Научная статья на тему 'Стратегия социально-ориентированного развития глобальной энергетической компании'

Стратегия социально-ориентированного развития глобальной энергетической компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1016
1160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СПОНСОРСТВО / ГАЗИФИКАЦИЯ / ОПОРНЫЕ ВУЗЫ / «ГАЗПРОМ-КЛАССЫ» / SOCIAL RESPONSIBILITY / CORPORATE SOCIAL ACCOUNTS / CORPORATE CHARITY / SPONSORSHIP / GASIFICATION / SUPPORTING UNIVERSITIES / "GAZPROM-CLASSES"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блехцин Игорь Яковлевич

В статье изложены теоретические основы концепции социальной ответственности бизнеса, показана роль ПАО «Газпром» в социальном развитии общества, рассмотрены особенности социальной стратегии предприятий группы «Газпром».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF SOCIAL-ORIENTED DEVELOPMENT OF A GLOBAL ENERGY COMPANY

The article considers the theoretical basis of the concept of social business responsibility. It shows the key role of PJSC "Gazprom" in the development of society, and the specifics of social strategy of the enterprises of "Gazprom" Group.

Текст научной работы на тему «Стратегия социально-ориентированного развития глобальной энергетической компании»

Блехцин И.Я.

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ

Аннотация. В статье изложены теоретические основы концепции социальной ответственности бизнеса, показана роль ПАО «Газпром» в социальном развитии общества, рассмотрены особенности социальной стратегии предприятий группы «Газпром».

Ключевые слова. Социальная ответственность, корпоративная социальная отчетность, корпоративная благотворительность, спонсорство, газификация, опорные вузы, «Газпром-классы».

Blechzin I.Y.

THE STRATEGY OF SOCIAL-ORIENTED DEVELOPMENT OF A GLOBAL ENERGY COMPANY

Abstract. The article considers the theoretical basis of the concept of social business responsibility. It shows the key role of PJSC "Gazprom" in the development of society, and the specifics of social strategy of the enterprises of "Gazprom" Group.

Keywords. Social responsibility, corporate social accounts, corporate charity, sponsorship, gasification, supporting universities, "Gazprom-classes".

Социальная ответственность является одним из важнейших элементов миссии компании. Содержание социальной ответственности вытекает из деловой философии и влияет на многие аспекты деятельности компании, определяя систему действий, направленных на реализацию социально-ориентированной политики компании. Особая актуальность вопросов, связанных с определением подходов и принципов реализации стратегии социально-ориентированного развития связана с происходящей сегодня эволюцией взглядов на предмет исследования. По мере все большего отделения управления от собственности ослабевает стремление к получению сиюминутных выгод и усиливается степень участия компании в решении важнейших общественных проблем. В связи с этим речь идет о необходимости нахождения баланса интересов компании и общества.

Теоретические основы социальной ответственности бизнеса

В соответствии с кредо Дэвида Рокфеллера, мотив, связанный с прибылью, обеспечивает динамику в достижении целей, однако индивидуальные задачи формируются более широким общественным контекстом и имеют смысл и ценность, если только охватывают запросы и цели общества в более широком плане [3]. К. Девис и Р. Бломстрем определяют социальную ответственность компании как «обязательства высшего руководства действовать таким образом, чтобы защитить и улучшить благосостояние общества в целом, сообразуясь при этом со своими собственными интересами» [11]. Харак-

ГРНТИ 82.05.09 © Блехцин И.Я., 2017

Игорь Яковлевич Блехцин - доктор географических наук, профессор, научный руководитель специализированной кафедры ПАО «Газпром» Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 310-40-57. Е-mail: prognozplan@yandex.ru.

Автор выражает признательность Гайдук Ю.А. за помощь, оказанную при подготовке данной статьи.

терно, что в этом определении корпоративные обязательства перед всеми организациями и физическими лицами, с которыми компания взаимодействует в процессе своей деятельности, и перед обществом в целом выдвинуты во главу угла.

Однако, необходимо учитывать, что современные компании функционируют в условиях постоянно возрастающих требований общественных групп (стейкхолдеров). То есть, мотивы и цели социально-ответственного поведения формируются претензиями и запросами заинтересованных лиц и, прежде всего, групп клиентов (групп лиц, «запросы которых по отношению к данной организации относительно однородны» [6]). Интересы групп заинтересованных лиц и их запросы определяют направленность различных векторов социальной ответственности компаний: рыночные (деловые), внутренние и внешние, конкретизируют политику компании.

Рыночный (деловой) вектор социальной ответственности компании предполагает, прежде всего, добросовестную хозяйственную практику. Его содержание определяется прямыми и косвенными обязательствами перед деловыми партнерами, покупателями, поставщиками. Внутренний вектор социальной ответственности связан с развитием человеческого капитала компании, социальной защищенностью работников, повышением уровня и качества их жизни, нахождением эффективных форм социального партнерства, удовлетворением запросов персонала и членов их семей, развитием социальной инфраструктуры предприятий и местных сообществ. Что же касается внешнего вектора, то именно его всё больше считают важнейшим проявлением социальной ответственности перед обществом, учитывая разнообразие форм и методов социальной деятельности - от благотворительности и спонсорства до финансирования и софинансирования различных государственных программ социальной ориентации.

