Научная статья на тему 'Памятники Великой Отечественной войны в восприятии краснодарцев'

Памятники Великой Отечественной войны в восприятии краснодарцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
782
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИЗВЕСТНОСТЬ / ЗНАЧИМОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / MONUMENTS / GREAT PATRIOTIC WAR / FAME / SIGNIFICANCE / IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Игорь Юрьевич

Исследование, ставшее основой данной статьи, было проведено на стыке городской антропологии и социологии. Анкетирование жителей Краснодара производилось для выявления их восприятия городских памятников и связанных с этими категориями антропологии города. Среди краснодарцев продолжает присутствовать сознание важности и значимости памятников. Знание о памятниках, полученное от старших родственников, и посещение памятников вместе с родственниками характеризуются как важные и престижные элементы социальной жизни. Память о Великой Отечественной войне, посвященным ей памятникам, значима как для коренных краснодарцев, так и для приезжих. Вместе с тем их значимость несколько менее велика для недавно приехавших в город молодых людей. Роль памятников, связанных с военными событиями, ко второй четверти XXI в. может ослабеть после ухода памяти о войне из живого семейного обихода. В связи с этим необходимы общественные молодежные структуры, которые бы помогали сохранять ее посредством волонтерской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Васильев Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monuments of the Great Patriotic War in the Perception of Krasnodarians

The study which became the basis of this article was carried out at the junction of urban anthropology and sociology. The questioning of the residents of Krasnodar was made to reveal their perception of urban monuments and the city's related anthropology concepts. Consciousness of the importance and significance of monuments continues to attend among Krasnodar residents. Knowledge of the monuments received from older relatives and visits to monuments together with relatives are characterized as important and prestigious elements of social life. The memory of the Great Patriotic War and monuments dedicated to it is significant both for the indigenous Krasnodar and for the newcomers. However, their significance is less for newly arrived young people. The role of monuments related to military events century can weaken to the second quarter of the 21th after the departure of the memory of the war from a living family life. In this regard, public youth structures are needed that would help preserve it through volunteer work.

Текст научной работы на тему «Памятники Великой Отечественной войны в восприятии краснодарцев»

ВАСИЛЬЕВ Игорь Юрьевич

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры

Кубанского казачьего хора, Краснодар, Россия Igor Yu. VASILYEV Cand. Sci. (National History), Senior Researcher, Research Center for Traditional Culture, Kuban Cossack Choir,

Krasnodar, Russia ivasee@mail.ru

Памятники Великой Отечественной войны в восприятии краснодарцев

Monuments of the Great Patriotic War in the Perception of Krasnodarians

Исследование, ставшее основой данной статьи, было проведено на стыке городской антропологии и социологии. Анкетирование жителей Краснодара производилось для выявления их восприятия городских памятников и связанных с этими категориями антропологии города. Среди краснодарцев продолжает присутствовать сознание важности и значимости памятников. Знание о памятниках, полученное от старших родственников, и посещение памятников вместе с родственниками характеризуются как важные и престижные элементы социальной жизни. Память о Великой Отечественной войне, посвященным ей памятникам, значима как для коренных краснодарцев, так и для приезжих. Вместе с тем их значимость несколько менее велика для недавно приехавших в город молодых людей. Роль памятников, связанных с военными событиями, ко второй четверти XXI в. может ослабеть после ухода памяти о войне из живого семейного обихода. В связи с этим необходимы общественные молодежные структуры, которые бы помогали сохранять ее посредством волонтерской работы.

Ключевые слова: памятники, Великая Отечественная война, известность, значимость, идентичность.

The study which became the basis of this article was carried out at the junction of urban anthropology and sociology. The questioning of the residents of Krasnodar was made to reveal their perception of urban monuments and the city's related anthropology concepts. Consciousness of the importance and significance of monuments continues to attend among Krasnodar residents. Knowledge of the monuments received from older relatives and visits to monuments together with relatives are characterized as important and prestigious elements of social life. The memory of the Great Patriotic War and monuments dedicated to it is significant both for the indigenous Krasnodar and for the newcomers. However, their significance is less for newly arrived young people. The role of monuments related to military events century can weaken to the second quarter of the 21th after the departure of the memory of the war from a living family life. In this regard, public youth structures are needed that would help preserve it through volunteer work.

Keywords: monuments, the Great Patriotic War, fame, significance, identity.

