Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ: «КИТАЙСКИЙ ВАРИАНТ»'

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ: «КИТАЙСКИЙ ВАРИАНТ» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная ответственность / бедность / государство / концепция общества «сяокан» / благотворительность / филантропия / Китай / social responsibility / poverty / the state / "xiaokan society" / "universal prosperity" / charity / philanthropy / China

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ван Шифа, Калашникова И. В.

Ни в одной стране мира адресность помощи как единственного средства борьбы с бедностью не имеет шанса искоренить нищету. В Китае на сокращение бедности направлены специальные государственные программы. Специфика программ – концепция общества «сяокан» как стратегическая цель модернизации страны; переход от борьбы с абсолютной бедностью к борьбе с относительной бедностью; комплексный характер планируемых мер, учитывающий, экономические, культурные, социально-политические аспекты. Особенности политической системы Китая позволяют задействовать все имеющиеся ресурсы. Коммунистическая партия Китая (КПК) имеет программу по реализации мер борьбы с бедностью, непрерывно занимается поиском новых путей по сокращению ее масштабов. Частный бизнес и филантропы играют в этом не последнюю роль. Социальных конфликтов можно избежать, если богатые будут помогать бедным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Responsibility in the Struggle with Poverty: the "Chinese Version"

In no country in the world, the targeting of aid as the only means to combat poverty has a chance to eradicate poverty. In China, special government programs are aimed at reducing poverty. The specifics of the programs are the concept of ";Xiaokan society" as a strategic goal of socialist modernization; the transition from the fight against absolute poverty to the fight against relative poverty; the complex nature of the planned measures, taking into account economic, cultural, socio-political aspects. The peculiarities of the political system of China make it possible to use all available resources. The Communist Party has a program for the implementation of measures to combat poverty, is continuously searching for new ways to reduce its scale. Private business and philanthropists play an important role in this process. Social conflicts can be avoided if the rich help the poor. The Chinese Communist Party understands this point.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ: «КИТАЙСКИЙ ВАРИАНТ»»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)

иг

УДК 33(510)

Ван Шифа, И. В. Калашникова

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ: «КИТАЙСКИЙ ВАРИАНТ»

Ван Шифа - аспирант кафедры экономики и менеджмента, e-mail: 2014103236@pnu.edu.ru (Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск); Калашникова И. В. - д-р экон. наук, проф. кафедры экономики и менеджмента, е-mail: 006013@pnu.edu.ru, (Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)

Ни в одной стране мира адресность помощи как единственного средства борьбы с бедностью не имеет шанса искоренить нищету. В Китае на сокращение бедности направлены специальные государственные программы. Специфика программ - концепция общества «сяокан» как стратегическая цель модернизации страны; переход от борьбы с абсолютной бедностью к борьбе с относительной бедностью; комплексный характер планируемых мер, учитывающий, экономические, культурные, социально-политические аспекты. Особенности политической системы Китая позволяют задействовать все имеющиеся ресурсы. Коммунистическая партия Китая (КПК) имеет программу по реализации мер борьбы с бедностью, непрерывно занимается поиском новых путей по сокращению ее масштабов. Частный бизнес и филантропы играют в этом не последнюю роль. Социальных конфликтов можно избежать, если богатые будут помогать бедным.

Ключевые слова: социальная ответственность, бедность, государство, концепция общества «сяокан», благотворительность, филантропия, Китай

Многие компании в Китае, и государственные, и частные, руководствуясь социальной ответственностью, стремятся помогать бедным слоям населения. Это одно из проявлений «социализма с китайской спецификой». В КНР есть даже вузовские программы подготовки кадров для благотворительной сферы.

Формально Китай все еще является развивающейся страной, активно пользуясь преференциями этого статуса в международных организациях. И тем не менее, за 40-летний период из нищеты вышли более 800 млн жителей КНР, что составляет более 70 % снижения уровня бедности в мире! По данным Всемирного банка, эта численность составила более 850 млн человек. Впечатляет еще и то, что о победе над нищетой Китай объявил после ковидного 2020 г., поэтому успехи государства в борьбе с абсолютной бедностью имеют

© Ван Шифа, Калашникова И. В., 2023

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

огромное имиджевое значение. Из числа бедных было выведено 832 уезда и 128 тыс. деревень. В это направление государство инвестировало 1,6 трлн юаней (около $246 млрд) [1].