Иными словами, компания берет «на себя соответствующую часть общественных работ» [6] и стремится осуществить реализацию инициатив непосредственно в социальной сфере. При этом между векторами и направлениями социально-ответственной политики нет резкой грани. Так, например, спонсорские программы в области образования способствуют повышению качества кадров для компании, созданию условий для творческой деятельности. Таким образом, бизнес (прежде всего - крупный) должен участвовать в преодолении противоречия, которое заключается в том, что, с одной стороны, государство обязано защищать интересы населения (особенно его малоимущих слоев), а с другой - у него не хватает бюджетных средств на содержание и развитие социальной сферы в полном объеме.

Соблюдение принципа социальной ответственности бизнеса способствует созданию благоприятных условий для улучшения социального климата в обществе, формированию позитивного отношения населения к бизнес-сообществу. Следует отметить, что так называемый «территориальный аспект» социальной ответственности бизнеса нацелен, прежде всего, на улучшение уровня и качества жизни населения, проживающего на той территории, где фирма осуществляет свою деятельность. Территориальный аспект результативности социальной ответственной бизнеса проявляется через влияние бизнеса на уровень занятости населения и снижение напряженности на рынке труда, роль компаний в функционировании системы социальной инфраструктуры регионов, повышение эффективности систем экономической безопасности.

Бесспорно, что социально-экономическое развитие страны достигает устойчиво высоких темпов при партнерских усилиях государства и бизнеса. Однако, было бы неблагоразумно рассматривать крупный бизнес как «дойную корову», особенно в части решения тех задач, которые функционально возложены на государство и муниципальные власти. Социальные инициативы бизнеса, как представляется автору, должны носить селективный характер.

Важным элементом процесса реализации корпоративной социальной ответственности является корпоративная социальная отчетность. Ярким примером здесь является ПАО «Газпром». 1 февраля 2011 г. корпорация выпустила в свет первый отчет о деятельности в области устойчивого развития, который отражает взаимосвязь различных аспектов производственной и природоохранной деятельности, а также социальной политики компании в контексте устойчивого развития.

Наиболее сложными и малоисследованными являются проблемы организации благотворительности и спонсорства, роль которых в общественном развитии в последнее время неуклонно усиливается. Особенно активно развивается институт корпоративной благотворительности, которая удачно вписывается в модель организации социальной политики ведущих государств мира. В настоящее время

в развитых странах корпоративная благотворительность - «это специальное направление деятельности компании, целенаправленно и осознанно формирующее отношение бизнеса и общества» [1].

Следует отметить, что в практике зарубежных стран применяются различные модели социальной политики. Либеральная модель, которая получила широкое распространение в США, Великобритании и Японии, характеризуется развитой системой частной благотворительности. В то же время, в странах Скандинавии получила распространение система обеспечения социальных услуг в основном за счет налогов. При этом, независимо от модели социальной политики, основными её проводниками выступают неправительственные организации, которые аккумулируют финансовые ресурсы различного происхождения - государства, частного бизнеса и собственные - и считаются наиболее эффективным инструментом решения социальных проблем [1].

В целом по общему уровню развития отраслей социальной сферы и социальной инфраструктуры Россия отстает от развитых стран мира. Что же касается благотворительности российского бизнеса, то она имеет давние традиции, и сегодня предпринимаются попытки их возродить. Пока в большинстве российских компаний благотворительность не носит системного характера и не связана с общей корпоративной стратегией. Основной формой благотворительности российских компаний является прямая финансовая помощь получателю. В России не принято выделять из структуры корпораций независимые некоммерческие организации (как это широко принято в США) для реализации благотворительных проектов. В большинстве случаев объекты благотворительности и спонсорские проекты, а также объем необходимых средств определяются группой руководителей, зачастую лишь инициативой первого лица [1]. Еще рано говорить и о реализации популярных на Западе специализированных благотворительных программ по принципу наиболее близких для компаний сфер (например, автомобильная корпорация - экология) [1].

В то же время, имеют место определенные положительные сдвиги: компании уходят от упрощенного варианта организации благотворительности, то есть сокращают свое участие в разовых акциях и перечислениях средств в различные фонды и организации. Наоборот, предполагается долговременное партнерство с государственными и муниципальными структурами.

Необходимость постоянного вмешательства первых лиц вызвана не только отсутствием надежных альтернативных механизмов контроля за расходованием средств, но и политическими реалиями. Во многих странах благотворительные мероприятия осуществляются для создания взаимовыгодных отношений с властями различных уровней, и этот стимул является одним из основных.

В настоящее время в России сложились благоприятные условия для развития корпоративной благотворительности. Необходимость этого процесса связана с накопившимися еще за время существования Советского Союза проблемами в социальной сфере (в том числе, низкий уровень обеспечения социальной инфраструктуры в подавляющем большинстве регионов), которые еще более обострились в постсоветский период в условиях нехватки государственных и муниципальных ресурсов, остаточного принципа финансирования социальной сферы. Особенно наглядно это проявляется в моногородах, где функционирование и развитие социальной сферы целиком зависит от возможностей доминирующего бизнеса.

