Научная статья на тему 'Социальное партнерство как инструмент повышения уровня социальной ответственности компаний региона'

Социальное партнерство как инструмент повышения уровня социальной ответственности компаний региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцова Татьяна Васильевна

В статье осуществлен анализ развития социальной ответственности компаний Ростовской области в сфере труда и социально-трудовых отношений. Определено, что социальное партнерство является одним из наиболее действенных механизмов повышения уровня социальной ответственности предприятий региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как инструмент повышения уровня социальной ответственности компаний региона»

Социальное партнерство как инструмент повышения уровня социальной ответственности компаний региона

Аннотация: В статье осуществлен анализ развития социальной ответственности компаний Ростовской области в сфере труда и социальнотрудовых отношений. Определено, что социальное партнерство является одним из наиболее действенных механизмов повышения уровня социальной ответственности предприятий региона.

Abstract: This article presents the analysis of the development of social responsibility of companies in Rostov region in the sphere of labour and social-labour relations. The author draws the conclusions that social partnership is one of the most effective methods of the rise of level of social responsibility of companies in Rostov region.

Ключевые слова: социальная ответственность, социально-трудовые отношения, социальное партнерство.

Key words: social responsibility, social-labour relations, social partnership

Кравцова Татьяна Васильевна

аспирант

Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»)

tata.administration@rambler.ru

Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает не только соблюдение законодательно установленных норм и правил, но и осуществление деятельности сверх этих требований. Ответственность - это отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности. Также ответственность - категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к обществу (человечеству

в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

В данной статье нами осуществлен анализ развития социальной ответственности компаний в Ростовской области в сфере труда и социальнотрудовых отношений. В Ростовской области реализация государственной политики по охране труда осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. С целью выполнения постановлений Правительства Российской Федерации от 26 марта 1994 года № 238 «Об образовании Межведомственной комиссии по охране труда» с периодичностью в три года создается областная межведомственная комиссия по охране труда, которая координирует деятельность контрольных и надзорных органов в решении вопросов снижения производственного травматизма. В состав комиссии входят руководители всех надзорных органов, представители областного Союза работодателей, Федерации профсоюзов, научные работники. Ежегодно на заседаниях комиссии рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением здоровых и безопасных условий труда в регионе.

С целью реализации основных положений трудового законодательства органами местного самоуправления Ростовской области ведется работа по координации и планированию мероприятий по охране труда, обобщению данных предприятий о наличии комитетов (комиссий) и уполномоченных по охране труда. Приоритетными задачами в области улучшения условий и охраны труда являются: снижение производственного травматизма;

содействие проведению работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда; снижение количества рабочих мест, не отвечающих требованиям охраны труда и санитарно-гигиеническим нормам.

Результатом совместных, согласованных действий органов управления, надзора, работодателей и профсоюзов стало снижение уровня общего производственного травматизма за 2008 год по сравнению с 2007 годом на 10,1%, со смертельным исходом - на 18,7% (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика основных показателей охраны труда в Ростовской области, 2004-2008 гг.*

Показатель

2004 2005 2006 2007 2008

Общгш численность работающих, ^ ш7 1203 ш ш

тыс. чел.

Занято в условиях, не отвечающих

санитарно-гигиеническим нормам, %

- ^ Л 21,0 21,0 18,/ 16,0 14,0

от общей численности работников

(на конец года)

Число пострадавших на

производстве с утрат°й 2716 2438 2341 2169 1949

трудоспособности на 1 раб. день и

более, чел.

Число пострадавших со

смертельным исходом на 103 111 104 112 91

производстве, чел.

Число лиц с первые установленным 657 535 496 329 374

профзаболеванием, чел.

Количество рабочих мест, на

которых проведена аттестация по 442,1/ 660,6/ 690,1/ 721,1/ 751,6/ условиям труда, тыс. / в % от общей 56,5 70,1 73,2 76,8 81,2

численности рабочих мест

Однако на 13,7% увеличился уровень профзаболеваемости, что в свою очередь было обусловлено изменившейся к концу года экономической ситуацией, отразившейся на работе угледобывающего комплекса и ряда предприятий машиностроительной отрасли. Кроме того, увеличение выделения фондом социального страхования дополнительных средств на углубленные медицинские осмотры позволяет на более ранней стадии выявлять заболевания, связанные с профессией работника.

