Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 123-128. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 123-128. ISSN 1993-3541
S. A. INKIZHINOVA, A. V. MURATOVA
УДК 316.728:006.071
DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(1).123-128
С. А. ИНКИЖИНОВА
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
А. В. МУРАТОВА
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ: РОССИЙСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Аннотация. В любом обществе существует социальная память, позволяющая сохранить культурное наследие предыдущих поколений в виде образцов поведения, идеалов и ценностей. На современном этапе вопрос о социальном воспроизводстве и восстановлении ценностей стоит достаточно остро, возрастает актуальность социальной памяти о Великой Отечественной войне, которая обладает мощным воспитательным значением для российской молодежи. В основу статьи положены результаты социологического исследования, проведенного в январе-марте 2015 г. среди студентов Байкальского государственного университета экономики и права по вопросам социальной памяти о Великой Отечественной войне. Выявлялась осведомленность студентов о важнейших военных событиях, героях и полководцах, изучались духовно-нравственные качества современной российской студенческой молодежи в рамках интерпретации военного прошлого с позиции собственного жизненного опыта, устанавливалась самоидентификация студентов как патриотов. Результаты исследования показали, что события военных лет могут трансформироваться в настоящем через передачу новым поколениям социальных смыслов, ценностей и нравственных принципов. В процессе исследования также были выявлены факторы дезорганизации социальной памяти, в связи с чем в статье предлагаются пути их устранения.
Ключевые слова. Социальная память; Великая Отечественная война; студенчество; патриотизм; гражданственность.
Информация о статье. Дата поступления 2 июня 2015 г.; дата принятия к печати 7 декабря 2015 г.; дата онлайн-размещения 29 февраля 2016 г.
S. A. INKIZHINOVA
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
A. V. MURATOVA
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
SOCIAL MEMORY: RUSSIAN STUDENTS AND THE GREAT PATRIOTIC WAR
Abstract. Every society has a social memory that enables the preservation of the cultural heritage for future generations in the form of behavior patterns, ideals, and values. Currently, the issue of social reproduction and restoration of values is particularly acute, and the social memory of the Great Patriotic War, which has a great educational value for the Russian youth, becomes especially important. This paper is based on the results of the sociological survey conducted in January-March 2015 among the students of Baikal State University of Economics and Law. The students' awareness in the area of the most important military events, heroes and great soldiers was identified, and spiritual and moral values of the modern Russian students were investigated within the framework of interpreting the Great Patriotic War history in terms of their own life experience. The students were also asked if they identified themselves as patriots. The research results showed that the military years might transform into the present through the transmission of the social meanings, values, and morality to incoming generations. The study also revealed factors that cause disruption of the social memory, and ways of eliminating them have been proposed.
Keywords. Social memory; the Great Patriotic War; students; patriotism; citizenship. Article info. Received June 2, 2015; accepted December 7, 2015; available online February 29, 2016.
© С. А. Инкижинова, А. В. Муратова, 2016
123
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 123-128. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 123-128. ISSN 1993-3541
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND EDUCATION
Великая Отечественная война — целая историческая эпоха для российского общества, время экономических, политических и социальных преобразований, необыкновенного патриотизма и героизма граждан, подъемов и спадов. Этот опыт, зафиксированный в памяти и унаследованный следующими поколениями людей, чрезвычайно актуален. Современная жизнь наполнена противоречивыми и неоднозначными явлениями и процессами, а социальная память о Великой Отечественной войне обладает колоссальным воспитательным значением для молодежи [1, с. 42]. В трудах российских ученых исследуется роль победы русского народа в войне как для истории страны, так и мира в целом, поднимаются вопросы, касающиеся причин успехов и неудач Советской Армии на разных этапах войны, изучаются условия жизни и быт различных социальных групп в военные годы [2-4].
