Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ КИТАЯ ПО БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ И ЕЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ'

СТРАТЕГИЯ КИТАЯ ПО БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ И ЕЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
556
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ / ВЫБОР ПОЛИТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОМОЩЬ / МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ / КИТАЙ / ГАРМОНИЧНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МНОГОЧИСЛЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / УРОВЕНЬ МАЛОГО БЛАГОДЕНСТВИЯ / МАЛОИМУЩЕЕ СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сун Шэннань

В важнейший исторический момент 100-летия основания Коммунистической партии Китая китайская стратегия борьбы с бедностью внутри страны одержала всеобъемлющую победу. Тотальная бедность регионального характера в Китае была в корне ликвидирована, и трудная задача искоренения абсолютной бедности была выполнена. Китайская стратегия борьбы с бедностью подчеркивает волю и решимость Китая по построению гармоничной и сбалансированной модели социального развития, предоставляя практический опыт для дальнейшей реализации Китаем инициативы «Один пояс и один путь» на международной арене и укрепления экономического сотрудничества с развивающимися странами в рамках ООН. Успех китайской стратегии борьбы с бедностью предоставил странам Юго-Восточной Азии международный опыт, который можно заимствовать для дальнейшего искоренения бедности, что имеет далеко идущее мировое значение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA’S POVERTY ALLEVIATION STRATEGY AND ITS GLOBAL SIGNIFICANCE

At the historic moment of the 100th anniversary of the founding of the Communist Party of China, China’s domestic poverty alleviation strategy has achieved a comprehensive victory, China’s overall regional poverty has been fundamentally resolved, and the arduous task of eradicating absolute poverty has been completed. China’s poverty alleviation strategy highlights China’s will and determination to build a harmonious and balanced social development model, and provides practical experience for China to further implement the “Belt and Road” initiative on the international stage and strengthen economic cooperation with developing countries within the framework of the United Nations. The success of China’s poverty alleviation strategy has provided Southeast Asian countries with international experience that can be used for reference in further poverty eradication, and has far-reaching world significance

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ КИТАЯ ПО БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ И ЕЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

УДК 330

DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-7-87-93

СТРАТЕГИЯ КИТАЯ ПО БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ И ЕЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ CHINA'S POVERTY ALLEVIATION STRATEGY AND ITS GLOBAL SIGNIFICANCE

Сун Шэннань, Шанхайский политико-юридический университет, г. Шанхай, Китай

snoopy5610@126.com

Sun Shengnan, Shanghai University of Politics and Law, Shanghai, China

В важнейший исторический момент 100-летия основания Коммунистической партии Китая китайская стратегия борьбы с бедностью внутри страны одержала всеобъемлющую победу. Тотальная бедность регионального характера в Китае была в корне ликвидирована, и трудная задача искоренения абсолютной бедности была выполнена. Китайская стратегия борьбы с бедностью подчеркивает волю и решимость Китая по построению гармоничной и сбалансированной модели социального развития, предоставляя практический опыт для дальнейшей реализации Китаем инициативы «Один пояс и один путь» на международной арене и укрепления экономического сотрудничества с развивающимися странами в рамках ООН. Успех китайской стратегии борьбы с бедностью предоставил странам Юго-Восточной Азии международный опыт, который можно заимствовать для дальнейшего искоренения бедности, что имеет далеко идущее мировое значение

Ключевые слова: стратегия борьбы с бедностью; выбор политических установок; международная помощь; мировое значение; Китай; гармоничная модель социального развития; государственная политика; многочисленное население; уровень малого благоденствия; малоимущее сельское население

ёш

At the historic moment of the 100th anniversary of the founding of the Communist Party of China, China's domestic poverty alleviation strategy has achieved a comprehensive victory, China's overall regional poverty has been fundamentally resolved, and the arduous task of eradicating absolute poverty has been completed. China's poverty alleviation strategy highlights China's will and determination to build a harmonious and balanced social development model, and provides practical experience for China to further implement the "Belt and Road" initiative on the international stage and strengthen economic cooperation with developing countries within the framework of the United Nations. The success of China's poverty alleviation strategy has provided Southeast Asian countries with international experience that can be used for reference in further poverty eradication, and has far-reaching world significance

Key words: poverty alleviation strategies, policy choices, international assistance, world significance; China, harmonious model of social development, state policy, large population, level of small prosperity, poor rural population

введение. Азиатско-Тихоокеанский регион обладает огромным потенциалом для экономического развития. Однако уровень жизни населения АСЕАН остается низким. Для стран АСЕАН большое значение имеет изучение опыта Китая в стратегическом планировании борьбы с бедностью.

