Социология №4 2021
Борьба с бедностью в Китае: опыт и перспективы
Ван Цзяньган,
кандидат исторических наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки ордена дружбы народов Институт Этнологии и Антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук E-mail: w.j.gang2005@gmail.com
Борьба с бедностью играет важную роль в объединении различных социальных субъектов, интеграции ресурсов, координации общественных механизмов, повышении уровня благосостояния, стимулировании внутренней мотивации и улучшении системы управления в сельской местности. Данная политика направлена на искоренение бедности, в качестве движущей силы в ней используются инновации, координация, эко-логичность, открытость и совместное развитие. Все это направлено на построение модели борьбы с бедностью, включающей участие правительства, рынка и общества, и представляет собой «китайское решение» сокращения бедности, которое может быть реализовано во всем мире. В настоящей статье рассматривается логика политики борьбы с бедностью в Китае, анализируется практический путь ее реализации, исследуются тенденции развития политики сокращения бедности. Ввиду схожих политических механизмов России и Китая, данный опыт можно использовать и российских реалиях.
Ключевые слова: борьба с бедностью, политическая логика, практический путь, бедность в Китае, сельская местность.
Институциональная модель борьбы Китая с бедностью включает этап адресной поддержки остро нуждающихся граждан после основания Нового Китая, этап сокращения бедности в регионах в период реформ и открытости, этап сокращения бедности в целях наращивания темпов развития в период быстрого экономического роста Китая и этап окончательной ликвидации бедности в период построения общества средней зажиточности. После XVIII съезда Коммунистической партии Китая центральное правительство придало особое значение борьбы с нищетой в общем государственном управлении, были мобилизованы ресурсы, принят ряд политических мер, благодаря чему борьба с бедностью достигла максимальных в историческом периоде результатов. Во-первых, резкое сокращение количества нищих и частоты обнищания граждан - к концу 2019 года количество бедных в Китае сократилось до 5,5 млн а частота обнищания снизилась до 0,6%. Во-вторых, повышение уровня общего социально-экономического развития отсталых районов и уровня жизни малоимущих слоев населения. В-третьих, формирование институциональной системы и совершенствование политической системы для борьбы с бедностью. В-четвертых, повышение внутреннего потенциала и расширение возможностей улучшения благосостояния среди малоимущих слоев населения. В-пятых, формирование в сельской местности системы социального управления на низовом уровне, значительное расширение возможностей по ликвидации бедности [Чжан Цзе, 2019: 1]. Таким образом, страна прошла специфический путь, накопив свой «китайский опыт», который оказался полезен для сокращения бедности во всем мире.
Истоки борьбы с бедностью
В 90-х годах ХХ века в глобальном масштабе появилось понятие «борьба»,
156
или дословно «governance» - «управление», и ученые придали этому термину новое значение [Юй Кэпин, 2001:40-44]. Джеймс Розенау (James N. Rosenau), один из основоположников теории управления, считает, что управление - это деятельность, поддерживаемая общей целью. В качестве основного субъекта этой управленческой деятельности не обязательно должно выступать правительство, и при этом для ее осуществления не обязательно требуется принудительная сила со стороны государства [Розенау, 1995:5]. Комиссия по глобальному управлению отмечает: «Управление - это совокупность множества способов, которыми отдельные лица и учреждения, как государственные, так и частные,управляют общим делом. Это непрерывный процесс примирения конфликтующих или различающихся интересов и принятия совместных действий, который включает в себя формальные институты и регламенты, имеющие в отношении граждан обязательную юридическую силу, а также множество различных неформальных договоренностей» [Commission on Global Governance, 1995:23]. Управление нацелено на использование власти в различных институциональных отношениях для осуществления руководства, контроля и регулирования различных действий граждан с целью максимизации общественных интересов [Юй Кэпин, 2000:5].
