Научная статья на тему 'Формы социально экономического партнерства государства и бизнеса в регионе'

Формы социально экономического партнерства государства и бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1577
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВО / РЕГИОН / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Жанна Анатольевна, Тришкина Нелли Искандаровна

Исследованы формы социально экономического партнерства государства и бизнеса в регионе. Разработана классификация экономически ориентированного социального партнерства, определены объекты соглашений. Установлен и классифицирован инструментарий регионального экономически ориентированного социального партнерства. Приведены результаты исследования соглашений о сотрудничестве между Правительством Оренбургской области и корпорациями, функционирующими на территории региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермакова Жанна Анатольевна, Тришкина Нелли Искандаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы социально экономического партнерства государства и бизнеса в регионе»

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Исследованы формы социально-экономического партнерства государства и бизнеса в регионе. Разработана классификация экономически ориентированного социального партнерства, определены объекты соглашений. Установлен и классифицирован инструментарий регионального экономически ориентированного социального партнерства. Приведены результаты исследования соглашений о сотрудничестве между Правительством Оренбургской области и корпорациями, функционирующими на территории региона.

Ключевые слова: социальное партнерство, государство, регион, бизнес.

Современный этап развития социально ориентированного государства в России актуализирует проблему взаимодействия государства и бизнеса. В последнее десятилетие в научной литературе этим вопросам уделяется большое внимание, что обусловлено, с одной стороны, нерешенностью ряда теоретико-методологических проблем, с другой - востребованностью практикой разработанных форм, методов и механизмов партнерства. Объективные процессы, протекающие в обществе, носящие как глобальный, так и локальный характер, изменяют социальную роль и государства, и бизнеса. В частности, расширение номенклатуры, объемов, требований к качеству услуг в социальной сфере, необходимость повышения эффективности управления объектами, находящимися в государственной собственности, и активизации инновационной деятельности детерминируют развитие сотрудничества государства и бизнеса в виде социального партнерства.

Проведенное нами исследование трудов отечественных ученых показало, что существует несколько подходов к пониманию социального партнерства. Гордон Л.А., Клопов Э.В., Михеев В.А., Смольков В.Г., Киселев В.Н. рассматривают социальное партнерство как регулирование социально-трудовых отношений [4, 7]. По мнению В.А. Михеева, «социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления достижения консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития» [7, с. 23].

А.А. Нещадин характеризует социальное партнерство как взаимодействие власти и бизнеса. В этом аспекте социальное партнерство представляет собой особый социальный и экономический институт регулирования рынка [5, с. 117].

В исследовании, проведенном Якимец В.Н, Никовской Л.И., Акрамовской А.Г., выделены три социальные подсистемы общества, между которыми осуществляется взаимодействие в системе социального партнерства:

1) власть (государственный сектор);

2) бизнес (коммерческий сектор);

3) некоммерческие организации, или некоммерческий сектор (НКО) [11].

По их мнению, при взаимодействии этих трех подсистем общества появляются три поля двухсекторного взаимодействия (власти и НКО, власти и бизнеса, НКО и бизнеса), а также поле взаимодействия всех трех секторов.

Эволюция научных взглядов началась с понимания социального партнерства как механизма регулирования трудовых отношений с последующим развитием в сферу экономических отношений различного уровня. Расширение понятия «социальное партнерство» обусловлено тем, что современные социально-трудовые проблемы выходят за рамки функционирования предприятий. Можно утверждать, что в настоящее время социальное партнерство представляет собой сотрудничество между предпринимателями, органами государственной власти и работниками для обеспечения устойчивого и динамичного развития общества. Кроме того, социальное партнерство формируется на различных иерархических уровнях управления социально-экономическими системами -государства в целом, региональном и муниципальном (местном) уровнях.

На наш взгляд, реализация социального партнерства в регионах позволит:

1) власти - повысить эффективность регулирования социально-экономических отношений и качество предоставляемых обществу услуг;

2) бизнесу - сформировать благоприятный имидж, получить долгосрочный социально-экономический эффект и устойчивость собственного развития;

3) обществу - повысить качество жизни населения.

Основными формами социального партнерства власти и бизнеса являются:

1) социально ориентированное партнерство;

2) экономически ориентированное партнерство;

3) инновационно ориентированное партнерство.

