СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ В XXI ВЕКЕ
Адамьянц Т.З.
д.соц.н., профессор, гл.н.с. Института социологии РАН
tamara-adamiants@yandex.ru
СОЦИОМЕНТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА РОССИИ1
Ключевые слова: личность; развитие личности; социоментальные группы; уровень развития коммуникативных навыков; семиосоциопсихология; понимание; смысл; интенциональность.
Keywords: personality; personal development; sociomental groups; the level of development of communication skills; understanding; meaning; intentionality.
Представление о прогрессе общества неразрывно сопряжено с мечтой о всестороннем развитии личности. Сложно найти хотя бы одного мыслителя-ученого, от древних времен и до нынешних дней, который, размышляя о желаемом грядущем, не обозначал бы и характеристики-черты человека будущего, ибо человек «сегодняшний», по представлениям этих мыслителей, в массе своей таким параметрам не соответствовал.
Традиционно развитие личности связывается с образованием, приобщением к культурным ценностям, развитием духовно-нравственной сферы, профессиональных навыков, творческих способностей. В советский период задача комплексного решения этих задач обозначалась как «гармоничное развитие личности»; ей было посвящено большое число научных работ, хотя, в соответствии с духом времени, идеологический налет здесь главенствовал. В постсоветский период, в 90-е годы, вместе с идеологией из научной сферы практически исчезла и сама проблематика: как прозвучало на одном из научных мероприятий того времени, «нет социального заказа». Сегодня это тоже уже история: внимание властных и общественных структур к личности и задаче ее развития обозначается все явственнее, что отражается и на тематике научных работ, и на поддержке дальнейшего научного поиска в этом направлении.
Перечень разработанных наукой как отечественной, так и зарубежной, методов и подходов к развитию личности доселе не включал такой задачи, как развитие социоментальной сферы, связанной с особенностями ориентирования человека в коммуникационных процессах, умением адекватно (так, как это и есть на самом деле) понимать автора, собеседника, педагога, друг друга при общении и взаимодействии. А учитывая тот факт, что практически все формы взаимодействия человека со своей жизненной средой, то есть с обществом, природой, управленческими структурами, коллективами, в которых он находится, наконец, с друзьями, семьей и т.д., - также в той или иной мере являются коммуникацией, важность и актуальность развития этой характеристики становится самоочевидной. Особенно важно такое умение при «встречах» людей, особенно представителей молодёжи, с «двойными стандартами», которых немало в современном глобальном информационном пространстве. Актуальным и необходимым оказывается и умение противостоять искусно внедряемым в отечественное социокультурное пространство смысловым конструктам, разрушающим традиционные общегражданские и национальные ценности, сеющие семена разобщенности и равнодушия.
Возможность ставить такую задачу, и не только ставить, но и предлагать конкретные способы для ее решения
появилась благодаря разработанной в отечественной науке семиосоциопсихологической концепции социальной ком-
2
муникации .
Одним из ключевых положений концепции является теоретически обоснованное и эмпирически проверенное утверждение о том, что качество ориентирования человека в информационной (шире - социокультурной) среде зависит от его социоментальных особенностей (уровня развития коммуникативных навыков), измерить и даже усовершенствовать который возможно при анализе особенностей понимания им смысла воспринятых произведений.
Значение термина «социоментальный» шире традиционной трактовки термина «ментальный»: это не только содержательные или функциональные аспекты сознания (ума), но и аспекты технологические, если так можно выразиться по отношению к сознанию (уму), связанные с привычными для человека или группы приёмами (способами, методами, «механизмами») постижения смысла воспринимаемых произведений, материалов, событий и т.д. Используемая сознанием (умом) технология вводит воспринимаемые произведения, тексты, события, материалы и т.д. в
1 Исследования по данной проблематике проводятся в рамках проекта ИС РАН Социокультурные процессы как механизм и катализатор цивилизационных перемен», № госрегистрации 01201463528 и проекта РФФИ «Задачи и методы социоментального развития современной молодежи: теория, исследования, эксперименты», № 15-06-02540.
