the basic laws relating to migration regulation were adopted in the period from 2003 to 2012 during the presidency of representatives of the Gaullist movement Jacques Chirac and Nicolas Sarkozy. The reforms were primarily related to the restriction of entry and residence of foreign citizens; gradually, the emphasis was shifting towards the development of the state integration policy, this became especially evident under the presidency of socialist Francois Hollande, who was forced to deal with the negative consequences of the influx of immigrants into the country, including the growth of the terrorist threat and socio-economic instability.

Текст научной работы на тему «Эволюция французского законодательства в сфере иммиграции (2003-2016 гг. )»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2019, № 2, с. 9-17

9

И С Т О Р И Я

УДК 325.14

ЭВОЛЮЦИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИММИГРАЦИИ (2003-2016 гг.)

© 2019 г. А.А. Ашмарина, А.А. Корнилов

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

al.west@yandex.ru

Поступила в редакцию 13.01.2019

Представлен анализ эволюции законодательной базы Французской Республики в иммиграционной сфере в период президентства Жака Ширака, Николя Саркози и Франсуа Олланда. В начале XXI века вопросы ассимиляции иммигрантов стали одним из главных вызовов для миграционной политики Французской Республики. Стоит отметить, что основные законы, касающиеся сферы миграционного регулирования, были приняты в период с 2003 по 2012 г. в период президентства представителей гол-листского движения Жака Ширака и Николя Саркози. Реформы были связаны в первую очередь с ограничением въезда и проживания иностранных граждан; постепенно акценты смещаются в сторону развития интеграционной политики государства, особенно ярко это проявилось при президентстве социалиста Франсуа Олланда, который был вынужден бороться с негативными последствиями наплыва иммигрантов в страну, в том числе и с ростом террористической угрозы и социально-экономической нестабильности.

Ключевые слова: новейшая история Европы, Франция, иммиграция, иммиграционная политика, эволюция, законодательная база.

Нормативно-правовая база Французской Республики в сфере миграции представляет собой совокупность законодательных актов, регулирующих политику государства по решению миграционных вопросов, которая формируется в условиях непрекращающейся иммиграции из третьих стран. С конца Второй мировой войны до начала 2000-х гг. во Францию иммигрировало порядка 10 млн человек. Сложившаяся к началу XXI века ситуация с иностранными гражданами продемонстрировала неэффективность существующих мер регулирования миграционной политики. С 1990-х гг. по 2004 г. численность иммигрантов во Франции существенно возросла: с 4.1 млн человек, что составило 6.8% населения республики, до 4.5 млн человек, составивших 7.1% населения, о чем свидетельствуют официальные данные переписи. Доля мигрантов из стран Европейского союза в этот период уменьшилась с 42% до 37%, напротив, число азиатских иммигрантов увеличилось на 27%, преимущественно из Турции и Китая - 630 тыс. человек. Стоит отметить перманентное расширение доли совершеннолетних мигрантов из Африки, которая составила 42% среди общего числа приезжих. В то время как

из стран Магриба за данный период во Францию переехало порядка 1.4 млн человек, число африканских иммигрантов составило около 500 тыс. человек [1].

Переизбранный в 2002 году на второй президентский срок приверженец голлизма Жак Ширак столкнулся с необходимостью решать назревшие проблемы в сфере контроля иммиграции. Увеличение числа мигрантов и нарастающие противоречия при интеграции иностранных граждан требовали пристального внимания французского правительства. Основные законы в данной области были предложены Николя Саркози, занимавшим в тот период должность министра внутренних дел при консервативном правительстве Жан-Пьера Раффа-рена (7 мая 2002 - 31 мая 2005 г.), а затем и Доминика де Вильпена (31 мая 2005 - 15 мая 2007 г.), которые, как и Саркози, представляли широкую правую коалицию Союза за народное движение (СНД). Именно в данный период начался новый этап развития миграционной политики Франции, связанный прежде всего с установлением ограничений по въезду и предоставлению гражданства иностранцам. Такое решение проблемы одобрило правое

консервативное большинство парламента Франции.

30 апреля 2003 года Николя Саркози от имени премьер-министра Раффарена представил в Национальном собрании проект закона о контроле над иммиграцией [2]. В ходе презентации проекта Саркози отметил, что политика «нулевой иммиграции» и действующий закон № 98349 от 11 мая 1998 года о въезде и пребывании иностранцев во Франции и о праве на убежище не приносят должного результата. Напротив, по словам политика, недостаточный контроль над миграционной сферой и излишняя либеральность в отношении иммигрантов дестабилизируют обстановку в стране, провоцируя всплеск ксенофобии по отношению к иностранцам и развитие нелегальной иммиграции. Данный проект был призван реформировать законодательство, касающееся мер контроля прибывших мигрантов, высылки и запрета въезда для правонарушителей. Представляющие Комитет по законодательству депутат Национального собрания от СНД Тьерри Мариани и сенатор Жан-Патрик Куртуа отметили, что данный законопроект обеспечивает баланс между гуманностью, поощряя иностранных граждан полноценно интегрироваться в общественную жизнь Франции, и необходимой твердостью в борьбе с нелегальной иммиграцией [3, 4].

