БЕЛОПОЛЬСКАЯ Татьяна Николаевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры информационных образовательных технологий Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия Tatiana N. BELOPOL'SKAYA Cand. Sci. (Social Structure, Social Institutes and Processes), Assoc. Prof., Department of Educational Information Technology,
Kuban State University, Krasnodar, Russia dean@hist.kubsu.ru
Современное студенчество о Великой Отечественной войне
Статья посвящена выявлению степени осведомленности студентов Кубанского государственного университета об участии членов их семей и родственников в Великой Отечественной войне, о сохранении исторической памяти о военных событиях. В статье представлены данные анализа отношения студентов к событиям и героям Великой Отечественной войны. Некоторые данные представлены в сравнении с исследованием, проведенным в Кубанском государственном университете в 2000 году.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, ценностное отношение студентов, патриотизм, историческая память о событиях и героях Великой Отечественной войны.
Modern Students about the Great Patriotic War
The article focuses on the awareness of the students of the Kuban State University on the participation of their families and relatives in the Great Patriotic War, and the preservation of historical memory about the war. The article presents the data analysis of students' attitudes to the events and heroes of the Great Patriotic War. Some data are presented in comparison with the study conducted at the Kuban State University in 2000.
Keywords: Great Patriotic War, the value attitude of students, patriotism, historical memory of the events and heroes of the Great Patriotic War.
В 2015 году, в преддверии празднования семидесятой годовщины победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, Российским обществом социологов и кафедрой социологии Кубанского государственного университета был проведен социологический опрос 500 студентов в Кубанском государственном технологическом университете и Кубанском государственном университете с целью выявления их отношения к крупнейшим военным сражениям и военачальникам, определения степени участия членов семьи студентов в войне и сохранения исторической памяти о войне. Изучению феномена исторического сознания студенческой молодежи в предметной ориентации на события и факты Великой Отечественной войны было посвяще-
но исследование кафедры социологии Кубанского государственного университета, проведенное в 2000 году. Таким образом, мы имеем возможность сопоставления данных в интервале последних пятнадцати лет.
Отметим, что в преддверии 65-летия Победы подобное исследование проводилось на федеральном уровне [1].
По данным 2015 года, большинство студентов (88,7%) высказали мнение о том, что они проявляют неподдельный интерес к событиям Великой Отечественной войны. Приближающийся праздник 70-летия Победы воспринимается студентами как «Подвиг старших поколений, самоотверженность и любовь к Родине - пример для новых поколений», что отметили около 58% опрошенных.
НАСЛЕДИЕ исков
2015 № 1
Только 4% опрошенных считают, что факты героизма и самопожертвования времен войны не вызывают интереса и не ценятся современной молодежи.
Четвертая часть опрошенных собирается принять участие в демонстрации 9 мая, около 14% отметили, что они принимают активное участие в подготовке к празднованию 70-летия Победы или участвуют в различного рода конкурсах, посвященных этой дате, примерно 7% студентов будут встречаться с ветеранами и примерно такое же количество студентов будут участвовать в благотворительных мероприятиях, пожертвования от которых будут переданы ветеранам.
Семьи наших респондентов до сих пор хранят реликвии военных лет, на что указали 56% студентов, в том числе фотографии и награды хранятся в каждой третьей семье, около 10% хранят письма и вещи военных лет.
Согласно данным 2000 года, 77,5% опрошенных знают, что в их семье были участники войны, но только 25,5% хорошо осведомлены о военном прошлом своих родственников. По данным 2015 года, примерно такое же число респондентов (73%) указали на то, что их родственники принимали участие в событиях Великой Отечественной войны, в том числе 48,2% отметили, что участниками военных событий были их дедушки или прадедушки, 10,5% - бабушки или прабабушки, 14,0% - и дедушки и бабушки одновременно.
Данные по вопросу о том, как часто в семьях вспоминают о Великой Отечественной войне, за период 2000-2015 гг., практичеки не изменились - примерно пятая часть респондентов отметили вариант «часто», около половины - «редко», треть респондентов - «в знаменательные и памятные дни».
Опрос 2015 года показал, что студенты знают о военном прошлом своих родственников. В частности, респонденты осведомлены о том, кем служили их родственники (танкисты, партизаны, медработники, работа в тылу), об их ранениях или гибели и наградах.
Несколько человек указали, что их родственники дошли до Польши и Берлина, участвовали в битве за Сталинград, в операциях на Кавказе и на Кубани. Один из студентов написал, что его прадед принимал участие не
только в Великой Отечественной войне, но и в Японской войне.