Одной из актуальнейших проблем мирового масштаба является ликвидация бедно-

сти. Китайский опыт ликвидации тотальной бедности является показательным, что в значительной степени его, этот опыт, актуализирует.

Объект исследования - стратегия Китая по борьбе с бедностью. Предмет исследования - изучение опыта Китая в области сокращения масштабов нищеты с целью использования в мировом сообществе.

87

© Сун Шэннань, 2021

Цель исследования - научно обосновать эффективность стратегии Китая по борьбе с бедностью.

Задачи исследования:

- показать результативность вмешательства правительства Китая в процесс борьбы с бедностью;

- выявить зависимость между улучшением ситуации с бедностью и стабильностью политической системы Китая;

- оценить влияние улучшения инфраструктуры на производительность сельскохозяйственного сектора;

- определить механизм действия адресной помощи нуждающимся;

- рассмотреть механизм развития локализованных отраслей по сокращению бедности.

Способ оргументации. Ссылки на источники; анализ отдельных фактов, ситуаций; аргументация на основе анализа обобщенных и конкретных данных, доказательность изложения материала.

Методология исследования. В работе использован конкретноисторический подход, принципы всесторонности, детерминизма, развития.

Методы исследования. Анализ данных научных источников по изучаемой тематике; диалектический, абстрагирование, сравнение, описание, измерение, метод исторического и логического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение.

1. Основные цели китайской стратегии борьбы с бедностью

С тех пор, как в 1978 г Китай начал проводить основную государственную политику реформ и открытости, экономика Китая достигла выдающихся результатов в плане долгосрочного стабильного роста. Однако из-за огромной численности населения и ограниченных природных ресурсов на душу населения в сельских районах Китая широко распространялась бедность. Китай придает большое значение борьбе с бедностью внутри страны: XVIII съезд Коммунистической партии Китая четко указал, что основной предпосылкой для всестороннего построения среднезажиточного общества является достижение уровня малого благоденствия в бедных сельских районах. Избавление малоимущего сельского населения от бедности рассматривается в качестве долгосрочной

стратегической цели развития [14. С. 18]. Начиная с 2012 г, в среднем более 10 млн человек в Китае ежегодно избавляются от бедности, что эквивалентно выводу из бедности населения страны среднего размера [11. С. 2].

Стратегия Китая по ликвидации бедности полностью интерпретирует представления китайской культурной традиции о гармоничной и сбалансированной модели социального развития, она также полностью воплощает будущее направление развития по пути социализма с китайской спецификой. В китайском традиционном культурном сознании идея баланса богатства, заключающаяся в том, что «народ тревожит не отсутствие богатства, а его несоразмерное распределение», имеет глубокую культурную почву, а чрезмерный разрыв между богатыми и бедными часто является рассадником факторов социальной нестабильности [17. С. 22-26]. На ранних этапах реформ и открытости китайское правительство хотя и заявило, что «бедность - это не социализм», но в большей степени подчеркивалась идея о том, что «пусть часть людей становятся обеспеченными раньше других» и на этом основании «встать на путь всеобщей зажиточности» [14. С. 36-38]: 40 лет спустя по совокупному объему экономики Китай занял второе место в мире, обеспечивая прочную экономическую основу для дальнейшего построения общества всеобщей зажиточности. Коммунистическая партия Китая, ядром которой является Си Цзиньпин, полностью осознает, что главным противоречием в современном китайском обществе стало «противоречие между стремлением людей к лучшей жизни и недостаточностью, и неравномерностью социального развития. Можно предвидеть, что в будущем Китай будет проводить экономическую политику, способствующую дальнейшему укреплению сбалансированного развития общества, рассматривать реализацию социальной справедливости как ведущее направление модернизационного развития Китая и заострять внимание на чувство обретения счастья у народных масс [8. С.104].

