УДК 364.22
Абрамова Ольга Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»
Россия, Самара1 Аспирант
E-Mail: [email protected]
Комплексная модель политики преодоления бедности
в Самарской области
Аннотация. Феномен бедности в настоящее время свойственен для России как на уровне Федерации, так и на уровне ее регионов, в которых за период рыночных реформ стремительно развернулся процесс социальной поляризации населения. Актуальность исследования определяется необходимостью разработки и реализации политики сокращения бедности населения. В статье автором предложена модель региональной политики преодоления бедности.
В Самарской области. Выделены основные направления и механизмы борьбы с бедностью в регионе, а также конкретные мероприятия ее реализации. В качестве основных направлений политики преодоления бедности в Самарской области автором представлены совершенствование мониторинга и оценки бедности, сокращение экономической бедности на основе обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения, снижение масштабов детской бедности, развитие адресности предоставления социальной помощи, модернизация программно-целевого подхода в регионе, сокращение дифференциации доходов населения и повышение доступности для малоимущего населения услуг образования и здравоохранения. Практическая реализация предложенных мероприятий региональной политики преодоления бедности будет способствовать ее устойчивому снижению среди населения и социально-экономическому развитию региона в целом.
Ключевые слова: бедность населения; прожиточный минимум; политика преодоления бедности; мониторинг и оценка бедности; бюджетные обследования; экономическая бедность; детская бедность; адресность социальной помощи; дифференциация доходов населения; государственные программы.
Идентификационный номер статьи в журнале 32ЕУЫ414
443081, г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 116 Б, кв. 3
Бедность в настоящее время является неотъемлемым атрибутом социально-экономического развития регионов России. По данным официальной статистики в Самарской области к населению, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в 2012 г. относилось 398,1 тыс. человек или 12,4 % населения2. По приблизительным оценкам автора в том же году численность населения, имеющего доходы ниже 50 % величины прожиточного минимума (категория нищих) составила 84,3 тыс. человек или 2,6 % всего населения региона.
Значительный уровень региональной бедности представляет собой угрозу социальной стабильности, тормоз социально-экономического развития и ведет к ухудшению здоровья, образования, жилищных условий и других аспектов жизни населения Самарской области. В этой связи назрела объективная необходимость формирования комплексной региональной политики преодоления бедности.
Основные направления и механизмы предлагаемой автором модели региональной политики преодоления бедности представлены на рис.
Дальнейшая конкретизация модели региональной политики преодоления бедности заключается в разработке «дорожной карты» в рамках выделенных направлений.
Первое направление «совершенствование мониторинга и оценки бедности» включает три механизма формирования политики сокращения бедности, а именно, развитие методологии измерения уровня бедности, расширение практики применения региональных бюджетных обследований населения с одновременным увеличением спектра включенных в обследования показателей бедности и обеспечение доступности данных бюджетных обследований для пользователей.
Развитие методологии измерения уровня бедности предполагает последовательный переход к оценке бедности на основе абсолютной, относительной и субъективной концепций. Однако применение абсолютной черты бедности для регулирования адресных программ для бедных и соответственно выявления получателей социальной помощи, необходимо до тех пор, пока не последует значительного снижения масштабов абсолютной бедности. При этом возможно предусмотреть установление черты бедности отдельно для городского и сельского населения, так как наблюдаются значительные различия в уровне социально-экономического развития города и села, высокие риски бедности свойственны для городского населения, а высокие риски нищеты - для сельского [1]. Мониторинг проблемы бедности, в свою очередь, должен опираться на относительную и субъективную концепции, что невозможно сделать на основе макроэкономических данных статистики. В этой связи перспективы совершенствования методологии измерения бедности связаны с развитием региональных бюджетных обследований домашних хозяйств.