Памятники, монументы, городская скульптура играют большую роль в социальной жизни. Они во многом отражают мировоззрение, систему ценностей и предпочтений людей и одновременно формируют ее. Особенно это касается монументов, посвященных значимым историческим событиям, к которым едва ли не в первую очередь относится Великая Отечественная война.

В ходе подготовки к исследованию мы исходили из того, что городская антропология является комплексной дисциплиной, сочетающей элементы традиционной этнографии/ этнологии, социологии, политологии и т. п. Набор принципов и методов городской антропологии нередко зависит от цели и задачи конкретного исследования [14, с. 7-210]. В соответствии с идеями Ю. Хабермаса, П. Нора, А. Ассман памятник является местом кристаллизации и сохранения общественной и личной памяти, на основе которой происходит консолидация общества [2]. Он может рассматриваться как идеологический символ, как элемент, формирующий эстетико-пси-хологический настрой городского ансамбля, своеобразный не всегда артикулируемый контекст, имеет как скульптурную, так и архитектурную составляющую [6, с. 420-429]. Специально проблема памятников (в том числе участникам Великой Отечественной войны) и символической специфики вечного огня рассматривается в статье С. Б. Адоньевой «Ритуальные площадки». В ней автор указывает на древнейший символизм священного огня, необходимостью увековечивания поступка, связанного с самопожертвованием ради соотечественников, потомков; значимость посещения таких мест рассмотрена в контексте восточнославянского обычая посещения кладбища невестой-сиротой [1].

В работе Н. Конрадовой и А. Рылевой «Герои и жертвы. Мемориалы Великой Отечественной» рассматривается эволюция как внешнего устройства памятников Великой Отечественной войне, так и их смысловой нагрузки, идейного восприятия, отношения представителей разных поколений [8]. Статья А. Ваньке и Е. Полухиной посвящена конкретным объектам, Вечному Огню в Александровском саду г. Москвы и Могиле неизвестного

солдата у Кремлевской стены. Они показаны как значимые «места памяти» и «публичные места», из числа тех, что являются важными для поддержания национальной и гражданской идентичностей [2]. В работах Д. В. Громова разработан вопрос свадебной символики памятников героям Великой Отечественной. Это и связь символизма с посещением брачу-ющимися сиротами могил родителей (обычай начало вводить поколение детей участников войны), связь обычая с архетипами плодородия, лидирование памятников героям Великой Отечественной войны среди посещаемых молодоженами мест [5, с. 28-39]. Политологический аспект различных памятников на Юге России рассматривается в работах Е. Ф. Крин-ко и Т. П. Хлыниной [15, с. 256-280].

В 2014 г. в рамках проекта нами было проведено анкетирование жителей Краснодара для выявления их восприятия городских памятников и связанных с ними категорий антропологии города. Анкета содержала вопросы о степени известности памятников, об отношении к ним, об ассоциируемых с ними обрядовых практиках. В опросе приняло участие 52 человека разного возраста (от школьников до пенсионеров) и разных профессий - члены творческих союзов, работники культуры, торговли, сферы услуг, охранных структур и т. д.; всего 12 мужчин и 40 женщин. Значительное количество ответов относилась к монументам, посвященным Великой Отечественной войне [9].

В конце 2015 г. профессором Кубанского государственного университета А. В. Барановым проводилось анкетирование по развернутой социологической программе «Знание о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне, на Северном Кавказе» (координатор - И. В. Реброва). Было опрошено 44 студента: 25 женщин, 18 мужчин, в одном случае пол не указан, в возрасте от 17 до 24 лет [10].

По той же программе в июне-июле 2016 г. в Кубанском государственной политехническом университете Н. В. Майгур и А. А. Купав-ской и в Краснодарской городской библиотеке имени Н. А. Некрасова Н. Ф. Лободыревой было проведено анкетирование студентов и преподавателей вуза, работников и посетителей би-

блиотеки. Было опрошено 46 человек, 24 мужчины и 26 женщин. Из них 35 в возрасте от 17 до 24 лет; 2 - от 25 до 35 лет; 3 от 36 до 45 лет; 2 от 45 до 55 лет; 3 от 56 до 65 лет [11]. Всего по двум видам анкет и программ опросом было охвачено 132 человек.

