Научная статья на тему 'Дорожная карта как инструмент реализации модернизационного партнерства'

Дорожная карта как инструмент реализации модернизационного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ КАРТА / МОДЕРНИЗАЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО / БИЗНЕС / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Жанна Анатольевна, Тришкина Нелли Искандаровна

В статье приведена классификация социально-экономического партнерства. Обусловлена необходимость выделения модернизационного партнерства. Рассмотрены понятие и виды дорожных карт. Представлена разработанная авторами дорожная карта модернизационного партнерства власти и бизнеса «Стратегия действий». Описаны фазы осуществления проектов на принципах модернизационного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Road map as a tool for the modernization partnership realization

The article presents a classification of social and economic partnership. The necessity to distinguish modernization partnership is substantiated.The concept and types of road maps are discussed. The authors developed theroad map ofmodernization partnership between business and public authorities called «The Strategy for action». The phases of projects based on the principles of modernization partnership are described.

Текст научной работы на тему «Дорожная карта как инструмент реализации модернизационного партнерства»

карта для партнерства

дорожная карта как инструмент реализации 1

модернизационного партнерства,

Ермакова Жанна Анатольевна

д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, Научно-исследовательский институт региональной экономики, директор 56ermakova@mail.ru

Тришкина Нелли Искандаровна

старший преподаватель кафедры экономики и управления производством, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета trisha319162@rambler.ru

Аннотация

В статье приведена классификация социально-экономического партнерства. Обусловлена необходимость выделения модернизационного партнерства. Рассмотрены понятие и виды дорожных карт. Представлена разработанная авторами дорожная карта модернизационного партнерства власти и бизнеса «Стратегия действий». Описаны фазы осуществления проектов на принципах модернизационного партнерства.

Ключевые слова: дорожная карта, модер-низационное партнерство, бизнес, регион

На современном этапе развития экономики использование механизма социально-экономического партнерства является важным инструментом эффективной реализации государственной политики, позволяющим каждому субъекту (органу власти, бизнесу, некоммерческим организациям, населению) получить дополнительные преимущества. Развитие рыночной экономики в России характеризуется расширением видов социально-экономического партнерства требующее, в свой черед, разработки новых организационных схем, инструментов взаимодействия субъектов партнеров и моделей его реализации. Проведенное нами исследование трудов отечественных ученых, в частности Балкизова М^., Васильева Г.Г., Кузьминых С.В., Тополевой Т.Н позволило сформулировать определение социально-экономического партнерства, под которым мы

1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ, региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2012 г., № проекта 12-12-56002а.

понимаем совокупность взаимоотношений между различными субъектами экономики, отражающими интересы определенных социальных групп населения, направленные на решение стратегических задач развития государства и общества, в первую очередь в сфере удовлетворения материальных, духовных потребностей человека, создания условий для его самореализации.

Классификация социально-экономического партнерства

При рассмотрении классификации социально-экономического партнерства, различными авторами выделены следующие его виды:

1) по масштабности деятельности бизнеса выделено партнерство с малым и средним бизнесом, а так же с крупными предприятиями (корпорациями);

2) по периодичности реализации мероприятий -единовременное и системное;

3) по способу организации - индивидуальное и коллективное.

На основании исследования работ Лапиной Н.Ю., Тураевой Э.В., Варнавского В.Г., Валитова Ш.М. нами были определены виды социально- экономического партнерства в регионах исходя из направленности действий и сфер реализации [1, 2, 6, 8]. Исходя из направленности действий, социально-экономическое партнерство может быть сосредоточено:

• в региональной производственной, социальной и институциональной инфраструктуре (нацелено на создание благоприятных условий развития бизнеса; охватывает социальную сферу и институциональную инфраструктуру региона);

• во внутренней среде бизнеса (направлено на формирование благоприятных экономических и социальных условий производства и труда на самом предприятии). По сферам осуществления выделяется социально-экономическое партнерство:

• в инфраструктуре (совместное выполнение на территории региона инвестиционных проектов);

• в социальной сфере (помощь социально незащищенным слоям населения, финансирование социальной инфраструктуры, компенсация негативного воздействия на окружающую среду);

• в имущественном комплексе социальной сферы предприятия (создание и содержание производ-

партнерство

выступает одним из инструментов

регионом и нацелено на улучшение качества жизни населения_

региональная эко,

жа,аа

эффективность _осуществления

и упорядоченности этапов выполнения _проектов.

ственных и непроизводственных объектов социальной сферы организации);

• в социально-трудовой сфере бизнеса (создание и функционирование системы дополнительной социальной поддержки персонала).

