Научная статья на тему 'Модернизационные аспекты развития региональной политики'

Модернизационные аспекты развития региональной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / MODERNIZATION ASPECTS / BALANCED DEVELOPMENT OF THE REGION / REGIONAL ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзодзикова Ф. В., Хубецова Н. Я.

В статье рассмотрены некоторые модернизационне аспекты построения региональной экономической политики с позиций формирования метода логических основ управления сбалансированного развития экономики РСО-А. В контексте стабилизационных процессов модернизационные аспекты будут проявляться в создании экономически взаимодополняющих территориальных образований, кластеров энергетического, туристско-рекреационного, инновационно-образовательного типов, а также в формировании систем государственно-частного партнерства и социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization aspects of development of regional policy

In article some modernization aspects of creation of regional economic policy from positions of formation of a method of logical bases of management of the balanced development of economy RSO-A are considered. In a context of stabilization processes, modernization aspects will be shown in creation of economically complementary territorial educations, clusters of power, tourist and recreational, innovative and educational types, and also in formation of systems of state-private partnership and social partnership.

Текст научной работы на тему «Модернизационные аспекты развития региональной политики»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗБИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ДЗОДЗИКОВА Ф.В.,

кан дидат эко н омических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л. Хетагурова, e-mail: dzofat@mail.ru;

ХУБЕЦОВА Н.Я.,

старший преподаватель, Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л. Хетагурова, e-mail: hubec100@yandex.ru

В статье рассмотрены некоторые модернизационне аспекты построения региональной экономической политики с позиций формирования метода логических основ управления сбалансированного развития экономики РСО-А. В контексте стабилизационных процессов модернизационные аспекты будут проявляться в создании экономически взаимодополняющих территориальных образований, кластеров энергетического, туристско-рекреационного, инновационно-образовательного типов, а также в формировании систем государственно-частного партнерства и социального партнерства.

Ключевые слова: модернизационные аспекты; сбалансированное развитие региона; региональная экономическая политика.

In article some modernization aspects of creation of regional economic policy from positions of formation of a method of logical bases of management of the balanced development of economy RSO-A are considered. In a context of stabilization processes, modernization aspects will be shown in creation of economically complementary territorial educations, clusters of power, tourist and recreational, innovative and educational types, and also in formation of systems of state-private partnership and social partnership.

Keywords: modernization aspects; balanced development of the region; regional economic policy.

Коды классификатора JEL: O18.

Рыночная трансформация экономики России и ее регионов обусловила необходимость определения места каждого субфедерального образования в едином экономическом пространстве страны с учетом изменений в системе общественного разделения труда, использования принципиально нового экономического механизма развития территорий и др.

Длительное время преобладающие стихийные процессы в реформировании экономики, не базирующиеся на научно выверенных методах и формах, создали ситуацию, когда регионы оказались ориентированы практически лишь на решение задач по обеспечению выживания любой ценой. Кроме того, за последние несколько лет стала все отчетливее проявляться ключевая тенденция развития национальной экономики — существенное усиление пространственной поляризации в развитие территориальных образований. В целом, отмечается целый ряд специфических черт территориальной локализации региональных систем, таких как: диспропорции пространственного распределения ресурсного потенциала, его концентрация в промышленно развитых регионах; слабая интегрированность экономики муниципальных образований в экономику региона; в борьбе за перераспределяемые финансовые ресурсы наблюдаются такие негативные явления как региональное «иждивенчество» и «соперничество».

В этой связи очевидным становится тот факт, что долгосрочное экономическое развитие регионов России во многом зависит от решения основной задачи-обеспечения перехода к модернизационному типу развития экономической системы. Этот процесс сопряжен с многочисленными социально-экономическими проблемами, которые обусловлены общей макроэкономической и социальной ситуацией в стране. Однако в немалой степени они зависят и от адекватности избранной федеральными и региональными органами власти экономической политики и конкретных мероприятий по стабилизации, прежде всего, депрессивных регионов, их вовлечения в процесс создания экономической базы для восстановления и развития производства, привлечения инвестиций в эти регионы, существенного сокращения безработицы, решения накопившихся социальных проблем и т. д.

При этом важно учитывать, что универсальных моделей для использования всеми регионами не существует, каждая территория-регион должна вырабатывать свою собственную модель, наиболее отвечающую определенному этапу исторического развития, для ее применения с учетом национальных особенностей (1, с. 29-36).