После внесения ряда поправок и обсуждений закон был принят 26 ноября 2003 года. Была сформирована база данных мигрантов с отпечатками пальцев и фотографиями иностранных граждан, приехавших во Францию [5]. В том же году согласно закону от 10 декабря 2003 года о внесении поправок в закон № 52-893 по вопросам предоставления убежища от 25 июля 1952 года Бюро по защите беженцев и апатридов был составлен список «безопасных стран», которые соблюдают верховенство прав и свобод человека и придерживаются принципов демократии [6, 7].

Борьба правых консерваторов со злоупотреблениями в пробелах французской миграционной политики получила продолжение в законопроекте, предложенном Паскалем Клементом и Бернаром Аккойером. Сторонники СНД заявили о том, что статья 26 Постановления 1945 года о въезде и пребывании иностранцев во Франции, которая защищает определенные категории иммигрантов от высылки, нуждается в изменении. Изначально приводились три причины для немедленной высылки иностранцев:

- подрыв основных принципов государства,

- террористическая деятельность,

- провокация на дискриминацию по половому, национальному и религиозному признакам [8].

Именно последний пункт, по мнению Клемента и Аккойера, представлял особую сложность в расследовании подобного рода дел для государственных органов. Закон от 26 июля 2004 года внес поправку в данный пункт, таким образом, высылка осуществлялась только в случае явной и преднамеренной провокации против указанного лица или группы лиц.

4 декабря того же года был одобрен конституционный закон о праве на убежище, который сокращал процедуру рассмотрения заявок и заставлял принимать во внимание личные обстоятельства беженца и политическую ситуацию в стране его исхода.

Несмотря на изменения в законодательстве, социальная стабильность в стране в 2005 году находилась на низком уровне, в том числе и в отношениях светского общества с мусульманами. На фоне увеличения числа иммигрантов в стране и роста террористической угрозы коренное население с подозрением воспринимало иностранцев, исповедующих ислам. Новоприбывшие мусульмане в тот период старались не обозначать свою религиозную принадлежность, однако старожилы намеренно демонстрировали приверженность своей религии. Одной из причин эскалации конфликта стало принятие Национальным собранием Франции в 2004 году закона о запрете учащимся школ носить одежду и предметы религиозной атрибутики. Данный закон, предложенный президентом Шираком и министром образования Люком Ферри, был призван способствовать стабилизации отношений в обществе, но привел к диаметрально противоположным последствиям. Многие мусульмане обвинили власти Франции в расизме. «Дело о платках и хиджабах» 2004 года усилило и без того возрастающее напряжение в отношениях между исповедующими ислам мигрантами и светским обществом: в 2005 году в одном из пригородов Парижа начались беспорядки. Итогом выступлений протестующих против якобы дискриминации мусульман стало ужесточение миграционной политики по ряду вопросов, в числе которых также находилось ограничение программы по воссоединению семей мигрантов.

29 марта 2006 года Николя Саркози вновь выступил с докладом о законопроекте в Национальном собрании [9]. Министр заявил, что, несмотря на положительные изменения, миграционная политика страны по-прежнему не отвечает возможностям и потребностям Франции в экономической сфере. Приоритетным направлением Саркози назвал поощрение «избирательной иммиграции», вкупе с ограничением доминирующей в тот период «семейной иммиграции», поскольку последняя в целом выпол-

нила поставленную в начале XXI века задачу стабилизации ситуации в рамках воссоединения мигрантов с семьями. В то же время остались нерешенными проблемы, связанные с полноценной интеграцией иностранцев в принимающее общество с учетом интересов как Франции, так и стран исхода мигрантов. В своем отчете в период первого чтения Тьерри Мариани отметил, что Саркози впервые представил законопроект, объединяющий вопросы иммиграции и интеграции, поскольку ситуация в стране показала взаимозависимость данных сфер и необходимость наличия эффективных правовых инструментов для регулирования иммиграционных потоков [10].