Таким образом, несмотря на ряд предпринимаемых в данном направлении мер, следует отметить, что уровень социальной ответственности компаний региона находится на чрезвычайно низком уровне. Как видно из представленных данных (табл. 1), значительная часть работников работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. А улучшение условий труда происходит в основном за счет административных мер, а не за счет активного участия самих компаний в решении данных проблем (табл. 2).

Следует также отметить, что представленные официальные данные не учитывают ситуацию в теневом секторе, где большинство норм трудового права вообще не выполняется, включая предоставление «социального пакета». Лишь незначительная часть предприятий региона использует в своей деятельности семейную форму социальной ответственности в отношении своих сотрудников, чаще всего, это крупные компании, имеющие довольно устойчивое финансовое положение на рынке. Что касается более высоких уровней социальной ответственности, то наиболее распространенной формой здесь является спонсорство и благотворительность.

В настоящее время по оценкам специалистов** около 20 % предприятий предпочитают программный способ благотворительной деятельности. Программный подход позволяет предпринимательским структурам концентрировать выделенные ресурсы на решении сравнительно сложных проблем, касающихся значительного числа людей. Подобный подход предполагает наличие в структуре предприятий подразделений или специально назначенных сотрудников, которые осуществляют сопровождение благотворительных программ и тем самым становятся дополнительным фактором контроля за эффективным целевым расходованием средств, обеспечения прозрачности реализуемых благотворительных программ.

Таблица 2 - Результаты проверок, проведенных Профсоюзом Ростовской области, 2005-2008 гг.***

Показатели

2005 2006 2007 2008

Проведено проверок работодателей

535

6 696 161

Количество направленных работодателям

представлений об устранении нарушений 321 164 469 117

трудового законодательства

Количество нарушений, указанных в 164 255 187

представлениях, всего

из них: устранено 235 147 212 106

восстановлено на работе 10 7 2 0

Количество требований о привлечении к

дисциплинарной ответственности должностных 2 3 4 8

лиц (статья 195 ТК РФ)

в том числе: привлечено - 3 2

8

уволено - 2 2 0

Количество материалов, направленных в органы 8 5 7 6

прокуратуры

Приняты меры прокурорского реагирования

(протесты, представления об устранении 8 4 5 3

нарушений законодательства)

Рассмотрено дел в судах с участием правовых инспекторов труда, юристов Профсоюза

101

54 54

Из них удовлетворены полностью или частично 502 101 54 24

В том числе:

О взыскании зарплаты, пособий и др. обязательных социальных выплат

475 2 1 1

Из них удовлетворены полностью или частично 473 2 1 1

О восстановлении на работе

15 2 1

из них удовлетворены

15 2 1

По другим индивидуальным трудовым спорам 1 89 6 3

Из них удовлетворены полностью или

частично

1 89 6 3

Об обжаловании действий и решений органов власти и должностных лиц, нарушающих социально-трудовые права

5 45 49

Из них удовлетворены полностью или частично

5 44 19

Количество трудовых споров, рассмотренных с

участием правовых инспекторов труда, юристов 111 116 99 97

Профсоюза

Из них требования работников удовлетворены

- 89 89 97

полностью

Приоритетными направлениями благотворительной и спонсорской деятельности являются программы финансовой поддержки образования, культуры и спорта, создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры в регионе присутствия, оказание помощи социально незащищенным слоям населения, благотворительным некоммерческим организациям.

Действенным механизмом формирования условий для достойного труда в Ростовской области в рамках повышения уровня социальной ответственности является институт социального партнерства, основной которого являются диалог и взаимовыгодное сотрудничество власти и бизнеса с целью повышения социальной ответственности бизнеса. Главным звеном в процессе социально-экономического развития на региональном уровне, непосредственно выполняющим задачу согласования интересов органов власти, работодателей и профсоюзов является областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. На муниципальном уровне сформированы территориальные трехсторонние комиссии. В результате реализуемых мероприятий за последние годы количество заключаемых соглашений выросло в несколько раз и этот индикатор развития социального партнерства находится в устойчивой позитивной динамике (табл. 3).

Во всех 55-ти муниципальных образованиях Ростовской области заключены территориальные трехсторонние соглашения, в которых конкретизированы обязательства работодателей, направленные на повышение квалификации, обучение и переобучение, предоставление высвобождаемым работникам дополнительных льгот и компенсаций, а также предусмотрена возможность обучения работников новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.