Нами определено, что социально-экономическое партнерство по уровню влияния на развитие субъектов экономики подразделяется на:

• модернизационное партнерство - предполагающее взаимодействие субъектов (органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций, научного сообщества) для улучшения качества жизни населения посредством стимулирования технологической модернизации материального и нематериального производства, создания условий для технологического развития региональной экономики реструктуризации народного хозяйства;

• стабилизационное партнерство - направленное на поддержание социальной стабильности в обществе, имеющегося уровня развития экономики, обеспечивающее реализацию модернизационного партнерства.

Модернизационное партнерство

Модернизационное партнерство выступает одним нструментов механизма управления регионом елено на улучшение качества жизни населе-;е работ обосновано положение о сложном тарном) механизме управления переходом экономики региона на инновационное развитие [3]. Выделение модернизационного партнерства в составе социально - экономического партнерства в регионах обосновано нами положениями «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», в частности:

1) необходимостью становления и развития инновационной экономики;

2) изменением роли бизнеса и органов власти при формировании инновационной экономики. Эффективность осуществления модернизаци-онного партнерства зависит от степени разработанности и упорядоченности этапов выполнения проектов. На федеральном уровне и уровне региона разработаны схемы осуществления взаимодействия власти и бизнеса при реализации крупных, а так же средних проектов с участием Инвестиционного фонда РФ, Центра ГЧП, ГК «Банк

развития и внешнеэкономической деятельности». На уровне региона механизмы и инструменты реализации небольших проектов не выработаны. Все это приводит к тому, что вопрос разработки стратегии действий для эффективного осуществления проектов на принципах модернизационного партнерства в регионах является актуальным

Дорожная карта модернизационного партнерства

Одним из инструментов позволяющим наглядно показать пошаговый сценарий развития объекта или реализации проекта является дорожная карта. Дорожная карта представляет собой наглядное изображение поэтапного сценария эволюции какого-либо объекта - отдельного товара, класса товаров, технологии, группы сопредельных технологий, бизнеса, организации, целой отрасли, индустрии и т.п. целей [4]. Результатом дорожного картирования становится сценарий развития или действий с учетом требований к продукту или технологии, альтернативных вариантов и промежуточных этапов.

Выделяют следующие подходы к созданию дорожных карт [5]:

1) планирование для продукта,

2) планирование развития производства или услуги;

3) стратегическое планирование,

4) долгосрочное планирование,

5) планирование знаниевых активов,

6) программное планирование,

7) планирование процессов,

8) интеграционное планирование.

Таким образом, дорожная карта - это графический инструмент планирования, отображающий определенные этапы и достигаемые на этих этапах результаты. Все разнообразие дорожных карт складывается путем использования таких графических форматов, как множественные слои, столбцы, таблицы, диаграммы (графы), рисунки (например, дерево), плоские диаграммы, текст. Так же выделяют несколько типов дорожных карт, в том числе дорожная карта промышленных технологий, научная и технологическая дорожная карта, дорожная карта продукта, программные дорожные карты.

одним_

из инструментов

позволяющим_

наглядно показать пошаговый сценарий развития объекта или реализации проекта является дорожная карта_

региональная экономика

дорожная карта -

_это графический

_инструмент

планирования,

отображающий

определенные этапы

_и достигаемые

_на этих этапах

_результаты

Целесообразность использования дорожного картирования на этапах планирования и разработки стратегии действий обусловлена тем, что технологические дорожные карты:

1) позволяют обнаружить узкие места, угрозы и возможности;

2) способствуют обоснованию полезности разработки;

3) определяют целесообразность финансирования;

4) устанавливают этапы необходимые для создания новых технологий или достижения поставленных целей.

Дорожная карта модернизационного партнерства «Стратегия действий» разработанная нами и представленная на рисунке, направлена на формирование эффективной системы взаимодействия органов власти, бизнеса, институтов финансирования и прочих субъектов при осуществлении малых и средних проектов на принципах модернизацион-ного партнерства.

Настоящий инструмент осуществления проектов принципах модернизационного партнерства озволяет выполнить следующие задачи:

1) совершенствование процесса взаимодействия власти в лице Администрации региона и бизнеса;

2) консолидация средств, необходимых для успешной реализации проекта;

3) содействие реализации общественной инициативы;

4) улучшение качества жизни населения.

Фазы реализации малых и средних проектов на принципах модернизационного партнерства

Нами определены несколько фаз реализации малых и средних проектов на принципах модер-низационного партнерства. Перечень документов, формируемых при этом, представлен в таблице. Первая фаза (фаза инициализации проекта) включает этапы подачи заявки на проект, анализ заявки и утверждение проекта. В результате реализации фазы осуществляется подписание соглашения сторон об участии в проекте на принципах модерни-зационного партнерства.

