Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ESG-ТРАНСФОРМАЦИИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ESG-ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1297
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная ответственность бизнеса / корпоративная социальная ответственность / устойчивое развитие / политика ESG / принципы ESG / ESG-трансформация / ESG-банкинг / business social responsibility / corporate social responsibility / sustainable development / ESG policy / ESG principles / ESG transformation / ESG banking

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довбий И.П., Коврижкина Л.Н.

Цель статьи – развитие теории социальной ответственности бизнеса в условиях глобальной ESG-трансформации применительно к российскому бизнесу. Задачи исследования сводятся к рассмотрению теоретических основ социальной ответственности бизнеса и практике имплементации принципов ESG в политику социальной ответственности российского бизнеса. Показано, что несмотря на наличие значительного количества эмпирических исследований в области социальной ответственности бизнеса, ряд вопросов остается не раскрытыми. Сделан вывод о безальтернативности продвижения политики ESG в национальной экономике и последовательной имплементации ESG-принципов в политику социальной ответственности российским бизнесом и, прежде всего, структурами банковского сектора. По мнению авторов, целесообразно закрепить требования по социально ответственному поведению бизнеса в основных стратегических документах государственного уровня, а также продумать меры по их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN THE CONTEXT OF ESG TRANSFORMATION

The purpose of the article is to develop theory of social responsibility of business in context of global ESG transformation in relation to Russian business. The objectives of study are to consider theoretical foundations of business social responsibility and practice of implementing ESG principles in policy of social responsibility of Russian business. It is shown that despite presence of a significant number of empirical studies in the field of business social responsibility, a number of issues remain unresolved. The conclusion is made that there is no alternative to promotion of ESG policy in national economy and consistent implementation of ESG principles in policy of social responsibility by Russian business and, above all, by structures of banking sector. According to the authors, it is advisable to fix the requirements for socially responsible business behavior in the main strategic documents of the state level, as well as to consider measures for their implementation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ESG-ТРАНСФОРМАЦИИ»

Для цитирования: Довбий И.П., Коврижкина Л.Н. Социальная ответственность бизнеса в контексте Е80-трансформации // Управление в современных системах. 2022. №2. С. 20-32.

DOI: 10.24412/2311-1313-34-20-32 УДК 005.5:330:50 (470+571) ББК 65.29

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ESG-

ТРАНСФОРМАЦИИ

Довбий И.П..1 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) Коврижкина Л.Н.2 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)

Аннотация

Цель статьи - развитие теории социальной ответственности бизнеса в условиях глобальной ESG-трансформации применительно к российскому бизнесу. Задачи исследования сводятся к рассмотрению теоретических основ социальной ответственности бизнеса и практике имплементации принципов ESG в политику социальной ответственности российского бизнеса. Показано, что несмотря на наличие значительного количества эмпирических исследований в области социальной ответственности бизнеса, ряд вопросов остается не раскрытыми. Сделан вывод о безальтернативности продвижения политики ESG в национальной экономике и последовательной имплементации ESG-принципов в политику социальной ответственности российским бизнесом и, прежде всего, структурами банковского сектора. По мнению авторов, целесообразно закрепить требования по социально ответственному поведению бизнеса в основных стратегических документах государственного уровня, а также продумать меры по их реализации.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие, политика ESG, принципы ESG, ESG-трансформация, Е80-банкинг.

Введение

К числу наиболее значимых тенденций последних лет, обусловленных Целями устойчивого развития, в полной мере можно отнести возрастающий интерес к социальной ответственности бизнеса и к инициативам, связанным экологическими социальными и управленческими приоритетами (ESG). Эти идеи «в нашей стране находится на стадии осмысления» [Трапезникова, 2021], «приобретают все большее значение, но остаются весьма спорными», поскольку «более глубокое изучение показывает, что у этих терминов ... нет единого значения»3. Вместе с тем социальная среда все более включается в императивы бизнеса, а ESG-политика позволяет сформировать единый социальный образ, объединяющий «весь комплекс социальных воздействий - внешних и внутренних, связанных с природой и

1 Довбий Ирина Павловна - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»; Россия, 454080 г. Челябинск, пр. Ленина, 76; e-mail: betelgeyse@mail.ru; SPIN-код: 4587-9248, Author ID: 684759.

2 Коврижкина Лариса Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономическая теория, региональная экономика, государственное и муниципальное управление» ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»; Россия, 454080 г. Челябинск, пр. Ленина, 76; e-mail: larisa_2009@mail.ru; SPIN-код: 5509-9538, AuthorID: 681762.