Концепция борьбы с бедностью зародилось в тандеме с понятием «управление». В борьбе с бедностью подчеркивается многомерный характер субъектов управления и реализуется политика адресной поддержки домо-хозяйств и отдельных граждан на основе точной идентификации [Хуан Чэн-вэй, Ван Мэн, 2017:1-5+47+89]. Борьба с бедностью - это процесс вложения ресурсов, координации и взаимодействия правительства, рынка, социальных организаций и прочих субъектов общества, а общий эффект этого процесса заключается в сокращении бедности и улучшении социального равновесия [Ли Сюэпин, Чэнь Ай, 2016:86-91]. Эффективная борьба с бедностью способствует социально-экономическому раз-
витию отсталых регионов, смягчению и предотвращению возникновения социальных противоречий [Су Хай, Сян Дэпин, 2015:144-148]. Борьба с бедностью - это процесс оказания точечной, профессиональной и многоплановой помощи малоимущим районам и гражданам правительственными органами, рыночными структурами, общественными организации и прочими субъектами общества на основе равноправного сотрудничества и совместного управления в целях ликвидации нищеты и достижения внутреннего развития.
Логика политики борьбы с бедностью
Борьба с бедностью в Китае базируется на принципе «каждый гражданин должен иметь доступ к плодам социального развития». Данный принцип нацелен на искоренение бедности и достижение общего процветания, его движущей силой служит внедрение инноваций, экологичное развитие, открытость и общедоступное развитие. Все это призвано служить для формирования многосубъектной модели борьбы с бедностью, включающей правительство, рынок и общество.
Субъект борьбы с бедностью
Борьба с бедностью изменила одно-субъектную государственную модель поддержки малоимущих граждан и инициировала участие всех сфер общества в благоустройстве и развитии отсталых регионов и создание многосубъектной модели с участием правительства, рынка и общества. Это в свою очередь открыло доступ к новым ресурсам и способствовало повышению уровня профессионализма и точности новой политики, призванной удовлетворить различные потребности малоимущего населения, состыковать ресурсы и потребности, повысить точность и эффективность работы по сокращению бедности. Можно сделать вывод, что борьба с бедностью трансформирует традиционный образ мышления «субъект-объект». Объект новой политики теперь является одновременно и субъектом, приоритетные ресурсы бедных сообществ и бедных людей задействуются в полной мере и являются важным эле-
157
ментом борьбы с бедностью, что приводит к более активному участию самих малоимущих групп в борьбе с бедностью.
Суть борьбы с бедностью
Борьба с бедностью осуществляется в соответствии с принципом «каждый гражданин должен иметь доступ к плодам социального развития», отправной точкой и целью развития считается содействие благосостоянию людей, мобилизуется энтузиазм, инициатива и креативность людей, эффективно повышается уровень жизни малоимущих, защищаются основополагающие интересы подавляющего большинства людей, обеспечивается доступ малоимущих граждан к плодам социального развития. Борьба с бедностью подчеркивает доминирующий статус малоимущих, уделяет внимание воспитанию у них соответствующего менталитета и способности к саморазвитию, направляет их к активному участию в социальном строительстве посредством расширения прав и возможностей, образования, обучения и занятости, стимулирует внутреннюю мотивацию и уверенность в своих силах. Эта борьба не только решает проблему материального достатка, но и стремится сделать самих бедных людей лучше. Только решив фундаментальную проблему саморазвития человека, малоимущие граждане могут полностью избавиться от нищеты и получить доступ к плодам социального развития.
Цель борьбы с бедностью
Главным противоречием в китайском обществе стало противоречие между растущими запросами людей и несбалансированностью развития. Борьба с бедностью направлена на достижение общего процветания. Ее целью является не только решение проблемы материальной, т.е. экономической нищеты, но и решение проблемы духовной и культурной бедности. Она сосредоточена не только на текущей потребности в выживании, но также нацелена на улучшение внутренней мотивации и развитии бедных, а также ликвидация бедности в корне и прекращение ее передачи из поколения в поколение. Политика борьбы с бед-
ностью направлена на развитие отсталых регионов и включает пять аспектов - экономический, политический, культурный, социальный и экологический, что в совокупности должно ликвидировать несбалансированность и недостаточность развития, способствует достижению общего процветания.
