Научная статья на тему 'Инновационные методы и подходы в социальном прогнозировании и социальном проектировании'

Инновационные методы и подходы в социальном прогнозировании и социальном проектировании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
901
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОМЕНТАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / СЕМИОСОЦИОПСИХОЛОГИЯ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ / АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЧАСТИЧНО АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / НЕАДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / КАРТИНЫ МИРА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Адамьянц Т. З.

В статье идет речь о социальных технологиях, в основе которых лежит комплексный опрос, позволяющий получение и сопоставление социологических, социально-психологических и социоментальных характеристик респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы и подходы в социальном прогнозировании и социальном проектировании»

УДК 316.77:303.4

АДАМЬЯНЦ Т.З. Инновационные методы и

подходы в социальном прогнозировании и социальном проектировании

В статье идет речь о социальных технологиях, в основе которых лежит комплексный опрос, позволяющий получение и сопоставление социологических, социально-психологических и социоментальных характеристик респондентов.

Ключевые слова: социоментальные группы, семиосоциопсихология, уровень развития коммуникативных навыков, адекватное восприятие, частично адекватное восприятие, неадекватное восприятие, картины мира, социальные представления.

Современные социальные вызовы и проблемы актуализируют известную дилемму, связанную с необходимостью соотношения целей, преследуемых системами управления, и выбором средств их достижения. Для выхода на высокий уровень социальных взаимодействий, обеспечивающих стабильность и устойчивость общественного развития, становится все более очевидной необходимость поиска и использования инновационных методов и подходов, обеспечивающих в идеале не только ощущение «руки на пульсе», но и понимание способов быстрого и своевременного реагирования. Обозначенные взаимосвязанные задачи следует реализовать посредством комплексных междисциплинарных исследований: попытки решения отдельных, узких задач в отрыве от других, сопряженных с ними, чаще всего оказываются малопродуктивными.

В настоящей статье речь пойдет о социальных технологиях, в основе которых лежит комплексный опрос, позволяющий получить не только традиционные социологические и социально-психологические данные о респондентах, но и характеристики семиосоциопсихологические (уровень развития коммуникативных навыков, или

принадлежность человека к той или иной социоментальной группе)1. Введение такого параметра значительно расширяет возможности изучения: обнаруживаются тенденции и закономерности, недоступные при других вариантах анализа. Так, например, была зафиксирована тенденция к определяющему влиянию уровня развития коммуникативных навыков на качество «картин мира» (комплекса социальных представлений, эмоциональных и поведенческих реакций) наших современников.

Забегая несколько вперед, скажем, что характеристики личности знающей, творческой, ориентированной на взаимопонимание и конструктивные взаимодействия, ответственной в социальной и профессиональной сферах оказались неразрывно связаны с высоким уровнем коммуникативных навыков2.

Немного истории. Социоментальные характеристики начали изучаться в широко известном, особенно среди социологов старшего поколения, проекте «Общественное мнение», который был реализован в 1969-74 гг. под руководством Б.А. Грушина в г. Таганроге. В вышеупомянутом проекте в числе других задач изучались «особенности информационных воздействий

на поведение аудитории» и впервые в социальной науке был заявлен термин «группы сознания»3 (в настоящее время чаще используются синонимы этого термина -«социоментальные группы», «группы по уровню развития коммуникативных навыков», «группы по особенностям восприятия»), Тогда же впервые были обозначены параметры этих групп (при восприятии материалов СМК общественно-политического содержания). С тех пор изучение социоментальных характеристик проводилось неоднократно и для научно-исследовательских, и для прикладных задач4.

Характерно, что зафиксированные в проекте «Общественное мнение» параметры социоментальных групп (при восприятии общественно-политических материалов СМК) оставались на протяжении десятилетий и остаются в настоящее время практически стабильными, несмотря на интенсивное развитие с той поры технических средств и возможностей получения информации. Адекватно, то есть так, как и есть на самом деле, понимают и интерпретируют общественно-политические материалы СМК всего 13-14% опрошенных; информационные материалы - от 9 до 18% (разброс в цифрах связан с разными формами и способами организации и подачи материала).