Следует отметить, что на современном этапе наблюдается усиление роли крупных корпораций и финансово-промышленных групп в социальном развитии общества, что обусловлено в первую очередь наличием у них значительного объема свободных финансовых средств. Социальная активность крупных корпораций предоставляет возможности использовать их преимущества для поддержания социальных инициатив, формирования крупных проектов на основе внедрения последних достижений, принципиально новых технологий, оборудования, методов, процессов в социальной сфере. С другой стороны, заметим, что если крупный бизнес самоустраняется от решения социальных проблем, полностью перекладывая их на плечи государства, то это означает, что он ставит под угрозу свои будущие экономические выгоды, подрывает доверие к себе со стороны общества.

Следует согласиться с Р. Ротенбергом в том, что в условиях либерализации социальной политики государства население в своих ожиданиях «перекладывает» груз ответственности на бизнес как реальный институт, обладающий достаточными ресурсами для смягчения социальной напряженности, вызванной сокращением привычных государственных гарантий. Согласно данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2006 году, в России существуют более высокие требования населения к бизнесу в части ответственности перед обществом. Так, 44% опрошенных полагают, что социальные обя-

зательства должны нести все частные компании и предприниматели вне зависимости от уровня их прибыльности [9].

В настоящее время социальная ответственность становится обязательным элементом базовой стратегии. Это характерно, прежде всего, для растущих молодых компаний, которые напрямую связывают социальную ответственность с формированием в обществе привлекательного имиджа компании [11]. Следует также отметить высокий ранг обеспечения социальной ответственности в системе целеполагания. Так, по данным социологического опроса топ-менеджеров различных американских фирм, среди двух десятков целей компании обеспечение социальной ответственности идет на четвертом месте, незначительно уступая увеличению доли рынка (естественно, преобладают получение прибыли и рост выпуска продукции и услуг).

Социальные инициативы корпораций, безусловно, способствуют эффективному развитию общества. Но, в то же время, социальная ответственность не может быть только корпоративной или только государственной. Речь идет о частно-государственном партнерстве - сотрудничестве государства и бизнеса в осуществлении социальной стратегии на базе единой политики. При этом необходимо избегать перекосов в распределении ресурсов. Нельзя впадать в другую крайность, перекладывая все бремя социальной ответственности на бизнес. Эта опасная тенденция прослеживается в целом ряде регионов, где компании не дополняют государственные усилия, а по сути дела их заменяют.

По мере расширения деятельности бизнеса в социальной сфере, все более актуальным становится вопрос об оценке ее эффективности. Прежде всего это касается благотворительных и спонсорских проектов. Однако, как отмечается в публикациях Ассоциации менеджеров, чтобы оценить эффект от их реализации, необходимы годы и оригинальные методики - эффект многих благотворительных проектов проявляется через десятилетия после их начала. Это приводит к тому, что исследователи вынуждены полагаться на паллиативные методы, ориентированные больше на измерение процесса, нежели на конечный результат [1].

Одним из возможных методов определения эффективности благотворительных проектов является построение системы оценок результативности в самых различных аспектах: социальном, демографическом, экологическом, имиджевом и т.д. Полученные оценки могут интерпретироваться через стоимостные показатели на разных уровнях. Тем не менее, не следует поддаваться соблазну сделать оценку эффекта универсальным средством для обоснования проекта. В каждом отдельном случае необходимо решить, какой эффект является основным, критериальным, какой следует рассматривать в качестве сопутствующего. Доминация во всех случаях экономического критерия, а тем более игнорирование других видов эффекта, может привести к серьезным ошибкам.

Особое место среди других занимает так называемый «имиджевый» эффект, тесно связанный с понятиями «репутация» и «известность». Благодаря усилению имиджа и укреплению репутации компания приобретает дополнительные конкурентные преимущества на рынке за счет повышения степени стратегического доверия, коммерческой и инвестиционной привлекательности. Следует также отметить внутренний имиджевый эффект - реализация социальных инициатив дает сотрудникам ощущение сопричастности к социально значимым акциям и понимание высокого уровня социальной защищенности. В определенной степени благотворительная и спонсорская деятельность компании связана с пиар-акциями, эффективная организация которых способствует улучшению имиджа компании. Однако при этом ни в коем случае нельзя злоупотреблять пиаром, вступать в противоречия с этическими и нравственными нормами.

В последние годы существенно изменилась роль спортивного спонсорства. Произошла трансформация от преимущественного позиционирования спонсорства как поддержки топ-менеджерами любого вида спорта к использованию спонсорства в качестве эффективного маркетингового инструмента. Спонсорство определяется бизнес-решением, которое оценивается исходя из прибылей и убытков. К тому же спонсорство становится все более интерактивным, предлагая диалог вместо традиционного рекламного монолога.

Возрастающая роль спонсорства отражается в росте мировых затрат на этот вид маркетинга. Так, в 1985 г. мировые инвестиции в спонсорство не превысили 3 млн долларов, а в 2010 году вложения достигли отметки в 43 млрд долл., при этом значительная часть этой суммы приходится на спорт (в первую очередь, футбол и хоккей). «Чтобы такой инструмент, как спонсорство, эффективно работал, должно быть соблюдено несколько ключевых условий», - отмечает М. Кондрина. - «В первую

очередь, должны совпадать целевые аудитории спонсора и объекты спонсирования и соблюдено логическое соотношение между ними. Немаловажный фактор - достаточная продолжительность спонсорства, которая позволяет закрепить связи между спонсируемом объектом и спонсором» [8].

