Научная статья на тему 'Тенденции социальной ответственности российского бизнеса: состояние и проблемы (часть 2)'

Тенденции социальной ответственности российского бизнеса: состояние и проблемы (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
394
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ / SOCIAL RESPONSIBILITY / BUSINESS / INSTITUTIONALIZATION / SOCIAL REPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коровина Лариса Николаевна

В начале XXI века в российском обществе начали активно обсуждать тему социальной ответственности бизнеса, а бизнес-структуры приступили к ее практической реализации. Прошедшие 15 лет позволяют подвести некоторые итоги этих процессов. Цель работы на основе имеющегося фактографического материала сформулировать основные тенденции, сложившиеся в российской практике реализации концепции социальной ответственности. В работе сделан акцент на основополагающую тенденцию в развитии социальной ответственности бизнеса, а именно, на ее институционализацию. Автор выделяет шесть основных направлений институционализации социальной ответственности. Во-первых, создаются специальные институциональные негосударственные структуры, предназначенные для распространения принципов социально ответственного поведения в бизнес-среде. Это свидетельствует о децентрализации социальной ответственности бизнеса. Во-вторых, стандартизация социальной ответственности бизнеса. В рамках этого направления разрабатываются и внедряются стандарты и индексы корпоративной социальной ответственности. В-третьих, концептуализация проблематики социальной ответственности. В рамках этого течения автор отмечает, что в ведущих отечественных документах сформулированы основные положения концепции социальной ответственности. В-четвертых, институционализация социальной ответственности на микроуровне, выражающаяся в создании внутренних документов, содержащих основные положения социально ответственного поведения, и соответствующих структурных подразделений, занимающихся социальными программами. В-пятых, формируется механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества в вопросах развития социальной сферы. В-шестых, происходит формирование инструментов институционализации социальной ответственности социальной (нефинансовой) отчетности и социального аудита, воспринимаемые как инструменты повышения прозрачности и открытости деятельности компании. Статья может быть полезна всем, кто интересуется вопросами социальной ответственности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE RUSSIAN BUSINESS: STATE AND PROBLEMS (PART 2)

At the beginning of the XXI century in the Russian society started discussing actively a subject of social responsibility of business, and business structures started its practical realization. Last 15 years allow to sum up some results of these processes. The work purpose on the basis of the available factual material to formulate the main tendencies which developed in the Russian practice of implementation of the concept of social responsibility. In work the author placed emphasis on a fundamental tendency in development of social responsibility of business, namely, on its institutionalization. The author allocated six main directions of an institutionalization of social responsibility. First, the special institutional non-state structures intended for distribution of the principles of socially responsible behavior in a business environment appear. It testifies to decentralization of social responsibility of business. Secondly, standardization of social responsibility of business. Within this direction standards and indexes of corporate social responsibility develop and take root. Thirdly, conceptualization of a perspective of social responsibility. Within this current the author noted that in the leading domestic documents there are basic provisions of the concept of social responsibility. Fourthly, the institutionalization of social responsibility at the microlevel expressed in creation of the internal documents containing basic provisions of socially responsible behavior, and the relevant structural divisions which involve in social programs. Fifthly, the mechanism of interaction of the power, business and society in questions of development of the social sphere forms. Sixthly, there is a formation of tools of an institutionalization of social responsibility the social (non-financial) reporting and social audit, perceived as instruments of increase of transparency and openness of activity of the company. Article can be useful to all who has interest in questions of social responsibility of business.

