Научная статья на тему 'Проектная деятельность как ресурс для сохранения исторической памяти'

Проектная деятельность как ресурс для сохранения исторической памяти Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1013
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / МИФОТВОРЧЕСТВО / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / МЕСТА ПАМЯТИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / HISTORICAL MEMORY / TRADITIONAL VALUES / MYTH-MAKING / COLLECTIVE MEMORY / HISTORICAL RECONSTRUCTION / PLACES OF MEMORY / THE GREAT PATRIOTIC WAR / IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волкова Татьяна Сергеевна, Хованская Анастасия Владимировна

Противостояние информационной агрессии и российской исторической памяти невозможно без объективной информации об отражении образов исторических событий в сознании российского студенчества. В данной статье рассматриваются различные подходы к пониманию термина «историческая память». Анализируются проблемы функционирования исторической памяти молодежи. Представлены результаты теоретических и эмпирических социологических исследований проблем функционирования исторической памяти (региональные и социальные аспекты) в жизни студентов. Презентуется эвристический и социальный потенциал коллективной проектной деятельности по сохранению исторической памяти в отношении Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT ACTIVITY AS A RESOURCE FOR THE HISTORICAL COMMEMORATION

The article deals with the issue of forming the image of the Great Patriotic War in the minds of modern Russian students. This article considers the different approaches to the understanding of the term of “historical memory”. The problem of the functioning of the historical memory of youth is considered in the article. As a result of theoretical and empirical sociological analysis of the problem the regional and social aspects of the functioning of historical memory in life of the students are identified. The authors present the possibility of collective project activities for the historical commemoration in relation to the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как ресурс для сохранения исторической памяти»

УДК 304: 930.2:908:1+37

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС

ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Т.С. Волкова, А.В. Хованская1

1 Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, грант Д-26/001

Аннотация. Противостояние информационной агрессии и российской исторической памяти невозможно без объективной информации об отражении образов исторических событий в сознании российского студенчества.

В данной статье рассматриваются различные подходы к пониманию термина «историческая память». Анализируются проблемы функционирования исторической памяти молодежи. Представлены результаты теоретических и эмпирических социологических исследований проблем функционирования исторической памяти (региональные и социальные аспекты) в жизни студентов. Презентуется эвристический и социальный потенциал коллективной проектной деятельности по сохранению исторической памяти в отношении Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: историческая память, традиционные ценности, мифотворчество, коллективная память, историческая реконструкция, Места памяти, Великая Отечественная война, идентичность.

THE PROJECT ACTIVITY AS A RESOURCE FOR

THE HISTORICAL COMMEMORATION

T. Volkova, A. Khovanskaya

Abstract. The article deals with the issue of forming the image of the Great Patriotic War in the minds of modern Russian students. This article considers the different approaches to the understanding of the term of “historical memory”. The problem of the functioning of the historical memory of youth is considered in the article. As a result of theoretical and empirical sociological analysis of the problem the regional and social aspects of the functioning of historical memory in life of the students are identified. The authors present the possibility of collective project activities for the historical commemoration in relation to the Great Patriotic War.

Keywords: historical memory, traditional values, myth-making, collective memory, historical reconstruction, places of memory, the Great Patriotic War, identity.

Проблемы, связанные с восстановлением, сохранением, ретрансляцией исторической памяти достаточно популярны в современной российской историографии. Статистика, представленная в базе РИНЦ за последние пять лет (2010 - 2014 гг.), свидетельствует, что ежегодно исследователи публикуют от 100 до 150 статей по этой тематике. Рассматривая содержательную сторону публикаций нельзя не заметить, что категориально этот конструкт практически не разработан. Часть исследователей рассматривает его в дискурсе ценностей. В качестве примера можно привести публикации А.Н. Лебедева [7], Р.М. Николаева [9], С.И. Быковой [2]. Другие анализируют концепт «историческая память» с точки зрения мифа и мифотворчества [12]. Третьей группе исследователей интересна взаимосвязь исторической памяти с процессом самоидентификации этносов [1, 3, 5, 9, 11]. Взаимосвязь и взаимовлияние исторической памяти и личного исторического опыта -

сфера исследовательского интереса В.В. Нурковой [10]. И, наконец, самая многочисленная группа ученых исследует историческую память в ракурсе государственной политики в сфере образования [1, 6, 8].

