Тришкина Н.И.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПАРТНЕРСТВА ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР В РЕГИОНЕ
В статье представлена процессная модель осуществления модернизационного партнерства власти и бизнес-структур для регионов с низким и средним уровнем развития институциональной структуры социально-экономического партнерства. Описаны основные и вспомогательные процессы осуществления модернизационного партнерства.
Ключевые слова: модернизационное партнерство, процессная модель, регион, бизнес-структуры.
Устойчивое развитие мезоуровня экономики зависит от множества факторов и условий, в том числе от эффективности взаимодействия региональных органов власти и бизнес-структур. Одной из форм взаимодействия является социально-экономическое партнерство, направленное на повышение качества жизни населения региона. По степени воздействия на развитие субъектов экономики социально-экономическое партнерство разделено нами на мо-дернизационное и стабилизационное.
Необходимость выделения модернизаци-онного партнерства определена нами на основании «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» и обусловлена:
1) Задачами формирования инновационной экономики - в стратегии сказано о необходимости перевода экономики России на инновационный путь развития, в том числе требуется решение следующих задач: наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; значительное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний; повышение «инновационности» государства; формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; повышение открытости национальной инновационной системы и экономики; активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями [5]. Одним из принципов на которые будет опираться государство, при реализации данной стратегии
является принцип тесного взаимодействия государства, бизнеса и науки, как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации. Исходя из этого, модернизационное партнерство может стать инструментом, используемым для перехода региональной экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
2) Изменением роли бизнеса и власти при формировании инновационной экономики. В процессе формирования инновационной экономики роль государства сводится к необходимости восполнения «провалов рынка», а также создания:
- благоприятного инновационного климата и элементов инновационной инфраструктуры;
- механизмов привлечения прямых инвестиций в высокотехнологические отрасли, поддержки инновационного экспорта;
- условий формирования у граждан компетенций «инновационного человека»;
- условий для активизации региональной инновационной политики.
Бизнесу предназначена роль непосредственного исполнителя инновационных преобразований. Значительное повышение инновационной активности бизнеса должно быть на всех стадиях осуществления инноваций:
- на стадии стратегического планирования и инициализации проектов - определение совместно с государством и научными кругами приоритетов технологического развития, в том числе создание технологических платформ;
- на стадии исследований и разработок -повышение доли частного финансирования;
- на стадии реализации - непосредственно осуществление проектов, в том числе разработка и внедрение передовых технологий.
Отличительными характеристиками мо-дернизационного партнерства от стабилизационного являются:
1) соответствие приоритетным инновационным направлениям развития экономики региона;
2) концентрация усилий на прорывных направлениях развития;
3) ориентация на формирование «инновационного человека»;
4) создание и/или использование инновационных продуктов, технологий и методов;
б) направленность на ресурсосбережение.
Содействие становлению и укреплению модернизационного партнерства в регионе оказывает выполнение следующих условий.
1. Формирование организационных структур, целью функционирования которых является регулирование и координация деятельности участников модернизационного партнерства. Решением данного вопроса является либо передача полномочий уже имеющимся подразделениям в составе региональных органов власти (департаменты (отделы) по инвестиционной политике, инновационной политике), либо выделение отдельной структуры, которая будет решать поставленные задачи. Это может быть региональный центр ГЧП или региональная корпорация развития.
2. Создание институциональных форм постоянного диалога региональной власти и бизнес-структур, направленных на тесное сотрудничество и взаимопонимание. В том числе проведение экономических форумов, круглых столов, постоянно действующих советов, участие бизнеса в определении стратегических приоритетов социально-экономического развития региона, что позволит повысить уровень консолидации участников партнерства.
3. Дальнейшее развитие институциональной структуры социально-экономического партнерства и ее корректировка под модерни-зационное партнерство. В дополнение к уже имеющимся законам о государственно-частном партнерстве, осуществлять разработку нормативно-методических рекомендаций, типовых положений, инструкций и других документов, регулирующих модернизационное партнерство
в разных отраслях материального и нематериального производства.
4. Формирование механизма экономического стимулирования бизнес-структур, участвующих в проектах модернизационного партнерства, в том числе использование методов налогового регулирования, предоставление гарантий региональных органов власти, создание регионального реестра социально ответственных предприятий. В настоящее время предоставляемые стимулирующие льготы являются фрагментарными, их расширение и систематизация позволит повысить заинтересованность и степень вовлеченности бизнес-структур в процесс модернизационного партнерства.