3 Pollman, E. Corporate Social Responsibility, ESG, and Compliance // Faculty Scholarship at Penn Law. 2021. [Электронный ресурс]. URL: scholarship.law.upenn.edu/faculty_scholarship/2568.

социумом, персоналом и внешними сообществами»1. Поскольку все большее число институциональных и индивидуальных инвесторов принимают ЕБО-принципы в качестве ключевого фактора в принятии решений об инвестировании, постольку все большее числе публичных компаний объявляют о своей приверженности ЕБО2.

Пионерами продвижения ЕБО-повестки (социо- эколого- (Е) экономического развития и ответственного управления в политику корпоративной социальной

ответственности бизнеса выступают инвестиционные компании и кредитные организации.

В наиболее развитых странах мира происходит трансформация банковского бизнеса из традиционного формата (государственный, спекулятивный, устойчивый, исламский) в ЕБО-банкинг, отличающийся ориентацией на Цели устойчивого развития и долгосрочные результаты, связанные с развитием бизнеса клиентов и регионов присутствия на принципах ЕБО, соответствующих лучшим мировым практикам социально ответственного бизнеса [Высоков, 2020].

В России процесс принятия на себя обязательств социально-экологической направленности компаниями реального и финансового сектора не получил широкого распространения. Несмотря на резко изменившиеся макроэкономические условия, представляется, что этот процесс будет необратим, поскольку ЕБО-принципы соответствуют Целям устойчивого развития и отвечают запросам общества на социальную справедливость.

Теория

Концепции социальной ответственности бизнеса «выросли из фундаментальных и актуальных философских, экономических, социологических, управленческих, социально-психологических теорий, развиваются в тесном взаимодействии со всеми гуманитарными и социальными науками» [Попова, 2020]. В истории развития социальной ответственности бизнеса значимыми фигурами-идеологами стали М. Вебер с протестантской этикой как основы «ответственности бизнеса и бизнесменов»; Д. Карнеги с теорией «служения бизнеса обществу», Г. Форд с пониманием «предпочтительного поведения бизнеса перед обществом». Великая депрессия 1930-х гг. продемонстрировала бизнесу значимость общества и государства для выхода из кризиса и послужила «стимулом к широким научным разработкам темы социальной ответственности бизнеса» [Попова, 2020].

Начало полемики о социальной ответственности бизнеса, корпоративной социальной ответственности и обязанностях «бизнесменов проводить ту политику, принимать те решения или следовать тем направлениям действий, которые желательны с точки зрения целей и ценностей нашего общества» было положено экономистом Ховардом Боуэном «Социальная ответственность бизнесмена» [Bowen, 1953] восходит 1950-м гг.

Согласно первому подходу, концепцией Боуэна были определены социальные обязанности, которые вытекали из предпринимательской деятельности и охватывали этику защиты благосостояния сотрудников компании и общества в целом [Сагго11,1999; Ов1а8, 2004].

Согласно второму подходу, сформулированному Милтоном Фридманом и получившему название «корпоративного эгоизма» - «ключевым моментом является то, что в качестве руководителя корпорации менеджер является представителем лиц, владеющих корпорацией или создающих благотворительное учреждение, и его главная ответственность

1 Фирсов А.В. Социальная ответственность бизнеса и ее архитекторы // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2021. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/26SCSK221.pdf. (дата обращения: 20.04.2022).

2 Kim, S.; Li, Z. (F.) Understanding the Impact of ESG Practices in Corporate Finance. Sustainability 2021, 13, 3746. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/HewlettPackard/Downloads/sustai nability-13-03746-v2.pdf (дата обращения: 27.04.2022).

лежит перед ними»1; «социальная ответственность бизнесменов должна быть соизмерима с их социальной властью» [Davis, 1960], поскольку у общества есть определенные ожидания от бизнеса. Государство может регулировать данный процесс, если корпоративные лидеры не будут использовать свою власть для удовлетворения социальных ожиданий [Pollman, 2019].

Сторонники «эгоистической» парадигмы социальной ответственности бизнеса были «против расширения ответственности бизнеса за пределы экономических ролей», поскольку по их мнению нарушался фундаментальный принцип предпринимательства - максимизация прибыли - вследствие роста издержек производства, недостаточной отлаженности механизмов публичной отчетности и отсутствия опыта разрешения социальных конфликтов» [Попова, 2020].