Все перечисленные позиции, с нашей точки зрения, на данный момент нельзя считать эвристически продуктивными, так как они не позволяют охарактеризовать суть концепта, то есть его отличие от таких понятий, как «социальная память», «культурная память». Возможно, что преодоления столько очевидной

разноголосицы во мнениях относительно исследуемого концепта лежит в плоскости практикоориентированных исследований, которые могут расширить эмпирический материал для последующего

теоретизирования. В качестве примера подобного исследования, решающего одновременно научные, социальные и

воспитательные задачи, может быть представлен проект «Великая Отечественная война в самоидентификации русского народа: мифологизация или новое обретение ценностей (на примере региональной культуры)», осуществленный авторами статьи в 2014 г. [4]. Научная проблема, реализуемая в проекте, находится в поле

междисциплинарных исследований и нацелена на решение триединой задачи: сохранение, ретрансляция и визуализация коллективной исторической памяти.

Исследование проблем памяти о Великой Отечественной войне велось в следующих плоскостях: философского осмысления

человеческого опыта в контексте локальных сообществ; социальных практик накопления опыта разрешения конфликтов и предотвращения социальной деформации в настоящем; политических процессов, связанных с конструированием национальной идентичности; исторической реконструкции фактов, портретов и событий, до сих пор являющихся лакунами в отечественной науке (в частности, в рамках конкретного социокультурного и географического пространства). Параллельно авторы проекта ставили перед собой следующие социально значимые практические задачи: разработать и апробировать методики, позволяющие в простых формах восстанавливать

историческую память о Великой Отечественной войне у людей разного возраста, социального статуса, общего культурного уровня; способствовать укреплению и расширению базы для межпоколенческих социальных контактов; содействовать упрочению связей между гражданским обществом и органами государственного управления в решении социально значимых проблем; использовать для решения вышеперечисленных задач те информационные технологии, которые прочно вошли в повседневную жизнь россиян.

Привлечение к данному исследованию студентов (как субъектов и одновременно объектов исследования), с точки зрения авторов проекта, целесообразно и актуально, так как способствует выявлению существенных компонентов

самоидентификации той части молодежи, из которой в ближайшем обозримом будущем будет рекрутироваться политическая и экономическая элита (во всяком случае регионального уровня). Так что начинать необходимо с исследования актуального

состояния исторической памяти в референтной социальной группе.

Анкетирование, которое было проведено с участниками проекта (в анкетировании приняли участие 350 студентов первых курсов семи государственных вузов г. Перми (ПГНИУ, ПГНИПУ, ПГГПУ, ПГСХА, ПГАИК, ПГМА, ПГФА)), показало несомненный интерес респондентов как к истории России, так и проблеме сохранения исторической памяти. Безразличие к этим проблемам продемонстрировали только 4,1%

опрошенных. Как показала фокус-группа, студенты склонны оценивать состояние исторической памяти относительно событий Великой Отечественной войны в своей социальной группе как критическое. Однако эта эмоциональная оценка не соответствует действительности. На самом деле Места памяти (П. Нора (фр. историк) интерпретирует «Места памяти» как единство духовных и материальных артефактов - памятники (культуры и природы), праздники, эмблемы, торжества в честь людей или событий, прощальные, погребальные речи, похвальные слова) и артефакты, а также связанные с ними коммеморации оказались хорошо известными 80,3% участникам анкетирования. Другое дело, что информанты рассказали только о Местах памяти, территориально

расположенных вблизи родительского дома или школы, которую они оканчивали. Показательно, что ни один из опрошенных не назвал ни одного артефакта, расположенного на территории вузов, в которых они обучаются. Таким образом, можно предположить, что обеспокоенность студенческой молодежи относительно исторической памяти жителей региона и главным образом собственной памяти связана с её объемом и глубиной.

