УДК 316.64
Филиппов Владимир Михайлович
академик Российской академии о бразования, доктор физико-математических наук, ректор Российского у ниверситета дружбы народов rector@rudn.ru
Пузанова Жанна Васильевна
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Российского университета дружбы народов puzanova_zhv@pfur.ru
Ларина Татьяна Игоревна
кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии Российского университета дружбы народов Larina_ti@pfur.ru
Великая отечественная
ВОЙНА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА: ЗЕРКАЛО ПАМЯТИ
Vladimir M. Filippov
Doctor in physical and mathematical sciences, professor, academician of the Russian Academy of Education, rector of Peoples' friendship university of Russia rector@rudn.ru
Zhanna V. Puzanova
Doctor of sociological sciences, professor, professor of the sociology department of Peoples' friendship university of Russia puzanova_zhv@pfur.ru
Tatiana I. Larina
Phd in sociology, assistant of the sociology department of Peoples' friendship university of Russia Larina_ti@pfur.ru
The great patriotic war
IN REPRESENTATION OF RUSSIAN STUDENTS:
MEMORY MIRROR
Аннотация. Память о важнейшем историческом периоде нашей страны - Великой Отечественной войне - важнейшая составляющая патриотического и гражданского воспитания поствоенных поколений. Целью данной статьи является изложение некоторых результатов исследования представлений российского студенчества о Великой Отечественной войне, семидесятилетие победы которой отмечалось в этом году. Исследование проведено летом 2015 года в Российском университете дружбы народов [1]. Анализируя результаты социологического исследования, целью которого стало изучение отношения российской студенческой молодежи к событиям Великой отечественной войны, памяти о ней, отношение к ветеранам, представление о героизме и патриотизме. В статье приводятся результаты и анализ собственного эмпирического исследования в сопоставлении с результатами опросов ведущих исследовательских центров России.
Ключевые слова: Великая Отечественная
война, студенты, молодежь, социальные представления, Российский университет дружбы народов, героизм, ветераны.
Annotation. The memory of important historical period of our country - the Great Patriotic War -the most important component of patriotic and civic education of post-war generations. The purpose of this article is to describe the most important features of the representations of the Russian students about the Great Patriotic War, the seventieth anniversary of which was celebrated this year. The study was being held in the summer of 2015 in the Peoples' friendship university of Russia
[1]. Analyzing the results of the study, the purpose of which was to study the attitudes of Russian students towards the events of the Great Patriotic War, the memory of it, the attitude towards the veterans, the idea of heroism and patriotism . The article presents the results and analysis of its empirical research in comparison with the results of the poll of the leading research centers in Russia.
Keywords: postmodern, culture, society, era, youth, foreshortening, outlook.
Великая Отечественная война - важная историческая веха для граждан всех стран постсоветского пространства, решающая часть Второй Мировой войны. Но с ходом времени меняются представления о любом историческом событии, зачастую мы сталкиваемся с фактами исторического беспамятства, «переписывания» истории.
Победу СССР в Великой Отечественной войне граждане России расценивали как «главное событие и опорный символ постсоветской идентичности», - так прокомментировал одному из ведущих печатных изданий в 2010 году глава Левада-Центра Лев Гудков. По данным исследовательского Центра, значение победы в общественном мнении со временем только растет:
119
«Мы фиксируем исключительно рост значимости этого события. Чем дальше уходит война, тем более крупным это событие становится и приобретает символический вес». По данным службы, 87 % респондентов опроса на эту тему признали победу СССР над фашизмом главным событием XX века. Эксперт отмечает, что «все больше и больше укрепляется осознание того, что наша страна могла победить без союзников» [2].
Однако, по прошествии всего 5 лет, ситуация кардинально изменилась. Если сейчас взглянуть на западные заголовки газет, то явно прослеживается тенденция к снижению роли и значимости вклада СССР в победу во Второй Мировой войне, к обесцениванию этой победы. На протяжении многих лет после окончания Великой Отечественной войны Великая Победа воспринималась в нашей стране и во многих странах мира как высшее проявление духа, огромного самопожертвования советских людей, массового героизма, мужества и славы воинов Вооруженных Сил. На Западе выстраивают свою картину Второй мировой войны. Как показали майские события 2015 г., празднование 70-летия Победы «сталинского» СССР над гитлеровской Германией в Европе не особо приветствуется. Эту страницу истории на Западе переписывают в своих интересах. Суть переписывания истории Второй мировой войны в современном мире сводится к обесцениванию роли Советского Союза и русских людей в победе, «демонизации» «сталинского» режима, оправданию исторических условий действий Гитлера [3].