На протяжении 1960-х и 1970-х гг. ученые пытались определить, в чем заключаются социальные обязанности корпорации, а в чем нет.

С начала 1970-х гг. начинает формироваться «альтруистическая» парадигма или «теория корпоративного альтруизма», получившая поддержку со стороны американского Комитета по экономическому развития, сформулировавшего в 1973 г. Рекомендации о том, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни.

Концепции социальной ответственности встретили мощную критику со стороны ученых, экономистов и юристов, которые утверждали: «существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса — использовать свои ресурсы и участвовать в деятельности, направленной на увеличение его прибыли, пока он остается в рамках правил игры, то есть участвует в открытой и свободной конкуренции без обмана или мошенничества» [Friedman, 1962]; поощрение корпоративных менеджеров, являющихся агентами акционеров-владельцев бизнеса не согласуется мотивами получения прибыли [Friedman, 1970]; «социально ответственные» корпоративные расходы по сути не являются добровольными, а являются следствием корыстных интересов менеджмента по повышению собственного престижа и существенно не повлияют на увеличение социального благосостояния [Manne, Wallich, 1972].

Развитие теории социальной ответственности шло по пути рассмотрения фирмы как «хорошего корпоративного гражданина», перманентно несущего многоуровневую ответственность, представляемую в виде пирамиды: в основании «экономическая ответственность» по удовлетворению потребностей потребителей при извлечении прибыли; над ней «правовая ответственность», означающая требование следовать закону и нормам права; еще выше «этическая ответственность», рекомендующая следовать этическим нормам; на вершине «филанторопическая ответственность», призывающая быть хорошим корпоративным гражданином. Таким образом, Кэрролл заметил, что «социальная ответственность бизнеса охватывает экономические, юридические, этические и необязательные ожидания, которые общество предъявляет к организациям в данный момент времени» [Carroll, 1979].

Наряду с этим формулировались принципы социальной ответственности [Swanson, 1999]; появлялись различные интерпретации и параллельные концепции, среди них наиболее значимые:

- стейкхолдерская теория фирмы (stakeholder) Э. Фримена и М. Кларксона, доказавших возможность долгосрочной максимизации прибыли и рыночной стоимости компании при условии учета нужд и интересов всех заинтересованных сторон при выстраивании стратегических приоритетов [Freeman, 1984] и разработавших принципы управления заинтересованными сторонами [Clarkson, 1995];

1 Friedman M. A Friedman doctrine - The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits. The New York Times Magazine. September 13, 1970 [Электронный ресурс]. URL: nytimes.com/1970/09/13/archives/a-friedman-doctrine-the-social-responsibility-of-business-is-to.html (дата обращения: 16.04.2022).

- модель корпоративной социальной ответственности (The Corporate Social Performance Model), сформулированная Донной Д. Вуд содержала триединство: принципов КСО (институциональный принцип: законность; организационный принцип: общественная ответственность; индивидуальный принцип: усмотрение руководства); процессов КСО (экологическая оценка; управление заинтересованными сторонами; управление проблемами); результатов корпоративного поведения (социальные последствия; социальные программы; социальная политика)1;

- трехкомпонентный подход к КСО М. Шварца и А. Кэролла свел ранее обозначенные позиции социальной ответственности бизнеса до трех: экономической, правовой и этической [Schwartz, Carroll, 2003];

- концепция корпоративного гражданства - «стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития и повышения собственной репутации как ответственного «гражданина», полноправного участника такого развития»; она наделяет компанию гражданскими правами, обязанностями, соответствующими ценностями и добрыми действиями, которые должны добровольно продвигаться топ-руководством и лидерами компании [Перегудов, Семененко, 2008].

В XXI в. под лозунгом целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (Millennium Development Goals), мир навал движение к низкоуглеродной модели развития. Понятие «устойчивое развитие» стало лозунгом глобализации и «тренд социальной ответственности постепенно смещается в сторону смешанной модели, включающей в себя три направления социальных инициатив - экономику, охрану окружающей среды и занятость» [Трапезникова, 2021].