При восприятии произведенийхудоже-ственных жанров показатели адекватных интерпретаций несколько выше. По данным исследований 2008-2010 гг., адекватное восприятие художественных произведений с возрастом совершенствуется: в 5-6 лет этот показатель составляет 12%; в 7-10 лет - 15%; в 11-14 лет - 20%; в 15-17 лет - 23%; в 18-25 лет - 25%; в 26-35 лет - 29%; в 36-40 лет - 30%; в 4159 лет - 30%, в 60 лет и выше - 38%5.

Значимой для понимания специфики социальных и социокультурных процессов оказалась также зафиксированная в проекте «Общественное мнение» взаимосвязь между «характером коммуникативно-познавательного поведения людей» (частота обращения к СМК, способы ознакомления с материалами, выбор жанров, и т.д.) и их принадлежностью к той или иной социоментальной группе. Неудиви-

тельно поэтому, что следующей научной задачей оказалась экспериментальная проверка гипотезы о наличии подобной взаимосвязи относительно других, не только коммуникативных, сфер деятельности и поведения людей, которая продолжается и в настоящее время. Полученные результаты позволили следующее утверждение.

«Феномен "групп сознания" принципиален для понимания социокультурных процессов: это ...неразличимые на первый взгляд, но объективно существующие, принимающие решения и действующие "условные" совокупности людей, которые в зависимости от их ментальности, т.е. от интеллектуального и социокультурного потенциала, интенциональности (направленности сознания), атенционных способностей (свойств их индивидуального внимания), ценностных ориентаций, волевых и нравственных качеств, интересов, сложившейся у них оценки их жизненной ситуации и т.п., по-разному интерпретируют не только информацию, но и реально наблюдаемые ими события и явления (выделено мною. - Т.А.)6.

Парадигмальные и методические основы. В основе семиосоциопсихологи-ческой концепции лежит утверждение о социальной значимости диалогической (основанной на взаимопонимании), субъект-субъектной модели коммуникации, а также возможности выделения в любом целостном, завершенном коммуникативном акте латентной структуры коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на интенциональность («равнодействующую мотивов и целей») коммуникатора. Разработанный здесь метод интенционального (мотивационно-целево-го) анализа позволяет доказательное выделение искомой интенциональности (смысла), а также степени ее понимания (ментального «освоения») воспринимающей стороной, что дает основания для со-циоментальной дифференциации7.

Принадлежность к той или иной социо-ментальной группе (группе по уровню развития коммуникативных навыков) - это характеристика особенностей ориентирования человека в коммуникационных

процессах, степени адекватности понимания им интенциональности (смысловых доминант) воспринятых текстов, материалов, произведений, других людей).

В соответствии с принятой в настоящее время классификацией особенности понимания и интерпретирования авторской интенциональности дифференцируются как адекватные (высокий уровень коммуникативных навыков), частично адекватные (средний уровень коммуникативных навыков) и неадекватные (низкий уровень коммуникативных навыков)8. Подчеркнем, что речь идет не о согласии с коммуникатором - только о понимании его интенциональности.

В комплексных исследованиях последних лет с использованием семиосоциопсихоло-гических методов и подходов выявляются и сопоставляются следующие характеристики относительно каждого респондента: во-первых, социально-демографические данные; во-вторых, характеристики «картины мира» (комплекс социальных представлений, интересов, эмоциональных и поведенческих реакций по отношению к интересующим исследователя процессам, явлениям); в-третьих, уровень развития коммуникативных навыков (принадлежность к той или иной социоментальной группе); в ряде случаев - социометрические данные. Ключевыми для семиосоциопсихологического анализа оказываются данные об уровне развития коммуникативных навыков, или принадлежности человека к той или иной социоментальной группе; с этой характеристикой сопоставляются все остальные полученные в исследовании данные.

Комплексные исследовательские данные как материал для социального прогнозирования и социального проектирования.