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М., 1984; Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентри-ческой и семиосоциопсихологической парадигмах. Кн. 1. - М.: ИС РАН, 2000. - С. 5-42.
некие виртуальные формы, которые могут быть разной степени сложности; качество понимания связано с освоенной, привычной для сознания (ума) формой1.
Речь, следовательно, идет о возможности массового развития способностей (ума, менталитета, качества сознания) в сфере коммуникативных взаимодействий.
В разных дисциплинах современного гуманитарного знания нередко декларируется социальная целесообразность и необходимость прихода в мир человека, обладающего объёмным, бинарным, тринитарным и т.д. мышлением/умом. Однако только семиосоциопсихологическая концепция предлагает реальный механизм для решения столь важной задачи цивилизационного уровня, благодаря её теоретико-методологическому аппарату и оригинальному исследовательскому методу (интенционального, или мотивационно-целевого анализа), знакомство с общими принципами которого и обеспечивает достижение искомого результата.
Принципиально важным положением семиосоциопсихологической концепции и, соответственно, метода мотивационно-целевого анализа, является теоретически и эмпирически доказанное представление о том, что в любом целостном, завершенном коммуникативном акте, например, в материале СМИ, художественном произведении, устном выступлении и т.д. можно выделить латентную многоуровневую структуру коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на интенциональность коммуникатора (автора), «служащих» ей, подчинённых ей (см. рис. 1).
Рисунок 1.
Типовая интенциональная (мотивационно-целевая) структура целостного, завершенного коммуникативного акта
Еще одним важным положением концепции является утверждение о тождественности понятий «интенциональность» и «смысл» коммуникативного акта. Общеизвестное понятие «интенция» здесь расширено и уточнено: это «равнодействующая мотивов и целей общения и взаимодействия людей»2. Соответственно, «интенциональность» трактуется как формулировка авторской интенции, реализованной в конкретном коммуникативном акте. Это главное, что автор хотел сказать, передать, выразить для реализации своих целей (как правило, осознаваемых) и мотивов (не всегда осознаваемых, что типично для художественного творчества). Это результат того, что у него получилось, «сказалось», в силу способностей, стараний, умений, таланта.
Поскольку речь идёт о целостном, завершенном коммуникативном акте, его латентная структура и, соответственно, интенциональность константны: они уже «овеществились» посредством слов, фраз, дискурсов, изображений, звуков, прочих средств выражения, особенностей их взаимодействий между собой. Понимание смысла, следовательно, связано со «смысловым контактом», то есть с ментальным постижением авторской интенциональности.
Для того чтобы понять, человеку приходится «выстраивать» в своем сознании (или, как говорят, «в уме») виртуальную многоуровневую структуру, аналогичную той, которая латентно наличествует в произведении. Обычно ментальный поиск смысла происходит снизу-вверх: от деталей, подробностей, художественно-выразительных элементов - к иллюстративным элементам, аргументам, тезисам и, далее, к интенциональности. У кого-то эта процедура проходит автоматически, без особых усилий, но такая способность, к сожалению, встречается реже, чем хотелось бы.
1 Адамьянц Т.З. Социоментальные группы в социальном познании // Социологические исследования. - М., 2015. - № 7. -
С. 117-128.
2
Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Кн. 1. - М.: ИС РАН, 2000. - С. 16.
Проследить, произошло ли понимание и насколько адекватно (адекватно интенциональности) это произошло, позволяет сопоставление константной структуры, исходящей от автора/коммуникатора, с особенностями ее отражения в интерпретациях респондента.
