СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Е. Н. КАРТУШИНА
Цель работы: определить формы и направления социально ответственной деятельности регионального бизнеса.
В статье рассмотрены подходы к определению социальной ответственности бизнеса. Установлено, что в настоящее время нет единого представления о сущности социальной ответственности бизнеса. Выявлено отношение к социальной ответственности российского делового сообщества. Определено, что социальная ответственность включает комплексную ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений. Определены направления развития социальной ответственности региональных предприятий, возможности их участия в социальном развитии региона. Приведены примеры деятельности региональных предприятий по различным направлениям: забота об улучшении условий труда и социального благополучия работников; участие в поддержании благополучия общества через благотворительность в отношении сирот, инвалидов и других социально уязвимых групп населения; стремление улучшить территорию, на которой расположено предприятие; ведение совместных с местной администрацией проектов и другая деятельность. Рассмотрен опыт успешного взаимодействия бизнеса и региональной власти по развитию социально ответственной деятельности предприятий.
Сделан вывод о том, что приоритетными направлениями деятельности для тамбовского бизнеса остаются забота о персонале, о развитии местного сообщества и ответственность перед органами государственной власти.
Ключевые слова: социальная ответственность, региональные предприятия, социальные проекты, региональный бизнес.
Деятельность современных предприятий и корпораций является основой экономических отношений и влияет на социальные процессы, протекающие в обществе. Бизнес вовлечен в жизнь общества и взаимодействует со множеством взаимозависимых лиц и организаций. Необходимость социальной ответственности в деятельности бизнеса становится все более актуальной в обществе и среди руководителей фирм. Социальная ответственность становится важной составляющей корпоративной стратегии современных предприятий и организаций.
В настоящее время нет единого представления о сущности социальной ответственности бизнеса. Существующие подходы едины в том, что социальная ответственность означает ответственность компании перед людьми и организациями, с которыми связана ее деятельность, а также ее ответственность перед обществом в целом.
В Европе экономическое развитие организации тесно связано с социальной ответственностью бизнеса. Залогом устойчивого развития и повышения конкурентоспособности, еще в 70-х гг. XX в., были обозначены инвестиции в человеческий капитал, окружающую среду и в отношения с обществом.
В России в 2004 г. была принята Социальная хартия российского бизнеса, разработанная РСПП, в которой впервые системно была сформулирована общественная роль, миссия, ценности и цели корпоративной ответственности. Хартия представляет своего рода стандарт ответственного подхода к ведению бизнеса для российских компаний. Это новый формат оценки совместного вклада бизнеса и его партнеров в устойчивое развитие страны и социальное благополучие. Это свод основополагающих принципов ответственной деловой практики, в котором прописаны взаимоотношения работника с работодателем, институтами гражданского общества, властными структурами, местным сообществом, обозначены принципы, связанные с экологической безопасностью. Бизнес-сообщество считает, что тема социальной ответственности бизнеса должна быть «деполитизирована» и рассматриваться как достижение устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным интересам акционеров, соответствует социальным целям общества, способствует достижению социального мира, безопасности и бла-
гополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека [15].
К Социальной хартии присоединились 246 компаний, отраслевых и региональных объединений бизнеса. Социальная хартия признана организациями бизнеса и соответствует документам, принятым на международном уровне [16].
В редакции Социальной хартии 2007 г. представителями делового сообщества Российской Федерации заявлено, что успешное развитие предпринимательской деятельности невозможно без устойчивого развития общества и неотделимо от него. Деятельность компаний должна способствовать достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека. Каждая компания оказывает воздействие на общество, в котором она живет и действует, и, одновременно, испытывает на себе его влияние. Последствия деловой активности все чаще приобретают общенациональные и глобальные масштабы.
В Хартии представители предпринимателей, опираясь на фундаментальные общечеловеческие ценности, нормы международного права, Конституцию и законы Российской Федерации, учитывая экологические и социальные последствия собственной деятельности, стремясь достигать высоких долгосрочных экономических и социальных результатов на основе баланса интересов акционеров, государства, работников, поставщиков и потребителей, общественных институтов и общества, определили корпоративную социальную ответственность как часть эффективных бизнес-стратегий, прежде всего, связанных с деятельностью и задачами развития каждой компании [14].