Кроме того, расширяется практика заключения отраслевых соглашений в реальном секторе экономики, в рамках которых принимаются обязательства о своевременной выплате заработной платы, ее индексации, а также по доведению размера минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума, установлению доли тарифа в структуре заработной платы на уровне 70% и выше в соответствии с областным трехсторонним соглашением.

Таблица 3 - Динамика основных показателей социальной активности предприятий Ростовской области****

Показатели 2006 2007 2008 2009

Количество соглашений всех уровней,

260 450 1199 1423

ед.

в т.ч.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

региональные 1 1 1 1

территориальные трехсторонние соглашения

отраслевые, в т.ч.

185 196 73 71

- на региональном уровне 17 19 17 17

- на территориальном уровне 168 177 56 54

двусторонние соглашения по отдельным направлениям 19 198 1070 1296

регулирования социально-трудовых

отношений *****

Количество заключенных

коллективных договоров ****** 8546 9398 9697 10088

Общая сумма выплат, направленных в соответствии с коллективными

договорами на обеспечение

социальных гарантий и льгот работникам и членам их семей, млн. руб.

Доля работников, охваченных -коллективными договорами, в общем количестве работников, тыс. чел. / %

Сумма задолженности по заработной 54,6 плате, млн. руб.

Большинством таких соглашений рекомендовано предусматривать в коллективных договорах механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, а также размера возмещения потерь от задержек оплаты труда. В области также практикуется заключение двусторонних соглашений между хозяйствующими субъектами с одной стороны и отраслевыми министерствами, либо администрациями муниципальных образований по отдельным направлениям регулирования социальнотрудовых отношений, которые приобретают актуальность в существующих экономических условиях.

Практика взаимоотношений между органами власти и крупными хозяйствующими субъектами включает взаимные обязательства сторон по реализации социальных программ, в том числе инвестиции в строительство спортивных объектов, благоустройство территории, спонсорскую помощь ветеранам, общественным организациям, участие в социально-культурных мероприятиях, включая обеспечение роста заработной платы, улучшение условий и охраны труда, профессиональную подготовку кадров на

440,4 726,8 804,1

877,4/ 835,6/ >800,0/ 70,8 74,3 72,4

55 1*******

31,5 55,1 ’

предприятии. Со стороны муниципалитетов закрепляются гарантии своевременности расчетов по муниципальным заказам, по содействию в привлечении российских и зарубежных инвесторов к реализации инвестиционных и инновационных проектов, привлечению предприятий в установленном порядке для участия в конкурсах по размещению заказов на продукцию, выпускаемую для муниципальных нужд и т.д. Подписание таких соглашений позволяет решать вопросы роста заработной платы на конкретном предприятии, а значит и увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему от деятельности организаций.

Наибольшей эффективностью отличаются корпоративные социальные программы, которые разрабатываются и реализуются в режиме социального партнерства и учитывают интересы сотрудников компании и жителей городов, где развивается бизнес. Залогом успеха таких программ является, во-первых, четкое формулирование собственной стратегии и отказ от финансирования «просьб из регионов». Разработка и реализация программ социальной направленности в результате совместной работы компании, органов государственной власти и местного самоуправления, независимых консультантов. Во-вторых, ориентация на достижение значимого социального результата при соблюдении деловых интересов компании. В-третьих, направленность на поддержку новых социальных технологий и реформ в социальной сфере, а не на строительство и содержание объектов «соцкультбыта». В-четвертых, использование современных механизмов управления, прежде всего конкурсного распределения средств, долевого финансирования, внедрения мониторинга и оценки социальных и экономических результатов. Это позволяет отобрать наиболее эффективные и актуальные проекты, повысить мотивацию участников за счет привлечения собственных средств, контролировать реализацию и результаты проекта.

Для того чтобы механизм формирования и развития социальной ответственности бизнеса региона стал более эффективен и появились положительные результаты в экономике региона, необходимо провести определенные мероприятия в рамках алгоритма формирования и реализации механизма социальной ответственности бизнеса в условиях кризиса (рис. 1).

Для этого необходима конкретная концепция социальной ответственности бизнеса региона, направленная на решение следующих основных задач:

• Систематизация управления проектами и обеспечение связи реализуемых программ со стратегией компании;

• Систематизация взаимодействия с заинтересованными сторонами с целью рационального использования имеющихся ресурсов компании;

• Поддержка принятия управленческих решений путем усовершенствования системы внутренней нефинансовой отчетности;

• Повышение информационной открытости компании, укрепление ее репутации на российском и международном рынках, в т.ч. через совершенствование системы внешней нефинансовой отчетности;

• Укрепление доверия со стороны заинтересованных сторон в регионе в процессе региональной экспансии;

• Улучшение имиджа компании;

• Содействие реализации бизнес-стратегии компании.

