DOI 10.22394/2073-2929-2022-03-66-74
Победа Китая над бедностью: миф или реальность?
Орлова И. С., Цинченко Г. М*
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация * e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2444-6798
РЕФЕРАТ
Проблема бедности ООН выдвигается в разряд наиболее актуальных и остро стоящих мировых проблем, присущих большинству стран. Снижение масштабов бедности выступает важной первоочередной целью социальной политики многих стран, в том числе и России. Ведется поиск путей снижения бедности, разрабатываются национальные стратегии по преодолению данной проблемы. Китай в последние годы демонстрирует успехи в борьбе с бедностью, признается мировым лидером по достигнутым результатам в этом направлении.
Цель. Изучить опыт Китая по сокращению массовой бедности, значимый для социальной практики других стран.
Задачи. Проанализировать государственную политику Китая по снижению масштабов бедности, стратегию в решении проблемы, социальные программы, меры социальной поддержки малоимущих категорий граждан в системе социального обеспечения. Рассмотреть достигнутые результаты, а также задачи, поставленные страной в данном направлении на перспективу. Методология. В исследовании использован комплекс общенаучных методов, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение, системно-функциональный и комплексный подход. Результаты. Представлены результаты исследования государственной политики Китая по снижению уровня бедности населения как одной из наиболее острых мировых проблем. Проведенный анализ дал возможность выявить состояние проблемы бедности в Китае в динамике за последние сорок лет, выделить ее особенности, масштабы и зоны концентрации. Проанализирована специфика современного стратегического подхода государственной политики Китая как в сфере преодоления бедности, так и в сфере оказания государственной социальной помощи малоимущим категориям граждан. Полученные материалы анализа уровня бедности в стране позволяют выделить позитивные результаты, достигнутые страной к настоящему времени.
Выводы. Сформулированы выводы о возможных дальнейших трудностях решения проблемы преодоления бедности в Китае ввиду старения населения и росте демографических диспропорций в его составе.
Ключевые слова: бедность, прожиточный минимум, уровень бедности, малоимущие граждане, минимальные социальные нормативы, программы борьбы с бедностью
Для цитирования: Орлова И. С., Цинченко Г. М. Победа Китая над бедностью: миф или реальность? // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. № 3. С. 66-74.
China's Victory over Poverty: Myth or Reality? Inna S. Orlova, Galina M. Tsinchenko*
North-West Institute of management of RANEPA, Saint Petersburg, Russian Fédération
*e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2444-6798
ABSTRACT
The problem of poverty of the UN is put forward in the category of the most urgent and acute world problems inherent in most countries. Poverty reduction is an important priority goal of the social policy of many countries, including Russia. Ways to reduce poverty are being sought, and national strategies are being developed to overcome this problem. In recent years, China has demonstrated success in the fight against poverty, is recognized as a world leader in terms of the results achieved in this direction. Aim. To study China's experience in reducing mass poverty, which is significant for the social practices of other countries.
Tasks. Analyze China's public policies to reduce poverty, strategies in solving the problem, social programs, measures of social support for low-income categories of citizens in the social security system. Review the results achieved, as well as the tasks set by the country in this direction for the future. Methods. The study uses a set of general scientific methods, such as analysis, synthesis, generalization, comparison, system-functional and integrated approach.
Results. The results of the study of the state policy of China to reduce poverty as one of the most acute world problems are presented. The analysis made it possible to identify the state of the poverty problem in China in the dynamics over the past forty years, to highlight its features, scales and zones of concentration. The specifics of the modern strategic approach of the state policy of China both in the field of overcoming poverty and in the field of providing state social assistance to low-income categories of citizens are analyzed. The results of the analysis of the level of poverty in the country allow us to highlight the positive results achieved by the country to date.
Conclusion. Conclusions are formulated about possible further difficulties in solving the problem of overcoming poverty in China due to the aging of the population and the growth of demographic disproportion in its composition.