В конце XX в. в обществоведческих науках стало формироваться понятие социальной памяти. В России одним из первых исследование в данной области начал Я. К. Ребане [5, с. 97]. Он относит социальную память к ряду общенаучных понятий и отмечает, что, в отличие от генетической памяти, социальная память является «своеобразным хранилищем результатов практической и познавательной деятельности», т. е. Я. К. Ребане выделяет из всех сложных информационных процессов, происходящих в обществе, те, которые содержат социально-классовый, ценностный аспект, и с помощью которых осуществляется индивидуальное и общественное познание. В. А. Ребрин видит в социальной памяти совокупность общественных институтов, осуществляющих «вне индивидуальных голов» систематизацию и хранение теоретически обобщенного коллективного опыта человечества [6, с. 44]. Качественно новый момент — принцип историзма — был внесен в концепцию социальной памяти Ю. А. Левадой. Ставя вопрос об изучении трансформации исторического сознания общества как одной из форм общественного сознания, он подчеркивал, что любое общество обладает особым механизмом, с помощью которого фиксируются его прошлые состояния и воспроизводятся сложившиеся типы общественных отношений или определенных сторон этих отношений. Социальная память обладает динамикой, связанной с переоценкой ее предмета, перестройкой структуры и функций [7, с. 204]. Каждое новое поколение постоянно находится перед выбором, что из «наследия отцов», утратившее свою непосредственную практическую
ценность, необходимо сохранить или забыть, а что из сохраненного следует использовать, но уже в новом качестве. Иначе говоря, каждое новое поколение вынуждено в силу конкретно-исторических обстоятельств решать проблему наследства заново. Дело не только в активном принятии или отрицании тех или иных частей духовного наследия, противоречие возникает также в связи с необходимостью «присвоения» как можно большей части социального наследства для обеспечения прочной исторической преемственности, и невозможностью тотального сохранения и полного овладения этим наследством.
В 2000-х гг. проблемы социальной памяти разрабатывались в трудах Д. А. Аникина [8], О. А. Кармадонова [9], И. Ю. Соломиной [10] и др.
В структуре механизма социальной памяти существуют факторы, ведущие к ее дезорганизации. К ним относятся, кроме естественного старения носителей информации, ее уничтожение и распыление в результате идеологической борьбы, революций и падения уровня культуры. В истории человечества известны случаи общественной амнезии, т. е. полного или частичного забвения культурно-исторического опыта, утраты навыков его воспроизведения. В результате войн, геноцида или других катастроф, прерывавших социальную преемственность, целые народы исчезали с исторической арены [11]. Общество, потерявшее социальную память, перестает ощущать себя субъектом истории, так же как человек, потерявший память, теряет свое «я». Резюмируя теоретический аспект исследования, можно отметить, что к концепции социальной памяти относятся представления о внешней коллективной памяти общества по отношению к индивидуальному сознанию. Эта память отлична от системы передачи биологической информации, она служит базисом формирования индивидуального и общественного сознания; развитие социальной памяти оказывает непосредственное влияние на развитие исторического и патриотического сознания общества.
Для того, чтобы определить, что сохранилось в социальной памяти общества о событиях Великой Отечественной войны, особенно в той его части, которую формирует молодое поколение (студенчество), было проведено социологическое исследование [12], которое состояло из двух этапов:
1. Предварительный, разведывательный этап, проводился с помощью метода фокусированного интервью в январе-феврале 2015 г.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 123-128. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 123-128. ISSN 1993-3541
S. A. INKIZHINOVA, A. V. MURATOVA
2. Основной этап исследования проходил в Иркутске в рамках проекта «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» (III волна)1 методом раздаточного анкетирования и через интернет-опрос на CAWI сервере (computer assisted web interviewing)2.
Целью данного социологического исследования является определение структуры социальной памяти о Великой Отечественной войне в среде российского студенчества, а также факторов ее дезорганизации. Гипотезой исследования выступает утверждение о том, что молодежь мало интересуется событиями Великой Отечественной войны или не считает их исторически значимыми. Следовательно, молодое российское поколение утрачивает социальную память о войне, образцах патриотического поведения, истинной гражданственности соотечественников. В качестве гипотез-следствий можно назвать причины, по которым молодое поколение забывает события Великой Отечественной войны: временная (военные события 1941-1945 гг. были очень давно); естественная (уходят из жизни носители памяти о войне); политико-идеологическая (негативная оценка многих аспектов Великой Отечественной войны).