2 http://samarastat.gks.ru/ 2
Основные направления и механизмы формирования р егионально й по л еп ики пр еод ол е ния о едно ста
Совершенствование мониторинга и оценки бедности
- развитие методологии измерения уровня оедности
- расширение практики применения региональных бюджетных обследований населения с одновременным увеличением спектра включенных в обследования показателей бедности
- обеспечение доступности данных бюджетных обследований для пользователей
Сокращение экономической бедности на основе ооеспечения эффективной занятости трудоспособного населения
- доведение минимального размера! оплаты труда до величины прожил очного минимума
- создание vcлoБий для повышения самозанятости населения на основе развития малого пр едпр инимательства
- совершенствование сферы оплаты труда
Снижение масштабов детской оедности
увеличение размера детского посооия содействие росту занятости женщин ■ совершенствование налоговойполитикив отношении семей с детьми
Развитие адресности предоставления социальной помощи
- увеличение объемов финансирования адресных социальных программ
- изменение условий проверки нуждаемости для включения в адресные программы
- создание vcлoвий для развития процесса социального сопровождения контрактов социальной адаптации
- повышение информированности населения о реализуемых в регионе адресных социальных программах
Модернизация программно-целевого подхода в регионе
- включение в государственные программы Самарской области в качестве ожидаемых результатов их реализации показателей бедности и неравенства населения
С окр ащение диффер е нциа ции д ох од об на сел е ния
■ реформа налоговой системы [политика федерального уровня)
Повышение доступности для малоимущего населения услуг образования и здравоохранения
- предоставтение права на оестпатаое оаразавание с учетам нуждаемости
- органгсация пцдгшсипелЕиых кур «ж при несших учебных заведениях дтлдетейиз малоимущих семей
- повышение уроыга информированности населения о бесгпатных. услугах здравоохранения
- совершенствование про(|ита*сики нарушений состояния здораая
Рис. Основные направления и механизмы формирования региональной политики преодоления
бедности (Схема составлена автором)
Для создания эффективной системы мониторинга и оценки бедности необходимо расширить перечень индикаторов региональных бюджетных обследований, среди которых можно выделить:
1. Оценка монетарной субъективной бедности (включение в обследование вопроса о минимальном доходе, являющегося для домашнего хозяйства достаточным для того, чтобы не пребывать в состоянии бедности или для сведения «концов с концами»).
2. Показатели относительной бедности (например, на уровне 60 % медианного дохода или 50 % среднедушевого дохода).
3. Показатели эффективности адресных социальных программ (охват бедного населения адресными социальными программами, вклад социальной помощи по адресным программам в доходы бедного населения).
4. Показатели бедности трудоспособного населения (распределение занятого бедного населения по видам экономической деятельности, статусу занятости на основной работе, формам собственности и т.д.).
5. Оценка уровня детской бедности (питание детей, доступ к педиатрическим услугам и услугам обязательного образования).
6. Показатели, отражающие немонетарные аспекты бедности (жилищные условия, доступ к социальным услугам, услугам здравоохранения, образования и т.д.).
Кроме того региональные бюджетные обследования должны быть направлены на выявление наиболее важных факторов риска бедности, установление их количественного влияния на масштабы бедности. Для этого требуется активное применение в обследованиях методов корреляционно-регрессионного анализа.
В настоящее время официальные статистические учреждения не обладают достаточными ресурсами для полной реализации потенциала собираемых ими статистических данных [2]. Поэтому требуется совершенствование статистической инфраструктуры в целях обеспечения доступности данных бюджетных обследований для пользователей. В частности, необходимо предусмотреть в регионе бесплатное предоставление статистических данных для преподавателей, аспирантов, студентов с условием их использования исключительно для научной работы и некоммерческих исследований, что позволит проводить комплексный анализ монетарных и немонетарных аспектов бедности, вызывающих ее причин, факторов риска с привлечением квалифицированных исследователей из научной среды.
Второе направление предлагаемой политики преодоления бедности «сокращение экономической бедности на основе обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения» должно включать механизмы доведения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, создания условий для повышения самозанятости населения на основе развития малого предпринимательства и совершенствования сферы оплаты труда.
Первоочередной мерой для снижения бедности трудоспособного населения является доведение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума. Так, в 2013 г. размер минимальной оплаты труда составлял только 65 % от региональной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, в 2012 г. - 63 %3. При таком уровне минимальной заработной платы невозможно воспроизводство конкурентоспособной рабочей силы и развитие эффективной экономики. Поэтому необходим переход к установлению
3 http://www.gks.ru/
минимальной оплаты труда в процентах к величине прожиточного минимума трудоспособного населения и в разрезе субъектов РФ, что связано с территориальными различиями в уровне социально-экономического развития страны. Возможно, также предусмотреть установление минимального размера оплаты труда отдельно для частного и бюджетного секторов экономики, а в дальнейшем обеспечить их сближение. В конечном итоге увеличение размера минимальной заработной платы вынудит работодателей компенсировать возросшие расходы на оплату труда за счет роста эффективности производства и повысит спрос населения.
