#
RUDN Journal of Political Science Вестник РУДН. Серия: ПОЛИТОЛОГИЯ
2018 Vol. 20 No. 1 69-75
http://journals.rudn.ru/political-science
СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
DOI: 10.22363/2313-1438-2018-20-1-69-75
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ФРАНЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНА ОКСИТАНИЯ
Е.В. Викторова, Д.А. Петренко
Международный информационно-аналитический центр Санкт-Петербургского государственного экономического университета ул. Садовая, 21, Санкт-Петербург, Россия, 191023
Статья посвящена анализу социально-политических проблем интеграции мигрантов во Франции на примере региона Окситания. В статье рассмотрены меры и программы по интеграции и адаптации иммигрантов, предпринимаемые негосударственными организациями региона Окситания.
Ключевые слова: миграция, миграционный кризис, интеграция, адаптация мигрантов, регион Окситания, общественные и благотворительные организации
В последнее время проблема внешней миграции значительно политизировалась и стала наиболее актуальной для Франции и Евросоюза в целом. Это связано с тем, что с лета 2014 года Европа страдает от крупнейшего со времен Второй мировой войны миграционного кризиса, причиной которого является многократное увеличение потока беженцев и нелегальных мигрантов в Европу из стран Ближнего Востока, Южной Азии и Северной Африки.
Массовый приток иностранцев поставил под угрозу культурную идентичность европейцев, а в связи с ростом исламского экстремизма и терроризма — и безопасность государств. Таким образом, в последние годы правительства европейских стран стараются как можно быстрее интегрировать мигрантов в общество.
ОПИСАНИЕ РЕГИОНА ОКСИТАНИЯ
В настоящее время во Франции находится около 6 млн легальных мигрантов, они составляют почти 9% от всей численности населения. По количеству иммигрантов страна занимает 6 место в мире и 4 место в ЕС. При этом количество прибывающих увеличивается ежедневно [7].
Негосударственные организации являются важным элементом процесса интеграции мигрантов и беженцев. При их участии реализуются многие национальные и региональные адаптационные программы. Они активно контактируют и сотрудничают с муниципальными властями. Многие программы помощи мигрантам
финансируются благотворительными организациями. Кроме того, общественные организации часто помогают и незарегистрированным мигрантам, в то время как программы государственных органов касаются только легальных мигрантов.
В статье рассматривается роль негосударственных организаций на примере региона Окситания. Данный регион выбран для исследования, поскольку он является лидером во Франции по количеству въездов беженцев и иммигрантов (около 140 тыс. чел. в год начиная с 2014 года). Это связано с географическим положением: Окситания расположена на границе с Испанией и на берегу Средиземного моря. В Окситании проживает 470 388 иммигрантов, что составляет 8,4% всего населения региона. По доле мигрантов в население региона Окситания занимает 5 место после Иль-де-Франс, Корсики, Прованс-Альпы-Лазурный Берег и Овернь-Рона-Альпы.
Окситания входит в число регионов Франции с самым высоким уровнем безработицы и одним из самых низких уровней жизни населения. Кроме того, регион характеризуется крайней неравномерностью территориального развития, т.к. население и экономическая деятельность сконцентрированы в главных агломерациях региона — Тулузе и Монпелье. Поэтому интеграционная политика в Окситании имеет свою специфику, отличную от других регионов Франции. Деятельность региональных общественных организаций учитывает эту специфику и направлена на решение существующих в регионе социальных проблем.
В Окситании большую часть мигрантов составляют выходцы из Европейского Союза (45,2%), среди которых в силу географического положения и исторических особенностей региона преобладают испанцы, португальцы и итальянцы. В регионе большая доля иммигрантов из Африки и Азии — 34,3%. Как и во всей Франции, традиционно в регион мигрировали в основном граждане Марокко, Алжира, Туниса и Турции. Однако в связи с войнами и нестабильной ситуацией на Ближнем Востоке в последние годы к числу мигрантов добавились выходцы из Ливии и Сирии. Остальные 20,5% мигрантов из других стран [4].