Задачи исследования:
- выяснить отношение современных студентов к событиям Великой Отечественной войны;
- выявить источники информации о войне;
- установить причины забвения молодежью военных событий;
- изучить духовно-нравственные качества и ценности современной российской студенческой молодежи;
- определить самоидентификацию студентов как патриотов России.
Объект исследования — студенты Байкальского государственного университета экономики и права; предмет — социальная память молодежи (знания, представления, оценка событий Великой Отечественной войны, интерпретация военного прошлого с позиций собственного жизненного опыта). Данные исследования собраны и обработаны с использованием программного комплекса «Vortex».
1 Проект «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» (III волна) осуществлен региональными отделениями Российского общества социологов. Науч. рук. проекта: Ю. Р. Вишневский, Е. Н. Икингрин, Н. В. Дулина, Е. И. Пронина. Проект реализован во исполнение постановления Президиума РОС от 24 отк. 2014 г.
2 Российское студенчество о Великой Отечественной войне. URL : https://www.facebook.com/studensovine.
На разведывательном этапе исследования проводилось групповое фокусированное интервью (фокус-группа) — это один из качественных методов исследования, который представляет собой групповую дискуссию по заранее разработанному сценарию. Данный метод применяется для уточнения задач и гипотез исследования. В условиях фокусированного группового интервью у исследователей появляется возможность отслеживать особенности поведения отдельных участников, характер их взаимодействия с группой и т. д. Такое интервью позволяет выявить мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления и ценности, сделать их доступными для творческого процесса. Фокус-группы проводились среди студентов Байкальского государственного университета экономики и права (2 курс, специальность «Таможенное дело» и 1 курс, специальность «Информационные системы и технологии в управлении»). Анализ результатов показал, что перед молодежью достаточно актуально стоит проблема сохранения социальной памяти о Великой Отечественной войне. Тема войны полностью отождествляется у них с патриотизмом и вызывает гордость за Родину, им интересно, что об этой войне знает молодежь, по каким меркам оценивает ее сегодня, какие уроки войны можно вынести для новой России. Выявлено, что у современных студентов достаточно низкий уровень знаний о Великой Отечественной войне. У многих участников фокус-групп есть (были) родственники, принимавшие в ней участие (солдаты, труженики тыла, партизаны и т. д.), однако не все ребята могут о них рассказать, потому что родились после смерти этих родственников, либо мало интересовались информацией о войне, а родственники не старались ею делиться.
Участники заинтересовано и с гордостью говорили о том, какой вклад в мировую историю внесла победа советского народа над фашистскими захватчиками, о том, что главную роль в этой победе сыграли единство народа, высокий уровень патриотизма и любовь к своей стране. Однако вопрос о патриотизме современной молодежи вызвал у некоторых участников фокус-групп негативную реакцию. Они считают, что современная молодежь, в отличие от советской, не является носителем любви к своей Родине, высказывалась мысль, что в случае войны России с какой-либо страной, многие не станут принимать участие в боевых действиях, а постараются эмигрировать из страны. Некоторые информанты не считают себя патриотами,
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 123-128. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 123-128. ISSN 1993-3541
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND EDUCATION
так как не видят причин гордиться своей Родиной из-за множества аспектов: внешняя и внутренняя политическая ситуация; экономический кризис; неудовлетворительный морально-нравственный облик граждан страны; низкие социальные стандарты и т. д. Каждый участник фокус-групп вкладывает свое значение в понятие патриотизма («просто любовь к своей Родине», «стремление улучшить жизнь в стране» и др.).
Отрицательную реакцию у студентов вызывает современное отношение к Великой Отечественной войне наших соседей. После распада Советского Союза и Варшавского блока у сопредельных государств стало нарастать негативное отношение к самой войне и ее результатам. Участники групп высказывались о том, что памятники и другие материализованные элементы, возведенные в память о войне, не должны подлежать сносу, так как они служат для того, чтобы ежедневно напоминать о великом подвиге народа. В работе фокус-групп участники предлагали различные решения обсуждаемых проблем, но главным стало понимание актуальности восполнения у молодежи знаний о Великой Отечественной войне, необходимости сохранения их и передачи будущим поколениям.