© Ф.В. Дзодзикова, Н.Я. Хубецова, 2012

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

189

В контексте определения путей модернизационного развития экономики РСО-А, представляется, что неотъемлемым элементом формируемой региональной политики должно стать определение целей модернизации региона, выявление отраслевых приоритетов, в рамках которых возможна консолидация усилий и рост его экономического потенциала. Основная цель видится в решении проблемы самодостаточности экономики РСО-А, важным аспектом которой является выполнение полного набора функций, связанных с ее статусом. В построении любой региональной экономической политики важным элементом выступает принцип самодостаточности. При разработке политики сбалансированного развития территории необходимо учитывать, что модернизация российских регионов происходит в условиях сильной трансформации социально-экономического пространства в России в целом и на Северном Кавказе в частности. Здесь выделяются пять главных тенденций:

• значительное расслоение социально-экономического положения регионов;

• ослабление внутренней связности экономического пространства (в том числе на территории СКФО);

• изменение системы ресурсных потоков на территории РСО-А как самостоятельного региона-территории;

• необходимость формирования и развития инвестиционного климата и инвестиционного потенциала РСО-А, а также необходимость формирования инновационных точек ее развития.

Главная цель политики модернизационного развития экономики РСО-А — это формирование ресурсного, инновационного, финансово-инвестиционного и социально-экономического потенциалов с адаптивным механизмом регулирования, который создаст условия для самостоятельного развития региона в условиях модернизации.

Значимым элементом формирования сбалансированной региональной экономической политики является использование адаптивных инструментов включающих в себя:

• административно-управленческие механизмы;

• технологии формирования новой нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в регионе;

• целевые программы социально-экономического развития муниципальных образований республики;

• методы и формы поддержки наукоемких производств и развития высоких технологий, включая формирование технополисов и кластеров в наиболее благоприятных для этого районах республики;

• технологии организации внешнеторговой деятельности.

Важнейшим элементом политики региональной модернизации РСО-А необходимо назвать обоснованность сбалансированности региональной ситуации и дальнейшего динамичного роста на фоне уточнения потенциально-перспективных вариантов отраслевой специализации регионального промышленного комплекса. Стабилизация экономики РСО-А напрямую увязана с аккумулированием предпосылок и формированием условий внутреннего развития экономической системы для обеспечения положительных динамических процессов. Очевидно, что стабилизация экономики РСО-А есть начальная фаза цикла экономического развития, которая переопределяет устойчивый рост и модернизационное развитие экономики, связанное с изменениями динамики ее параметров.

Стабилизация является, по сути, определенным временным этапом общего цикла развития и модернизации экономики региона, для которой характерно следующее:

• сокращение динамики падения производства;

• прекращение снижения объемов производства, его закрепление на определенном уровне;

• рост темпов увеличения объемов производства (наиболее оптимальными являются темпы экономического роста от 5% до 7% в год);

• организация эффективной финансовой, денежно-кредитной, инвестиционной систем региона;

• совершенствование системы управления регионом [4, с. 83].

Фазы стабилизационного развития экономики региона по времени во многом совпадают с этапами ее структурной перестройки, т. к. процесс стабилизации экономики это одновременно и процесс ее структурных изменений. А основой структурной перестройки экономики и ее стабилизации является техническая и технологическая составляющая.

Решение задач политики региональной модернизации лежит в плоскости привлечения инвестиция в реальный сектор экономики РСО-А, но высокие темпы прироста инвестиций в основной капитал сегодня пока еще не влияют на результаты роста показателей развития региона до уровня среднего по России ввиду того, что финансовые средства в основной капитал используются не всегда по назначению и без обоснования эффективности целого ряда инвестиционных проектов.

Инвестиционный климат в РСО-Алания во многом определяется состоянием и уровнем диверсификации экономической среды, перспективами и тенденциями их экономического развития, степенью развитости рыночных отношений финансового рынка и рынка инвестиционных услуг, устойчивостью и авторитетность власти, политической поляризацией населения, уровнем социальной напряженности и уровнем преступности.

На инвестиционную привлекательность РСО-А существенным образом оказывает влияние качество сформированной системы управления и исполнения органами региональной и муниципальной власти своих обязанностей и полномочий в различных сферах.

В контексте изложенного, следует уделить особое внимание и современным формам функционирования региональных и отраслевых рынков, сформированных в виде кластеров, представляющих собой сетевые структурные образования, к которым в последние годы вырос особый интерес. Кластерные образования, как правило, базируются на использовании научного, научно-технического и образовательного потенциала региона, которые дают дополнительные преимущества всему бизнес-сообществу региона.