Успехам ликвидации бедности страна обязана государственной социально-экономической политике «всестороннего строительства общества сяокан» («сяокан» - среднезажиточное общество»), содержание которой сформулировано в 2002 г. в документах XVI съезда КПК. По данным МВФ, в 1978 г., когда в Китае началась реализация политики реформ и открытости, свыше 64 % сельского населения жили с годовым доходом 100-300 юаней на человека, еще 33,3 % - с доходом ниже 100 юаней в год. Почти все сельское население, 82 % населения страны, находилось за чертой бедности [2]. Осознавая, что успехи борьбы с бедностью в значительной мере зависят от решения проблем нищеты в сельской местности, китайское руководство с конца 1970-х гг. реализует поэтапную программу ликвидации бедности. Она включает специальные программы по увеличению доходов сельского населения: реформа развития сельского хозяйства и сокращения бедности в 1978-1985 гг., Семилетний план избавления от бедности 80 млн человек (1994-2000 гг.), Программа развития китайской деревни и избавления ее от бедности (2001-2010 гг.), Программа освоения китайской деревни и избавления ее от бедности (2011-2020 гг.).

Для решения проблем «региональной бедности» были выделены «районы сосредоточения бедности». Как отмечает Н.С. Плесский, таких районов в Китае 14. Причин возникновения подобных районов две, природно-климатические и социально-экономические. Как результат - отсталость транспортной инфраструктуры, отсутствие должной экономической активности в промышленности, в сельском хозяйстве, низкий уровень доходов населения, устремление миграционного потока в развитые районы страны. Все это потребовало реализации соответствующих мер по устранению дифференциации социально-экономического развития западных и восточных провинций.

Новая политика государства стала логическим продолжением курса «строительство общества сяокан» на этапе экстенсивного развития национальной экономики. В ее основе, как и прежде, лежала концепция «сяокан». Кстати, в свое время древнекитайские мыслители использовали данный термин, чтобы описать уютное, упорядоченное общество, основанное на ценностях дружной семьи. По их мнению, "сяокан" - модель идеального общества, уступающего обществу "да тун", где «не будет классового расслоения и все будут равны и свободны». Дэн Сяопин использовал термин "сяокан", чтобы охарактеризовать концепцию модернизации страны, основанную на совмещении модели классической (переход от аграрного общества к индустриальному) и неоклассической модернизации (рис. 1) [3].

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)

Рис. 1. Перемены в экономической политике Китая на этапе всестороннего строительства общества сяокан

В 2015 г. Госсовет КНР реализует новую концепцию ликвидации бедности на основе модели адресной борьбы и включающую несколько системных проектов, четкие цели, регистрацию бедного населения и создание институциональных систем, среди которых особое место заняли: система ответственности, в рамках которой каждый участник выполняет свои обязанности и функции; идентификацией бедного населения; координация деятельности «борцов» с бедностью; инвестиционная система, гарантирующая финансовую поддержку; дифференциация мер адресной помощи регионам, деревням, домохо-зяйствам и жителям и др. Стратегия всестороннего строительства общества сяокан позволила к 2000 г. увеличить ВВП на душу населения до $800-1000. Чистый доход на душу населения в 2015 г. составил $458 долл., а в 2020 г. -$1652, поднимаясь в среднем на 29,2 % в год [4].

Согласно данным Национального бюро статистики КНР, в 2020 г. ВВП на душу населения составил 72 000 юаней (более $10 тыс.), а располагаемый доход в среднем по стране составил 32 189 юаней на человека в год (в городе -43 834 юаня, в деревне - 17 131 юань на человека) [5 ]. Уровень жизни населения претерпел фундаментальные изменения: решилась проблема еды и одежды, повысилось благосостояние народа, ликвидирована абсолютная бедность на селе. По итогам 7-й Всекитайской переписи населения 2020 г., доля городского населения составила 63,89 % населения. Доля неграмотных в общей численности населения старше 15 лет составила 2,67 %. Только за период 2012 - 2019 гг. численность бедного населения в стране со 100 млн снизилась

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

до 5,51 млн человек, что составило 0,6 % от всего населения страны [6]. Причина успеха - концепция «адресности» борьбы с бедностью (цзинжун фупин), целенаправленность на человека, дифференцированный подход к путям решения проблемы в зависимости от характера бедности, ее причин, глубины и прочих условий, а также жесткая персональная ответственность исполнителей и контроль.