Движущие факторы борьбы с бедностью
Очевидно, что социально-экономическое развитие - это способ решения всех проблем в современном Китае и общая движущая сила трансформации китайского общества [Жэньминь Жибао, 2012:1]. Инновационное, координированное, экологичное, открытое, совместное развитие обеспечивает постоянный импульс для борьбы с бедностью. Инновационное развитие: оптимизация промышленной структуры, преобразование и модернизация традиционного сельского хозяйства, культивирование новых отраслей и развитие сферы услуг. Координированное развитие: использование ресурсных, кадровых и технологических преимуществ восточных регионов для оказания помощи центральным и западным регионам. Экологичное развитие: внедрение экологически чистых методов развития и образа жизни, защита экологических ресурсов, сбалансированное экономическое развитие и охрана окружающей среды. Открытое развитие: укрепление обменов и сотрудничества с зарубежными странами, обмен опытом борьбы с бедностью, исследование путей международного сотрудничества и развития. Совместное развитие: сокращение разрыва в доходах между городским и сельским населением, совершенствование системы социального обеспечения, обеспечение равного доступа к основным государственным услугам.
Инновационные методы борьбы с бедностью
Государственная политика борьбы с бедностью ориентирована на политическую поддержку: «Поддержка малоимущих является и основным вопросом планирования экономического и социального развития, необходимо существен-
158
но увеличивать инвестиции в борьбу с бедностью, внедрять новые меры для поддержки малоимущих слоев населения и отсталых регионов, повышать социальную ориентированность рыночной экономики, усиливать социально-экономическое инклюзивное развитие» Интернет портал Жэньминь Жибао: «Сегодня состоялся Форум по сокращению бедности и развитию 2015. Си Цзиньпин выступил с программной речью (полный текст)», http://politics.people.com. сп/п/2015/1016/с1001-27706189.html, 16 октября 2015 г. Также, данная политика ориентируется на стимулирование внутренней силы бедных районов, реализацию их преимуществ, рациональное использование внешних ресурсов, повышение их собственных возможностей развития, а также дает гарантии того, что отсталые регионы и малоимущие люди избавятся от бедности и повысят благосостояние. Борьба с бедностью творчески предлагает адресную поддержку малоимущих и использование научных, социальных, внутренних, образовательных, имущественных и прочих ресурсов. Таким образом, была укреплена система поддержки малоимущих, расширились возможности государства по работе с малоимущими регионами и хозяйствами [Люй Фан, Мэй Линь, 2017: 3540], государство получило возможность гибко принимать соответствующие меры в зависимости от фактических условий в регионе, работы по сокращению бедности приобрела научный и точный характер, что способствует устойчивому сокращению бедности.
Практика реализации политики борьбы с бедностью
Борьба с бедностью является важной частью государственного управления и играет важную роль в его модернизации. В процессе практики Китай выработал ряд методов борьбы с бедностью, к числу которых относят следующее.
Формирование многокомпонентного субъекта и механизм взаимодействия
В течение долгого времени правительство занимало доминирующую позицию
в борьбе с бедностью. Традиционная широкомасштабная борьба с бедностью под руководством правительства имеет три основных недостатка. Во-первых, крупномасштабная борьба с бедностью под руководством правительства легко формирует заблуждение о «расширении масштабов», то есть однобокое стремление к масштабу и пренебрежение местной спецификой и различий регионов в культуре и обеспеченности ресурсами [Сян Дэпин, Хуан Чэнвэй, 2016: 14]. Во-вторых, в односубъект-ной государственной модели сокращения бедности существует проблема невысокой эффективности и ограниченности ресурсов. В-третьих, в условиях системы принуждения и соперничества ради служебного повышения модель борьбы с бедностью под руководством правительства приводит к негибкости и отклонению от стратегии. Следовательно, мобилизация субъектов рынка и общественных организаций для участия в борьбе с бедностью - это неизбежный путь к зрелости и совершенствованию государственной системы борьбы с бедностью. Степень совершенства и уровень возможностей системы поддержки малоимущих в значительной степени зависят от согласованности работы трех важнейших механизмов -правительства, рынка и общества. Поскольку в борьбе с бедностью делается упор на участие множества субъектов, то при доминирующем положении правительства и стимулировании рынка и общества для участия в поддержке малоимущих, взаимодействие этих трех механизмов обеспечит необходимое качество и эффективность работы по сокращению бедности.
