УДК 327
ФАКТОР БЕЖЕНЦЕВ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ Садыкова К.Т.
ms.kamisad@mail. ги Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация: Миграция является неотъемлемой частью современного мира, свидетельством его перехода к глобализации. Массовая миграция стала характерным явлением жизни общества второй половины XX века. Однако, в 2014 году мир потряс новый миграционный кризис, сильно ударивший по Европейскому союзу, куда устремились беженцы с Ближнего Востока. Последствия этого кризиса в полной мере не ясны до сих пор. Наряду с положительными сторонами, такими как рост рабочей силы, развитие общественных отношений, миграция несет в себе и ряд проблем. Ключевой является появление огромного числа беженцев в европейских странах, куда направлен основной поток миграции.
Важным представляется изучить политические и экономические процессы во Франции, так как она принадлежит к числу европейских стран, пострадавших от беженцев в 2014-2015 гг., и определить вектор французской миграционной политики. Кроме того, необходимо определить общественные настроения по отношению к мигрантам на примере префектуры Парижа Сен-Дени и дать прогноз развития политических и социальных процессов во Франции под влиянием фактора беженцев.
Ключевые слова: Европейский Союз, Франция, беженцы, миграционный кризис, общество, статистика.
Введение
Миграция не является новым понятием для европейских держав, поскольку на протяжении длительного времени в Европу попадал неиссякаемый поток беженцев со всего мира. Однако, когда в 2014 году мир захлестнула новая волна миграции, отличающаяся от предыдущих волн своей интенсивностью, вопрос о миграции и беженцах стал ключевым вопросом во всех странах Европы, в том числе и во Франции.
Проблема заключается в том, что одним из факторов, определяющих политическое, экономическое и социальное развитие государства является демография. В контексте Франции на демографию сильно оказывают влияние миграционные процессы и появление беженцев, происходящие в настоящее время в Европе. Для того чтобы объяснить и спрогнозировать последующее развитие Франции в экономической и политической сферах необходимо изучить и проанализировать влияние фактора беженцев на это государство.
Актуальность темы связана с тем, что именно сейчас влияние миграции на жизнь европейских держав ощущается особенно остро и сказывается на экономике, политической и социальной жизни как Европы в целом, так и Франции в отдельности.
Цель статьи - дать развернутый анализ влиянию фактора беженцев на развитие современной Франции.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. определить сущность понятия «беженец» во Франции, их численность и состав;
2. рассмотреть условия, созданные для интеграции беженцев в французское общество;
3. определить влияние беженцев на политику, экономику, и общественные настроения;
4. дать прогноз развития политических и социальных процессов во Франции под влиянием фактора беженцев.
Методы
Методологическую основу исследования составляют сравнительный метод, метод анализа и синтеза. Источниковую базу исследования составили статистические данные [1-6]. Основные проблемы миграционного кризиса и влияния фактора беженцев на жизнь Франции были рассмотрены в работах таких авторов, как И.С. Новоженовой [13], К.О. Тищенко [17], Т.Р. Суздалевой [14], Э.С. Акопяна [8], Потемкиной О.Ю. [15]. Политико-демографический подход к исследованию указанной проблемы опирался на методологические приемы, описанные в работе Сакаева В.Т. [19].
Географические рамки исследования охватывают территорию Франции, с фокусом внимания на префектуру Сен-Дени, так как в этом районе проживает больше мигрантов, чем в остальных районах Парижа. Кроме того, этот пригород известен своим высоким уровнем преступности. Хронологические рамки определяются целями и задачами исследования и охватывают период с 2014 по 2019 гг.
Результаты и обсуждение
Проблема мигрантов является актуальной проблемой для Евросоюза, который в настоящее время переживает миграционный кризис. По оценкам международной межправительственной организации по миграции в 2015 году к мигрантам относилось около 1 миллиарда людей, то есть 1/7 населения планеты [3]. Под наплыв беженцев в 2014-2018 гг. попал ряд европейских государств, в том числе и Франция. Прежде чем всесторонне рассмотреть эту проблему стоит выяснить сущность таких понятий, как «беженец» и «мигрант», и определить, кого можно считать беженцами во Франции [6].