Политика занятости на рынке труда предполагает направление ресурсов на приоритетные «точки роста» региона в целях создания новых рабочих мест. Такими точками являются безусловно сектор малого предпринимательства и трудоемкие отрасли традиционной промышленности, например, производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство машин и оборудования и т.д. [6]. Для обеспечения самозанятости малоимущего населения необходимо развитие инфраструктурных условий в рамках малого бизнеса, что предполагает совершенствование системы льготного кредитования на условиях низких процентов, продолжительного срока, упрощения залогового обеспечения, развитие частно-государственного партнерства в целях минимизации предпринимательских рисков и т.п. Малый бизнес в Самарской области может развиваться в сфере дошкольного частного образования, спорта и туризма, экологии, (открытие небольших детских садиков, спортзалов, бассейнов, предприятий по уборке улиц, типографий и пр.) [7]. Для поддержки предприятий, создающих рабочие места для пенсионеров и инвалидов и услуги которых адресованы малоимущему населению, следует установить льготы по оплате коммунальных услуг, аренде помещений, кредитам, налогам, что повысит эффективность региональной социально-экономической политики, направленной на поддержку предпринимательства в развитии социальной сферы.
Совершенствование сферы оплаты труда в целях снижения экономической бедности предполагает использование таких инструментов, как заключение трудовых контрактов на длительный срок, формирование системы бонусов и вознаграждений за высокую производительность, качество работы, инициативность сотрудников, предоставление различных видов материальной помощи [4].
Направление политики «снижение масштабов детской бедности» предполагает использование таких механизмов, как увеличение размера детского пособия, содействие росту занятости женщин и совершенствование налоговой политики в отношении семей с детьми.
В рамках снижения детской бедности требуется увеличение размера детских пособий. Бюджетные средства на указанные цели могут быть перенаправлены за счет сокращения расходов на поддержку отдельных категорий граждан, о чем более подробно будет сказано при характеристике следующего направления. Необходим переход к предоставлению детского пособия семьям с доходами не только ниже величины прожиточного минимума, но и ниже 1,5 - 2 прожиточных минимумов, что будет способствовать снижению риска попасть в число бедных для семей с детьми.
Важное значение при формировании политики снижения детской бедности имеют мероприятия, нацеленные против дискриминации женщин на рынке труда. В частности, аккумулирование средств в сферу услуг, отличающуюся высокой женской занятостью, предоставление льгот различного характера работодателям, принимающим на работу женщин с маленькими детьми, ликвидация барьеров в развитии дополнительной занятости, реализация которой позволяет повышать материальное благосостояние семей. В целях поддержки безработных женщин с детьми необходимо изменение перечня общественных работ,
организуемых службой занятости населения Самарской области для дополнительной финансовой поддержки безработных граждан, с большей ориентированностью на женщин, например, проведение социологических или статистических исследований, уход за инвалидами и пожилыми людьми.
Помимо мероприятий регионального уровня важным является совершенствование налоговой политики в отношении семей с детьми на федеральном уровне, что предполагает установление семьям с детьми вычетов по налогу на доходы физических лиц, соответствующих величине прожиточного минимума.
Формирование региональной политики преодоления бедности в Самарской области обязательно должно быть направлено на повышение эффективности предоставления помощи в рамках адресных социальных программ. Для данной цели необходима реализация механизмов увеличения объемов финансирования адресных социальных программ, внесения изменений в закон «О социальной помощи в Самарской области», изменения условий проверки нуждаемости для включения в адресные программы, создания условий для развития процесса социального сопровождения контрактов социальной адаптации, повышения информированности населения о реализуемых в регионе адресных социальных программах.