Руководящий состав Безработные Служащие Студенты Лица до 20 лет Пенсионеры (старше 65 лет) Семьи с детьми
0% 10% 20% 30% 40%
□ Средний показатель по Франции □ Окситания
50%
60%
Рис. 1. Состав мигрантов в регионе Окситания в 2015 году [2. ^ 2]
Families with children Pensioners (over 60)
People under 20 Students Employees Unemployed High management
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Occitanie Average in France Fig. 1. The makeup of immigrants in the Occitanie region [2. P. 2]
Как видно из диаграммы, больше всего в регион приезжают семьи с детьми и служащие. Число безработных мигрантов и пенсионеров в регионе больше, чем в среднем во Франции, а вот руководителей и служащих проживает меньше, чем в целом по стране.
ПРОГРАММЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ИММИГРАНТОВ
C 2015 года региональный совет региона Окситания активно сотрудничает с ассоциацией «Демократия и благосостояние в Сирии» («Démocratie et Entraide en Syrie»). Целью данного сотрудничества является предоставление молодым беженцам возможности начать или продолжить обучение в университетах. В рамках сотрудничества беженцы получают стипендию в размере 500 € в месяц (6 000 € в год) на покрытие стоимости обучения и стоимости общежития. По состоянию на 2016 год такую стипендию получили 20 беженцев из Сирии и Палестины.
Для получения стипендии необходимо иметь подтвержденный статус беженца.
Как и в других европейских странах, этот статус подразумевает под собой преследования, пытки, дискриминацию человека на родине. Для того чтобы получить официальный статус беженца, необходимо представить убедительные доказательства преследования или дискриминации. Существует возможность подать ходатайство на получения статуса беженца, находясь на территории Франции [6].
Важным элементом политики интеграции является понимание законов страны. В Окситании совместно с центром «Гражданская инициатива и юриспруденция» принята региональная бесплатная образовательная программа, направленная на изучение правовых основ Франции. Причем принять участие в программе могут не только жители данного региона, но и желающие со всех регионов страны, единственно, им нужно будет оплатить дорогу.
Программа включает в себя 6 тренингов по трудовому и семейному праву. Знание законов и своих прав крайне необходимо для полноценного проживания в стране.
Но у данной программы есть ряд недостатков. Во-первых, количество участников данного курса строго ограничено, только 15 человек, а значит, далеко не все желающие могут принять участие. Во-вторых, регистрация в программу возможна только онлайн, что также может быть препятствием [8].
В Окситании очень высокий рост безработицы среди иммигрантов. С целью повышения квалификации, развития профессиональных навыков и обеспечения профессиональной безопасности мигрантов в 1985 году в регионе Юг-Пиренеи была создана организация AMS Grand Sud (Большой Юг). Инициатива создания AMS Grand Sud принадлежала представителям профсоюзных организаций и гражданским активистам, которые хотели внести свой вклад в удовлетворение потребностей в обучении рабочих-иммигрантов. Рост организации сопровождался поддержкой государственных органов. За время своего существования организация помогла 9 390 мигрантам, провела 256 704 часов уроков и семинаров. AMS Grand Sud проводит курсы и семинары по следующим направлениям:
♦ Изучение французского языка и подготовка к сдаче экзаменов, подтверждающих знание французского языка, DILF и DELF;
♦ Развивающие уроки для детей мигрантов;
♦ Помощь в профессиональной ориентации мигрантов;
♦ Повышение квалификации работников здравоохранения и социальной сферы.
Посещение данных курсов является платным. Например, трехдневные бухгалтерские курсы стоят 215 € на человека. Несмотря на то что организация позиционирует себя как оказывающая помощь мигрантам, подобные цены являются высокими как для мигрантов, так и для среднестатистических жителей Франции [9].
Местные власти региона Окситания поощряют предпринимательскую активность среди иммигрантов. Для стимулирования мигрантов к открытию собственного бизнеса в регионе проводят курсы по основам предпринимательства. Для этого вместе работают несколько организаций:
♦ Avenir (Офис по борьбе с безработицей города Тулуза),
♦ Arcec (Региональная ассоциация развития предпринимательства),
♦ Maison de l'initiative (Дом инициативы),
♦ Организации, занимающиеся обучением французскому языку,
♦ OFII (Французский офис по миграции и интеграции).
Предпринимательские курсы для иммигрантов включают в себя:
♦ Лекции (по 2 часа каждая): «Этапы создания бизнеса, Возможные трудности» (документация, финансирование) и «Перспективные направления для бизнеса в регионе»;
♦ Углубленные практические занятия (3 часа): «Анализ осуществимости проектов и исследование рынка».