В качестве известных памятники, посвященные Великой Отечественной войне, назвало большинство опрошенных по первому виду программы. Среди них монумент летчикам, принимавшим участие в битве за Кубань

- 1 респондент, памятник погибшим в боях за освобождение Кубани - 1, жертвам фашизма

- 2, летчику Покрышкину - 3, Вечный огонь

- 8. Памятник неизвестному солдату - 3, памятник Победы - 2, памятник героям ВОВ - 2, маршалу Жукову - 4, жителям Краснодара, замученным в душегубках - 1, памятник «катюше» - 1, памятные доски на домах героям ВОВ

- 1. Памятник воину - освободителю - 1. Всего тридцать респондентов [11]. Это связано как с весьма большим числом этих памятников, так и с их общественной значимостью, о которой речь пойдет ниже. Почти все (39) из опрошенных студентов когда-либо посещали памятники, посвященные Великой Отечественной войне [12].

Краснодарцы нередко определяли памятники, связанные с событиями Великой Отечественной войны, как важнейшие монументы города. Самым важным назвали памятник в честь освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков - 1, памятник Победы -1, Вечный огонь - 3, памятник умерщвленным в газовых камерах - 1, расстрелянным военнопленным - 2, маршалу Жукову - 3, героям войны - 1. Они составляют вторую по численности группу самых важных памятников (11 названных памятника), после памятника Екатерине Великой [13]. Таким образом, наиболее значимыми жители Краснодара считают памятники, посвященные основанию города и Великой Отечественной войне. По мнению исследователей современной городской антропологии, памятники основателям городов одновременно с памятниками, связанными с Великой Отечественной войной выступают как «покровители места / группы». В целом по России они очень часто оказываются самыми значимыми для жителей разных регионов [5,

с. 18]. Абсолютно все опрошенные студенты КубГУ и КубГТУ упомянули высокую значимость памятников в пропаганде патриотизма. Они же отметили огромную значимость памятников как места сохранения и поддержания исторической памяти, места, где чтят память ветеранов войны и погибших родственников. Одновременно значимость памятников архитектурных объектов, мест проведения различных мероприятий отметили немногие (см.: [9] [10]).

О важности и значимости памятников, посвященных Великой Отечественной войне информанты порой говорили очень эмоционально: «И казачество было, Екатеринодар-ская крепость была! Голод был страшный, это в тридцать третьем! А потом война, оккупанты были, гитлеровцы. Сколько людей ни за что ни про что подушили. И летчики наши были, геройские красноармейцы!» [9]. Некоторые из опрошенных особо отмечают памятники жертвам гитлеровского террора, особенно замученным в душегубках. Это страшное событие до сих пор сохраняется в памяти людей, в том числе среднего и молодого возраста [9]. Память о Великой Отечественной войне, неотъемлемая часть исторической картины мира краснодарцев, одна из самых основных. А материальные памятники в честь событий поддерживают картину мира, защищают от деформации (см.: [1] [6]).

Молодожены очень часто отправляются к Вечному огню - 20, также посещают памятник воину-освободителю - 2, памятник погибшим в годы ВОВ жителям Краснодара - 3, замученным в душегубках - 1, памятник 46 армии в Краснодаре - 1 [10]. Памятники героям Великой Отечественной войны - самые популярные объекты посещения молодоженами из всех монументов Краснодара. Это в целом совпадает с общероссийской тенденцией. Можно предположить, что памятники героям Великой Отечественной воспринимаются как памятники покровителям данной местности (населенного пункта), а также как символические погребения предков, у которых необходимо испросить разрешение на брак и которые будут ему покровительствовать [3, с. 28-39]. Показательно, что Вечный огонь на ул. Северной упомянуло как известный большинству

опрошенных студентов КубГУ (32) и половина (22) хотя бы раз его посещала [9]. Самым популярным этот памятник оказался и для студентов КубГТУ (34) [10]. Среди прочих наиболее известных и популярных памятников называют те, которые расположены в людных местах, вблизи мест отдыха и учебы студентов, такие, например, как памятник А. И. Покрышкину, памятник студентам КубГТУ погибшим на фронтах Великой Отечественной [10].