Студенты испытывают чувство гордости за поколение освободителей, и характеризуют его представителей как мужественных, смелых, честных, сильных духом людей, настоящих патриотов, несущих ответственность за будущее своей страны. Многие студенты отмечают высокие моральные качества военного поколения, определяют его как «людей советского периода, воспитанных в духе коммунизма, патриотизма и повышенной гражданской ответственности», как «поколение отважных, повидавших чудовищные события, людей, перенесшее много потерь, с крепкой силой воли и крепким духом, переживших то, что мы и не можем представить». С другой стороны, некоторые респонденты отмечают, что поколение участников войны - «незащищенное, недооцененное и недостаточно уважаемое».
Около 68% респондентов отметили, что чувство патриотизма явилось одним из факторов, обеспечивших победу советского народа. Представляет определенный интерес выявить, что означает для современной молодежи быть патриотом России. Свыше 60% выбрали такие варианты ответа, как «Испытывать гордость за свою страну», «Уважать и знать историю России», «Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны», 45% отметили варианты «Испытывать чувство ответственности за происходящее в стране» и «Быть готовыми к самопожертвованию ради интересов страны». Пятая часть студентов определили варианты «Принимать участие в общественной и политической жизни страны», «Честно и добросовестно трудиться» и «Не уклонятся от службы в армии». Из общего числа опрошенных 24,4% называют себя патриотами, 59, 6% - скорее считают себя патриотами и только 4% не определяют в себе такое качество.
В вопросе «В чем проигрывал Советский Союз?» студенты отмечали внезапность нападения вражеских войск, недостаточный уровень подготовки к войне, отсталость СССР в объеме и качестве технического вооружения, в численности войск и их слабой подготовке, в отсутствии опыта военных действий и несогласованности в действиях войск.
В вопросе «В чем СССР оказался сильнее своих врагов?» студенты выделили, в первую очередь, качества советского народа, такие, как патриотизм, любовь к Родине и веру в победу, силу духа и мужество, сплоченность, объединение народа и помощь мирных жителей. Среди преимуществ Советского Союза респонденты указывают также ускоренную ориентацию промышленности на производство военной техники, талант советских военачальников, высокий уровень организации стратегии и тактики военных операций.
Среди крупнейших военачальников студенты чаще всего называют фамилии Сталина, Жукова, Рокоссовского, Ворошилова, Малиновского. Реже звучат имена Василевского, Плиева, Тимошенко, Еременко, Ефремова, Толбухина и других. Несколько человек к крупнейшим военачальникам отнесли А. Гитлера.
Студенты назвали решающие военные сражения Великой Отечественной войны, к которым они отнесли, в первую очередь, битву под Сталинградом, за Москву, за освобождение Ленинграда и за Берлин, Курскую Дугу. Реже отмечаются такие операции, как битвы под Киевом и на Висле, за освобождение Кавказа, Новороссийска и Севастополя.
Формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне зачастую определяется воздействием различных идеологических влияний. Таким образом, происходящие в памяти о войне изменения могут быть объяснимы теми акцентами, которые расставляют в памятных событиях властные структуры, общественное мнение, историческая наука, средства массовой коммуникации, художественная литература и произведения искусства. Известно, что представления о событиях войны современные молодые люди составляют на основе изучения истории Отечества в образовательных учреждениях, а также в ходе интерпретации художественных произведений. Данные опроса показали, что 58% студентов знакомы с фильмами о войне, которые были выпущены в советское время. Большая часть студентов знакома с такими классическими фильмами, как «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Батальоны просят огня», «Офицеры», «Брестская
крепость», «Семнадцать мгновений весны», «Молодая гвардия», «Василий Теркин», «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину».
Свыше 79% проявляют интерес к сравнительно недавно выпущенным фильмам, таким, как «Сталинград», «Мы из будущего», «Девятая рота», «Завтра была война», «Снайпер».
Не все фильмы несут достоверную информацию, реалистично и адекватно отображают военные события, и, как показал опрос, студенты чутко реагируют на такие процессы. Так, только 8,8% опрошенных считают, что «Современные фильмы наконец-то перестали приукрашать события и участников Великой Отечественной войны», 10% согласны с тем, что «Война и ее участники изображаются скорее негативно, что подрывает уважение к участникам войны». Около 75% полагают, что «Очевидно, была и такая война, новые поколения должны знать всю правду о войне», то есть выражают положительное отношение к адекватному воспроизведению военных событий.