2. Институциональные гарантии и выбор политических установок в осуществлении Китаем стратегии борьбы с бедностью

Китайская стратегия борьбы с бедностью с момента ее реализации в 2013 г всегда представляла собой основную государствен-

ную политику, которой ЦК КПК и центральное правительство придают ключевое значение. Данная стратегия развития полностью воплощает внутреннюю логику и модель пути развития с китайской спецификой:

1) отстаивать руководство Коммунистической партии Китая, предоставляя надежную политическую и организационную гарантию интенсивной борьбе с бедностью.

Социально-политическая система Китая наделяет центральное правительство абсолютным руководящим положением, что благоприятствует осуществлению центральным правительством комплексного планирования и обеспечивает придание особого внимания стратегическому единству и согласованности. Приверженность централизованному и единому руководству Центрального комитета партии работой по интенсивной борьбе с бедностью, усиление механизма реализации на провинциальном, муниципальном и уездном уровнях, а также усиление комплектующего строительства сельских организаций с низовыми парторганизациями и парторганизациями села в качестве ядра являются фундаментальными институциональными гарантиями для беспрепятственной реализации стратегии Китая по сокращению бедности [18. С. 66]. Как отметил Си Цзиньпин на Собрании по подведению итогов борьбы с бедностью, «Коммунистическая партия Китая обладает чрезвычайно сильными руководящими, организационными и исполнительными способностями. Это самая надежная руководящая сила, которая сплачивает и ведет народ к преодолению трудностей и продвижению вперед. Только если мы неуклонно будем придерживаться руководства со стороны партии, то обязательно сможем преодолеть любые трудности и препятствия на пути вперед, непрерывно удовлетворять стремление народа к прекрасной жизни» [11. С. 2];

2) отстаивать ведущую роль государственных инвестиций и совместное участие различных социальных субъектов, чтобы обеспечить надежную финансовую гарантию для работы по сокращению бедности.

Центральное правительство Китая координирует использование средств и укрепляет механизм целевого использования выделенных на борьбу с бедностью средств, обеспечивая надежную финансовую гарантию победы в этой интенсивной борьбе [12. С. 5]. Согласно статистике, за последние

восемь лет специальные госбюджетные капиталовложения Китая для ликвидации бедности в общей сложности составили почти 1,6 трлн юаней, в том числе из центрального бюджета инвестировано в общей сложности 660,1 млрд юаней. Для оказания адресной помощи малоимущим финансовая система Китая выдала ссуды на сумму 9,2 трлн юаней. Под единым планированием центрального правительства развитые провинции восточного Китая вложили в соответствующие регионы по взаимодействию в ликвидации бедности более 100,5 млрд юаней в фонды шефской помощи. Среди социальных субъектов, участвующих в борьбе с бедностью, предприятия в развитых восточных регионах вложили в общей сложности более 1 трлн юаней в бедные районы [11. С. 4];

3) стратегия борьбы с бедностью, проводимая правительством и с участием различных социальных субъектов, является концентрированным выражением политического преимущества китайской социалистической системы, которая может сосредоточить свои усилия на решении основных задач.

Несбалансированное региональное развитие - основная реальность китайского общества, а относительная развитость прибрежных территорий - универсальный фактор в национальном развитии многих стран мира. В отличие от других стран, оказание провинциями и городами в развитых регионах провинциям и городам в относительно бедных районах шефской помощи под руководством центрального правительства является уникальным преимуществом политической системы Китая [20. С. 98-99]. В то же время Китай активно создает благоприятную атмосферу оказания всем обществом помощи и поддержки бедным и нуждающимся. Различные социальные силы, включая вооруженные силы, высшие учебные заведения, частные предприятия и общественные организации, участвуют в работе по сокращению масштабов нищеты. Такая способность действовать сообща, которая основана на мощной мобилизационной силе центрального правительства и общенациональной системе, стала надежной гарантией человеческих ресурсов для успешной реализации китайской стратегии борьбы с бедностью [15. С. 45];

4) придерживаясь тактики оказания адресной помощи в борьбе с бедностью и ис-

пользуя методы развития для устранения коренных причин бедности, проводить в жизнь устойчивую стратегию сокращения бедности с китайской спецификой.