1. Разработка концепции социальноэкономической ответственности бизнеса в условиях кризиса Изменяющие ся показатели и индикаторы

Формируемые интегральные показатели

Аналитические и методические материалы

2. Выборка основвзаимодействия го суд ар ства, бизне с а и о бще ства. формирование требований к механизму реализации концепции социальноэкономической ответственности бизнеса в условиях кризиса при обеспечении устойчивого развития территориальных образований Миссия корпор атнвнсй с оциальной ответственности К.онцепция становл енияинститута социально-экономич е ской ответственно спи в уелОБИЯХ кризиса

Структурная пер е стр ойка народного х озяйства в направлении реализации социальных приоритетов

Взаимод ействие бизне са и ел а ста в направлении развития социальной

3. Прогнозирование и на его основе построение сценарных траекторий регионального развития социальной ответственности бизнеса и алгоритмизация пр оцедур р е алнзацнн мех анизма повышения мотивации хозяйствующих су бъектов к мерам социального характера Алгоритмизация органшационно-экономического механизма ответственности оизнеса

Гр а е кто рил р егиональ ного р азвнтня при мотивации мене джмента онзне са

1 Id огнозис ованне и пл аннрование

"1 ip оцедуры оценки р езультат ЯВНОСТИ прогнозных материалов

4. Норма1тивно-правовое закрепление станд арт ов социально -экономиие ской ответственности бизнеса, институциональное обеспечение го суд ар ственно -ч а стного партнер ства Ст анд арты с оциэльно-экономиче ской ответственно сти

Оценка р езульт ативно сти мер о приятии по реализации стандартов

Форыир ованне соцнэльно-экономич «кого партнер ства в регионе с учетом р е формир ованни отношении го суд арственно-частного партнерства

Рис. 1. Алгоритм формирования и реализации механизма социальной ответственности бизнеса в условиях кризиса********

Для совершенствования институционально-рыночного механизма стимулирования социальной ответственности бизнеса в регионе необходимо соблюдение следующих принципов:

• Более широкое распространение и высокая степень регламентированности социальной отчетности.

• Приемлемость критериев оценки и показателей для основного числа предприятий бизнеса региона.

• Совместимость региональных систем оценки с международными системами.

• Увязанность показателей социальной отчетности с системами стратегического планирования региона, системами управления рискам.

Таким образом, социальное партнерство представляется одним из наиболее действенных механизмов повышения уровня социальной ответственности предприятий региона. Однако в настоящее время в рамках данного механизма заключаются лишь договора, регулирующие в большей степени трудовые отношения, в то время, как социальная ответственность является более широким понятием, включающим в себя целый ряд направлений, выходящих за их пределы (такие как благотворительность, участие бизнес-структур в решения глобальных социальных проблем - экологических, молодежных, противодействие терроризму и др.). В связи с этим необходимо расширять практику использования механизмов социального партнерства в направлении стимулирования менеджмента бизнеса для более активного использования своего потенциала в данных направлениях. Региональные органы власти должны при этом дифференцированно подходить к привлечению хозяйствующих субъектов к решению более глобальных общественных проблем, определяя круг проблем и совокупность компаний, которые смогут оказать реальное содействие в их решении.

Библиографический список:

1. Место благотворительности в структуре деятельности коммерческих организаций // Материалы сайта «Мосблаго.ру»

2. Развитие социального партнерства в трудовых отношениях в Ростовской области по итогам 2007-2009 гг. // Материалы официального сайта Администрации Ростовской области. - Режим доступа: www.donland.ru.

* Составлено по: www.donland.ru.

Место благотворительности в структуре деятельности коммерческих организаций // Материалы сайта «Мосблаго.ру». - Режим доступа: info@mosblago.ru.

*** Составлено автором по: www.fbro.aaanet.ru.

**** Составлено по: Развитие социального партнерства в трудовых

отношениях в Ростовской области по итогам 2007-2009 гг. // Материалы официального сайта Администрации Ростовской области. - Режим доступа: www.donland.ru.

***** Между хозяйствующими субъектами и отраслевыми министерствами или администрациями муниципальных образований.

****** Между работодателями и работниками.

******* На 1 января 2009 г.

******** Составлено автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.