Самыми популярными назвали памятники, посвященные Великой Отечественной войне пятеро респондентов. Причем четверо - Вечный огонь на ул. Северной, и один памятник воину-освободителю, что неудивительно. Вечный огонь - это публичное место памяти, значимое для поддержания таких масштабных идентичности как «русский», «россиянин», «кубанец», «краснодарец». Рядом с Вечным огнем нередко проводятся различные значимые официальные мероприятия. Гипотетически можно перекинуть мостик к единству современников, носителей этих идентичностей, со своими предками, участниками Великой Отечественной. В свою очередь, предки, в соответствии с восточнославянской традицией, должны выступать свидетелями и покровителями при заключении брака между молодоженами. Таким образом, Вечный Огонь на ул. Северной в городе Краснодаре - значимое место для поддержания единства жителей: общественного, синхронного и диахронного, социального и личного, что согласуется с традиционными архетипи-ческими представлениями об огне как центре, объединяющем людей, огне-посреднике (см.: [2] [4, с. 502-526]).

Среди основных обрядовых действий в отношении памятников Великой Отечественной респондентами было названо возложение цветов и венков в дни памятных дат [10].

Негативное отношение к памятникам в честь Великой Отечественной Войны фиксируется всего два раза в отношении памятников - «Зенитка» и «Девочка и солдат» [10]. Названная причина - неуклюжесть, плохая сочетаемость с ландшафтом, несоответствие их эстетического уровня и месторасположения с общественно-значимым символизмом. Эти памятники - одни из наименее известных [8].

Памятники, посвященные Великой Отечественной войне, занимают в городе Краснодаре одно из самых важных мест в общественной сфере (см.: [9] [10]), они очень важны для формирования и поддержания масштабных социально-политических идентичностей горожан (национальной, гражданской). Эти памятники также играют первостепенную роль в свадебной обрядности краснодарцев. Особенно в этом плане выделяется главный городской мемориал с Вечным огнем. Памятники, посвященные Великой Отечественной войне, в целом не относятся к сфере индивидуального, к сфере рекреации. Исключением тут является свадебная обрядность. Именно ей обязан своей популярностью Вечный огонь на ул. Северной. То, как он сочетает сферы общественного и индивидуального, личного делает его уникальным в ряду современных гражданских памятников [7, с. 420-427].

Какова значимость памятников, посвященных Великой Отечественной войне для молодежи? В большинстве случаев (51) у опрошенных студентов кто-либо из родственников участвовал в войне и/или погиб в ней. При этом большинство опрошенных студентов (59) памятники специально не посещают или посещение происходит по праздникам в составе организованных групп (58), посещение по выходным фиксируется в одном случае, так один студент участвовал в уборке территории памятника как волонтер.

В целом осознание важности и значимости памятников продолжает присутствовать. Позиционируется как важное и престижное знание о памятниках, полученное от старших родственников, посещение памятников вместе с родственниками. Считается престижным также интересоваться тем, в честь кого они установлены. Двое из троих респондентов, сообщивших об участии в акции «Бессмертный полк», особо подчеркнули, что участвовали в ней вместе с родственниками. Причастность к памяти о Великой Отечественной войне, особенно на уровне семьи, продолжает быть весьма значимой для ощущения себя в качестве полноценного члена общества.

При этом для молодежи родственники-участники войны в основном уже относятся к поколению прадедов, возрастной группы,

Наследие веков

2017 № 2

мало известной или попросту лично не знакомой своим правнукам. Для молодежи подобные представления в большей степени имеют абстрактный характер, и в большей степени относится к разряду «парадных ценностей». Те же респонденты, которые говорили о значимости посещения памятников в честь Великой Отечественной вместе с родственниками, в предыдущем блоке вопросов указывали, что бывают рядом с памятниками, только случайно проходя мимо, либо в ходе официальных мероприятий [9].

Память о Великой Отечественной войне, посвященным ей памятникам, значима как для коренных краснодарцев, так и для приезжих. Она относительно менее значима для недавно приехавших в Краснодар людей в возрасте от 17 до 24 лет [10].

Памятники, посвященные Великой Отечественной войне - одни из самых символиче-

Использованная литература:

1. Адоньева С. Б. Ритуальные площадки [Электронный ресурс] // Русский фольклор в современных записях. URL: http://folk.ru/Research/adonyeva_ritual_ plostch.php (дата обращения 27.01.15).

2. Ваньке А., Полухина Е. Вечный огонь в Александровской саду как публичное место памяти // ИНТЕР. 2014. Т. 1. № 8. С. 36-51.