Социально ориентированное региональное партнерство сосредоточено на регулировании общественных отношений в социально-трудовой сфере. Социальное партнерство данной формы реализуется посредством заключения региональных трехсторонних соглашений между объединениями работодателей, профсоюзов и региональными исполнительными органами власти.

Экономически ориентированное партнерство направлено на повышение качества жизни населения региона. По мнению Е.Л. Андреевой, Е.Ю. Лосевой, достижение коммерческого успеха бизнеса возможно с учетом этических ценностей и уважительного, внимательного отношения к людям и окружающей среде [6, с. 20]. Поэтому реализация экономически ориентированного социального партнерства в регионе осуществляется посредством заключения соглашений о социальноэкономическом партнерстве между администрацией региона, предприятиями и объединениями промышленников и предпринимателей.

Инновационно ориентированное региональное социальное партнерство направлено на повышение инновационной активности в экономике. Региональные органы власти стимулируют бизнес к осуществлению видов деятельности, отличающихся повышенной степенью риска и неопределенностью, путем льготного финансирования, предоставления налоговых льгот и кредитов, создания на территории региона необходимой инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, особых экономических зон). По нашему мнению, особое внима-

ние должно быть уделено снижению негативного влияния инновационного развития на население посредством формирования и реализации системы социальных гарантий [3].

Данная статья посвящена исследованию экономически ориентированного социального партнерства. Развитие взглядов Лапиной Н.Ю., Тураевой Э.В., Варнавского В.Г., Валитова Ш.М. позволило систематизировать и развить представления об экономически ориентированном социальном партнерстве по его формам, видам и объектам (рисунок 1) [1, 2, 8, 9].

В зависимости от направленности действий экономически ориентированное социальное партнерство может быть сосредоточено:

- во внешнем окружении предприятия (нацелено на создание благоприятных условий развития бизнеса; охватывает социальное окружение предприятия и инфраструктуру региона);

- во внутренней среде предприятия (направлено на формирование благоприятных экономических и социальных условий производства и труда на самом предприятии).

По сферам реализации можно выделить партнерство:

- в сфере инфраструктуры (осуществление совместной реализации инвестиционных проектов на территории региона);

- в социальной сфере (финансирование социальной инфраструктуры, поддержка социально незащищенных слоев населения, компенсация вредного воздействия на окружающую среду);

- в имущественном комплексе социальной сферы предприятия (создание и содержание производственных и непроизводственных объектов социальной сферы организации);

- в социально-трудовой сфере (создание и функционирование системы дополнительной социальной поддержки персонала).

Объектами заключаемых соглашений в области экономически ориентированного социального партнерства вне предприятия являются материальная база учебных заведений и технологии обучения; медицинские учреждения и технологии; организации научной сферы; объекты городской, транспортной и производственной инфраструктуры. Примером может быть заключение договоров между администрацией региона (муниципалитета) и частной клиникой о предоставлении льготных медицинских услуг некоторым категориям населения.

Объектами партнерства внутренней среды предприятия выступают места отдыха и рекреации; объекты культуры, спорта, медицинского обслуживания и жилищного назначения; трудовые отношения (оплата труда; охрана труда; охрана здоровья; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников).

Организационной основой экономически ориентированного социального партнерства на предприятии является создание специальных служб. Основная цель заключается в поддержке устойчивого, стабильного функционирования предприятия, снижении уровня социальной напряженности и стимулировании персонала организации. Реализация данной цели осуществляется путем:

1) предоставления пакета социальных компенсаций (осуществление социальных выплат на покрытие расходов на отдых, лечение работников, оплату путевок в детские оздоровительные учреждения детям работников и др.). Такая форма позволяет освободить предприятие от содержания собственных объектов социальной инфраструктуры;

2) поддержки социальной инфраструктуры (предприятие содержит объекты социальной сферы, в том числе дома культуры, спортивные базы, детские лагеря и пр.). Характеризуется большими финансовыми расходами, но позволяет привлекать высококвалифицированные кадры, снижать текучесть кадров;

3) использования смешанной стратегии -сочетаются содержание собственных объектов социальной инфраструктуры и социальные выплаты. Данная стратегия характерна для крупных хозяйствующих субъектов (корпоративных структур), функционирующих в нескольких регионах или на территории всей страны.

