Научная статья на тему 'Проблемы эффективности коммуникативных взаимодействий во внутрикорпоративном управлении'

Проблемы эффективности коммуникативных взаимодействий во внутрикорпоративном управлении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
338
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВНУТРИКОРПОРАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЕМИОСОЦИОПСИХОЛОГИЯ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / МЕТОД ИНТЕНЦИОНАЛЬНОГО (МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОГО) АНАЛИЗА / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / METHOD INTENTIONS (MOTIVATIONS-TARGET) ANALYSIS / THE SOCIAL COMMUNICATIONS / INSIDE CORPORATE COMMUNICATIONS / SEMIOSOCIOPSYCHOLOGY / INTENTIONS / MUTUAL UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гармажапова Елена Анатольевна

Статья посвящена проблемам понимания и взаимопонимания в сфере внутрикорпоративной коммуникации. Tеоретическая часть подкреплена эмпирическими данными изучения уровня развития коммуникативных навыков руководителей среднего и высшего звена. В исследовании использован инновационный метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа процессов общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of effectiveness of communication interactions in the inner corporate governance

This article is dedicated to the problems of understanding and mutual understanding in the inner corporate communications area. The article contains the empirical data of studying the communication skills level with middle and senior managers. An innovative international (motional-target) method of communication process analysis is used in the following research.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности коммуникативных взаимодействий во внутрикорпоративном управлении»

7. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития [Текст] //Теория и практика управления. - 2003. - № 5.

Literature

1. Banin A.S. Improvement of the Regional Public Health System

Management on the Basis of Cluster Approach [Text]. Synopsis of Thesis...Ph.D. in Economics: 08.00.05. - Tomsk, 2006.

2. Kazakov M.G. Theoretical and Applied Aspects of Regional Textile Cluster Forming and Development (on the material of Ivanovo

region) [Text]. Synopsis of Thesis.. Ph.D. in Economics: 08.00. 01.

08.00.05/M.G. Kazakov. - Ivanovo,

2006.

3. Conception of the Russian Education Modernization for the Period till 2010. [Electronic resource]: Approved by the Russian Fed-

eration Government, December, 29, 2001, № 1756 - r - Access conditions: htpp://www.dhttp://www.dvguuu.ru/umu/MO RF/consept/con 1_02. htm. - System requirements: IBM PS; Internet Explorer.

4. Medvedeva M.V. Regional Competitive Advantages: Theoretical - Applied Aspect [Text]. Synopsis of Thesis.... Ph.D. in Econom-

ics: 08.00.01. 08.00.05. -Ivanovo, 2005.

5. Porter. M. International Competition. [Text]. - M.: International Relations, 1993.

6. Russian Sociological Encyclopedia [Text]/Edited by Academician of Russian Academy of Sciences, G.V. Osipova. - M.: Publishing Group NORMA-INFRAM, 1998.-672 c.

7. Tsikhan T.V. Cluster Theory of Economic Development [Text]/T.V. Tsikhan//Theory and Practice of Management. - 2003. - №

5.

Сведения об авторах

Панасенко Карина Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Белгородского государственного университета, докторант кафедры социальных технологий, г. Белгород, e-mail: karinapanasenko @rambler .ru.

Data on authors

Panasenko Karina Evgenjevna - cand. Of Psychology, Associate Professor of the Chair of Special Pedagogics and Psychology of the Belgorod State University, Doctorant of the Chair of Social Technologies, Belgorod, e-mail: karina-

panasenko@rambler.ru.

УДК 342.393 ББК 60.524.224

Е.А. Гармажапова

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ВО ВНУТРИКОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ

(* Исследование по данной проблематике проводится в рамках проекта РФФИ «Развитие коммуникативных навыков личности в зависимости от степени диалогичности информационной среды», № 08-06-00487 «а».)

Статья посвящена проблемам понимания и взаимопонимания в сфере внутрикорпоративной коммуникации. Tеоретическая часть подкреплена эмпирическими данными изучения уровня развития коммуникативных навыков руководителей среднего и высшего звена. В исследовании использован инновационный метод интенционального (мотивационноцелевого) анализа процессов общения.

Ключевые слова: социальная коммуникация, внутрикорпоративная коммуникация, семиосоциопсихология, интенцио-нальность, метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа, взаимопонимание.

E.A. Garmazhapova

PROBLEMS OF EFFECTIVENESS OF COMMUNICATION INTERACTIONS IN THE INNER CORPORATE GOVERNANCE

This article is dedicated to the problems of understanding and mutual understanding in the inner corporate communications area. The article contains the empirical data of studying the communication skills level with middle and senior managers. An innovative international (motional-target) method of communication process analysis is used in the following research.