Текст научной работы на тему «Тенденции социальной ответственности российского бизнеса: состояние и проблемы (часть 2)»

ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

(ЧАСТЬ 2)

КОРОВИНА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: lara.corowina@yandex.ru

В начале XXI века в российском обществе начали активно обсуждать тему социальной ответственности бизнеса, а бизнес-структуры приступили к ее практической реализации. Прошедшие 15 лет позволяют подвести некоторые итоги этих процессов. Цель работы - на основе имеющегося фактографического материала сформулировать основные тенденции, сложившиеся в российской практике реализации концепции социальной ответственности. В работе сделан акцент на основополагающую тенденцию в развитии социальной ответственности бизнеса, а именно, на ее институционализацию. Автор выделяет шесть основных направлений институционализации социальной ответственности. Во-первых, создаются специальные институциональные негосударственные структуры, предназначенные для распространения принципов социально ответственного поведения в бизнес-среде. Это свидетельствует о децентрализации социальной ответственности бизнеса. Во-вторых, стандартизация социальной ответственности бизнеса. В рамках этого направления разрабатываются и внедряются стандарты и индексы корпоративной социальной ответственности. В-третьих, концептуализация проблематики социальной ответственности. В рамках этого течения автор отмечает, что в ведущих отечественных документах сформулированы основные положения концепции социальной ответственности. В-четвертых, институционализация социальной ответственности на микроуровне, выражающаяся в создании внутренних документов, содержащих основные положения социально ответственного поведения, и соответствующих структурных подразделений, занимающихся социальными программами. В-пятых, формируется механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества в вопросах развития социальной сферы. В-шестых, происходит формирование инструментов институционализации социальной ответственности - социальной (нефинансовой) отчетности и социального аудита, воспринимаемые как инструменты повышения прозрачности и открытости деятельности компании. Статья может быть полезна всем, кто интересуется вопросами социальной ответственности бизнеса.

Ключевые слова социальная ответственность, предпринимательство, институционализация, социальный отчет

В предыдущей статье был сформулирован ряд тенденций концепции социальной ответственности бизнеса, сложившихся в российской практике.

Еще одним направлением является институ-ционализация социальной ответственности.

Институт корпоративной социальной ответственности (КСО) в западном сообществе формировался в течение нескольких десятилетий.

Россия преодолевает этот путь ускоренными темпами. В русле этого процесса можно выделить следующие направления:

Во-первых, создаются специальные институциональные структуры, предназначенные для распространения принципов социально ответственного поведения в бизнес-среде.

На уровне национальной экономики активно разработкой концепции социальной ответствен-

ности занимается Российский союз промышленников и предпринимателей (РС1III) через Комитет по социальной ответственности бизнеса, а также Торгово-промышленная палата, Академия народного хозяйства, Ассоциация менеджеров России. Создан ряд общественных организаций -Центр деловой этики и корпоративного управления (Санкт-Петербург), Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), общественные организации малого и среднего бизнеса - ОПОРА, Деловая Россия. Это свидетельствует о децентрализации социальной ответственности бизнеса.

При правительстве России функционирует Совет по конкурентоспособности и предпринимательству с целью разработки совместных проектов на основе взаимной ответственности и взаимного интереса. Но нет органа федерального зна-

L. N. KOROVINA

чения, занимающегося регулированием вопросов в сфере КСО.

Определенным этапом в институционализа-ции КСО явилось создание в 2005 г. Технического комитета по стандартизации «Социальная ответственность», функционирующего при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Целью его создания явилась разработка национальных стандартов в области корпоративной социальной ответственности, приведение к единому знаменателю терминологии и принципов, регламентация обмена информацией и др. Следует отметить, что в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» все национальные стандарты носят исключительно добровольный характер [1].

В этот же период начали создаваться клубные объединения, выполняющие информационную функцию в области концепции корпоративной социальной ответственности. Например, Деловой клуб по развитию нефинансовой отчетности, Клуб корпоративных филантропов на базе журнала «Бизнес и общество», клуб Института корпоративного развития Группы компаний РЕНОВА [2].

Во-вторых, стандартизация социальной ответственности бизнеса. В рамках этого направления разрабатываются и внедряются стандарты и индексы корпоративной социальной ответственности, распространяется практика составления добровольных нефинансовых отчетов корпораций о соответствии этим стандартам. Отечественное бизнес-сообщество использует в своей деятельности международные стандарты и разрабатывает собственные документы, регламентирующие реализацию корпоративной ответственности на практике.