24 июля 2006 года парламентом был принят закон об иммиграции и интеграции. Он включал создание правовых инструментов для борьбы с нелегальной иммиграцией и привлечения иностранных специалистов на работу во Франции, в том числе введение специальной «карты компетенции и талантов». В 2007 году закон был дополнен очередными пунктами, ужесточающими миграционное законодательство, в том числе вводилась экспериментальная мера -прохождение иммигрантом ДНК-теста для упрощения его дальнейшей идентификации

[11]. Примечательно, что именно в этот период власти Франции стали уделять внимание эффективности политики интеграции иностранцев, впрочем, приоритетным оставался курс принятия ряда очередных ограничений для въезда и получения вида на жительство для приезжих. Кроме того, данный закон обозначил стремление французского правительства обеспечить приток высококвалифицированной рабочей силы из третьих стран для развития республики.

В то же время велась кропотливая работа по борьбе с фиктивными браками, заключаемыми между французскими гражданами и иммигрантами. Еще 1 февраля 2006 г. ставший министром юстиции Паскаль Клемент представил от имени премьер-министра Доминика де Вильпе-на законопроект о контроле законности браков. Клемент отметил необходимость борьбы с принудительными браками и союзами, заключающимися исключительно для целей иммигрантов, как одной из черт нелегальной иммиграции

[12]. В своем отчете член СНД Патрик Дельнат заявил, что количество смешанных браков в период с 1994 по 2004 г. увеличилось на 117%, что особенно влияет на жизнь общества; по сути, брак с французом теперь стал одним из приоритетных способов получить гражданство республики. Таким образом, в этот же период количество новоявленных граждан Франции возросло на 65.7% [13]. Поэтому правительство

было вынуждено пересмотреть механизм контроля смешанных союзов для укрепления целостности института брака и предотвращения распространения злоупотребления правовыми нормами среди иммигрантов. Закон был принят 14 ноября

2006 года и предлагал ряд инструментов и методов проверки действительности смешанных браков, в том числе и предоставление сертификата о прохождении процедуры проверки.

Принятые законы обозначили намерение правительства Франции и вступившего уже в

2007 году в должность президента Николя Саркози продолжать реализацию политики «избирательной иммиграции», предварительно согласовав обозначенные меры с профсоюзами и потенциальными работодателями для иностранных рабочих. Целью проводимого курса стало намерение властей привлечь в страну больше высококвалифицированных специалистов в различных отраслях, что в полной мере отвечало интересам экономики Франции.

Стоит отметить, что существует определенная взаимосвязь между проводимой государством политикой в отношении иммигрантов и законодательной базой в миграционной сфере. В процессе ужесточения законодательства для регулирования въезда иностранных граждан акценты смещаются в сторону большей социализации уже находящихся на территории страны иммигрантов. С самого начала президент Саркози отстаивал необходимость дальнейшего реформирования миграционной сферы, а именно введение государственных институтов, отвечающих за развитие и контроль иммиграции во Франции. В 2007 году было создано Министерство иммиграции, интеграции, национальной идентичности и совместного развития, которое должно было регулировать вопросы, связанные с интеграцией иммигрантов в общество: трудоустройство, жилье, гражданская и языковая социализация. Создание Министерства было неоднозначно воспринято - часть экспертов заявляла о нарушении прав мигрантов, поскольку, по их мнению, данное ведомство поднимало вопросы формирования национальной идентичности, что было недопустимо для гражданского общества [14].

Определенные шаги по укреплению законодательной базы в этой области были предприняты вскоре после формирования данной госструктуры. 4 июля 2007 года министр иммиграции и член Союза за народное движение, бывший советник Николя Саркози (в 2002-2004 гг.) Брис Ортефе от имени премьер-министра Франсуа Фийона предложил проект закона об иммиграции, интеграции и предоставлении убежища [15]. Ортефе подчеркнул, что в настоящий мо-

мент одним из важных аспектов миграционной политики страны является улучшение качества интеграции иностранцев, что представляет определенную трудность: более 50% среди общего числа получивших разрешение на проживание во Франции - результат поощрения курса по воссоединению семей в 2000-2003 гг. Необходимой мерой для решения данного вопроса является более жесткий контроль «семейной иммиграции». В своем докладе член группы СНД сенатор Франсуа-Ноэль Буффе назвал данный законопроект завершающим процесс интеграции, начатый с 2002 года [16]. Закон был принят 20 ноября 2007 года с многочисленными поправками, касающимися, в том числе, процедур доказательства родства и гражданского статуса. Помимо этого были четко проработаны условия въезда и пребывания иностранцев во Франции, а также возможность получения ими гражданства - в этом случае необходимым являлось знание государственного языка и гражданских ценностей принимающего общества.

В 2008 году Министерство экономики, финансов и занятости разработало систему квот, призванную выделить ограниченное количество мест для высококвалифицированных специалистов из стран, не являющихся членами ЕС, а также места для иммигрантов из стран, недавно вступивших в Европейский союз, со средним техническим образованием и работников сферы обслуживания.

