СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА
(на примере Краснодарского края)*
О.А. ПАК,
кандидат экономических наук, доцент Кубанский государственный университет
Сегодня термин «социальная ответственность» получил широкое распространение почти во всех российских регионах. И хотя стремление работать в партнерстве является скорее новой тенденцией, нежели общепринятой практикой, единого понимания содержания и целей социальной ответственности бизнеса нет ни в Европе, ни в Америке, ни в России.
Особенности понимания и воплощения концепции социальной ответственности регионального бизнеса определяют целый комплекс факторов:
• позиция, занимаемая властями, обществом и средствами массовой информации;
• традиции советского «соцкультбыта» и дореволюционного меценатства;
• наличие (или отсутствие) стратегии развития компании;
• нормы поведения, транслируемые через PR-технологии транснациональных корпораций. Социальное партнерство, как особый тип общественных отношений, обеспечивает социальную стабильность, баланс реализации важнейших интересов основных групп общества в конкретной сфере общественных отношений. Данный процесс может сформироваться в результате развития экономических отношений и как следствие институциональных изменений, а также как новый стандарт и показатель цивилизационной зрелости общества.
Экономический подъем регионов не всегда сопровождается улучшением условий жизни и показателей развития социальной сферы. На практике
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.
Собственность предполагает определенные обязанности, так же, как и права.
Томас Драммонд, британский государственный деятель
экономические интересы хозяйствующих субъектов, различных отраслей материального производства и социальные интересы населения регионов и общества в целом часто не совпадают. Широко распространены следующие проблемы:
• слабый научно-технический уровень производства;
• ограниченность финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, низкая эффективность их использования;
• низкий уровень организации труда, несовершенство управления и норм хозяйственного права.
Следствием перечисленных проблем является ухудшение состояния природной среды, снижение естественно-ресурсного потенциала регионов [3].
Согласованное развитие всех секторов общественно-экономической системы требует комплексной модели социального партнерства. Инновационный подход к этому процессу на основе теории социальных технологий выражается в том, что структурированная таким образом теоретическая модель внедряется в практику государственного и муниципального управления, действия бизнес-структур и некоммерческих организаций. Это позволяет увеличивать эффективность их деятельности и получить желаемый эффект от взаимодействия для развития каждой из сторон: экономический рост и улучшение качества жизни населения, экологическое благополучие.
По мнению экономистов В. Садкова, О. Кузнецовой, модель социального партнерства на региональном уровне должна иметь стратегию развития в регионе на тот или иной период, описывающий основные цели; задачи; приоритеты; направления
межсекторных взаимодействий; мотивы социального партнерства [6].
Система социального партнерства в своем развитии должна пройти ряд этапов:
• создание институциональной и нормативно-правовой базы развития социального партнерства, закрепления межсекторных взаимодействий в соответствующих стратегиях и концепциях, принятие необходимых региональных законов;
• координация и привлечение к системе социального партнерства некоммерческих организаций и регионального бизнеса;
• развитие системы социального партнерства, разработка целевых социальных программ развития территории;
• оценка эффективности действующего социального партнерства в регионе, поиск идей, инновационных технологий, межсекторных взаимодействий.
Ответственность в сфере социального партнерства регулируется соответствующими законодательными актами, носит договорной характер и прописывается в конкретных соглашениях. При этом важнейшим ресурсом поиска решений проблем развития социального партнерства признается участие в этом процессе общественных организаций, научных учреждений и учебных заведений региона; в этих целях проводят конференции, семинары, тренинги по проблемам социального партнерства, а также организуют грантовые конкурсы на проведение научных исследований в этой области.
Проводимое фондом «Институт экономики города» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию исследование «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса в крупных российских городах» подтвердило, что большинство крупных и средних компаний готовы принять участие в решении социальных проблем [2]. Региональный бизнес участвует в благотворительных и социальных инициативах, направленных как на сотрудников, так и на различные категории окружающего сообщества.
В практике российского бизнеса распространены следующие формы социального участия — традиционная благотворительность, стратегическая благотворительность; социальное инвестирование.
Региональные компании, занимающиеся традиционной благотворительностью, оказывают помощь местным сообществам исходя из личного предпочтения руководства. Средства чаще всего выделяют на помощь церкви, учреждениям культуры и спорта, а также на поддержку малоимущих слоев населения. Мотивом, как правило, выступает стремление поделиться с нуж-
дающимися, удовлетворяя личные амбиции и повышая социальный статус руководства или собственника компании. Среди руководителей, заинтересованных в традиционной благотворительности, встречаются как молодые предприниматели, так и руководители со стажем работы в дорыночных условиях. К традиционной благотворительности компаний относится также стремление ряда крупных компаний помогать «подшефным» объектам социальной сферы: детскими садам, домам культуры и санаториям.