Опрос 2015 года показал, что, по мнению студентов, Великая Отечественная война - это героическое прошлое нашего народа, доказательство его силы, героизма и беззаветной преданности Родине советского народа. Следует хранить память о войне и гордиться нашей победой.
Важнейшим компонентом исторической памяти является оценочно-ценностное отношение к прошлому, определяющее смысл исторических событий, отдельных личностей и предшествующих поколений. По данным опроса можно прийти к заключению о том, что за период 2000-2015 гг. мнение молодежи о значении победы советского народа в войне не претерпело существенных изменений. В своем большинстве респонденты согласны с такими высказываниями, как «Нам всегда нужно помнить о Великой Отечественной войне и гордиться нашей победой», «Великая Отечественная война - это героическое, славное прошлое нашего народа», «Великая Отечественная война - это доказательство силы и неистребимости нашего народа». Сравнительные данные представлены на Рисунке 1.
к .а х х
Ф
3 о ср
о
Чр
О4
100 80 60 40 20 0
ЗЗт
,49!
ВОВ-трагедия ВОВ-героизм ВОВ-жертвы и Память о ВОВ народа потери исчезает
□ 2015 г. □ 2000 г.
Рисунок 1. Ценностное отношение студентов к Великой Отечественной войне,
Позитивное отношение к истории Великой Отечественной войны определяется тем, что почти все опрошенные (свыше 91% по данным предшествующего и настоящего опросов) признали, что главную роль в разгроме фашизма сыграли героизм советского народа и его беззаветная преданность Родине. Кроме того, 93,6% студентов (62,2% -данные 2000г.) убеждены, что «СССР вынес на своих плечах основную тяжесть в борьбе против агрессоров во второй мировой войне». Значительность помощи союзников, осо-
бенно США, признают 21,6% респондентов (29,8% - данные 2000г.). Решающим фактором разгрома Германии по мнению 39,5% опрошенных (32,8% - данные 2000г.) является достигнутый в ходе войны уровень военно-технического производства СССР. С утверждением, что «Железная воля и твердый порядок, наведенный в стране Сталиным, стали важнейшим условием победы в Великой Отечественной войне» полностью согласны 39,6% студентов (31,8% - данные 2000 г.).
х
.о
X
X ф
3 о о.
40 35 30 25 20 15 10 5 0
¿328^
.2918
^±6
¿39тФ|
¿3194
Уровень военно-технического производства СССР
Помощь союзников
Роль Сталина
□ 2015 г. □ 2000 г.
Рисунок 1. Ценностное отношение студентов к причинам победы в Великой Отечественной войне, %
Подводя общие итоги анализа данных социологического опроса, обращенного к изучению исторической памяти студенческой молодежи о Великой Отечественной войне мы можем прийти к заключению о том, что ее содержание можно определить как фрагментарное, неконкретное, поверхностное. Эмоциональный компонент исторического
сознания явно довлеет над рациональным и фактическим, однако, память о войне сохраняет свое значения для ценностного самоопределения современной молодежи. Молодежь помнит о событиях и героях войны, о своих родственниках-участниках событий войны и тыла, а, значит, связь поколений не утрачена.
Использованная литература:
1. Современное российское студенчество: историческая память о Великой Отечественной войне и формирование патриотизма и гражданственности / под общей ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2011.
References:
1. Sovremennoe rossiyskoe studenchestvo: istoricheskaya pamyat o Velikoy Otechestvennoy voyne i formirovanie patriotizma i grazhdanstvennosti (The Modern Russian Students: the Historical Memory ofthe Great Patriotic War and the Formation of Patriotism and Citizenship), Vishnevskiy, Yu. R., Ed., Yekaterinburg: Ural'skiy Federal'nyy Universitet, 2011.
Полная библиографическая ссылка на статью:
Белопольская, Т. Н. Современное студенчество о Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] / Т. Н. Бе-лопольская // Наследие веков. - 2015. - № 1. - С. 105-109. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2015/07/2015_1_Belopolskaya.pdf (дата обращения дд.мм.гг).
Full bibliographic reference to the article:
Belopol'skaya T. N. Sovremennoe studenchestvo o Velikoy Otechestvennoy voyne (Modern Students about the Great Patriotic War), Naslediye Vekov, 2015, no. 1. pp. 105-109. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/07/2015_1_ Belopolskaya.pdf. Accessed Month DD, YYYY.