В России в 2002 г. был разработан Кодекс корпоративного поведения и Российским союзом предпринимателей и промышленников приняты Хартия корпоративной и деловой этики. В 2004 г. РСПП утвердил Социальную хартию российского бизнеса (в 2007 г. она была дополнена с учетом современных требований). Ассоциация менеджеров России в 2006 г. подписала Меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности».

Помимо названных, приняты и другие нормативные документы - стандарт ТПП РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ», стандарт «Социальная ответственность организации. Требования. ВОК-КСО-2007», Концепция российской модели социального аудита. Рекомендации по использованию базовых индикаторов результативности деятель-

ности компаний в корпоративной нефинансовой отчетности.

Особо следует отметить стандарт ВОК-КСО-2007 «Социальная ответственность организации», который не имеет аналогов в России и за рубежом, поскольку охватывает все основные составляющие социальной ответственности: право на труд и охрану труда, качество продукции и услуг, социальные гарантии для персонала, охрану окружающей среды, экономное ресурсосбережение, участие в социальных проектах, поддержку местных инициатив. В стандарте отсутствуют требования, предусматривающие добросовестную практику ведения бизнеса и составления финансовой отчетности, так как их регулирование осуществляется соответствующими законодательными актами, и контроль за ними возложен на соответствующие надзорные органы. Стандарт ВОК-КСО-2007 уже получил положительный опыт, подтвердивший возможность его практического использования как на уровне предприятий, так и региональных администраций и профсоюзов в ходе планирования и реализации мероприятий в социальной сфере. Этот стандарт дал возможность сертификации по основным составляющим КСО, поскольку содержит требования, подвергающиеся экспертизе и проверке.

На основе стандарта ВОК-КСО-2007 в 2008 г. Россией, Украиной, Казахстаном и Сербией принят международный стандарт С8Я-КСО-2008. Оба стандарта позволяют любой организации - от самой крупной до самой малой - самостоятельно или через сертификацию (Федеральное агентство «Ростехрегулирование» зарегистрировало систему добровольной сертификации деятельности организаций в области социальной ответственности «СОЦсерт») оценить свою приверженность принципам КСО.

Постепенно происходит расширение практики заключения глобальных тарифных соглашений. Глобальные тарифные соглашения предполагают заключение договора между профсоюзами и транснациональными корпорациями по соблюдению компаниями международных норм и принципов в области прав трудящихся. Первыми подписали такое соглашение Международный профсоюз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства(1СЕМ), российский Нефтегазстройпрофсоюз и ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2004 г.

В 2012 г. принят ГОСТ Р ИСО 26000:2012 «Руководство по социальной ответственности», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а

РСПП разработаны рекомендации по проведению самооценки компаний.

В-третьих, концептуализация проблематики социальной ответственности. В рамках этого течения следует отметить, что в ведущих отечественных документах сформулированы основные положения концепции социальной ответственности. Так, Меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности» определяет корпоративную социальную ответственность как философию поведения и концепцию построения как в целом деловым сообществом, так и отдельными представителями бизнеса, своей деятельности для достижения устойчивого развития и сбережения ресурсов для будущих поколений.

Принятая в 2004 г. Социальная хартия российского бизнеса способствовала становлению общего понимания в России термина социальной ответственности как в теоретическом, так практическом значении. Этот документ впервые сформулировал общественную роль, цели, миссию, ценности корпораций.

Произошла институционализация принципов КСО. Социальная хартия российского бизнеса и Меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности» установили общие этические принципы деятельности российского бизнеса

- производство качественной продукции (работ, услуг), строгое соблюдение требований законодательства, учитывая общественные ожидания и общепринятые этические нормы при ведении дел.

Сформулированы и признаны в научных кругах и бизнес-сообществе основные уровни социальной ответственности: базовый, предполагающий добровольное выполнение своих обязательств, второй связан с развитием своих работников и третий - это благотворительность.