Генеральной целью экономически ориентированного социального партнерства является развитие экономики региона. Задачи, решаемые в ходе реализации экономически ориентированного регионального социального партнерства вне предприятия, включают:

1) повышение доходов населения региона;

2) увеличение доходной части регионального бюджета;

Формы

партнерства

Виды партнерства:

- в зависимости от направленности действий

- по сфере реализации

Объекты

партнерства

Рисунок 1. Формы и виды регионального социального партнерства

3) повышение инвестиционной привлекательности региона;

4) формирование благоприятного имиджа и повышение конкурентоспособности предприятия;

5) уменьшение негативного воздействия на окружающую среду;

6) развитие социальной инфраструктуры и повышение ее доступности для населения и др.

Субъектами социального партнерства данной формы являются региональные органы власти, региональные трехсторонние и отраслевые комиссии, региональные союзы промышленников и предпринимателей, предприятия и организации, региональные фонды.

Проведенное исследование позволило систематизировать экономически ориентированное социальное партнерство в регионах по ряду признаков:

1) по периодичности осуществления мероприятий:

- единовременное - осуществляется в виде разовых благотворительных акций, чаще всего предполагает поддержку незащищенным слоям населения (инвалидам, сиротам, пенсионерам). Может проводиться по инициативе руководства предприятия, региональных властей, общественных организаций, граждан;

- системное - осуществляется планирование социальных расходов, формируются и реализуются социальные программы на уровне городов и региона в целом. Инициатором программ могут быть региональные органы власти или сам бизнес. В ходе реализации социальных программ объединяются усилия нескольких предприятий. При этом между руководством предприятий и администрацией региона заключаются договоры о социально-экономическом сотрудничестве;

2) по способу организации:

- индивидуальное - между администрацией региона и предприятием, посредством заключения договоров о социально-экономическом партнерстве;

- коллективное - предполагает создание фондов инвестирования и корпораций развития, аккумулирующих финансовые ресурсы множества предприятий;

3) по масштабу деятельности:

- партнерство с крупными предприятиями (корпорациями). Является в настоящее время наиболее развитым и организованным, реа-

лизуется на системной основе и выходит на формирование долгосрочных программ;

- партнерство со средним и малым бизнесом (в регионах РФ не систематизировано и осуществляется в виде разовых акций).

Применяемый инструментарий экономически ориентированного социального партнерства включает:

- единовременные благотворительные акции;

- социальное проектирование;

- проведение конкурсов социальных проектов.

Классификация и характеристика инструментов экономически ориентированного социального партнерства представлена на рисунке 2 [6, 8].

В ходе проведения конкурсов социальных проектов бизнес без посредников предоставляет поддержку лицам, желающим реализовать инвестиционные проекты по организации нового бизнеса или расширению существующего, преимущественно в виде малых предприятий. Соучастие региональных органов власти может выражаться в виде определения приоритетных сфер осуществления проектов (образование, культура, услуги или иное). Бизнес при реализации социальных конкурсов является грантодателем, а также участвует в процедуре отбора проектов.

С экономический точки зрения при реализации социальных проектов важным является вопрос организации и источников финансирования социальной политики предприятия.

Для повышения эффективности социального партнерства необходимо осуществлять планирование в стратегическом аспекте совместно с региональными органами власти.

В регионах в рамках реализации социального партнерства власти и бизнеса для финансирования социальных проектов могут создаваться корпорации или фонды развития. Формирование финансовых ресурсов фондов осуществляется за счет добровольных взносов бизнеса. Контроль и распоряжение финансовыми ресурсами возлагается на наблюдательный совет, включающий представителей администрации региона и предпринимателей. Создание фондов или корпораций регионального развития могло бы активизировать взаимодействие со средним и малым бизнесом.

Опыт реализации экономически ориентированного социального партнерства имеется в ряде регионов России. В Оренбургской области организационной основой такого сотрудничества выступают соглашения между Правительством области и руководством предприятий. За анализируемый период (2000-2010 гг.) подобные соглашения были заключены практически со всеми крупными корпорациями, предприятия которых функционируют на территории области (перечень корпораций представлен в таблице 1).

