Научная статья на тему 'ОТ ОБЩЕСТВА "СЯОКАН" К ОБЩЕСТВУ "ВСЕОБЩЕЙ ЗАЖИТОЧНОСТИ": РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ИСКОРЕНЕНИЮ БЕДНОСТИ'

ОТ ОБЩЕСТВА "СЯОКАН" К ОБЩЕСТВУ "ВСЕОБЩЕЙ ЗАЖИТОЧНОСТИ": РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ИСКОРЕНЕНИЮ БЕДНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
62
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ КИТАЯ / ОБЩЕСТВО СЯОКАН / ВСЕОБЩАЯ ЗАЖИТОЧНОСТЬ / СИ ЦЗИНЬПИН / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Асыл Мольдир Бакытжанкызы, Кольцов Петр Михайлович, Мукаметханулы Набижан, Дауен Динара Бакыткереевна

Введение. Данная статья представляет собой анализ основных социально-экономических начинаний Китайской Народной Республики на современном этапе. 2021 год в истории Китая обозначен как год завершения строительства «общества сяокан», иными словами «общества средней зажиточности». За годы реформ и открытости традиционный концепт «общества сяокан» стал стратегической целью социалистической модернизации Китая, а также ядром теории социализма с китайской спецификой. Цели и задачи. Цель исследования - провести анализ взаимосвязи концепции «общество сяокан» с новой, провозглашенной Си Цзиньпином, доктриной «всеобщей зажиточности» и соответствия стратегии социалистической модернизации с китайской спецификой. Так как концепция «всеобщей зажиточности» несет в себе не только экономический, но и политический контекст, то требует широкого и глубокого социально-политического анализа путей и механизмов достижения цели, а также выявления возможных последствий данной политики на китайское общество. Материалы и методы. Статья основана в первую очередь на анализе китайской периодики в указанный период, привлекается современная историография. Ключевую роль в исследовании публичной политики играют программные статьи и документы, фундаментальные труды Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Си Цзиньпина, экономиста Ли Инина. Результаты. За более чем 40 лет стратегическая цель китайской модернизации прошла эволюцию от «уровня сяокан» до «общества сяокан» и от «всестороннего строительства общества сяокан» до «завершения строительства общества сяокан во всех аспектах». Вместе с этим подтекст стратегии также совершил значительный скачок от равного упора на материальную и духовную составляющую цивилизации к укреплению всех пяти ее составляющих: материальной, духовной, политической, социальной и экологической. Уровень жизни населения претерпел фундаментальные изменения: была окончательно решена проблема еды и одежды (wenbao), повысилось общее благосостояние народа и ликвидирована абсолютная бедность сельского населения. Тем не менее до сих пор еще остаются некоторые социальные вопросы, которые не были решены в процессе строительства «общества средней зажиточности». Выводы. Достижение «цели первого столетия» потребовало от правительства постановки новой цели экономического и социального развития Китая для решения все еще существующих проблем, таких как неравенство в доходах и социальный дисбаланс, что в свою очередь может служить причиной политической нестабильности и нести угрозу легитимности правящей партии. В ответ на растущую потребность народа в лучшей жизни и дальнейшем экономическом росте общества правительство КНР представило новую концепцию социального развития - «всеобщую зажиточность» (гунтун фуюй). Председатель КНР Си Цзиньпин указал, что «всеобщая зажиточность является необходимым условием социализма и важной чертой модернизации в китайском стиле».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM XIAOKANG SOCIETY TO COMMON PROSPERITY: CHINA’S POVERTY ERADICATION POLICIES REVIEWED

Introduction. Thу article analyzes key socioeconomic undertakings of the PRC at the present stage. In China, the year 2021 has marked a completion of Xiaokang - ‘moderately prosperous’ - society construction. Through the years of reform and opening up, the traditional concept of Xiaokang society has become a strategic goal of China’s socialist modernization and a core of socialism’s theory with Chinese features. Goals. The article primarily aims at analyzing relationship between the concept of Xiaokang society and Xi Jinping’s newly proclaimed doctrine of ‘common prosperity’, compliance of socialist modernization strategies with Chinese specifics. Since the concept of ‘common prosperity’ implies not only economic but also political contexts, it requires extensive and deep sociopolitical insights into ways and mechanisms to be involved thereto, and it is as urgent to identify potential impacts on Chinese society. Materials and methods. The paper examines Chinese periodicals of the specified era, studies contemporary historiographic sources relating to the issue. The study of public policy focuses on policy articles and documents, fundamental works by Mao Zedong, Deng Xiaoping, Xi Jinping, and the economist Li Yining. Results. Over the 40 years, the strategic goal of Chinese modernization has evolved from ‘Xiaokang level’ to ‘Xiaokang society’, and from ‘comprehensive Xiaokang society construction’ to ‘completeness of Xiaokang society in all aspects’. In addition, subtexts of the strategy has also made a significant leap - from equal emphases on material and spiritual components of civilization to strengthening of all five components, namely: material, spiritual, political, social, and environmental ones. The living standards have experienced fundamental changes: the problem of food and clothing (wenbao) has finally been solved, common well-being of the people increased, and absolute poverty of rural population eliminated. However, there are still some social issues to have remained unresolved throughout the construction of ‘moderately prosperous society’. Conclusions. The fulfillment of the ‘first century goal’ has required that the Government articulate a new goal for China’s economic and social development to deal with still existing problems, such as income inequality and social imbalance, which in turn may cause political instability and threaten the legitimacy of the ruling party’s power. In response to the growing need of the people for a better life and further economic growth of society, the PRC Government has introduced a new concept of social development - ‘common prosperity’ (gongtong fuyu). President Xi Jinping points out that ‘common prosperity is a necessary condition for socialism and an important feature of Chinese-style modernization’.

Текст научной работы на тему «ОТ ОБЩЕСТВА "СЯОКАН" К ОБЩЕСТВУ "ВСЕОБЩЕЙ ЗАЖИТОЧНОСТИ": РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ИСКОРЕНЕНИЮ БЕДНОСТИ»

Published in the Russian Federation

Oriental Studies (Previous Name: Bulletin of the Kalmyk Institute

for Humanities of the Russian Academy of Sciences)

Has been issued as a journal since 2008

ISSN: 2619-0990; E-ISSN: 2619-1008

Vol. 15, Is. 4, pp. 636-648, 2022

Journal homepage: https://kigiran.elpub.ru

УДК / UDC 94(510).093

DOI: 10.22162/2619-0990-2022-62-4-636-648

От общества «сяокан» к обществу «всеобщей зажиточности»: развитие политики Китайской Народной Республики по искоренению бедности

Мольдир Бакытжанкызы Асыл1, Петр Михайлович Кольцов2, Набижан Мукаметханулы3, Динара Бакыткереевна ДауенА

1 Казахский национальный университет им. аль-Фараби (71, проспект Аль-Фараби, 050040 Алматы, Республика Казахстан)

докторант

0000-0001-5409-2906. E-mail: monikaassyl@gmail.com

2 Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, (д. 11, ул. Пушкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой 0000-0001-9776-3650. E-mail: petrkoltsov52@mail.ru