5. Пропаганда модернизационного партнерства региональными органами власти, что предполагает анализ имеющегося положительного опыта партнерства, распространение данной информации в СМИ, для формирования благоприятного отношения бизнеса и общества к данному процессу.
Система модернизационного партнерства формализована нами в виде модели, регламентирующей основные этапы взаимодействия власти и бизнес-структур. На основании процессной модели взаимодействия с потребителем, предложенной Логиновым П.П., процессной модели управления качеством Киосе Н.Н., процессной модели автоматизированного управления проектами Алибековой С.Р., результатов исследований взаимодействия власти и бизнеса Варнавского В.Г., Роднянского Д., системы инновационного социального партнерства Арцер Т.В., нами разработана процессная модель осуществления модернизационного партнерства власти и бизнес-структур в регионе (рисунок 1).
Предлагаемая нами процессная модель осуществления модернизационного партнерства власти и бизнес-структур в регионе основана на типичных моделях и в частности опирается на процессный подход к реализации бизнес -процессов.
Процессный подход характеризуется тем, что основное внимание концентрируется на меж-функциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки и нацеленных на конечные результаты [4]. В процессных моделях выделяют либо основные и вспомогательные процессы, либо процессы первого, второго и
ВЕСТНИК ОГУ№ 13 (149)/декабрь '2012 3 57
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Установление сфер, форм сотрудничества, характеристик партнерства
Информирование общественности о приоритетных направлениях партнерства
Отбор организации для разработки и реализации проекта
Разработка техникоэкономического обоснования проекта
Реализация
проекта
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
- анализ социально-экономического развития региона;
- определение основных элементов партнерства;
- разработка концепции модернизационного партнерства;
- оценка соответствия форм партнерства стратегии развития региона
- обнародование информации о сферах и объектах партнерства;
- проведение переговоров между властью и бизнесом;
- поиск
взаимоприемлемого
решения
- разработка конкурсной документации;
- проведение конкурса;
- выбор организации;
- согласование условий взаимодействия
- определение целей и задач,
- сбор информации,
- разработка технической документации,
- проведение техникоэкономических расчетов,
- проектный анализ,
- разработка календарного плана реализации проекта
- строительство,
- оснащение оборудованием,
- пуско-наладочные работы,
- эксплуатация
РЕСУРСЫ
Административные
Финансовые
Трудовые
Материально-технические
Информационные
РЕЗУЛЬТАТЫ
Перечень стратегически важных объектов
Соглашение о реализации проекта
Ключевые параметры проекта
Совокупность технической и сметно-финансовой документации по проекту
Высокий уровень качества жизни населения
Рисунок 1. Процессная модель осуществления модернизационного партнерства власти и бизнес-структур в регионе
Тришкина Н.И.________________________________________________________________________________________________________________________________________Процессная модель осуществления модернизационного партнерства..
последующего уровней. Разработка процессов должна основываться на таких характеристиках, как целенаправленность, взаимодействие и последовательность. Увязка процессов осуществляется с помощью горизонтальных связей, в виде цепочки задач. При этом исполнение одной задачи инициирует запуск следующей [6].
Достоинством разработанной модели является:
1) типизация процессов для разных видов проектов, осуществляемых в различных сферах;
2) соблюдение принципов модернизацион-ного партнерства;
3) перевод взаимодействия власти и бизнеса на системную основу;
4) совершенствование механизма взаимодействия всех субъектов модернизационного партнерства;
б) рационализация использования ресурсов, в том числе материальных, трудовых и финансовых, и как следствие, сокращение затрат и повышение эффективности реализации проектов.
В структуре основных процессов реализации модернизационного социального власти и бизнес-структур в регионе нами выделены основные и вспомогательные.
Основные процессы, выделенные в модели, являются общими для всех типов проектов, реализуемых на основе модернизационного партнерства, вспомогательные процессы специфичны для каждого типа проектов. Основные процессы включают:
1) установление сфер, форм организации, характеристик партнерства;
2) информирование общественности о приоритетных направлениях партнерства;
3) отбор организации для разработки и реализации проекта;
4) разработку технико-экономического обоснования проекта;
б) реализацию проекта.