Одним из способов создания позитивного образа корпорации наряду с благотворительностью и социальными проектами является спонсирование значимых мероприятий. Спонсирование футбольных чемпионатов - не просто поддержка одного из видов спорта. Это формирование имиджа компании, информирование потенциальных потребителей о ее деятельности, повышение уровня узнаваемости бренда.

В результате среди официальных спонсоров, поддерживающих лигу европейских чемпионов УЕФА, - такие известные фирмы, как Heineken, Unicredit, Ford, MasterCard, PlayStation, Adidas, Газпром. Основными целями данного проекта стали повышение узнаваемости брендов корпораций, а также улучшение их имиджа у групп населения с повышенным интересом к футболу. Анализ эффективности поддержки лиги, выполненный в первом полугодии 2013 г., показал, что общий уровень информированности о «Газпроме», как спонсоре главного футбольного турнира в Европе, вырос у болельщиков и иных целевых групп населения в период с 1 января по 30 июня 2013 года с 23% до 32%. Этот результат превосходит показатели, полученные всеми другими спонсорами после первого года деятельности. В то же время, рекламный бюджет «Газпрома» уступает по объему другим рекламодателям.

Роль ПАО «Газпром» в социальном развитии общества

ПАО «Газпром» - один из лидеров мирового топливно-энергетического комплекса. Уже много лет Общество позиционирует себя как социально-ответственная компания, выделяющаяся в этом отношении среди крупнейших компаний России. Масштабы деятельности ПАО «Газпром» обусловливают стратегическое значение компании для развития всей экономики страны, затрагивая интересы огромного количества людей. Отсюда вытекает ряд важнейших принципов деятельности группы «Газпром» -относиться внимательно к интересам общества, всецело содействовать социально-экономическому развитию российских регионов, созданию в них благоприятного климата, поддержанию достойных условий труда, социального и духовного благополучия людей. В этой связи компания стремится обеспечить устойчивое развитие своего бизнеса, уделяя повышенное внимание не только экономической, но и социальной составляющей.

Компания твердо соблюдает свои налоговые обязательства, являясь крупнейшим налогоплательщиком страны и ежедневно принося российскому бюджету более 1,5 млрд рублей. Например, по итогам 2012 года «Газпром» заплатил 1,9 трлн рублей, а по итогам 2013 года только в части газового бизнеса сумма налогов находилась на уровне 1,2 трлн руб. Из этих средств формируется в дальнейшем зарплата учителей, врачей и других работников социальной сферы, реализуются государственные инфраструктурные и социально-значимые проекты и т.д.

«Газпром» последовательно осуществляет газификацию негазифицированных населенных пунктов, внося тем самым весомый вклад в улучшение качества жизни населения. В последние годы наблюдается эволюция от преимущественно внутренней социальной политики компании к тщательно выстроенной стратегии, включающей реализацию программ, проектов, мероприятий, способствующих повышению социальной поддержки населения, созданию новых рабочих мест, развитию социальной инфраструктуры, оказанию помощи малообеспеченным и малоимущим, военнослужащим, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, детям-инвалидам, сиротам и воспитанников детских домов и др.

Отличительной особенностью социальной стратегии «Газпрома» является ориентация на инициирование инноваций, используя уникальные возможности компании, ее технологические и организационные преимущества. К приоритетным направлениям социальной деятельности «Газпрома» относятся также поддержка детского творчества и образовательных программ. При этом следует исходить из того, что участие в формировании и развитии человеческого капитала способствует созданию условий для модернизации экономики. Необходимо подчеркнуть, что, когда речь идет о социальных инициативах, неуместно говорить об имиджевых или рекламных намерениях компании. Для «Газпрома» осуществление подобных начинаний относится к деловой философии компании: она работает на перспективу, причем не только осязаемую, но и очень отдаленную.

Социальная стратегия предприятий Группы Газпром

Реализация принципа социальной ответственности компании и формирования благоприятного микроклимата в коллективе осуществляется разнообразными методами и исходит из социальной стратегии компании, которая предполагает обеспечение и разработку программы соответствующих мероприятий. Основное содержание новой концепции социальной политики на уровне предприятия заключается в рассмотрении работника в качестве главного объекта интересов управления. При этом задача руководства компании должна заключаться в проведении такой социальной политики, при которой целью всей деятельности по управлению персоналом становится максимальное удовлетворение растущих потребностей и запросов каждого члена организации [12].

Содержание базовой социальной стратегии включает следующие основные направления: совершенствование социальной и демографической структуры трудового коллектива; улучшение условий производственной деятельности и охраны труда, укрепление здоровья работников; социальная защищенность работников компании, улучшение жилищно-бытовых условий работающих и их семей; создание условий для повышения квалификации работников и их служебного роста; становление и развитие корпоративной культуры, под влиянием которой формируется атмосфера социальной стабильности в организации.

Как отмечает Э. Хузиева, укрепление корпоративной культуры как фактора социальной стабильности организации представляет собой процесс создания и организации таких трудовых ценностей и норм, принятие которых всеми сотрудниками способствовало бы укреплению единства персонала, созданию атмосферы доверия в производственной среде, вело к социально-экономическому благополучию организации в целом и каждого сотрудника в частности [12, с. 21]. При этом необходимо отметить роль досуга, совместно проводимого свободного времени в формировании корпоративной культуры трудовой организации (например, развитие корпоративного спорта, проведение корпоративных спартакиад). Это подтверждается тем, что около 30% управленцев считает, что совместно проведенное свободное время сплачивает коллектив, 51% указывают, что оно иногда оказывает позитивное влияние на сплоченность [там же, с. 16].