Основной этап исследования проводился с помощью анкетирования и интернет-опроса. Эти методы относятся к группе количественных методов сбора информации и используются для изучения массовых явлений, поддающихся измерению, для выявления тенденций, построения прогнозов и определения причинно-следственных связей между переменными. В рамках федерального проекта «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» исследование носило зондажный характер, задача репрезентации выборки не ставилась [12]. Однако объем «поля»1 позволяет предложить достаточно информации для анализа, что способствует обоснованным выводам. В данной работе анализируются результаты исследования, проведенного среди студентов Байкальского государственного университета экономики и права2.
1 Всего в ходе федерального исследования опрошено 4652 чел., из них 4591 — студенты 45 вузов страны. Территория опроса включает практически все федеральные округа, кроме Северо-Западного и Крымского. Список городов, представленных в выборке, составляет около 30 наименований.
2 В опросе участвовали студенты 1-5 курса специали-тета —187 чел. и 1-2 курса магистратуры — 14 чел. (всего 201 студент). Среди респондентов 39,3 % — юноши и 60,7 % — девушки.
На вопрос о том, какие мысли и чувства вызывает дата 70-летия Победы 10,9 % (здесь и далее в скобках данные по РФ — 11,1 %) респондентов ответили, что память о минувшей войне сохранится в сознании их сверстников; 52,7 % (61,5 %) ответили, что подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут примером и для новых поколений; 12,4 % (8,7 %) отмечают, что героизм и самопожертвование на войне — незнакомые понятия для значительной части молодежи; 23,9 % (18,8 %) респондентов считают, что с годами память о войне стирается в сознании людей, так как ее заслоняют иные события и проблемы.
С мнением о том, что интерес к Великой Отечественной войне угасает из-за того, что она «была давно» согласилось 3 % (2,3 %) респондентов; частично согласилось — 18,4 % (14,1 %); не согласилось — 78,6 % (83,6 %).
Реликвии военных лет имеются дома у 52,2 % опрошенных студентов: 68,9 % этих реликвий составляют награды; 72,6 % — фотографии; 19,8 % — письма; 13,2 % — вещи военных лет; 9,4 % — другие памятные предметы.
Для 15,4 % (8,2 %) опрошенных День Победы — «просто выходной день» (это связано в первую очередь с низким уровнем социальной памяти); 39,3 % (42,3 %) респондентов считают этот день праздником; 45,3 % (49,5 %) опрошенных 9 мая называют «днем памяти о родных, прошедших войну».
Из полководцев Великой Отечественной войны студенты знают Г. К. Жукова — 87,6 % (85,0 %), К. К. Рокоссовского — 33,1 % (33,7 %) и И. С. Конева — 29,6 % (16,2 %); из героев называют З. Космодемьянскую — 4,7 % и А. Матросова — 3 % (8,9 и 7,4 % соответственно); из важнейших событий — Сталинградскую битву — 67,1 % (63,6 %) респондентов, блокаду Ленинграда — 53,3 % (51,3 %), Курскую дугу — 51,5 % (46,3 %).
Среди художественных произведений, посвященных событиям Великой Отечественной войны, наиболее читаемыми оказались: повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие» — 35,8 % (32,0 %), поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — 27,2 % (12,1 %), рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» — 14 % (7,8 %). При проведении опроса также выяснилось, что 76 % предпочитают смотреть зарубежные фильмы о войне и только 24 % — отечественные.
Опрос показал, что 53,2 % (57,9 %) опрошенных примут участие в демонстрациях в День Победы; 39,4 % (28,3 %) будут участвовать
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 123-128. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 123-128. ISSN 1993-3541
S. A. INKIZHINOVA, A. V. MURATOVA
в конкурсах, посвященных этой дате; 27,5 % (27,8 %) опрошенных планируют встретиться с ветеранами; 21,1 % (23,0 %) респондентов будут участвовать в подготовке праздника; 8,3 % (6,8 %) студентов собираются помочь в организации различных благотворительных ярмарок, средства от которых будут переданы ветеранам Великой Отечественной войны; 14,3 % (16,4 %) опрошенных не будут принимать участия в праздновании 70-летия Победы.