За 2015 год 120 человек посетили лекции и 30 — практические занятия [1].
Для полноценной адаптации мигрантов очень важно предоставление для них возможности получения доступного жилья. На территории Окситании действуют 69 организаций, занимающихся предоставлением социального жилья. Финансирование деятельности данных организаций осуществляется за счет волонтерских взносов и государственных субсидий. В среднем, ежегодно на эту программу тратиться около 8 млн € [5].
Наличие такого большого количества мигрантов из различных регионов мира — представителей разных рас, культур, религий — вызывает иногда негативную реакцию со стороны местного населения. Для того, чтобы способствовать толерантности и уважению к мигрантам, в Окситании проходят культурные мероприятия. Например, в 2013 году в Тулузе прошел форум, посвященный истории миграции в регионе. В форуме приняли участие деятели культуры и искусства, спорта, а также представители регионального бизнеса [1. P. 12].
Форум был организован Региональным управлением по делам молодежи, спорта и социальной сплоченности. Спонсорами выступили различные региональные коммерческие организации и комитеты.
В рамках форума были проведены лекции, дебаты, концерты, выставки, кинопоказы, конкурсы, обращающие внимание жителей на вклад мигрантов в развитие региона.
Таким образом, в Окситании проводится активная интеграционная и адаптационная политика. В регионе работают как государственные, так и региональные организации, занимающиеся улучшением условий жизни мигрантов и их интеграцией во французское общество и рынок труда, осуществляются разнообразные платные и бесплатные программы.
Однако необходимо отметить, что высока доля мигрантов, которые не хотят или не могут интегрироваться. Одним из основных факторов, препятствующих
Не владеют
20%
Свободный Л
44% ............... 1
v Средний
36%
Рис. 2. Уровень образования и владения французским языком мигрантов в регионе Окситания [3]
Fig. 2. Level of the knowledge of the French language of the immigrants in the Occitanie region [3]
Значительная доля иммигрантов (38%) не имеет высшего образования, а следовательно, не может рассчитывать на высокооплачиваемую работу. Кроме того, свободно говорят на французском языке только 44% мигрантов, а 20% вообще не знают язык. Это еще более затрудняет интеграцию мигрантов в региональный рынок труда. Поэтому 19% иммигрантов, проживающих в Окситании, являются безработными и живут только за счет пособий от государства.
Таким образом, в рамках единой государственной и региональной политики по работе с иммигрантами в регионе Окситания:
1) проводится активная интеграционная и адаптационная политика;
2) в регионе сотрудничают государственные и негосударственные организации, занимающиеся улучшением условий жизни мигрантов и их интеграцией во французское общество и рынок труда,
3) реализуются платные и бесплатные образовательные программы по изучению французского языка и основам бизнеса;
4) проводятся культурные мероприятия для повышения толерантности местного населения к мигрантам;
5) организуется помощь в адаптации иммигрантов к реалиям французского рынка труда и улучшению бытовых условий жизни мигрантов;
6) несмотря на все проводимые меры по интеграции, многие иммигранты не владеют французским языком и не имеют достаточного образования и необходимого уровня квалификации, чтобы найти работу и стать полноценными членами французского общества, что потенциально создает риски национальной безопасности и политической дестабилизации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Actions et dispositifs à l'attention des primo-arrivants // Отчет Департамента по делам молодежи, спорта и социальной сплоченности региона Окситания — 2016 г.
2. INSEE (Национальный институт статистики и экономических исследований Франции), L'Occitanie au regard des autres régions métropolitaines: dynamisme, précarité et contrastes / аналитический обзор. Март 2017. № 40.
3. INSEE Analyses, L'intégration sur le marché du travail des signataires du Contrat d'accueil et d'intégration / Languedoc-Roussillon-Midi-Pyrénées. 10.2015.
4. L'Ofpra en chiffres / Бюро по защите беженцев и апатридов (OFPRA). Режим доступа: http://www.ofpra.gouv.fr/fr/l-ofpra/l-ofpra-en-chiffres/focus-sur-la-syrie.
5. L'union social pour l'habitat // Le logement social en Occitanie Chiffres Clés. Режим доступа: http://www.habitat-midipyrenees.org/fichierspublic/chifïres-cles/2016_chiffres-cles_0ccitanie.pdf.