При принятии управленческих решений традиционны опросы общественного мнения или узкоотраслевые эмпирические социологические исследования, результаты которых отражают совокупное мнение большинства опрошенных респондентов с учетом их социально-демографических характеристик, что, безусловно, дает ценный материал для анализа. Однако введение еще и семиосоци-

опсихологических характеристик делает картину более объемной, позволяет углубленную оценку ситуации, прослеживание возможных рисков, точек «напряжения» и методов их преодоления посредством своевременных управленческих решений и действий. И хотя речь идет только о возможности прослеживания тенденций, тем не менее именно тенденции в ценностях, мотивах и ориентациях людей в значительной мере определяют вектор социальных процессов, позволяют их понимание, прогнозирование и проектирование. (Напомним, что практически во всех концепциях понимания, начиная от Вебера и Дильтея, красной нитью проходит мысль о значимости для понимания социальных процессов изучения мотивации и/интенциональности субъектов социального действия).

Приведем несколько примеров. При изучении «картин мира» студентов Москвы и Подмосковья (2012 г) одной из изучаемых характеристик были социальные представления об актуальных проблемах страны (предлагалось назвать и ранжировать пять наиболее значимых проблем). При том, что «набор» и приоритеты проблем, ранжированных студентами под номером «один», оказался практически непротиворечивым во всех трех социомен-тальных группах: власть, коррупция, экономика, уровень жизни, трудоустройство и т.д. (такой же перечень проблем назвал бы и традиционный опрос общественного мнения), обращает на себя внимание стилистика использованных формулировок. Если для группы адекватного восприятия (высокий уровень развития коммуникативных навыков) в основном типичны деловой стиль и взвешенные определения, то ответы представителей других групп (частично адекватного и неадекватного восприятия) порой напоминают не лучшие образцы далекой от патриотизма «желтой прессы» (РФ - одна большая главная проблема; власть бездарная; люди тупые). Здесь же сообщения о не столь приоритетных в свете поставленного вопроса проблемах (в квартирах маленькие кухни; нет закона о правах животных; плохая погода).

О степени социальной активности представителей названных выше групп можно судить также исходя из проявленной ими активности в ответах на обозначенный выше вопрос. Знание социально значимых проблем, заинтересованность в их скорейшем решении оказались наиболее выраженными у представителей группы адекватного восприятия. Приведем цифры.

Первую строку с таким заданием-просьбой заполнили 100% представителей группы адекватного восприятия, 94% группы частично адекватного восприятия и 87% группы неадекватного восприятия. Вторую строку заполнили 95% представителей группы адекватного восприятия, 89% группы частично адекватного восприятия и 75% группы неадекватного восприятия. Третью строку - 93% представителей группы адекватного восприятия, 70% группы частично адекватного восприятия и 60% группы неадекватного восприятия. Четвертую - 51% представителей группы адекватного восприятия, 39% группы частично адекватного восприятия и 31% группы неадекватного восприятия. Пятую - 21% представителей группы адекватного восприятия, 20% группы частично адекватного восприятия и всего 1 2% группы неадекватного восприятия9.

Еще пример, далекий, казалось бы, от проблем социального управления, об особенностях интерпретирования современными подростками 13-17 лет(исследование 2011 г.) любимой в детстве сказки и любого, по собственному выбору, понравившегося произведения.

Представители группы, обнаружившей адекватное восприятие (высокий уровень коммуникативных навыков), направлены на поиск и одобрение произведений с доброй, открытой интенциональностью: справедливость, успешность в любви, взаимовыручка, патриотизм, смысл жизни, стремление к познанию. В качестве любимой в детстве сказки в этой группе лидировали «Винни-Пух и все-все-все» и «Золотой ключик, или Приключения Бура-тино»; среди понравившихся произведений - фильм «Чучело»; в числе произведений, повлиявших на мировидение, -

«Собор Парижской Богоматери» В. Гюго и «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. В интерпретациях (в ответах на открытые вопросы анкеты) обнаруживалось не только адекватное понимание интен-циональности произведений, которые они называли, но и согласие с нею.