3 Казахский национальный университет им. аль-Фараби (71, проспект Аль-Фараби, 050040 Алматы, Республика Казахстан)

доктор исторических наук, профессор

0000-0002-0460-3197. E-mail: nabizhan.muhametkhanuly@gmail.com

4 Казахский университет международных отношений и международных языков им. Абылай хана (200, ул. Муратбаева, 050022 Алматы, Республика Казахстан)

PhD, доцент, декан факультета востоковедения

0000-0001-8972-7158. E-mail: dinara_dauen@mail.ru

© КалмНЦ РАН, 2022

© Асыл М. Б., Кольцов П. М., Мукаметханулы Н., Дауен Д. Б., 2022

Аннотация. Введение. Данная статья представляет собой анализ основных социально-экономических начинаний Китайской Народной Республики на современном этапе. 2021 год в истории Китая обозначен как год завершения строительства «общества сяокан», иными словами «общества средней зажиточности». За годы реформ и открытости традиционный концепт «общества сяокан» стал стратегической целью социалистической модернизации Китая, а также ядром теории социализма с китайской спецификой. Цели и задачи. Цель исследования — провести анализ взаимосвязи концепции «общество сяокан» с новой, провоз-

глашенной Си Цзиньпином, доктриной «всеобщей зажиточности» и соответствия стратегии социалистической модернизации с китайской спецификой. Так как концепция «всеобщей зажиточности» несет в себе не только экономический, но и политический контекст, то требует широкого и глубокого социально-политического анализа путей и механизмов достижения цели, а также выявления возможных последствий данной политики на китайское общество. Материалы и методы. Статья основана в первую очередь на анализе китайской периодики в указанный период, привлекается современная историография. Ключевую роль в исследовании публичной политики играют программные статьи и документы, фундаментальные труды Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Си Цзиньпина, экономиста Ли Инина. Результаты. За более чем 40 лет стратегическая цель китайской модернизации прошла эволюцию от «уровня сяокан» до «общества сяокан» и от «всестороннего строительства общества сяокан» до «завершения строительства общества сяокан во всех аспектах». Вместе с этим подтекст стратегии также совершил значительный скачок от равного упора на материальную и духовную составляющую цивилизации к укреплению всех пяти ее составляющих: материальной, духовной, политической, социальной и экологической. Уровень жизни населения претерпел фундаментальные изменения: была окончательно решена проблема еды и одежды (wenbao), повысилось общее благосостояние народа и ликвидирована абсолютная бедность сельского населения. Тем не менее до сих пор еще остаются некоторые социальные вопросы, которые не были решены в процессе строительства «общества средней зажиточности». Выводы. Достижение «цели первого столетия» потребовало от правительства постановки новой цели экономического и социального развития Китая для решения все еще существующих проблем, таких как неравенство в доходах и социальный дисбаланс, что в свою очередь может служить причиной политической нестабильности и нести угрозу легитимности правящей партии. В ответ на растущую потребность народа в лучшей жизни и дальнейшем экономическом росте общества правительство КНР представило новую концепцию социального развития — «всеобщую зажиточность» (гунтун фуюй). Председатель КНР Си Цзиньпин указал, что «всеобщая зажиточность является необходимым условием социализма и важной чертой модернизации в китайском стиле».

Ключевые слова: новейшая история Китая, общество сяокан, всеобщая зажиточность, Си Цзиньпин, коммунистическая партия Китая, социально-экономическое развитие, модернизация

Для цитирования: Асыл М. Б., Кольцов П. М., Мукаметханулы Н., Дауен Д. Б. От общества «сяокан» к обществу «всеобщей зажиточности»: развитие политики Китайской Народной Республики по искоренению бедности // Oriental Studies. 2022. Т. 15. № 4. С. 636-648. DOI: 10.22162/2619-0990-2022-62-4-636-648

From Xiaokang Society to Common Prosperity: China's Poverty Eradication Policies Reviewed

Moldir B. Asyl1, Petr M. Koltsov2, Nabizhan Muhametkhanuly3, Dinara B. Dauyen4

1 Al-Farabi Kazakh National University (71, Al-Farabi Ave., 050040 Almaty, Republic of Kazakhstan) PhD Student

0000-0001-5409-2906. E-mail: monikaassyl@gmail.com

2 Gorodovikov Kalmyk State University (11, Pushkin St., 358000 Elista, Russian Federation) Dr. Sc. (History), Professor, Head of Department

OOOO-OOOÍ-9776-3650. E-mail: petrkoltsov52@mail.ru

3 Al-Farabi Kazakh National University (71, Al-Farabi Ave., 050040 Almaty, Republic of Kazakhstan) Dr. Sc. (History), Professor

0000-0002-0460-3197. E-mail: nabizhan.muhametklianuly@gmail.com

4 Abylai Khan Kazakh University of International Relations and World Languages (200, Muratbayev St., 050022 Almaty, Republic of Kazakhstan) PhD, Associate Professor, Dean of Faculty

0000-0001-8972-7158. E-mail: dinara_dauen@mail.ru

© KalmSC RAS, 2022

© Asyl M. B., Koltsov P. M., Muhametkhanuly N., Dauyen D. B., 2022

Abstract. Introduction. Thy article analyzes key socioeconomic undertakings of the PRC at the present stage. In China, the year 2021 has marked a completion of Xiaokang — 'moderately prosperous' — society construction. Through the years of reform and opening up, the traditional concept of Xiaokang society has become a strategic goal of China's socialist modernization and a core of socialism's theory with Chinese features. Goals. The article primarily aims at analyzing relationship between the concept of Xiaokang society and Xi Jinping's newly proclaimed doctrine of 'common prosperity', compliance of socialist modernization strategies with Chinese specifics. Since the concept of 'common prosperity' implies not only economic but also political contexts, it requires extensive and deep sociopolitical insights into ways and mechanisms to be involved thereto, and it is as urgent to identify potential impacts on Chinese society. Materials and methods. The paper examines Chinese periodicals of the specified era, studies contemporary historiographic sources relating to the issue. The study of public policy focuses on policy articles and documents, fundamental works by Mao Zedong, Deng Xiaoping, Xi Jinping, and the economist Li Yining. Results. Over the 40 years, the strategic goal of Chinese modernization has evolved from 'Xiaokang level' to 'Xiaokang society', and from 'comprehensive Xiaokang society construction' to 'completeness of Xiaokang society in all aspects'. In addition, subtexts of the strategy has also made a significant leap — from equal emphases on material and spiritual components of civilization to strengthening of all five components, namely: material, spiritual, political, social, and environmental ones. The living standards have experienced fundamental changes: the problem of food and clothing (wenbao) has finally been solved, common well-being of the people increased, and absolute poverty of rural population eliminated. However, there are still some social issues to have remained unresolved throughout the construction of 'moderately prosperous society'. Conclusions. The fulfillment of the 'first century goal' has required that the Government articulate a new goal for China's economic and social development to deal with still existing problems, such as income inequality and social imbalance, which in turn may cause political instability and threaten the legitimacy of the ruling party's power. In response to the growing need of the people for a better life and further economic growth of society, the PRC Government has introduced a new concept of social development — 'common prosperity' (gongtongfuyu). President Xi Jinping points out that 'common prosperity is a necessary condition for socialism and an important feature of Chinese-style modernization'.