В-четвертых, произошла институционализация социальной ответственности на микроуровне. Многие российские компании разработали кодексы деловой этики, в которых сформулированы миссия, принципы социально ответственного поведения. Все это зафиксировано в различных внутренних документах - общекорпоративных стратегиях развития бизнеса, коллективных договорах или в специальных документах по этому вопросу. Созданы отделы, управления, занимающиеся социальными программами, планируются специальные бюджеты, учреждаются специальные корпоративные фонды, участвующие в конкурсах на получение грантов. Все это свидетельствует о переходе к прозрачности, системности социальной ответственности и выходе на качественно иной уровень

- уровень социального инвестирования.

В-пятых, формируется механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества в вопросах развития социальной сферы.

Вопрос о взаимоотношениях власти, бизнеса и общества (первый, второй, третий сектор) в социальной деятельности активно обсуждается в научных кругах и претворяется на практике в ряде регионов России.

За период существования рыночных отношений произошло оформление трех названных секторов. Из номеклатурно-партийного аппарата выделилось собственно государство как «слуга закона», наделенное определенными функциями и полномочиями, и государственные учреждения также изменили характер своей деятельности. Произошел быстрый рост коммерческих структур, возникли общественно-политические движения, разнообразные общественные объединения и некоммерческие организации, оформилась правовая база, регулирующая принципы взаимодействия между различными секторами (Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Федеральный Закон «Об общественных объединениях», Федеральный Закон «О некоммерческих организациях», Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Они несовершенны, но хорошо уже то, что они продекларированы, обсуждены и хоть как-то работают.

Стало непреложным фактом, что отношения между всеми секторами общества должны строиться на принципах партнерства. Изначально социальное партнерство предполагалось использовать в системе социально-трудовых отношений. В таком смысле оно определено в Трудовом Кодексе РФ. В последние годы изменился смысл понятия «социальное партнерство». Под ним стали понимать конструктивное взаимодействие между государством, бизнесом и обществом.

В регионах заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Такие соглашения практикуют многие субъекты РФ - Иркутская, Тульская, Свердловская, Нижегородская, Кемеровская области, Кузбасс, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский края, Чувашия, Бурятия и др. В качестве сдерживающих факторов развития этой формы сотрудничества являются: слабая инициативность и отсутствие системного подхода в работе со стороны структурных подразделений администраций, невозможность заключения соглашений на длительный срок с представителями малого бизнеса, из-за нестабильности их дохода.

Создаются специализированные финансовые институты - фонды (Фонд развития Санкт-

Ь. N. КОЯОУШЛ

Петербурга, Фонд помощи жертвам Чернобыля, в Нижнем Новгороде - Фонд инвестиций в инфраструктуру города, в Татарстане - внебюджетный жилищный фонд при президенте и др.), но они далеко не всегда дают ожидаемые результаты, так как распределение средств фондов происходит без участия бизнес-сообщества.

В последние годы принят целый пакет законов, предоставляющих бизнес структурам России возможность формулировать свою позицию перед властными структурами, например: «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях». Однако практика обязательной экономической экспертизы и одобрения законодательных норм со стороны бизнеса в России пока не оформилась.

Ускорению процесса формирования института социальной ответственности будет способствовать дальнейшая работа, связанная с разъяснением новых правил и распространением успешных практик.

В-шестых, происходит формирование инструментов институционализации социальной ответственности - социальной (нефинансовой) отчетности и социального аудита.

Социальный отчет на сегодняшний день уже воспринимается как инструмент повышения прозрачности и открытости деятельности компании. Социальные отчеты позволяют дать оценку вклада бизнеса в решение социальных проблем, что повышает доверие к нему со стороны общества и государства и ведет к укреплению политической стабильности.

РСПП создал Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов, в котором сейчас учтено 564 отчета, начиная с 2000 г. То есть налицо положительная динамика в развитии этого процесса.

На регулярной основе составляют нефинансовую отчетность только представители крупного российского бизнеса, вовлеченные в международную торговлю, или располагающие активами за рубежом, так как этого требуют зарубежные правила ведения бизнеса. Малый и средний бизнес, в том числе частные и государственные компании, пока еще только пытается определиться в данной области, фактически игнорируя нефинансовую отчетность.