Keywords: poverty, the subsistence minimum, the level of poverty, poor citizens, minimum social standards, programs to combat poverty
For citing: Orlova I. S., Tsinchenko G. M. China's Victory over Poverty: Myth or Reality? // Eurasian Integration: economics, law, politics. 2022. Vol. 16. No. 3. P. 66-74.
Введение
Бедность всегда была одной из основных социальных проблем во всех периодах жизни общества с древних времен до настоящего времени. 736 млн чел., это 10% современного населения планеты, — бедные люди. Их траты составляют менее одного доллара в день, что ниже официальной минимальной черты бедности, установленной Всемирным банком на уровне $1,91.
Сокращение масштабов бедности в мире и в каждой отдельной стране как первоочередная социальная цель ставилась ООН в рамках ряда программ последних лет. Программа «Цели развития тысячелетия» реализовывалась несколько десятилетий. Сейчас действует программа «17 целей устойчивого развития», принятая ООН 25 сентября 2015 года. Каждая из этих программ проблему бедности населения рассматривала как первоочередную и наиболее значимую на каждом этапе развития общества. Ее значимость подчеркнута и на современном этапе. В числе основных целей устойчивого развития, предусмотренных ООН для всех стран мира и рассчитанных на перспективу до 2030 г., две стоящие на первом месте цели посвящены проблеме борьбы с бедностью, нищетой, голодом, недоеданием [10].
Проблема бедности является актуальной практически для всех стран мира, даже для стран благополучной Европы. Она по-прежнему остается в фокусе как публичного внимания, так и государственной политики разных стран; в научных сообществах не прерываются дискуссии по проблеме поиска наиболее эффективных путей снижения уровня бедности, ведется поиск форм помощи малоимущим гражданам.
1 В Китае расширяются масштабы медицинской помощи малоимущим гражданам [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. URL: https://regnum. ru/news/society/2630708.html (дата обращения: 26.05.2021).
Во многих странах, в том числе в России и Китае, разрабатываются национальные концепции борьбы с бедностью.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш считает, что в мировой практике борьбы с бедностью Китай демонстрирует самые высокие темпы ее ликвидации. По его мнению, государственная стратегия, выбранная страной для достижения этой цели, полученные результаты доказали свою несомненную эффективность и успешность1. 25 февраля 2021 г. председатель КНР Си Цзиньпин на собрании, посвященном итогам развития страны, сообщил о полной победе Китая над абсолютной бедностью. Он также провозгласил начало реализации новой амбициозной задачи построения общества средней зажиточности2. В этой связи позитивный опыт Китая в борьбе с бедностью, его успехи в этом направлении могут быть интересны для многих стран, стоящих перед выбором своей стратегии действий по сокращению масштабов бедности населения. Безусловно, как для России, так и для Китая плодотворен обмен опытом борьбы с бедностью, с учетом достижений, специфики социальной практики, социальной политики и социальной стратегии каждой страны.
Бедность как социальная проблема Китая
Для Китая бедность населения до середины прошлого века оставалась одной из наиболее остро стоящих проблем. В 1993 г. 661 млн жителей страны были бедны, что составляло 57% населения. В 2018 г., по данным Государственного статистического управления, бедных в стране оставалось еще 110 млн чел., это 8% от общей численности населения3. Особо высокий уровень бедности был присущ отдаленным регионам с преобладанием сельского населения, таким как Тибетский автономный округ, Сычуань, Ганьсу, Юньнань, Шаньси. Бедность в Китае имеет и географическое распределение. Восточные и северные провинции наименее бедны по сравнению с западными и южными. В этих регионах проживает более 250 млн чел., процент бедного населения в них достигал 18,0% [3]. На уровень бедности населения Китая влияют как природно-климатические, так и социально-экономические факторы, экономическое развитие регионов, наличие в них промышленных предприятий, проживание в городе или деревне. Можно сделать вывод о том, что для Китая основную проблему представляет бедность сельскохозяйственных регионов и сельского населения. Для определения уровня бедности в стране китайская статистика применяет нормативный (абсолютный) подход. Приверженцами абсолютного подхода являются политологи Хэ Гуанвэнь, Цзюй Жунхуа, Лю Юньли. Эмпирическое исследование развития сельских организаций взаимопомощи в Китае лежит в основе фундамента их методов [7; 8; 9].