В настоящее время в «Газпроме» работает более 460 тысяч человек. Компания уделяет значительное внимание созданию максимально комфортных условий для их труда, обеспечению комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций. В «Газпроме» приняты Генеральный коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения в Обществе, а также ряд других документов, затрагивающих сферу образования и сопровождения кадровой службы, а также медицинского обеспечения сотрудников и их семей. Среди них - «Положение о системе непрерывного фирменного профессионального образования руководителей и специалистов», «Положение о работе с молодыми специалистами с высшим и средним профессиональным образованием и их стажировке в дочерних обществах и организациях ПАО «Газпром», «Положение о психологическом сопровождении кадровой работы в ПАО «Газпром», «Положение о медицинском обеспечении работников, неработающих пенсионеров ПАО «Газпром» и членов их семей» и др. Одной из важнейших социальных гарантий является дополнительное пенсионное обеспечение бывших работников, осуществляемое через Негосударственный пенсионный фонд «Газфонд».

Генеральный коллективный договор (ГКД) регулирует социально-трудовые отношения в организациях ПАО «Газпром» на основе согласования взаимных интересов между работником и работодателем. Документ закрепляет предоставление работникам «Газпрома» с учетом экономических возможностей компании дополнительных гарантий и льгот по сравнению с действующим законодательством, нормативными актами, отраслевым соглашением. ГКД распространяется на всех работников ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, 100% уставного капитала которых принадлежит «Газпрому». Какие обязательства заложены в ГКД? Это материальная помощь (к ежегодному отпуску и в связи с особыми событиями в жизни работников), доплаты до среднего заработка сверх минимального размера пособия по временной трудоспособности, медицинское обеспечение санаторно-курортного и восстановительного лечения, решение жилищных вопросов и т.д. [5].

С 1 января 2010 года вступил в силу новый Генеральный коллективный договор. Это уже четвертая редакция коллективного договора, определяющего базовые отношения компании и ее сотрудников. В новом договоре «Газпром» продолжает задавать уровень (поднимать планку) стандартов социальной ответственности для всех российских компаний. По сравнению с ранее действовавшим дого-

вором, в его новой редакции произошли некоторые изменения, которые позволят сделать социальные льготы и гарантии более адресными, в полной мере учесть особенности и потребности каждой целевой группы сотрудников, молодых работников, женщин, семей с детьми.

Эффективное выполнение коллективного договора предполагает совершенствование механизмов социальной защиты. В связи с этим заслуживает внимания реализация концепции так называемого «достойного» труда в нефтегазовом комплексе России [4, 5]. При этом следует согласиться с тем, что для наиболее полной оценки уровня социальной защищенности необходима разработка комплексной системы индикаторов, позволяющей проводить количественную и качественную оценку текущего состояния системы социальной защиты работников предприятий [4].

Для обеспечения эффективной защиты прав и интересов акционеров «Газпром» в 2002 г. в числе первых российских компаний принял «Кодекс корпоративного управления (поведения)». В документе сформулированы основные принципы и механизмы, обеспечивающие возможность реализации акционерами своих прав, а также создание условий для осуществления Советом директоров эффективного контроля за деятельностью исполнительных органов «Газпрома».

Кадровая стратегия компании предполагает необходимость решения, по крайней мере, двух проблем: это предотвращение старения персонала (приток молодых кадров) и перманентное повышение образовательного и профессионального уровня сотрудников компании.

Актуальность решения первой проблемы связана с тем, что за период с 2009 по 2013 годы произошло незначительное увеличение удельного веса работников до 30 лет (с 18,7 до 19%), в то же время более существенно возросла доля сотрудников компании в возрасте от 50 лет и старше (соответственно, 24,1% в 2009 г. и 25,7% в 2013 г.) [2]. Для решения этой проблемы необходимо создать условия для привлечения молодых специалистов. Этому будет способствовать содружество с университетами, установление корпоративных стипендий, создание системы карьерного роста.

Что же касается второй проблемы, то следует отметить, что в последнее время наблюдается тенденция позитивной динамики образовательного уровня персонала по всем категориям работников Группы Газпром. Тем не менее, необходимы существенные усилия для активизации рассматриваемого процесса. Важными условиями решения этой задачи является использование преимуществ опережающей подготовки кадров для реализации инновационных проектов и внедрение непрерывного образования для сотрудников компании.

ПАО «Газпром», как крупнейшая в России компания, имеет многолетние традиции сотрудничества с государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования. «Газпром» уже несколько лет реализует специальные программы сотрудничества с ведущими профильными вузами в целях опережающей подготовки персонала для реализации стратегических проектов. Выход на новый качественный уровень подготовки и переподготовки кадров связан с формированием в 2011 году системы опорных вузов «Газпрома». Программой инновационного развития компании до 2020 года были определены 9 российских вузов, выбранных в качестве опорных. Впоследствии к ним добавилось еще 3 вуза. Целью реализации проекта является поиск и подготовка перспективных кадров для дочерних обществ и организаций Группы Газпром через повышение качества образования и целенаправленную профессиональную ориентацию.