К мигрантам обычно относят людей, которые меняют страну с целью улучшения условий своей жизни, поиска новой работы. К беженцам, в свою очередь, относятся группы населения, которые были вынуждены покинуть свою страну из-за угрозы их жизни и здоровью. Как и в других европейских странах во Франции статус беженца подразумевает под собой преследования, пытки, дискриминация человека на родине [5].
До недавнего времени Франция традиционно являлась страной, куда стекались волны иммигрантов, однако, события сегодняшнего дня представляются особенными, поскольку потоки мигрантов имеют другой характер, нежели 20 лет назад [8].
Если раньше это были представители бывших французских колоний, приезжающие в страну на заработки, то теперь это люди, покинувшие дома вследствие военных действий и катастроф, в основном, это выходцы из стран Африки и Ближнего и Среднего Востока. Таким образом, за последние годы Франция оказалась наводнена беженцами [6].
Несмотря на то, что основной наплыв беженцев в Европе приходится на Германию, Франция также является страной, куда стекаются беженцы с Ближнего Востока [14]. Рассматривая годы, в которые миграционные потоки имели максимальную силу (2014-2015 гг.), можно отметить, что в первом полугодии 2014 года Франция занимала второе место после Германии среди стран, принимающих беженцев в Европе, - на нее пришлось 10% от всей массы мигрантов [3]. А в первом полугодии 2015 года Франция разделила третье место с Италией: на их долю пришлось 6% - прошение подали чуть менее 80 тысяч человек. [3]. По национальному составу беженцы в 2014-2015 году представляли собой выходцев из Сирии, Афганистана, Ирака и Пакистана [4]. По данным Европейского агентства статистики, в 2012-2017 годах наибольшее количество беженцев во Франции прибыло с африканского континента, в частности из Нигерии, Эритреи, Сомали, Ливии и Южного Судана [1].
Таким образом, Франция, наряду с другими европейскими странами, ощутила на себе увеличение числа беженцев за 2014-2015 гг., что оказало влияние на миграционную политику Франции [1].
Миграционная политика Франции в отношении беженцев предусматривает размещение беженцев в центрах приемов беженцев, организованных французским управлением по защите беженцев, где мигрантам предоставляется бесплатное жилье и питание. На территории Франции на данный момент насчитывается около 300 таких центров (CADA) [2]. С момента предоставления прошения на получение статуса беженца, им предоставляется бесплатная медицинская помощь, передвижение на любом муниципальном транспорте. Кроме того, проживая в CADA беженцы получают социальное пособие - ATA [4].
Политика интеграции включает в себя возможность бесплатного изучения французского языка для беженцев, право на трудоустройство, бесплатное обучение в любом выбранном образовательном учреждении [5]. Тем не менее, жизнь беженцев во Франции складывается сложнее, нежели в Германии [15].
Как заявляет корреспондент канала France 3 Флоранс Тринтиньяк, Франция занимает только 4-е место в «рейтинге популярности» беженцев [5]. Бюрократические проволочки и безработица заставляют беженцев стремиться в Германию и Швецию, где более гибкий рынок труда. Тем не менее, число мигрантов неуклонно растет, и, несмотря на предпринятые правительством Франции меры по размещению беженцев на территории страны, миграционных центров не хватает [12]. Так, в 2018 году глава французского управления по защите беженцев и лиц без гражданства Паскаль Брайс заявил, что во Франции нет мест для размещения беженцев, и гражданам Франции следует оказать поддержку мигрантам [9].