Очевидно, что еще в этот период можно было скорректировать модель ассимиляции в соответствии с запросами иммигрантов, но правительство предпочло пойти самым простым путем и просто наложить ряд ограничений на права французских мигрантов, что впоследствии обернулось обширной исламизацией и ростом протестных настроений среди иммигрантов.

В 2009-2010 годах Министерство по делам иммиграции возглавил Эрик Бессон - один из основателей социал-демократической партии «Прогрессисты», которая являлась левым крылом коалиции для президентского большинства, поддерживающим Николя Саркози. Ведомство приступило к разработке ряда нормативных актов, которые были призваны развивать основные принципы, прежде всего отраженные:

1) в директивах ЕС о «голубой карте» (25 мая 2009 года), определяющих перечень условий въезда иностранных высококвалифицированных специалистов и их пребывания на территории объединенной Европы;

2) в директивах от 18 июня 2009 года, устанавливающих санкции в отношении работодателей, нанимающих нелегальных мигрантов;

3) в директивах от 16 декабря 2008 года, определивших перечень общих норм и процедур для государств - членов ЕС, необходимых для высылки нелегальных мигрантов.

Выстраивание миграционной политики Франции в соответствии с вышеуказанными общеевропейскими нормами было достаточно четко отражено в новом законопроекте, представленном министром иммиграции Эриком Бессоном. Об этом также говорил и депутат Тьерри Мариани.

На заседании Президиума Национального собрания Бессон заявил, что данный законопроект способствует укреплению интеграционной политики, а также создает новые правовые инструменты для развития «профессиональной иммиграции» и более эффективной борьбы с нелегалами [17]. В докладе Мариани можно проследить первые результаты проводимой властями политики: соотношение «профессиональной иммиграции» с «семейной иммиграцией» составило 33% в 2008 году (вместо 16% в 2003 году), а также увеличение числа депортированных иностранцев (29 288 в 2009 году по сравнению с 11 692 в 2003 году) [18]. Закон об иммиграции, интеграции и национальной принадлежности был принят лишь 16 июня 2011 года. Долгая процедура чтений и обсуждений была связана прежде всего с необходимостью полноценной адаптации директив ЕС к национальному законодательству, кроме того, вопросы, касающиеся регулирования миграционных потоков и интеграции, были возвращены в компетенцию министра внутренних дел. Данный законодательный акт существенно ужесточил условия и процесс получения гражданства Франции, с акцентом на обязательное принятие приезжающими ценностей и культурных особенностей принимающего общества, прежде всего знание французского языка и истории республики. Перед подписанием Хартии прав и обязанностей граждан Франции мигранты обязаны пройти проверку на знание французских ценностей и культуры [19].

Ставший президентом в 2012 году социалист Франсуа Олланд лицом к лицу столкнулся не только с первыми последствиями миграционного кризиса, напрямую коснувшимися и Франции, но и с целым рядом внутренних проблем. П адала конкурентоспособность промышленности страны, многие предприятия разорились, в том числе и по причине высокого уровня социальных выплат, направленных на содержание иностранной дешевой рабочей силы, причем во Франции размер данных выплат оказался одним из самых высоких в Европе - порядка 50% отчислений от французского бизнеса.

В условиях существующих проблем в экономике президент Олланд продолжил политику Саркози по привлечению иностранных работников с высокой квалификацией. Кроме того, правительством во главе с членом Социалистической партии Жан-Марком Эро было предложено ввести строгую систему квот, сократить высокие социальные выплаты и льготы для иммигрантов, что помогло бы снизить наплыв приезжающих во Францию иностранных граждан и стимулировать уже живущих мигрантов выходить на рынок труда и приносить выгоду экономике республики. Однако большая часть иммигрантов отказывалась искать работу: уровень социальных пособий во Франции был намного выше заработной платы в странах их исхода - 281 евро на взрослого, 184 евро на ребенка. Пособия позволяли мигрантам обеспечить себе и своей семье достаточный уровень жизни без работы. Дети, воспитывавшиеся в семьях иммигрантов, также по достижении совершеннолетия отказывались работать и жили за счет государственных выплат. Это привело к закономерному отсутствию у иностранных граждан мотивации развиваться в какой-либо сфере: по данным статистики, дети иммигрантов отличаются довольно низкой успеваемостью в школе, причем только около 14% из них достигают высокого статуса в обществе.

Ставший в 2012 году министром внутренних дел сторонник социалистов Мануэль Вальс придерживался достаточно жесткой линии в реализации миграционной политики, в частности в борьбе с нелегальной иммиграцией. Политик заявлял о необходимости пересмотреть закон о въезде во Францию иностранцев со своими семьями, а также выражал сомнение в совместимости ислама и демократии. 3 октября 2012 года Вальс представил в Сенате законопроект по борьбе с терроризмом, который, в частности, предусматривал изменения в Кодексе о въезде и проживании иностранцев и о праве на убежище (CESEDA), в соответствии с определением террористической угрозы по отношению к иммигрантам [20]. Данный закон был принят по ускоренной процедуре 21 декабря 2012 года.