Важным стратегическим направлением подготовки кадров является профориентационная работа. Большую роль в деле совершенствования ее организации сыграл стартовавший в 2014 году проект «Газпром-классы». Учащимся специализированных классов дается возможность получить реальное преставление о работе в «Газпроме» во время обучения в школе и иметь конкурентное преимущество на этапе поступления в опорные вузы «Газпрома», а в перспективе иметь высокие шансы на трудоустройство в дочерних компаниях ПАО «Газпром». Фактически, это начало цепочки: школа - университет - послевузовское образование.

В «Газпром-классах» охвачены в перспективном плане почти все специальности, востребованные в нефтегазовом комплексе. Так, например, на данный момент в Новом Уренгое ведется обучение в четырёх профильных классах под эгидой ООО «Газпром добыча Уренгой» и в двух - под шефством ООО «Газпром добыча Ямбург». Существенную помощь школам оказывают вузы, не только столичные, но и из регионов присутствия «Газпрома».

Большое внимание в ПАО «Газпром» уделяется корпоративной системе здравоохранения. Вопросы сохранения и укрепления здоровья работников «Газпрома» и членов их семей традиционно явля-

ются приоритетными в социальной политике компании. ПАО «Газпром» обладает современной системой охраны здоровья работников компании, организованной по территориально-производственному принципу, и продолжает развивать сеть крупных многопрофильных поликлиник и стационаров. В последние годы на дочерних предприятиях введен в строй и успешно функционирует ряд медицинских центров, оснащенных аппаратурой мирового уровня.

Основным направлением деятельности медицинской службы является профилактика: сотрудники, имеющие то или иное хроническое заболевание, находятся под динамичным диспансерным наблюдением с проведением всех необходимых лечебно-профилактических мероприятий. Не остаются без внимания сотрудники, работающие во вредных и (или) опасных условиях. Они проходят периодический медицинский осмотр, итогом которого является подготовка плана мероприятий для коррекции неблагоприятного воздействия производственных факторов на здоровье работников и предупреждение развития профессиональной патологии.

В то же время, имеют место определенные структурные диспропорции в этой сфере. Так, амбула-торно-поликлинические учреждения и стационары прежде всего сосредоточены в газодобывающих дочерних обществах, тогда как у газотранспортников основной элемент медицинской инфраструктуры - здравпункты, которых по действующим корпоративным нормам недостаточно. Другой проблемой является отсутствие единых подходов к решению поставленных задач и единых стандартов оценки качества выполненной работы, а также необходимость координации в системе корпоративного здравоохранения [7].

В настоящее время одной из приоритетных задач социальной политики ПАО «Газпром» является совершенствование системы охраны труда и обеспечение безопасности работников. Эта работа, представляющая собой целостную систему, приоритетна и постоянна. Одной из ее составляющих является выполнение соглашения по охране труда, а также реализация планов мероприятий, направленных на улучшение и оздоровление условий труда по результатам аттестации рабочих мест в филиалах и аппарате управления.

Обучение и проверка знания требований охраны труда у сотрудников рабочих специальностей, аттестация руководителей и специалистов в области промышленной безопасности - необходимые условия производственной деятельности на объектах газодобывающей и газотранспортной систем. Это является неотъемлемой частью комплексной работы по профилактике и предупреждению несчастных случаев и аварий. Ежегодно в филиалах общества проводятся проверки организации работ по охране труда и промышленной безопасности. В рамках проведения административно-производственного контроля определяются состояние и эффективность организации профилактической работы по охране труда и промышленной безопасности.

Следует отметить, что компания предоставляет сотрудникам возможности для духовного и физического развития. Начиная с 2003 года регулярно проводится фестиваль творческих коллективов и исполнителей «Факел». В нем принимают участие работники дочерних обществ и организаций «Газпрома». В том же 2003 году впервые был проведен конкурс «Литературный факел». Традиционными стали международные футбольные турниры среди европейских газовых компаний. Большим событием в жизни Общества являются регулярно проводимые Спартакиады, где работники компании могут продемонстрировать свое умение в ряде видов спорта.

Спартакиада ПАО «Газпром» проводится один раз в год (поочередно зимой или летом) в городах, где есть дочерние предприятия. Участниками спартакиады являются работники дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», а также дети, занимающиеся в спортивных комплексах, действующих в регионах присутствия ПАО «Газпром». Главная цель проведения Спартакиад ПАО «Газпром» - формирование здорового образа жизни, физической и нравственной среды работников дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром» и их детей.

Внутренняя направленность реализации социальной ответственности компании не является единственным ее проявлением. Особое внимание крупные компании должны уделять социальной политике на региональном уровне с целью формирования благоприятных условий проживания населения в тех регионах, где предприятия, входящие в компании, осуществляют производственную деятельность. Это касается реализации проектов развития социальной инфраструктуры, в первую очередь, связанных с профилирующей деятельностью компаний (для «Газпрома» это, в первую очередь, гази-

фикация, энергетический сектор, жилищно-коммунальное хозяйство), реставрация и реконструкция памятников архитектуры, охрана окружающей среды, рекультивация земель.

Основная цель сотрудничества в социальной сфере заключается в улучшении качества жизни и обеспечение устойчивого развития региона. «Газпром» выступает в качестве гаранта поддержания благоприятного социального климата в регионах на основе ответственного социального партнерства. «Газпром» подписал соглашения с администрациями многих субъектов федерации. В соглашениях закреплены взаимные обязательства в области налоговой, ценовой и социальной политики. Таким образом, дочерние организации являются регионообразующими предприятиями, ориентированными на комплексное социально-экономическое развитие территорий, на которых они осуществляют свою производственную деятельность.

