Адамьянц Т. З.
социоментальные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в учебных коллективах1
Адамьянц Тамара Завеновна —
доктор социологических наук, профессор, главный
научный сотрудник Института социологии РАН
E-mail: tamara-adamiants@yandex.ru
www.adamiant.isras.ru
Тел.: +7 (916) 750 95 04
Аннотация. В статье представлены результаты комплексного исследования, в котором были получены и сопоставлены социологические, социально-психологические, социометрические и социоментальные характеристики респондентов. Полученное многоуровневое знание позволило зафиксировать тенденции во взаимозависимости между параметрами социоментальных групп (групп, различающихся уровнем развития коммуникативных навыков) и гуманитарно-нравственными ориентирами «картин мира» их представителей, а также особенностями их взаимодействий в коллективах. Данные о параметрах социоментальных групп в конкретном коллективе (группе) могут служить цифровыми индикаторами для социальной диагностики процессов самоорганизации и самоопределения в нём.
Ключевые слова: социоментальные группы, самоорганизация, самоопределение, семиосоциопсихология, уровень развития коммуникативных навыков, адекватное восприятие, частично адекватное восприятие, неадекватное восприятие, картины мира, социальные представления.
Современные социальные проблемы и вызовы актуализируют задачу поиска индикаторов, характеризующих качество процессов самоорганизации и самоопределения в социумах, общностях, группах, коллективах. Учёт и мониторинг цифровых значений таких индикаторов не только объяснит глубинные причины нередко встречающихся фактов неоднозначности ре-
1 Исследования по данной проблематике проводятся в рамках проекта РФФИ «Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в социуме», № 11-06-00503-а).
ального управленческого эффекта даже в гомогенных социально-демографических группах, но и даст ощущение, образно говоря, «руки на пульсе» — и в социальной науке, и повседневной социальной практике.
Поиск обозначенных индикаторов невозможен без учёта многоуровневых взаимодействий, происходящих в многослойной социокультурной среде, в которую «погружён» каждый человек. Речь идёт, по меньшей мере, о следующем комплексе взаимосвязанных и взаимообусловленных взаимодействий:
♦ между конкретным коллективом, группой и т. д. и органами управления;
♦ между самими членами коллектива, группы;
♦ между членами коллектива, группы и социумом, «задающим» общий вектор норм, ценностей и особенностей поведения и реагирования.
Учёт и регулирование этих неоднозначных, а порой и разнонаправленных взаимодействий и должны определять особенности управленческих решений (действий, мероприятий и т. д.) и, в идеале, поддерживать или «запускать» социально ориентированные процессы самоорганизации и самоопределения в объектах управления.
Поскольку все вышеназванные взаимодействия происходят, в первую очередь, посредством коммуникации, закономерным оказывается выделение универсальных характеристик, единых для всех процессов общения в рамках обозначенных (и не только обозначенных) взаимодействий.
Универсальную характеристику качества ориентирования человека в коммуникационных процессах предлагает семиосоциопсихологическая (диалогическая) концепция социальной коммуникации, разработанная в Институте социологии РАН российским учёным Т. М. Дридзе [Дридзе, 1984; Дридзе, 2000]. Такой характеристикой является уровень развития коммуникативных навыков, который определяется на основании изучения особенностей понимания смысловых доминант (интенциональности) целостных, завершённых коммуникативных актов (произведений, материалов и т. д.), реализованных в любой знаковой системе или комплексом знаковых систем. Искомая характеристика определяется посредством метода интенционального (мотивационно-целевого) анализа процессов общения; полученные данные релевантны, поскольку процедура анализа инструмен-тализирована и воспроизводима. Возможность доказательного определения особенностей понимания позволяет дифференцировать опрошенный массив по социоментальным группам (синоним — «группы по уровню развития коммуникативных навыков») [Дридзе, 1984; Массовая информация, 1980; Жаворонков, 2007], что значительно расширяет возможности научного поиска, связанного с задачами социальной диагностики и социального
проектирования. Принадлежность к той или иной социоменталь-ной группе — это характеристика особенностей ориентирования человека в коммуникационных процессах, степени адекватности понимания им интенциональности (смысловых доминант) воспринятых текстов, материалов, произведений, других людей.
В современной исследовательской работе обычно выделяют следующие уровни развития коммуникативных навыков (и, соответственно, социоментальные группы): высокий уровень (группа адекватного восприятия); средний уровень (группа частично адекватного восприятия); низкий уровень (группа неадекватного восприятия).