В отличие от своего предшественника, Франсуа Олланд акцентировал свое внимание на необходимости поиска эффективной модели интеграции иммигрантов, поскольку модель ассимиляции, предполагающая полное растворение в принимающем обществе, на «неевропейских» гражданах не сработала. В 2013 году правительство представило законопроект, согласно которому для поддержки малообеспеченной части населения (по большей части в

нее входили иммигранты из Африки) вводился ряд комплексных мер. Порядка 5 млрд евро предполагалось направить на программы создания рабочих мест и улучшения условий жизни иммигрантов, с целью снижения уровня недовольства последних [21].

Однако принятые меры по интеграции, снижению уровня миграционных потоков в страну, а также по борьбе с нелегальными мигрантами не привели к желаемым результатам. В этих условиях набирала популярность политическая партия «Национальный фронт», выступившая за возвращение к традиционным ценностям, против евроинтеграции и поддержки иммигрантов из неевропейских стран. Критики государственного курса заявляли о необходимости отхода правительства от социалистической модели.

Около четверти населения Пятой республики в период развития миграционного кризиса составили выходцы из арабских и африканских государств и их дети. Общее ухудшение социально-экономического положения обострило миграционные проблемы, а государство не располагало возможностями для трудоустройства или социальной поддержки мигрантов. Это неизбежно породило всплеск преступности. За 2015 год общее число уголовных преступлений возросло на 7% по сравнению с показателями 2015 года (3.68 млн в 2015-м по сравнению с 3.65 млн в 2014-м), на протяжении нескольких лет продолжает расти статистика по уличным разбойным нападениям [22].

В 2014-2015 гг. к бытовому криминалу прибавилась террористическая угроза. Страну потрясла целая череда терактов.

В связи с обострившейся опасностью распространения терактов по всей стране, правительство под руководством ставшего в 2014 г. премьер-министром Мануэля Вальса инициировало ускоренную процедуру принятия закона о борьбе с терроризмом, укрепляющего положения закона 2012 года. Представивший проект министр внутренних дел Бернар Казнев отметил, что важным пунктом в предотвращении террористической угрозы является контроль иммигрантов, которые в случае угрозы общественной безопасности могут быть временно высланы с территории страны или заключены под домашний арест [23]. Отдельные статьи закона, принятого 13 ноября 2014 г., ужесточали меры, применимые к иностранным гражданам, которые потенциально представляли собой угрозу общественному порядку, в том числе и причастностью к террористическим группировкам.

При растущей нехватке ресурсов для обеспечения достойных условий въезжающим иностранцам Франсуа Олланд не особо сопротив-

лялся притоку мигрантов в страну, считая размещение беженцев «общеевропейским долгом» и призывая проявлять уважение к этническим меньшинствам. Расселить знаменитый стихийный лагерь мигрантов в Кале президент решился только к концу 2016 года. Около 2000 мигрантов были расселены в специальные центры приема, 400 мигрантов, не достигших совершеннолетия, были отправлены в центр временного пребывания для дальнейшего воссоединения с семьями в Великобритании [24].

Либеральная политика президента Ф. Ол-ланда в период миграционного кризиса привела к ухудшению социально-политического климата в обществе, не решив основные проблемы, возникшие в контексте наплыва большого количества иммигрантов. Рост противоречий спровоцировал жаркую дискуссию в политических кругах Франции. Осложнение обстановки в стране и дестабилизация социально-политического климата сконцентрировали внимание различных политических сил на проблеме миграционного кризиса. Как следствие, во Франции стали набирать популярность правые популисты и, в особенности, ультраправые партии, заявляющие о необходимости применения жестких мер к иммигрантам. Миграционный кризис стал одним из важнейших вопросов, обсуждаемых кандидатами в президенты на выборах 2017 г.

Таким образом, за исследуемый период парламентом Франции было принято более 10 законов, которые регулировали сферу миграционной политики, и поправок к законам. Момент эволюции законодательства заключался в постепенном наращивании политики ограничения въезда мигрантов на территорию Франции. Однако рост ограничительной политики не был простым ужесточением законодательства и отражал не только агрессию со стороны международного терроризма против стран ЕС. Правительство Пятой республики и депутатский корпус предложили обществу конкретные критерии, согласно которым миграция могла стать не столько угрозой, сколько выгодным преимуществом. К таковым критериям политики следует отнести:

- конституционное право на убежище (Ж. Ширак),

- запрет учащимся школ носить одежду и предметы религиозной атрибутики (Ж. Ширак),

- «избирательная иммиграция» в противовес «семейной иммиграции» (Н. Саркози),

- специальная «карта компетенции и талантов» (Н. Саркози),

- борьба с фиктивными браками, заключаемыми между французскими гражданами и иммигрантами (Н. Саркози),

- ДНК-тест для упрощения идентификации мигрантов (Н. Саркози),

- бескомпромиссная борьба с терроризмом (М. Вальс),

- поиск более социальной модели интеграции иммигрантов (Ф. Олланд),

- закон по борьбе с терроризмом (с поправками периода Н. Саркози и Ф. Олланда).

