Научная статья на тему 'Социальная перцепция межличностного взаимодействия в среднем дошкольном возрасте'

Социальная перцепция межличностного взаимодействия в среднем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
280
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АТТРАКЦИЯ / ЭМПАТИЯ ФРУСТРАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / SOCIAL PERCEPTION / INTERPERSONAL COMMUNICATION / ATTRACTION / EMPATHY / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комкова Елена Ивановна, Кондратенко Юлия Станиславовна

В статье представлены результаты исследования социальной перцепции в процессе межличностного взаимодействия у детей 5 лет двух социальных систем «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый». Использовались проективная методика Р. Жиля, рисуночные пробы «Моя семья», «Мой друг» и «Мой воспитатель». Полученные результаты доказали, что процесс социального познания у детей среднего дошкольного возраста осуществляется через механизмы аттракции, эмпатии и идентификации в двух системах общения по-разному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOSIAL PERCEPTION OF INTERPERSONAL COMMUNICATION IN MIDLE PRESCHOOL AGE

In article researching results of social perception are in process interpersonal communication from 5 years old children in two social systems “child-child” and “child-adult” are presented. The R. Gily’s projection method, picture methods “My family”, “My friend” and “My teacher” were used. The results are proved, that the social cognitive process in middle preschooler age realizing from attraction, empathy and identification in two communication systems are different.

Текст научной работы на тему «Социальная перцепция межличностного взаимодействия в среднем дошкольном возрасте»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Комкова Елена Ивановна

канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой юридической психологии Минского

института управления, г. Минск E-mail: lena-komkova@yandex. ru Кондратенко Юлия Станиславовна воспитатель ГУОясли/сад № 437 г. Минск

E-mail: 3699929@tut.by

SOSIAL PERCEPTION OF INTERPERSONAL COMMUNICATION IN

MIDLE PRESCHOOL AGE

Komkova Elena

candidate ofpsychological sciences, Chief of Department of Legal psychology Minsk

Institute of Management, Minsk Kondratenko Julia teacher of kinder-garden № 437, Minsk

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования социальной перцепции в процессе межличностного взаимодействия у детей 5 лет двух социальных систем «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый». Использовались проективная методика Р. Жиля, рисуночные пробы «Моя семья», «Мой друг» и «Мой воспитатель». Полученные результаты доказали, что процесс социального познания у детей среднего дошкольного возраста осуществляется через механизмы аттракции, эмпатии и идентификации в двух системах общения по-разному.

ABSTRACT

In article researching results of social perception are in process interpersonal communication from 5 years old children in two social systems "child-child" and "child-adult" are presented. The R. Gily's projection method, picture methods "My family", "My friend" and "My teacher" were used. The results are proved, that the social cognitive process in middle preschooler age realizing from attraction, empathy and identification in two communication systems are different.

Ключевые слова: социальная перцепция; межличностное

взаимодействие; аттракция; эмпатия фрустрация; идентификация

Keywords: social perception; interpersonal communication; attraction; empathy; identification.

Средний и старший дошкольный возраст — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Отношения к другим людям составляют основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека [6, с. 7].

А.В. Петровский отмечает, что «реальное, а не желаемое развитие личности обусловливается «комплексом актуальных форм деятельности и общения, интегрированным типом активных взаимоотношений развивающейся личности м ее социальным окружением» [3, с. 60].

Я.Л. Коломинский рассматривает процесс межличностного взаимодействия как единство внутренних психологических инстанций (межличностные отношения) и внешнего наблюдаемого поведения (общения). В своих работах автор разграничивает систему взаимоотношений как внутреннего состояния индивида и общения как процесса, в котором эти отношения проявляются и реализуются. Взаимоотношение автор характеризует как «личностно-значимое, образно-эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми один одного, которое представляет их внутренне состояние; общение же в данном случае — это тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется» [4, с. 37].

Социальна перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей) [4, c. 273].

Г.М. Андреева отмечает, что целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или — как вариант — о восприятии человека человеком) [1]. Как

отмечает автор, в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие познавательные процессы. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению "сопда1вваше ё'аШхш", что означает не столько «восприятие другого», сколько «познание другого». В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» [2, с. 5].