В 2018 году Франция оставалась первой среди европейских стран по числу размещений мигрантов с нерегулированным статусом в эти центры, где условия ухудшаются с каждым годом. Правозащитники отмечают, что такая практика становится обычным делом, и указывают на то, что эта ситуация приводит к ущемлению и ухудшению прав беженцев [6]. В докладе таких правозащитных организаций как Cimade, l'Ordre de Malte, France Terre d'Asile, Assfam-Groupe SOS, Forum Réfugiés-Cosi и Solidarité Mayotte говорится о том, что префектуры почти систематически прибегают к задержанию мигрантов, но при этом их дела изучают недостаточно серьезно, то есть имеет место предвзятое отношение к мигрантам [10].
В 2017 году центры временного содержания даже сравнивали с тюрьмами, в которых соседствуют люди, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, что приводит к росту социальной напряженности. В результате, частыми становятся такие явления, как поджоги, бунты, голодовки, самоубийства [14].
Сами мигранты, в свою очередь, также недовольны сложившейся ситуацией. Так, например, показательным является случай, когда мигранты оккупировали Пантеон, где похоронены выдающиеся люди Франции, и требовали предоставления им адекватного жилья и видов на жительство. По словам Давида Рои, представителя организации в защиту прав беженцев Cimade, положение мигрантов существенно ухудшилось с приходом к власти Э. Макрона [11].
Таким образом, несомненным является то, что наплыв беженцев оказывает влияние на все сферы жизни французского государства. Говоря о политической сфере, стоит отметить, что во Франции, как и в других странах, существуют как противники миграции, так и те, кто оказывает поддержку беженцам в миграционном вопросе [20, с. 87].
В 2018 году Президент Франции Эммануэль Макрон представил свой долгожданный законопроект, который вводит строгие правила пересечения границы и затрудняет мигрантам возможность попасть во Францию [7]. Законопроект вызвал жаркие дискуссии внутри французского общества и политического истеблишмента. Часть высказалась за то, что необходимо не прерывать поток беженцев в самой Франции, а решать проблемы в тех странах, откуда идет основной наплыв беженцев [15]. Сторонники закона высказались, что только так можно взять контроль над миграцией и урегулировать миграционную проблему [16]. Если этот закон будет принят, то это создаст условия для изменений в европейской миграционной политике в целом. Франция может стать первой страной, которая развернула политику в отношении мигрантов, пожертвовав частью своих гуманистических ценностей.
Что касается экономической сферы, то ситуация с беженцами требует траты большого количества денежных средств на организацию жизни беженцев, выплату им пособий, а также на преодоление внутренних проблем, связанных с миграционным кризисом. [17]. Антитеррористическая борьба и обеспечение внутренней безопасности требуют больших финансовых вложе-
ний от государства и разработки финансовых планов, которые будут рассчитаны на преодоление последствий миграции [17].
Однако, проблемы, возникающие с потоком иммигрантов, носят во Франции в большей степени не экономический, а социальный характер. Зачастую беженцы являются провокаторами конфликтов между ними и коренным населением Франции. Например, в январе 2018 года крыло кампуса университета в Сен-Дени было оккупировано мигрантами из Западной Африки, которые жили там на протяжении 6 месяцев [18]. Решение об эвакуации мигрантов было принято после обнаружения случаев чесотки у сотрудников, кроме того, здание университета было подвергнуто актам вандализма [18].
Еще одним пунктом, по которому наблюдается напряженность в отношениях между французами и мигрантами является стремительная исламиза-ция французского общества [13]. Отчетливо заметным эта тенденция становится на примере Сен-Дени (департамента на северо-востоке Парижа). Точная статистика, по словам Николя Деморана, на тему числа мусульман во Франции невозможна и даже запрещена, однако, по данным независимых журналистских исследований можно установить, что мусульмане в Сен-Сен-Дени имеют стремление требовать, чтобы ислам утвердился как социальная норма в общественной жизни [9].
В декабре 2018 года газета Le Journal du Dimanche выпустила статью где, анализируя результаты «углубленного социологического исследования» заявила, что 8 из 10 французов считают, что страна не должна принимать мигрантов. Но в то же время общество разделилось надвое. Согласно исследованию, французское общество испытывает чувство беспокойства из-за миграционного феномена [18].