Key words: The social communications, inside corporate communications, semiosociopsychology, intentions, method intentions (motivations-target) analysis, mutual understanding.

Задачи успешного развития и функционирования предприятий и организаций в современной России обращают исследователя социальных процессов к анализу и поиску путей совершенствования такого сложного, многофакторного феномена, как внутрикорпоративная коммуникация. Она рассматривается нами как составная часть социальной коммуникации, представляющей собой универсальный социальный механизм, ориентированный на «... мотивированный и целенаправленный обмен идеями, установками и ценностными ориентациями, образцами поведения и деятельности» [4, 44].

Поскольку качество коммуникативных взаимодействий между сотрудниками определяет успешность функционирования любой организации, закономерно, что для обеспечения эффективности современного производства и его качественного роста

в постоянноменяющейся внешней среде внутрикорпоративная коммуникация превращается в стратегический ресурс управления.

В 1980-90-е гг. в нашей стране были начаты разработки концептуального аппарата и технологий новой модели социального управления - модели социально-ориентированного управления, которая в отличие от авторитарно-технократической включает обратную связь в состав управленческого цикла. В основе этой модели лежит экоантропоцентрическая (человеко-средовая) парадигма социального познания и социальной практики, разработанная российским ученым Т.М. Дридзе [3].

Составной частью экоантропоцентрической парадигмы является более известная, в силу своей более ранней разработки, парадигма семиосоциоп-сихологическая, в рамках которой оптимальный ва-

риант коммуникации связан с взаимопониманием общающихся субъектов [3, 4].

Ключевой, «отправной точкой» в семиосоциоп-сихологической парадигме является понятие «интенция», расширенное и уточненное по сравнению с традиционной трактовкой этого термина: это, по Дридзе, «равнодействующая мотивов и целей общения и взаимодействия людей» [3, 16], а также представление о том, что в любом целостном, завершенном коммуникативном акте можно условно выделить иерархически организованную структуру коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на интенцию [4]. На искусстве выделения многоуровневых, иерархически организованных структур, прослеживающих особенности «овеществления» искомой «равнодействующей мотивов и целей», строится метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа процессов общения. Это означает, что появилась возможность доказательного выделения глубинных смыслов коммуникативных актов, с учетом осознанных целей и не всегда осознаваемых мотивов коммуникатора.

Появился и принципиально новый вариант дифференциации аудитории - по навыкам понимания авторской интенциональности (так называемые «группы сознания», «семиосоциопсихологические группы», «социоментальные группы», «группы по коммуникативным навыкам»); это единственный на

сегодняшний день путь, позволяющий прослеживать тенденции в восприятии и реагировании людей.

Модель «управления с обратной связью» связывает эффективное управление с задачами организации коммуникативного пространства для диалога и взаимопонимания, а также с поиском причин, мешающих адекватному пониманию воспринятой информации. Такую возможность дают социальнодиагностические технологии и социальнопроектные технологии, разработанные в рамках се-миосоциопсихологической парадигмы. Эти технологии основаны на комплексном использовании социологических, социально-психологических и семи-осоциопсихологических методов и подходов, прежде всего - на использовании уже упоминавшегося метода мотивационно-целевого или интенциональ-ного анализа процессов общения, позволяющего, во-первых, доказательно выделять авторскую интен-циональность и, во-вторых, дифференцировать опрошенных по уровню развития их коммуникативных навыков.

Подобные технологии были использованы нами в эксперименте «Процессы коммуникации на производственном предприятии». В опросе участвовали члены единой профессиональной группы: характеристики их рода занятий, возраста и уровня образования были сходны (табл.1-4).

Таблицы 1-4

Социально-демографические характеристики респондентов

Пол Количество, %

муж 45

жен 55

Всего 100

Возраст Количество

18-25 лет 25

26-35 лет 38

36-50 лет 32

50 лет и выше 5

Всего 100

Образование Количество

Среднее 2

Среднее-специальное 10

Высшее 88

Всего 100

Стаж работы на предприятии Количество

Менее года 18

1-3 года 50

4-10 лет 17

Более 10 лет 15

Всего 100

Как отмечает исследователь социальной коммуникации Т.З. Адамьянц, «.внутри управленческой системы коммуникатором выступает начальство, от лица которого разрабатываются и принимаются внутрикорпоративные нормы, правила, законы и подзаконы, а воспринимающей стороной - исполни-