Компании, занимающиеся стратегической благотворительностью, готовы вносить определенный вклад в социальное благополучие региона. Однако считают, что этот вклад должен приносить и самой компании некоторые дивиденды, такие как улучшение имиджа, налаживание отношений с властью, усиление мотивации сотрудников, налаживание отношений с населением, выход на уровень компании мирового класса, повышение лояльности и мотивации своих сотрудников. В практике регионального бизнеса традиционная и стратегическая благотворительность часто переплетаются друг с другом.
Ряд крупных компаний все больше осознают необходимость перевести социальную активность компании на принципы социального инвестирования, понимая, что «оказание помощи напрямую» не меняет ситуации кардинально, поскольку просьбы о предоставлении помощи возобновляются. Чтобы бороться не с проявлением социальных проблем, а с их причинами, возникает потребность в объединении усилий различных секторов в организаторе, который мог бы разработать и воплотить долгосрочный проект, объединяющий ресурсы из различных источников. Международная практика свидетельствует, что чаще всего в роли такого организатора выступают отделы по связям с общественностью компании или благотворительные — корпоративные или частные фонды, крупные некоммерческие организации.
Выбор конкретных форм корпоративной социальной ответственности зависит от анализа социальных проблем на различных уровнях и возможностей, целей и масштабов бизнеса.
Большинство представителей бизнеса обеспечивают социальное благополучие собственных сотрудников. Реализуя социальные программы для собственных сотрудников, компании руководствуются: стремлением сформировать лояльность по отношению к компании и удержать/привлечь квалифицированные кадры, стремлением обеспечить социальное благополучие собственного коллектива.
Компании, занимающиеся социальными программами для сотрудников с целью привлечения и удержания кадров, предпочитают программы по обучению, повышению квалификации имеющихся
и потенциальных сотрудников, а также организации отдыха и оздоровления сотрудников. Однако ряд представителей бизнеса не видят смысла в проведении отдельных социальных программ для собственных сотрудников. «Самая хорошая социальная программа — это зарплата» — такой точки зрения придерживаются небольшие компании, считающие, что социальные программы — это удел корпораций.
Только очень крупные предприятия могут себе позволить создание отделов, специализирующихся на вопросах социальной политики. Большинство компаний стараются минимизировать административные расходы на благотворительность и не готовы выключать в свой штат соответствующих специалистов.
В опыте американских и европейских компаний задача обеспечения квалифицированного расходования благотворительной помощи в абсолютном большинстве случаев решается за счет обращения к некоммерческим организациям, которые профессионально работают по проблеме, интересующей бизнес. Например, в США в городах со сложной социально-экономической ситуацией широко распространена практика реализации программ местного социально-экономического развития, объединяющих усилия и средства бизнеса и органов местного самоуправления. При этом обе стороны участвуют в финансировании и разработке плана проекта, в контроле за его реализацией. Исполняет же проект специально создаваемая некоммерческая организация.
Совсем другое отношение к перспективам партнерской реализации социальных и благотворительных программ российского регионального бизнеса. Многие представители компаний считают: чем меньше посредников, тем больше шансов, что средства дойдут до намеченного получателя, вне зависимости от того, разовые это акции или долгосрочные программы. Бизнес предпочитает иметь дело с партнерами из властных структур, нежели из некоммерческого сектора, власть по-прежнему воспринимается как главный гарант стабильности, чего пока нельзя сказать о некоммерческом секторе. В то же время у благотворителей накопилось немало претензий к действиям властных структур, в числе которых:
• давление, которое власть оказывает на бизнес с целью получения «благотворительной помощи»;
• безынициативность и непрофессионализм административных органов, вызывающие нежелание реализовывать совместные социальные проекты с властью;
• отсутствие системного подхода к привлечению бизнеса в социальную сферу (чиновники заинтересованы в участии бизнеса исключительно
в «своих» социальных программах, поскольку считают, что предприниматели имеют слабое представление о реальных нуждах населения). В результате бизнес начинает понимать, что координация социальной и благотворительной деятельности невозможна без привлечения дополнительных ресурсов, специальных знаний и партнеров.