Интеграция ресурсов, раскрытие профессиональных преимуществ
Субъекты борьбы с бедностью многокомпонентны, каждый компонент обладает определенными преимуществами и ресурсами и играет свою роль в борьбе с бедностью. Правительство обладает политическими преимуществами и государственной властью. В борьбе с бедностью правительство разрабатывает
159
стратегию социально-экономического развития и содействует ее реализации, создает макросреду для поддержки малоимущих и увеличения доходов населения; совершенствует систему социальной политики, повышает уровень благосостояния малоимущего населения и его устойчивость к различным социальным рискам; разрабатывает и реализует целевую стратегию сокращения бедности, помогает бедным регионам, сообществам и гражданам улучшить свою внешнюю среду; поощряет рыночные субъекты и общественные организации к участию в борьбе с бедностью, а также осуществляет руководство и оказывает поддержку. Рынок обладает естественными преимуществами с точки зрения капитала, технологий и информации и может активно поддерживать отсталые регионы, предоставляя денежные средства, специалистов и оборудование для реализации проектов социально-экономического развития. Некоторые предприятия установили партнерские отношения с малоимущими деревнями и хозяйствами и предоставляют им финансовую и материально-производственную поддержку, помогают в трудоустройстве, обучении и продаже продукции. Таким образом, рынок в полной мере раскрывает свою роль в борьбе с бедностью. Социальные организации обладают профессиональными преимуществами и могут профессионально, точно и гибко оперировать в областях, которые долгое время оставались вне поля зрения, таких, например, как духовная бедность, предоставлять психологические консультации, моральную поддержку, помогать налаживать отношения, повышать собственный потенциал, уверенность в жизни, способности к саморазвитию, интегрироваться в современное общество. Обладая кадровыми преимуществами, социальные организации также помогают бедным районам развивать и укреплять команду специалистов в области социальной работы посредством адресной и целевой помощи, стабильно обеспечивают их профессиональными ресурсами [Сян Дэпин, Хуа Сюньцзы, 2017:17-18].
Многовекторное сокращение бедности, повышение качества поддержки малоимущих
Категория бедности и ее составляющие эволюционировала. Понимание понятия бедности претерпело процесс развития от одного измерения ко множеству измерений, то есть от бедности по доходам к бедности возможностей, духовной бедности, юридической и культурной бедности. Таким образом, помимо сокращения бедности по доходам, цель сокращения бедности также включает содействие общему развитию бедных. Борьба с бедностью благодаря своей многовекторности призвана сократить бедность во всех ее проявлениях. Во-первых, поддержка малоимущих - это сочетание поддержки материальной и идеологической, поддержки культурной и образовательной, оказание помощи бедным районам на духовном уровне, повышение культурно-идеологического и научно-технического уровня малоимущих масс, моральное мотивирование и интеллектуальная поддержка для экономического развития бедных районов. Во-вторых, улучшение условий труда и жизни людей в отсталых регионах, строительство инфраструктуры, системы образования, здравоохранения, жилищного фонда, пенсионного обеспечения и культурно-досуговой индустрии, искоренение причин образовательного и социального плана, вызывающих нищету и возврат к бедности, содействие социальной справедливости и гармонии. В-третьих, активизация участия малоимущих слоев населения в политической жизни, расширение прав и возможностей для участия малоимущих граждан в разработке, реализации и оценке проектов по борьбе с бедностью, повышение субъективного осознания и права голоса, участие в совместном строительстве и совместном доступе к благам развития. В-четвертых, содействие участию малоимущих групп в рыночной деятельности, повышение их рыночной конкурентоспособности; поддержка за счет доходов от проектов развития, обеспечение прожиточного минимума, обеспе-
160
чение доступа некоторых малоимущих групп, которые не имеют производственных мощностей и не могут напрямую участвовать в рыночной деятельности, к плодам социально-экономического развития. В-пятых, раскрытие профессиональных функций социальных организаций, активное изучение психического и психологического состояния малоимущих масс, помощь в преодолении психологических барьеров, укрепление уверенности в жизни, преодоление духовной бедности посредством консультаций и обучения.