Как правило, в компаниях-лидерах нефинансовой отчетностью занимается на трех уровнях корпоративного управления: решение о необходимости составления нефинансовой отчетности принимают акционеры, разработкой и утвержде-

нием концепции отчета занимается Совет директоров, реализацией концепции занимается специальная структурная единица.

Информация, содержащаяся в нефинансовых отчетах, необходима, прежде всего, государству и иностранным акционерам.

Все еще велико непонимание роли и места нефинансовой отчетности в организации менеджмента и корпоративного управления и, как следствие, непонимание и недооценка эффекта от подготовки нефинансовой отчетности. Многие компании находятся в начале поиска эффективных форм нефинансовой отчетности и инструментов ее продвижения. Имеет место, преимущественно, формальный, шаблонный подход к соблюдению требований стандартов и руководств нефинансовой отчетности и продвижению нефинансовой отчетности. В связи с этим особенно актуальными становятся вопросы соотношения корпоративного управления и нефинансовой отчетности, а также возможности более детального рассмотрения различных эффективных форм нефинансовой отчетности. Компании оценивают нефинансовую отчетность преимущественно исходя из краткосрочных целей и не соотносят процесс подготовки нефинансовой отчетности с преобразованием системы управления, в том числе всеми видами рисков.

Нефинансовая отчетность, являясь отправной точкой в деле совершенствования системы управления, ведет к росту качества управления, корпоративной культуры, ослаблению негативного отношения и к росту доверия со стороны общества, инвестиционной и потребительской привлекательности и, в конечном итоге, к устойчивому развитию компании [3].

Развитию нефинансовой отчетности мешает следующее: бизнес в России не только частный. Крупных масштабов в стране достигло государственное предпринимательство в виде госкорпораций, государственных унитарных предприятий, казенных предприятий, открытых акционерных обществ с контрольным участием государства. Государству трудно давать отчет самому себе.

Необходимо согласиться с рекомендациями конференции «Нефинансовая отчетность: опыт и перспективы развития в России», проведенной в декабре 2010 г. по инициативе и при непосредственном участии журнала «Бизнес и общество», среди которых:

- продолжать регулярные мероприятия, направленные на повышение осведомленности бизнеса, федеральных, региональных и местных органов государственного управления, а также

организаций гражданского общества в вопросах развития СОБ;

- проводить слушания в законодательных собраниях регионов по КСО и нефинансовой отчетности, привлекая ведущих экспертов;

- рекомендовать законодательным и административным органам власти российских регионов и городов разместить в качестве информационных ресурсов постоянные ссылки на ведущие российские интернет-ресурсы в области КСО и нефинансовой отчетности - на специализированные разделы сайтов РСПП, АСИ, Бизнес и общество, Форум КСО;

- рекомендовать заинтересованным компаниям, органам государственного управления всех уровней, организациям гражданского общества и СМИ активнее использовать имеющийся позитивный опыт и экспертный потенциал для аналитики состояния и развития нефинансовой отчетности;

- рекомендовать заинтересованным компаниям, органам государственного управления всех уровней, организациям гражданского общества и СМИ планировать и организовывать диалоги с заинтересованными сторонами в регионах и местах присутствия бизнеса по вопросам нефинансовой отчетности и КСО.

Министерство экономразвития РФ в 2012 г. разработало Концепцию развития публичной нефинансовой отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2020 г.). Основное назначение этого документа - повысить информационную открытость компаний, составляющих нефинансовую отчетность. В последующие годы она активно обсуждалась экономическим сообществом. Но на сегодняшний день документ не утвержден.

Ключевым аспектом составления и представления социальных отчетов является его проверка независимым аудитором. В России предприняты попытки формулирования дефиниции социального аудита. А. Шулус отмечает, что социальный аудит - это способ всесторонней и объективной оценки состояния социальных отношений на различных уровнях (корпоративном, муниципальном, отраслевом, региональном, национальном), позволяющий выявить потенциальные угрозы ухудшения социального климата, вскрыть резервы развития человеческих ресурсов [4].