Keywords: contemporary history of China, Xiaokang society, common prosperity, Xi Jinping, Chinese Communist Party, socioeconomic development, modernization

For citation: Asyl M. B., Koltsov P. M., Muhametkhanuly N., Dauyen D. B. From Xiaokang Society to Common Prosperity: China's Poverty Eradication Policies Reviewed. Oriental Studies. 2022; 15(4): 636-648. (In Russ.). DOI: 10.22162/2619-0990-2022-62-4-636-648

k

Введение

Стремление к лучшей жизни и повышение благосостояния народа Китая был и по сей день являются главной целью руководства страны. Искоренение бедности — главная задача модернизации страны, в рамках которой проводились реформы уже на протяжении более 40 лет. Чтобы укрепить

свою легитимность среди населения страны, Коммунистическая партия Китая (КПК) проводила различные кампании по борьбе с бедностью. Достижение намеченных целей поставило перед руководством страны следующие задачи: во-первых, необходимо продолжать закреплять достигнутые результаты и повысить качество жизни людей;

во-вторых, двигаться к цели социалистической модернизации и выполнить переход от уровня «общества сяокан» к следующему уровню развития — «всеобщей зажиточности» (^^ИРЙ? гунтун фуюй)1. Основываясь на впечатляющих успехах, председатель КНР Си Цзиньпинь теперь обращается к проблеме неравенства как основной оси в борьбе уже с относительной бедностью [Си Цзиньпин 2022].

На сегодняшний день в научном пространстве вопрос о новой стратегии председателя Си Цзиньпина по борьбе с относительной бедностью не так широко освещен. Между тем она основана на историческом опыте Китая, в котором отражена эволюция теории социализма с китайской спецификой, что уже обуславливает актуальность темы.

Таким образом, цель статьи — провести анализ социально-политического смысла политики искоренения бедности в Китае.

Материалы и методы

Исследование базируется на фундаментальных трудах Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Си Цзиньпина, экономиста Ли Инина, а также общедоступных интернет-источниках на китайском, английском и русском языках, в том числе официальных заявлениях и новостных публикациях с официальных сайтов Китая. В данной статье в научный оборот вводятся факты о ходе реализации политики перераспределения доходов для достижения выдвинутой стратегии «всеобщей зажиточности».

Методология исследования основана на единстве логического и исторического методов познания. Рассмотрение социально-экономических изменений через призму принципа историзма помог авторам объективно описать причину и суть социально-экономических трансформаций с учетом конкретно-исторических условий, в которых они происходили и происходят. Проблемно-хронологический и ретроспективный методы исследования позволили

1 На английский язык термин переводится как «common prosperity», в российских СМИ встречаются такие варианты переводов, как «общее процветание», «всеобщее процветание», «всеобщее благоденствие». Мы используем перевод, данный в трудах Дэн Сяопина [Сяопин 1988: 149].

проследить причины, эволюцию и последствия преобразований, происходящих на современном этапе в КНР. Статистический анализ позволил выявить основные достижения и проблемы в социально-экономическом развитии страны, что имеет прямое отношение к выбору стратегии дальнейшего развития социально-экономической сферы китайского общества.

Основные достижения и трудности построения общества «сяокан» в Китае

1 июля 2021 г. на торжественном собрании на площади Тяньаньмэнь по случаю 100-летнего юбилея Компартии Китая генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин торжественно объявил о знаменательной победе в построении «общества средней зажиточности», известного на китайском языке как «общество сяокан». «Мы достигли первой цели столетия и во всех отношениях построили общество средней зажиточности в Китае. Это значит, что мы решили историческую задачу по искоренению абсолютной бедности в Китае и теперь уверенными шагами направляемся к реализации второй цели — всестороннему построению модернизированной социалистической державы», — заявил Си Цзиньпин на торжественной церемонии ^ Jinping 2021а].

Концепция «общества сяокан», официально вошедшая в политический словарь Китая в 1979 г., одновременно относится и к древней, и новой культуре Китая и включает в себя как новаторство, так и традиционализм. В интерпретации Дэн Сяопина это конфуцианское понятие заложило новую идеологическую основу социализма с китайской спецификой. На начальном этапе реформ лидеры партии толковали «сяокан» в категориях материального благосостояния и подушевого дохода, т. е. была задача полностью решить вопрос еды и одежды вэньбао) и к 2000 г. увеличить ВВП на душу населения до 800-1 000 американских долларов [Сяопин 1988: 69].

Однако по мере трансформации экономики страны и роста благосостояния народа, цифровые показатели и масштабы строительства среднезажиточного общества увеличивались. Новое поколение лидеров КНР начало осуществлять переход страны с базового уровня «сяокан», установленного при Дэн Сяопине, к более «высокому и все-

стороннему». На XVI и XVIII съездах КПК (в 2002 г. и 2015 г. соответственно) была пересмотрена задача по увеличению показателя ВВП, и, согласно решению 5-го пленума ЦК КПК 18-го созыва, к 2020 г. Китай должен был в 2 раза увеличить показатель ВВП на душу населения по сравнению с 2010 г. (примерно 60 тыс. юаней) и тем самым завершить строительство «общества сяокан» [Островский 2016: 3].

За 40 лет Китай превратился из бедной, отсталой страны третьего мира в одну из ведущих держав мира. Согласно последнему опубликованному ООН Докладу о человеческом развитии, по своим показателям Китай находится на 85-м месте среди 189 стран и территорий [Report 2019].

Как показывает Национальное бюро статистики КНР, в 2020 г. объем ВВП Китая достиг суммы в 101,6 трлн юаней, а ВВП на душу населения составил 72 000 юаней, т. е. более 10 тыс. долларов США. По итогам 2020 г. распределяемый доход в среднем по стране составил 32 189 юаней на человека в год: в городе 43 834 юаня, в деревне — 17 131 юань на человека [Statistical Report 2021].

Как показали итоги 7-й Всекитайской переписи населения 2020 г., доля городского населения составила 63,89 % населения. Доля неграмотных в общей численности населения старше 15 лет составила 2,67 % [Bulletin 2021].

Ликвидация бедности была важным аспектом долгосрочного стратегического плана по завершению построения общества «сяокан». По данным Белой книги КНР, что была опубликована в декабре 2018 г., за последние 40 лет в Китае бедное население сократилось более чем на 850 млн человек, что составляет более 70 % всего вклада в дело сокращения бедности в мире. Только за период 2012-2019 гг. численность бедного населения в стране со 100 млн человек снизилась до 5,51 млн человек, что составило 0,6 % от всего населения страны [Бони 2021: 23].

Причиной такого успеха был переход к новой модели борьбы с бедностью, основанной на концепции «адресности» (МШК ^ цзинжун фупин) председателя КНР Си Цзиньпина. Ее суть состояла «в целенаправленности на человека, на объект бедности, в дифференцированном подходе к проблеме

бедности и путям ее решения в зависимости от характера бедности, ее причин, глубины и прочих условий, а также четкая персональная ответственность исполнителей, жесткий контроль» [Бони 2021: 24].