С другой стороны, тревожность респондентов не беспочвенна. Во-первых, по подсчетам общественных организаций Пермского края на территории этого субъекта находится более девятисот Мест памяти, связанных с Великой Отечественной войной, а известными («популярными») для прошедших анкетирование, оказались 143 объекта. Во-вторых, на данный момент образовательные и культурные учреждения Пермского края используют культурно-историческое наследие фрагментарно и бессистемно, что неизбежно приведет в обозримом будущем к ожидаемым молодежью потерям, забыванию, забвению, потере смыслов. В-третьих, в отношении памяти о Великой Отечественной войне

следует иметь в виду, что (как показал проект) подавляющее число респондентов уже не хранит материальных свидетельств об этом событии в семейных архивах. А дедушки и бабушки сегодняшних студентов, которые традиционно в российских семьях являются хранителями устных семейных преданий, сами участниками событий прошедшей войны уже не являются.

Организованный проезд волонтеров (более ста человек) по Пермскому краю (в восемьдесят населенных мест) с целью сбора, уточнения информации об артефактах показал, что ранее созданные объекты находятся в хорошем (по определению волонтеров) состоянии, а именно: постоянно

реставрируются или модифицируются, обустраиваются. Занимаются этим как местные органы государственной власти, так и население.

Изученные волонтерами в населенных местах Пермского края Места памяти были зафиксированы на «Яндекс. Народная карта». Она (карта) рассматривается организаторами проекта не только как дополнительный и современный источник, репрезентующий полученную информацию в наиболее удобной для потенциального потребителя форме, но и как база для дальнейшего мониторинга востребованности Мест памяти (различение реальных и номинальных объектов).

Нельзя не отметить появление в последнее десятилетие новых Мест памяти, посвященных Великой Отечественной войне, причем на средства и по инициативе самих граждан. Очевидно, что это прямое свидетельство заинтересованности граждан не в формировании новой национальной (культурной) идентичности, о которой любят говорить политики и идеологи, а в сохранении того, что уже является базой для самоидентификации. Как удалось выяснить, подавляющее большинство Мест памяти, находящихся на территории Пермского края и связанных с Великой Отечественной войной, востребованы и функционируют

круглогодично. Люди приходят туда не только 9 мая или 22 июня, но также 1 сентября и 1 мая. Если проанализировать полученные волонтерами данные об официальных мероприятиях, связанных в настоящее время с Местами памяти, то здесь не появилось ничего нового, отличного от того, что сложилось в ХХ веке. К торжественным мероприятиям можно отнести: парады (военные, военно-

технические, кадетские, Бессмертного полка); Минуты памяти (молчания); Вахты памяти;

митинги (с поздравлениями и выступлениями ветеранов); зажжение Вечного огня (Свеча памяти); Почетные караулы; линейки. К культурным мероприятиям - смотры строя и песни, концерты. Кроме того, в этих местах проводятся спортивные мероприятия и эстафеты.

Посещение Мест памяти входит в ритуал проведения современных свадеб и выпускных вечеров. Таким образом, жители региона продолжают встраивать важнейшее для них историческое событие семидесятилетней давности в контекст личных и семейных историй. С точки зрения социализации важно, что Места памяти служат удобной территорией для поддержания и укрепления социальных связей и обмена информацией для представителей различных поколений. Казалось бы, востребованность Мест памяти в обозначенном регионе - неоспоримое свидетельство отсутствия серьезных проблем, связанных с состоянием исторической памяти. Однако сами 74,3%, волонтеров-участников проекта считают, что поддерживать историческую память «в тонусе» необходимо постоянно, иначе, как выразился один из опрошенных студентов, «история может повториться (все идет по спирали) и мы должны быть готовы». Для этой цели респонденты предлагают использовать: «чтение лекций», «демонстрацию

документальных фильмов», «организацию походов в музеи», «проведение уроков мужества в школах», «митинги», «чтение литературы», «обсуждение (темы) с близкими и родными людьми, работу по сохранению и реставрации памятников и мемориалов», «борьбу с расизмом и фашизмом», «пресечение уродования памятников граффити», «увеличение количества часов на историю», «воспитание любви к Родине», «почитание памяти воинов», «поиск мест захоронений».