В процессе установления сфер, форм сотрудничества, характеристик партнерства необходимо выполнить:
І) Анализ социально-экономического развития региона. Должен осуществляться по следующим направлениям - анализ природно-ресурсного и трудового потенциалов региона; оценка качества жизни населения, уровня обеспеченности объектами социальной инфраструктуры; оценка уровня экономического развития
региона; оценка финансового положения региона. В ходе анализа необходимо выявить основные проблемы и диспропорции социально-экономического развития региона, причины их возникновения. Далее следует установить приоритетность решения хозяйственных и социальных проблем, выявленных в ходе анализа социально-экономического развития региона. На основании этого выявляются объекты, подлежащие реконструкции, модернизации, строительству.
2) Определение основных аспектов партнерства. Наиболее важным является выбор основных сфер сотрудничества власти и бизнеса, что осуществляется на основе выявленных тенденций развития, проблем и диспропорций. Для наиболее важных на настоящий период времени отраслей и сфер народного хозяйства необходимо составить перечень объектов, определить соответствующие формы организации партнерства, сформулировать ожидаемые результаты.
3) Разработка концепции модернизационного партнерства. Определенные на предыдущих стадиях сферы, направления, формы организации и объекты модернизационного партнерства, целесообразно оформить в виде Концепции модернизационного партнерства Правительства региона и представителей бизнес-структур. Концепция должна отражать цели и задачи, приоритетные направления и стратегически важные для региона объекты модерни-зационного партнерства, принципы и механизмы реализации, формы финансирования, критерии эффективности проектов, реализуемых на основе партнерства и ожидаемые результаты. В разрабатываемой концепции необходимо в обязательном порядке учитывать, институциональные, экономические и социальные особенности развития региона. Концепция утверждается Правительством региона. Цели и задачи модернизационного партнерства в Оренбургской области отражены на рисунке 2.
4) Оценка соответствия форм партнерства стратегии развития региона. Составленный перечень объектов и возможные формы осуществления модернизационного партнерства сужаются и конкретизируются после сопоставления с целями и задачи долгосрочной и среднесрочной стратегии развития региона.
Эффективное осуществление данного этапа модернизационного партнерства возможно
ВЕСТНИК ОГУ№ 13 (149)/декабрь '2012 3 59
Рисунок 2. Цели и задачи модернизационного партнерства в Оренбургской области
Тришкина Н.И.________________________________________________________________________________________________________________________________________Процессная модель осуществления модернизационного партнерства..
путем консолидации усилий власти, бизнеса и научно-технического сообщества. Это позволяет согласовать интересы всех субъектов модер-низационного партнерства еще на стадии формирования целей и задач.
Информирование общественности о приоритетных направлениях партнерства включает следующие вспомогательные процессы:
1) обнародование информации о сферах и объектах партнерства. Обеспечение информирования бизнес-структур и общественности об утвержденной концепции осуществляется через региональные средства массовой информации, в том числе посредством опубликования на сайте Администрации региона, в региональной прессе. По мнению Кэтлин Уолтер информирование общественности позволяет людям понять, каким образом их жизни зависят от решения властей, дает возможность каждому почувствовать себя частью этого процесса [І]. В дальнейшем, это позволяет сформировать благоприятный имидж органов власти и бизнес-структур;
2) проведение переговоров между властью и бизнес-структурами. Основной целью проведения переговоров является заключение соглашения о реализации проекта. В ходе переговоров необходимо выяснить позиции каждой из сторон, определить условия взаимодействия власти и бизнес-структур в рамках модерниза-ционного партнерства, в том числе объем и характер взаимных обязательств;
3) поиск взаимоприемлемого решения. Для согласования условий соглашения о сотрудничестве власти и бизнес-структур в рамках модернизационного партнерства может быть создана рабочая группа, которая в течение определенного времени должна будет проанализировать все аспекты и увязать позиции каждой стороны. В состав рабочей группы могут входить как представители региональной власти и бизнес-структур, так и представители общественности.
