Научная статья на тему 'Оценка эффективности социального партнерства'

Оценка эффективности социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1554
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / ТРЕХСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ / SOCIAL RESPONSIBILITY / ESTIMATION OF EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS OF SYSTEM OF SOCIAL PARTNERSHIP / THREE-WAY AGREEMENTS / ORGANIZATIONS OF HIGH-SOCIAL ACTIVITY AND RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тяглов С.Г., Сетракова Е.В.

Статья посвящена функционированию системы оценки воздействия социального партнерства. Представлен обзор соглашений социального партнерства Ростовской области, регулирование социально-трудовых отношений через эффективность и результативность. Обобщена практика участия в конкурсе на оценку эффективности применения социального партнерства и социальной ответственности. Приведены основные концепции применения результативности социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is sanctified to functioning of system of estimation of influence of social partnership. Review of agreements of social partnership of Rostov area, adjusting of socially-labor relations, is presented through efficiency and effectiveness. Practice of participating is generalized in a competition on estimation of efficiency of application of social partnership and social responsibility. Basic conceptions over of application of effectiveness of social partnership are brought.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности социального партнерства»

С. Г. Тяглов, Е. В. Сетракова

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация

Статья посвящена функционированию системы оценки воздействия социального партнерства. Представлен обзор соглашений социального партнерства Ростовской области, регулирование социально-трудовых отношений через эффективность и результативность. Обобщена практика участия в конкурсе на оценку эффективности применения социального партнерства и социальной ответственности. Приведены основные концепции применения результативности социального партнерства.

Ключевые слова

Социальная ответственность, оценка эффективности и результативности системы социального партнерства, трехсторонние соглашения, организации высокой социальной активности и ответственности.

S. G. Tyaglov, E. V. Setrakova EFFICIENCY EVALUATION OF SOCIAL PARTNERSHIP

Annotation

Article is sanctified to functioning of system of estimation of influence of social partnership. Review of agreements of social partnership of Rostov area, adjusting of socially-labor relations, is presented through efficiency and effectiveness. Practice of participating is

2017 № 4 (60) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

generalized in a competition on estimation of efficiency of application of social partnership and social responsibility. Basic conceptions over of application of effectiveness of social partnership are brought.

Keywords

Social responsibility, estimation of efficiency and effectiveness of system of social partnership, three-way agreements, organizations of high-social activity and responsibility.

Понятия «корпоративная социальная ответственность» и «социальное партнерство» не новы для предпринимательского сообщества Российской Федерации и ее регионов. Много ученых уже занимается адаптацией принципов данного понятия к российским реалиям. Однако для полного внедрения и повсеместного применения основных постулатов корпоративной социальной ответственности российскими предприятиями еще далеко. Некоторые фирмы применяют только поверхностно основные принципы данного понятия, некоторые только имеют общее представление.

В традиционном смысле социальное партнерство используется в сфере социально-трудовых отношений. В этой сфере рассматриваются вопросы взаимоотношений между работодателем, работниками и государством. Однако система социального партнерства уже вышла за эти рамки и стала применяться в различных сферах, социальных группах общества [3].

В организациях Ростовской области, как и во многих других регионах Российской Федерации, регулирование социально-трудовых отношений осуществляется на основе социального партнерства [2]. В настоящее время основными показателями развития социального партнерства являются соглашения и коллективные договоры, заключаемые основными участниками системы социального партнерства (основными участниками могут являться государство, работодатели, работники через организации и объединения профсоюзов).

Согласно официальным данным Правительства Ростовской области, в регионе внедрены региональные, территориальные, отраслевые и иные соглашения, регулирующие вопросы оплаты труда, социальной защищенности работников и другие социальные вопросы работающего населения, а в 2016 г. и межрегиональное соглашение (структура видов соглашений представлена в таблице 1).