В число бедных попадают лица, имеющие доход ниже официально установленной планки прожиточного минимума. В Китае для оценки общего уровня бедности применяется единый для всей страны стандарт прожиточного минимума. Такой подход позволяет получить полную картину состояния проблемы в стране в целом и по каждому отдельному региону, определить регионы, концентрирующие наиболее высокую бедность.
Помимо этого, каждый регион устанавливает свои базовые минимальные социальные стандарты и нормативы с учетом местных условий, наличия промышленной инфраструктуры, социально-экономического развития. К ним относится минимальная заработная плата, почасовая ставка оплаты труда, прожиточный минимум. Размеры этих стандартов в разных регионах могут существенно различаться. В промышленно развитых регионах они будут более высокими, в сельскохозяйственных регионах более низкими. Так, прожиточный минимум в Шанхае составляет 710 юаней в месяц, а в Сычуане только
1 Китайский путь решения проблемы актуален для всего мира [Электронный ресурс] // Российская газета. 04.10.2019. URL: https:// rg.ru/2019/10/04/kitajskij-put-resheniia-problemy-bednosti-aktualen-dlia-vsego-mira.html (дата обращения: 26.05.2021).
2 Си Цзиньпин заявил, что Китай одержал полную победу над абсолютной бедностью [Электронный ресурс] // Mail.ru. 25.02.2021. URL: https:// news.mail.ru/politics/45340498/?frommail=1 (дата обращения: 26.05.2021).
3 Как устроена пенсия в Китае в 2020 году: возраст выхода, условия и размер выплат пенсионерам [Электронный ресурс] // Мигрант Инфо. 24.11.2019. URL: https://tabin.ru/zagranpasport/kak-ustroena-pensiya-v-kitae-v-2020-godu-vozrast-vyhoda-usloviya-i-razmer-vyplat-pensioneram. html (дата обращения: 26.05.2021).
430 юаней (1 юань = 11,46 руб. = $0,1552)1 В то же время для всех регионов законодательно установлено общее требование раз в два года повышать минимальные стандарты.
Расчет прожиточного минимума в регионах Китая основывается на стоимости потребительской корзины, которая также будет отличаться по своей структуре, в зависимости от того, какой это регион — сельскохозяйственный или промышленный. Жители сельских регионов выращивают все, что необходимо для питания, поэтому затраты на продукты не учитываются, как и затраты на транспорт и развлечения. В потребительскую корзину населения входит в основном одежда, топливо, товары сельскохозяйственного назначения. Потребительская корзина городского жителя более объемна и разнообразна по своей структуре. В нее включены расходы на продукты, воду, одежду, связь, транспорт, коммунальные услуги и аренду жилья, налоги, развлечения. Жизнь в городах достаточно дорогая. Стоимость услуг общественного транспорта довольно высокая, и китайцы стараются передвигаться на велосипеде или мопеде. Ввиду низких зарплат большинство экономят на еде, в их рационе преобладает в основном рис с овощами2.