Представители группы, обнаружившей частичноадекватное восприятие (средний уровень коммуникативных навыков), ориентированы преимущественно на поиск и одобрение произведений, дающих возможность повеселиться, увлечься необычным или напряженным действием, почувствовать жалость и сострадание. В качестве любимой в раннем детстве сказки здесь лидировали мультфильмы «Ну, погоди!» и «Том и Джерри»; среди понравившихся произведений - компьютерные игры и фильм «Закрытая школа»; в числе произведений, повлиявших на мировиде-ние, - телепрограмма «Дом-2» (среди девочек) и компьютерные игры (среди мальчиков). В интерпретациях обнаруживался «сдвиг» вектора интерпретирования в привычную и банальную мотивационно-целе-вую направленность, для чего использовались общие фразы или пафосные штампы, подмена попыток анализа пересказом содержания.

Представители группы, обнаружившие неадекватное восприятие (низкий уровень коммуникативных навыков), большей частью ориентированы на поиск возможности повеселиться, отвлечься от реальности (здесь, в этой группе, больше всего тех, кто ощущает окружающий мир как враждебный, недружелюбный), самоутвердиться, «примерив» на себя роль «крутого» персонажа. В качестве любимой в детстве сказки здесь лидировали мультфильмы «Ну, погоди!» и «Каникулы в Про-стоквашино»; среди понравившихся произведений - компьютерные игры (среди мальчиков); в числе произведений, повлиявших на мировидение, - компьютерные игры (среди мальчиков) и фильм «Сумерки». Интерпретации фиксируют не только полное непонимание авторской интенци-ональности, но и нежелание ее понять; на первый план выходит намерение либо вообще не затрудняться и уйти от ответа,

либо «показать себя», найти повод для эмоциональной разрядки по поводу личных проблем или жизненных стратегий. Для восприятия представителей этой группы типичны коммуникативные сбои -«выхватывание» из контекста отдельных фактов и введение их в собственные домыслы и фантазии. Вот как, например, проинтерпретировал фильм, который ему понравился, ученик 8 класса: «...к арабам французы испытывают ненависть и потихоньку их истребляют. Этот фильм - комедия». Учащийся техникума 16 лет, интерпретируя компьютерную игру «Counter Strike», которую назвал произведением, повлиявшим на его мировидение, сообщил, «...что в этой игре идет борьба с из-беками, чеченчами и т.д.» (орфография соблюдена). Еще для одного учащегося техникума незабываемым произведением стал фильм «Бригада». На просьбу рассказать о самом главном, что хотели передать, выразить создатели этого фильма, он ответил так: «Как надо выживать в России»10.

... Выводы о том, что современные подростки и молодежь, отличающиеся низким уровнем коммуникативных навыков (а их число составляет не менее 30-35%), точнее, их реакции и возможные действия находятся в зоне риска, неоднократно озвучивались и публиковались, так же как и размышления о необходимости массовых мероприятий по развитию коммуникативных навыков; воспользуемся такой возможностью и сейчас11.

Как уже упоминалось выше, позиции группы с высоким уровнем коммуникативных навыков более выигрышны (социально значимы) по всем характеристикам ставших в разные годы и в разных исследованиях с использованием семиосоциопсихоло-гических методов и подходов предметом изучения и анализа. Исходя из полученных результатов, сегодня мы можем обоснованно и, что называется, «с цифрами в руках», говорить о преимуществах таких аспектов в «картинах мира» представителей группы, обладающей высоким уровнем развития коммуникативных навыков, как личностные представления о желательном и нежелательном; представления

об оптимальном варианте поведения при конфликтной ситуации в коллективе; особенности реального поведения при конфликте в коллективе; характеристики качеств любимых персонажей в понравившихся произведениях; эмоциональное восприятие «мира вокруг»; уровень социокультурных интересов; представления об актуальных проблемах в современной России; степень толерантности (дружелюбия) к представителям другой национальности, другого вероисповедания; отношение к своим профессиональным задачам и т.д.