Эта политика Си Цзиньпиня получила некоторую порцию критики. Отмечается, что почти все идеологические модели формулируют «только половину истины... Китайская модель развития также имеет тенденцию подчеркивать, преувеличивать или идеализировать только свои положительные черты, в то же время пытаясь скрыть или минимизировать недостатки или негативные стороны» [So 2014: 447].

Несмотря на впечатляющие показатели экономического роста, поразительной особенностью страны является неэгалитарный характер его развития. Это касается распределение доходов не только между бедными и богатыми, но и между городом и деревней. По мнению известного российского ученого А. В. Островского, после полной ликвидации бедности Китай продолжит борьбу, но уже с относительной бедностью, и начнет это дело в деревне. Это потребует новые финансовые вложения и пересмотр программ развития села [Островский 2021: 20].

Дело в том, что в ходе реализации программы ликвидации бедности основным методом решения проблемы было переселение бедного населения в городские районы. В результате это привело к обострению проблемы дискриминации по признаку «ху-коу» (прописка). Система «хукоу», которая регистрирует людей по месту их рождения, означает, что сельские носители «хукоу» потенциально могут работать в качестве рабочих-мигрантов в своем новом городе, но дискриминация не позволяет им пользоваться теми же льготами, которые предоставляются городским жителям. Дискриминация по признаку «хукоу» в Китае привела к увеличению разрыва в неравенстве доходов между сельскими и городскими жителями, который усугубляется переселением [Schiller 2020].

В числе до сих пор нерешенных социальных проблем самой уязвимой и трудно решаемой остается неравенство в уровне доходов. По данным Национального бюро статистики, индекс Джини («индекс справедливости») в Китае, отражающий разрыв

между богатыми и бедными, оставался на высоком уровне более 10 лет, достигнув пика с показателем 0,491 в 2008 г. По данным Всемирного Банка, сейчас индекс Джини для Китая составляет 0,467 [Poverty & Equity 2020].

Хотя и произошло небольшое снижение доходов, но индекс все еще находится выше показателя 0,4, что считается тревожной красной линией. По данным же исследовательского института банка Credit Suisse (The Credit Suisse Research Institute1), 1 процент богатейшего населения страны владеет почти 31 % богатств, по сравнению с 21 % в 2000 г. [Bailiang, Sha, Li 2021].

В Китае, без учета Гонконга и Макао, в списке миллиардеров мира по версии Forbes в 2021 г. насчитывается 626 миллиардеров с состоянием в $ 2,5 трлн [Миллиардеры 2021].

По словам премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, 600 миллионов китайцев на сегодняшний день зарабатывают около 1 000 юаней (примерно 150 долларов США) в месяц, что говорит о все еще низком уровне заработка основного населения страны и что большинство людей пока не дотягивают до уровня благосостояния развитых стран [Premier 2020].

Концептуальное формирование идеи «всеобщей зажиточности» и новая политика Си Цзиньпина

На сессии ВСНП2, состоявшейся в Пекине в марте 2021 г., был принят план 14-й пятилетки на 2021-2025 гг. и обозначены три основные задачи: во-первых, заметно увеличить научно-технический потенциал страны и выйти на лидирующие позиции в мире, чтобы уйти от иностранной зависимости по производству высокотехнологичной продукции; во-вторых, всемерно осуществлять политику «двух циркуляций — одновременное развитие на внутреннем и внешнем рынке»; в-третьих, обеспечить неуклонное повышение доходов населения [Островский 2021: 10].

1 Внутренний аналитический центр второго крупнейшего швейцарского банка — Credit Suisse, входящего в число системно значимых банков мира.

2 Всекитайское собрание народных предста-

вителей.

17 августа 2021 г. в Пекине состоялось большое совещание по экономическим и финансовым вопросам, где Председатель КНР и Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин поставил перед китайским обществом новую большую задачу — достичь «всеобщей зажиточности». Ключевое слово «всеобщая зажиточность» было установлено в качестве главной идеи будущего на 5 пленуме ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) 19-го созыва в октябре 2020 г., однако официально вопрос о «всеобщей зажиточности» на повестку дня был поставлен на 10 заседании Центральной финансово-экономической комиссии [Xi Jinping 2021б].

Если обратить внимание на историческую ретроспективу концептуального формирования самой идеи «зажиточности» в китайском обществе, то можно увидеть, что стремление к «всеобщей зажиточности» присутствует на протяжении всей истории Китая, который, не сумев скопировать сталинскую модель, начал исследовать свой собственный путь [Го^уе, Shiming 2013].

Концепция «всеобщей зажиточности» впервые появилась в официальной литературе коммунистической партии в 1953 г., и впервые ее отстаивал Мао Цзэдун, председатель Центрального комитета КПК. Она была представлена Мао Цзэдуном в декабре 1953 г., в его резолюции о развитии сельскохозяйственных производственных кооперативов: «Постепенно осуществляя социалистическую индустриализацию и социалистическое преобразование ремесленной и капиталистической промышленности и торговли, мы должны также постепенно осуществить социалистическое преобразование сельского хозяйства в целом, то есть осуществить кооперацию, ликвидацию богатой крестьянской экономической системы и индивидуальной экономической системы в деревне, чтобы все сельские жители смогли достичь общей зажиточности» [^о^уе, Shiming 2013]3.

В дальнейшем все, что казалось Мао Цзэдуну способствующим «всеобщей зажиточности», он отстаивал и поддерживал с энтузиазмом. Он говорил, что «экономика Китая особая, и она существует в целях

3 Здесь и далее перевод с английского и китайского авторов статьи.

удовлетворения нужд народа и государства» [Zedong 1977: 115].

После «культурной революции» второе поколение центрального руководства, ядром которого был Дэн Сяопин, сформировало тезис, что «бедность — это не социализм, а всеобщая зажиточность — это основная характеристика социализма» [Xiaoping 1993: 182, 220, 287, 322, 324].

Дэн Сяопин считал, что «всеобщая зажиточность» должна достигаться поэтапно и что рыночный механизм может быть использован как инструмент для его построения [Yongye, Shiming 2013].

Постоянный акцент Дэн Сяопина был непосредственно направлен на достижение «всеобщей зажиточности»: «Осуществляя преобразования, мы неизменно соблюдаем два коренных принципа: принцип сохранения доминирующей роли за социалистической экономикой, основанной на общественной собственности, и принцип обеспечения всеобщей зажиточности» [Xiaoping 1993: 182].

Вопрос сокращения разрыва между богатыми и бедными и избежания поляризации всегда волновал китайского лидера. В своих «Южных беседах» 1992 г. Дэн Сяопин говорил: «Социалистическая система должна и может избегать поляризации... Можно предположить, что этот вопрос придется активно поднимать и решать, когда в конце этого века будет достигнут уровень благосостояния сяокан» [Xiaoping 1993: 471].

Важность «всеобщей зажиточности» упоминалась и в политических размышлениях представителей третьего и четвертого поколения руководителей, генеральных секретарей ЦК КПК Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао.