Таблица 1 — Структура видов соглашений, действующих на территории Ростовской области*

01.01.2016 01.01.2017

Межрегиональное соглашение 0 1

региональное трехстороннее соглашение 1 1

территориальные трехсторонние соглашения 55 55

отраслевые соглашения 116 106

иные соглашения, заключенные между администрацией муниципального образования и конкретным работодателем, индивидуальным предпринимателем, имеющим наемную рабочую силу по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений 3667 3729

* Составлена на основании материалов [2].

Правительством Ростовской области, РОООП «Федерация Профсоюзов Ростовской Области» и Союзом работодателей Ростовской области заключено очередное, трехстороннее соглашение, основной целью которого является обеспечение социально-экономического роста и благополучия жителей области. В целях реализации указанного соглашения комиссией разрабатывается блок определенных мероприятий.

Правительство Ростовской области особенно заинтересовано, чтобы в реализации Соглашений участвовали не только бюджетные, муниципальные учреждения, крупный и средний бизнес, но и принимали непосредственное участие малый бизнес и индивидуальные предприниматели. Правительство Ростовской области контролируя выполнение пунктов трехсторонних соглашений гарантирует право работников определенную защищенность трудовых отношений, повышение определенного качества жизни работников предприятий, снижение безработицы; со стороны работодателей повышение доходности предприятий, в том числе и за счет роста производительности труда, сохранение и модернизацию существующих рабочих мест, а также и создание новых рабочих мест.

Согласно данным, размещенным на официальном сайте Правительства Ростовской области, на 1 января 2016 г. к Соглашению присоединилось 15 026 организаций, что в 2,8 раза превышает их количество на период начала действия Соглашения (5 500 организаций). Доля присоединившихся организаций (61,6 %) превысила плановое значение на 1,6 процентных пункта. На 01.01.2017 к Ростовскому областному трехстороннему (региональному) соглашению между Правительством Ростовской области, РОООП «Федерация Профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2014-2016 гг. присоединились

72,47 %, или 14 517 организаций от числа действующих в области (20,03 тыс.). Кроме того, присоединилось 2 008 микропредприятий и 2 505 индивидуальных предпринимателей области, при плановом показателе в 70 %. Количество присоединившихся организаций увеличилось, с начала действия Соглашения, в 2,6 раза (с 5,5 тысяч до 14,5 тысяч) [2].

Правительство Ростовской области с 2010 г. организует проведение регионального этапа в ежегодном Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности». Целью привлечения внимания к этому конкурсу Правительство РО ставит: усиление заинтересованности и социальной ответственности как работодателей, так и работников в повышении эффективности производства, достижении высокой производительности труда, создании условий, обеспечивающих сохранение здоровья и защиту жизни работников, соблюдении трудового законодательства [2].

Конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности» проводится ежегодно, начиная с 2000 г. Главной целью конкурса организаторы считают привлечение общественного внимания к важности решения социальных вопросов на уровне организаций, выявление лучших социальных проектов, создание позитивного социального имиджа организаций [7]. Участвуя в конкурсе предприятия и учреждения представляют свою корпоративную политику, направления в улучшении кадровой и трудовой политики, мероприятия, которые позволяют сохранить существующие условия охраны труда, а также резервы улучшения условий труда, политику по внедрению и совершенствованию системы социального партнерства, социальной направленности и другие. Основные номинации всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Номинации всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» [8]

Приоритетные задачи социальной политики Наименование номинации (на федеральном и региональном уровнях)

Развитие рынка труда и содействие занятости населения За создание и развитие рабочих мест в организациях производственной сферы

За создание и развитие рабочих мест в организациях непроизводственной сферы

Создание условий труда, позволяющих сохранить здоровье работников в процессе трудовой деятельности За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях производственной сферы

За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях непроизводственной сферы

Развитие трудового и личностного потенциала работников За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы

За развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы

Создание условий для ведения здорового образа жизни, распространение стандартов здорового образа жизни За формирование здорового образа жизни в организациях производственной сферы

За формирование здорового образа жизни в организациях непроизводственной сферы

Распространение принципов социального партнерства, развитие новых форм социального партнерства За развитие социального партнерства в организациях производственной сферы