Необходимо отметить, что президенты-голлисты Ж. Ширак и Н. Саркози сочетали борьбу против экстремизма и терроризма с интеграцией мигрантов в принимающее сообщество. Президенты стремились адаптировать законодательство ЕС к реалиям республики, однако они не смогли предотвратить регулярные всплески острых конфликтов на почве этно-конфессиональных отношений. В то же время президент-социалист Ф. Олланд пытался комбинировать принципы борьбы с терроризмом со значительными уступками требованиям иммигрантских сообществ, что в результате привело к серьезному ухудшению ситуации.

Список литературы

1. Mermet Gérard. Francoscopie, 2007. Larousse. Paris, 2006. P. 198, 199.

2. Projet de loi relatif à la maîtrise de l'immigration et au séjour des étrangers en France, présenté au nom de M. Jean-Pierre Raffarin, Premier ministre, par M. Nicolas Sarkozy, ministre de l'intérieur, de la sécurité intérieure et des libertés locales. Texte n° 823. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 30 avril 2003 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assemblee-nationale.fr/ 12/proj ets/pl0823. asp

3. Rapport n° 949 fait par M. Thierry Mariani, Député / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 18 juin 2003 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assemblee-nationale.fr/ 12/rapports/r0949.asp#P897_75895

4. Rapport n° 36 (2003-2004) de MM. Jean-Patrick Courtois, sénateur et Thierry Mariani, député, fait au nom de la commission mixte paritaire, déposé le 22 octobre 2003 (numéro de dépôt à l'Assemblée Nationale: 1164) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.senat.fr/rap/l03-036/l03-036.html

5. Loi du 26 novembre 2003 relative à la maîtrise de l'immigration, au séjour des étrangers en France et à la nationalité [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://carrefourlocal.senat.fr/doslegis/2003_1119_novem bre_2003_relat/index.html

6. Loi n° 52/893 du 25 juillet 1952. Relative au droit d'asile [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.legislation.cnav.fr/textes/loi/TLR-LOI_52893_25 071952.htm

7. По материалам официального сайта Бюро по защите беженцев и апатридов (Office français de protection des réfugiés et des apatrides) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ofpra.gouv.fr/ index.html?xml id=276&dtd id=11

8. Loi n° 2004-735 du 26 juillet 2004 relative aux conditions permettant l'expulsion des personnes visées à l'article 26 de l'ordonnance n° 45-2658 du 2 novembre 1945 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. droit. org/j o/20040728/INTX0407412L.html

9. Projet de loi relatif à l'immigration et à l'intégration, présenté au nom de M. Dominique de Villepin, Premier ministre, par M. Nicolas Sarkozy, ministre d'État, ministre de l'intérieur et de l'aménagement du territoire. Document n° 2986. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 29 mars 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.as semblee-nationale. fr/12/proj ets/pl2986. asp

10. Rapport n° 3058 fait par M. Thierry Mariani, Député / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 26 avril 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assemblee-nationale.fr/12/rap ports/r3 058. asp#P43 2_92912

11. Decision № 2007-557 DC November 15th 2007 / Conseil constitutionnel [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/bank/download/2007557DCa20075 57dc.pdf

12. Projet de loi relatif au contrôle de la validité des mariages, présenté au nom de M. Dominique de Villepin, Premier ministre, par M. Pascal Clément, garde des sceaux, ministre de la justice. Document n° 2838. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 1er février 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assemblee-nationale.fr/12/projets/pl2838.asp

13. Rapport n° 3359 fait par M. Patrick Delnatte, Député / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 11 octobre 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assemblee-nationale.fr/12/ rapports/r3 359. asp#P84_263 7

14. Колобов О.А., Агеев К.В. Политика по отношению к мигрантам президента Франции Н. Саркози как инструмент электоральной борьбы на современном этапе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 1. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99999999_ West_2011_1/51.pdf (дата обращения: 17.07.2018).