Увеличение размеров социальных пособий бедным гражданам возможно за счет роста удельного веса адресных программ в общем объеме социальных расходов консолидированного бюджета Самарской области [9]. В настоящее время приоритеты в системе социальных выплат региона направлены на поддержку отдельных категорий граждан и пенсионеров. Увеличение размеров социальной помощи в рамках адресных социальных программ, субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг малоимущему населению, детских пособий возможно с помощью перераспределения бюджетных ресурсов в пользу данных направлений за счет сокращения расходов на поддержку некоторых категорий граждан. При этом следует оставить без изменения предоставление льгот таким категориям граждан, как Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, труженикам тыла и другим группам населения, для которых вознаграждение за соответствующие заслуги в виде предоставления льгот не вызывает сомнения, а также инвалидам и детям-инвалидам, не способным самостоятельно преодолеть состояние бедности [6]. При этом система федеральных нормативно-правовых актов предусматривает поддержку категорий граждан, относящихся к определенным профессиям, без учета их доходов, например, сотрудников министерства внутренних дел, судей, работников прокуратуры, судебных приставов. Преимущественно перечисленных лиц нельзя отнести к нуждающимся гражданам. В отношении льгот указанных категорий граждан могут быть применены следующие варианты реформирования:
1) отмена льгот;
2) отмена льгот только для новых получателей с продолжением предоставления льгот уже получающих их гражданам;
3) предоставление льгот только тем гражданам, которые имеют доходы ниже величины прожиточного минимума.
Финансирование профессиональных льгот осуществляется за счет федерального бюджета, поэтому их реформирование возможно на федеральном уровне с последующим направлением высвобождаемых средств в бюджеты регионов для реализации программ помощи бедному населению.
Эффективность предоставления адресной социальной помощи непосредственно связана с условиями проверки нуждаемости потенциальных получателей пособий.
В Самарской области небедные граждане нередко становятся получателями социальной помощи, что требует совершенствование условий проверки нуждаемости для включения в адресные программы. В частности, адресность проверки нуждаемости может быть повышена за счет использования вспомогательных критериев соответствия условиям предоставления социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, таких как, отсутствие недвижимости, которую можно сдать в аренду, автотранспорта, гаража, земельного участка, личного подсобного хозяйства, с помощью которых семья или одиноко проживающий гражданин могут самостоятельно повысить уровень материального положения и, соответственно, преодолеть трудную жизненную ситуацию. На практике данная задача может быть решена на основе введения балльной системы проверки нуждаемости по вышеперечисленным косвенным признакам, которые достаточно легко зафиксировать, при этом больший балл должен присваиваться менее обеспеченным гражданам [2]. Другой путь изменения проверки нуждаемости заключается
в установлении регионального стандарта стоимости имущества, принадлежащего на праве собственности гражданину [10]. У получателей пособий соответственно стоимость имущества должна быть ниже данного регионального стандарта.
В рамках совершенствования адресности предоставления помощи по социальному контракту в регионе необходимо создать условия для развития процесса социального сопровождения контрактов социальной адаптации. Данный механизм формирования политики преодоления бедности предполагает обучение специалистов в системе высшего образования социальному сопровождению контрактов социальной адаптации, направленное на получение знаний в области законодательства, связанного с регистрацией индивидуальной предпринимательской деятельности, трудоустройством [8]. Кроме того должны быть подготовлены руководства и инструкции для специалистов, посвященные конкретным этапам социального сопровождения контрактов.
Провозглашенный в законе «О социальной помощи в Самарской области» заявительный принцип предоставления помощи вызывает необходимость повышения информированности населения о реализуемых в регионе адресных социальных программах с помощью активного освещения о возможностях участия в данных программах в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернета.
На региональном уровне программно-целевой подход рассматривается как эффективный метод управления социально-экономическим развитием с учетом специфических территориальных особенностей [5]. В связи с этим актуальность приобретает реализация следующего направления формирования региональной политики преодоления бедности «модернизация программно-целевого подхода в регионе», которое предполагает включение в государственные программы Самарской области в качестве ожидаемых результатов их реализации показателей бедности и неравенства населения. Одними из целевых ориентиров государственных программ в регионе могут быть:
1. Снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в %.
2. Сокращение соотношения денежных доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов), в разах.
3. Увеличение доли трудоустроенных малоимущих граждан в общей численности малоимущего населения региона.