Процедура выделения константных мотивацивационо-целевых структур операционализирована, что позволяет воспроизводимость и доказуемость результата. Для получения же интерпретаций, позволяющих судить о качестве понимания интенциональности автора (смысла произведения), в специальный блок анкеты включаются просьбы сформулировать самое главное, что хотел сказать, выразить, передать автор, назвать полюбившихся героев, дать им определения-характеристики.
На протяжении десятилетий - столько лет ведутся такие исследования - способность к адекватному пониманию авторской интенциональности обнаруживает небольшое число респондентов. Процентное значение людей, способных к адекватному восприятию, достаточно стабильно: так, на протяжении нескольких десятилетий фиксировалось всего 14% респондентов (данные по всем социально-демографическим категориям), сумевших адекватно проинтерпретировать предложенный им один и тот же («эталонный») газетный текст на социально-экономическую тему.
При восприятии произведений художественных жанров это значение, как правило, оказывается несколько выше. Так, в проекте РФФИ «Развитие коммуникативных навыков личности в зависимости от степени диалогичности социокультурной среды» (2008-2010 гг., опрошено более 800 человек) впервые была определена доля людей (среди всех возрастных категорий), адекватно проинтерпретировавших любимую в детстве сказку и понравившееся произведение (по собственному выбору): 25%. Была также зафиксирована тенденция к некоторому повышению доли адекватных интерпретаций в связи с возрастом респондентов. В группе 5-6 лет это число составило 12%; в группе 7-10 лет -15; в группе 11-14 лет - 20; в группе 15-17 лет - 23; в группе 18-25 лет - 25; в группе 26-35 лет - 29; в группах 36-40 и 41-49 лет - 30, а в группе 60 лет и выше - 38%.
Данные этого исследования, также как и других, проведенных по сходным методикам, свидетельствуют, что гарантией высокого качества понимания смысла воспринятых произведений не являются ни возраст, ни пол, ни место жительства, ни даже уровень образования и род занятий: для понимания необходимы особого рода навыки (коммуникативные навыки), которые без соответствующего природного дара могут развиваться только при определенных условиях, благодаря обретению жизненного опыта или в результате специального обучения.
Значение термина «коммуникативные навыки» не тождественно более известному и широко распространенному термину «коммуникативная компетентность», поскольку предполагает не только «знаниевые» запасы личности (уровень когниций), но и способность «выстраивать» в сознании многоуровневые иерархически организованные структуры, включающие информационные и образно-эмоциональные уровни, ориентированные на интенциональ-ность («равнодействующую мотивов и целей») воспринимаемого произведения/материала.
Уровень развития коммуникативных навыков - это интегральная характеристика степени понимания интенциональности (смысла) воспринятых произведений. Показательно, что эта характеристика оказалась значимой не только для понимания особенностей взаимодействий человека с традиционными видами и формами коммуникации, но и со всеми другими социально значимыми сферами, функционирование которых происходит на основе коммуникации, например, взаимодействий между конкретным коллективом, группой и т.д. и органами управления; между самими членами коллектива, группы; между членами коллектива, группы и социумом, «задающим» общий вектор норм, ценностей и особенностей поведения и реагирования. По сути дела, данная характеристика оказывается универсальным «переходником», позволяющим перебросить мостик между коммуникационными процессами разной степени сложности и разного уровня формализации. В свете же анализируемой нами проблемы работа именно с этой характеристикой и позволяет совершенствование социоментальной сферы личности.
Экспериментам по развитию уровня коммуникативных навыков посвящен реализуемый в настоящее время проект РФФИ «Задачи и методы социоментального развития современной молодежи: теория, исследования, эксперименты». Программа эксперимента включает следующие пошаговые действия: первичное анкетирование, включающее просьбу ознакомиться и проинтерпретировать два специально подобранных произведения; курс лекций и практических занятий, знакомящих с основными принципами семиосциопсихологической концепции; повторное анкетирование, включающее просьбу ознакомиться и проинтерпретировать ещё два произведения, близких по жанру с теми, которые использовались на первом этапе. И на первом, и на втором этапе эксперимента выявляется уровень развития коммуникативных навыков каждого из участников, анализируются присущие именно ему недочеты и промахи1.