Фаза планирования проекта (вторая фаза) предполагает определение формы финансирования,

1/1/ _

креативная экономика, 2014, № 1(85)

Рис. Дорожная карта модернизационного партнерства «Стратегия действий»

Таблица

Перечень документов, формируемых при осуществлении проектов на принципах модернизационного партнерства в регионе

Фазы реализации проекта Документы

Фаза инициализации проекта - устав проекта, - соглашение сторон об участии в проекте на принципах модернизационного партнерства

Фаза планирования проекта - инвестиционный договор (кредитный договор), - договор гарантии, - бизнес-план, - генеральный план, -строительная документация, - технологические планы, - заключение о соответствии или несоответствии

Фаза выполнения проекта - конкурсная документация, - генеральное соглашение на управление проектом, - обоснование примерного размера земельного участка, - кадастровый план территории, - договор аренды земельного участка, - постановление администрации города о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование на срок строительства зданий, строений, сооружений, - договор безвозмездного срочного пользования земельным участком на срок строительства зданий, строений, сооружений, - договор подряда, договора субподряда, - договор поставки МТР, - градостроительный план земельного участка, - заявка на подключение, - договор подключения, - договор обслуживания (абонентский договор), - договор поставки оборудования, - договор технического обслуживания оборудования

Фаза завершения проекта - акт приемки-сдачи объекта

Фаза эксплуатации объекта - контракт на доверительное управление объектом

выбора инвестора, выполнение технико-экономического обоснования и экспертизу проекта. По окончанию данной фазы создается полный пакет проектно-сметной документации, а также подписывается инвестиционный или кредитный договор. Следующая фаза (фаза выполнения проекта) характеризуется выполнением следующих этапов: отбор управляющей компании, получение в долгосрочную аренду земельного участка, возведение объекта, оснащение

участка инженерными сетями и коммуникациями, а также установка на объекте оборудования.

Итогом реализации третьей фазы является построенный, реконструированный или модернизированный объект, готовый к эксплуатации. В фазе завершения проекта осуществляется приемка и передача объекта в собственность Администрации региона (муниципального образования). Затем (в фазе эксплуатации объекта) осуществляется передача объекта в управление или эксплуатацию управляющей компании по контракту на доверительное управление объектом. При этом администрация региона или муниципального образования должна выполнять функции ценообразования, по которым реализуется продукция или предоставляются услуги населению, а также контроля за эксплуатацией объекта.

Вывод

Дорожная карта как инструмент может применяться при выполнении различных проектов, не только на принципах модернизационного партнерства. Особенность дорожной карты осуществления проектов на принципах модернизационного партнерства заключается в содержании определенных фаз, например, использование передовых технологических решений, направленность на ресурсосбережение - при разработке бизнес-плана или технико-экономического обоснования проекта. При управлении проектом - использование передовых методов управления и т.д. Отсюда следует: дорожная карта модернизационного партнерства «Стратегия действий», разработанная нами и представляющая собой поэтапный сценарий осуществления проектов на принципах модернизационного партнерства в регионах, даст возможность более эффективно осуществлять взаимодействие власти, бизнеса, институтов финансирования и прочих субъектов при осуществлении малых и средних проектов.

Литература

1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство / В.Г. Варнавский. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - 312 с.

2. Валитов Ш.М. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность / Ш.М. Валитов, В.А.

фаза инициализации проекта включает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на проект, анализ

проекта.

-

региональная экономика

Мальгин; Федеральное агентство по образованию, Казанский гос. финансово-экон. ин-т. - М.: Экономика, 2009. - 207 с.

3. Ермакова Ж.А. Технологическая модернизация промышленности России: стратегия и организационно-экономические факторы (региональный аспект) / Ж.А. Ермакова. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. - 360 с.

4. Кузык Ю. Что такое дорожная карта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=22 3&d_ no=20108&rated=ok.

5. Создание дорожных карт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://future-designing.org/ download.php?d=125&is=doc.

6. Социальная политика бизнеса в российских онах: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр науч.-

нформ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отдел глобал. пробл. - М, 2005. - 212 с.

тратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - М. 2011. - 148 с. 8. Тураева Э.В. Социальные программы ОАО «Российские железные дороги» / Э.В. Тураева // Российское предпринимательство. - 2010. - №5 (2). - С. 131-137.

Zhanna A. Ermakova

Doctor of Economic Sci., the Head of the Academic Department of Personnel

Management, Service and Tourism,

Orenburg state University,

Research Institute of regional Economics, Director

Nelli I. Trishkina

Senior Lecturer of the Academic Department of Production Economy and Management,

Orsk Humanitarian and Technological Institute, branch of Orenburg State University Road map as a tool for the modernization partnership realization

Abstract

The article presents a classification of social and economic partnership. The necessity to distinguish modernization partnership is substantiated.The concept and types of road maps are discussed. The authors developed theroad map of modernization partnership between business and public authorities called «The Strategy for action». The phases of projects based on the principles of modernization partnership are described

Keywords: road map, modernization partnership, business, region

2014, № 1(85)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.