Усиление глобальной нестабильности после мирового кризиса, обозначившей наступление newnormal [Krugman, 2017] («новой нормальности»), и Принятие Целей устойчивого развития и Парижского соглашения о климате обозначили ESG-переход, в том числе «энергетический переход», который обозначил запросы общества на необходимость решения задач по ответственности бизнеса в области экологической, экономической и социальной ответственности. В триаде ESG социальные вопросы приобретают особую актуальность на всех уровнях организации общества: в органах государственного управления (страновой, региональный и муниципальный масштаб), в наднациональных организациях (например, ООН, Всемирный банк), в транснациональных корпорациях, инвестиционно-финансовых структурах и проч.

Результаты исследования и их обсуждение

Многочисленные исследования последних лет, посвященные вопросам социальной ответственности бизнеса, позволили достаточно однозначно решить вопрос о его сущности, форме и содержании.

Прежде всего, следует указать на различие двух близких понятий: корпоративной социальной ответственности и социальной ответственности бизнеса. Мы полностью согласны с позицией, согласно которой корпоративная социальная ответственность «подразумевает ведение деятельности в собственных интересах, однако компания при этом понимает, что для благополучного существования ей необходимо поддерживать благоприятное взаимодействие с ведущими стейкхолдерами, и поэтому включает в сферу своих интересов социальные аспекты, но объём их реализации бизнес-субъект устанавливает самостоятельно» [Трапезникова, 2021].

1 Wood, D.J., Corporate Social Performance Revisited // The Academy of Management Review- 1991. - P. 691-718. [Электронный ресурс]. URL: http://57ef850e78feaed47e42-

3eada556f2c82b951c467be415f62411.r9.cf2.rackcdn.com/Wood-19910CorporateSocialPerformanceRevisited.pdf. (дата обращения: 26.04.2022).

Социальная ответственность бизнеса логически вытекает из корпоративной социальной ответственности, но характеризуется целым рядом особенностей, обусловленных Целями устойчивого развития и вызовами ESG-перехода, в том числе энергетического перехода.

Во-первых, содержание социальной ответственности бизнеса отражает расширение поля ответственности бизнеса на территорию присутствия и местное сообщество:

- обеспечение благополучия общества, а не только максимизация прибыли [Трапезникова, 2021];

- у «цивилизованного» бизнеса имеются моральные обязательства перед другими членами общества;

- это «инструмент, с помощью которого можно оказывать влияние на общество, обеспечивая устойчивое развитие»1;

- извлечение преимущественных выгод от экономической деятельности компании на конкретной территории не является исключительной заслугой данной компании, соответственно, данные выгоды должны совместно использоваться для решения социальных и экологических задач данной территории [Tysiachniouk, Henry, Lamers, 2018].

Во-вторых, детализированы признаки социально ответственного бизнеса:

- соответствие законодательным и правовым нормам, этическим требованиям общества;

- баланс интересов стейкхолдеров по финансовым, экономическим, экологическим, социальным и прочим позициям.

Следует отметить наличие разногласий во мнениях относительно «добровольности». С одной стороны, содержание социальной ответственности бизнеса - «добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки нормативного минимума» [Литовченко, Корсакова, 2003]; с другой, социально ответственное поведение не может носить исключительно добровольный характер, вследствие необходимости подчиняться правовым нормам [Трапезникова, 2021]. Таким образом, деятельность должна соответствовать этическим нормам и нормам действующего законодательства.

В-третьих, суть социальной ответственности бизнеса как способа согласования интересов общества и бизнеса проявляется через снятие противоречий между различными институциональными соглашениями, разрешение конфликтов, а также диалог с общественностью и местным населением. Исходя из этого, вытекает, что социальная ответственность бизнеса должна регулироваться нормативными актами на всех уровнях управления социально-экономическими системами [Трапезникова, 2021].

Изложенное позволяет сделать ряд вывод, что социальная ответственность бизнеса прямо ориентирована на достижение Целей устойчивого развития и отражает следующие ESG-критерии ведения бизнеса:

- готовность осуществлять деятельность, направленную на смягчение последствий изменения климата, отдавая приоритеты сохранению природных богатств в уступку извлечению выгоды - критерий экологичности (E, environmental);

- ответственные инициативы, касающиеся прав человека, рабочих мест, общественных и социальных проблем; обязательства по охране труда и здоровья, обеспечение безопасности; решение вопросов неравенства, инклюзивности, разнообразия, трудовых отношений и инвестиций в человеческий капитал - критерий социальный (S, social);

- комплекс процессов, практик, обычаев, законов и институтов, формирующих здоровые отношения со стейкхолдерами, противодействие коррупции, учет социальных и

1 Европейская комиссия. Корпоративная ответственность перед обществом. Корпоративный социальный отчёт. Рекомендации Ассоциации менеджеров // Ассоциация менеджеров. [Электронный ресурс]. URL: www.amr.ru (дата обращения 17.04.2022)

экологических соображений при принятии инвестиционных решений - критерий ответственного управления (G, governance), причем управления как государственными структурами1, так и частными компаниями и учреждениями.