Основными этапами становления социального аудита в России можно считать:

- принятие ученым советом Академии труда и социальных отношений Концепции российской модели социального аудита;

- проведение в 2007 г. международной научно-практической конференции «Социальный аудит и развитие предприятий»;

- выход в свет в 2008 г. первого учебника «Социальный аудит» (авторы А. А. Шулус, Ю. Н. Попов) для высших учебных заведений.

Российская модель социального аудита с одной стороны вбирает в себя универсальные черты международного аудита, а с другой стороны, имеет отличительные черты - многоуровневый характер, включение в систему социального партнерства, проведение на добровольной основе, стратегический характер.

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что в России произошла первичная инсти-туционализация социальной ответственности.

Литература

1. О техническом регулировании: федер. закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Российский бизнес и глобальный договор ООН. Практика социальной ответственности. 2007. С. 5.

3. Повышение информационной открытости бизнеса через развитие корпоративной нефинансовой отчетности. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов, 2008-2011 / А. Н. Шохин, Л. В. Але-ничева, Е. Н. Феоктистова, Ф. Т. Прокопов, М. Н. Озе-рянская. М.; РСПП, 2012.

4. Шулус А. Социальный аудит способствует эффективному регулированию социальных отношений // Человек и труд. 2007. № 8. С. 30-32.

References

1. O tekhnicheskom regulirovanii: feder. zakon RF ot 27.12.2002 №184-FZ [About technical regulation: feder. law of the Russian Federation from 27.12.2002 № 184-FL]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant-Plyus».

2. Rossijskij biznes i global'nyj dogovor OON. Praktika sotsial'noj otvetstvennosti [Russian business and global contract of the UN. Practice of social responsibility]. 2007. S. 5.

3. Povysheniye informatsionnoj otkrytosti biznesa cherez razvitiye korporativnoj nefinansovoj otchetnosti. Аnaliticheskij obzor korporativnykh nefinansovykh otch-etov, 2008-2011 [[Increase of information openness of business through development of the corporate non-financial reporting. Analytical review of corporate non-financial reports, 2008-2011] ] / А. N. Shokhin, L. V. Аlenicheva, E. N. Feoktistova, F. T. Prokopov, M. N. Ozeryanskaya. M.; RSPP, 2012.

4. Shulus А. Sotsial'nyj audit sposobstvuyet effek-tivnomu regulirovaniyu sotsial'nykh otnoshenij [Social audit promotes effective regulation of the social relations] // Che-lovek i trud. 2007. № 8. S. 30-32.

L. N. KOROVINA

* * *

TENDENCIES OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE RUSSIAN BUSINESS: STATE AND PROBLEMS (PART 2)

KOROVINA LARISA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: lara.corowina@yandex.ru

At the beginning of the XXI century in the Russian society started discussing actively a subject of social responsibility of business, and business structures started its practical realization. Last 15 years allow to sum up some results of these processes. The work purpose - on the basis of the available factual material to formulate the main tendencies which developed in the Russian practice of implementation of the concept of social responsibility. In work the author placed emphasis on a fundamental tendency in development of social responsibility of business, namely, on its institutionalization. The author allocated six main directions of an institutionalization of social responsibility. First, the special institutional non-state structures intended for distribution of the principles of socially responsible behavior in a business environment appear. It testifies to decentralization of social responsibility of business. Secondly, standardization of social responsibility of business. Within this direction standards and indexes of corporate social responsibility develop and take root. Thirdly, conceptualization of a perspective of social responsibility. Within this current the author noted that in the leading domestic documents there are basic provisions of the concept of social responsibility. Fourthly, the institutionalization of social responsibility at the microlevel expressed in creation of the internal documents containing basic provisions of socially responsible behavior, and the relevant structural divisions which involve in social programs. Fifthly, the mechanism of interaction of the power, business and society in questions of development of the social sphere forms. Sixthly, there is a formation of tools of an institutionalization of social responsibility - the social (non-financial) reporting and social audit, perceived as instruments of increase of transparency and openness of activity of the company. Article can be useful to all who has interest in questions of social responsibility of business.

Key words: social responsibility, business, institutionalization, social report

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.