15. Projet de loi relatif à la maîtrise de l'immigration, à l'intégration et à l'asile, présenté au nom de M. François Fillon, par M. Brice Hortefeux. Document n° 57. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 4 juillet 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assemblee-nationale. fr/13/proj ets/pl0057.asp

16. Rapport n° 470 fait par M. François-Noël Buffet, Sénateur / Assemblée nationale (13ème législ.): 57, 160,

112 et T.A. 26. Sénat: 461 (2006-2007) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.senat.fr/rap/l06-470/l06-4700.html#toc1

17. Projet de loi relatif à l'immigration, à l'intégration et à la nationalité, présenté au nom de M. François Fillon, Premier ministre, par M. Éric Besson, ministre de l'immigration, de l'intégration, de l'identité nationale et du développement solidaire. N° 2400. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 31 mars 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assemblee-nationale.fr/13/projets/pl2400.asp

18. Rapport n° 2814 fait par M. Thierry Mariani, Député / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 16 septembre 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assemblee-nationale.fr/ 13/rapports/r2814. asp#P3 3 0_41736

19. Loi n° 2011-672 du 16 juin 2011 relative à l'immigration, à l'intégration et à la nationalité (1) // Legifrance: le service public de la diffusion du droit [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do7categorie Lien=id&cidTexte=J0RFTEXT000024191380

20. Projet de loi relatif à la sécurité et à la lutte contre le terrorisme (Procédure accélérée), présenté au nom de M. Jean-Marc Ayrault, Premier ministre Par M. Manuel Valls, ministre de l'intérieur. N° 6. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence du Sénat le 3 octobre 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. senat.fr/leg/pj l12-006.html

21. Ф. Олланд потратит 5 млрд евро на рабочие места для мятежных мигрантов // РБК. 2013. 5 августа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/05/08/2013/57040d589a7 94761c0ce061d

22. Большие обещания, низкие рейтинги: почему французы разочаровались в Олланде // Russia Today. 2017. 22 апреля [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/381612-pochemu-francuzy-razocharovalis-v-ollande

23. Projet de loi renforçant les dispositions relatives à la lutte contre le terrorisme, (Procédure accélérée) présenté au nom de M. Manuel Valls, Premier ministre, par M. Bernard Cazeneuve, ministre de l'intérieur. N° 2110. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 9 juillet 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. assemblee-nationale.fr/14/proj ets/pl2110. asp

24. France clears 'Jungle' migrant camp in Calais, children in limbo // Reuters [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-europe-migrants-calais-iduSKCN1200JN

EVOLUTION OF THE FRENCH LEGISLATION IN THE FIELD OF IMMIGRATION (2003-2016)

A.A. Ashmarina, A.A. Kornilov

The paper gives an analysis of the evolution of France's legislative framework in the field of immigration during the presidency of Jacques Chirac, Nicolas Sarkozy and Francois Hollande. At the beginning of the twenty-first century, the assimilation of immigrants became one of the main challenges for the French migration policy. It is important to note that the basic laws relating to migration regulation were adopted in the period from 2003 to 2012 during the presidency of representatives of the Gaullist movement Jacques Chirac and Nicolas Sarkozy. The reforms were primarily related to the restriction of entry and residence of foreign citizens; gradually, the emphasis was shifting towards the development of the state integration policy, this became especially evident under the presidency of socialist Francois Hollande, who was forced to deal with the negative consequences of the influx of immigrants into the country, including the growth of the terrorist threat and socio-economic instability.

Keywords: contemporary history of Europe, France, immigration, immigration policy, evolution, legislative framework.

References

1. Mermet Gérard. Francoscopie, 2007. Larousse. Paris, 2006. P. 198, 199.

2. Projet de loi relatif à la maîtrise de l'immigration et au séjour des étrangers en France, présenté au nom de M. Jean-Pierre Raffarin, Premier ministre, par M. Nicolas Sarkozy, ministre de l'intérieur, de la sécurité intérieure et des libertés locales. Texte n° 823. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 30 avril 2003 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.assemblee-nationale.fr/12/projets/ pl0823.asp

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Rapport n° 949 fait par M. Thierry Mariani, Député / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 18 juin 2003 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.assemblee-nationale.fr/12/rapports /r0949.asp#P897_75895

4. Rapport n° 36 (2003-2004) de MM. Jean-Patrick Courtois, sénateur et Thierry Mariani, député, fait au nom de la commission mixte paritaire, déposé le 22 octobre 2003 (numéro de dépôt à l'Assemblée Nationale: 1164) [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.senat.fr/rap/l03-036/l03-036.html

5. Loi du 26 novembre 2003 relative à la maîtrise de l'immigration, au séjour des étrangers en France et à la nationalité [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://carrefourlocal.senat.fr/doslegis/2003_1119_novem bre_2003_relat/index.html

6. Loi n° 52/893 du 25 juillet 1952. Relative au droit d'asile [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.legislation.cnav.fr/textes/loi/TLR-LOI_52893_25 071952.htm