Социальное обеспечение как фактор снижения уровня бедности
Одним из факторов, влиявших на уровень бедности в Китае, является слабое развитие системы социального обеспечения, которая могла бы повысить доходы социально-уязвимых категорий населения, позволяя им получать на систематической основе социальные выплаты из государственного или регионального бюджета. В начале 90-х гг. на получение пенсии могли рассчитывать не более 6% пожилых китайцев. Государственное пенсионное обеспечение не распространялось на всех пожилых людей, большая часть лиц преклонного возраста была его лишена. Пенсию имел лишь узкий круг работников: государственные служащие, работники промышленных предприятий, менеджеры, да и то если они не менее пятнадцати лет регулярно отчисляли взносы в пенсионный фонд в размере 11% от заработной платы. Такое положение создавало объективные предпосылки для попадания в категорию бедных прежде всего пожилых людей и формировало специфический демографический состав бедных, отличный от России и стран Европы. Большинство сельских жителей до сих пор не имеют пенсии вообще, а размеры пенсионных выплат для тех, кто ее получает, самые низкие, находятся в пределах 50-100 юаней. Остаются без пенсии и вернувшиеся на родину трудовые мигранты, работавшие в других странах и не делавшие отчисления в национальные пенсионные фонды.
Однако в начале XXI в. в рамках социальных реформ в Китае стала интенсивно развиваться система пенсионного страхования по старости, носящая многоуровневый характер и охватывающая все категории легально работающих граждан. Пенсионные фонды в Китае децентрализованы, создаются на региональной основе, что влияет на размер пенсионных отчислений в них, на объемы пенсионных бюджетов, соответственно, и на размер пенсий для жителей разных регионов. Начисление пенсий осуществляется на местном уровне. Пенсии в городе и в деревне по размеру имеют различия. Так, минимальная пенсия в городе будет составлять 20% от средней заработной платы по региону, а для жителей села этого же региона минимум будет на уровне 10%. Размер средней пенсии в сельскохозяйственном регионе может быть ниже размера средней пенсии в промышленном центре, например в Шанхае в семь раз [2]. Согласно статистическим данным, в 2019 г. средняя государственная пенсия в городах составляла 1500 юаней. Средние пенсионные показатели по разным регионам страны были на уровне 900-1300 юаней3.
С 2009 г. неуклонно стало расти и число лиц, получающих трудовую пенсию. В настоящее время уже 66% пожилых людей ее получают, что является залогом положительной перспективы в снижении
1 Забродина Е. Поднебесная, но не заоблачная [Электронный ресурс] // Российская газета. 28.07.2018. URL: https://rg.ru/2018/07/25/kak-ustroena-pensionnaia-sistema-v-sovremennom-kitae.html (дата обращения: 26.05.2021).
2 Баландин Р. Порог бедности: как Китаю удалось избавить от нищеты 800 миллионов жителей [Электронный ресурс] // ТАСС.РУ. 26.02.2021. URL: https://tass.ru/opinions/10790289 (дата обращения: 26.05.2021).
3 Тихонов В. Пенсия в Китае: кому и сколько платят [Электронный ресурс] // Первый миграционный. 26.02.2019. URL: https://1migration.ru/kitaj/ pensiya-po-starosti.html (дата обращения: 26.05.2021).
количества бедных среди пожилых людей. Для приобретения права на трудовую пенсию работник должен перечислять в пенсионный фонд 8% от своей заработной платы, 20% на его индивидуальный счет перечисляет работодатель1. Помимо этого, каждый житель страны может открыть в пенсионном фонде накопительный счет и сформировать себе дополнительно накопительную пенсию. Государственные служащие получают государственную пенсию.
Государственная поддержка малоимущего населения, осуществляемая через систему пособий, была и остается пока слабо представленной. Местные власти могут устанавливать дополнительные виды материальной помощи, если доход семьи низок и не обеспечивает минимальную потребительскую корзину. Пособие по бедности (дибао) существует, но как временная мера, для помощи семьям, чей доход ниже установленной действующим в 2019 г. государственным стандартом минимальной планки — 2,3 тыс. юаней в год. Пособие имеет минимальный размер, в настоящее время оно составляет в среднем по стране 600-700 юаней. Пособие предназначено для покупки жизненно необходимых товаров, продуктов питания, лекарств. Это пособие прежде всего получают крестьяне, не имеющие дохода, а также безработные городские жители. Однако оформить его трудно из-за бюрократической процедуры принятия решения. Затраты бюджета на выплату этого пособия незначительны, составляют всего 0,2% ВВП2.