Согласно опубликованному ООН Докладу о человеческом развитии за 2021/2022 гг., индекс человеческого развития (ИЧР) Китая по сравнению с предыдущим периодом вырос, и теперь страна по своим показателям находится на 79-ом месте среди 191 стран и территорий. Хотя в 2020 или 2021 гг. индекс человеческого развития снизился в более чем 90 % странах [7]. Революционный вклад в повышение ИЧР Китая принадлежит искусственному интеллекту (ИИ). Его потенциал для улучшения условий труда больше, чем потенциал автоматизации рабочих мест. Кроме того, искусственный интеллект порождает новые рабочие места, новые отрасли и виды экономической деятельности. ИИ помогает моделировать последствия экологических загрязнений, изменения климата и прогнозировать стихийные бедствия. В образовании он упрощает индивидуальное обучение и повышает доступность к нему. В медицине он стал бесценным благом для работников отрасли и пациентов.

Экономические преобразования в контексте модели общества средней зажиточности стали приоритетной сферой приложения усилий государства, что для Китая имеет особый социокультурный смысл. Он означает определенный отход от конфуцианства, «пренебрежения коммерцией как низкой сферой человеческой деятельности» и переориентацию на более тесное взаимодействие государства и бизнеса. Сегодня время строительства общества средней зажиточности истекло. На повестке дня провозглашенная Си Цзиньпином доктрина «всеобщей зажиточности» (гунтун фуюй) и «завершения строительства общества сяокан во всех аспектах». Концепция всеобщей зажиточности стала необходимым «условием модернизации в китайском стиле» и борьбы с относительной бедностью [8].

Первому этапу формирования общества всеобщей зажиточности отведен период с 2020 по 2035 гг. По его истечению Китай поднимется до уровня стран-лидеров инновационного тип. «Жизнь народа станет зажиточнее, заметно вырастет доля населения со средним уровнем доходов, резко сократится разрыв в уровне развития города, села, восточных и западных провинций, будут сделаны твердые шаги к достижению всеобщей зажиточности населения. Коренным образом улучшится экология. Практически будет реализована установка на создание «прекрасного Китая» [9]. Второй этап продлится с 2035 по 2050 гг. К тому времени социальная ответственность на государственном и корпоративном уровне обеспечит повышение доходов населения, уровень политической, духовной культуры, цивилизованности и экологической сознательности общества. В Китае будет достигнута всеобщая зажиточность, народ заживет еще более счастливо и благополучно [10].

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)

Что же касается программы ликвидации бедности, то она включает множество аспектов. Это прокладка современных дорог, линий электропередачи и связи в отсталые в социально-экономическом плане провинции для повышения транспортной доступности и уровня жизни их жителей. Это также переселению из бедных и климатически сложных провинций в более комфортные локации, чтобы обеспечить для них возможности поступательного развития; субсидии; привлечение бизнеса в сельскую местность; специальные курсы обучения и переподготовки фермеров для ведения современного хозяйства и многое другое. Особенным методом ликвидации бедности можно считать трансфер налоговых поступлений из развитых и обеспеченных восточных провинций в более отсталые, которые самостоятельно выбраться из бедности не способны [11].

В борьбе с бедностью есть трудности объективного характера:

- быстро стареющее население как результат реализации программы «одна семья - один ребенок»;

- серьезное загрязнение окружающей среды в результате бурного экономического роста;

- значительная дифференциация в уровне развития и уровне жизни города и деревни, восточных и западных провинций Китая;

- последствия пандемии, которые наносят мощные удары по экономикам всех стран.