Анализ соглашений о сотрудничестве между Правительством Оренбургской области и ОАО НК «РуссНефть», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», ООО «УГМК-Холдинг», ООО УК «Металлоинвест» позволил выявить, что в соглашениях фиксируются обязательства:

- перед работниками - по выплате заработной платы, по повышению квалификации и подготовке персонала;

- перед обществом - по вопросам экономики, экологии и занятости населения;

- перед властью - о перечислении денежных средств на безвозмездной основе в фонды регионального (социального) развития, по участию в реализации инвестиционных программ, по оказанию поддержки в реализации социально значимых проектов.

Обязательства предприятий зависят от отраслевой принадлежности и могут включать оказание каких-либо услуг (в рамках основной производственной деятельности) в установленные сроки, в определенных объемах и по пониженным ценам в приоритетном порядке. Примером выступает предоставление ОАО «Орскнеф-теоргсинтез» (входит в состав НК «РуссНефть») битума для ремонта дорог или топлива для проведения сельскохозяйственных работ. Правительство Оренбургской области обязуется:

- содействовать деятельности предприятия;

Инструментарий экономически ориентированного социального партнерства

2

ПО ХАРАКТЕРУ ПРИМЕНЕНИЯ

Единовременный

X

Систематический

Индивидуальные - проведение отдельных мероприятий по оказанию помощи

Разовые благотворительные акции ▼ Социальное проектирование

Объекты: образовательные Объекты: инфраструктура

учреждения, учреждения (городская, транспортная,

культуры, здравоохранения, производственная); учреждения

спорта, науки, конфессиональные здравоохранения, культуры,

организации спорта, науки; имущественный

комплекс предприятия

Целевые группы: население

Целевые группы: инвалиды. региона (муниципального

сироты, дети, пенсионеры, образования), работники

молодежь предприятия

Конкурсы социальных проектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объекты: проекты в сфере образования, семьи, молодежной культуры, экологии, оказания услуг

Целевые группы: малый бизнес, средний бизнес, индивидуальные предприниматели

ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ

г і г 1 г 1 г л г

Коллективные -создание фондов поддержки

Индивидуальные -соглашения о сотрудничестве

между

администрацией и предприятием

Коллективные -

создание

корпораций

развития,

инвестиционных

фондов

Индивидуальные -проведение предприятием или администрацией региона конкурсов по разным направлениям

Рисунок 2. Инструментарий регионального экономически ориентированного социального партнерства

- привлекать предприятие к реализации инвестиционных проектов в регионе;

- осуществлять нормативно-правовую поддержку деятельности предприятия;

- оказывать содействие в погашении дебиторской задолженности муниципальных учреждений;

- обеспечивать экономически обоснованные тарифы на энергоресурсы.

Помимо этого региональные органы власти могут предоставлять льготы по налогам, зачисляемым в бюджеты регионального уровня, снижать административные барьеры, предоставлять муниципальные и региональные государственные заказы, способствовать устойчивому функционированию предприятия.

Для контроля исполнения соглашений создаются комиссии, включающие представителей всех сторон, которые проводят анализ и мониторинг выполнения взаимных обязательств.

В рамках трехстороннего соглашения о со-циальном-экономическом партнерстве между администрацией Оренбургской области, ООО «УГМК-Холдинг» и Оренбургским областным союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) на 2005-2006 гг. корпорация приняла на себя обязательство по перечислению 70 млн. руб. в Фонд социальных программ обла-

стного союза промышленников и предпринимателей. Контроль над расходованием средств осуществлялся через наблюдательный совет с привлечением представителей корпорации.

По соглашению о взаимном сотрудничестве между Правительством Оренбургской области и ОАО НК «РуссНефть» 2006 г. последнее должно было перечислить не менее 20 млн. руб. на благотворительную и спонсорскую помощь на «Региональную программу благотворительности». Позднее корпорация перечислила 30 млн. руб. на строительство спортивно-развлекательного комплекса «Оренбуржье». Для обеспечения координации сотрудничества и контроля исполнения соглашения был создан координационный совет из представителей сторон.