Приход пятого поколения китайских руководителей во главе с Си Цзиньпином ознаменовал собой новый этап в развитии Китая, и руководство страны перешло от краткосрочного планирования к долгосрочному — стратегическому. В рамках долгосрочного плана «Китайская мечта» Си Цзиньпин взялся за трансформацию значения социализма, только уже в глобальном контексте [Масабаев и др. 2020: 18].

На 18 и 19 съездах КПК Си Цзиньпин поднимал идею «всеобщей зажиточности» как основную ось своего политического

правления. Этот термин представляет собой идеологическое ядро провозглашенного Си стремления к построению социалистического общества в новом веке и постепенный отход экономики Китая от модели роста, основанной на иностранных инвестициях, к модели «опоры на свои силы» [Roberts 2021].

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: концепт «всеобщая зажиточность» уже давно является частью идеологического языка КПК. Дэн Сяопин как-то сказал: «Всеобщая зажиточность, о которой мы говорим с самого начала реформ, однажды в будущем станет главной темой» [Chaochun, Shouyang, Han 2021].

Более того, «всеобщая зажиточность» может быть описана как существенное требование и фундаментальная цель социализма. Это подтверждают слова Си Цзиньпина, генерального секретаря ЦК КПК, произнесенные им на 10-м заседании Финансово-экономической комиссии ЦК КПК о том, что «всеобщая зажиточность» «является важной чертой модернизации в китайском стиле» [Xi Jinping 2021б].

В 2021 г. китайское общество пережило ряд жестких официальных мер: регулятивные действия китайского правительства в таких секторах, как финтех, интернет-платформы, криптовалюты, выбросы углекислого газа, ограничения продолжительности рабочего времени, прекращение работы частных образовательных центров и т. п. Экономист Университета Калифорнии Барри Нотон данным событиям дал название «Лето 2021», чтобы обозначить политический сдвиг и смену курса, которые происходят в Китае [Naughton 2021].

Си Цзиньпин в своих речах дал понять, что стратегия «всеобщей зажиточности» является не только экономической целью, но также составляет и политическую основу правящей партии. На основе достигнутых результатов ЦК КПК четко определил новый «двухэтапный» стратегический план: с 2020 по 2035 г. — в основном достичь социалистической модернизации, сделав твердый шаг к «всеобщей зажиточности» и более обеспеченной жизни народа; с 2035 по 2050 г. — построить богатую, сильную, демократическую, цивилизованную, гармоничную и красивую страну.

На 10-м заседании Финансово-экономической комиссии ЦК КПК была конкретно озвучена и официально принята новая политика распределения экономических благ среди населения, получившая название «трех распределений» (НЖ^Ш сань-цы фэнпей). На уже историческом заседании председатель Си Цзиньпин предложил «создать базовый институциональный механизм, который координирует и поддерживает первичное распределение, перераспределение и третье распределение» и «сформировать структуру распределения в форме оливы с большой серединой и маленькими концами» [Xi Jinping 20216].

Что же из себя представляет «тройное распределение» и на чем оно основано?

Система социального распределения состоит из различных форм распределения. Так называемое «тройное распределение» было предложено известным китайским экономистом Ли Инином. Концепция «трех распределений» впервые была упомянута в книге «Акционерная собственность и современная рыночная экономика», которая была опубликована экономистом в 1994 г. В своих более ранних статьях профессор Ли писал о трех «силах», влияющих на распределение доходов: рынок, государство и мораль [Discussion on «Three Distributions» 2022].

Ли Инин утверждал, что первое распределение общественного богатства основано на размере вознаграждения, которое зарабатывает каждый человек в соответствии со своими способностями. Второе распределение возглавляет правительство, которое регулирует его с помощью налогов и социальных услуг. Что касается третьего распределения, то «сверхдоходные» предприятия или частные лица могут пожертвовать свои частные активы для помощи малообеспеченным людям на основе своей социальной ответственности, так сказать под воздействием «моральной силы» [Li 1994: 77-78].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третье распределение «связано с личными убеждениями и социальной ответственностью, это не принудительное действие, а наоборот выполняется под влиянием моральной силы, и государственное регулирование здесь не должно иметь место» [Li 1994: 79]. «С точки зрения распределения доходов, важность третьего распределения становится более очевидной» [Li 2015: 105].

Налоговая политика также играет значительную роль. Так как налог на имущество, наследство и дарение идеологически и теоретически связаны с вопросом частной собственности, а Китай зависит от идей классического социализма, то эти виды налогов не существовали в стране [Lee 2021].

Другая проблема — недвижимость. По данным Numbeo, отношение цены на жилье к годовому доходу в городах первого уровня составляет в Шэньчжэне 43,15, в Пекине — 42,47, в Шанхае — 33,36 и, наконец, в Гуанчжоу — 30,52 [Property Prices Index 2021].

С 2011 г. Китай проводит пилотные проекты по введению налога на недвижимость в таких городах, как Шанхай и Чунцин.

И сейчас КПК продолжает политику достижения «всеобщего благосостояния». Выступая на ВЭФ уже в 2022 г., председатель Си Цзиньпин сказал: «Всеобщее благосостояние — это не уравниловка, а сделать „пирог" больше и поделить его справедливым образом, чтобы дивиденды развития были доступны каждому члену общества» [Си Цзиньпин 2022].

Политические противоречия экономической политики Си Цзиньпина очевидны. Некоторые представители академических кругов заявляют, что Си Цзиньпин находится на пути «ре-маоизации», переводя Китай от посттоталитарного капиталистического развития эпохи Дэн Сяопина к тоталитарному. В данных условиях концепция «всеобщей зажиточности» является отходом от политики Дэн Сяопина «дать некоторым разбогатеть первыми» и, в определенной степени снижая зависимость китайской экономики от западного капитала, ставит под сомнение продолжение курса на «открытость», тем самым указывая на переход Китая к «политически управляемому экономическому развитию», где партия будет решать, кому и с кем вести бизнес [Roberts 2021].

Это может создать проблемы для роста экономики. Отмечается, что большинство китайцев не считают обладание богатством явлением, которое следует критиковать, «но, если „разбогатеть" окажется под подозрением и перестанет быть тем, чего хочет правительство, это окажет глубокое влияние на китайскую экономику и на стимул для предприятий принимать деловые риски» [Mullen 2021].

По мнению Дорис Фишер, профессора Вюрцбургского университета, исследователя китайской экономики, если призыв к «всеобщей зажиточности» будет удовлетворен лишь несколькими сверхбогатыми и успешными компаниями, участвующими в благотворительных проектах, то это не более чем символическая политика, которая не нанесет существенного удара по богатым 2021].

По мнению профессора, политолога Нью-Йоркского университета доктора Ся Мина, оказывая поддержку государственным предприятиям и дискриминируя частные, Си Цзиньпин пытается установить над ними партийный контроль. Профессор Ся новую кампанию руководства КНР называет «утопической формой радикализма», призванной исполнять функцию «морковки, повешенной в конце туннеля», т. е. придавать стимул народу идти вперед с чувством веры в лучшее [Fang, Zhao 2021].