7. Po materialam oficial'nogo sajta Byuro po za-shchite bezhencev i apatridov (Office français de protection des réfugiés et des apatrides) [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ofpra.gouv.fr/ index.html?xml_id=276&dtd_id=11

8. Loi n° 2004-735 du 26 juillet 2004 relative aux conditions permettant l'expulsion des personnes visées à l'article 26 de l'ordonnance n° 45-2658 du 2 novembre 1945 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.droit.org/jo/20040728/INTX0407412L.html

9. Projet de loi relatif à l'immigration et à l'intégration, présenté au nom de M. Dominique de Villepin, Premier ministre, par M. Nicolas Sarkozy, ministre d'État, ministre de l'intérieur et de l'aménagement du

territoire. Document n° 2986. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 29 mars 2006 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.as semblee-nationale. fr/12/proj ets/pl2986. asp

10. Rapport n° 3058 fait par M. Thierry Mariani, Député / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 26 avril 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. assemblee-nationale. fr/12/rappor ts/r3058.asp#P432_92912

11. Decision № 2007-557 DC November 15th 2007 / Conseil constitutionnel [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/bank/download/2007557DCa20075 57dc.pdf

12. Projet de loi relatif au contrôle de la validité des mariages, présenté au nom de M. Dominique de Villepin, Premier ministre, par M. Pascal Clément, garde des sceaux, ministre de la justice. Document n° 2838. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 1er février 2006 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.assemblee-nationale.fr/12/proj ets/pl2838.asp

13. Rapport n° 3359 fait par M. Patrick Delnatte, Député / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 11 octobre 2006 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.assemblee-nationale.fr/12/ rapports/r3 359.asp#P84_2637

14. Kolobov O.A., Ageev K.V. Politika po ot-nosheniyu k migrantam prezidenta Francii N. Sarkozi kak instrument ehlektoral'noj bor'by na sovremennom ehtape // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2011. № 1. URL: http:// www.unn.ru/pages/e -library/vestnik/99999999_West_ 2011_1/51.pdf (data obrashchemya: 17.07.2018).

15. Projet de loi relatif à la maîtrise de l'immigration, à l'intégration et à l'asile, présenté au nom de M. François Fillon, par M. Brice Hortefeux. Document n° 57. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 4 juillet 2007 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.assemblee-nationale.fr/13 /proj ets/pl0057.asp

16. Rapport n° 470 fait par M. François-Noël Buffet, Sénateur / Assemblée nationale (13ème législ.): 57, 160, 112 et T.A. 26. Sénat: 461 (2006-2007) [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.senat.fr/rap/l06-470/l06-4700.html#toc1

17. Projet de loi relatif à l'immigration, à l'intégration et à la nationalité, présenté au nom de M. François Fillon, Premier ministre, par M. Éric Besson, ministre de l'immigration, de l'intégration, de l'identité nationale et du développement solidaire. N° 2400. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 31 mars 2010 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.assemblee-nationale.fr/13/projets/pl2400.asp

18. Rapport n° 2814 fait par M. Thierry Mariani, Député / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 16 septembre 2010 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.assemblee-nationale.fr/ 13/rapports/r2814. asp#P3 3 0_41736

19. Loi n° 2011-672 du 16 juin 2011 relative à l'immigration, à l'intégration et à la nationalité (1) // Legifrance: le service public de la diffusion du droit [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?categorieLien=id&cid Texte=J0RFTEXT000024191380

20. Projet de loi relatif à la sécurité et à la lutte contre le terrorisme (Procédure accélérée), présenté au nom de M. Jean-Marc Ayrault, Premier ministre Par M. Manuel Valls, ministre de l'intérieur. N° 6. Exposé des motifs /

Enregistré à la Présidence du Sénat le 3 octobre 2012 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. senat.fr/leg/pj112-006.html

21. F. Olland potratit 5 mlrd evro na rabochie mesta dlya myatezhnyh migrantov // RBK. 2013. 5 avgusta [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. rbc.ru/economics/05/08/2013/57040d589a794761c0ce061 d

22. Bol'shie obeshchaniya, nizkie rejtingi: pochemu francuzy razocharovalis' v Ollande // Russia Today. 2017. 22 aprelya [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://russian.rt.com/world/article/3 81612-pochemu-fra ncuzy-razocharovalis-v-ollande

23. Projet de loi renforçant les dispositions relatives à la lutte contre le terrorisme, (Procédure accélérée) présenté au nom de M. Manuel Valls, Premier ministre, par M. Bernard Cazeneuve, ministre de l'intérieur. N° 2110. Exposé des motifs / Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 9 juillet 2014 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.assemblee-nationale.fr/14/proj ets/pl2110.asp

24. France clears 'Jungle' migrant camp in Calais, children in limbo // Reuters [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.reuters.com/article/us-europe-migrants-calais-iduSKCN1200JN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.