4. Увеличение доли малоимущих граждан, получивших поддержку на организацию и развитие предпринимательства в общей численности малоимущего населения региона.
Сокращению дифференциации доходов населения в основном будет способствовать реформа налоговой системы. Поэтому, несмотря на формирование системы мероприятий региональной политики преодоления бедности, нельзя не отметить важность политики федерального уровня, в рамках которой должны быть изменены основные принципы налоговой системы страны. В частности, это подразумевает внедрение прогрессивной шкалы налогообложения (возможно первоначально охватывающей не более 4 - 5 % самого обеспеченного населения) или повышенной ставки налога на самые высокие доходы (на порядок превосходящие размер среднедушевых доходов населения) [3]. Кроме того необходимо увеличение суммы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц гражданам, имеющих иждивенцев и получающих низкие доходы. Вышеуказанные меры будут содействовать снижению налогового бремени для малоимущих граждан за счет увеличения налогообложения доходов высокообеспеченных граждан, что в конечном итоге приведет к снижению неравенства доходов населения и сокращению уровня бедности.
Последнее направление предлагаемой политики преодоления бедности в Самарской области предполагает повышение доступности для малоимущего населения услуг образования и здравоохранения. В рамках развития доступа малоимущего населения к услугам высшего образования необходимо предоставлять право на бесплатное образование не только с учетом успеваемости выпускников, но и в зависимости от их материального положения, например, из лучших учащихся именно малоимущие выпускники должны быть приоритетными кандидатами на бесплатное обучение [2]. Кроме того необходимо рассмотреть возможность организации при основных высших учебных заведениях региона подготовительных курсов для детей, отличившихся своими способностями к обучению, из бедных семей. Развитие доступа малоимущего населения к бесплатным медицинским услугам предусматривает повышение уровня информированности населения региона о перечне гарантированных бесплатных услуг здравоохранения. Также необходимо совершенствование профилактики нарушений состояния здоровья, особенно малоимущего населения, что подразумевает политику цен, способствующую росту потребления овощей и фруктов, ограничение потребления алкоголя, включение в программы системы среднего и высшего образования занятий, направленных на обучение школьников и студентов профилактики заболеваемости и формирования навыков здорового образа жизни.
Помимо выделенных направлений политики преодоления бедности, следует отметить важность отражения проблемы бедности в средствах массовой информации как социальной проблемы. Результаты научных исследований в области характеристики проблемы бедности, ее преодоления должны активно представляться массовой аудитории для эффективной борьбы с механизмами, поддерживающими воспроизводство данной проблемы.
Реализация системы вышеуказанных мероприятий региональной политики преодоления бедности при осуществлении активного взаимодействия региональных органов исполнительной власти Самарской области, хозяйствующих субъектов и населения будет способствовать стабильному сокращению бедности, неравенства в распределении доходов населения, а также комплексному социально-экономическому развитию региона в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беглова Е.И. Бедность как социально-экономическое явление: автореф. дис. ... д-ра. экон. наук. СПб, 2014. 44 с.
2. Доклад по оценке бедности Проект / Ш. Катсу и др. [Электронный ресурс] // Всемирный банк, 2004. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.credit-union.ru/files/materials/17/PAR_062304_Rus.pdf. (дата обращения: 18.05.2013).
3. Иванов В.Н., Суворов А.В. Неравенство и бедность населения: опыт решения проблемы в России и за рубежом // Проблемы прогнозирования. 2006. № 3. С. 132 - 149.
4. Ишмуратова В.Г. Структурно-логическая причинно-следственная модель механизмов и инструментов борьбы с бедностью в условиях трансформационной экономики // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10. С. 43 - 52.
5. Каримов А.Г. Бедность в депрессивных регионах республики Башкортостан // Проблемы востоковедения. 2009. № 3 (45). С. 22 - 28.
6. Овчарова Л.Н., Ищенко М.А. Стратегия сокращения бедности // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 20 (213). С. 24 - 39.
7. Полюбина И.Б. Проблема бедности в современных условиях: специфика России // Ползуновский вестник. 2005. № 1. С. 13 - 19.
8. Прокофьева Л.М. Социальный контракт - новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2010. № 8 (394). С. 6 - 79.