Созданная в ПАО «Газпром» система социального партнерства в полной мере находит отражение и в дочерних организациях. Существующее сегодня в обществе система социального партнерства дает возможность регулировать социально-трудовые отношения в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями, соблюдая баланс интересов работников и работодателей. При этом нельзя допускать снижения достигнутого уровня социальной защищенности работников и членов их семей, сохраняя социальную стабильность в Обществе. Соблюдать баланс между интересами компании и работающих в ней сотрудников непросто. Особенно при нестабильности мировой и российской экономики.

Отправной точкой социально-экономического развития регионов является газификация. Газификация - это, прежде всего, социальный проект, направленный на развитие экономики страны и улучшение условий жизни населения. Программа газификации регионов не рассматривается с точки зрения прибыли. С ней увязаны улучшение качества жизни населения, создание на предприятиях новых рабочих мест, улучшение экологической обстановки, появление новых возможностей для бизнеса. В период с 2005 по 2009 годы «Газпром» направил на газификацию регионов более 90 млрд руб., благодаря чему было построено 885 межпоселковых газопроводов протяженностью более 14 тыс. км. Программа газификации в 2009 году охватывала 69 субъектов Российской Федерации, в то время как в 2005 году - всего 25. В период с 2009 по 2013 годы «Газпром» направил на газификацию 141,7 млрд руб. Следует также отметить, что газификация Дальнего Востока и Восточной Сибири является ключевым элементом Восточной программы, реализацию которой начал «Газпром». Уже в ближайшей перспективе получат газ жители Приморского и Хабаровского края, Сахалина и Камчатки.

Базовым принципом деятельности Общества является внимание к экологии, соблюдение баланса между охраной окружающей среды и максимально рациональным использованием природных ресурсов. Важнейшей задачей компаний, работающих в нефтегазовом комплексе, является снижение (нейтрализация) негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в регионах добычи нефти и газа. Особенно актуально это для российского Севера, где решение социально-экологических проблем должно осуществляться с учетом интересов коренного населения. «Газпром» и его дочерние компании вкладывают значительные средства в проведение экологических мероприятий, способствующих сохранению благоприятной природной среды. В 2013 году «Газпром» направил на охрану окружающей среды около 60 млрд руб. - в 3 раза больше, чем в 2010 г.

Группа Газпром демонстрирует стабильные сокращения воздействия на атмосферный воздух. За период 2010-2014 гг. снижение валовых загрязняющих веществ составило 427,8 тыс. т (13%), уменьшение сбросов в поверхностные водные объекты - 22%. В 2014 году «Газпром» был признан мировой российской энергетической компанией в области снижения выбросов парниковых газов и корпоративной климатической стратегией в рейтинге CDR (Carbon Disclosure Project). «Газпром» - единственная в мире компания, имеющая собственную корпоративную экологическую инспекцию.

Ярким примером эффективного взаимодействия компании и региональных властей в области охраны окружающей среды является ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе. В ЯНАО в связи с разработкой новых газовых месторождений происходит увеличение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду, особенно на атмосферный воздух и поверхностные водные объекты. Поэтому в 2006-2008 гг. была разработана Ведомственная целевая программа «Оздоровление и охрана окружающей среды на территории ЯНАО». В рамках данной программы определено состояние земель, в том числе оленьих пастбищ, и разработаны конкретные мероприятия по увеличению их продуктивности и вовлечению в хозяйственный оборот.

Другим ярким примером участия в крупных специальных проектах и программах является масштабная инвестиционная программа «Газпром-детям», которая реализуется с 2006 года. В рамках осуществления этой программы проводятся разнообразные мероприятия: это проведение фестивалей и соревнований под патронатом компании, организация секций и кружков, пропаганда здорового образа жизни, создание современной спортивной инфраструктуры во всех регионах страны, включая не только крупные мегаполисы, но и отдельные деревни и села. В период с 2007 по 2013 гг. на реализацию этого крупнейшего социального проекта корпорации было направлено более 20 млрд рублей. Основные задачи программы связаны с созданием условий для гармоничного духовного и физического развития детей и подростков.

Программа «Газпром-детям» является всероссийской и охватывает 73 региона страны. В ее реализации задействованы 45 дочерних обществ и организаций «Газпрома», а также 50 региональных газовых компаний, входящие в структуру Межрегионгаза. На начало 2013 года в спортивных секциях и творческих кружках «Газпрома» занималось более 200 тысяч детей. На сегодняшний день в рамках Программы построено и реконструировано более 1 тыс. спортивных объектов. Это спортивные площадки, корты и футбольные поля, оздоровительные комплексы и стадионы, детские спортивные городки, базы отдыха, культурно-спортивные центры. Кроме того, программа «Газпром-детям» предполагает работу по развитию творческого потенциала подрастающего поколения. Наряду с традиционным проведением детских праздников в российских регионах, планируется значительно увеличить количество кружков и секций художественной самодеятельности, что поможет привлечь к участию в них до 120 тысяч детей.