На вопрос о том, считают ли себя респонденты патриотами, мнения разделились следующим образом: 55,7 % (51,8 %) — «скорее да, чем нет»; 25,9 % (27,2 %) — «да»; 13,9 % (12,0 %) — «скорее нет, чем да»; 4,5 % (3,2 %) — «нет». Многие студенты затруднялись ответить на вопрос, кто такой патриот.
В процессе анализа результатов федерального инициативного социологического проекта «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» (III волна) была выявлена диаграмма самоидентификации студентами себя, как патриотов: индекс -1 — патриотом себя не считает, +1 — считает себя патриотом. По данным исследования студенты Байкальского государственного университета экономики и права в большинстве считают себя патриотами.
В целом результаты исследования показали, что российские студенты неравнодушны к подвигу народа, однако наблюдается явная их неосведомленность в вопросах, касающихся событий Великой Отечественной войны.
Кроме того, при сравнении с данными опроса по России, выяснилось, что структура социальной памяти молодежи о Великой Отечественной войне не зависит от территориальной принадлежности респондентов. При сравнении данных опросов студенческой молодежи по России в целом и среди студентов Байкальского государственного университета экономики и права выявлены схожие тенденции. Итогом исследо-
вания являются рекомендации по устранению факторов дезорганизации социальной памяти и воспитанию патриотических чувств у молодежи:
- внесение изменений в содержание среднего общего образования путем увеличения периода изучения истории Отчества в более подробном изложении;
- улучшение качества работы органов государственной и местной власти при организации мероприятий, посвященных событиям Великой Отечественной войны с участием ветеранов (тружеников тыла, детей войны); посещение ветеранов и оказание им материальной помощи постоянного характера; реставрация памятников;
- пропаганда патриотизма, введение в образовательную программу для младших школьников «часов мужества» с реальными историческими примерами;
- развитие военно-патриотических школ и классов;
- введение факультативных занятий по истории Великой Отечественной войны в высших учебных заведениях.
Для формирования социальной памяти важна роль семейного воспитания, архивов, реликвий и других материализованных культурных ценностей Великой Отечественной войны. Особо значимыми являются рассказы родителей, родственников и старших наставников. На сегодняшний день четко прослеживается тенденция сокращения роли этого источника в молодежных возрастных группах.
Стоит также отметить, что радикальные изменения, происходящие в жизни современного российского общества, накладывают существенный отпечаток на восприятие событий прошлого. В этих условиях исключительное значение приобретает бережное отношение к ценностям, которые являются основой духовной составляющей российского народа.
Список использованной литературы
1. Современное российское студенчество: историческая память о Великой Отечественной войне и формирование патриотизма и гражданственности / под ред. Ю. Р. Вишневского. — Екатеринбург : Изд-во Урал. федер. ун-та, 2011. — 510 с.
2. Левченко И. В. Некоторые аспекты деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны / И. В. Левченко // Иркутский историко-экономический ежегодник. 2010. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — С. 496-500.
3. Туев В. А. Стратегия Победы / В. А. Туев // Культура. Наука. Образование. — 2015. — № 2. — С. 42-57.
4. Шалак А. В. Условия жизни и быт населения Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) / А. В. Шалак. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. экон. акад., 1998. — 183 с.
5. Ребане Я. К. Принцип социальной памяти / Я. К. Ребане // Философские науки. — 1977. — № 5. — С. 97-100.
6. Ребрин В. А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания / В. А. Ребрин. — Новосибирск : Изд-во Новосиб. высш. парт. шк., 1974. — 154 с.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 123-128. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 123-128. ISSN 1993-3541
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND EDUCATION
7. Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод / Ю. А. Левада // Философские проблемы исторической науки. — 1969. — С. 203-213.
8. Аникин Д. А. Пространство социальной памяти : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Д. А. Аникин. — Саратов, 2008. — 151 с.
9. Кармадонов О. А. Социальная память и социализация / О. А. Кармадонов // Социология. — 2007.— № 2. — С. 221-225.
10. Соломина И. Ю. Социальная память: структуры и феномены : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / И. Ю. Соломина. — Самара, 2005. — 19 с.