Объем инвестиций холдинга «Металлоинвест» в рамках соглашения о социально-экономическом партнерстве, заключенного между Правительством Оренбургской области, холдингом и администрацией г. Новотроицка в 2011 г., составляет более 450 млн. руб. Инвестиции направлены на обеспечение устойчивого развития г. Новотроицка посредством реализации следующих проектов: реконструкция молодежного центра, строительство ледового дворца. Значительная часть средств будет направлена на реализацию совместных област-

Таблица 1. Объемы реализации и прибыль крупнейших корпораций России, действующих в Оренбургской области

Компания Отрасль Объем реализации, млн/руб Чистая прибыль, млн/руб

2007 2008 2009 2007 2008 2009

1. «Газпром» Нефтяная и нефтегазовая промышленность 2423245,0 3285486 2990971,00 658038,0 742928,0 779585,00

2. РЖД Транспорт 975590,2 1101711 1050158,00 84495,3 13400,3 14447,00

3. ТНК-ВР Нефтяная и нефтегазовая промышленность 63965,2 867266 810097,00 176624,6 158706,2 157744,00

4. Холдинг МРСК Электроэнергетика - 397882 461660,00 - - 13821,00

5. «Мечел» Черная металлургия 170972,7 247375 182552,00 23355,8 28353,9 2339,00

6. «Металлоинвест» Черная металлургия 164726,0 229947 150372,00 28238,0 22932,0 13916,00

7. Нефтегазовая компания «Русснефть» Нефтяная и нефтегазовая промышленность 113704,6 137098 116144,00 -12250,8 10581,4 15569,00

8. «УГМК- Холдинг» Оптовая торговля, металлургия - 67024 59310,00 - - 1122,00

9. Группа «Разгуляй» Агропромышленный комплекс 31010,0 36403 29159,00 1248,0 -6216,0 -1586,00

10. Русская медная компания Цветная металлургия 33015,0 22100 19098,00 1118,0 3,0 685,00

ных программ в сфере здравоохранения, образования, культуры.

Таким образом, проведенное исследование форм регионального социально-экономического партнерства государства и бизнеса показало, что:

- во-первых, стратегии реализации экономически ориентированного социального партнерства детерминированы масштабом и отраслевой принадлежностью бизнеса;

- во-вторых, инструментарий экономически ориентированного социального партнерства включает разовые благотворительные акции, социальное проектирование, проведение конкурсов социальных проектов;

- в-третьих, наиболее развитым и организованным в регионах является партнерство с крупным бизнесом, реализуемое на системной основе.

Оценка развития экономически ориентированного социального партнерства в Орен-

бургской области позволяет сделать следующие выводы:

- реализация партнерства осуществляется посредством заключения двух- или трехсторонних соглашений между Правительством области, предприятиями и третьей стороной, чаще всего Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей);

- в процесс социального партнерства на территории области вовлечены преимущественно крупные корпорации;

- в заключаемых соглашениях фиксируются обязательства перед работниками, населением территории и властью.

На наш взгляд, эффективность развития экономически ориентированного социального партнерства в Оренбургской области будет определяться наличием стратегии, реализующей системный и комплексный подходы к данному взаимодействию.

22.05.2011

Список литературы:

1. Валитов Ш.М. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность / Ш.М. Валитов, В.А. Мальгин; Федеральное агентство по образованию, Казанский гос. финансово-экон. ин-т. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 207 с.

2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления. - Режим доступа: http: // www.strana-oz.ru/?numid=21&article=988.

3. Ермакова, Ж.А. Технологическая модернизация промышленности России: стратегия и организационн-экономические факторы (региональный аспект) / Ж.А. Ермакова. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. - 360 с.

4. Киселев, В.Н. Социальное партнерство в России / В.Н. Киселев, В.Г. Смольков. - М.: Луч, 1998. - 294 с.

5. Нещадин, А.А. Бизнес и общество: выгодное партнерство / под общ. ред. А.А. Нещадина. - М.: Вершина, 2006. - 256 с.

6. Механизмы оценки влияния социальной ответственности бизнеса на устойчивое развитие регионов России / под ред. д.э.н. Е.Л. Андреевой. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. - 243 с.

7. Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: учеб. для вузов / В.А. Михеев. - М.: Экзамен, 2001. -448 с.