Стимулирование внутренних движущих сил, продвижение внутреннего развития
Практика показывает, что внешняя помощь не может решить проблему бедности. Для того чтобы результаты борьбы с бедностью были долговечными, необходима трансформация социально-экономической системы как регионов, так и граждан, чтобы они сами стремились к решению проблем. Борьба с бедностью стимулирует внутреннюю мотивацию к повышению благосостояния и способствует внутреннему развитию во многих направлениях. Во-первых, активное создание низовых партийных организаций, раскрытие функций партийных отделений и комитетов в сельской местности, обучение низовых партийных кадров, создание из низовых партийных организаций сильного ядра по руководству и поддержанию стабильности в сельской местности и повышения благосостояния населения. Во-вторых, улучшение качества инфраструктуры в бедных районах, строительство сельских дорог, обеспечение безопасной питьевой водой, модернизация электросетей в сельских районах, улучшение жилищных условий, развитие медицины и образования, создание аппаратной поддержки для саморазвития отсталых районов. В-третьих, поощрение стремления малоимущих к развитию, их внутреннее мотивирование, оказание интеллектуальной поддержки, повышение уровня профессионального образования и способностей к саморазвитию. В-четвертых,
оказание помощи отсталым районам в создании механизмов поддержки малоимущих за счет промышленного и финансового секторов, а также сокращение бедности посредством маркетизации [Чжэн Чжицзе, 2017:1].
Повышение качества управления в сельской местности
Одна из важных задач борьбы с бедностью - это повышение качества управления и подъем сельской местности. В настоящее время в сельском управлении Китая существуют некоторые проблемы, которые проявляются, главным образом, в следующих аспектах: усиливается тенденция к централизации структуры власти, полномочия партийной структуры и ответственных лиц не обладают необходимыми противовесами и ограничениями; крайне недостаточное участие граждан в политической жизни на фоне растущей осведомленности сельчан о своих правах и растущих требований к участию в политических процессах [Сяо Танбяо, 2014:1-11]; ослабление организационного фундамента, отставание в развитии партийных организаций, серьезное опустошение экономической организации и низкий уровень развития прочих организаций [Го Ми-ньюань, 2007:66-68]. Борьба с бедностью помогает усовершенствовать систему управления в сельской местности. Борьба с бедностью - это процесс социальной мобилизации, реорганизации и перестройки. Борьба с бедностью способствует совершенствованию системы социального управления и управленческих возможностей в сельских районах. Участие множества субъектов в борьбе с бедностью и активизация внутренних сил в сельском обществе способствуют повышению качества управления и исправлению таких негативных явлений, как склонность к «администрированию» и применение насильственных методов управления, увеличение социального капитала, улучшение межкадровых отношений [Сюй Линь, Фань Юкай, 2017:29-36]. Борьба с бедностью активно способствует автономии сельских жителей, расширяет участие и право голоса
161
фермеров в общественном и сельскохозяйственном строительстве; объединяет разрозненные хозяйства, снижает расходы на сокращение бедности, а также издержки при проведении сделок между разрозненными мелкими хозяйствами, оживляет внутренние ресурсы сельских общин, интегрирует ресурсы сообществ и ресурсы для борьбы с бедностью, способствует постепенному формированию благоприятного механизма для совершенствования управления [Ян Шуай, Вэнь Тьецзюнь, 2014:118-123].
Тенденции развития борьбы с бедностью
В 2020 году сельские жители Китая существенно повысили свое благосостояние, однако локальная ликвидация бедности в регионах не означает полную победу над ней. Из-за несбалансированного развития регионов, уязвимости средств к существованию малоимущих граждан в сельской местности и неполной обеспеченности прожиточным минимумом закрепление результатов борьбы с бедностью и предотвращение возврата к ней является важной задачей. В то же время социально-экономическое развитие, трансформация модели экономического роста, эволюция социальной структуры, развитие урбанизации и т.д. - все это окажет влияние на проблему благосостояния, придав борьбе с бедностью новые характеристики.