6. Occitanie / Pyrénées-Méditerranée aide 20 étudiants réfugiés syriens et palestiniens à poursuivre leurs études sur le territoire régional. Режим доступа: http://www.laregion.fr/Occitanie-Pyrenees-Mediterranee-aide-20-etudiants-refugies.
7. Présentation stratégique de la politique transversal, Politique française de l'immigration et de l'intégration — 2015 // Министерство иностранных дел Франции.
8. Programme régional 2015/2016 de de formation des acteurs de l'intégration au droit des étrangers // URL: http://www.languedoc-roussillon.drjscs.gouv.fr/spip.php?article224 — 2015 г.
9. Официальный сайт организации AMS Grand Sud. Режим доступа: http://www.ams-grandsud.fr/ qui-sommes-nous/nos-references/.
DOI: 10.22363/2313-1438-2018-20-1-69-75
ACTIVITY OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE INTEGRATION POLICY OF FRANCE BY THE EXAMPLE OF THE OCCITANIE REGION
E.V. Viktorova, D.A. Petrenko
International Analytic Center, Saint-Petersburg State University of Economics Sadovaya str. 21, Saint-Petersburg, Russia, 191023 Abstract. The article is devoted to the problem of the integration of migrants in the region Occitanie in France and to the activities of regional non-governmental organizations dealing with this problem. The special focus is on the role of public and charitable organizations in the French integration policy because they directly contact immigrants, including illegal ones, actively participate in the implementation of many state programs, as well as conduct their own activities. The migration situation in France and in Occitanie is examined and measures. The programs for the integration and adaptation of immigrants, undertaken by non-state organizations of the Occitania region, are analyzed in the article.
Key words: migration, migration crisis, integration, adaptation of immigrants, Occitanie region, public and charitable organizations
REFERENCES
1. Actions et dispositifs à l'attention des primo-arrivants. Report of the Department for Youth, Sport and Social Cohesion of the Occitanie Region — 2016.
2. INSEE, L'Occitanie au regard des autres régions métropolitaines: dynamisme, précarité et contrastes. 03.2017; 40.
3. INSEE Analyses, L'intégration sur le marché du travail des signataires du Contrat d'accueil et d'intégration, Languedoc-Roussillon-Midi-Pyrénées. 10.2015.
4. L'Ofpra en chiffres. OFPRA. Available from: http://www.ofpra.gouv.fr/fr/l-ofpra/l-ofpra-en-chiffres/focus-sur-la-syrie.
5. L'union social pour l'habitat. Le logement social en Occitanie Chiffres Clés. Available from: http://www.habitat-midipyrenees.org/fichierspublic/chiffres-cles/2016_chiffres-cles_Occitanie.pdf.
6. Occitanie. Pyrénées-Méditerranée aide 20 étudiants réfugiés syriens et palestiniens à poursuivre leurs études sur le territoire regional. Available from: http://www.laregion.fr/Occitanie-Pyrenees-Mediterranee-aide-20-etudiants-refugies.
7. Présentation stratégique de la politique transversal, Politique française de l'immigration et de l'intégration — 2015. Ministry of Foreign Affairs of France.
8. Programme régional 2015/2016 de de formation des acteurs de l'intégration au droit des étrangers. Available from: http://www.languedoc-roussillon.drjscs.gouv.fr/spip.php?article224.
9. Official web site of AMS Grand Sud. Available from: http://www.ams-grandsud.fr/qui-sommes-nous/nos-references/.
Сведения об авторах:
Викторова Елена Владимировна — кандидат экономических наук, МВА, директор Международного информационно-аналитического центра Санкт-Петербургского государственного экономического университета (e-mail: [email protected]).
Петренко Дарья Александровна — ведущий эксперт Международного информационно-аналитического центра Санкт-Петербургского государственного экономического университета (e-mail: [email protected]).
Information about the authors:
Viktorova Elena V. — PhD, МВА, director of International Analytic Center, Saint-Petersburg State University of Economics (e-mail: [email protected]).
Petrenko Daria A. — leading expert of International Analytic Center, Saint-Petersburg State University of Economics (e-mail: [email protected]).
Статья поступила в редакцию 11.11.20117.