Основным методом китайской политики оказания адресной помощи малоимущим является создание национальной архивной информационной системы для обеспечения того, чтобы ресурсы по сокращению бедности действительно направлялись в бедные районы и использовались для лиц, находящихся в состоянии нищеты [4. С. 48]. Исходя из этого, политика Китая по сокращению масштабов нищеты основана на принципе устойчивого развития, придерживается курса на преодоление бедности за счет территориального освоения и рассматривает внутреннее развитие бедных районов в качестве основного способа решения проблемы нищеты. С учетом реальных условий в бедных районах разрабатываются практически осуществимые планы развития местных производств и осуществляется перемещение из развитых районов производств, подходящих для местного развития. Данная мера обеспечивает мощную индустриальную поддержку для устойчивого развития местной экономики в бедных районах [9. С. 461-463].

3. Международное значение китайского опыта борьбы с бедностью

Как типичная развивающаяся страна, Китай активно участвует в международных операциях Организации Объединенных Наций по оказанию помощи. В последние годы Китай достиг значительных результатов в деле оказания внешней помощи, помогая странам-получателям реализовывать проекты промышленного развития и участвовать в комплексном управлении проектами на последующих этапах. Успешное осуществление Китаем стратегии борьбы с бедностью предоставило ему ценный опыт и технологии для дальнейшего интенсивного участия в будущем в деле оказания международной помощи [19. С. 6] . Стратегия Китая в области международной помощи и его стратегия по сокращению масштабов нищеты тесно взаимосвязаны. Китай неизменно выступает за развитие сотрудничества с развивающимися странами в рамках Организации Объединенных Наций, за укрепление сотрудничества Юг-Юг на основе равенства и взаимной выгоды [16. С. 4]. В 2015 г Си Цзиньпин в своем выступлении на Круглом столе Организа-

ции Объединенных Наций по сотрудничеству Юг-Юг отметил: В своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН в 1974 г. г-н Дэн Сяопин отметил, что Китай является развивающейся страной и он принадлежит к третьему миру. Прошло более 40 лет, хотя Китай достиг грандиозных успехов в развитии, но он остается развивающейся страной и по-прежнему придает большое значение сотрудничеству Юг-Юг [5].

В мировом масштабе ситуация с работой по сокращению бедности и оказанию международной помощи все еще очень серьезна. В выпущенном Организацией Объединенных Наций «Мировом социальном отчете 2020: неравенство в меняющемся мире» отмечается, что с 1990 г уровень неравенства увеличился как в развивающихся, так и в развитых странах: 70 % населения мира проживает в странах, в которых усиливается неравенство в доходах. Этот отчет составлен Департаментом по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций и нацелен на то, чтобы помочь правительствам лучше разбирать социально-экономические проблемы и проводить анализ политики. В отчете указывается, что факторы, связанные с четырьмя основными тенденциями в лице технологических инноваций, изменения климата, урбанизации и международной миграции, стали причинами усиления неравенства [10]. Выпущенный Организацией Объединенных Наций «Доклад о человеческом развитии 2020» показывает, что распространение эпидемии новой коронавирусной пневмонии оказывает серьезное влияние на глобальное дело сокращения масштабов нищеты. В 2020 г. приблизительно 100 млн человек во всем мире могут оказаться в условиях крайней нищеты [7].

Работа Китая по сокращению бедности получила признание международного сообщества. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш считает, что успех Китая показывает, что твердое политическое руководство и решимость высшего руководства необходимы для борьбы с бедностью [6]. Ахим Штай-нер, администратор Программы развития Организации Объединенных Наций, высоко оценил усилия, приложенные Китаем к обстоятельному обдумыванию о том, как сократить бедность, в частности, использование цифровых технологий для быстрого сокращения масштабов бедности в бедных районах [1].

Программа развития Организации Объединенных Наций активно изучает опыт Китая в области сокращения масштабов нищеты и намерена сотрудничать с большим количеством стран в борьбе с нищетой. Ее представитель в Китае Бай Ятин заявила, что в 2020 г. малообеспеченные сельские жители Китая, находившиеся за чертой бедности согласно действующему внутри страны критерию, были полностью избавлены от нищеты. Данный факт не только вселил уверенность и повысил мотивацию в деле глобальной борьбы с бедностью, но и предоставил развивающимся странам полезный опыт, который следует распространять во всем мире [7].

Выводы.