Возможность выделения социоментальных групп позволяет перевести научный поиск в сферу комплексного междисциплинарного анализа, при котором изучаются и сопоставляются не только традиционные социологические и социально-психологические, но и социоментальные характеристики респондентов. Кроме того, возникает возможность ещё одного уровня сопоставлений: параметров социоментальных групп с данными социометрических и прочих измерений и оценок.
Обозначенный вариант комплексного анализа был применён для определения цифровых индикаторов характеристик уровня развития коммуникативных навыков (параметров социомен-тальных групп), изменение значений которых влияет на качество процессов самоорганизации и самоуправления (в социуме, группе, коллективе и т. д.) и, следовательно, на социально значимые процессы. Речь идёт о результатах проекта «Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в социуме», поддержанном Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ); в данной статье приведены исследовательские данные, полученные при опросе подростков и студенческой молодёжи.
В центре внимания проекта оказались, во-первых, обобщённые параметры социоментальных групп в изучаемых социально-демографических группах; во-вторых, типичные характеристики «картин мира» представителей социоментальных групп; в-третьих, взаимосвязь между особенностями взаимоотношений в конкретных коллективах и параметрами социоментальных групп в них, в том числе социоментальными характеристиками их формальных и неформальных лидеров; в-четвёртых, особенности оценки данных коллективов представителями органов управления.
Сопоставление полученных данных позволило выявить новый уровень знаний для понимания специфики процессов самоорганизации и самоопределения в изучаемых группах.
Всего было опрошено 428 респондентов: 203 школьников и учащихся техникума в возрасте от 13 до 17 лет, проживающих в Брянске, Сарове и Подмосковье, и 225 студентов и учащихся техникума в возрасте от 18 до 25 лет, проживающих в Москве и Подмосковье. Социометрический анализ проведён в 20 учебных группах: в 9 группах студентов вузов, 3 группах учащихся техникума и 8 группах школьников.
Опрошенный массив был дифференцирован по следующим характеристикам:
♦ возраст: от 13 до 16 лет; от 17 до 20 лет; от 21 года и выше;
♦ пол: мужской; женский;
♦ форма обучения: школьники; учащиеся техникума; студенты дневного отделения (д/о); студенты вечернего отделения (в/о);
♦ место жительства: Москва, Брянск, Саров, Подмосковье (см. таблицы
1-2).
Таблица 1
Социально-демографические характеристики учащихся: пол и форма обучения
Форма обучения Пол
М Ж Всего
абс. % абс. % абс. %
Школьники 66 39 93 36 159 37
Техникум 46 27 16 6 62 14
Студенты д/о 53 32 134 51 187 44
Студенты в/о 3 2 17 7 20 5
Всего 168 100 260 100 428 100
Таблица 2
Социально-демографические характеристики учащихся: возраст и место жительства
Возраст Место жительства
Москва Брянск Саров Подмосковье Всего
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
12-14 - - 63 79 48 98 - - 111 26
15-17 - - 17 21 1 2 74 80 92 21
18-25 206 100 - - - - 19 20 225 53
Всего 206 100 80 100 49 100 93 100 428 100
Задача изучения качественных характеристик (уровня развития коммуникативных навыков или принадлежности к той или иной социоментальной группе) обозначила поисковую специфику исследования и, соответственно, особенности решения проблемы релевантности полученных данных. Приоритетные задачи данного исследования, согласно специфике качественного подхода к анализу сложных, многофакторных процессов, были связаны с поиском и прослеживанием факторов и условий, влияющих на качество процессов самоорганизации и самоопределения в среде учащихся. И хотя задачи расчёта совокупных количественных характеристик при подобных исследовательских задачах оказываются вторичными, тем не менее, при отборе респондентов соблюдался известный в социологии принцип минимальной базовой группы, согласно которому в каждой из выделенных для изучения групп должно оказаться не менее 25-30 единиц наблюдения. В случае прохождения «барьера» минимальной базовой группы возникала возможность дополнительной дифференциации массива опрошенных. Конечно же, в первую очередь это касалось возможности выделения соци-оментальных групп. Приведём выявленные в процессе изучения параметры социоментальных групп в рамках всего массива опрошенных респондентов:
♦ адекватное восприятие (высокий уровень коммуникативных навыков) - 17%;
♦ частично адекватное восприятие (средний уровень коммуникативных навыков) — 43%;
♦ неадекватное восприятие (низкий уровень коммуникативных навыков) — 40%.