Оптимизм вселяет дисциплинированное выполнение всеми структурами и жителями страны постановлений партии и правительства, направленных на нормализацию ситуации, а также готовность населения ущемлять свои интересы во имя будущей хорошей жизни. А пока проблема бедности для страны остается актуальной. Борьба с ней продолжается. Ежегодно около 10 млн человек, благодаря общенациональной кампании, выходят из «беспробудной ни-щеты»[12]. Важная роль принадлежит Китайскому фонду борьбы с бедностью (СБРА), благодаря которому к 2021 г. почти 99 млн сельских жителей Китая смогли преодолеть черту бедности [13]. Рассматривается возможность передачи сельским жителям права на владение своей землей, что очень популярно среди простых китайцев. Все жители, включая сельское население с низкими доходами, смогли получить пользу от реализации стратегии «Всестороннего строительства общества сяокан».

Оптимизация системы социального обеспечения, безусловно, - важная инициатива, но она только частично решает проблему борьбы с бедностью. Доминирующие причины бедности - безработица, невысокая зарплата, состояние здоровья. По данным статистики Федерации инвалидов, в 2013 г. в КНР насчитывалось около 85 млн людей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистике Управления по развитию и борьбе с бедностью, к концу 2013 г. свыше 12,5 млн семей в Китае были бедными, в основном в связи с болезнью. Такие семьи составили 42,4 % от общего числа зарегистрированных малоимущих семей [14]. Неслучайно Национальная комиссия по здравоохранению обратила внимание на систему медицинского страхования для

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

сельского населения. Государство теперь субсидирует не покрываемые медицинским страхованием расходы пациентов из малоимущих семей. Сведения о таких семьях внесены в национальную информационную систему по борьбе с бедностью. Норма возмещения базового медицинского страхования для таких семей была снижена на 50 %, а доля покрываемых медицинских расходов увеличена на 10 %. В случае тяжелых заболеваний норма возмещения по страхованию снижена на 70 %, а доля покрываемых медицинских расходов увеличена на 90 %. Меры политики государства в области здравоохранения, ориентированные на ликвидацию абсолютной бедности, позволили получить помощь свыше 500 млн чел. с низкими доходами, обеспечить лечение более 19 млн пациентов, оказавшихся нищими по причине болезни. Правительство значительно расширило систему медицинского страхования на 95 % всего населения. В 2000 г. им было охвачено только 15 % всех граждан [14]. Теперь от компаний госсектора требуют выделения части выручки на финансирование социальной защиты населения.

На первых порах государство, решая вопрос сокращения масштабов нищеты, не привлекало частный бизнес. И хотя многие китайские частные компании, осуществляя свою деятельность, игнорировали требования охраны труда и экологической безопасности, это помогло в решении проблем бедности через основное страновое конкурентное преимущество: «много дешевой рабочей силы». Теперь же, когда в Китае появились компании мирового уровня (например, Alibaba Group, Huawei, Tencent, Sinopec Group, State Grid Corporation of China, China State Construction Engineering, Sany, Lenovo и др.), частный сектор стал драйвером экономического роста и социальной ответственности бизнеса. Теперь свыше 80 % всех предприятий в Китае являются частными, обеспечивая около 80 % всех рабочих мест [15]. Именно по этой причине, в логике государственной политики, частные компании должны взять на себя ответственность по созданию дополнительных рабочих мест и финансированию благотворительных программ. Например, только за 2017 г., благодаря Alibaba, в стране было создано около 28 млн новых рабочих мест [там же]. В 2016 г. корпорации и корпоративные фонды Китая пожертвовали $14,2 млрд, из которых половина - компании частного сектора [16]. Отчасти это объясняется налоговым стимулированием. Налоговый вычет на пожертвования может составлять до 12 % годовой прибыли при корпоративном налоге на прибыль в 25 %. Основными направлениями поддержки наряду с борьбой бедностью являются образование, здравоохранение, помощь в случае стихийных бедствий и катастроф, экология. По состоянию на 2016 г. в Китае было зарегистрировано 1 002 корпоративных фонда [там же].

