Научная статья на тему 'Из истории изучения религиозного фактора в социализации иммигрантов-мусульман в современном французском обществе'

Из истории изучения религиозного фактора в социализации иммигрантов-мусульман в современном французском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / ИММИГРАНТЫ / ФРАНЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ИСЛАМ / РЕЛИГИЯ / SOCIALIZATION / INTEGRATION / MIGRATION / IMMIGRANTS / FRANCE / SOCIETY / ISLAM / RELIGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахинова Лиана Григоровна

В данной статье предметом анализа является теоретические и эмпирические исследования современных французских социологов о влиянии мусульманского фактора в социализации иммигрантов. В последние годы стало ясно, что проблема отсутствия эффективной интеграции иммигрантов выходит на первый план социальных проблем государства. Повышенная социальная напряженность, усилившаяся социальная разобщенность, маркером, которой стали этнические и религиозные различия, оцениваются как значимые проявления гражданской нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of the study of the religious factor in the process of muslim immigrants socialization in modern french society

The subject of analysis is theoretical and empirical studies of contemporary French sociologists about the influence of the Islamic factor in the socialization of immigrants. In recent years it has become clear that the lack of effective integration of immigrants is one of key social problems of the state. Increased social tension, increased social fragmentation, which is marked by ethnic and religious differences are reported as significant manifestations of civil instability.

Текст научной работы на тему «Из истории изучения религиозного фактора в социализации иммигрантов-мусульман в современном французском обществе»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.614-054.72:28-051(44) ББК 60.53(4Фра) А 95

Ахинова Лиана Григоровна, аспирантка кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected].

ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ИММИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН В СОВРЕМЕННОМ ФРАНЦУЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ (рецензирована)

В данной статье предметом анализа является теоретические и эмпирические исследования современных французских социологов о влиянии мусульманского фактора в социализации иммигрантов. В последние годы стало ясно, что проблема отсутствия эффективной интеграции иммигрантов выходит на первый план социальных проблем государства. Повышенная социальная напряженность, усилившаяся социальная разобщенность, маркером, которой стали этнические и религиозные различия, оцениваются как значимые проявления гражданской нестабильности.

Ключевые слова: социализация, интеграция, миграция, иммигранты, Франция, общество, ислам, религия.

Akhinova Liana Grigorovna, a post graduate student of the Department of Ethnology of the Historical Faculty ofMSU named after M.V. Lomonosov, e-mail: lakhinova((4amail.rH.

FROM THE HISTORY OF THE STUDY OF THE RELIGIOUS FACTOR IN THE PROCESS OF MUSLIM IMMIGRANTS SOCIALIZATION IN MODERN FRENCH SOCIETY

(Reviewed)

The subject of analysis is theoretical and empirical studies of contemporary French sociologists about the influence of the Islamic factor in the socialization of immigrants. In recent years it has become clear that the lack of effective integration of immigrants is one of key social problems of the state. Increased social tension, increased social fragmentation, which is marked by ethnic and religious differences are reported as significant manifestations of civil instability.

Keywords: socialization, integration, migration, immigrants, France, society, islam, religion.

Иммиграция уже давно превратилась в привычное явление в современном мире. Историки и социологи всего мира изучают процесс иммиграции и его влияние на структуру современного общества. В последние годы иммиграция из стран Магриба и Центральной Африки определяет усложнение внутриполитических вопросов в ряде стран Европейского Союза. Религиозный фактор -одна из причин усиливающихся разногласий в принимающих обществах в связи с тем, что весомую долю из числа иммигрантов составляют мусульмане.