Приведём также данные распределения выявленных социоментальных особенностей опрошенных нами респондентов в зависимости от возраста, пола, формы обучения и места жительства (см. таблицы 3-6).
Таблица 3
Зависимость социоментальных характеристик опрошенных учащихся от возраста
Восприятие Возраст
12-14 15-17 18-25 Всего
абс. % абс. % абс. % абс. %
Адекватное 20 18 14 15 39 17 73 17
Частично адекватное 52 47 28 30 102 45 182 43
Неадекватное 39 35 50 55 84 38 173 40
Всего 111 100 92 100 225 100 428 100
Таблица 4
Зависимость социоментальных характеристик опрошенных учащихся от пола
Восприятие Пол
М Ж Всего
абс. % абс. % абс. %
Адекватное 23 14 50 19 73 17
Частично адекватное 53 31 129 50 182 43
Неадекватное 92 55 81 31 173 40
Всего 168 100 260 100 428 100
Таблица 5
Зависимость социоментальных характеристик опрошенных учащихся от формы обучения
Восприятие Форма обучения
Школьники Техникум Студенты (д/о) Студенты (в/о) Всего
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
Адекватное 29 18 5 8 37 20 2 10 73 17
Частично адекватное 69 44 16 26 86 46 11 55 182 43
Неадекватное 61 38 41 66 64 34 7 35 173 40
Всего 159 100 62 100 187 100 20 100 428 100
Таблица 6
Зависимость социоментальных характеристик опрошенных учащихся от места жительства
Восприятие Место жительства
Москва Брянск Саров Подмосковье Всего
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
Адекватное 39 19 14 18 9 18 11 12 73 17
Частично адекватное 97 47 33 41 26 53 26 28 182 43
Неадекватное 70 34 33 41 14 29 56 60 173 40
Всего 206 100 80 100 49 100 93 100 428 100
Полученные данные о параметрах социоментальных групп оказались несколько ниже результатов аналогичного изучения учащихся [Адамьянц, 2009: 407-421; Адамьянц, 2010: 226-243], что объяснимо: участниками вышеназванного исследования были активные, проявляющие интерес к чтению, посещающие библиотеки респонденты, здесь же — все члены учебных коллективов, с разными показателями в успеваемости, с разным уровнем социокультурных интересов и т. д. Показатели оказались ниже также в связи
с привлечением к опросу не только школьников и студентов, но и учащихся техникума. Это тема отдельного обсуждения, но, увы, такова сегодняшняя реальность. Следует отметить также, что низкие результаты, которые показало большинство учащихся техникума, снизили показатели не только по всему массиву опрошенных, но и по другим показателям в рамках тех групп, в которые они входили.
Сопоставление социоментальных характеристик респондента с данными о значимых характеристиках его «картин мира» (имеются в виду ответы на другие вопросы анкеты) позволило зафиксировать взаимосвязь (на уровне тенденций) между уровнем развития коммуникативных навыков и вектором социальной и гуманитарной направленности «картин мира» личности; исследовательские данные фиксируют явные преимущества группы адекватного восприятия, причём по всем анализируемым параметрам. Так, в личностных представлениях о желаемом (что важно, чего хотелось бы...) среди тех, кто оказались преимущественно ориентированы на общечеловеческие ценности и личностную успешность, приоритет имеют представители группы с высоким уровнем развития коммуникативных навыков («хочу получить хорошую профессию», «мир во всём мире»; «чтобы не было терактов и войн»). Наибольшее число тех, кто в своих представлениях о желаемом не выходил за рамки бытовых и узкосемейных ценностей, находится среди представителей группы с низким уровнем коммуникативных навыков («самое ценное для меня — это шоколад»; «хочу, чтобы не будили рано»; «хочу новую модель телефона»). Здесь также присутствуют те, кто не смог или не захотел рассказать о своих желаниях (см. таблицу 7).
Таблица 7
Зависимость личностных приоритетов о желаемом от социоментальных характеристик
учащихся
Точка отсчёта в личностных пожеланиях (что важно, чего хотелось бы...) Восприятие
Адекватное Частично адекватное Неадекватное Всего
абс. % абс. % абс. % абс. %
Общечеловеческие ценности и личностный успех 45 62 100 55 72 42 217 51
Бытовые, семейные ценности 25 34 69 38 82 47 176 41
Нет ответа 3 4 13 7 20 11 36 8
Всего 73 100 182 100 173 100 428 100
В личностных представлениях о нежелательном (чего не хотелось бы.) среди тех, кто в первую очередь не хотят помех общечеловеческим ценностям и своей личностной успешности, приоритет также имеют представители
группы с высоким уровнем развития коммуникативных навыков («не хочу войны», «не хочу, чтобы меня отчислили из техникума»). Наибольшее число тех, кто в своих представлениях о нежелательном не выходит за рамки быта, семьи и личных удовольствий, также представлено в группе с низким уровнем коммуникативных навыков («не хочу учиться»; «не люблю, когда меня ругают»). В этой же группе и те, кто не смог или не захотели рассказать о том, чего не желают (см. таблицу 8).