Примеров участия бизнеса в социальных и благотворительных программах, инициированных органами государственной власти и местного самоуправления, достаточно — это проведение городских и муниципальных конкурсов с привлечением средств бизнеса, привлечение бизнеса к реализации городских и региональных социальных программ, создание специализированных отделов по работе с некоммерческим сектором, проведение конкурсов социальных проектов, финансируемых частично за счет городского бюджета и частично — за счет местного бизнеса [4].
Чрезвычайно важна просветительская работа бизнеса с населением, работа по формированию навыков жизненной компетентности различных групп населения.
В корпоративную социальную ответственность бизнеса входит финансирование программ, направленных на улучшение жизни социально незащищенных слоев населения. Например, решение проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями по здоровью, создание рабочих мест для инвалидов и организация их стабильной деятельности — одно из наиболее эффективных направлений интеграции инвалидов в общество. Правительство и органы местного самоуправления начинают активнее работать с общественными объединениями, создающими предприятия и рабочие места для инвалидов, привлекая эти объединения к решению местных социально-экономических проблем. Постепенно совершенствуется механизм государственных и муниципальных заказов, в котором преимущество отдается именно таким организациям и предприятиям.
Небольшие компании в состоянии использовать социально значимый маркетинг для помощи пожилым людям — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.
В понятие корпоративной ответственности, безусловно, входит и ответственность за пожилых работников компании и за работников, ушедших на заслуженный отдых. Пенсионных выплат государства недостаточно, необходимо внедрение социальных программ, финансовых вложений самих предприятий. Важно отметить, что цель социальных программ — не только финансовая поддержка пожи-
лых людей, но и организация досуга, представление возможности общения.
Самоуправление большого города не может быть реальным без самоуправления на самом нижнем уровне, без участия самого человека. На практике сферой деятельности местного самоуправления является:
• защита граждан при нарушении их прав в местных вопросах;
• поддержка социально не защищенных слоев;
• благоустройство;
• организация досуга;
• информирование и вовлечение жителей в практическое местное и жилищное самоуправление; оказание консалтинговых услуг;
• обобщение и распространение информации о положительном опыте реформы жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты населения, здорового образа жизни, охраны окружающей среды и деятельности правоохранительной направленности, в том числе защита прав домовладельцев через информационный центр территориального общественного самоуправления.
Приоритетным направлением ближайших лет является сохранение и развитие региональной системы подготовки профессиональных кадров, превращение профессионального образования в средство развития региональных социальных систем на основе консолидации начального, среднего, высшего и послевузовского образования в рамках широкомасштабных социально-экономических преобразований и программ развития регионов.
Действующая в Краснодарском крае система социального партнерства играет важную роль в стабилизации экономической ситуации и рынка труда. С началом экономического роста одной из острых проблем рынка труда стал структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
Постоянно растет спрос на рабочую силу, экономика края испытывает острую нехватку высококвалифицированных кадров. В службу занятости края за 2004 г. поступило 250 тысяч вакансий, что на 13 % больше, чем в 2003 г. Спрос на квалифицированную рабочую силу вырос по большинству профессиональных групп. На рынке труда края наиболее востребованы строители, станочники, механики, электрики, водители, машинисты, слесари, сварщики, монтажники, наладчики. С развитием в крае рекреационного комплекса (гостиничное хозяйство, санаторно-курортный комплекс, туризм), сферы жилищно-коммунального хозяйства возрос спрос на работников сферы обслуживания, торговли, связи, промышленного производства.
Социальное партнерство в системе профессионального образования является фактором снижения напряженности на рынке труда, качественной подготовки квалифицированных рабочих для различных сфер деятельности.
Постановлением главы Администрации Краснодарского края от 01.07.2002 № 718 «О развитии социального партнерства в системе начального профессионального образования» утверждена программа мероприятий по развитию социального партнерства в системе начального профессионального образования Краснодарского края [5].
Реализация мероприятий по содействию занятости населения осуществлялась на условиях софи-нансирования. Из краевого бюджета направлено 0,9 млн руб., из местных бюджетов — 17 млн руб., из средств работодателей — 28,7 млн руб., иных поступлений — 0,4 млн руб. [6].
Расходы федерального бюджета на мероприятия по содействию занятости населения и социальную поддержку безработных граждан в 2006 г. составили 397 млн руб., что на 7,6 % больше, чем в 2005 г., в том числе на программы активной политики занятости (профобучение, профориентация, общественные работы, занятость подростков и др.) — 61,3 млн руб., на социальную поддержку безработных граждан — 355,7 млн руб.