Российское законодательство также стремится дать определение деятельности предпринимателей по поддержке граждан и юридических лиц.
Федеральным законом №135-ФЗ от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [18] установлены основы правового регулирования благотворительной деятельности, и определены возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Благотворительная деятельность определена как добровольная деятельность граждан и юридических лиц, на бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) основе осуществляющих передачу денежных и других материальных средств, проведение работ, предоставление услуг и оказание иной поддержки гражданам и юридическим лицам.
Федеральное законодательство предоставляет определенные льготы по реализации социальных
программ коммерческими организациями в области здравоохранения, пенсионного обеспечения, образования и жилищной политики.
«Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ № 1054-р от 30 июля 2009 г.) [19] обобщила все действующие формы поддержки социально ответственного бизнеса со стороны государства и определила перспективы дальнейшего развития. Основной целью государственной политики в области содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности заявлена активизация их потенциала как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами.
По заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в августе-сентябре 2009 г. был проведен опрос ВЦИОМ. Опрошено 1200 предпринимателей (крупные, средние, малые предприятия), представляющих 3 макроотрасли (промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) в 40 субъектах России [18]. Рассказывая о мотивах своего участия в программах развития территорий, бизнесмены чаще всего говорят о том, что это общераспространенная практика, своеобразная «норма жизни» для бизнесменов (42 %). 29 % полагают, что представители бизнеса должны помогать социально незащищенным слоям, 21 % - что бизнес должен брать на себя часть социальных расходов местных и региональных властей. 30 % помогают территории, опасаясь, что в ином случае его предприятие впадет в немилость у властей. Значимы также личные просьбы, обращения за помощью к бизнесменам со стороны мэров, сотрудников муниципалитетов (22 %), а также губернаторов и сотрудников обладминистраций (10 %).
В социально ответственной деятельности бизнеса можно выделить несколько направлений. Во-первых, это непосредственные обязательства организации перед нормами и требованиями государства: оплата налогов, выплата заработной платы. Во-вторых, это социальная политика организации в отношении собственных работников: улучшение условий работы, развитие персонала, охрана здоровья, развитие социальной сферы и другая деятельность. Такая деятельность чаще всего определяется как корпоративная социально ответственная деятельность и помогает избегать текучести кадров, привлекать лучших специалистов, обеспечивать рост производительности тру-
да, имиджа и репутации, обеспечивать рекламу товаров и услуг и устойчивость развития компании. Третье направление предполагает благотворительную деятельность организации: спонсорство и корпоративную благотворительность; содействие охране окружающей среды; взаимодействие с местным сообществом и местной властью; готовность участвовать в кризисных ситуациях; ответственность перед потребителями товаров и услуг [8].
В обществе сложились определенные преставления о многочисленных сферах, в которых организации должны ответственно действовать. Это защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т. п.
Социальная ответственность бизнеса определяется фондом «Институт экономики города» как широкое понятие, включающее комплексную ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений [3].
Выделено несколько составляющих социальной ответственности. Это ответственность перед деловыми партнерами, перед сотрудниками, перед местными сообществами и населением в целом. В соответствии с этими составляющими компания как ответственный деловой партнер в рамках социальной ответственности означает честную деятельность компании в соответствии с правовыми и этическими нормами ведения цивилизованного бизнеса.
Социально ответственная компания как ответственный работодатель действует в соответствии с нормами трудового права (а зачастую и превосходит их, предоставляя сотрудникам дополнительное социальное обеспечение), заботится об условиях труда и социальном благополучии своих работников.
Социально ответственная компания как ответственный гражданин обязана платить установленные налоги и вести свою деятельность в соответствии с нормами установленного законодательства, как на местном, так и на международном уровне. Компания может не только выполнять обязательства, возложенные на нее в законодательном порядке, но и брать на себя определенную дополнительную ответственность.