Отбор организации для разработки и реализации конкретных проектов в рамках модер-низационного партнерства может осуществляться на конкурсной или иной основе, что зависит от масштабности проекта. Поиск и отбор организаций на основе открытых конкурсов имеет ряд преимуществ - во-первых, это объективность выбора организации, на основе наиболее выгодного предложения, во-вторых, возможность отбора проекта модернизационного
партнерства с наиболее эффективными способами реализации при оптимальной величине затрат, и в-третьих, что немаловажно прозрачность процедур принятия решений. Включает:
1) разработку конкурсной документации. Конкурсная документация при проведении конкурса на выбор организации должна отражать общие условия проведения конкурса, перечень и формы предоставляемых для участия в конкурсе документов; техническое задание на выполнение тех или иных работ, предусмотренных проектом модернизационного партнерства, в том числе сроки, состав и содержание; основные требования к выполнению работ; порядок подачи заявок, их рассмотрения и сопоставления; порядок заключения контракта, права и обязанности сторон, гарантии;
2) проведение конкурса. После разработки конкурсной документации необходимо официальное извещение о проведении конкурса с целью доведения информации о его проведении до максимального количества потенциальных участников. Затем осуществляется приемка заявок на участие в конкурсе, и определяются основные его участники. В конкурсе участвуют заявки, зарегистрированные до истечения срока подачи;
3) выбор организации. В указанный конкурсной документацией срок, а так же в установленном месте проводится вскрытие заявок. При проведении процедуры вскрытия конвертов могут присутствовать потенциальные исполнители проекта (участники конкурса). Однако, никто из них не должен вмешиваться в работу комиссии. На основании критериев указанных в конкурсной документации осуществляется допуск заявки на участие в конкурсе. Допущенные заявки оцениваются, и определяется победитель конкурса. В течение одних суток устроители конкурса по выбору организации для разработки и реализации проекта должны составить протокол, данная информация размещается на интернет ресурсах региональных органов власти, а так же может рассылаться участникам конкурса;
4) согласование условий взаимодействия. Администрация региона должна согласовать технические, организационные, экономические и прочие условия разработки и реализации проекта с победителем конкурса. Затем подготовить и подписать с ним контракт.
Достаточно сложным на данном этапе является определение критериев отбора проектов
и организаций их реализующих. В качестве метода отбора можно использовать экспертную оценку эффективности выдвинутых на конкурс проектов, на основе количественных и качественных критериев.
Разработка технико-экономического обоснования проекта включает следующие типовые вспомогательные процессы.
1. Определение целей и задач. Формулировка целей и задач проекта, реализуемого на основе модернизационного партнерства региональной власти и бизнес-структур, является важным этапом, так как в зависимости от поставленных целей, будут меняться его основные характеристики, в частности способы реализации, механизм финансирования и показатели эффективности. Цели и задачи должны быть конкретными, четко сформулированными и, кроме того, достижимыми, поскольку от этого зависит успех проекта. При определении цели следует установить предполагаемые результаты реализации проекта, цель должна отвечать на вопрос «что необходимо достичь?». Задачи уточняют поставленные цели, их решение должно привести к запланированному результату, достижению поставленных целей;
2. Сбор информации. Вспомогательный процесс сбора информации позволяет свести воедино и систематизировать необходимые данные для разработки технической документации и осуществления технико-экономических расчетов. Определяются потенциальные поставщики материальных ресурсов и оборудования, подрядчики и субподрядчики, уровень цен.
3. Разработка технической документации. Реализацию данного этапа может осуществлять как организация исполнитель проекта, так и сторонняя проектная организация, с которой необходимо заключить договор на выполнение проектно-изыскательских работ. Состав и структура проектируемой технической документации зависит от вида реализуемого проекта. На новые объекты разрабатывают генеральный план, строительную документацию, технологические планы и схемы. При разработке проектной документации необходимо соблюдать требования национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 21.1101-2009. «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», стандартов «Единая система конструктор-
ской документации» (ЕСКД), «Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), а также экологических стандартов. В процессе проектирования конструкций зданий и сооружений, при строительстве объектов, необходимо обеспечить эффективность капитальных вложений, эффективное использование земельных ресурсов, охрану окружающей среды, соблюдение требований безопасности при последующей эксплуатации объекта.
4. Проведение технико-экономических расчетов. Конкретный перечень показателей рассчитываемых в процессе проектирования зависит от реализуемого вида проекта. К наиболее общим показателям можно отнести:
- суммы капитальных вложений;
- прогнозные годовые объемы выпуска продукции, выполнения работ или оказания услуг;
- годовые затраты на выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг; годовые эксплуатационные расходы по объекту;
- цены на продукцию, тарифы на услуги и работы;
- годовая выручка от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;
- годовая прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- потребность и объемы дотаций из бюджетов разных уровней;
- показатели социальной, экономической, экологической, бюджетной эффективности проекта.