С целью содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в течение года было создано 25 тыс. рабочих мест для выполнения общественных работ. На временные работы трудоустроено около 1,8 тыс. безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, из которых, благодаря проведению органами службы занятости мероприятий активной политики занятости, приняты на постоянную работу 690 чел.
На краевом уровне действовали 25 отраслевых соглашений, территориальные соглашения действовали во всех 48 муниципальных образованиях края. Кроме того, на территориальном уровне действовали 133 отраслевых соглашения.
Реализация социального партнерства в субъекте Федерации предполагает выделение подцелей в сфере повышения качества жизни населения, инновационного экономического развития, экологического благополучия, развития гражданского общества, морально-нравственного климата региона. Приоритеты развития в соответствующих направлениях выделяются по соглашению сторон на основе базовых стратегических документов по развитию территории и видения регионального развития участниками социального партнерства, а также максимального приближения целей к интересам развития населения и территории.
На краевом уровне действовало трехстороннее соглашение между Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов «Крайсовпроф», Краснодарским краевым (региональным) объединением работодателей «Федерация объединений работодателей Кубани» и Администрацией Краснодарского края на 2005—2006 гг. Соглашение состоит из 7 разделов и содержит обязательства сторон в области экономической политики, повышения доходов и уровня жизни населения, развития рынка труда и гарантий занятости населения, его социальной защиты, охраны труда и экологической безопасности.
Согласно итогам выполнения краевого соглашения в 2006 г., валовой региональный продукт возрос более чем на 7 % и достиг 485 млрд руб. При этом на 15 % вырос объем промышленной продукции и инвестиций. Реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 17 %, а реальная заработная плата — на 12,5 %.
Число зарегистрированных коллективных договоров, в том числе заключенных с участием индивидуальных предпринимателей, увеличилось по сравнению с 2005 г. на 5 % и составило около 15 тыс. Действием коллективных договоров защищено более 1,1 млн чел.
Число организаций, заключивших коллективные договоры, составляет 18,3 % от числа организаций, учтенных в составе хозяйствующих субъектов на 1 января 2006 г. Более половины коллективных договоров (55 %) заключено в организациях негосударственного сектора экономики. Более 6,7 тыс. коллективных договоров заключено субъектами малого предпринимательства, что составляет 45 % от общего числа коллективных договоров и 80 % от коллективных договоров, заключенных в негосударственном секторе экономики края.
Интересы работников в коллективных договорах представляют первичные профсоюзные организации и иные представители работников.
В результате проводимой органами по труду работы работодателями негосударственного сектора экономики в 7,6 тыс. коллективных договоров (92 % от их общего числа — 8243) минимальный размер заработной платы работникам установлен на уровне и выше прожиточного минимума трудоспособного населения, утвержденного в крае.
В крае вводится в практику социальная отчетность бизнеса перед наемными работниками и органами по труду о результатах выполнения коллективных договоров. Так, согласно имеющейся информации в 2006 г. затраты работодателей на дополнительные гарантии и компенсации работникам в целом по краю составили 847,9 млн руб., что на 33,5 % больше, чем в 2005 г.
Наиболее актуальные проблемы регулирования социально-трудовых отношений выносились на рассмотрение краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. В течение 2006 г. комиссия рассмотрела следующие вопросы:
• «О реализации в 2005 г. краевой целевой программы «Развитие системы организации школьного питания в Краснодарском крае» на 2004-2007 гг.»;
• «Об организации и деятельности территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений»;
• «О поддержке Декларации национального согласия сторон социального партнерства по вопросам ВИЧ/СПИД в сфере труда»;
• «О состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в организациях муниципальных образований и отраслях экономики Краснодарского края»;
• «О роли работодателей и профсоюзных организаций в решении вопросов, связанных с соблюдением пенсионных прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования». Наиболее острой из не решенных до конца
проблем, стоящих на контроле у органов исполнительной власти края, является несвоевременная выплата заработной платы работникам организаций внебюджетной сферы. В связи с этим продолжает действовать распоряжение главы Администрации Краснодарского края от 8 июля 2004 г. № 805-р «О мерах, направленных на погашение предприятиями края задолженности по заработной плате». В рамках выполнения данного распоряжения на краевом и муниципальном уровнях образованы соответствующие комиссии. С целью защиты трудовых прав работников, в том числе на своевременную и в полном объеме оплату труда органами по труду как самостоятельно, так и совместно с органами надзора и контроля в течение 2006 г. проверено более 2,3 тыс. организаций различных форм собственности. Нарушения сроков выплаты заработной платы выявлены более чем в 110 организациях. В результате проведенных мероприятий объем задолженности в течение года не увеличился и составил 45,4 млн руб.