Рассмотрим проблему изучения адаптации и социализации иммигрантов на примере республики Франция в первой четверти XXI века. В последние годы во Франции наблюдается незавершенный процесс адаптации и интеграции иммигрантов. На примере Франции исследователи рассматривают, как в одном государстве сталкиваются два абсолютно разных общества: французское -светское, модернизированное, христианское и арабское - традиционное, мусульманское, закрытое. По статистическим данным 78% иммигрантов из стран Магриба, Центральной Африки и Турции исповедуют и практикуют ислам, при этом отмечена отрицательная зависимость степени адаптации мигранта от степени его религиозности. [1]

При рассмотрении данной проблематики необходимо отметить исследования, которые проводятся в рамках Национального Института Статистики и Экономических Исследований Франции (INSEE). Эти исследования имеют этносоциологический характер, а их авторы выявляют процентное соотношение иммигрантов, исповедующих ислам, и местного христианского населения, в частности религиозный фактор в образе жизни обеих групп. [2] Данные исследования дают

представление о том, сколько процентов иммигрантов и из каких стран считают себя натурализовавшимися французами, сколько придерживается этнического самосознания по рождению. [3] Описывают этническую ситуацию, сложившуюся в иммигрантских районах, историю появления данных закрытых городских сообществ, а также уровень образованности, социальной и политической активности, уровень занятости иммигрантского населения и сферу деятельности. [4]

В работах начала 2000-х социальная ситуация в мире рассматривалась на фоне исторического процесса. Авторы не ограничивались изучением социализации личности иммигрантов, а обращались к истории появления в Западной Европе мощных иммигрантских потоков из различных регионов мира. Западные ученые искали ответы на вопросы о причинах формирования современного европейского общества, неотъемлемой частью которого являются иммигранты. [5] Данная проблематика представлена, например, в исследование И. Ламбера «Религии во Франции с 1960-х годов до наших дней», в котором группы представителей различных вероисповеданий, агностиков и атеистов разделялись в зависимости от их ответа на поставленный вопрос: «исповедуете ли Вы какую-либо религию?». Отрицательные ответы формировали группу агностиков и атеистов, а утвердительные - группы по названным религиям.

К 2005 году в социологических исследованиях круг вопросов сужается и делится на различные ответвления. К примеру, изучаются миграционные потоки во Францию, и то к каким изменениям в обществе они приводят. [6] Особое внимание уделено изучению современного состояния ислама и, в частности, ислама как религии большинства иммигрантов Франции. [7] Центральной темой становится иммиграционная политика французского государства и способы борьбы с нелегальной иммиграцией. Национальный Институт Статистики и Экономических Исследований Франции (INSEE) рассматривает разные этнокультурные группы, определяя общую картину и возможные последствия социальной нестабильности. [8] Таким образом, французские исследователи в большей степени вовлечены в изучение внутренней политики правительства в области миграции.

В 2008 году, через год после избрания Николя Саркози на пост Президента Республики, исследователи расширили круг изучаемых проблем адаптации и интеграции иммигрантов-мусульман в Европе. Миграционный вопрос, как наиболее острый, становился приоритетным в трудах социологов и историков. Приходит понимание того, что иммигранты-мусульмане в большинстве случаев не проходят этапы интеграции в общество, в связи с чем социологи пытаются определить причины отсутствия социального взаимодействия иммигрантов с обществом. В свою очередь международные организации, направленные на защиту прав человека и поддержание мультикультурализма в Европе, начали проводить идеологические кампании для преодоления этнокультурных и этносоциальных проблем, к которым можно отнести проводимую Советом Европы кампанию под названием «Все различны. Все равны». [9]

В течение пяти лет с 2008 по 2013 гг. миграционная тема во Франции перешла с аналитической стадии на описательную, с попытками дальнейшего прогнозирования. [10] Проводимая сегодня во Франции исследовательская работа в основном сводится к сбору статистических данных. Показатели увеличиваются, информация анализируется, но практического применения при разработке стратегии национальной политики в контексте миграционного законодательства ЕС не наблюдается.

В отношении проблем иммиграции мусульман представляется интересным рассмотрение двух противоположных точек зрения видных французских исследователей, таких как: Жиль Кепель и Мишель Трибала.