Индивидуальные пожертвования в КНР тоже все больше получают распространение. Хотя благотворительность для китайцев - это феномен по той причине, что конфуцианство учит их надеяться на себя, своих родственников, доверяя государству заботу о тех, кому помочь некому. Простым китайцам не свойственна беспричинная щедрость. Тригером подъема филантропии 2000-х годов стали так называемые «миллионеры первого поколения», проживающие,

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)

главным образом, в мегаполисах. Частная благотворительность широко освещается в средствах массовой информации. В 2010 г. «звездой» стал 88-летний миллиардер Юй Пеннянь, который передал все свое состояние, $1,2 млрд, благотворительному фонду. В 2011 г. стал известен глава «Fuyao Group» Цао Дэ-ван, пожертвовавший $580 млн. Известно, что Юй Пеннянь и Цао Дэван, как и большинство китайских филантропов, - выходцы из бедных семей, сделавшие состояние в начале 90-х XX века в свободных экономических зонах [17].

С каждым годом численность благотворителей становится все больше. В связи ростом интереса к благотворительности возникла необходимость в совершенствовании государственного регулирования этой сферы, в создании нормативно-правовой базы. Еще в 2007 г. было объявлено, что закону о благотворительности будет уделено особое внимание, но только в 2016 г. «Закон о благотворительности Китайской Народной Республики» вступил в силу.

Частная благотворительность, безусловно, необходима современному Китаю, особенно в условиях, когда КПК пока не справляется с рядом опасных противоречий, вызванных растущим социально-экономическим неравенством. Конфликты в обществе можно смягчить, если очень богатые китайцы начнут заботиться об очень бедных. Лидеры партии это прекрасно понимают и не раз заявляли о готовности поддержать филантропов. Компартия контролирует благотворительные инициативы. Для официальной регистрации благотворительная организация должна выбрать «поручителем» госструктуру, которая отвечает за соответствующее направление, и получить одобрение Министерства гражданской администрации. Бюрократические формальности непростые. Так, частному лицу, чтобы основать благотворительную организацию, необходимо вложить в нее не менее 2 млн юаней. Численность поручителей ограничена, и они не стремятся к сотрудничеству с благотворителями, а потому последние конкурируют между собой за сферы влияния. Кроме того, поручители «выбирают» тех, кто способен решать проблемы национального масштаба, маленькие фонды помощи их практически не интересуют. Жесткое администрирование уже прошедших регистрацию организаций - еще одна особенность китайской благотворительности. «Кому помочь в первую очередь, каков объем помощи, как собирать средства - во всех ключевых вопросах последнее слово остается за «поручителями». Это приводит к консерватизму, однородности и инертности сектора благотворительности. Китайские благотворители фактически не могут принимать решения, кому помогать [там же].

Крупные частные пожертвования в 2016 г. составляли порядка $ 4 млрд (21 %). В 2017 г., по данным Annual Report on China's Philanthropy Development, 12 ведущих фандрайзинговых платформ в Китае помогли привлечь около 387 млн. дол. США. Т0П-100 китайских филантропов в 2018 г. пожертвовали $3,3 млрд в благотворительные организации и образовательные институты. В отличие от бизнеса крупные филантропы стремятся поддерживать образовательные проекты, на которые приходится 41 % их пожертвований (у корпораций 25 %). Во многом это объясняется тем, что обеспеченные китайцы предпочитают поддерживать свои альма-матер, направляя средства

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

на развитие университетских мощностей, строительство библиотек, исследовательских лабораторий и на стипендии. Экологический формат пока не находится в приоритете у филантропов [18].

Стоит отметить, что на взгляд экспертов, интерес обеспеченных китайцев к благотворительности обусловлен не только их бескорыстием. Сыграла свою роль такая же тенденция на Западе. Не последнюю роль играет и желание добиться расположения компартии.

В 2018 г. в Китае было 819 долларовых миллиардеров. Это больше, чем в любой другой стране мира. Общий объем пожертвований в том же году составил $23,4 млрд , что составляет около 0,2 % ВВП страны. Для сравнения: в России жертвуют в объеме от 0,4 до 0,5 % валового продукта (оценочно); в США - 2,1 %. Зато в Китае больше всего миллионеров, инвестирующих в ESG («Экология, Социальная ответственность, Корпоративное управление»), а это уже «зеленая» повестка [19].