Главный экономист The Economist Intelligence Unit господин Юэ Су утверждает, что концепция «всеобщей зажиточности» охватывает и доступ к общественным услугам, что может означать отмену приватизации таких общественных услуг, как образование, уход за престарелыми и медицинское обслуживание, и правительство, подчеркивая роль инклюзивности и доступности этих услуг, будет строго контролировать цены [Mullen 2021].

Заключение

Концепция общества «сяокан» и в целом китайская модель ликвидации бедности доказала свою эффективность. Однако основана она на динамическом росте рыночной экономики, на встраивании Китая в систему мирового хозяйствования, превращения его в «мировую фабрику».

«Общество „сяокан" стало целью столетия, и эта цель была достигнута» [Xi Jinping 2021а]. Объективные социально-экономические показатели демонстрируют грандиозное и непрерывное снижение уровня бедности, рост урбанизации, занятости, доходов населения на протяжении последних четырех десятилетий. Опорой для этого стали чрезвычайно высокие темпы роста ВВП в указанный период, который продолжается и сейчас.

Таким образом, китайская модель сработала более эффективно, чем, к примеру, разработанная МВФ Программа структурной перестройки в рамках модели Вашингтонского консенсуса, предназначенная для стран Африки к югу от Сахары, и «шоковая терапия» для России и стран СНГ.

Вехой в становлении этой политики стали «реформы Дэн Сяопина», которые позволили китайской экономике стать частью мирового разделения труда, стать объектом для иностранных инвестиций, вести активную международную торговлю. Ключом стало одобрение и даже поддержка либерально-рыночной модели экономики при сохранении твердого контроля КПК над политикой и ключевыми аспектами общественной жизни.

Современный Китай продолжает эту политику. Сейчас компартия Китая ставит более амбициозную задачу перед китайским обществом — курс на «всеобщую зажиточность». Ключом к прохождению модерни-зационного пути «всеобщей зажиточности» в китайском стиле полагается улучшение баланса, координация и инклюзивность развития, а также справедливое распределение доходов — это только часть усилий по достижению «всеобщей зажиточности».

Можно сказать, что «всеобщая зажиточность» предполагает смещение экономической модели в сторону государственного регулирования, что вызывает опасения со стороны экономических мыслителей, которые предупреждают о рисках снижения темпов экономического роста.

Тем не менее достижение «всеобщей зажиточности» является еще одним крупным, если не крупнейшим, проектом КПК, основной целью «второго столетия». Государственное регулирование и перераспределение доходов, необходимое для достижения «всеобщей зажиточности», ставит Китай перед необходимостью разрешить противоречия между рыночным экономическим базисом и правящей коммунистической «настройкой». Решение данного противоречия является определяющим фактором в современной китайской экономической политике.

У КПК уже имеется горький опыт, когда вследствие социалистических реформ в 50-е гг. XX в., пытаясь «обобщить» имущество богатых, привели все общество к то-

тальной бедности. Теперь же, используя политику «трех распределений», как важный инструмент достижения «всеобщего благо-

получия», партия вновь пытается контролировать и регулировать доходы крупных предпринимателей и бизнесменов.

Литература

Бони 2021 — Бони Л. Д. Опыт Китая в борьбе с бедностью // Тезисы докладов XXIV Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (г. Москва, 2728 сентября 2021 г.) / отв. ред. А. В. Островский. М.: ИДВ РАН, 2021. С. 23-25.

Масабаев и др. 2020 — Масабаев К., Дауен Д., Сейдин Н., Батырхан Б. Основные векторы глобализации и эволюции политической системы КНР [электронный ресурс] // Central Asia and the Caucasus. Russian edition. CA&C Press AB. Т. 24, вып. 1, 2020. C. 7-21. URL: http://xn--h1aauh.xn--p1ai/wp-content/ uploads/2021/08/ca-cR.1.21.pdf (дата обращения: 20.01.2022). DOI: 10.37178/ca-c.21.1.01

Миллиардеры 2021 — Миллиардеры из списка Forbes за год разбогатели [электронный ресурс] // РБК. Бизнес. 6 апр. 2021 г. URL: https://www.rbc.ru/business/06/04/2021/606c-37b59a79473bdb540e43 (дата обращения: 20.01.2022).

Островский 2016 — Островский А. В. КНР планы 13-й пятилетки: как построить общество «сяокан» к 2020 году // Азия и Африка сегодня. 2016. № 8 (709). С. 29.

Островский 2021 — Островский А. В. КНР: Итоги 13-й пятилетки — планы 14-й пятилетки // Социально-экономические итоги 13-й пятилетки КНР (2016-2020 гг.) и задачи 14-й пятилетки (2021-2025 гг.): статьи ежегодной научной конференции Центра экономических и социальных исследований Китая Института Дальнего Востока на $ 5 трлн (г. Москва, 21 апреля 2021 г.). М.: ИДВ РАН, 2021. С. 9-22.

Си Цзиньпин 2022 — Си Цзиньпин: развитие Китая принесет пользу людям более существенным и справедливым образом [электронный ресурс] // Синьхуа Новости. 17 января 2022 г. URL:_http://russian.news.cn/2022-01/17/c_1310428340.htm (дата обращения: 20.01.2022).

Сяопин 1988 — Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М.: Политиздат, 1988. 259 с.

Bailiang, Sha, Li 2021 — Chu Bailiang, Ai Sha, Cao Li. Xi Jinping mentions «common prosperity» and urges China's richest to share wealth. NYT Chinese. 7 september, 2021. URL:

https://cn.nytimes.com/china/20210907/chi-na-xi-common-prosperity/ (дата обращения:

15.11.2021) (На кит.)

Bulletin 2021 — Bulletin of the Seventh General Census [электронный ресурс] // National Bureau of Statistics. (No. 7). May 11, 2021. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202105/ t20210510_1817183.html (дата обращения:

20.01.2022). (На кит.)

Chaochun, Shouyang, Han 2021 — Huang Cha-ochun, Wang Shouyang, Qiao Han. Taking the Chinese-style Modernization Road of Common Prosperity [электронный ресурс] //. URL: https://theory.gmw.cn/2021-11/24/ content_35333568.htm (дата обращения: 20.01.2022) (На кит.)

Discussion on «Three Distributions» 2022 — Professor Li Yining's Discussion on «Three Distributions» [электронный ресурс] // Minnews (n.d.) 10.01.2022. URL: https://min.news/ en/economy/7f61dc38eba4964e3d9bf74ef-f667a42.html (дата обращения: 02.02.2022).

Fang, Zhao 2021 — Fang J., Zhao I. Xi Jinping mentions «common wealth» and «three distributions», which experts say is a «beauti-ful pie to feed the hungry». 28 August, 2021. https://www.abc.net.au/chinese/2021-08-28/ xi-jinping-speech-on-common-prosperity-trig-gers-concern-china/100413084 (дата обращения: 27.10.2021) (На кит.)

Lee 2021 — Lee J. The Political and Economic Essence of Xi's «New Development» Regime // Marxist studies. Vol. 18 (4). Pp. 51-88. DOI: 10.26587/marx.18.4.202111.003 (На кор.)