Остановимся на последней позиции подробнее. В одном из исследований были привлечены к опросу и затем дифференцированы по уровню развития коммуникативных навыков (на основании анализа полученных ответов на специальную серию тестов и заданий) работники среднего управленческого звена одной крупной отечественной корпорации. Полученные данные сопоставлялись затем с особенностями ответов этих же людей на вопрос о внутрикорпоративных правилах, нормах и ценностях, которым они следуют в своей работе.

Ответам сотрудников, обнаруживших высокий уровень коммуникативных навыков (адекватное восприятие), сопутствовали четкость, ответственность, следование правовым и общечеловеческим нормам и ценностям; в качестве главных ориентиров назывались, как правило, престиж организации, успешность бизнеса, конфиденциальность информации.

Представители группы среднего уровня коммуникативных навыков (частично адекватное восприятие) нередко считали, что главное в их деятельности - учет таких параметров, как дресс-код, улыбка, приход на работу вовремя.

В интерпретациях группы низкого уровня коммуникативных навыков (неадекватное восприятие) нередко звучало заявление, что никаких внутренних правил, норм и ценностей в их организации вообще нет; в ряде случаев респонденты давали странные формулировки или рассуждали не по теме, обнаруживая непонимание заданного им в анкете вопроса12.

Это исследование показало, в частности, необходимость изменения параметров отбора и дифференциации групп специалистов одного уровня при приеме на работу, для последующего обучения, при продвижении по службе и т.д. Не только широко распространенное сегодня управленческое консультирование, не только психологические и деловые тренинги целесообразны для повышения профессионального уровня сотрудников министерств, фирм, корпораций и т.д., но и инновационные семинары по совершенствованию их коммуникативных навыков, влияющих, в свою очередь, на степень их профессиональной ответственности.

Подведем итоги. Качество ориентирования человека в процессах коммуникации (социоментальный уровень), как выяснилось, в значительной мере определяет и особенности интерпретирования и эмоционального реагирования на значимые для социального прогресса и устойчивого развития общества явления, процессы, проблемы, нормы и т.д. Именно здесь проявляются латентные, не всегда осознаваемые самим человеком интенци-ональные (мотивационно-целевые) доминанты его социального поведения. Поэтому комплексные исследования, вводящие в анализ социологические, социально-психологические и социоментальные характеристики, обогащают возможности социального прогнозирования и социального проектирования.

1 Речь идет о комплексных междисциплинарных технологиях, разработанных в Институте социологии РАН; их автор - создатель семиосоциопсихологической и экоантропо-центрических парадигм, российский ученый Тамара Моисеевна Дридзе (1930-2000). См., например: Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социаль-

ное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. М.: ИС РАН, 2000. С. 5-42.

2 Адамьянц Т.З. Современная молодежь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоопределения и самоорганизации // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 9. М.: ИС РАН, 2010. С. 227-243.

3 Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984; Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования / Под ред. Б.А. Гру-шина, Л.А. Оникова. М., 1980.

4 Жаворонков А.В. Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. М.: Вершина, 2007.

5 Данные проекта РФФИ «Развитие коммуникативных навыков личности в зависимости от степени диалогичности информационной среды», 2008-2010 гг., № 08-06-00487 «а».

6 Дридзе Т.М. На пороге экоантропоцент-рической социологии // Общественные науки и современность. 1994, №4.

7 Подробнее см.: Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984; Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2009.

8 Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2009.

9 Данные проекта РФФИ «Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в социуме», № 11-06-00503-а.

10 Адамьянц Т.З. Социоментальная личность (опыт комплексного изучения современных подростков) // Мир психологии. 2012. № 3. С. 163-173.

11 Адамьянц Т.З. Массовое социоменталь-ное развитие: миф или реальная возможность? // Общественные науки и современность. 2012. № 1. С. 27-38.

12 Гармажапова Е.А. Проблемы эффективности коммуникативных взаимодействий во внутрикорпоративном управлении // Вестник Бурятского госуниверситета. Серия «Философия, социология, политология, культурология». 2009. № 6. С. 171-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.