Таблица 8
Зависимость личностных приоритетов о нежелаемом от социоментальных характеристик
учащихся
ф
Точка отсчёта в личностных отрицаниях (чего не хотелось бы... ) Восприятие
Адекватное Частично адекватное Неадекватное Всего
абс. % абс. % абс. % абс. %
Помехи общечеловеческим ценностям и личностному успеху 52 71 114 63 79 46 245 57
Помехи бытовым, семейным ценностям 16 22 44 24 51 29 111 26
Нет ответа 5 7 24 13 43 25 72 17
Всего 73 100 182 100 173 100 428 100
#
Значимыми для анализа процессов самоорганизации и самоопределения оказываются данные о комплексе эмоциональных ощущений, которые человек испытывает в результате взаимодействий с родными, друзьями, педагогами, другими людьми, окружающей природой: видит ли он «мир вокруг» в светлых, оптимистичных тонах или, напротив, отличается пессимистическим мировосприятием, испытывает страх, боязнь, тревожность. Число респондентов, ощущающих «мир вокруг» в светлых, оптимистичных тонах, практически равновелико у групп адекватного и частично адекватного восприятия (60% и 61%). Группа неадекватного восприятия (низкий уровень развития коммуникативных навыков) от них несколько отстаёт (54%); обращает на себя внимание и тот факт, что здесь больше всего респондентов, ощущающих окружающий мир как враждебный, испытывающих перед ним страх, боязнь (18%); в этой группе также больше всего тех (5%), кто не смог или не захотел ответить на вопрос о своих ощущениях «мира вокруг» (см. таблицу 9).
Для процессов самоорганизации и самоопределения значим также уровень социокультурных интересов личности. Для получения подобной интегральной характеристики в анкету был включён комплекс просьб, вопросов и заданий (обращение к газетам, журналам, радио, телевидению, театру,
кино, Интернету, компьютерным играм; недавно воспринятое и понравившееся произведение; любимая в детстве сказка; произведение, повлиявшие на мировидение). Решение о качестве искомой характеристики принималось коллегиально, на основании установленных заранее барьеров. Более выигрышными и здесь оказались ответы представителей адекватно воспринимающей группы (высокий уровень коммуникативных навыков): число учащихся, обнаруживших высокий уровень социокультурных интересов, составило 37%; в группе частично адекватного восприятия их число равнялось 11%; в группе неадекватного восприятия — 3%. В соответствии с логикой приведённых выше данных, в первой из анализируемых групп (с высоким уровнем развития коммуникативных навыков) число респондентов, имеющих низкий уровень социокультурных интересов, составляло 21%; во второй (со средним уровнем) — 32%; в третьей (с низким) — 60% (см. таблицу 10).
Таблица 9
Зависимость эмоционального восприятия «мира вокруг» от социоментальных характеристик учащихся
ф
Характеристики эмоционального восприятия «мира вокруг» Восприятие
Адекватное Частично адекватное Неадекватное Всего
абс. % абс. % абс. % абс. %
Светлые, оптимистичные тона 44 60 111 61 94 54 249 58
Нейтральные тона 20 27 43 24 40 23 103 24
Пессимистичные тона, страх, боязнь 7 10 24 13 31 18 62 15
Нет ответа 2 3 4 2 8 5 14 3
Всего 73 100 182 100 173 100 428 100
#
Таблица10
Зависимость уровня социокультурных интересов от социоментальных характеристик
учащихся
Уровень социокультурных интересов Восприятие
Адекватное Частично адекватное Неадекватное Всего
абс. % абс. % абс. % абс. %
Высокий уровень 27 37 20 11 5 3 52 12
Средний уровень 31 42 103 57 64 37 198 46
Низкий уровень 15 21 59 32 104 60 178 42
Всего 73 100 182 100 173 100 428 100
В совокупности характеристик, определяющих вектор процессов самоорганизации и самоопределения, следует рассматривать и данные о характеристиках качеств любимых персонажей в тех произведениях, которые респонденты отмечали как любимые или понравившиеся: являются ли названные характеристики социально позитивными, нейтральными или, напротив, негативными. Согласно логике нашего анализа, наивысшее число социально позитивных характеристик («добрый»; «доброжелательный»; «патриот»; «смелый» и т. д.) в группе адекватного восприятия (68%); промежуточная позиция в группе частично адекватного восприятия (57%) и самая низкая — в группе неадекватного восприятия (28%). Социально негативные характеристики для понравившихся персонажей (он какой?) дали 2% представителей группы частично адекватного восприятия и 9% группы неадекватного восприятия («нравится волк, он злой»; «нравится.., его все боятся»; «нравится.., он кретин»). В этой же группе больше всего респондентов (22%), вообще не назвавших понравившихся им персонажей или оставивших просьбу дать им характеристику без ответа (см. таблицу 11).