В то же время в целях стимулирования активной и позитивной гражданской позиции населения, направленной на законопослушное и добропорядочное общественное поведение, на саморазвитие, в 2014 г. в Китае введена система социальных кредитов (социальных рейтинговых показателей). В данной системе предоставление социального обеспечения или отказ в нем конкретному гражданину связываются с уровнем его социального рейтинга, что свидетельствует о противоречивом и неоднозначном пути развития социального обеспечения, а также о его незначительной роли, как направления государственной социальной политики по снижению общего уровня бедности населения3.
Государственные стратегии преодоления бедности в Китае
Снижение масштабов бедности для всех регионов, повышение уровня жизни населения и в перспективе построение общества всеобщей средней зажиточности — эти задачи легли в основу политики реформ, проводимых в Китае последние сорок лет. По мнению профессора Ван Цинсун из Шанхайского исследовательского центра по изучению социализма с китайской спецификой в новой эпохе, «центральным» концептом в основе идеологии китайского государства лежит «периферийный» концепт борьбы с бедностью в рамках теории социализма с китайской спецификой [1].
Политика ликвидации бедности в Китае стала рассматриваться как важная основополагающая предпосылка общего экономического роста страны, как залог повышения благосостояния населения и расширения его платежеспособности. В Госсовете КНР был создан специальный отдел по вопросам развития и помощи бедным, что свидетельствовало о непосредственной связи дальнейшего развития страны с искоренением массовой бедности населения. Была предусмотрена и личная ответственность партийных работников по искоренению бедности, каждый из них должен был взять шефство над несколькими бедными семьями4. Резкий скачок в движении в этом направлении произошел с принятием и началом реализации в 2010 г. специальной программы и учреждением специального фонда для борьбы с бедностью. В целях реализации программы правительство также заключило ряд договоров
0 сотрудничестве с большим кругом частных компаний на условиях государственно-частного партнерства.
1 Забродина Е. Поднебесная, но не заоблачная [Электронный ресурс] // Российская газета. 28.07.2018. URL: https://rg.ru/2018/07/25/kak-ustroena-pensionnaia-sistema-v-sovremennom-kitae.html (дата обращения: 26.05.2021).
2 Эксперт оценил перспективы избавления от бедности в Китае [Электронный ресурс] // 26.09.2019. РИА Новости. URL: https://ria. ru/20190926/1559141278.html (дата обращения: 26.05.2021).
3 Катасонов В. Китайская система социального кредита — что это такое [Электронный ресурс] // Фонд стратегической культуры. 29.12.2018. URL: https://www.fondsk.ru/news/2018/12/29/kitajskaja-sistema-socialnogo-kredita-chto-eto-takoe-47371.html (дата обращения: 26.05.2021).
4 Как Всемирный банк оценивает уровень бедности [Электронный ресурс] // ТАСС.РУ. 15.01.2020. URL: https://tass.ru/info/7525997 (дата обращения: 26.05.2021).
На программу борьбы с бедностью и в первую очередь с региональной бедностью из бюджета страны были выделены значительные средства, размер которых ежегодно увеличивается. Такие же по объему суммы инвестировали на эти цели и частные компании. Данные средства направлялись прежде всего в регионы с высоким уровнем бедности. Причем они расходовались не на выплату пособий бедным семьям, а шли на создание условий для социально-экономического развития регионов и сельских поселений, на стимулирование малого бизнеса, на обеспечение сельского населения работой. Финансировалось строительство дорог, социальной инфраструктуры, жилья, систем водо- и электроснабжения. Осуществлялась поддержка развития сельского хозяйства. Крестьян обеспечивали посадочным материалом, обучали ведению фермерского хозяйства, животноводству, растениеводству, финансовой грамоте, работе на передовом технологическом оборудовании. Они могли приобрести новую профессию в сфере туризма, логистики, экологии, озеленения, лесного хозяйства. Большое внимание было уделено развитию здравоохранения и образования в сельских поселениях [5].