На основе материала социологического исследования можно выделить основные причины, из-за чего больше всего переживают французы:
1. страну может захлестнуть поток миграции из-за положительной миграционной политики;
2. дешевая рабочая сила в лице мигрантов может привести к сокращению зарплаты французов и росту безработицы;
3. следующей причиной являются разные системы ценностей французских граждан и мусульманская система ценностей;
4. четвёртая причина заключается в том, что французы опасаются, что из-за увеличения числа беженцев возрастает риск террористической угрозы [1].
Президент страны Э. Макрон свою миграционной политику пытается строить исходя из двоякого отношения в обществе к мигрантам. В своих выступлениях он говорит, как о гуманизме по отношению к мигрантам, так и о жёстком подходе.
Выводы
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что миграционный кризис во Франции имеет большое значение для всех сфер жизни страны.
Во-первых, на почве миграционного кризиса существуют конфликты по поводу политики в отношении к беженцам между сторонниками гуманистического отношения к мигрантам и сторонниками жестких методов ведения миграционной политики и сокращения въезда беженцев в страну.
Во-вторых, содержание беженцев на территории государства требует больших финансовых вложений, что отрицательно сказывается на экономике страны, несмотря на то, что во Франции число мигрантов значительно ниже, чем в Германии, что связано с особенностями рынка труда.
В-третьих, большой проблемой являются взаимоотношения французов и беженцев: можно сказать, что во Франции на протяжении всего миграционного кризиса идет постепенное нарастание недовольства большим числом мигрантов на территории государства, исламизацией общества и ростом террористической угрозы.
Вышеперечисленные факторы указывают на то, что в скором времени Франции придется решать вопрос с миграционной политикой и определяться с вектором ее развития, пока ситуация в стране не обострилась до предела. Похожая ситуация складывается и в других страна ЕС [21].
Литература
1. Apatridie: Procédure [Электронный ресурс] // OFPRA. 2015. URL: https://www.ofpra.gouv.fr/fr/apatridie/procedure (дата обращения 15.09.2019).
2. Apatridie: Quelques chiffres [Электронный ресурс] // OFPRA. 2015. URL: https://www.ofpra.gouv.fr/fr/apatridie/quelques-chiffres (дата обращения 15.09.2019).
3. Eurostat Integration - unece. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/ge.10/2018/mtg1/Eurostat_Integratio n_RUS.pdf (дата обращения 15.09.2019).
4. IOM Monitors Mediterranean Arrivals, Fatalities [Электронный ресурс] // International Organization for Migration. URL: www.goo.gl/0g2k5w. (дата обращения 15.09.2019).
5. Процедура получения статуса беженца во Франции [Электронный ресурс] // British immigration bureau Paterton. 2016. URL: http://www.xn--80akydcimc.xn--p1ai/france/index.html (дата обращения 15.09.2019).
6. Статус беженца, Франция [Электронный ресурс] // Юридическая компания «Центр Сан-райз». 2016. URL: http://interlawyer.com.ua/content/status-bezhenca-franciya (дата обращения 15.09.2019).
7. Aussilloux V., Le Hir B. Les conséquences économiques d'un abandon des accords de Schengen: La note d'analyse [Электронный ресурс] // France Strategie. № 3. 2016. URL: http://www.strategie.gouv.fr/sites/strategie. gouv.fr/files/atoms /files/note_danalyse_ndeg39. pdf (дата обращения 15.09.2019).
8. Акопян Э.С., Кожина В.О. Миграционный кризис в Европе. Вестник Международного института экономики и права. 2016. № 2. С. 34-39.
9. Bastié E. Un an de crise migratoire en 10 événements clés [Электронный ресурс] // Le Figaro. URL: http://www.lefigaro.fr/international/2015/09/23/01003-20150923ARTFIG00010-un-an-de-crise-migratoire-en-10-evenements-cles.php (дата обращения 15.09.2019).