9. Социальная поддержка: уроки кризисов и векторы модернизации / Т.М. Малева, Л.Н. Овчарова, А.Я. Бурдяк, Н.В. Зубаревич, А.И. Пишняк, Д.О. Попова, О.В. Синявская. М.: Дело, 2010. 336 с.
10. Сыроежкин А.И. Проблема бедности и социально-экономическая политика государства по ее преодолению в России // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 3. С. 41- 51.
Рецензент: Хасаев Габибулла Рабаданович, ректор, доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет».
Olga Abramova
Samara State University of Economics
Russia, Samara E-Mail: [email protected]
Complex model of policy of poverty overcoming in the Samara region
Abstract. The poverty phenomenon is peculiar now for Russia both at the level of Federation, and at the level of its regions in which during market reforms process of social polarization of the population was promptly developed. The relevance of research is defined by need of development and realization of policy of poverty overcoming of the population. In article the author offers model of regional policy of poverty overcoming in the Samara region. The main directions and mechanisms of fight against poverty in the region, and also concrete actions of its realization are allocated. As the main directions of policy of poverty overcoming in the Samara region the author presents improvement of monitoring and evaluation of poverty, reduction of economic poverty on the basis of ensuring effective employment of able-bodied population, decreasing the scales of child poverty, development of targeting of providing the social assistance, modernization of the program and targeted approach in the region, reduction of differentiation of population's incomes and increasing of availability to the poor population of services of education and health care. Practical realization of the offered actions of regional policy of poverty overcoming will promote its steady decrease among the population and to social and economic development of the region as a whole.
Keywords: poverty of the population; living wage; policy of poverty overcoming; monitoring and evaluation of poverty; budget researches; economic poverty; child poverty; targeting of the social assistance; differentiation of population's incomes; state programs.
Identification number of article 32EVN414
REFERENCES
1. Beglova E.I. Bednost' kak social'no-jekonomicheskoe javlenie: avtoref. dis. ... d-ra. jekon. nauk. SPb, 2014. 44 s.
2. Doklad po ocenke bednosti Proekt / Sh. Katsu i dr. [Jelektronnyj resurs] // Vsemirnyj bank, 2004. Sistem. trebovanija: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.credit-union.ru/files/materials/17/PAR_062304_Rus.pdf. (data obrashhenija: 18.05.2013).
3. Ivanov V.N., Suvorov A.V. Neravenstvo i bednost' naselenija: opyt reshenija problemy v Rossii i za rubezhom // Problemy prognozirovanija. 2006. № 3. S. 132 -149.
4. Ishmuratova V.G. Strukturno-logicheskaja prichinno-sledstvennaja model' mehanizmov i instrumentov bor'by s bednost'ju v uslovijah transformacionnoj jekonomiki // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 10. S. 43 - 52.
5. Karimov A.G. Bednost' v depressivnyh regionah respubliki Bashkortostan // Problemy vostokovedenija. 2009. № 3 (45). S. 22 - 28.
6. Ovcharova L.N., Ishhenko M.A. Strategija sokrashhenija bednosti // Analiticheskij vestnik Soveta Federacii FS RF. 2003. № 20 (213). S. 24 - 39.
7. Poljubina I.B. Problema bednosti v sovremennyh uslovijah: specifika Rossii // Polzunovskij vestnik. 2005. № 1. S. 13 - 19.
8. Prokofeva L.M. Social'nyj kontrakt - novaja forma okazanija gosudarstvennoj adresnoj social'noj pomoshhi naseleniju v sub#ektah Rossijskoj Federacii // Analiticheskij vestnik Soveta Federacii FS RF. 2010. № 8 (394). S. 6 - 79.
9. Social'naja podderzhka: uroki krizisov i vektory modernizacii / T.M. Maleva, L.N. Ovcharova, A.Ja. Burdjak, N.V. Zubarevich, A.I. Pishnjak, D.O. Popova, O.V. Sinjavskaja. M.: Delo, 2010. 336 s.
10. Syroezhkin A.I. Problema bednosti i social'no-jekonomicheskaja politika gosudarstva po ee preodoleniju v Rossii // Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. 2011. № 3. S. 41- 51.