Многие ранние труды Кепеля, написанные в период с 1980-х по 2000-е, посвящены исследованиям в области исламоведения, скрупулезному разбору религиозных догматов и постулатов ислама в контексте современного мира. Будучи специалистом в области ислама, Кепель на базе Института политических исследований Парижа (Science Po. Paris) проводит масштабные анкетирования в области изучения проявлений ислама во Франции. [11] С точки зрения Кепеля, не только в исламе зародились радикальные религиозные движения, распространившиеся почти на весь Ближний Восток и просочившиеся в западный мир. Христианство и иудаизм также подверглись радикализации ради вторичного религиозного завоевания и привлечения последователей. [12]

На основе собранных данных посредством Кепель высказал мысль об искажении в исламе представлений о правоверном мусульманине у иммигрантов и их потомков, проживающих на

территории Франции. В частности им обоснован вывод, что в иммигрантском сообществе появился некий собственный ислам, сформировавшийся на поверхностных знаниях догматов и религиозных норм поведения самих приверженцев ислама и в результате жизненных обстоятельств, вызванных миграцией, а также образом жизни в самой Франции. [13] С помощью метода анкетирования была проанализирована ситуация, сложившаяся в пригородах Парижа после погромов 2005-2007 гг. Принципиально новым поворотом в исследованиях Кепеля стал анализ хода парламентских выборов в 2012 г. В последнем исследовании Кепель акцентировал свое внимание на этническом составе кандидатов, выдвинутых на парламентских выборы, и на предвыборные кампании. [14]

Рассматривая вклад в историю изучения вопроса социализации иммигрантов-мусульман во Франции, невозможно обойти стороной труды этнодемографа Мишель Трибала, который проводит свои исследования влияния исламского фактора во Франции на базе Института Национальных Демографических Исследований (INED). В данных исследованиях центральное место занимает рассмотрение системы интеграции и ассимиляции мигрантов-мусульман. Исследователь приходит к выводу о разрушении во Франции механизма ассимиляции иммигрантов из-за усиления сектора частного права в целом, политического давления со стороны англо-саксонского мира. Одновременно у французской политической элиты ослабевает чувство сопричастности к жизни и проблемам нации. По мнению Трибала, все правительственные меры сводятся лишь к разговорам о ношении платка. [15] М. Трибала отмечает, что изучение проблем миграции должно основываться на использовании так называемой «этнической статистики», которая разделяет всех людей, проживающих на территории Франции по этническому происхождению. Он заявляет, что при нынешнем подходе к изучению вопроса, а именно «французской статистике», количественные данные не будут отражать действительность, а будут иметь позитивные показатели лишь для их демонстрации мировому сообществу, в частности ЕС. [16] В конечном итоге Трибала диагностирует окончательный крах механизма ассимиляции во Франции, и даже негативно отвечает на поставленный вопрос о возможности перезапуска данного механизма в будущем. Причины этого он видит в следующем: во-первых, в несоответствии данных по прибывающим в страну иностранцев с реальностью; во-вторых, в повышении степени религиозности общества Франции за счет ислама; в-третьих, средний класс во Франции больше не принимает модель мультикультурализма, превозносимую европейским сообществом. [17]

Обзор теоретических трудов французских социологов показывает, что французское современное общество представлено в большинстве исследований как гражданско-правовое, социальное, но пока не адаптировавшее традиционные исламские ценности. Основные выводы сводятся к тому, что на данном этапе Франция не обеспечивает механизмы для успешной адаптации и не нашла способы привнесения в иммигрантские круги идеи о преимуществах и полноправности светского гражданина. Также большинство исследователей вынуждены сделать вывод о том, что существующие институты адаптации и социализации иммигрантов малоэффективны и не приносят должного результата. В ходе анализа статистических данных исследователями была отмечена значимость религиозной принадлежности для иммигрантов, которая является фактором их этно-конфессиональной идентичности, выстраивания жизненной позиции и поведения в обществе. Приоритетом для иммигрантов-мусульман является приверженность этно-религиозной идентичности вдали от Родины, и удерживание за собой права жить на государственное пособие, а не стремление к адаптации во французском обществе. Основная часть прибывающих иммигрантов является выходцами из стран Магриба, где религиозный фактор велик и регулирует социально-политическую жизнь данного региона, что, безусловно, препятствует процессу адаптации в светском государстве.