1. Следует осознавать важность работы по сокращению бедности, проводимой под эгидой правительства. Вмешательство правительства Китая в процесс борьбы с бедностью является важной частью его успешного опыта. Подобный опыт отражен в политике борьбы с бедностью в Камбодже, Индонезии, Малайзии и Вьетнаме. Долгосрочное систематическое вмешательство правительства в значительной степени способствовало сокращению масштабов бедности, а улучшение ситуации с бедностью повысило легитимность правящей партии, что, в свою очередь, помогает установить стабильную политическую систему.

2. Особое внимание следует уделять опыту Китая в борьбе с бедностью среди малообеспеченного населения, занятого сельским хозяйством. В экономических структурах Китая и стран АСЕАН на долю сельского хозяйства приходится относительно большая доля. Большая часть населения проживает в сельских районах и занимается деятельностью, в основе которой лежит сельское хозяйство [13. С. 8]. За счет улучшения инфраструктуры, позволяющей сельскохо-

зяйственной продукции лучше поступать на рынок, Китаю удалось увеличить производительность сельскохозяйственного сектора, что напрямую снизило уровень бедности в сельских районах. Странам АСЕАН стоит изучить опыт Китая в продвижении сельскохозяйственного развития.

3. Тактические средства Китая по оказанию адресной помощи нуждающимся обладают высокой практической осуществимостью. Китайское правительство предоставило различные ресурсы для поддержки целевых интервенционных мер. Адресными мерами по сокращению бедности могут быть меры социальной защиты, основанные на производящих отраслях, образовании и денежных трансфертах [2. С. 69]. Стоит перенять конкретные методы создания архивов нуждающегося населения, точного определения бедных и точной диагностики коренных причин бедности.

4. Активно развивая локализованные отрасли по сокращению бедности, предоставлять множество вариантов решения проблем сельской бедности. Умеренная индустриализация с учетом местных условий - эффективный способ преодоления сельской бедности. Занятость в несельскохозяйственном секторе может эффективно сократить численность нуждающегося населения в сельской местности, обеспечив еще один источник дохода для сельского населения. Следует активно учиться на опыте развития умеренной индустриализации в сельских районах Китая, укреплять специальную квалификационную подготовку сельского населения, содействовать трудоустройству малообеспеченных трудоспособных людей и находить эффективные способы, чтобы избавиться от бедности и достичь материального благополучия [3. С.17].

Список литературы _

1. Администратор Программы развития Организации Объединенных Наций: стоит изучить опыт Китая в области сокращения бедности // Синьхуанет. 2021. 5 марта

{н^ К^Ш, 2021.03.05]. URL: 1Шр://т.хт|-шапе^сот/2021-03/05/с_1127174974.Мт (дата обращения: 12.09.2021). Текст: электронный.

2. Ван Саньгуй. Интенсивная ликвидация бедности и адресная борьба с бедностью: теория и практика. Пекин: Изд-во экон. наук, 2020. 336 с. [ЯНЙ I

}±, 2020. 336Ш.

3. Ван Цзяи. Образование и адресная борьба с бедностью, целенаправленная ликвидация бедности // Образовательное исследование. 2016. №7. С. 12-21 [5.ШШ ШЩ^ШШ^^ШШШ^. ШЖШ %, 2016^®7±$12-2Щ.

4. Ван Шугуан. Борьба с бедностью в Китае: институциональные инновации и теоретическая эволюция. Пекин: Коммерческое изд-во, 2020. 285 с. ФЯ^Й--ФШФШ^Я^Щ^

2020. 285М].

5. Выступление Си Цзиньпина в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке во время присутствия и председательства на Круглом столе по сотрудничеству Юг - Юг, проводимом Китаем совместно с Организацией Объединенных Наций // Жэньминь жибао онлайн. 2015. 28 сентября [^й

АйН, 2015.09.28. URL: http://politics.people.com.cn/n/2015/0928/c1024-27641335.html] (дата обращения: 12.09.2021). Текст: электронный.

6. Генеральный секретарь ООН Гутерриш направляет Си Цзиньпину письмо, поздравляя Китай с его историческими достижениями в борьбе с бедностью // Синьхуанет. 2021. 3 сентября [Й^Я®^^

Й^ФЯКЙ^МШШАЙ^й^ К^Н, 2021.03.09]. URL: http://www.xinhuanet. com/2021-03/09/c_1127191001.htm (дата обращения: 12.09.2021). Текст: электронный.