тели, занимающие соответственно более низшие ступени в лестнице служебной иерархии. Исследователи внутрикорпоративной коммуникации справедливо называют такие ее типичные недостатки, как дефицит информации, избыточная информация, потери информации, излишнее разнообразие ин-

формации. Добавим к этому перечню и такие распространенные причины коммуникационных сбоев, как погрешности в языке, стиле, в особенностях оформления и подачи текстов. Выявлять в каждом конкретном случае “узкие места”, ведущие к отсутствию взаимопонимания и соответственно к нежелательным сбоям в функционировании системы, иными словами, “держать руку на пульсе”, могут только социально-диагностические исследования. К перечню вышеупомянутых причин коммуникационных сбоев в управленческих системах следует добавить и неравномерный уровень коммуникативных навыков у сотрудников системы» [1].

Одной из гипотез нашего исследования было предположение о разном уровне коммуникативных навыков среди сотрудников корпораций, причем даже в рамках социально-гомогенных групп (по статусу, уровню образования, возрасту и т.д.). Для проверки этой гипотезы было проведено исследование среди управленческих кадров (120 человек) среднего и высшего звена. Для возможности отнесения респондента к той или иной интерпретационной (социоментальной) группы в анкету были включены открытые вопросы, где содержались просьбы, во-первых, проинтерпретировать любимую в раннем детстве книгу и, во-вторых, любое показавшееся интересным в последнее время произведение (книгу, телепрограмму, фильм и т.д.). При оценке качества интерпретирования основное внимание уделялось особенностям понимания респондентом авторских

целей и мотивов (интенциональности) тех произведений, которые они интерпретировали.

Были зафиксированы следующие типичные варианты интерпретаций: пересказ с элементами формулировки авторских мотивов и целей и хорошим запоминанием содержательных элементов текста (адекватное восприятие); преимущественный пересказ содержания, без акцентирования авторских целей и мотивов (частично адекватное восприятие); пересказ, при котором из структуры воспринятого текста «выхватываются» отдельные факты, никак не связанные с авторскими целями и мотивами, и вводятся в собственную систему оценок и ценностей, сопровождающийся, к тому же, слабым запоминанием содержательных элементов текста (неадекватное восприятие).

При отнесении к той или иной интерпретационной группе в расчет принимались также особенности общения респондента с коммуникатором (коммуникатором в данной ситуации являлись организаторы опроса): степень понимания просьб и заданий, желание и умение войти в диалог с коммуникатором.

В результате анализа ответов респондентов были выделены три интерпретационные группы, различающиеся уровнем коммуникационных навыков: (обнаруженных в процессе исследования) интерпретирующие адекватно, частично адекватно и неадекватно (табл.5).

Т аблица 5

Уровень развития коммуникативных навыков опрошенных, %

Адекватное восприятие 32

Частично адекватное восприятие 42

Неадекватное восприятие 27

Всего 100

Анализ взаимозависимостей между уровнем развития коммуникативных навыков респондентов, ставших участниками эксперимента, и их социально-демографическими характеристиками еще раз подтвердил фиксируемую на протяжении десятилетий исследовательских работ по данной проблематике особенность: коммуникативные навыки, или особенности понимания человеком глубинных смыслов (интенциональности) коммуникативных актов, практически не зависят ни от пола, ни от возраста, ни от места жительства, ни от рода занятий, ни даже от уровня образования [3, 4, 2, 5, 6].

Кроме уровня развития коммуникативных навыков, в исследовании выявлялись особенности личностных представлений опрошенных о приоритетных (важных, обязательных) для их эффективной деятельности внутрикорпоративных законах, нормах и правилах, а также их социокультурные пристрастия (что смотрят, слушают, читают, что нравится и что не нравится). Согласно процедуре каче-

ственного анализа, выявленную информацию группировали по уровням (высокий, средний и низкий уровни социокультурных интересов и соответственно высокий, средний и низкий уровни приоритетности внутрикорпоративных норм, правил и законов). Дальнейший анализ социокультурных характеристик респондентов, а также их личностных представлений о приоритетных для их эффективной деятельности внутрикорпоративных законах, нормах и правилах проходил с учетом их принадлежности к той или иной социоментальной (интерпретационной) группе. При этом и в первом, и во втором случаях обнаружились четкие закономерности.