Значимым инструментом регулирования регионального развития и модернизации экономики являются особые экономические зоны, создание инфраструктуры которых должно финансировать государство.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

190

Ф.В. ДЗОДЗИКОВА, Н.Я. ХУБЕЦОВА

Целью создания особых экономических зон является развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

В РСО-Алания созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа на территории Алагирского и Ирафского районов Северной Осетии.

Наиболее актуальным в практике регулирования регионального развития становится вопрос развития государственно-частного партнерства. В разнообразии организационно-правовых форм и специфичных вариантов развития партнерских отношений между государством и бизнесом роль государственно-частного партнерства возрастает с активизацией их инвестиционной деятельности.

Механизм государственно-частного партнерства позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы сверх объемов, установленных бюджетными ограничениями государственного сектора [2, с. 76].

Очевидно, что модернизационное развитие региона возможно при устойчивом экономическом росте и взаимном сотрудничестве органов власти, бизнеса и местного сообщества. При этом для РСО-А перспективным может стать модернизация в рамках социального партнерства. Социальное партнерство как институт рыночной экономики для нашей страны и ее регионов явление новое. Необходимо отметить, что социальное партнерство — это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие участников хозяйственной деятельности (работодателей, работников и государства, их представителей) по поводу трудовых отношений и разработки согласованной трудовой политики для достижения общих целей, снижения социальных рисков на основе социального диалога в рамках договоров и соглашений [3, с. 27].

Среди институтов социального партнерства можно выделить организации, основным назначением которых является представительство и защита интересов социальных общностей, социальных групп классов. К ним относятся организации, представляющие интересы наемных работников — профессиональные союзы, советы трудовых коллективов и другие организации подобного рода, а также объединения и организации работодателей — союзы промышленников и предпринимателей, торговые палаты и т.д., и институты государственных органов исполнительной власти [3, с. 28].

Взаимодействие институтов социального партнерства через многоуровневую систему договорного регулирования социально-трудовых отношений поможет органам власти РСО-А привлекать эти институты и их ресурсы для решения социальных и экономических задач в свете модернизационных процессов региональной экономической политики.

Построение энергетического сектора экономики РСО-А — ключевой модернизационный аспект формирования региональной экономической политики, обусловленный развитием объектов нефтегазовой и транспортной инфраструктуры. Развитие такой инфраструктуры повысит уровень самообеспеченности энергоресурсами отдаленных районов республики, за счет масштабного ввода новых энергетических мощностей, а также реконструкции и модернизации уже существующих.

Наряду с энергетическим комплексом материальную базу экономики республики составляет высокоразвитое прибо-ро- и машиностроение, обеспечивающее автоматизацию и информатизацию производственно-технологических процессов; но следует констатировать значительный разрыв в цепи наука-техника-технологии со способностью консолидации трудовых, материальных и финансовых ресурсов с точки зрения экономической эффективности их использования.

Утрата взаимосвязи научно-исследовательских институтов и организаций с промышленными предприятиями целого ряда отраслей и отсутствие опыта коммерциализации высоких технологий стали основными сдерживающими факторами продвижения и реализации научно-технических проектов.

Продвижение в республики этих проектов возможно было при содействии центров инновационно-технологического направления, деятельность которых призвана обеспечить:

• создание актуальных для рынка конкурентоспособных технологий и продукции;

• формирование системы управления инновационного процесса от идеи разработки до выпуска наукоемкого продукта;

• результативное использование средств бюджета, предназначенных для развития научно-технической и инновационной деятельности;

• изыскание внебюджетных средств, предназначенных для НИОКР.

Итак, решения в области политики модернизации возможны лишь через укрепление экономики, реализацию ее инновационной составляющей, через проведение новой промышленной политики страны, предполагающей уход от высокотехнологичных производств. Важной компонентой данного процесса является совершенствование региональной политики, создание условий для эффективного и сбалансированного развития российских регионов, что непосредственно связано с совершенствованием федеративного устройства и федеративных отношений, принципов и порядка разграничения полномочий по предметам ведения между органами государственной власти и местного самоуправления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галазова С.С. Северо-Кавказский федеральный округ: изменение вектора развития региональной интеграции // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова. 2010. № 2.

2. ДерябинаМ.А. Государственно-частное партнерство: территория и практика / М.: Институт экономики РАН, 2007.

3. Дзодзикова Ф.В. Специфика формирования института социального партнерства в РФ // Известия КБНЦ РАН № 4(20), 2007.

4. Раевский С.В. Концептуальные основы управления процессом стабилизации и развития крупного региона. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.