5. Проектный анализ. При проведении проектного анализа должна быть дана оценка реализуемости проекта, соответствия стратегии развития региона, стратегии инвесторов, выполнена оценка абсолютной экономической эффективности. Основными видами проектного анализа являются технический, финансовый, коммерческий, экологический, организационный (институциональный), социальный, и экономический анализ. Кроме этого, важным является выявление основных проектных рисков, в том числе на стадиях проектирования и строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации, а также определение способов их снижения.
6) Разработка календарного плана реализации проекта. Целью данного процесса является определение четких сроков выполнения тех или иных этапов проекта. Подготовка кален-
дарного плана предусматривает решение следующих задач - определение трудоемкости и длительности каждого этапа работ по проекту, установление последовательности и взаимосвязи работ. Инструментами календарного планирования являются диаграмма Ганта, сетевой график, циклограмма. Разработка календарного плана осуществляется исполнителем проекта совместно с Администрацией региона.
Процедура реализации проекта включает следующие вспомогательные процессы:
1. Строительство. Данный вспомогательный процесс реализации модернизационного партнерства предусматривает подготовку территории, непосредственное выполнение строительно-монтажных работ, осуществление инженерных работ и благоустройство территории, установку инженерно-технического оборудования и финишную отделку. Инженерное обеспечение объекта включает строительство всех внутриплощадочных, а так же внешних инженерных сетей и сооружений, подводку инженерных сетей к объектам, обеспечение транспортной инфраструктурой, заключение договоров на инженерное обеспечение объекта, телекоммуникационное обеспечение объекта.
2. Оснащение оборудованием. Осуществляется установка функционального технологического оборудования, а также оборудования, обеспечивающего комфортное проживание или нахождение людей в данном объекте. Объект оснащается мебелью и инвентарем, необходимым для осуществления качественного серви-
са, а также канцтоварами, расходными материалами, хозтоварами и пр. При установке оборудования, важно соблюдать требования пожарной безопасности, техники безопасности, а также специальные требования к составу, структуре и безопасности оснащения объектов того или иного типа, определенные нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
3. Пуско-наладочные работы. В рамках выполнения пусконаладочных работ, осуществляется пуско-наладка различных видов оборудования и сооружений объекта, в том числе инженерного оборудования, технологического оборудования, зданий и сооружений, транспортной инфраструктуры, а также систем связи. По окончанию данного вида работ, осуществляется приемка объекта. В случае выявления каких-либо замечаний, их необходимо устранить.
4. Эксплуатация. После приемки объекта, последний запускается в эксплуатацию. Управление эксплуатацией объекта может осуществляться непосредственно собственником или на правах хозяйственного ведения, оперативного управления. Для управления и обслуживания объекта может привлекаться организация - исполнитель проекта, так и сторонние организации.
Применение разработанной и представленной нами процессной модели модернизацион-ного партнерства при взаимодействии власти и бизнес-структур, будет содействовать формированию и дальнейшему развития модерниза-ционного партнерства в регионах РФ.
10.12.2012
Список литературы:
1. Кетлин, Уолтер. Разработка, осуществление и оценка программ по информированию граждан в Российской Федерации: Основные моменты [Электронный ресурс] // Демократия.ру. - Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/articles/ ms_1997-5/page3.html - Дата обращения: 30.07.2012.
2. Логинов, П. П. Процессный подход к управлению стратегической позицией предприятия / П. П. Логинов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 4. - С. 10-19.
3. Роднянский, Д. Управление изменениями в процессе взаимодействия администрации и общественных структур региона с менеджментом холдинговых компаний / Д. Роднянский // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 3. -С. 56-63.
4. Скрипко, Л. Е. Построение процессных моделей менеджмента качества на основе требований ИСО 9001:2000 // Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент» - 2006. - № 1. - С. 28-51.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - М., 2011. - 148 с.
6. Помитов, С. Процессная модель в организации логистических потоков предприятия [Электронный ресурс] // RosInvest.Com - Венчур, управление, инвестиции. - Режим доступа: http://rosinvest.com/page/processnaja-model-v-organizacii-logisticheskih-potokov-predprijatija - Дата обращения: 11.02.2012.
Сведения об авторе:
Тришкина Нелли Искандаровна, старший преподаватель кафедры экономики и управления производством Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, е-mail: [email protected]