Таблица 11
Зависимость характеристик любимых персонажей от социоментальных особенностей
учащихся
Характеристики качеств любимых персонажей Восприятие
Адекватное Частично адекватное Неадекватное Всего
абс. % абс. % абс. % абс. %
Социально позитивные 50 68 103 57 49 28 202 47
Нейтральные 15 21 55 30 71 41 141 33
Социально негативные - - 3 2 15 9 18 4
Нет ответа 8 11 21 11 38 22 67 16
Всего 73 100 182 100 173 100 428 100
В свете проблематики настоящей статьи очевидна позитивная роль, которую играют представители группы адекватного восприятия (с высоким уровнем развития коммуникативных навыков) для процессов самоопределения и самоорганизации; закономерен вывод о целесообразности опоры на представителей данной группы при решении разного рода управленческих задач.
Инновационный подход к социальной диагностике и социальному проектированию связан с выявлением параметров представленности разных социоментальных групп в конкретном объекте управления. Последнее подтверждается ещё одним комплексом исследовательских данных. Поскольку в нашем исследовании параметры социоментальных групп в рамках отдель-
ных коллективов имели существенные колебания, закономерным оказалось сопоставление с этими данными результатов других этапов изучения: социометрии, а также данных об особенностях оценки педагогами и преподавателями качества взаимодействий в этих же группах.
Оказалось, что варианты характеристик-оценок особенностей взаимодействий в учебных коллективах напрямую соотносятся с параметрами представителей разных социоментальных групп в них, а также с социоментальными особенностями их формальных и неформальных лидеров. Так, в коллективах, охарактеризованных как «дружные», показатели адекватного восприятия оказались выше аналогичных показателей по всему массиву опрошенных (в нашем исследовании в группах «дружных» этот показатель составляет 24%, в то время как по всему массиву этот показатель составляет 17%), а неадекватного, соответственно, ниже (в группах «дружных» это число составляет 35%, в то время как во всём массиве — 40%).
В коллективах, охарактеризованных как «дружные, но конфликты бывают», показатели адекватного восприятия приближаются к данным по всему массиву или оказываются несколько ниже (15% в группах, охарактеризованных как «дружные, но конфликты бывают», и 17% — по всему массиву), а показатели неадекватного восприятия — несколько ниже или приближаются к средним по всему массиву (38% в группах, охарактеризованных как «дружные, но конфликты бывают», и 40% — всему массиву).
В коллективах, охарактеризованных как «недружные, конфликтные», показатели адекватного восприятия оказались гораздо ниже аналогичных значений по всему массиву (5% в группах, охарактеризованных как «недружные, конфликтные», и 17% — по всему массиву), а показатели неадекватного восприятия — значительно выше: 73% в группах, охарактеризованных как «недружные, конфликтные», и 40% — по всему массиву (см. таблицу 12).
Таблица 12
Зависимость качества процессов самоорганизации от социоментальных характеристик
учащихся
Восприятие Характеристика коллектива педагогами/преподавателями
Коллектив дружный Коллектив неконфликтный, но дружным назвать нельзя Коллектив не дружный Всего
абс. % абс. % абс. % абс. %
Адекватное 37 24 34 15 2 5 73 17
Частично адекватное 64 41 109 47 9 22 182 43
Неадекватное 54 35 89 38 30 73 173 40
Всего 155 100 232 100 41 100 428 100
Выводы том, что оценки (представителями органов управления) особенностей взаимодействий в группах учащихся соотносятся с параметрами социоментальных групп, подтверждены и данными по каждой из двадцати привлечённых к опросу учебных групп (которые в данной статье не приводятся).