В итоге, в контексте такого переписывания истории и глобальной информационной войны единственным средством противоборства является историческая память о победе.
Великая Отечественная война является наиболее важным и знаковым событием в истории страны для многих россиян. Опрос «Самые важные события российской истории», проведенный ФОМ 20-21 сентября 2014 г., показывает ее место среди всех исторических событий [4]. На вопросы: «Какие даты российской истории надо считать важнейшими? И какие - знать?» 96 % россиян ответили, что помнят, в каком году закончилась Великая Отечественная война, большинство - когда произошли Октябрьская революция, распад СССР и полет Гагарина (77 %, 65 % и 64 %), а также Бородинская битва (51 %). Эти же события чаще всего упоминаются в числе тех, которые, по мнению граждан, особенно важно помнить (наряду с еще одной вехой - крещением Руси, знакомой на деле лишь 16 % опрошенных). Но все прочие даты отечественной истории известны немногим - не более чем четверти россиян.
Ранее, 21-22 апреля 2012 г., ФОМом был проведен еще один опрос «Народный праздник -9 мая». Он показал, что 9 мая - особый день почти для всех россиян. Важным, значимым днем считают 9 мая во всех социальнодемографических группах. О намерении участвовать в памятных мероприятиях чаще говорят жители малых городов и сел. В селах чаще, чем
где-либо, День Победы считают государственным праздником; в больших городах - народным [5]. На вопрос «Для одних людей 9 мая - особый день, важный, значимый. Для других 9 мая не является особенным, важным, значимым днём. Если говорить о вас лично, какая позиция вам ближе - первая или вторая?» 94 % респондентов ответили, что первая.
Также, многие россияне отметили, что в информационную эпоху, в связи с развитием современных технологий, очень многие люди, а особенно молодежь, узнают события истории, вовсе не посещая музеи и места боевой славы, а смотря фильмы и иногда читая книги. Об этом свидетельствуют следующие данные, представленные ВЦИОМ в апреле 2014 года [6]. На закрытый вопрос, формулировка которого звучала так: «Приходилось ли Вам в течение последнего года ...», 86 % ответили, что смотрели фильмы о войне, 64 % - что не встречались с ветеранами, 69 % - не читали книги о Великой Отечественной войне(далее, ВОВ), 69 % - что не посещали места боевой славы.
Российский университет дружбы народов - один из самых многонациональных вузов. Среди студентов и аспирантов - представители 450 национальностей и народностей более чем из 146 стран мира. Конечно, большинство студентов родом из Росси и республик так называемого постсоветского пространства. Война сплотила народы России, Белоруссии и Украины и др., но вопрос, насколько эти народы едины сейчас, лег в основу исследования, проведенного летом 2015 года «Представления о Великой Отечественной войне граждан России, Украины и Белоруссии: межпоколенческий срез (на примере студентов РУДН)». Так как исследование масштабное, мы приведем здесь лишь некоторые аспекты представлений российских студентов о Великой Отечественной войне. Всего в опросе приняли участие около 600 респондентов (100 из них - российские студенты).
Первым важным моментом исследования, на котором есть смысл остановиться, является типология представлений о Великой Отечественной войне, использованная в ходе опроса. Анализ проводился поэтапно.
На первом этапе был задан открытый вопроспросьба написать наиболее важные, по мнению респондента, события в истории России, далее анализировалось эмоциональное отношение к Великой Отечественной войне (ВОВ), то есть определялось место, которое данное событие занимает, по мнению респондента, в истории его страны. Таким образом, были получены две основные характеристики: «важная тема для человека» (если респондент, отвечая на вопрос, помещал ВОВ на 1, 2 или 3 строку) и «тема не вход ит в са асок самых важных исторических событий (4 и 5 строка или отсутствие события среди упомянутых).
На втором этапе анализировались исторические знания о ВОВ, которыми обладают респонденты. Для этой цели был задан открытый вопрос о да-
120
те начале ВОВ. Если респондент отвечал правильно, то его знания квалифицировались как «удовлетворительные», если неточно или неправильно - как «неудовлетворительные»
На третьем результирующем этапе была использована итоговая группировка / типология представлений о ВОВ: 1 группа, для которой «память о ВОВ как значимая ценность» (ВОВ - важная тема для человека, обладающего и знаниями о ней); 2 группа, для которой «память о ВОВ основана на эмоциях» (ВОВ - важная тема для человека, но знания о ней неполные); 3 группа - «скептики» (у которых ВОВ не входит в список важных исторических событий страны, но которые обладают знания о ней); 4 группа, представители которой были охарактеризованы как обладающие «историческим беспамятством» (у который ВОВ не входит в список важных исторических событий и которые не
обладают какими бы то ни было знаниями о ней).