Малоимущим семьям предоставляются средства на улучшение жилищных условий. С 1982 г. реализуется государственная программа по переселению крестьян, проживающих в неблагоприятной для жизни и земледелия природно-климатической среде, в экономически развитые регионы. Переселенцам предоставляются кредиты на строительство жилья, льготы на оплату электроэнергии и водоснабжения.
Семьям помогали в организации сельскохозяйственного производства, давали беспроцентные кредиты на покупку сельскохозяйственной техники, стимулировали создание сельскохозяйственных кооперативов. В стране начала действовать система микрокредитования бедных семей, которая носила масштабный характер и имела государственную поддержку. Система предусматривала предоставление кредитов на льготной основе сроком на три года с целью приобретения бедными семьями стартового капитала для начала собственного дела и развития. Микрокредитами воспользовались 14,2 млн китайских семей1. Каждая бедная семья была взята на учет, фиксировались источники ее доходов и их размер, отслеживалась динамика изменений этих показателей.
В 2017 г. была запущена программа медицинской помощи малоимущим сельским гражданам, которая возмещает им расходы на лечение детей, на онкологические и другие серьезные заболевания2. Помимо государственной социальной поддержки малоимущих в Китае стала развиваться система благотворительной помощи, в настоящее время действует ряд благотворительных программ с широким финансовым и волонтерским участием граждан [4]. В число таких программ входит программа «Надежда», направленная на помощь в получении образования детям из бедных сельских семей. На собранные благотворительные средства в сельских уездах были открыты несколько тысяч школ, среднее образование получили более 3 млн детей. Программа «Счастье» оказывает материальную помощь бедным матерям, выдавая им деньги на текущие неотложные нужды и кредиты на реализацию их бизнес-проектов. Помимо этого, данная программа финансирует диспансеризацию и лечение женщин из бедных сельских уездов. Программа «Водоем» ставит целью строительство водоемов для обеспечения сельских жителей чистой водой. Проводятся благотворительные акции помощи малоимущим семьям «Стены доброты».
В 2021 г. поставлена задача усиления национальной системы социального обеспечения, предусмотрено создание в ней специального направления по оказанию срочной финансовой помощи малоимущим категориям граждан в чрезвычайных ситуациях. Финансирование данного направления предполагается осуществлять на основе государственно-частного партнерства как силами региональных органов власти, так и силами коммерческих и благотворительных организаций3.
1 14,2 млн малоимущих семей в Китае воспользовались микрокредитованием в помощь бедным [Электронный ресурс] // Рамблер. 25.05.2019. URL: https://finance.rambler.ru/other/42235913/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 26.05.2021).
2 В Китае расширяются масштабы медицинской помощи малоимущим гражданам [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. URL: https://regnum. ru/news/society/2630708.html (дата обращения: 26.05.2021).
3 В Китае предоставят финансовую помощь малообеспеченным гражданам [Электронный ресурс] // ChinaModernRU — Современный Китай. URL: http://www.chinamodern.ru/?p=20606 (дата обращения: 26.05.2021).
Заключение
Несмотря на достаточную изученность проблемы китайскими и зарубежными учеными, остается широкое поле для исследования разрешения проблемы борьбы с бедностью в Китае и в мире [1]. Ликвидация бедности, снижение ее масштабов для любой страны является чрезвычайно сложной задачей, поскольку ее решение лежит в разных плоскостях. Оно непосредственно связано с уровнем экономического развития страны и ее возможностями финансировать программы по преодолению бедности. Зависит оно и от существующих диспропорций в экономическом развитии отдельных регионов, от отсутствия или наличия в них промышленного производства, развитости или неразвитости социальной инфраструктуры, нацеленности государства и общества на борьбу с этим явлением. В. Г. Ишмуратова, обобщая исторический опыт КНР в преодолении бедности, в развитии социального неравенства, в качестве тормозящих факторов, способствовавших сохранению бедности в КНР до прихода к власти Си Цзиньпина, рассматривает распространение «серых» доходов, клановое ведение бизнеса и коррупцию [2].