Благотворительные организации Китая осуществляют свою деятельность в форме фондов, общественных объединений, агентств по оказанию социальных услуг и др. По состоянию на март 2020 г. в Китае насчитывалось почти 7,7 тыс. благотворительных организаций, из них 80 % находятся за границами крупных городов и на ранней стадии развития. Всего 7 % китайцев делают пожертвования, 14 % участвуют в волонтерской деятельности (активно - 4 %) [20]. Определенную роль в этом играет с информирование населения о работе фондов, прозрачность и профессионализм их деятельности. Не случайно по причине востребованности начинают появляться программы профессионального образования.

Одним их ключевых принципов сокращения бедности считается точное управление как основа. Что он предполагает? Во-первых, переход бедных до-мохозяйств в деревнях от стратегии «ждем, полагаемся и нуждаемся» к практическим действиям «я избавляюсь от бедности» [21]. Во-вторых, повышение эффективности сельскохозяйственного производства, использование инновационных технологий, производственно-сбытовых цепочек, информационных сетей и социальных платформ. Другой важный принцип -«совместное управление в трех областях»: политический курс, экономическое и общественное пространство, контроль со стороны общества [22]. Он призван обеспечить органическое сочетание деятельности правительства, общественных организаций и рыночного механизма.

Бедность и связанные с ней проблемы являются важной сферой приложения усилий государства, стремящегося привить молодежи ценности, которые культивирует КПК. Важной особенностью государственной политики Китая является горизонт планирования, в основном это 15-20 лет. «В ближайшее время фокус с борьбы с бедностью переместится на зеленую повестку для того, чтобы своевременно можно было выполнить взятое на себя обязательство по достижению углеродной нейтральности к 2060 году» [20].

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 2 (69)

Концепция общества «сяокан», специальные государственные программы и в целом китайский вариант борьбы с бедностью доказали свою эффективность. Но ее материальной основой стала динамика экономического развития страны, высокие темпы роста ВВП. Достижение «всеобщей зажиточности» является еще одним грандиозным проектом КПК, связанным с ее мобилизационными и организационными возможностями.

Библиографические ссылки

1. Баландин Р. Порог бедности: как Китаю удалось избавить от нищеты 800 млн жителей // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/opinions/10790289 (дата обращения: 27.04.2023).

2. Питалев И. Как Китай победил бедность // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20210312/kitay-1600965745.html (дата обращения: 27.03.2023).

3. Калашникова И.В., Ли Юйсянь, Калашникова М.В. Государственное регулирование промышленного производства: опыт Китая : монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС. 2013. 155 с.

4. Как Китай победил бедность? // Звезда. 2021. 18 марта. URL: https://zviazda.by/ru/news/20210318/1616083597-kak-kitay-pobedil-bednost (дата обращения: 27.03.2023).

5. Statistical Report on National Economic and Social Development of the People's Republic of China in 2020 // National Bureau of Statistics. February 28, 2021. URL: http://www.sta.1s. gov.cn/tjsj/zxfb/202102/t20210227_1814154. html (дата обращения: 20.02.2023).

6. От общества «сяокан» к обществу «всеобщей зажиточности»: развитие политики Китайской Народной Республики по искоренению бедности / Асыл М. Б., Кольцов П. М., Му-каметханулы Н., Дауен Д. Б. // Oriental Studies. 2022. Т. 15, № 4. С. 636-648. DOI: 10.22162/2619-0990-2022-62-4-636-648.

7. Доклад о человеческом развитии за 2021/2022 гг. URL: https://hdr.undp.org/sys-tem/files/documents/globarreport-document/hdr2021-22overviewrupdf.pdf (дата обращения: 20.01.2023).

8. Ишмуратова В.Г. Борьба с бедностью в КНР: исторический опыт, проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ar1icle/n/borba-s-bednos1yu-v-knr-istoricheskiy-opyt-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 16.05.2023).).