В целом, модель борьбы претерпит трансформацию после решения основных проблем обеспечения благосостояния населения, которая проявится, главным образом в следующем: переход от широкомасштабной борьбы к закреплению результатов; переход от борьбы с бедностью по доходам к многовекторной борьбе; переход от борьбы с абсолютной бедностью к борьбе с относительной бедностью; переход от внешней поддержки малоимущих к стимулированию их внутренних ресурсов; переход от государственного регулирования к рыночным драйверам и социальному участию; переход от политической мобилизации к оптимизированной модели управления; переход фокуса вни-
мания со скорости сокращения бедности на качество борьбы с бедностью и созданию долгосрочного устойчивого механизма сокращения бедности; переход фокуса внимания с бедности в сельской бедности на всестороннее сокращение бедности в сельской и городской местности. Таким образом, китайское общество, по мнению автора, должно адаптироваться к этим изменениям и внедрять инновационные методы борьбы с бедностью с учетом новых реалий.
Китай добился больших успехов в борьбе с бедностью и является первой развивающейся страной, которая достигла Целей развития тысячелетия - сокращение бедного населения вдвое, а также страной, которая в наибольшей степени сократила численность бедного населения. Опыт Китая в борьбе с бедностью имеет большое значение не только для построения общества средней зажиточности и модернизации систем управления, но и для помощи другим развивающимся странам в глобальном искоренении бедности и содействии развитию.
Литература
1. Чжан Цзе, «Новая глава о борьбе с бедностью в новую эру», China Social Science News, 2019, стр. 1.
2. Юй Кэпин, «Борьба и справедливое управление: новые рамки политического анализа», Nanjing Social Sciences, 2001, выпуск 9, стр. 4044.
3. Дж. Розенау, «Борьба без правительственного управления», Cambridge University Press, 1995, стр. 5.
4. Совет по глобальному управлению, «Наше глобальное партнерство», Oxford University Press, 1995, стр. 23.
5. Юй Кэпин, «Борьба и справедливое управление», издательство Social Science Literature Press, 2000, стр. 5.
6. Хуан Чэнвэй, Ван Мэн, «Исследование многомерной борьбы с бедностью с точки зрения идеи «пятиступенчатой» адресной поддержки ма-
162
лоимущих», «Вестник университета Хэхай (Издательство философской и социально-научной литературы)», 2017 г., выпуск 5, стр. 1-5+47+89.
7. Ли Сюэпин, Чэнь Ай, «Борьба с бедностью на фоне социального управления», «Гуйчжоуское издательство социально-научной литературы», 2016 г., выпуск 4, стр. 86-91.
8. Су Хай, Сян Дэпин, «Особенности действий и инновация путей сокращения бедности социальными рычагами», «Вестник ЮжноЦентрального университета национальностей (Издательство гуманитарной и социально-научной литературы)», 2015 г., выпуск 3, стр. 144-148.
9. «Развитие - главный приоритет, стабильность - главный долг», People's Daily, 2012, стр. 1.
10. Люй Фан, Мэй Линь, «Что не является «адресной поддержкой малоимущих»? Сокращение бедности в сельских районах на фоне трансформации сельских районов Китая», «Новое видение», 2017 г., выпуск 2, стр. 35-40.
11. Сян Дэпин, Хуан Чэнвэй, «Серия книг для магистров в области социальной работы. Сокращение бедности и развитие», Издательство социально-научной литературы, 2016 г., стр. 14.
12. Сян Дэпин, Хуа Сюньцзы, «Профессиональные преимущества в борьбе с бедностью», «Социальная работа Китая», 2017 г., выпуск 25, стр. 17-18.
13. Чжэн Чжицзе, «Секрет из пяти иероглифов» для стимулирования внутренней мотивации борьбы с бедностью», Economic Daily, 2017, стр. 1.
14. Сяо Танбяо, «Наблюдения и размышления о сельском управлении в Китае за прошедшее десятилетие», Журнал Центрально-Китайского педагогического университета (Издательство гуманитарной и социально-научной литературы), 2014 г., выпуск 6, страницы 1-11.
15. Го Миньюань, «Проблемы строительства и меры по развитию сельских организаций в новом сельском строительстве», «Хубэйское издательство социально-научной литературы», 2007 г., выпуск 8, стр. 6668.
16. Сюй Линь, Фань Юкай, «Политический эффект и выбор пути адресной поддержки малоимущих с точки зрения справедливого управления в сельских районах», «Учеба и практика», 2017 г., выпуск 6, стр. 29-36.
