Научная статья на тему 'Социальная ответственность средств массовой коммуникации в аспекте семиосоциопсихологической парадигмы'

Социальная ответственность средств массовой коммуникации в аспекте семиосоциопсихологической парадигмы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
171
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермизина Елена Владимировна

Рассматриваются основные положения семиосоциопсихологической парадигмы и трансформация функций средств массовой коммуникации в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Responsibility of the Media of Mass Communication In the Framework of Semiosociopsychological Paradigm

The article deals with the fundamental principles of semiosociopsychological paradigm and mass communication functions transformation in the contemporary society.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность средств массовой коммуникации в аспекте семиосоциопсихологической парадигмы»

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В АСПЕКТЕ СЕМИОСОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

Е.В. Ермизина

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10, Москва, Россия, 117198

Рассматриваются основные положения семиосоциопсихологической парадигмы и трансформация функций средств массовой коммуникации в современном обществе.

В современном российском обществе назрела необходимость институциональных перемен в сфере средств массовых коммуникаций (СМК): совершенствование законодательства, создание и реализация информационной политики, модернизация телевизионной системы. Непосредственным подтверждением этому являются существующие проекты, и прежде всего «Концепция развития телерадиовещания в России на период 2006—2015 гг.», «Концепция Федеральной целевой программы „Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007— 2015 гг.)“», которые содержат ряд принципиальных положений о необходимости нового взгляда на развитие комплекса СМК. Построение нового типа общества предъявляет принципиально новые, не рассматривавшиеся прежде требования к средствам массовой коммуникации.

Сначала печать, а затем радио и телевидение использовались для целей воздействия и влияния, поддержания власти правящего класса. Самые распространенные модели коммуникации, Г. Лассвелла и Т. Ньюкомба, по которым фактически строится сегодня деятельность СМК и в мире, и в России, не исключают воздействия на аудиторию в благих, с точки зрения коммуникатора, целей. Однако, если ориентироваться на глобальные задачи развития цивилизации, для печати, телевидения и радиовещания, а также для органов СМК в Интернете целесообразнее переходить к диалогической модели коммуникации, исключающей воздействие и направленной на взаимодействие и взаимопонимание с аудиторией.

В рамках семиосоциопсихологической парадигмы была разработана концепция, соответствующая модели социальной коммуникации, где ключевое значение имеет «эффект диалога как смыслового контакта, основанного на способности и стремлении субъектов к адекватному истолкованию коммуникативных намерений партнеров по общению» [8. С. 29]. Речь идет в первую очередь о взаимопонимании между общающимися сторонами, а эффективность общения связывается со степенью достижения искомого взаимопонимания, причем процедура измерения степени диалогичности впервые операционализирована (имеется в виду оригинальный исследовательский метод мотивационно-целевого, или интенциональ-ного, анализа процессов общения).

Впервые с появлением нового исследовательского метода стало возможным условно представить любой целостный, завершенный коммуникативный акт, реализованный в любой знаковой системе (например, в газетной статье, телепередаче, стихотворении, компьютерной игре, мультфильме) в виде структуры иерархических коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на мотивационно-целевую доминанту, которая и послужила первопричиной, «вызвала к жизни» данный коммуникативный акт, определила его специфику: жанр, форму, художественно-выразительные особенности и т.д. [10. С 37]. С помощью этого метода стало возможным и изучение социальных последействий передаваемой информации.

Текст в диалогической коммуникации рассматривается «не как речеязыковая, а как коммуникативно-познавательная единица», он представляет собой «особым образом организованную содержательно-смысловую целостность и может быть определен как система коммуникативно-познавательных элементов, функционально объединенных в единую замкнутую, иерархическую содержательно-смысловую структуру (иерархию коммуникативно-познавательных программ) общей концепцией или замыслом (коммуникативным намерением) партнеров по общению» [9. С 45]. Понимание смысла любого текста зависит от коммуникативных навыков аудитории. В семиосоциопсихологии навыки, характеризующие особенности понимания человеком глубинного смысла, определяются как коммуникативные (интерпретационные) [3. С 12].

В рамках данного подхода был обоснован тезис о том, что разделение аудитории происходит по принципу различия коммуникативных (интерпретационных) навыков, которые в процессе жизни можно совершенствовать [10. С. 45]. Впервые факт наличия групп аудитории, различающихся степенью адекватности понимания материалов прессы, был установлен в рамках широко известного в 70-е гг. XX в. исследовательского проекта «Общественное мнение» (руководил проектом Б.А. Грушин), где исследовались «особенности информационных воздействий на поведение аудитории» [12. С. 49]. Именно тогда в науке появился термин «группы сознания», синонимами которого в рамках рассматриваемого подхода являются термины «социоментальные группы», «семиосоциопсихологические группы», а также «группы по интерпретационным (коммуникативным) навыкам» [12. С. 41].