Литература:

1. Tableau 2 - Importance de la religion selon la denomination // Document-detravail 168. EquipeTeO, cordonné parBeaucheminCh., HamelCh., SimonH., TrajectoiresetOrigines. Enquête sur la diversité des populations en France. Premiers résultats. Paris: INSEE-INED, 2010. С. 126.

2. Chapitre 16. Religion // Documentdetravail 168. EquipeTeO, cordonné parBeaucheminCh., HamelCh., SimonH., TrajectoiresetOrigines. Enquête sur la diversité des populations en France. Premiers résultats. Paris: INSEE-INED, 2010. P. 123-128.

3. Chapitre 15. Nationaliteet sentiment national // Documentdetravail 168. EquipeTeO, cordonné parBeaucheminCh., HamelCh., SimonH., TrajectoiresetOrigines. Enquête sur la diversité des populations en France. Premiers résultats. Paris: INSEE-INED, 2010. P. 117-122.

4. Chapitre 12. Inegalites des transitions de logement, discriminations et segregation percue // Documentdetravail 168. EquipeTeO, cordonné parBeaucheminCh., HamelCh., SimonH., TrajectoiresetOrigines. Enquête sur la diversité des populations en France. Premiers résultats. Paris: INSEE-INED, 2010. P. 95-100.

5. Lambert Y. La religion en France des années 1960 à nosjours. Paris: INSEE, 2002. 219 р.

6. Куропятник А.И. Иммиграция и национальное общество: Франция // Социология и социальная антропология. 2005. Т. 8, №4(33). С. 136-165.

7. Понкин И.В. Ислам во Франции. М., 2005. 196 с.

8. Brouard S., Tiberj V. Rapport au politique des Francaisissus de rimmigration. Les immigresen France: une situation qui evolue.CEVIPOF-Sciences Po. Paris, 2005. 30 p.

9. Concilerbien-être des migrants etintérêtcollectif. Etat social, entreprisesetcitoyennetéen transformation. Strasbourg, 2008.

10. Дьяконов К. Мультикультурализм через религию: интеграция французов магрибского происхождения // Этнодиалоги. 2008. №2(28). С. 119-142.(прил. к журналу «Этносфера»).

11. KepelG. LesBanlieuesdel'islam. Naissanced'unereligionenFrance.Seui.Paris, 1987. 423 p.

12. KepelG. LaRevanchedeDieu. Chrétiens, juifsetmusulmans à la reconquête du monde.Seuil, Paris, 1991; réed. augmentée coll. Points, 2003. 282 p.

13. Kepel G. Les Banlieues de l'islam. Naissance d'une religion en France.Seuil, Paris, 1987. 423 p.

14. Kepel G. Passion française. La voix des cites. Gallimard, Paris, 2014. 288 p.

15. Tribalat M. La Républiqueetl'islam: entre crainte et aveuglement.Gallimard,Paris, 2002. 338p.

16. Tribalat M. Les Yeux grands fermés: L'Immigrationen France.Denoël, Paris, 2010. 240 p.

17. Tribalat M. Assimilation: la fin du modèlefrançais. Le Toucan, Paris, 2013. 348 p.

18. Овсянникова Т.А. Роль этнических стереотипов в межкультурном взаимодействии народов поликультурных регионов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 3. С. 163-168.

19. Блягоз З.Н. Религиозность современной молодежи: основные социальные причины возрождения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. Вып. 2. С. 155-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.