Уже на первых этапах эксперимента зафиксирована положительная динамика, что означает реальную возможность увеличения в обществе людей с развитой социоментальной сферой2.
В настоящее время, как известно, теория и практика дисциплин, связанных с коммуникацией, и в мире, и в нашей стране определяется идеями постмодерна и современными герменевтическими концепциями, декларирующими множественность смыслов и связывающими понимание с «приращением смыслов»3. Им противостоит семиосоцио-
1 Темницкий А.Л. Проблема достижения адекватного понимания в современных коммуникациях студентов // Наука о коммуникации как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов. Сборник статей по материалам международной научной конференции 9-11 июля 2015 года. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - С. 194-202.
2 Чудновская И.Н. Коммуникативное образование в обществе знания: проблема обучения пониманию // Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов. Сборник статей и выступлений участников международной научной конференции. - М. НИУ ВШЭ, 2015. - С. 168-177.
3 Адамьянц Т.З. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания // Общественные науки и современность. - М., 2014. - № 4. - С. 121-131.
психологическая концепция: здесь разведены понятия «смысл» коммуникативного акта, который представляет собой овеществленную в произведении и потому константную авторскую интенциональность, и «личностные картины мира», возникающие в результате восприятия, которых, конечно же, столько же, сколько и людей. Однако и в системе образования, и в сфере культуры, и в социокультурном дискурсе доминирующую роль продолжают играть герменевтические модели коммуникации, создающие у огромных масс людей привычку к линейному восприятию, неумению адекватно понять автора, собеседника, педагога, выступающего... И не только к неумению, но и к отсутствию такого стремления, поскольку, якобы, единые точки отсчёта в коммуникации невозможны...
Не так давно мне довелось выступать на международной конференции с докладом о социоментальном развитии личности. После выступления в кулуарах ко мне подходили коллеги из других стран и, почему-то улыбаясь, говорили, что их правительствам понимающий, самостоятельно мылящий человек не нужен, а нужен такой, которым можно манипулировать.
В современном общественном и политическом дискурсе всё чаще звучит мнение о том, что конструктивные договоренности и взаимодействия (между странами, обществами, культурами и т.д.) невозможны без общезначимых точек отсчета в значениях терминов, законов, положений, в смысловых доминантах обсуждаемых текстах. Вот как ответил В.В. Путин на вопрос журналиста В. Соловьева о «рецепте мирового порядка»: «Не может быть никакого двойного, тройного толкования, «как вздумается». Если мы будем руководствоваться подобными волюнтаристскими категориями, не прописанными понятным, ясным, прозрачным и единообразно понимаемым языком, тогда будет хаос»1.
Не настало ли время внести в перечень составляющих «мирового порядка» и массовое развитие социоменталь-ной сферы людей, что позволит распознавать и, следовательно, сводить «на нет» результаты самых изощренных ма-нипулятивных технологий?
В мире идет борьба не только за содержание умов людей, но и за качество их умов, и научные концепции, место которым, казалось бы, на пыльных полках библиотек, играют немаловажную роль в этой борьбе. Показательно, что концепция, ставящая своей сверхзадачей решение или хотя бы приближение к решению глобальной общецивили-зационной задачи, о чём мечтали на протяжении веков величайшие умы человечества, родилась и продолжается в России, для народа которой во все времена был свойственен поиск правды, справедливости, чувство патриотизма.
Россия может и должна стать первой страной, где глубинное понимание, а значит, и мудрость станут массовым и по-
2
вседневным явлением .
1 Миропорядок. Документальный фильм Владимира Соловьева. Телеканал Россия1. 20 декабря 2015.
2 Адамьянц Т.З. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания // Общественные науки и современность. - М., 2014. - № 4. - С. 121-131.