Первая группа опрошенных, обнаруживших умение адекватно понимать и интерпретировать тексты, как оказалось, чаще ориентирована на более качественную продукцию СМИ, более критична и требовательна; второй и третьей группам чаще нравится то, что называют продуктами «массовой культуры» (табл. 6).

Соотношение между уровнем развития коммуникативных навыков и уровнем социокультурных интересов опрошенных

Уровень социокультурных интересов Уровень развития коммуникативных навыков, %

адекватное частично адекватное Неадекватное Всего

Низкий 23 71 86 55

Средний 36 29 14 30

Высокий 41 15

Всего 100 100 100 100

При анализе соотношений между уровнем развития коммуникативных навыков и заявленной респондентами приоритетностью внутрикорпоративных норм, ценностей и правил оказалось, что высокому уровню коммуникативных навыков, который мы связываем с адекватным восприятием, сопутствуют глобальность, четкость, высокая ответственность, следование правовым и общечеловеческим нормам и ценностям. В качестве своих главных ориентиров эта группа респондентов называет, как правило, престиж организации, успешность бизнеса, конфиденциальность информации.

Вторая группа, которую мы связываем с частично адекватным восприятием, чаще считает главными внутрикорпоративными законами, нормами и т.д. следование внешним характеристикам: здесь чаще назвали дресс-код, улыбку, приход на работу вовремя.

Третья группа, которую мы связываем с неадекватным восприятием, чаще считает, что таких законов в их организации вообще нет. В ряде случае респонденты из этой группы давали странные формулировки или рассуждали не по теме, не понимая суть заданного им в анкете вопроса (табл. 7).

Таблица 7

Соотношение между уровнем развития коммуникативных навыков и уровнем приоритетности внутрикорпоративных норм, правил и законов

Уровень приоритетности внутрикорпоративных норм, правил и законов Уровень развития коммуникативных навыков, %

адекватное частично адекватное Неадекватное Всего

Низкий 5 8 83 32

Средний 25 48 17 30

Высокий 70 44 - 38

Всего 100 100% 100 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность дифференцировать аудиторию по степени понимания интенциональности коммуникатора объясняет ситуации неоднозначности и избирательности восприятия и реагирования людей. Можно просчитать реальные пропорции в социуме людей, различающихся своими коммуникативными навыками при «встрече» с теми или иными жанрами, материалами, произведениями или, как в нашем случае, с конкретными производственными нормами, законами и правилами. В серии исследований отечественных ученых, проводимых на протяжении нескольких последних десятилетий (первые работы такого рода начались в 1969 г. в рамках проекта «Общественное мнение» под руководством Б.А. Грушина), фиксируется небольшое число респондентов: 13-18% адекватно интерпретирующих общественно-политические и информационные материалы СМК. Проблема адекватного восприятия (понимания) более чем актуальна и для внутрикорпоративной коммуникации: зачастую сотрудники, общаясь между собой или воспринимая информацию, будь то устная речь или текстуально оформленная документация, понимают и интерпретируют ее по-разному, что, конечно же, не способствует их эффективному взаимодействию.

Наше исследование показало необходимость изменения параметров отбора и дифференциации групп специалистов одного уровня, например, при приеме на работу, для последующего обучения на производстве, при продвижении по службе и т. д.

Следовательно, не только широко распространенное сегодня управленческое консультирование, не только психологические и деловые тренинги целесообразны для повышения профессионального уровня сотрудников министерств, фирм, корпораций и т.д., но и инновационные семинары для сотрудников по совершенствованию их навыков общения с взаимопониманием.

Литература

1. Адамьянц Т.З. Социальная диагностика коммуникационных процессов и методов их анализа в системах управления // Проблемы управления и управляемости социальных процессов: методология, методы и процедуры социологического исследования. - М., 2008. - С.310-322.

2. Адамьянц Т. З. Социальная коммуникация: учеб. пособие. - М.: ИС РАН, 2005.

3. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоци-опсихологической парадигмах / отв. ред. Т.М. Дридзе. - М.: ИС РАН, 2000. - Кн. 1. - С. 5-42.

4. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации [Текст]. - М.: Наука, 1984.

5. Жаворонков А.В. Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений [Текст]. - М.: Вершина, 2007.

6. Массовая коммуникация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования [Текст] / под ред. Б. А. Грушина и Л. А. Онникова. - М., 1980.

Literature

1. Adamiants T.Z. The social diagnostics of communication processes and methods for their analysis in control systems [text] / T.Z. Adamiants // Problems of governance and governability of social proc-

esses: methodology, methods and procedures of sociological research. -M., 2008. - Р.310-322

2. Adamiants T. Z. social communication [text]: Tutorial. - M.: The Publishing house of the Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, 2005.