10. Brutel Ch. Les immigrés récemment arrivés en France [Электронный ресурс] // Insee Première. URL: http://www.insee.fr/fr/themes/document.asp?regid=0&ref_id=ip1524 (дата обращения 15.09.2019).
11. Ce que coûte la crise des réfugiés et la lutte contre le terrorisme à l'Europe (et ce que reçoit la France) / Synthèse du texte par P. Berthelet [Электронный ресурс ] // Sécurite interieure.
URL: http://securiteinterieurefr. blogspot.ru/2016/03/ce-que-coute-la-crise-des-refugies-et.html (дата обращения 15.09.2019).
12. Миграционный кризис: во Франции не хватает мест для приема [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2475721.html (дата обращения 15.09.2019).
13. Новоженова И.С. Миграционный кризис и положение беженцев во Франции. Актуальные проблемы Европы. 2016. № 4. С. 157-180.
14. Суздалева Т.Р. Миграционные процессы в контексте геополитики. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 3. С. 237-244.
15. Потемкина О.Ю. Миграционный кризис и политика Европейского союза. Актуальные проблемы Европы. 2016. № 4. С. 237-241.
16. Почему беженцы не спешат во Францию [Электронный ресурс]. URL. http://ru.rfi.fr/frantsiya/20160124-pochemu-bezhentsy-ne-speshat-vo-frantsiyu (дата обращения 15.09.2019).
17. Тищенко К.О. Франция и миграционный кризис ЕС. Манускрипт. 2017. № 5. С. 164-170.
18. Le Journal du Dimanche [Электронный ресурс]. URL: https://www.lejdd.fr (дата обращения 15.09.2019).
19. Сакаев В.Т. Демография как фактор глобальной политики. Власть. 2014. № 6. С. 48-52.
20. Сакаев В.Т. Политика и демография: проблемы взаимодействия и взаимозависимости. Казань: Изд-ва Казан. ун-та, 2016. 244 с.
21. Иликова Л.Э. «Движение пяти звезд»: из блога в правительство Италии / «Современная Европа». 2019. № 4. C. 129-139. URL:http://www.sov-europe.ru/
REFUGEES FACTOR IN MODERN FRANCE K. Sadykova Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract: Migration is an integral part of the modern world, evidence of its transition to globalization. Mass migration has become a characteristic phenomenon in the life of society in the second half of the 20th century. However, in 2014, the world was shocked by a new migration crisis, which hit the European Union, where refugees from the Middle East flocked. The consequences of this crisis are still not fully understood. Along with the positive aspects, such as the growth of labor force, the development of social relations, migration brings with it a number ofproblems. The key is the emergence of a huge number of refugees in European countries, where the main flow of migration is directed.
It seems important to study the political and economic processes in France, as it belongs to the number of European countries affected by refugees in 2014-2015, and to determine the vector of French migration policy. In addition, it is necessary to determine the public mood in relation to migrants by the example of the prefecture of Paris Saint-Denis and give a forecast of the development of political and social processes in France under the influence of the refugee factor.
Keywords: European Union, France, refugees, migration crisis, society, statistics.
References
1. Apatridie: Procédure [Elektronnyj resurs] // OFPRA. 2015. URL: https://www.ofpra.gouv.fr/fr/apatridie/procedure (data obrashhenija 15.09.2019).
2. Apatridie: Quelques chiffres [Elektronnyj resurs] // OFPRA. 2015. URL: https://www.ofpra.gouv.fr/fr/apatridie/quelques-chifFres (data obrashhemja 15.09.2019).
3. Eurostat Integration - unece. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/ge.10/2018/mtg1/Eurostat_Integratio n_RUS.pdf (data obrashhenija 15.09.2019).
4. IOM Monitors Mediterranean Arrivals, Fatalities [Elektronnyj resurs] // International Organization for Migration. URL: www.goo.gl/0g2k5w (data obrashhenija 15.09.2019).