За развитие социального партнерства в организациях непроизводственной сферы

Развитие малого предпринимательства Малая организация высокой социальной эффективности

Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности

В номинации «За развитие социального партнерства» основные анали-

зируемые показатели представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Свод показателей для номинации «Развитие социального партнерства»*

Распространение принципов социального партнерства, развитие новых форм социального партнерства

1. Развитие социального партнерства 2. Результативность социального партнерства в организации

1.1. Участие (членство) в объединении работодателей (общероссийском, региональном, территориальном, отраслевом, межотраслевом и т. д.) участие в объединении работодателей 2.1. Содержание условий коллективного договора (соглашений), устанавливающих дополнительные социальные гарантии работникам

1.2. Распространение на организацию и ее работников действия соглашений в области социального партнерства в сфере труда 2.2. Содержание условий коллективного договора, соглашений, устанавливающих дополнительные меры по развитию организации (бизнеса)

1.3. Участие (членство) представителей организаций в составе комиссий и рабочих групп в формах социального партнерства на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном, отраслевом (межотраслевом) уровне 2.3. Социальный пакет: предоставление жилья; оплата аренды жилья; предоставление работникам беспроцентных денежных ссуд на приобретение жилья; оплата обучения работников; предоставление работникам беспроцентных денежных ссуд на обучение; наличие собственной медицинской службы в организации (медсанчасть, медпункт, медкабинет и т. п.); добровольное страхование здоровья (обеспечение полисами ДМС); и др.

1.4. Наличие коллективного договора

1.5. Выполнение условий коллективного договора, улучшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством:

1.6. Наличие в организации постоянно действующей комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1.7. Сферы полномочий комиссии (комиссий) по регулированию социально-трудовых отношений в организации: разрешение трудовых споров; охрана труда; оплата труда; социальные вопросы; контроль выполнения условий коллективного договора; иные сферы полномочий комиссии (комиссий)

1.8. Участие работников в управлении организацией

1.9. Согласование с представительным органом работников принимаемых локальных нормативных актов организации

1.10. Гарантии профсоюзной деятельности в организации: обеспечение помещением; обеспечение оргтехникой; выделенная телефонная линия; интернет-сайт профсоюзной организации (интернет-страница представительного органа работников на сайте организации); иные

* Составлена на основании данных [7].

Проанализировав критерии оценок по вышеуказанным показателям выявлено, что 67 % из общего итога баллов приходится на показатель «Развитие социального партнерства» и 33,5 % на результативность социального партнерства в организации.

Функционирование системы оценки воздействия социального партнерства на развитие предприятия возможно, если предприятие практикует мониторинг социально-экономического и институци-ального развития. Методической основой может стать система показателей устойчивого развития предприятия.

Интересы участников системы социального партнерства иногда противоречивы, а зачастую конфликтны, а противоположность ожидания результатов вызывает предпосылки к разработке оптимальных показателей внутреннего и внешнего контроля.

Контроль может принимать различные формы: мониторинга, оценки бюджетной эффективности, оценки удовлетворенности потребителей, оценки удовлетворенности персонала, оценки удовлетворенности деловых партнеров, оценки рыночной стоимости компании, результативности природоохранной деятельности или экологической экспертизы, оценки общественного мнения. [6]

Для повышения эффективности любой деятельности, в том числе в направлении социального партнерства и социальной ответственности необходимо проводить оценку ее эффективности. Некоторыми авторами, занимающимися проблемами развития системы социального партнерства, предложены основные подходы оценки эффективности социальной деятельности и социального управления. Приведем некоторые основные положения.

При анализе социальной активности Г. В. Атаманчук выделяет следующие способы ее оценки [1]:

1. Публичные отчеты органов власти, должностных лиц.

2. массовые обсуждения и голосования (референдумы) по различным вопросам жизни территориальных образований.

3. общественное мнение как совокупность свободно выраженных суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей [4].

Функции оценки эффективности социальной активности организации (согласно видению голландского исследователя Г. Фреркса [5]).

1. Прозрачность — используется при составлении отчетности и текущего мониторинга состояния социального партнерства.