Нельзя не заметить, что среди перечисленных молодыми людьми форм и направлений активации памяти о Великой Отечественной войне, нет относительно новых, то есть возникших в постсоветское время. Следовательно, если они и возникали, то, в конечном счете, оказались невостребованными в среде молодежи, получавшей высшее образование. Само по себе отсутствие формотворчества в данном случае скорее плюс, чем минус. Есть надежда, что память о Войне в обществе карнавала и потребления не станет шоу, все более теряющим смысловые ценностные нити с

реальными историческими событиями и явлениями.

Авторы данной статьи не исключают возможности применения в воспитании молодежи моментов «культурного

принуждения» (организации событий, способных в простых и доступных формах

поддерживать историческую память). В этом случае, как показала реализация анализируемого проекта, принцип сотворчества является необходимым и достаточным условием для предотвращения симуляции деятельности и появления идеологических симулякров.

Литература:

1. Ахметшина А.В. Понятие «историческая

память» и ее значение в современном российском обществе [Электронный ресурс] / А.В. Ахметшина // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/

ponyatie-istoricheskaya-pamyat-i-ee-znachenie-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve

2. Быкова С.И. Война и память как этические и исторические категории (на основе исследования знаний студентов) / С.И. Быкова, Л.Я. Баранова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. - Екатеринбург. - 2011. - Т. 86. - Вып. 1. - С. 26-30.

3. Быковская Г.А. Концепция «Места

памяти»: к вопросу о русском историческом

сознании / Г.А. Быковская, А.Н. Злобин, И.В. Иноземцев // Вестник Томского государственного университета. Серия История. - 2011. - № 1. - С. 150-157.

4. Волкова Т.С. Историческая память. Проблемы деконструкции и реконструкции / Т.С. Волкова, А.В. Хованская // Открытый исторический форум «Пермь: история города как пространство диалога: сб. статей. - Пермь, 2015. -

С. 16-19.

5. Камынин В.Д. Историческая память о Великой Отечественной войне как фактор формирования общественного сознания / В.Д. Камынин // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. - Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - № 1(86). - С. 59-65.

6. Ларионов А.Э. Образ Великой Отечественной войны в сознании современного студенчества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/531

7. Лебедев А.Н. Психологические механизмы

социальной памяти в условиях ценностносмысловой неопределенности. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.intelros.ru/readroom/guminitarnye-nauki/gum1-2014/24166-psihologicheskie-mehanizmy-socialnoy-pamyati-v-usloviyah-cennostno-smyslovoy-neopredelennosti.html

8. Матвеева Н.А. Социальные процессы формирования и регулирования исторической памяти молодежи // Вестник Алтайской науки. -2015. - № 1. - С. 134-137.

9. Николаев Р.М. Традиционные ценности как

концептуальная основа культурной идентичности: на артефактах Великой Отечественной войны 19411945 гг.: Автореферат дисс. ... кандидата

культурологии. - Екатеринбург. - 2011. - 25 с.

10. Нуркова В. История как личный опыт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. socionauki.ru/j ournal /articles/129792

11. Шадже А.Ю. Переосмысливая

историческую память этноса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. - Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - № 2. - С. 342-345.

12. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - М.: Академкнига, 2003. - 603 с.

Сведения об авторах:

Волкова Татьяна Сергеевна (г. Пермь, Россия), кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории, социологии и права ФГБОУ ВО Пермская ГСХА.

Хованская Анастасия Владимировна (г. Пермь, Россия), кандидат философских наук, доцент кафедры истории, социологии и права ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

T. Volkova (Perm, Russia), candidate of historical sciences, docent, head of the Department of History, Sociology and Law of Perm State Agricultural Academy named after Academician D. Pryanishnikov.

A. Khovanskaya (Perm, Russia), candidate of philosophical sciences, assistant professor at the Department of History, Sociology and Law of Perm State Agricultural Academy named after Academician

D. Pryanishnikov, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.