8. Социальная политика бизнеса в российских регионах: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отдел глобал. пробл.; Отв. ред. Лапина Н.Ю. - М., 2005. - 212 с.

9. Тураева, Э.В. Социальные программы ОАО «Российские железные дороги» / Э.В. Тураева // Российское предпринимательство. - 2010. - №5 (2). - С. 131-137.

10. Хаванова, Н.В. Институциональные основы развития социального партнерства в регионе: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Н.В. Хаванова; ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса». - М., 2007. - 49 с.

11. Якимец, В.Н. Теория и практика межсекторного социального партнерства в России: Монография / В.Н. Якимец, Л.И. Никовская, Л.Н. Коновалова. - М.: Государственный университет управления, 2004. - 209 с.

Статья выполнена в рамках тематики исследований НИИ региональной экономики ГОУ ОГУ

Сведения об авторах:

Ермакова Жанна Анатольевна, директор НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6405, е-таіі: [email protected] Тришкина Нелли Искандаровна, старший преподаватель кафедры экономики и управления производством Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, е-таіі: [email protected]

UDC 338

Yermakova Zh^., Trishkina N.I.

Orsk humanities and technical institute (brunch) of Orenburg state university, e-mail: [email protected] THE FORMS OF SOCIAL AND ECONOMIC PARTNERSHIP OF STATE AND BUSINESS IN THE REGION

The authors investigated the form of the social and economic partnership of state and business in the region. They developed the classification of the economic-oriented social partnership, the objects of agreements are determined. The set of instruments of the regional economic- oriented social partnership is established and classified. The authors also carried out the results of investigating the agreements about the collaboration between the government of Orenburg region and the corporations, which function on the territory of the region.

Key words: social partnership, state, region, business

Bibliography:

1. Valitov Sh. M. The interaction of the power and business: the essence, new forms and trends, social responsibility. / Sh. M. Valitov, V. A. Malgin; The Federal educational Agency, Kazan State financial-economical institute. - M: Limited partnership «Publishing house «Economics», 2009. 207 p.

2. Varnavskiy V. G. The state-private partnership in Russia: the problems of development. - the access regime: http:// www.strana-oz.ru/?numid=21&article=988

3. YermakovaZh. A. Technological modernization of Russia’s industry: the strategy and organizational-economic factors (regional aspect) / Zh. A. Yermakova. - Yekaterinburg: The Institute of Economics of the Ural Branch of Russia’s Academy of Sciences, 2007. - 360 p.

4. Kiselyev, V. N. Social partnership in Russia / V. N. Kiselyev, V. G. Smolkov. - M. Lutch, 1998. - 294 p.

5. Neshchadin, A. A. Business and society: the profitable partnership / Under editorship of A. A. Neshchadin. - M., Vershina, 2006. - 256 p.

6. The mechanisms of evaluation of the influence of social responsibility of business on the stable development of Russia’s regions / under the editorship of Economics Doctor E. L. Andreyeva. - Yekaterinburg: The Institute of Economics of the Ural Branch of Russia’s Academy of Sciences, 2010. - 243 p.

7. Mikheyev, V. A. The basis of social partnership: theory and politics: textbook for higher educational institutions / V. A. Mikheyev. - M.: Ekzamen, 2001. - 448 p.

8. The social policy of business in Russia’s regions: the collection of scientific works / Russia’s Academy of Sciences INION. The Center of scientific and informational study of global and regional problems. The department of global problems.; the editor in charge Lapina N. U. - M.: 2005. - 212 p.

9. Turayeva E. V. Social programmes of Public Corporation «Russia’s Railways» / E. V. Turayeva // Russian entrepreneurship. - 2010. - №5 (2) --p. 131 - 137.

10. Khavanova N. V. Institutional basis of the development of social partnership in a region: author’s abstract of the doctorate dissertation / N. V. Khavanova; state educational institution of higher professional education «Moscow State University of Service». - M., 2007. - 49 p.

11. Yakimets V. N. The theory and practice of intersectional social partnership in Russia: Monograph / V. N. Yakimets, L. I. Nikovskaya, L. N. Konovalova. - M.: The State University of Management, 2004. - 209 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.