9. Бальчиндоржиева О.Б. Среднезажиточное общество в КНР: основные этапы его строительства // Евразийство и мир. 2018. № 1. С. 30-33.

10. Xi Jinping. Speech at the Congress to celebrate the 100th anniversary of the founding of the Communist Party of China // Xinhuanet. 2021. July 15. URL: http://www.xinhuanet.com/poli-tics/2021-07/15/c_1127658385.htm (дата обращения: 11.01.2023).

11. Китайский фонд борьбы с бедностью уже помог развитию более 120 тыс. детей. URL: https://regnum.ru/news/society/2432679.html (дата обращения: 10.03.2023).

12. Ван Цзюнь. Всеобщее процветание в КНР: никто не остался без внимания // Российская газета. 2022. 19 окт. URL: https://rg.ru/2022/10/19/vseobshchee-procvetanie-v-knr-nikto-ne-ostalsia-bez-vnimaniia.html (дата обращения: 11.01.2023).

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

13. Экономика Китая в первом квартале 2020 г. // Eurasian Rail Alliance Index (ERAI) : сайт. URL: https://index1520.com/analytics/ekonomika-kitaya-Y-pervom-kvartale-2020-g/ (дата обращения: 11.02.2023).

14. Обзор филантропии в Китае // Благотворительный фонд Владимира Потанина : сайт. URL: https://fondpotanin.ru/library/blog/obzor-filantropii-Y-kitae/ (дата обращения: 11.02.2023).

15. Кутелева А. Китай: поиск гармонии // РУСФОНД : сайт. URL: https://rusfond.ru/char-ity/001 (дата обращения: 11.03.2023).

16. Фонд «Истоки» опубликовал отчет о благотворительности в Китае // Фонд целевого капитала «Истоки». URL: https://istoki-foundation.org/8-faktoY-o-kitaiskoi-blagotvoritelnosti/ https://rusfond.ru/charity/001 (дата обращения: 11.03.2023).

17. Филантропия в Китае. URL: https://istoki-foundation.org/wp-content/up-loads/2020/01/Charity China-2019-Istoki-Foundation.pdf (дата обращения: 11.04.2023).

18. Вохмянина О. Как развивается благотворительность в Китае. На Форуме Доноров эксперты обсудили исследование инфраструктуры благотворительности в КНР. URL: https://platform.plus-one.ru/news/2022/11/01/4265-fflantropiya-kak-investitsiya-kultura-kak-in-

strument-upravleniya-itogi-diskussii-o-kitayskoy-blagotvoritelnosti (дата_обращения:

11.03.2023).

19. Китайский путь решения проблемы бедности актуален для всего мира // Российская газета. 2019. 4 окт. URL: https://rg.ru/2019/10/04/kitajskij-put-resheniia-problemybednosti-aktualen-dlia-vsego-mira.html (дата обращения: 14.04.2023).

20. Бояркина А.В. Борьба с бедностью в Китае в контексте идеи «Сообщества единой судьбы человечества» с 2013-2020 годы // Мировая политика. 2021. № 3. URL: https://nbpublish.com/librarv read article.php?id=34893 (дата обращения: 30.03.2023).

Title: Social Responsibility in the Struggle with Poverty: the "Chinese Version" Authors' affiliation:

Kalashnikova I. V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Wang Shifa - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: In no country in the world, the targeting of aid as the only means to combat poverty has a chance to eradicate poverty. In China, special government programs are aimed at reducing poverty. The specifics of the programs are the concept of "Xiaokan society" as a strategic goal of socialist modernization; the transition from the fight against absolute poverty to the fight against relative poverty; the complex nature of the planned measures, taking into account economic, cultural, socio-political aspects. The peculiarities of the political system of China make it possible to use all available resources. The Communist Party has a program for the implementation of measures to combat poverty, is continuously searching for new ways to reduce its scale. Private business and philanthropists play an important role in this process. Social conflicts can be avoided if the rich help the poor. The Chinese Communist Party understands this point.

Keywords, social responsibility, poverty, the state, "xiaokan society", "universal prosperity", charity, philanthropy, China

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.