Методом мотивационно-целевого анализа выделены пять групп (три первые — основные) по проявленным навыкам понимания интенциональности коммуникатора:

1) интерпретирующие адекватно. Характеризуются умением не только понимать адекватно коммуникативые интенции, но и перцептивной готовностью к общению в процессе интервью. Представители этой группы активно пользуются правом иметь свою точку зрения, однако даже в случае несогласия с авторской позицией заявляют об этом в корректной форме. При адекватном восприятии испытуемый «считывает» смысл произведения, ставшего предметом обсуждения, а также его основные логико-композиционные и эмоциональные «узлы», и может более или менее адекватно его пересказать. Навыкам адекватного восприятия

и интерпретации практически всегда сопутствуют самостоятельность в выводах и решениях человека;

2) интерпретирующие частично адекватно. Характеризуются некоторым снижением уровня проникновения в материал. Представителям этой группы свойственно прочное запоминание аргументов, проблемной ситуации, фактов-иллюстраций. Хорошая информированность, тем не менее, не уберегает их при «встречах» с различного рода воздействиями и манипуляциями;

3) интерпретирующие неадекватно. При таком типе восприятия фиксируется полное несовпадение смысловых акцентов исходного материала и его «отпечатка» в сознании человека. Представители этой группы либо вообще ничего не запоминают, испытывая скуку («что-то об экономике»; «что-то о политике»), либо выхватывают отдельные факты, выполняющие иллюстративную роль по отношению к тезисам и аргументам, не замечая при этом наличия ни самих тезисов и аргументов, ни тем более мотивов и целей коммуникатора (еще раз напомним, что речь идет не о согласии, а об умении увидеть, понять). Очень часто до и вместо попыток «включить внимание» и понять текст (что же то самое главное, что хотел сказать, выразить автор?) следует эмоциональная взрывная реакция, особенно в тех случаях, когда у человека уже сформировалась некая социальная установка (как положительная, так и отрицательная) по отношению к теме, проблеме, герою, автору и т.д.;

4) интерпретирующие «по установке». Люди, обнаруживающие разноуровневые интерпретационные навыки (например, в одних случаях интерпретирует адекватно, в других — нет). Тенденция к снижению степени адекватности интерпретирования обнаруживается у части аудитории при наличии как положительной, так и отрицательной социальной установки (аттитюда) по отношению к содержанию текста или к его автору, герою и т.д.;

5) неинтерпретирующие. Характеризуются негативной установкой к интенции, продуцируемой текстом (например, воздействие на предвыборное поведение) или к конкретной личности. Типичные реакции: «не буду, неинтересно, надоело», а если все же восприятие текста произошло — «не знаю, не могу, не хочу, ничего не запомнилось». Понятно, что достичь диалога с таким респондентом практически невозможно. Ситуация напоминает нервный срыв при нулевой перцептивной готовности к общению [3. С. 43—47].

Феномен групп сознания принципиален для понимания социокультурных процессов: это «...неразличимые на первый взгляд, но объективно существующие, принимающие решения и действующие „условные“ совокупности людей, которые в зависимости от их ментальности, т.е. от интеллектуального и социокультурного потенциала, интенциональности (направленности сознания), ценностных ориентаций, волевых и нравственных качеств, интересов, сложившейся у них оценки их жизненной ситуации и т.п., по-разному интерпретируют не только информацию, но и реально наблюдаемые ими события и явления» [7. С. 13].

Очень важный вывод, который был сделан в результате проведенных семио-социопсихологических исследований и выявления социоментальных групп, со-

стоит в том, что открытые интенции, т.е. направленность коммуникатора на диалог, увеличивают количество адекватных интерпретаций аудитории и связаны они не только с умением глубинно постигать смысл произведения, но и с целым комплексом социально значимых качеств личности, которые в рассматриваемой парадигме определяются как картины мира. Они практически не зависят от пола, возраста (имеется в виду взрослое население), места жительства, рода занятий, уровня образования [2. С. 23].

Картина мира рассматривается семиосоциопсихологией как неделимая, целостная система координат, в которой человек видит (ощущает, воспринимает) себя и окружающий мир [3. С 54]. Изучением особенностей картин мира в социальной психологии занимались Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, С. Московичи, которые выделяли в них когнитивную и эмоционально-творческую стороны [5; 11; 13]. «В процессе „когнитивной“ работы с социальной информацией человек не просто „получает“ ее, „перерабатывает“, но и „творит“ мир. Возможно, люди в большей степени живут в этом сотворенном мире, чем в реальном» [6. С 51].