11. Илизаров Б. С. Социальная память: структуры и формы [Электронный ресурс] / Б. С. Илизаров. — Режим доступа : http://gefter.ru/archive/12244.
12. Война была позавчера ... Российское студенчество о Великой Отечественной войне : материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / под ред. Ю. Р. Вишневского. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 312 с.
References
1. Vishnevskii. Yu. R. (ed.). Sovremennoe rossiiskoe studenchestvo: istoricheskaya pamyat' o Velikoi Otechestvennoi voine i formirovanie patriotizma i grazhdanstvennosti [The modern Russian students: historical memory of the Great Patriotic War and formation of patriotism and citizenship]. Ekaterinburg, Ural Federal University Publ., 2011. 510 p.
2. Levchenko I. V. Some aspects of the Russian Orthodox Church's activity during the Great Patriotic War. Irkutskii is-toriko-ekonomicheskii ezhegodnik. 2010 [Irkutsk Historical and Economic Yearbook. 2010]. Irkutsk, Baikal State University of Economic and Law Publ., 2010, pp. 496-500. (In Russian).
3. Tuev V. A. Strategy for Victory. Kul'tura. Nauka. Obrazovanie = Culture. Science. Education, 2015, no. 2 (35), pp. 42-57. (In Russian).
4. Shalak A. V. Usloviya zhizni i byt naseleniya VostochnoiSibiri v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1941 — 1945 gg.) [Living standards and everyday life of the population of Eastern Siberia during the Great Patriotic War (1941-1945)]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 1998. 183 p.
5. Rebane Ya. K. The social memory principle. Filosofskie nauki = Philosophical Sciences, 1977, no. 5, pp. 97-100. (In Russian).
6. Rebrin V. A. Metodologicheskie problem sotsialisticheskogo obshche-stvennogo soznaniya [Methodological problems of the socialistic public consciousness]. Novosibirsk higher party school Publ., 1974. 154 p.
7. Levada Yu. A. Historical consciousness and scientific methods. Filosofskie problemy istoricheskoi nauki [Philosophical issues of history]. Moscow, Nauka Publ.,1969, pp. 203-213. (In Russian).
8. Anikin D. A. Prostranstvo sotsial'noipamyati. Kand. Diss. [The space of social memory. Cand. Diss.]. Saratov, 2008. 151 p.
9. Karmadonov O. A. Social memory and socialization. Sotsiologiya = Sociology, 2007, no. 2, pp. 221-225. (In Russian).
10. Solomina I. Yu. Sotsial'naya pamyat': struktury i fenomeny. Avtoref. Kand. Diss. [Social memory: structure and phenomena. Cand. Diss. Thesis]. Samara, 2005. 19 p.
11. Ilizarov B. S. Sotsial'naya pamyat': struktury i formy [Social memory: structure and forms]. Available at: http://gefter. ru/archive/12244. (In Russian).
12. Vishnevskii. Yu. R. (ed.). Voina byla pozavchera ... Rossiiskoe studenchestvo o Velikoi Otechestvennoi voine. Ma-terialy monitoringa «Sovremennoe rossiiskoe studenchestvo o Velikoi Otechestvennoi voine» [The war happened the day before yesterday. Russian Students speak up about the Great Patriotic War. Materials of the monitoring «Russian students talk about the Great Patriotic War»]. Ekaterinburg, Ural University Publ., 2015. 312 p.
Информация об авторах Инкижинова Светлана Антоновна — кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: hubun_basagan@mail.ru.
Муратова Александра Владимировна — студент, специальность «Социальная работа», Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: aleksandra-muratova@mail.ru.
Библиографическое описание статьи Инкижинова С. А. Социальная память: российское студенчество и Великая Отечественная война / С. А. Инкижинова, А. В. Муратова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 1. — С. 123-128. — DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(1).123-128.
Authors
Svetlana A. Inkizhinova — PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Sociology and Social Work, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: hubun_basagan@mail.ru.
Aleksandra V. Muratova — student, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: aleksandra-muratova@mail.ru.
Reference to article Inkizhinova S. A., Muratova A. V. Social memory: Russian students and the Great Patriotic War. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy aka-demii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 1, pp. 123-128. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(1).123-128. (In Russian).