3. Громов Д. В. Посещение достопримечательностей как часть современного свадебного обряда // Традиционная культура. 2008. № 2. С. 28-39.

4. Громов Д. В. Свадебные достопримечательности»: ландшафт и современные молодежные обряды перехода // Очерки русской народной культуры. М.: Наука, 2009. С. 502-526.

5. Громов Д. В., Громова А. В. Магическое мировосприятие в символике мест исполнения желаний // Ситуация постфольклора: городские тексты и практики. М.: Форум, 2014. С. 17-19.

6. Конрадова Н. Рылева А. Герои и жертвы, Мемориалы Великой Отечественной [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. Депаты о политике и культуре. 2005. № 2-3. URL: http://magazines.russ.ru/ nz/2005/2/ko16.html (дата обращения 27.01.15).

7. Лурье В. Ф. Памятник в городе: ритуально-мифологический аспект // Современный городской фольклор. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2003. С. 420-429.

8. Результаты анкетирования «Памятники города Краснодара», 2014 г., анкеты № 1-52, исследователь Васильев И. Ю.

9. Результаты анкетирования «Знание о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне, на Северном Кавказе», 2015 г., анкеты № 1-44, исследователь Баранов А. В.

ски наполненных для горожан объектов. Они также глубоко связаны с традиционной символикой, архетипами, которые часто не реф-лексируются, но неосознанно воспроизводятся современными людьми. Память о Великой Отечественной войне является одной из основных ценностей, сохраняющих национальную идентичность русских и гражданскую идентичность россиян, выводят локальную (городскую, семейную) идентичности на общегражданский (этнический) уровень.

Однако эта роль может ослабеть ко второй четверти XXI в. после ухода памяти о войне из живого семейного обихода. Вероятно, необходимы общественные молодежные структуры, которые бы помогали сохранять ее, проводить волонтерскую работу и пр. Например, крайне желательна популяризация посредством этих структур акции «Бессмертный полк».

References:

1. Adon'eva, S. B., Ritual'nye ploshchadki (Ritual Grounds), in Russkiy fol'klor v sovremennykh zapisyakh, URL: http://folk.ru/Research/adonyeva ritual plostch.php. Accessed January 27, 2015.

2. Van'ke, A. and Poluhina, E., Vechnyy ogon' v Aleksandrovskom sadu kak publichnoe mesto pamyati (The Eternal Flame in the Alexander Garden as a Public Place of Memory), in INTER, 2014, vol. 1, no 8, pp. 36-51.

3. Gromov, D. V., Poseshchenie dostoprimechatel'nostey kak chast' sovremennogo svadebnogo obryada (Sightseeing as Part of the Modern Wedding Ceremony), Tradicionnaya kul'tura, 2008, no. 2, pp. 28-39.

4. Gromov, D. V., "Svadebnye dostoprimechatel'nosti": landshaft i sovremennye molodezhnye obryady perekhoda ("Wedding places": Landscape and the Contemporary Youth Rites of Passage), in Ocherki russkoy narodnoy kul'tury, Vlasova, I.V., Ed., Moscow: Nauka, 2009, pp. 502-526.

5. Gromov, D. V. and Gromova, A. V., Magicheskoe mirovospriyatie v simvolike mest ispolneniya zhelaniy (The Magical Worldview in the Symbolism of the Places of Execution of Desires), in Situaciya postfol'klora: gorodskie teksty i praktiki, Moscow, 2014, pp.17-19.

6. Konradova, N. and Ryleva, A., Geroi i zhertvy, Memorialy Velikoy Otechestvennoy (The Heroes and Victims, Memorials of the Great Patriotic War), in Neprikosnovennyy zapas. Depaty o politike i kul'ture, 2005, no 2-3. URL: http:// magazines.russ.ru/nz/2005/2/ko16.html. Accessed January 27, 2015.

7. Lur'e, V. F., Pamyatnik v gorode: ritual'no-mifologicheskiy aspekt (The Monument in the City: Ritual and Mythological Aspect), in Sovremennyy gorodskoy fol'klor, Moscow: Rossiyskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet, 2003, pp. 420-429.

10. Результаты анкетирования «Памятники города Краснодара», 2014 г., анкеты № 1, 5, 7, 8, 10, 18, 19, 21, 24, 26, 37, исследователь Васильев И. Ю.