По результатам опроса российских студентов из РУДН доминирует первая группа (66 %), в которой Победа в Великой Отечественной войне характеризуется как значимая ценность, 27 % -скептики, 2 % имеют представления о ВОВ, основанные на эмоциях, и представления 5 % могут быть охарактеризованы как «историческое беспамятство» (см. рис. 1). Так, 68 % российских студентов характеризуют тему Великой Отечественной войны как важную тему и 93 % обла-д а ют знаниями о ней.
Безусловно, подобная типология неисчерпывающая, но если исходить из заложенных в нее критериев - эмоциональное отношение к войне и исторические знания, то она достаточно показательна.
■ Память о ВОВ как значимая ценность ■ Память о ВОВ, основанная на эмоциях
■ Скептики ■ Историческое беспамятство
Рисунок 1 - Представления студентов из России о Великой отечественной войне
Представления о героизме. Респонд ентам были заданы вопросы «Назовите 3 ассоциации, которые возникают у Вас, когда Вы слышите слово «Герой» и «Приведите пример героического поступка». Эти вопросы задавались с целью посмотреть, насколько представления о героизме у студентов связаны с Великой Отечественной войной. 44 % всех данных ассоциаций по первому вопросу оказались связаны с ВОВ (остальные относились к личностные качества (55 %) , отдельным персоналиям, не связанным с ВОВ (20,2 %), или с чем-то другим (5,5 %). По второму вопросу: 27,3 % поступков оказались примерами из периода ВОВ (остальные поступки: 38,6 % - спасение других людей, 10,2 % -защита родины в невоенное время, 4,5 % - другое).
Таким образом, даже спустя более 70 лет после войны - она остается примером силы духа и героизма и для современной молодежи.
Отношение к ветеранам. Безусловно, отношение к ветеранам - важный компонент в русле
представлений о Великой Отечественной войне. Более 96 % респондентов считают, что ветераны ВОВ, являются примером настоящих героев, и лишь 1 % опрошенных полностью не согласны с данным утверждением (Ответы на вопрос «Как Вы считаете, являются ли ветераны ВОВ примером героев в настоящее время?»). Это говорит нам о крайне положительном отношении российских студентов к ветеранам.
Большинство респондентов из России (68 %) обязательно приняли бы участие и четверть опрошенных скорее бы поучаствовали во встрече с ветеранами (Ответы на вопрос: «Поучаствовали бы Вы во встрече с ветеранами Великой Отечественной войны, если бы у вас была такая возможность?»).
Далее был задан вопрос: «Как вы считаете, чувствуют ли ветераны Великой Отечественной войны уважение, благодарность и поддержку со стороны: 1) руководства России 2) людей Вашего поколения 3) людей поколения старше Вашего
4) людей поколен ия младше Вас.
121
Говоря об оценке отношения руководства России к ветеранам, российские студенты, не затруднившиеся ответить на данный вопрос, разбились на две равные части, одна из которых считает, что ветераны чувствуют уважение, благодарность и поддержку со стороны правительства, а вторая имеет совершенно противоположное мнение (по 45 %). Большая часть опрошенных студентов (54 %) считают, что ветераны скорее чувствуют уважение, благодарность и поддержку со стороны людей одного возраста с опрошенными (студенты). Более чем 80 % студентов из России считают, что люди старшего поколения проявляют уважение, благодарность и поддержку в адрес ветеранов. Треть опрошенных российских студентов (31 %) считают, что ветераны не чувствуют уважения, благодарности и поддержки со стороны людей, которые младше студенческого поколения. И только чуть больше десятой части опрошенных (13 %) ответили, что люди младшего поколения проявляют уважение, благодарность и поддержку по отношению к ветеранам.
Таким образом, можно констатировать наличие среди российского студенчества РУДН глубоко почтительного отношения к ветеранам и склонности к оценке уменьшения подобного отношения с уменьшением возраста (то есть студенты, считают, что люди, которые младше их, будут относиться к ветеранам уже не так уважительно).
Патриотические установки: Более 95 % гордятся своим историческим прошлым. И всего
4,6 % опрошенных ответили отрицательно на вопрос, гордятся ли они историческим прошлым России.
Далее был задан вопрос «Одни считают, что сегодня нужно обращаться к опыту патриотического воспитания советского времени. Другие считают, что в этом нет необходимости в современную эпоху. Какая точка зрения - первая или вторая - Вам ближе?». 75,5 % российский студентов считают, что советское воспитание оказывало большое влияние на патриотические
Литература:
1. Статья подготовлена в рамках инициативной НИР РУДН № 100231-0-000.