Li 1994 — Li Y. The Share-holding System and Modern Market Economy. Nanjing: Jiangsu People's Publishing House, 1994. 459 с.

Li 2015 — Li Y. Beyond Market and Government: Influence of Ethical Factors on Economy (China Academic Library). Heidelberg; Berlin; New York; London: Springer, 2015. 181 p. DOI: 10.1007/978-3-662-44254-8

Mullen 2021 — Mullen A. What is China's common-prosperity strategy that calls for an even distribution of wealth? [электронный ресурс] // South China Morning Post. Economy. China Economy. 26 August, 2021. URL: https:// www.scmp.com/economy/china-economy/ article/3146271/what-chinas-common-pros-perity-strategy-calls-even (дата обращения: 02.02.2022).

Naughton 2021 — Barry Naughton. 2021 Dr. Sum-Chung Hsieh Memorial Lecture Featuring Professor Barry Naughton [электронный ресурс] // Stanford University Libraries and Stanford Center on China's Economy and Institution. Youtube. September 29, 2021. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=LEabsBUUrZY (дата обращения: 20.01.2022).

Poverty & Equity 2020 — Poverty & inequality brief. China [электронный ресурс] // World Bank. 2020. URL: http://povertydata.world-bank.org/poverty/country/CHN (дата обращения: 20.01.2022).

Premier 2020 — Premier Li Keqiang Meets the Press: Full Transcript of Questions and Answers [электронный ресурс] // State Council of the People's Republic of China. Premier. News. May 29, 2020. URL: http://english.www.gov. cn/premier/news/202005/29/content_WS5ed-058d2c6d0b3f0e9498f21.html (дата обращения: 20.01.2022).

Property Prices Index 2021 — Property Prices Index by City 2021 Mid-Year [электронный ресурс] // Numbeo. 2021. URL: https://www.numbeo. com/property-investment/rankings.jsp?ti-tle=2021-mid (дата обращения: 10.02.2022).

Report 2019 — Human Development Report 2019. Beyond income, beyond averages, beyond today: Inequalities in human development in the 21st century [электронный ресурс] // United Nations Development Programme (UNDP). HDRs. 2019. New York. http://hdr.undp.org/ en/content/human-development-report-2019 (дата обращения: 20.01.2022).

Roberts 2021 — Roberts D. T. What is «Common Prosperity» and how will it change China and its relationship with the world? [электронный ресурс] // Atlantic Council. December 16, 2021. https://www.atlanticcouncil.org/in-depth-re-search-reports/issue-brief/common-prosperity/ (дата обращения: 20.01.2022).

Schiller 2020 — Schiller A. Rushing to Make the Claim: Has China Achieved a Moderately Prosperous Society? [электронный ресурс] // China Focus. October 28, 2020. URL: https:// chinafocus.ucsd.edu/2020/10/28/rushing-to-make-the-claim-has-china-achieved-a-moder-ately-prosperous-society/ (дата обращения: 20.01.2022).

References

'Three distributions' system to help China reduce gap between the rich and the poor? On: Deutsche Welle. August 20, 2021. Available at:

So 2014 — So A. Y. The Chinese Model of Development: Characteristics, Interpretations, Implications // Perspectives on Global Development and Technology. 2014. Vol. 13(4). Pp. 444464. DOI: 10.1163/15691497-12341311

Statistical Report 2021 — Statistical Report on National Economic and Social Development of the People's Republic of China in 2020 [электронный ресурс] // National Bureau of Statistics. February 28, 2021. URL: http://www.stats. gov.cn/tjsj/zxfb/202102/t20210227_1814154. html (дата обращения: 20.01.2022). (На кит.)

Xi Jinping 2021a — Xi Jinping: Speech at the Congress to celebrate the 100th anniversary of the founding of the Communist Party of China [электронный ресурс] // Xinhuanet. July 15, 2021. URL: http://www.xinhuanet.com/poli-tics/2021-07/15/c_1127658385.htm (дата обращения: 10.01.2022). (На кит.)

Xi Jinping 20216 — Xi Jinping Presided over the Tenth Meeting of the Central Finance and Economics Committee [электронный ресурс] // Xinhuanet. August 17, 2021. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/lead-ers/2021-08/17/c_1127770343.htm (дата обращения: 10.01.2022). (На кит.)

Xiaoping 1993 — Deng Xiaoping. Selected Works of Deng Xiaoping. In 3 Vols. Vol. 3. Beijing: People's Publishing House, 1993. 400 p. (На кит.)

Yongye, Shiming 2013 — Yu Yongye, Wang Shim-ing. On the Theoretical Source and Development of Deng Xiaoping's Thought of Common Prosperity [электронный ресурс] // Chinese Communist Party News Network | Party history channel. 26.11.2013. URL: http://cpc.people. com.cn/n/2013/1126/c69113-23659040.html (дата обращения: 10.01.2022). (На кит.)

Zedong 1977 — Mao Zedong. Selected Works of Mao Zedong. Vol. 5. Beijing: People's Publishing House, 1977. 518 p. (На кит.)

"Н^^Ш"...? (= Is «three distributions» help China reduce the gap between the rich and the poor?) [электронный ресурс] // Deutsche Welle. 20 August, 2021. URL: https://www. dw.com/zh/%E4%B8%89%E6%AC%A1%E5 %88%86%E9%85%8D%E5%8A%A9%E4% B8%AD%E5%9B%BD%E5%87%8F%E5%B 0%91%E8%B4%AB%E5%AF%8C%E5%B7 %AE%E8%B7%9D/a-58924132 (дата обращения: 20.01.2022). (На кит.)

https://www.dw.com/zh/%E4%B8%89%E6% AC%A1%E5%88%86%E9%85%8D%E5%8A %A9%E4%B8%AD%E5%9B%BD%E5%87 %8F%E5%B0%91%E8%B4%AB%E5%AF%

8C%E5%B7%AE%E8%B7%9D/a-58924132 (accessed: January 20, 2022). (In Chin.)

Boni L. D. China's battle against poverty: Experiences reviewed. In: Ostrovski A. V. (ed.) China, Chinese Civilization, and the World: History, Present Days, Prospects. Conference abstracts (Moscow; September 27-28, 2021). Moscow: Institute of Far Eastern Studies (RAS), 2021. Pp. 23-25. (In Russ.)

Bulletin of the Seventh National Census. On: National Bureau of Statistics of China (website). May 11, 2021. Available at: http://www.stats. gov.cn/tjsj/zxfb/202105/t20210510_1817183. html (accessed: January 20, 2022). (In Chin.)

Chu Bailiang, Aisha, Cao Li. Warning of income gap, Xi tells China's tycoons to share wealth . On: The New York Times (website). Chinese. September 7, 2021. Available at: https://cn.ny-times.com/china/20210907/china-xi-com-mon-prosperity/ (accessed: November 15,

2021) (In Chin.)

Deng Xiaoping. Key Issues of Contemporary China. Moscow: Politizdat, 1988. 259 p. (In Russ.)