Компания как участник социальных отношений участвует в поддержании благополучия общества через благотворительность в отношении сирот, инвалидов и других социально уязвимых групп населения.
В последнее время социальная ответственность бизнеса рассматривается с позиции корпо-
ративного гражданства, то есть корпорация рассматривается как гражданин определенной территории, местного сообщества, при этом компания стремится улучшить территорию, на которой она расположена. Речь может идти не только об охране окружающей среды в местах работы компании, но и развитии социальной инфраструктуры, ведении совместных с местной администрацией проектов и т. д.
Компания может рассматривать себя и как гражданина в масштабах страны или нации, тогда она выступает уже в роли общественного деятеля.
Сотрудничество бизнеса и общества в качестве особого направления предпринимательской деятельности, несомненно, должно опираться на определенные институциональные основы. Помимо соответствующей законодательной базы, необходимы также и определенные установки, обладающие характером категорического императива. К таковым могут относиться особые модели отношений между менеджментом и обществом, как, например, Сошге1 в филиппинской компании РНШМА. Их стратегия социальной политики вполне могла бы быть образцом для российских компаний [5].
В субъектах РФ принимают собственные законы, направленные на стимулирование благотворительной деятельности, и создают условия для развития благотворительности, определяя дополнительные гарантии ее поддержки и меры поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В Тамбовской области степень ответственности бизнеса во всех сферах оценивают как показатель степени развитости, зрелости [8]. Отношения с региональным бизнес-сообществом выстраиваются таким образом, чтобы социальные программы развития территорий все больше увязывались со стратегиями бизнеса. Возникла новая форма взаимодействия бизнеса и власти, при которой компания помимо стандартных обязательств перед работниками и бюджетом берет на себя обязательства развития территории, определяя вместе с властью его приоритеты, определяемая как социально-экономическое партнерство. Существуют уже реальные примеры реализуемых проектов. Компании, которые создают в регионе крупные комплексы в аграрном секторе, вкладывают средства в социальную инфраструктуру, строят жилье, помогают своим работникам обустроиться, работают на более широкую и продолжительную перспективу.
Разумеется, определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государ-
ственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей [2], но региональный бизнес, активно сотрудничая с органами государственной власти, способствует реализации многих социальных программ.
В 2013 г. в Тамбовской области на основе федерального и регионального законодательства разработано и действует Положение о критериях отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность, направленную на решение социальных проблем, и претендующих на субсидирование части затрат [13]. Основными критериями отбора претендентов являются направленность деятельности на решение социальных проблем: содействие профессиональной ориентации и трудоустройству; социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях; создание новых рабочих мест и прием в штат инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных в течение двух лет из мест принудительного заключения, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и другие важные, для решения социальных проблем, направления деятельности.
В Общественной палате Тамбовской области считают, что особенно активным сотрудничество бизнеса и общества должно быть в таких сферах, как образование, здравоохранение, экология, регулирование потоков трудовой миграции, а также в обсуждении вопросов ипотечного кредитования и социальных проблем армии [4]. Российские граждане ждут от бизнеса не только качественных товаров и достойных условий труда и оплаты, но и вклада в российскую экономику, защиту окружающей среды, борьбу с бедностью, оказание адресной социальной помощи и поддержку благотворительных организаций. Инструментом реализации социальной ответственности бизнеса должно стать трехстороннее партнерство органов государственной власти, НКО и бизнеса.
Проблема социальной ответственности бизнеса беспокоит и представителей Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей [12]. По их мнению, социальная инфраструктура (санатории, детские лагеря отдыха) всегда находила поддержку руководителей промышленных предприятий. В настоящее время такие объекты являются убыточными, и предприятиям их содержать невыгодно, эти же деньги
можно потратить, к примеру, на модернизацию оборудования. Поэтому государству очень важно поддержать эту социальную направленность бизнеса, предоставить преференции таким заводам, потому что они выполняют важную социальную функцию.