Целью эмпирического исследования явилось описание характера социальной перцепции в межличностных взаимодействиях в среднем дошкольном возрасте в системах «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый».

Методы эмпирического исследования:

• методика «Межличностные отношения ребенка» Р. Жиля;

• рисуночные пробы «Моя семья», «Мой друг» и «Мой воспитатель»;

• коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 4—5 лет, воспитанники детского сада г. Минска.

Результаты показали, что для детей среднего дошкольного возраста характерна закрытость и отгороженность в контактах. Дети с высокой степенью закрытости изображают себя на рисунке в стороне от других детей, а на прогулке не стремятся быть активными в играх. Для них характерна избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми, что вызывает эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в робости, неуверенности, напряжении; страх любых публичных выступлений. Но при этом имеет место выраженная наблюдательность. Т. е. ребенок стремится к познанию мира, чувствителен к новой информации.

В меньшей степени дети воспринимают себя как общительных и

доминантных. Как показали результаты, общительность проявляется в меньшей степени чем замкнутость, что может быть связано с неразвитостью коммуникативных навыков детей, привязанностью в этом возрасте к близким людям, прежде всего к матери. Стремление к доминированию проявилось в желании дружбы с младшими детьми, а не детьми своего возраста. Стремление к доминированию также является проявлением высокой самооценки ребенка, поэтому, чем больше этот показатель у ребенка, тем более высоко он оценивает свои способности, в том числе коммуникативные.

Социальная адекватность поведения — реакция на фрустрацию была подвергнута качественному анализу. В ситуации фрустрации дети не всегда могут отреагировать активным способом — они обращаются за помощью к воспитателю. Например, ребенок толкнул или стал смеяться над товарищем, взял игрушку без разрешения. Наиболее часто имели место такие реакции, как жалоба (60 %), уход от ситуации (52,5 %), обида (32,5 %). В наименьшей степени были выражены такие реакции как вербальная агрессия (17,5 %), физическая агрессия (10,2 %).

При интерпретации рисуночных проб, мы исходили из положения о том, что индикатором положительного или отрицательного отношения ребенка к семье, воспитателю или другу является цвет. При этом выбор холодного цвета интерпретировался как нейтральное или отрицательное отношение к изображаемым персонажам, теплого — как признак эмоционально положительного, близкого отношение ребенка.

Сопоставляя результаты по методике Р. Жиля и рисуночные пробы «Моя семья», можно отметить, что наиболее положительное восприятие по цветовой гамме характеризует отношение детей к матери. Отношение к матери превосходит по степени выраженности отношение к отцу, к бабушкам, дедушкам (и другим родственникам), отношение к сиблингам (братьям и сестрам), а также значительно более выражено по сравнению с положительным отношением к другу и к воспитателю. Это объясняется наиболее тесным, эмоционально-насыщенным общением матери и ребенка.

Однако очень тесные, симбиотические отношения с матерью наблюдаются в неполной семье. Необходимо отметить и семьи с нарушенными внутрисемейными связями. Например, Маша С. 4,5 года, воспитывается в неполной семье, изображала себя рядом с сестрой и бабушкой, мама присутствовала в рисунках девочки всегда на расстоянии от нее.

Второе по степени выраженности положительного отношения следует отметить отношение к братьям или сестрам. Дети, отвечая на вопросы, часто указывали на сестру или брата как источник подражания, любви, радостного общения. Дети испытывают не только, положительные, но и противоречивые, иногда отрицательные чувства к сиблингу (чувство ревности). Например, Арина Т., 4,5 года, отмечает близость сестры с мамой, а себя — с папой. Т. е., происходит определенная интеграция с одним из родителей.

Следующее по степени выраженности следует отметить отношение к другу. Чаще всего такое явно выраженное положительное отношение к другу наблюдается при отсутствии сестер и братьев. Положительное отношение к другу проявляется в том, что ребенок готов поделиться с ним подарком, рисует его на наиболее близком от себя расстоянии. Часто друг, а не значимый взрослый оказывается рядом с ребенком.