75
5. Procedura polucheniya statusa bezhenca vo Francii [Elektronnyj resurs] // British immigration bureau Paterton. 2016. URL: http://www.xn--80akydcimc.xn--p1ai/france/index.html (data obrashhenija 15.09.2019).
6. Status bezhenca, Franciya [Elektronnyj resurs] // Yuridicheskaya kompaniya «Centr San-rajz».2016. URL: http://interlawyer.com.ua/content/status-bezhenca-franciya (data obrashhenija 15.09.2019).
7. Aussilloux V., Le Hir B. Les conséquences économiques d'un abandon des accords de Schengen: La note d'analyse. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.strategie.gouv.fr/sites/strategie. gouv.fr/files/atoms /files/note_danalyse_ndeg39. pdf (data obrashhenija 15.09.2019).
8. Akopyan E.S., Kozhina V.O. Migracionnyj krizis v Evrope. Vestnik Mezhdunarodnogo in-stituta ekonomiki i prava. 2016. № 2. S. 34-39.
9. Bastié E. Un an de crise migratoire en 10 événements clés [Elektronnyj resurs] // Le Figaro. URL: http://www.lefigaro.fr/international/2015/09/23/01003-20150923ARTFIG00010-un-an-de-crise-migratoire-en-10-evenements-cles.php (data obrashhenija 15.09.2019).
10. Brutel Ch. Les immigrés récemment arrivés en France. Insee Première. [Elektronnyj resurs] URL: http://wwwinsœ.fr/fr/themes/document.asp?regid=0&ref_id=ip1524 (data obrashhenija 15.09.2019).
11. Ce que coûte la crise des réfugiés et la lutte contre le terrorisme à l'Europe (et ce que reçoit la France). Synthèse du texte par P. Berthelet. Sécurite interieure. [Elektronnyj resurs] URL: http://securiteinterieurefr. blogspot.ru/2016/03/ce-que-coute-la-crise-des-refugies-et.html (data obrashhenija 15.09.2019).
12. Migracionnyj krizis: vo Francii ne hvataet mest dlja priema [Elektronnyj resurs] https://regnum.ru/news/polit/2475721.html (data obrashhenija 15.09.2019).
13. Novozhenova I.S. Migracionnyj krizis i polozhenie bezhencev vo Francii. Aktual'nye problemy Evropy. 2016. № 4. S. 157-180.
14. Suzdaleva T.R. Migracionnye processy v kontekste geopolitiki. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 2016. № 3. S. 237-244.
15. Potemkin, O.Yu. Migracionnyj krizis i politika Evropejskogo soyuza. Aktual'nye problemy Evropy. 2016. № 4. S. 237-241.
16. Pochemu bezhency ne speshat vo Franciyu [Elektronnyj resurs]. URL. http://ru.rfi.fr/frantsiya/20160124-pochemu-bezhentsy-ne-speshat-vo-frantsiyu (data obrashhenija 15.09.2019).
17. Tishchenko K.O. Franciya i migracionnyj krizis ES. Manuskript. 2017. № 5. S. 164-170.
18. Le Journal du Dimanche. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.lejdd.fr (data obrashhenija 15.09.2019).
19. Sakaev V.T. Demografiya kak faktor global'noy politiki. Vlast'. 2014. №6. S.48-52.
20. Sakaev V.T. Politika i demografija: problemy vzaimodejstvija i vzaimozavisimosti. Kazan': Izd-va Kazan. un-ta, 2016. 244 s.
21. Ilikova L.E. "Dvizhenie pyati zvezd": iz bloga v pravitel'stvo Italii / «Sovremennaya Evropa». 2019. No. 4. C. 129-139. URL:http://www.sov-europe.ru/
Сведения об авторе
Садыкова Камилла Тофиговна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]
Author of the publication
Kamilla Sadykova, student, Kazan Federal University. Email: [email protected]
Дата поступления 22.12.2019