Именно крупнейшей компании под силу успешно решить проблему возрождения детского и подросткового физического воспитания. Даже если рассматривать проекты социальной поддержки с точки зрения экономических интересов компании, то очевидно, что забота о подрастающем поколении -весьма эффективный вид вложений, поскольку молодежь - это потенциальные работники корпоративных структур или смежных организаций.

В своей спонсорской и благотворительной деятельности Компания ориентирована на поддержку таких сфер общественной жизни как культура, спорт, образование, наука, участвует в крупных проектах, направленных на возрождение национальных традиций, сохранение художественных и исторических ценностей, преумножение лучших традиций отечественной сцены и театрального искусства. Среди давних партнеров «Газпрома» в области укрепления и развития культурного наследия - Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный академический Мариинский театр, другие центры российской культуры. В 2014 году в рамках программы года культуры в России реализован культурно-просветительский проект «Мастера мирового исполнительского искусства». Концерты и мастер-классы ведущих мировых музыкантов-исполнителей состоялись в трех российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке.

«Газпром» активно поддерживает развитие отечественной науки, является учредителем многих российских научных общественных организаций и фондов, среди которых Высший инженерный совет Российской Федерации, неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского и др. При поддержке «Газпрома» ежегодно присуждается Международная премия «Глобальная энергия» за значительные открытия, изобретения и разработки в области энергетики. Традиционно реализуются проекты с Российским государственным университетом нефти и газа им. И.М. Губкина, Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом и другими опорными вузами, направленные на поддержку и развитие российского высшего образования.

«Газпром» уделяет большое внимание развитию физической культуры и спорта. «Газпром» оказывает традиционную поддержку олимпийским сборным России, является генеральным спонсором российского футбольного клуба «Зенит», партнером Всероссийской федерации художественной гимнастики, поддерживает различные национальные спортивные федерации, спортивные команды и отдельных перспективных спортсменов.

«Газпром» полностью выполнил Олимпийскую инвестиционную программу. Вблизи поселка Красная поляна в районе Сочи при участии «Газпрома» создан современный комплекс для проведения лыжных гонок и соревнований по биатлону. Этот первый объект подобного типа в России, расположенный в среднегорье, на высоте 1430-1600 метров над уровнем моря. Помимо спортивных объектов,

«Газпром» построил и ввел в эксплуатацию адлерскую ТЭС и газопровод Джубга - Лазаревское -Сочи, имевшие важнейшее значение для энергообеспечения зимних Олимпийских игр и Черноморского побережья Краснодарского края. Еще на стадии строительства и проектирования для каждого объекта выбирался вариант максимально эффективного использования после окончания Игр. «Газпром» не только внес огромный вклад в подготовку спортивных объектов и социальной инфраструктуры, но и выделил большие средства для содействия спортивным федерациям для целевой подготовки к Олимпиаде.

Следует отметить, что «Газпром» продолжает расширять географию международного детского социального проекта «Футбол для дружбы», являющегося частью программы «Газпром-детям», и принял решение о двойном увеличении числа стран-участниц этого проекта. В 2015 году в проекте приняли участие детские и юношеские команды из России и 24 зарубежных стран в возрасте от 12 до 14 лет. Главная цель проекта - через увлечение футболом привить молодому поколению уважение к другим культурам и национальностям, а также интерес к здоровому образу жизни.

Важнейшей культурной акцией «Газпрома» является возрождение в российских столицах газового освещения. Газовое освещение, будучи одновременно символом прогресса и частью культурного наследия, в наше время должно стать еще и символом связи времен, сделать исторические центры российских городов более романтичными. Поэтому в России предполагается восстановить газовое освещение прежде всего в тех местах, где оно было в начале ХХ века, чтобы газовые фонари не потерялись в свете электрических. Прежде всего речь идет о Санкт-Петербурге и Москве. В Санкт-Петербурге реализован большой городской проект по замене подвесных ламп на чугунные фонари в центре города.

Таким образом, «Газпром» все более активно включается в жизнь общества, выходящую за рамки профессиональной ориентации. Особенно это ощутимо в тех регионах, где с приходом крупных компаний налаживается взаимовыгодное социальное партнерство бизнеса и властных структур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вестник Ассоциации Менеджеров // Ведомости, 18 октября 2001.

2. «Газпром» в цифрах. 2009-2013 гг. Справочник. М., 2014.

3. Герасимов Г. Дэвид Рокфеллер и ответственность богатства // У1Р-Ргеш1ег. 2009. № 11-12.

4. Исламгалиева Е.Р. Социальная защита работников как приоритетное направление реализации достойного труда в нефтегазовой отрасли России // Газовая промышленность. 2016. № 2.

5. Касьян Е. Человеческий фактор // Газпром. 2009. № 3.

6. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.

7. Координация работы // Газпром. 2009. № 12.

8. Орлов С. Спортивный интерес // Сибирская нефть. 2011. № 8 (85). С. 52-56.

9. Ротенберг Р. Использование концепции социальной ответственности бизнеса крупными российскими компаниями // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Вып. 9. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

10. Симонова И.Ф., Исламгалиева Е.Р. Направления совершенствования реализации концепции достойного труда в России // Нефть, газ и бизнес. 2014. № 12. С. 54-58.

11. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А.Н. СПб.: Питер, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Хузиева Э.Ф. Становление и развитие корпоративной культуры организации в трансформирующемся обществе (на материалах Республики Татарстан): автореферат дис. ... канд. социолог. наук. Казань, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.