Согласно ряду исследований, проведенных сотрудниками сектора социального управления и социально-проектных технологий Института социологии РАН под руководством Т.З. Адамьянц, элементами этой системы координат, т.е. картины мира, оказываются и коммуникативные интенции, с которыми человек встречается в процессе своей жизнедеятельности. Именно коммуникативные интенции становятся, также как и реальные события фактами действительности, влияющими на картину мира человека, на его видение себя в нем, а также — на отношение к источнику информации. А для того, чтобы оперировать информацией и адекватно ее интерпретировать, необходимо обладать развитыми коммуникативными навыками.

Т.З. Адамьянц также изучала взаимосвязь между уровнем развития у людей коммуникативных навыков и картинами мира, проводилась социальная диагностика картин мира современных школьников как отдельной социально-демографической группы [1. С 23]. В результате была выявлена взаимозависимость между содержанием и эмоциональной окрашенностью картин мира респондентов и их принадлежностью к той или иной интерпретационной группе, т.е. уровнем развития у них коммуникативных навыков. В картину мира группы, адекватно интерпретирующей воспринимаемую информацию, т.е. людей, обладающих развитыми коммуникативными навыками, включены такие характеристики, как наличие рационально-критического мышления, способность выслушивать разные точки зрения, способность делать самостоятельные выводы, активное использование права на собственное мнение, корректность формулировок при отстаивании своей позиции. В исследовании картины мира современного школьника эта категория определена следующими показателями: восприятие мира в светлых, позитивных тонах, толерантность по отношению к сверстникам, несогласие дружить со скинхедами, одобрение спокойного и активного типа поведения, доброжелательные гармоничные взаимоотношения с окружающим миром, активное оперирование морально-нравственными категориями [2. С. 26].

Исходя из рассмотренных положений семисоциопсихологической парадигмы и полученных результатов ряда исследований, проведенных в рамках этого методологического подхода, можно сделать вывод: если установлена взаимозависимость между коммуникативными навыками личности и ее картиной мира, являющейся критерием личностного сознания, очень важно развивать эти коммуникативные навыки. Преимущества людей, обладающих навыками адекватного интерпретирования, бесспорны. Следовательно, встает вопрос о массовом развитии коммуникативных навыков — без них человек не способен воспринять самые здравые идеи, адекватно доносить до собеседника свою мысль и понимать другого (в детские годы — своих родителей, преподавателей, сверстников; во взрослой жизни — своих непосредственных начальников, коллег, членов семьи; при чтении литературы, прессы, просмотре кинофильмов, телепрограмм и т.д. — авторов), т.е. вступить в диалог, искать пути к согласию и конструктивному взаимодействию. Это важнейшая социальная и педагогическая задача, напрямую связанная с качеством жизни будущих поколений.

В развитии таких навыков играют важную роль средства массовой коммуникации, так как именно они сегодня в большой степени определяют культурные образцы поведения, общения и взаимодействия людей. И поскольку в картину мира личности наряду с информацией о реальных фактах, событиях и людях, сообщаемых СМК, включаются и коммуникативные интенции, печать, телевидение, радиовещание, интернет-сайты, нужно развивать коммуникативные навыки людей, тем самым утверждая, культивируя новое качество общения [4].

В этом и заключается социальная ответственность СМК. Другими словами, социально ответственные СМК — это прежде всего средства коммуникации, ориентированные на диалог, субъект-субъектные отношения. Такая направленность СМК ведет к увеличению группы адекватно интерпретирующих и может оказывать влияние на формирование или качественные изменения картины мира, т.е. на уровень личностного самосознания.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Адамьянц Т.З. Диалог как основа толерантности. Учебная программа и методическое обеспечение. — М.: ИС РАН, 2005.

[2] Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия — к взаимодействию. — М.: ИС РАН, 1999.

[3] Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация: Учебное пособие. — М.: ИС РАН, 2005.

[4] Адамьянц Т.З. Что такое коммуникативные навыки и надо ли их развивать? // www.pedsovet.prg

[5] Андреева Г.М. Психология социального познания. — М., 1997.

[6] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

[7] Дридзе Т.М. На пороге экоантропоцентрической социологии // Общественные науки и современность. — 1994. — № 4.

[8] Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихоло-гии // Общественные науки и современность. — 1996. — № 3.

[9] Дридзе Т.М. Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии // Социокультурное пространство диалога. — М.: Наука, 1999.

[10] Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М.: Наука, 1984

[11] Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. 2. — М., 1983.

[12] Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования / Под ред. Б.А. Грушина, Л.А. Оникова. — М., 1980.

[13] Московиси С. Предпосылки объяснения в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. — М., 1995.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE MEDIA OF MASS COMMUNICATION IN THE FRAMEWORK OF SEMIOSOCIOPSYCHOLOGICAL

PARADIGM

E.V. Ermizina

Sociology Chair Peoples’ Friendship University of Russia.

Miklukho-Maklai str., 10/1, Moscow, Russia, 117198

The article deals with the fundamental principles of semiosociopsychological paradigm and mass communication functions transformation in the contemporary society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.