Подводя итоги, можно отметить, что борьба с бедностью в Китае ведется целенаправленно и системно, с концентрацией финансовых ресурсов, государства, представителей бизнеса, благотворительных организаций, рядовых граждан. Китай за 40 лет инвестировал в решение этой задачи около $246 млрд. Страной выработана своя национальная стратегия и технологии ее реализации. Залогом успеха Китая в этом направлении можно также считать достигнутое единство между властью и народом.
Достижения Китая на пути преодоления бедности неоспоримы. За годы проведения социальных реформ Китай достиг впечатляющих результатов по снижению уровня бедности в стране, 850 млн чел. переступили черту бедности, из числа бедных были выведены 832 уезда и 128 тыс. деревень1. Существенно повысились доходы сельского населения, вырос общий уровень благосостояния граждан.
В результате китайского подхода к искоренению бедности страна содействует сокращению бедного населения на 70% во всем мире, или 850 млн чел. Китай ликвидирует хронический голод и становится признанным ООН государством с наибольшим количеством людей в мире, вырвавшихся из бедности [1].
Данные результаты — это несомненная и убедительная победа над абсолютной бедностью и нищетой, но считать ее полной и окончательной, на наш взгляд, еще нельзя. Порог бедности в Китае довольно низкий, примерно $1 в день, что почти в два раза ниже установленного Всемирным Банком стандарта бедности [3].
Население Китая стремительно стареет, растут демографические диспропорции в составе населения, что в перспективе будет все больше увеличивать социальную нагрузку на экономику и снижать возможности решения проблемы бедности.
Противоречивый путь развития системы социального обеспечения также создает барьеры на пути снижения уровня бедности в стране, в первую очередь среди социально-уязвимых категорий населения и граждан, имеющих низкий социальный рейтинг.
Литература
1. Бояркина А. В. Борьба с бедностью в Китае в контексте идеи «Сообщества единой судьбы человечества» с 2013-2020 годы // Мировая политика. 2021. № 3. С. 63-82.
2. Ишмуратова В. Г. Борьба с бедностью в КНР: исторический опыт, проблемы, перспективы // Проблемы современной экономики. 2014. № 3 (51). С. 287-291.
3. Плесский Н. С. Бедность в современном Китае: основные черты и региональные различия // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 20). С. 4443-4447.
4. Сморчкова А. К. Роль программ социальной помощи в сокращении бедного населения в Китае // Вестник науки и образования. 2015. № 1 (3). С. 52-54.
1 Си Цзиньпин заявил, что Китай одержал полную победу над абсолютной бедностью [Электронный ресурс] // Mail.ru. 25.02.2021. URL: https:// news.mail.ru/politics/45340498/?frommail=1 (дата обращения: 26.05.2021).
5. Тарасов А. Уровень людей за чертой бедности в Китае [ Электронный ресурс] // VisaSam.Ru. 29.06.2022. URL: https://visasam.ru/emigration/asia/bednost-v-kitae.html (дата обращения: 26.07.2022).
6. Chinese Approach to the Eradication of Poverty: Taking Targeted Measures to Lift People out of Poverty [Электронный ресурс] // A Speech at the Expert Panel on the Implementation of the Third UN Decade for the Eradication of Poverty (2018-2027). Addis Ababa, April 18, 2018. URL: https://www. un.org/development/desa/dspd/wp-content/uploads/sites/22/2018/05/15.pdf (дата обращения: 22.08.2022).