3. Dridze T^. Two new paradigm for social cognition and social practices [text] / T.M. Dridze / / social communication and social control in ekoantropotsentricheskoy and semiosotsiopsihologicheskoy

paradigms / Ed. Ed. T.M. Dridze. - M.: The Publishing house of the Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, 2000. - Bk. 1.

4. Dridze T.M. Text activity in the social structure of communication [text]. - M.: Nauka, 1984

5. Zhavoronkov A.V. Russian society: consumption, communication and decision-making [Text]. - M.: Vertices, 2007

6. Mass communication in the Soviet industrial town. Experience of complex sociological research [text], ed. by B.A. Grushina and L.A. Onnikova. - M., 1980.

Сведения об авторах

Гармажапова Елена Анатольевна - аспирантка Учреждения Российской академии наук Института социологии РАН, Москва, e-mail: sea_olimp@rambler.ru.

Data on authors

Garmazhapova Elena Anatolievna - post-graduate student of Russian Academy of sciece of sociology of RAS, e-mail: sea_olimp@rambler.ru.

УДК 316.346.32-053.6+316.624 ББК С60.524.258.3:60.542.15

Ф.И. Григорец ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОМАНИИ И НАРКОТИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Проблема злоупотребления наркотиками чрезвычайно сложна и очень многогранна, так как она затрагивает социальные, медицинские, правовые, воспитательные и иные аспекты жизнедеятельности человека. Отсюда и система мер противодействия и первичной профилактики наркомании и наркотизма должна быть выражена с максимальным учетом ее всестороннего воздействия. Профилактика и противодействие молодежной наркомании — это очень трудная, многоплановая проблема, решение которой возможно только при тесном взаимодействии и координации сил и средств. В борьбе с этим явлением нужны не кампании и отдельные формальные мероприятия, а комплексная система хорошо продуманных и отлаженных действий. Профилактика наркомании должна строиться на основе научно разработанной, обоснованной программы, включающей меры политического, социального, экономического, медицинского, нравственно-воспитательного и юридического характера.

Ключевые слова: профилактика, противодействие, наркомания, наркотизм.

F.I. Grigorets

PREVENTIVE MEASURES AND COUNTERACTION OF NARCOTISM ON THE TERRITORY OF PRIMORSKY KRAI

The problem of drug abuse is extremely difficult and many-sided because it affects social, medical, legal, educational and other human life aspects. Therefore both measurement reaction and primary prevention of drug addiction and narcotism should be shown ultimate accountability its inclusive influence. Preventive treatment and abatement with teen drug abuse is very thorny and multidimensional problem which is possible to solve only with a close cooperation and coordination of workforce and means used in this case. At struggle with that occurrence there is no need of campaign and separate perfunctory measure but composite system of well thought-out and smoothly running actions. Preventive treatment and abatement with drug abuse should be based on scientifically developed and financially well-founded program including political, socioeconomic, medical, moral-educational and legal nature efforts.

Key words: preventive, counteraction, narcotism.

Большая часть потребителей наркотиков - это молодежь в возрасте от 16 до 25 лет, что отрицательно сказывается на здоровье подрастающего поколения, на будущем Российского государства.

Профилактическая работа с молодыми людьми относится к программам первичной профилактики это наиболее массовый по воздействию комплекс мероприятий (в идеале - охватывающий учащихся всех образовательных учреждений), имеющий целью воспрепятствовать приобщению детей, подростков и молодежи к употреблению наркотических веществ через формирование у них антинаркотических установок и соответствующей позитивной системы жизненных ценностей, в том числе личной ответственности за свое поведение[1].

Иногда профилактику наркомании, в том числе подростковой, связывают прежде всего с органами

внутренних дел или здравоохранения. Это ошибочное мнение, так как бороться против такого сильного врага необходимо, объединив все усилия. Об этом же свидетельствуют ст. 181 и 194 Федерального закона о наркотических средствах и психотропных веществах, указывающие на необходимость подготовки учителей и других специалистов к тому, чтобы они могли предотвращать и решать эти проблемы, а также создания школ, которые будут выполнять роль базовых и справочных центров для предоставления медицинской, консультативной и другой помощи молодым людям [2].

Проблема злоупотребления наркотиками чрезвычайно сложна и очень многогранна, так как она затрагивает социальные, медицинские, правовые, воспитательные и иные аспекты жизнедеятельности человека. Поэтому и система мер противодействия и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.