Другим приоритетным направлением деятельности органов исполнительной власти края является решение вопросов в области охраны труда. Краевой межведомственной комиссией по охране труда в 2006 г. рассмотрены вопросы:
• «Об обеспечении пожарной безопасности в лечебных учреждениях края»;
• «О принимаемых мерах по обеспечению электробезопасности на промышленных предпри-
ятиях малого и среднего бизнеса в крае и о состоянии промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в портах Краснодарского края»;
• «О состоянии условий и охраны труда на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности АПК»;
• «О проводимой работе по охране труда в организациях жилищно-коммунального хозяйства края»;
• «Об использовании страхователями средств Фонда социального страхования Российской Федерации на частичное финансирование предупредительных мер по охране труда»;
• «Об организации и о качестве проведения организациями края предварительных и периодических медицинских осмотров работников»;
• «О состоянии охраны труда, условий труда и профессиональных заболеваний в организациях Краснодарского края по итогам 2006 года».
В соответствии с решением краевой межведомственной комиссии по охране труда в октябре 2006 г. проведен месячник по безопасности труда в организациях потребительской сферы края. В месячнике приняли участие более 3,1 тыс. организаций с числом работающих 79,1 тыс. чел. При проведении месячника было выявлено около 9 тыс. нарушений норм и правил охраны труда, за которые виновные должностные лица привлечены к административной ответственности. Только в ходе месячника устранено более 6 тыс. нарушений.
В большинстве городов и районов края созданы и регулярно заседают муниципальные межведомственные комиссии по охране труда, организуются семинары и совещания по вопросам условий и охраны труда, возросло число специалистов по охране труда в организациях края, увеличилась сумма средств, выделяемых организациями на мероприятия по охране труда, больше уделяется внимания аттестации рабочих мест, возросла численность руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний по охране труда в учебных центрах края.
Проводимая работа по профилактике производственного травматизма позволила снизить в сравнении с 2005 г. число несчастных случаев на производстве на 5,6 %, в том числе со смертельным исходом — на 4,2 %. На реализацию мероприятий по охране труда организациями края израсходовано 1664,7 млн руб., что на 23,6 % больше, чем в 2005 г.
Основными направлениями развития социального партнерства в Краснодарском крае на 2007—2008 гг. являются:
• проведение комплекса мероприятий по содействию занятости населения, в первую очередь граж-
дан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
• вовлечение в коллективно-договорные отношения как можно большего числа организаций негосударственного сектора экономики, в том числе малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей;
• дальнейшее проведение разъяснительной работы, направленной на повышение сторонами социального партнерства качества содержания коллективных договоров;
• внедрение регулярной и достоверной социальной отчетности бизнеса перед наемными работниками и органами исполнительной власти о выполнении мероприятий коллективных договоров;
• подготовка и проведение в 2008 г. краевого конкурса «Коллективный договор — гарант стабильности бизнеса и трудовых прав работников». Одной из основных проблем социального партнерства в крае на сегодняшний день является слабое представительство на территориальном уровне стороны работодателей. Причиной является отсутствие разъяснений на федеральном уровне об организационно-правовой форме объединений работодателей. Для решения данной проблемы необходимо на законодательном уровне позволить территориальным объединениям работодателей, созданным для защиты экономических интересов, осуществлять при условии внесения соответствующих дополнений в действующие уставы права и обязанности работодателей в социальном партнерстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Денисов В. О стимулировании социально ответственной деятельности субъектов хозяйствования в регионах России //Общество и экономика. 2007. № 8 .
2. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний /Под. ред. М. И. Либо-раткиной. — М: Фонд «Институт экономики города», 2003.
3. Зендриков К. Ю. Общественные информационные компании на местном уровне: теоретические зарисовки и практические рекомендации.
4. Садков В., Кузнецова О. О модели социального партнерства в регионах России // Общество и экономика, 2007, № 4.
5. Постановление главы Администрации Краснодарско -го края от 01.07.2002 № 718 «О развитии социального партнерства в системе начального профессионального образования Краснодарского края».
6. Аналитическая информация о развитии социального партнерства в субъектах Российской Федерации по итогам 2006 г. — Режим доступа: http://www.mzsrrf.ru.