7. He Guangwen. Mechanism of Rural Mutual Assistance and Cooperation and Explanation of Its Effectiveness // Financial Theory and Practice. 2007. No. 4. P. 3-8. (На китайском)
8. Ju Ronghua, Liu Yunli. Status Quo and Response measures for the development of rural mutual aid organizations in China // Finance. 2014. No. 2. P. 39-46. (На китайском)
9. Sun Liming. Research on the development of a new type of cooperative organization of rural mutual investment funds. Master's thesis. Jilin University, 2006. 47 p. (На китайском)
10. Technical report by the Bureau of the United Nations Statistical Commission (UNSC) on the process of the development of an indicator framework for the goals and targets of the post-2015 development agenda [Электронный ресурс] // Sustainable Development Knowledge Platform. United Nations (19 March 2015). URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/6754Technical%20report%20 of%20the%20UNSC%20Bureau%20(final).pdf (дата обращения: 26.05.2021).
Об авторах:
Орлова Инна Степановна, доцент кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат педагогических наук, доцент;
Цинченко Галина Михайловна, доцент кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат социологических наук, доцент;
[email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2444-6798
References
1. Boyarkina A. V. The fight against poverty in China in the context of the idea of the "Community Destiny of Mankind" from 2013-2020. World Politics [Mirovaya politika]. 2021. No. 3. P. 63-82. (In Rus).
2. Ishmuratova V. G. The struggle with poverty in the PRC: historical experience, problems, prospects. Problems of modern economy [Problemy sovremennoi ekonomiki]. 2014. No. 3 (51). P. 287-291. (In Rus).
3. Plesskii N. S. Poverty in modern China: basic features and regional differences. Fundamental research [Fundamental'nye issledovaniya]. 2015. No. 2 (part 20). P. 4443-4447. (In Rus).
4. Smorchkova A. K. The role of social assistance programs in reducing the poor population in China. Bulletin of Science and Education [Vestnik nauki i obrazovaniy]. 2015. No. 1 (3). P. 52-54. (In Rus).
5. Tarasov A. Level of people behind the poverty line in Kitay [Electronic resource]. VisaSam. Ru. 29.06.2022. URL: https://visasam.ru/emigration/asia/bednost-v-kitae.html (accessed: 26.07.2022). (In Rus).
6. Chinese Approach to the Eradication of Poverty: Taking Targeted Measures to Lift People out of Poverty [Electronic resource]. A Speech at the Expert Panel on the Implementation of the Third UN Decade for the Eradication of Poverty (2018-2027). Addis Ababa, April 18, 2018. URL: https://www.un.org/development/ desa/dspd/wp-content/uploads/sites/22/2018/05/15.pdf (accessed: 27.01.2021).
7. He Guangwen. Mechanism of Rural Mutual Assistance and Cooperation and Explanation of Its Effectiveness. Financial Theory and Practice. 2007. No. 4. P. 3-8. (In Chinese)
8. Ju Ronghua, Liu Yunli. Status Quo and Response measures for the development of rural mutual aid organizations in China. Finance. 2014. Vol. 2. P. 39-46. (In Chinese)
9. Sun Liming. Research on the development of a new type of cooperative organization of rural mutual investment funds. Master's thesis. Jilin University, 2006. 47 p. (In Chinese)
10. Technical report by the Bureau of the United Nations Statistical Commission (UNSC) on the process of the development of an indicator framework for the goals and targets of the post-2015 development agenda [Electronic resource]. Sustainable Development Knowledge Platform. United Nations (19 March 2015). URL: https://sustainabledevelopment. un. org/content/documents/6754Technical%20report%20of%20 the%20UNSC%20Bureau%20(final).pdf (accessed: 26.05.2021).
About the authors:
Inna S. Orlova, Associate Professor of Department of Social Technologies of Northwestern Institute of Management of RANEPA (Saint Petersburg, Russian Federation), PhD in Science (Pedagogy), Associate Professor; [email protected]
Galina M. Tsinchenko, Associate Professor of Department of Social Technologies of Northwestern Institute of Management of RANEPA (Saint Petersburg, Russian Federation), PhD in Science (Sociology), Associate Professor;
[email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2444-6798