Четвертым по степени значимости оказалось отношение к отцу. Отец в восприятии детей выступает как менее значимая в эмоциональном отношении фигура, но часто как наиболее авторитетная. При этом наблюдается парадоксальная ситуация. При его значимости и авторитетности, как правило, дети отодвигают себя от отца в крайний угол. В этом может проявляться боязнь отца (возможно, при чрезмерной его строгости).

Следующее по степени выраженности — это отношение к бабушкам, дедушкам (или другим родственникам). Высокая степень положительного отношения, как правило, характерно для неполных семей.

И последнее место по степени положительного восприятия оказалось отношение к воспитателю. Наиболее высокая значимость воспитателя характерна для неполных семей или нарушенных детско-родительских

отношений. Например, Никита К., воспитывается отчимом. Воспитатель мальчиком воспринимается как эмоциональная поддержка, отца рисует на расстоянии, стремится отгородить его от себя.

Таким образом, результаты исследования по методике Р. Жиля показали, что дети в средней дошкольном возрасте по-разному воспринимают значимых взрослых, в зависимости от характера семейных отношений. Дети способны улавливать семейные расстановки, сами стремятся к близости к одним из родителей. Нарушение близости с родителем может быть компенсировано общением с сиблингами, бабушкой или другом.

Корреляционный анализ показал следующее:

1. Чем положительнее отношение к матери, тем более в теплых тонах ребенок изображает свою семью, друга и тем холоднее тона в изображении воспитателя. Это означает, что нарушенные отношения с матерью будут способствовать установлению более теплых отношений с воспитателем и наоборот.

2. Более высокое положительное отношение к отцу отмечается у тех детей, которые имеют более холодное отношение к друзьям, а также отличаются более высоким уровнем подчинения правилам. Это результат свидетельствует о следующем. Если у ребенка отмечается не только высокий авторитет отца, но и доверительные отношения с ним, то одновременно отмечается высокий уровень нравственной воспитанности ребенка, его социальная нормативность (по результатам индивидуальной беседы с ребенком).

3. Чем больше выражено положительное отношение к обоим родителям — матери и отцу, тем более позитивное отношение ребенка к своим друзьям.

4. Отношение к братьям и сестрам имеет положительную связь с отношением к друзьям.

5. Чем больше выражено положительное отношение к бабушкам и дедушкам, тем, теплее отношение к воспитателю, и тем сильнее стремление следовать правилам.

6. Отношение к другу более положительное при нейтральном отношении к

семье. И наоборот, чем теснее дружеские связи, тем менее выражены семейные привязанности. Это также говорит о том, что тесные дружеские связи могут компенсироваться отсутствием эмоциональной близости с родителями.

7. Любознательность положительно коррелирует с положительным отношением к другу.

8. Чем выше общительность, тем меньше холодного отношения к другу и воспитателю. Это говорит о том, что общительные дети выстраивают с воспитателем более позитивные отношения.

9. Стремление к доминантности так же выше у детей с холодным отношением к друзьям и воспитателям.

Все полученные коэффициенты корреляции оказались статистически значимы при p < 0,05.

Таким образом, в ходе нашего исследования показано, что особенности социальной перцепции у детей среднего дошкольного возраста определяют характер межличностных взаимодействий ребенка. Это относится к внутрисемейному взаимодействию, отношениям с друзьями, включая сверстников, отношениям с братьями и сестрами (сиблинговые отношения), отношениям с воспитателем как со значимым взрослым.

Аттракция в виде положительного отношения, привлекательности сверстника или взрослого, а также идентификация с ним является условием установления позитивного взаимодействия. И наоборот, восприятие человека как неприятного, эмоционально-холодного нарушает процесс межличностного взаимодействия ребенка, создает психологическую дистанцию в общении.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999. — 375 с.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком . — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.

3. Введение в психологию / Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, 1996 — 496 с

4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. Мн.: ТетраСистемс, 2001. — 432 с.

5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, В.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998 — 805 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.