Анализ деятельности региональных предприятий позволяет выявить различные направления социальной ответственности:
- забота об улучшении условий труда и социального благополучия работников;
- участие в поддержании благополучия общества через благотворительность в отношении сирот, инвалидов и других социально уязвимых групп населения;
- стремление улучшить территорию, на которой расположено предприятие;
- ведении совместных с местной администрацией проектов и другая деятельность.
Одним из направлений социальной политики «Роснефти» в Тамбове является спорт. Компания стала генеральным партнером XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. «Роснефть» также является генеральным партнером сочинских XI зимних Паралимпийских игр - до конца 2014 г., олимпийского и паралимпийского комитетов России - до конца 2016 г., а также олимпийских и паралимпийских сборных нашей страны 2010, 2012, 2014 и 2016 гг. Более 15 % сотрудников Компании регулярно занимаются спортом, участвуя в «Спартакиадах» на всероссийском и региональных уровнях. Корпоративные спортивные мероприятия, в которых участвуют работники компании, создают особую атмосферу в коллективах, корпоративный дух и возможность для популяризации здорового образа жизни, а также дают возможность для дополнительной самореализации и получения радости не только от результатов, но и от побед над собой и обстоятельствами.
Социальная политика для администрации ОАО «Тамбовский завод «Октябрь», вошедшем с января 2007 г. в состав интегрированной структуры «Концерн «Созвездие», первостепенна. В настоящее время это одно из немногих в Тамбовской области предприятий, сумевших сохранить свои базы отдыха, где летом поправляют здоровье работники и их дети. Кроме того, каждый год накануне 9 Мая на предприятии традиционно принято чествовать участников Великой Отечественной войны. Организуются торжества в честь этого большого праздника, поддерживается связь со всеми участниками войны, работавшими на заводе. Организована адресная помощь всем ветеранам предприятия.
Возможности реализации корпоративной социальной ответственности зависят, прежде всего, от уровня финансового состояния предприятия и его положения на рынке.
Руководство и коллектив УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России» в рамках сотрудничества с Фондом «Возрождение православных святынь» принимает участие в благотворительной акции, направленной на оказание помощи в строительстве храма в одном из сел области.
Крупное объединение по производству комбикормов в составе дочернего предприятия Группы компаний «Русагро» ООО «Тамбовский бекон» предполагает в ближайшее время строительство поселка из 50 жилых домов для специалистов предприятия [11].
Ответственность перед персоналом на тамбовских предприятиях включает различные показатели. Это и размер финансовых выплат, подготовка и обучение персонала, санаторно-курортное лечение, медицинское обслуживание, наличие коллективного договора, удовлетворенность работника трудом, удовлетворенность кадровой политикой, удовлетворенность психологическим климатом, социальная политика организации.
В филиале «Дмитриевский» ООО «Аготехно-логии» агрохолдинга «Русагро», занимающемся растениеводством на территории области, предоставляют стабильный социальный пакет, обеспечивают рост зарплаты, выплачивают премии по итогам года и к праздникам, обеспечивают путевками в санаторий [1].
Помимо коммерческой деятельности, банк ВТБ в Тамбове занимается социальной деятельностью, оказывает благотворительную и спонсорскую помощь спортивным учреждениям, военно-патриотическим клубам, общественным фондам и культурным организациям.
Завод «Пигмент» в дополнение к общепринятым гарантиям предоставляет своим сотрудникам значительный перечень дополнительных преференций, как материальных, так и нематериальных. Огромное внимание уделено медицинскому обслуживанию, обучению и переподготовке персонала, детскому отдыху, досуговой деятельности, спорту [10].
Таким образом, приоритетными направлениями деятельности для тамбовского бизнеса остаются забота о персонале, развитии местного сообщества и ответственность перед органами государственной власти.