2. Левада-Центр. К 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Опрос от 19-23 марта 2010. URL: http:// www.levada.ru/ press/ 2010040102. html (дата обращения 20.04.2015).
3. Военное обозрение. Переписывание истории Второй мировой войны на Западе как признак становления «Четвёртого рейха». Дата публикации 30.03.2015. URL: http:// topwar.ru/ 71854-perepisyvanie-istorii-vtoroy-mirovoy-voyny- na- zapade-kak-priznak-stanovleniya-chetvertogo-reyha.html (дата обращения 28.04.2015)
4. ФОМ. Самые важные события российской истории: мнения россиян». Опрос от 20-21 сентября
взгляды, и в сегодняшнее время можно брать пример с тех времен.
Представления об итогах ВОВ. Анализируя ответы респондентов на вопрос «Кому, по вашему мнению, принадлежит основная заслуга в победе во Второй мировой войне?», мы получили следующие данные: более половины студентов из России (51,9 %) считает, что основная заслуга в победе во Второй мировой войне принадлежит Советскому народу, 33,3 % процента респондентов отметили, что основная заслуга принадлежит коалиции стран - а не только Советскому Союзу. Ответы на вопрос «Испытываете ли Вы сейчас чувство ненависти, мести по отношению к жителям стран, воевавших на стороне фашистской Германии против Советского Союза?» показывают, что более чем две трети респондентов - 70,4 % - не испытывают чувства ненависти или мести по отношению к жителям стран гитлеровской коалиции, а вот 13,9 % студентов такое чувство испытывают.
Этот небольшой обзор по результатам исследования представлений о Великой Отечественной войне российского студенчества показывает, что современная молодежь не забыла подвиг своих предков, и все часто звучащие утверждения о том, что современная молодежь заражена историческим беспамятством и превозносит Запад -беспочвенны, по крайней мере, если речь идет о студенческой молодежи.
В то же время, современность выдвигает проблемы межкультурных, межнациональных отношений, разрастающихся до глобальных размеров, на передний план: политические события с неизбежностью влияют на отношения народов стран, которые оказались задействованы в них [7]. Празднование 70-летия Победы, конечно, актуализировало эту тему и в российском обществе и во всем мире и, к сожалению, стало некоторым водоразделом, образовавшим исторический разлом в общественных представлениях, в оценке, интерпретации, уроках и собственно памяти об этих событиях
Literature:
1. Article is prepared within initiative NIR PFUR № 100231-0-000.
2. Levada-Center. The 65th anniversary of Victory in the Great Patriotic War., march, 19-23 2010. URL: http:// www.levada.ru/ press/ 2010040102. html (date of application 20.04.2015).
3. West rewriting the history of The II World War as a sign of becoming a «Fourth Reich», Military review, 30.03.2015. URL: http:// topwar.ru/ 71854-perepisyvanie-istorii-vtoroy-mirovoy-voyny-na- zapade-kak-priznak-stanovleniya-chetvertogo-reyha.html (date of application 28.04.2015)
4. FOM. The most important events of Russian history: the views of Russians, september, 20-21
122
2014 года. URL: http:// fom.ru/ Mir/ 11945. http:// fom.ru/Proshloe/11896 (дата обращения 11.05.2015)
5. ФОМ. 9 мая - народный праздник: мнения россиян. Опрос от 20-21 апреля 2012 года. URL: http://fom.ru/Proshloe/10430 (дата обращения
12.09.2015)
6. ВЦИОМ. О знании истории: мнения россиян». Опрос от 10-12 апреля 2014 года. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=114864 (дата обращения 21. 04.2015)
7. Пузанова Ж.В. Представления о современном мире граждан Беларуси, России и Украины: методические аспекты социологического исследования (на примере студентов РУДН) / Ж.В. Пузанова, Т.И. Ларина // Вестник РУДН. Серия Социология. 2015. № 4. С. 103-122.
2014. URL: http:// fom.ru/ Mir/ 11945. http:// fom.ru/ Proshloe/11896 (date of the application 11.05.2015)
5. FOM. May 9 - folk festival : the views of Russians, april, 20-21 2012. URL: http:// fom.ru/ Proshloe/10430 (date of the application 12.09.2015)
6. VCIOM. About knowledge of history: the views of Russians», april, 10-12 2014. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=114864 (date of the application 21. 04.2015)
7. Puzanova Z.V. Ideas of the modern world of citizens of Belarus, Russia and Ukraine: methodical aspects of sociological research (on the example of students of PFUR) / Z.V. Puzanova, T.I. Larina // Bulletin of Peoples friendship university of Russia. Series Sociology, 2015. № 4. P. 103-122.
123