Прослеживаются закономерности также между качеством процессов самоорганизации в учебных коллективах и социоментальными особенностями их формальных и неформальных лидеров. Исходя из данных по всему массиву опрошенных, наиболее высокие показатели уровня авторитета в коллективе (данные социометрии) оказались у представителей адекватно воспринимающей группы и самые низкие — у представителей группы неадекватного восприятия.
Однако, если принять во внимание не только усреднённые показатели, ситуация оказывается менее утешительной. Если в коллективах, охарактеризованных как «дружные», преимущественными лидерами действительно чаще оказываются представители группы адекватного восприятия, то в коллективах, охарактеризованных как «дружные, но случаются конфликты», лидерами представители группы адекватного восприятия оказываются далеко не всегда. Ещё тревожнее ситуация в коллективах, охарактеризованных как «недружные»: представители адекватно воспринимающей группы нередко имеют здесь невысокий уровень авторитета или вовсе им не обладают; среди тех, кто пользуется авторитетом, лидируют представители неадекватно воспринимающей группы. Ситуация усугубляется тем, что зачастую кураторы коллективов считают лидерами тех (или передают им соответствующие функции), кто вовсе не обладает авторитетом или обладает им незначительно (см. таблицу 13).
Таблица 13
Зависимость уровня авторитета в коллективе от социоментальных характеристик
учащихся, %1
Восприятие
Характеристики уровня авторитета в коллективе Адекватное Частично адекватное Неадекватное Всего
абс. % абс. % абс. % абс. %
От 50 и выше 1 1 - - - - 1 0
От 40 до 49 1 1 1 1 1 1 3 1
От 30 до 39 4 5 6 3 2 1 12 3
От 20 до 29 7 10 11 6 4 2 22 5
От 10 до 19 11 15 25 14 20 12 56 13
1 Допускалось несколько вариантов ответа.
Продолжение таблицы 13
Восприятие
Характеристики уровня авторитета в коллективе Адекватное Частично адекватное Неадекватное Всего
абс. % абс. % абс. % абс. %
От 5 до 9 24 33 43 24 47 27 114 27
От 1 до 4 6 8 33 18 25 14 64 15
Авторитетом не пользуется 19 26 63 35 73 42 155 36
Лидер по мнению педагогов 10 14 11 6 9 5 30 7
Самый авторитетный в коллективе 8 11 9 5 5 3 22 5
Исследовательские данные вносят новые аспекты в представления о процессах самоопределения и самоорганизации в учебных коллективах. Знание социоментальных особенностей объектов управления и их формальных и неформальных лидеров позволят принимать взвешенные дифференцированные решения, образно говоря, проявлять управленческую мудрость, при которой в каждом отдельном объекте управления становятся «видны» свойственные только ему особенности и нюансы, определяющие качество многоуровневых взаимодействий. Благодаря такому углублённому знанию расширяются возможности социального прогнозирования и проектирования, предупреждения возможных рисков, стимулирования и «запуска» социально ориентированных процессов самоорганизации и самоопределения.
И в заключение несколько слов в ответ на гипотетические вопросы читателя. Комплексный междисциплинарный анализ, о котором шла речь, вполне реально перенести в широкую социальную практику при условии подготовки/переподготовки соответствующих специалистов; для этой цели имеется главное — методические и методологические разработки, неоднократно апробированные в рамках дисциплины «Социальные коммуникации» в ряде вузов [Адамьянц, 2005]. Реальны и мероприятия по массовому развитию коммуникативных навыков наших современников, прежде всего детей, подростков и молодёжи [Адамьянц, 2012: 27-46].
Литература
Адамьянц Т. З. Дети в современной социокультурной среде // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. — Вып. 8. — М.: Институт социологии РАН, 2009.
Адамьянц Т. З. Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? // Общественные науки и современность. 2012. № 1.
Адамьянц Т. З. Современная молодёжь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоорганизации и самоопределения // Россия реформирующаяся: Ежегодник — 2010. Выпуск 9. — М.: Новый Хронограф, 2010.
Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации: Учеб. пособие. М.: ИС РАН. 2005.
Дридзе Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. М.: ИС РАН. 2000. С. 5-42.
Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука. 1984.
Жаворонков А. В. Российское общество: потребление, коммуникации и принятие решений, 1967-2004 гг. М.: Вершина. 2007.
Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования / Под редакцией Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. М.: Политиздат. 1980.