7. Интервью с Бай Ятингом, представителем Программы развития Организации Объединенных Наций в Китае: Дело сокращения бедности в Китае является важным ориентиром для всего мира // Синьхуанет. 2020. 23 декабря --ШЙ^Я^Ш+ЖЙ^ШЙШ?

И, 2020.12.23]. URL:http://www.xinhuanet.com/photo/2020-12/23/c_1126899374.html (дата обращения: 12.09.2021). Текст: электронный.

8. Ли Сяоюнь. Конец бедности. Пекин: Изд-во CITIC, 2021. 260 с. [^jJä ЙЙЙШп ЛЖ:Ф{аЖ№

}±, 2021. 260Ж].

9. Лэй Мин Ли Хао. Борьба Китая с бедностью. Пекин: Изд-во Университета Цинхуа, 2020. 503 с. [ ® Щ ^fê ФЯ^Й 2020. 503Щ

10. Отчет ООН: Рост мирового неравенства // Жэньминь жибао онлайн. 2020. 22 января [Й^Я

АйН, 2020.01.22]. URL: http://world.people.com.cn/n1/2020/0122/c1002-31560365.html (дата обращения: 12.09.2021). Текст: электронный.

11. Си Цзиньпин. Речь на Собрании по подведению итогов и награждению отличившихся в борьбе с бедностью. Пекин: Издательство народа, 2021. 22 с. ^М:

АйЖШ±, 2021. 22Щ

12. Сунь Сяо. Исследование по борьбе с бедностью со стороны финансов в Китае в рамках концепции инклюзии. Пекин: Изд-во Столичного университета экономики и бизнеса, 2021. 195 с. [#Й ТЙФЯЙЖЙВДЯ »^Ш^^А^ЖШТ, 2021. 195Щ

13. Хань Чжэн. Уязвимость и сельская бедность // Вопросы экономики сельского хозяйства. 2004. № 10. С. 8-12 ШИЙ^^ЙЙ 2004^^10^8-12^].

14. Ху Фуго. Постижение китайской политики интенсивной ликвидации бедности. Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках, 2018. 288 с. [ЙЯёЯ Ш'МФЯКЙ^М 2018. 288М].

15. Ху Синьдун. Исследование по китайской модели борьбы с бедностью. Пекин: Издательство народа, 2018. 310 с. [ЙЯ^Ж ФЯ^ЙШ^ВДЯ 2018. 310Ж].

16. Хуан Мэйбо. Сотрудничество Юг - Юг и китайская помощь международному развитию. Пекин: Изд-во социальных наук КНР, 2020. 308 с. [#Ш

}±, 2020. 308Ж].

17. Чжао Сяолей. История китайской экономической мысли. Далянь: Изд-во Северо-вост. университета финансов и экономики, 2019. 321 с. [МЙ® ФЯ^ЙЯ^ Ай: 2019. 32Щ.

18. Чэн Гуаньцзюнь. Китайский вариант оказания адресной помощи нуждающемуся населению. Пекин: Чжунъян бяньи чубаньшэ, 2018. 308 с. МШЙЙФЯ^ 2018. 308М].

19. Чэнь Мин. Исследование международной коммуникации китайских историй о борьбе с бедностью // Наблюдение массовой среды. 2021. №3. С. 23-25 [1Ш

Ш, 2021^3^23-25^].

20. Шэнь Хун. Социологический обзор исследований бедности в Китае // Социологические исследования. 2000. № 2. С. 91-103 [ftél tt^WÄ, 2000^^2^91-103^].

References _

1. Sin'khuanet. 2021. March,5 (Xinhuanet. 2021.5 March). URL: http://m.xinhuanet.œm/2021-03/05/c_1127174974.htm (date of aœess: 12.09.2021). Text: e^ronia

2. Van San'guy. Intensivnaya likvidatsiya bednosti i adresnaya borba s bednostyu: teoriya i praktika (Intensive elimination of poverty and targeted poverty redurtion: theory and pra^^e). Beijing: Publishing house of eœn. Sciences, 2020. 336 p.

3. Van Tszyai. Obrazovatelnoye issledovaniye (Educational research), 2016, no. 7, рр. 12-21.

4. Van Shuguan. Borba s bednostyu v Kitaye: institutsionalnye innovatsii i teoreticheskaya evolyutsiya (Fighting Poverty in China: Institutional Innovation and Theore^a! Evolution). Beijing: Commercial Publishing House, 2020, 285 p.