2. Саморазвитие (самообучение) — социальные партнеры используют оценку эффективности в процессе развития, выявляя сильные и слабые стороны.

3. Аттестация (контроль соответствия) — эффективность деятельности организации оценивается на основе достигнутых ею результатов.

4. Поощрение или штрафные санкции — они носят, как правило, финансовый характер и нацелены на мотивацию социальных партнеров в достижении лучших результатов [4, 5].

Измерение эффективности социального партнерства и социальной активности необходимо осуществлять не единоразово или периодически, а на систематической основе, при этом следует разработать систему, в которой оптимально будут сочетаться разнообразные методы как для сбора необходимой информации, так и ее обработки, систематизации и анализа.

Для освещения результатов эффективности социального партнерства и социальной активности необходимо привлекать различные средства массовой информации, интернета и др.

По основным направлениям номинаций социального партнерства, представленным в конкурсе организаций социальной эффективности необходимо анализировать не только предложенную

градацию критериев оценки (применяется / не применяется, есть в наличии / нет в наличии и количественные показатели, переведенные в баллы), но и следует проработать применения качественных характеристик и коэффициентов эффективности: сравнить вложенные затраты с результатами и рассчитать экономический эффект. Эффективность и результативность применения социального партнерства можно группировать по следующим блокам:

- управление предприятием, муниципалитетом, регионом;

- экономическая (финансовая) эффективность;

- удовлетворенность сотрудников (жителей);

- удовлетворенность потребителей (клиентов);

- деловая репутация (имидж) и др.

Библиографический список

1. Атаманчук, Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы) : учеб. пособие. — М. : Экономика, 2000.

2. Трудовые отношения и социальное партнерство. Сайта Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. donland.ru/Socialnaya-sfera/Trud/? pageid=79963.

3. Тяглов, С. Г., Сетракова, Е. В. Развитие системы социального партнерства в образовании в регионе // Вестник РГЭУ (РИНХ). — 2013. — № 1-2 (41-42).

4. Самков, К. Н. О подходах к оценке эффективности социального партнерства в местном самоуправлении [Электронный ресурс] // Муниципалитет: экономика и управление. — Режим доступа : http://municipal.uapa.ru/en/is sue/2013/02/09/Issue#4( 13)декабрьmonth 2015year.

5. Frerks, G. Perfomance measurement in foreign policy: security policy, proper governance, conflict prevention and

human rights. — Ministry of Foreign Affairs, Hague, 2000.

6. Чегринцева, Н. С. Организация мониторинга результативности социального партнерства и эффективности социальной ответственности бизнеса в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://science-sea.narod.ru/2009/ ekonom_2009_2/chegrinceva_org.htm.

7. Всероссийский конкурс «Российская организация...» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : donland.ru> Default.aspx?skin=printerfriendly.. .90955.

8. http://mintrud.donland.ru/Default. aspx?pageid=55473.

Bibliographic list

1. Atamanchuk, G. V. State administration (organizational-functional issues). Textbook. — M. : Economics, 2000.

2. Labour relations and social partnership. Website of Government of Rostov region [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.donland.ru/Socialnaya-sfera/Trud/?pageid=79963.

3. Tyaglov, S. G., Setrakova, E. V. development of system of social partnership in education in region // Vestnik of Rostov State University (RINH). — 2013. — № 1-2 (41-42).

4. Samkov, K. N. On approaches to evaluating the effectiveness of social partnership in local government [Electronic resource] // Municipality: economy and management. — Mode of access : http://mu nicipal.uapa.ru/en/issue/2013/02/09/Issue #4(13)Decembermonth2015year.

5. Frerks, G. Perfomance measurement in foreign policy: security policy, proper governance, conflict prevention and human rights». — Ministry of Foreign Affairs, Hague, 2000.

6. Chegrinzeva, N. S. Organization of monitoring of effectiveness of social partnership and effectiveness of social responsibility of business in Russia [Electronic resource]. — Mode of access : http://science-sea.narod.ru/ 2009/ekonom_2009_2/ chegrinceva_org.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.