11. Результаты анкетирования «Знание о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне на Северном Кавказе», 2015 г., анкеты № 1-46, исследователи Майгур Н. В, Купавская А. А., Лободырева Н. Ф.

12. Результаты анкетирования «Знание о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне, на Северном Кавказе», 2015 г., анкеты № 1-44, исследователь Баранов А. В.

13. Результаты анкетирования «Памятники города Краснодара», 2014 г., анкета № 49, исследователь Васильев И. Ю.

14. Форум «Исследования города» // Антропологический форум. 2012. № 12. С. 7-210.

15. Хлынина Т. П., Кринко Е. Ф. История, политика и нациестроительство на Северном Кавказе. Ростов н/Д.: Изд-во Южного научного центра РАН, 2014. С. 256-280.

8. Rezul'taty anketirovaniya "Pamyatniki goroda Krasnodara", 2014 god, ankety № 1-52, issledovatel' Vasil'ev I. Yu. (The Results of the Survey "The Monuments of the City of Krasnodar", 2014, Questionnaires nos. 1-52, Researcher Vasiliev, I. Yu.).

9. Rezul'taty anketirovaniya "Znanie o pamyatnikah, posvyashchennyh Velikoy Otechestvennoy voyne, na Severnom Kavkaze", 2015god, ankety № 1-44, issledovateli Baranov A.V. (The Results of the Survey "Knowledge about the Monuments Dedicated to the Great Patriotic War in the North Caucasus", 2015, Questionnaires nos. 1-44, Researcher Baranov A. V).

10. Rezul'taty anketirovaniya «Pamyatniki goroda Krasnodara», 2014 god, ankety №№ 1, 5, 7, 8, 10, 18, 19, 21, 24, 26, 37 issledovatel' Vasil'ev I.Yu. (The Results of the Survey "The Monuments of the City of Krasnodar",

2014, Questionnaires nos. 1, 5, 7, 8, 10, 18, 19, 21, 24, 26, 37, Researcher Vasiliev, I. Yu.).

11. Rezul'taty anketirovaniya «Znanie o pamyatnikah, posvyashchennyh Velikoj Otechestvennoj vojne, na Severnom Kavkaze», 2015 god, ankety № 1-46, issledovateli Maygur N.V, Kupavskaya A.A., Lobodyryova N.F. (The Results of the Survey "Knowledge about the Monuments Dedicated to the Great Patriotic War, in the North Caucasus",

2015, Questionnaire No. 1-46, Researchers Maygur, N. V., Kopavskaya, A. A., Lobodaeva, N. F.).

12. Rezul'taty anketirovaniya "Znanie o pamyatnikah, posvyashchennyh Velikoy Otechestvennoy voyne, na Severnom Kavkaze", 2015god, ankety № 1-44, issledovateli Baranov A.V. (The Results of the Survey "Knowledge about the Monuments Dedicated to the Great Patriotic War, in the North Caucasus", 2015, Questionnaires nos. 1-44, Researcher Baranov, A. V.).

13. Rezul'taty anketirovaniya «Pamyatniki goroda Krasnodara», 2014 god,, anketa № 49, issledovatel' Vasil'ev I.Yu. (The Results of the Survey "The Monuments of the City of Krasnodar", 2014, Questionnaire no. 49, Researcher Vasiliev, I. Yu.).

14. Forum "Issledovaniya goroda" (The Forum "Exploring the City"), Antropologicheskiy forum, 2012, no. 12, pp. 7-210.

15. Hlynina, T.P. and Krinko, E.F., Istoriya, politika i naciestroitel'stvo na Severnom Kavkaze (History, Politics and Nation Building in the North Caucasus). Rostov-on-Don:. Izdatel'stvo Yuzhnogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy Akademii nauk, 2014, pp. 256-280.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Васильев, И. Ю. Памятники Великой Отечественной войны в восприятии краснодарцев [Электронный ресурс] / И. Ю. Васильев // Наследие веков. - 2017. - № 2. - С. 69-74. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2017/06/2017_2_Vasilev.pdf (дата обращения дд.мм.гг).

Full bibliographic reference to the article:

Vasilev, I. Yu., Pamyatniki Velikoy Otechestvennoy voyny v vospriyatii krasnodartsev (Monuments of the Great Patriotic War in the Perception of Krasnodarians), Nasledie Vekov, 2017, no. 2, pp. 69-74. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2017/06/2017_2_Vasilev.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.