Deng Xiaoping. Selected Works. In 3 vols. Vol. 3. Beijing: People's Publ. House, 1993. 400 p. (In Chin.)

Fang J., Zhao I. Xi Jinping mentions "common wealth" and "three distributions" which experts call "beautiful cakes to feed the hungry". On: ABC News (website). Chinese. August 28, 2021. Available at://www.abc.net.au/chi-nese/2021-08-28/xi-jinping-speech-on-com-mon-prosperity-triggers-concern-chi-na/100413084 (accessed: October 27, 2021). (In Chin.)

Forbes World's Billionaires to have become richer over year. On: RBC. Business. Posted on April 6, 2021. Available: https://www.rbc.ru/busi-ness/06/04/2021/606c37b59a79473bdb540e43 (accessed: January 20, 2022). (In Russ.)

Huang Chaochun, Wang Shouyang, Qiao Han. Taking the Chinese-style modernization road of common prosperity. On: Guangming Daily. November 24, 2021 . Available at: https://theo-ry.gmw.cn/2021-11/24/content_35333568.htm (accessed: January 20, 2022). (In Chin.)

Human Development Report 2019. Beyond income, beyond averages, beyond today: Inequalities in human development in the 21st century. On: United Nations Development Programme (UNDP). HDRs. 2019. New York. Available at: http://hdr.undp.org/en/content/human-de-velopment-report-2019 (accessed: January 20,

2022). (In Eng.)

Lee J. The political and economic essence of Xi's "new development" regime. Marxist Studies.

2021. Vol. 18. No. 4. Pp. 51-88. (In Kor.) DOI: 10.26587/marx.18.4.202111.003

Li Y. Beyond Market and Government: Influence of Ethical Factors on Economy (China Academic Library). Heidelberg; Berlin; New York; London: Springer, 2015. 181 p. (In Eng.) DOI: 10.1007/978-3-662-44254-8

Li Y. The Share-Holding System and Modern Market Economy. Nanjing: Jiangsu People's Publ. House, 1994. 459 p. (In Chin.)

Mao Zedong. Selected Works. Vol. 5. Beijing: People's Publ. House, 1977. 518 p. (In Chin.)

Masabaev K., Dauyen D., Seydin N., Batyrkhan B. Globalization and evolution of China's political system: Main vectors revisited. Central Asia and the Caucasus. Russian Edition. 2020. Vol. 24. No. 1. Pp. 7-21. Available at: http://xn--h1aauh.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/08/ ca-cR.1.21.pdf (accessed: January 20, 2022). (In Russ.) DOI: 10.37178/ca-c.21.1.01

Mullen A. What is China's common-prosperity strategy that calls for an even distribution of wealth? On: South China Morning Post (website). Economy. China Economy. August 26, 2021. Available at: https://www.scmp.com/economy/chi-na-economy/article/3146271/what-chinas-com-mon-prosperity-strategy-calls-even (accessed: February 2, 2022). (In Eng.)

Naughton B. 2021 Dr. Sum-Chung Hsieh memorial lecture. The summer of 2021: Consolidation of the new Chinese economic model . On: You-Tube. Stanford University Libraries and Stanford Center on China's Economy and Institution. September 29, 2021. Available at: https:// www.youtube.com/watch?v=LEabsBUUrZY (accessed: January 20, 2022). (In Eng.)

Ostrovski A. V. People's Republic of China: Outcomes of the 13th Five-Year Plan — and Prospects of the 14th one. In: Ostrovski A. V. (ed.) Socioeconomic Outcomes of China's 13th Five-Year Plan (2016-2020), and Objectives of the 14th One (2021-2025). Conference papers (Moscow; April 21, 2021). Moscow: Institute of Far Eastern Studies (RAS), 2021. Pp. 9-22. (In Russ.)

Ostrovski A. V. The 13th Five-Year Plan: How to build a Xiaokang society in China by 2020. Asia and Africa Today. 2016. No. 8 (709). Pp. 2-9 . (In Russ.)

Poverty & inequality brief. China. On: World Bank (website). 2020. Available at: http://poverty-data.worldbank.org/poverty/country/CHN (accessed: January 20, 2022). (In Eng.)

Premier Li Keqiang meets the press: Full transcript of questions and answers. On: State Council of the People's Republic of China (website). Pre-

mier. News. May 29, 2020. Available at: http:// english.www.gov.cn/premier/news/202005/29/ content_WS5ed058d2c6d0b3f0e9498f21.html (accessed: January 20, 2022). (In Eng.)

Professor Li Yining's discussion on "three distributions". On: iMedia. Available at: https://min. news/en/economy/7f61dc38eba4964e3d9b-f74eff667a42.html (accessed: February 2, 2022). (In Russ.)

Property Prices Index by City 2021 Mid-Year. On: Numbeo. 2021. Available at: https://www.num-beo.com/property-investment/rankings.jsp?ti-tle=2021-mid (accessed: February 10, 2022). (In Eng.)

Roberts D. T. What is "common prosperity" and how will it change China and its relationship with the world? On: Atlantic Council. December 16, 2021. Available at: https://www. atlanticcouncil.org/in-depth-research-reports/ issue-brief/common-prosperity/ (accessed: January 20, 2022). (In Eng.)

Schiller A. Rushing to make the claim: Has China achieved a moderately prosperous society? On: China Focus. October 28, 2020. Available at: https://chinafocus.ucsd.edu/2020/10/28/rush-ing-to-make-the-claim-has-china-achieved-a-moderately-prosperous-society/ (accessed: January 20, 2022). (In Eng.)

So A. Y. The Chinese model of development: Characteristics, interpretations, implications. Perspectives on Global Development and Technology. 2014. Vol. 13(4). Pp. 444-464. (In Eng.) DOI: 10.1163/15691497-12341311

Statistical Report on National Economic and Social Development of the People's Republic of China in 2020. On: National Bureau of Statistics of China (website). February 28, 2021. Available at: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202102/ t20210227_1814154.html (accessed: January 20, 2022). (In Chin.)

Xi Jinping presided over the tenth meeting of the Central Finance and Economics Committee. On: Xinhuanet. August 17, 2021. Available at: http://www.xinhuanet.com/politics/lead-ers/2021-08/17/c_1127770343.htm (accessed: January 10, 2022). (In Chin.)

Xi Jinping: People to benefit from China's development in more essential and just ways. On: Xinhua News Agency. Posted on January 17, 2022. Available at: http://russian.news.cn/2022-01/17/c_1310428340.htm (accessed: January 20, 2022). (In Russ.)

Xi Jinping: Speech at the Congress to celebrate the 100th anniversary of the founding of the Communist Party of China. On: Xinhuanet. July 15, 2021. Available at: http://www.xinhuanet.com/ politics/2021-07/15/c_1127658385.htm (accessed: January 10, 2022). (In Chin.)

Yu Yongye, Wang Shiming. On the theoretical source and development of Deng Xiaoping's thought of common prosperity. On: Communist Party of China News Network. Party History Channel. November 26, 2013. Available at: http://cpc.people.com.cn/n/2013/1126/c69113-23659040.html (accessed: January 10, 2022). (In Chin.)

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.