В октябре 2013 г. в Тамбове, в рамках III Покровской ярмарки, состоялся международный форум «Социальное предпринимательство. Человек в
центре внимания», посвященный социальному предпринимательству [9]. Социальные проекты способны стимулировать развитие молодежного предпринимательства, активно содействовать трудоустройству инвалидов, решению различных социальных проблем граждан, осваивать новые направления деятельности. Региональные власти готовы оказать поддержку начинаниям, которые призваны решать социальные проблемы, содействовать созданию новых рабочих мест и трудоустройству граждан. Для этого действуют системы выделения грантов и субсидий. В рамках форума подписаны важные для области соглашения в социальной сфере, демонстрирующие успешный опыт и практику взаимодействия органов государственной власти, кредитных организаций, некоммерческих организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере.
Таким образом, региональный бизнес приходит к выводу, что «инвестиции в социальную сферу, науку, экологию и человеческий капитал для предпринимателей не менее (а зачастую и более!) выгодны в долгосрочной перспективе, чем инвестиции в производство» [6]. Социально ответственное предприятие приобретает существенные конкурентные преимущества. Во-первых, в условиях повышения уровня качества жизни в организации уменьшается текучесть кадров, появляется возможность привлечения квалифицированного персонала. Во-вторых, растет репутация предприятия и улучшается имидж, что со временем ведет к росту прибыли. В-третьих, сохраняется устойчивое развитие компании и появляется возможность планирования бизнеса на долгосрочную перспективу, что, в свою очередь, открывает перспективы привлечения инвестиций.
Государственная и муниципальная власть озабочена, прежде всего, обеспечением занятости, выплатой налогов предприятиями, соответствием их деятельности требованиям закона и вкладом в экономический рост региона, заботой об окружающей среде и поддержкой местной общественной деятельности.
Литература
1. Андреева А. Секреты удачного урожая // АиФ-Тамбов, 2013. № 41. С. 13.
2. Голубева Л. Ф. Проблемы организации социальной защиты многодетных семей и пути их решения // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, № 6. 2013. С. 4.
3. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / авт.: С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Т. С. Сиваева; под. ред.: М. И. Либоракиной. М., 2003. С. 12-15.
4. ИА «Тамбов-информ». URL: http://tambov. allbusiness.ru
5. Кудрявцев А. А. Современное российское законодательство и вопросы регулирования социальной ответственности бизнеса // Российское предпринимательство. 2005. № 10 (70). С. 90-95.
6. Кузнецова О. Б. Социальная ответственность бизнеса в России: частное мнение // Российское предпринимательство. 2005. № 9 (69). С. 91-94.
7. Николаева Е. А. Социальная ответственность российского бизнеса // ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER. 2012. № 8. С. 53.
8. URL http //www.tambov.gov.ru
9. URL http //tvtambov.ru
10. URL http //www.krata.ru
11. URL http //ria.ru
12. URL http //www.totpp.ru
13. URL http //www.rg.ru
14. URL http //www.roscomsys.ru
15. URL http //chelt.ru
16. URL http //www.rspp.ru
17. URL http //wciom.ru
18. URL http //www.consultant.ru
19. URL http //www.economy.gov.ru
* * *
SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS AT REGIONAL LEVEL
Ye. N. Kartushina
Objective: to define forms and the directions of social and responsible activity of regional business.
In article approaches to definition of social responsibility of business are considered. It is established that now there is no uniform idea of essence of social responsibility of business. The relation to social responsibility of the Russian business community is revealed. It is defined that social responsibility includes complex responsibility of the business partner, the employer, the citizen and the participant of the social relations. The directions of development of social responsibility of the regional enterprises, possibilities of their participation in social development of the region are defined. Examples of activity of the regional enterprises for various directions are given: care of improvement of working conditions and social wellbeing of workers; participation in maintenance of wellbeing of society through charity concerning orphans, disabled people and other socially vulnerable groups of the population; aspiration to improve the territory in which the enterprise is located; maintaining joint projects with local administration and other activity. Experience of successful interaction of business and the regional power on development of socially responsible activity of the enterprises is considered.
The conclusion that priority activities for the Tambov business there are care of the staff, of development of local community and responsibility before public authorities is drawn.
Key words: social responsibility, regional enterprises, social projects, regional business.