5. Zhen'min' zhibao onlayn (People's Daily Online). 2015, 28 September. Available at: http://politics. people.com.cn/n/2015/0928/c1024-27641335.html] (date of access: 12.09.2021). Text: electronic.

6. Sin'khuanet (Xinhuanet). 2021. September, 3. Available at: http://www.xinhuanet.com/2021-03/09/c_1127191001.htm (date of access: 09.12.2021). Text: electronic.

7. Sin'khuanet (Xinhuanet), 2020. December, 23. Available at: http://www.xinhuanet.com/photo/2020-12/23/c_1126899374.html (date access: 09.12.2021). Text: electronic.

8. Li Syaoyun'. Konets bednost (The end of poverty). Beijing: CITIC Publishing House, 2021, 260 p.

9. Ley Min Li Khao. Borba Kitaya s bednostyu (China's fight against poverty). Beijing: Tsinghua University Press, 2020, 503 p.

10. Zhen'min' zhibao onlayn (People's Daily Online). 2020. January, 22. Available at: http://world.people. com.cn/n1/2020/0122/c1002-31560365.html (date of access: 09.12.2021). Text: electronic.

11. Si TSzin'pin. Rech na Sobranii po podvedeniyu itogov i nagrazhdeniyu otlichivshikhsya v borbe s bednostyu (Speech at the Summing Up Meeting and Awarding of Excellence in the Fight Against Poverty). Beijing: People's Publishing House, 2021. 22 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Sun' Syao. Issledovaniye po borbe s bednostyu so storony finansov v Kitaye v ramkakh kontseptsii inklyuzi (A study on financial poverty alleviation in China within the framework of the concept of inclusion). Beijing: Publishing House of the Capital University of Economics and Business, 2021, 195 p.

13. Khan' Chzhen. Voprosy ekonomiki selskogo khozyaystva (Agricultural economics). 2004, no. 10, pp. 8-12.

14. Khu Fugo. Postizheniye kitayskoy politiki intensivnoy likvidatsii bednosti (Comprehension of the Chinese policy of intensive poverty eradication). Beijing: Publishing house of literature in foreign languages, 2018, 288 p.

15. Khu Sin'dun. Issledovaniye po kitayskoy modeliborby s bednostyu (Research on the Chinese Model of Poverty Reduction). Beijing: People's Publishing House, 2018, 310 p.

16. Khuan Meybo. Sotrudnichestvo Yug - Yug i kitayskaya pomoshch' mezhdunarodnomu razvitiyu (South - South Cooperation and China International Development Assistance). Beijing: PRC Social Science Publishing House, 2020, 308 p.

17. Chzhao Syaoley. Istoriya kitayskoy ekonomicheskoy mysli (History of Chinese Economic Thought). Dalian: Publishing house North-East. University of Finance and Economics, 2019, 321 p.

18. Chen Guan'tszyun'. Kitayskiy variant okazaniya adresnoy pomoshchi nuzhdayushchemusya naseleniyu (The Chinese version of providing targeted assistance to the needy population). Beijing: Zhongyang bianyi chubanshe, 2018, 308 p.

19. Chen' Min. Nablyudeniye massovoy sredy (Observation of the mass medium), 2021, no. 3, pp. 23-25.

20. Shen' Khun. Sotsiologicheskiye issledovaniya (Sociological research), 2000, no. 2, pp. 91-103.

Информация об авторе_ Information about the author

Сун Шэннань, д-р юрид. наук; доцент; преподаватель японского языка, Шанхайский политико-юридический университет, г. Шанхай, Китай. Область научных интересов автора: мировая политика и экономика snoopy5610@126.com

Sun Shengnan, doctor of law sciences, associate professor; teacher of the Japanese language, Shanghai University of Politics and Law, Shanghai, China. Scientific interests: include world politics and economics

Для цитирования_

Сун Шэннань. Стратегия Китая по борьбе с бедностью и ее глобальное значение // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 7. С. 87-93. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-7-87-93.

Sun Shengnan. China's poverty alleviation strategy and its global significance// Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 7, pp. 87-93. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-7-87-93.

Статья поступила в редакцию: 10.09.2021 г. Статья принята к публикации: 20.09.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.