17. Ян Шуай и Вэнь Тецзюнь, «Исследование организации постоянного сельского населения и долгосрочных инвестиций в сельские общественные блага», «Гуйчжоуское издательство социально-научной литературы», 2014 г., выпуск 10, страницы 118-123.
FIGHTING POVERTY IN CHINA: EXPERIENCE AND PROSPECTS
Wang Jiangang
Federal State Budgetary Institution of Science of the Peoples' Friendship Order, N.N. Miklouho-Maclay Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Poverty reduction plays an important role in bringing together different social actors, integrating resources, coordinating social mechanisms, increasing the level of well-being, stimulating intrinsic motivation and improving governance in rural areas. This policy is aimed at eradicating poverty and uses innovation, coordination, sustainability, inclusiveness and shared development as a driving force. All of this is aimed at building a model of poverty reduction that includes government, market and society, and represents a "China solution" to poverty reduction that can be implemented around the world. This article examines the logic of the poverty reduction policy in China, analyzes the practical way of its implementation, examines the development trends of the poverty reduction policy. In view of the similar political mechanisms of Russia and China, this experience can be used in Russian realities.
Keywords: Poverty reduction, political logic, practical path, poverty in China, rural area.
163
References
1. Zhang Jie, "Writing a New Chapter for Poverty Alleviation in the New Era", China Social Science News, 2019, p. 1.
2. Yu Keping, "Governance and Good Governance: A New Political Analysis Framework", Nanjing Social Sciences, 2001, Issue 9, pp. 40-44.
3. Rossina, "Governance Without Government", Cambridge University Press, 1995, p. 5.
4. Global Governance Committee, "Our Global Partnership", Oxford University Press, 1995, p. 23.
5. Yu Keping, "Governance and Good Governance", Social Sciences Literature Press, 2000, p. 5.
6. Huang Chengwei, Wang Meng, "Study on Multidimensional Poverty Governance from the Perspective of "Five Batches" of Targeted Poverty Alleviation Thought", "Journal of Hohai University (Philosophy and Social Sciences Edition)", 2017, Issue 5, Numbers 1-5 +47+89 pages.
7. Li Xueping, Chen Ai, "Poverty Governance from the Perspective of Social Governance", "Guizhou Social Sciences", 2016, Issue 4, pp. 86-91.
8. Su Hai, Xiang Deping, "Action Characteristics and Path Innovation of Social Poverty Alleviation", "Journal of South-Central University for Nationalities (Humanities and Social Sciences Edition)", 2015, Issue 3, pp. 144-148.
9. "Development is the first priority and stability is the first responsibility", People's Daily, 2012, p. 1.
10. Lu Fang and Mei Lin, What Isn't "Poverty Alleviation with Precision"? —China's Rural Poverty Governance from the Perspective of Rural Transformation, "New Vision", 2017, Issue 2, pp. 35-40.
11. Xiang Deping, Huang Chengwei, "Master of Social Work Professional Series: Poverty Reduction and Development", Social Science Archives, 2016, p. 14.
12. Xiang Deping, Hua Xunzi, "Give full play to professional advantages to help fight poverty", "China Social Work", 2017, No. 25, pp. 17-18.
13. Zheng Zhijie, "Five-character tactics to stimulate endogenous motivation for poverty alleviation", Economic Daily, 2017, p. 1.
14. Xiao Tangbiao, "Observations and Reflections on Rural Governance in my country in the Past Decade", Journal of Central China Normal University (Humanities and Social Sciences Edition), 2014, Issue 6, Pages 1-11.
15. Guo Minyuan, "Construction Problems and Development Countermeasures of Village Organizations in the Construction of New Countryside", "Hubei Social Sciences", 2007, Issue 8, pp. 66-68.
16. Xu Lin, Fan Youkai, "The Political Effect and Path Choice of Targeted Poverty Alleviation from the Perspective of Good Governance in Rural Areas", "Learning and Practice", 2017, Issue 6, pp. 29-36.
17. Yang Shuai, Wen Tiejun, "Research on the Organization of Left-behind Groups in Rural Areas and Long-term Investment in Rural Public Goods", "Guizhou Social Sciences", 2014, Issue 10, pages 118-123.
164