Таким образом, философия социально ответственного бизнеса все в большей мере становится соответствующей ESG-принципам, позволяющим учитывать нефинансовые факторы, но способные оказывать влияние на финансовые показатели компании в долгосрочном формате.

Формирующаяся в мире новая парадигма ведения бизнеса предполагает отказ от примата акционерной прибыли в пользу «максимальной гармонизации интересов бизнеса и общества в целом на долгосрочном горизонте, выражается в нескольких понятиях: ESG, «ответственное ведение бизнеса» («responsible business conduct», RBC), «устойчивое развитие» («sustainable development», SD)»2.

Важным мотивом, побуждающим компании серьезно относиться к ведению социально ответственного бизнеса, является требование транспарентности - «прозрачности» ведения бизнеса, отчетности и взаимодействия с территориальными властными и общественными структурами по социальным и экологическим аспектам. «Прозрачность» по данным позициям также является требованием инвесторов, готовых предоставлять «более длинные и более дешевые» финансовые ресурсы на принципах ESG.

Практика регулирования вопросов ESG остается разнородной, несмотря на разрабатываемые стандарты и таксономии. Происходит постоянная адаптация стейкхолдеров к изменяющимся условиям, формируются практики по раскрытию информации. Продвижение ESG-подходов во многом ориентировано, прежде всего, на сферу инвестиций (рынки акций и облигаций), на деятельность финансово-кредитных организаций в части требований к капиталу и резервированию, на инвесторов в части налоговых льгот и различных методов, и мер поддержки.

Более широкая повестка социальной ответственности бизнеса согласуется с Целями устойчивого развития и ESG-трансформацией. «В новой парадигме глобальной экономики ESG-факторы начинают рассматриваться в двух контекстах: в узком смысле ESG-принципы означают изменение бизнес-процессов...; в широком смысле внедрение ESG-принципов означает трансформацию инвестиционной политики регионов и целых государств и становится условием включения компаний и корпораций в глобальные цепочки создания стоимости» [Довбий, Кобылякова, Минкин, 2022].

В России драйвером ESG-трансформации, отражающей движение отечественных компаний и корпораций к ведению социально ответственного бизнеса, является банковский сектор.

Крупнейшими координаторами выступают Государственная корпорация ВЭБ, Ассоциация банков России и Ассоциация российских банков.

Данные компании «Делойт», осуществившей исследование «ESG-банкинг в России» в СНГ показывают следующую картину: применение каких-либо методов ESG имеет место в 10% кредитных организация; практика социальной ответственности реализуется в 40% финансовых организаций; порядка 15% банков признают важность учета ESG-факторов в работе; до 30% - предполагают рост значимости ESG не ранее, чем через три года; в 40% случаев уверены, что влияние климата на финансовые результаты станет ощутимым лишь что спустя три года; представители 20% банков ожидают существенное повышение ESG-

1 ESG-принципы в настоящий момент заявлены и присутствуют не только в корпорациях, но и в государственной политике государств, регионов, муниципалитетов (прим. авт.).

2 Международный опыт применения стандартов ESG («environmental, social, governance») и возможности его использования в России. Аналитический доклад . [Электронный ресурс]. URL: https://mfc-moscow.com/assets/files/analytics/doklad_ESG_june_2020.pdf (дата обращения 17.04.2022)

рейтингов при работе с инвесторами и понимают важность информации, отражающей ESG позиции для инвесторов и кредиторов1.

Уточняя последнюю позицию, следует указать на формат взаимодействия кредитных организаций, с одной стороны, инвесторов и кредиторов, с другой. Банки осуществляют ESG-консультирование клиентов по двум основным направлениям.

1. Определение ожиданий клиента в отношении ESG-инвестиций и их фиксирование в процессе консультирования обусловлено принципом «знай своего клиента». Данное предполагает: во-первых, заблаговременный сбор информации о финансовом положении, инвестиционных целях, знаниях и опыте клиента в отношении финансовых инструментов; во-вторых, оценку его возможных инвестиционных ограничений и формирование инвестиционного профиля в части традиционных предпочтений и ESG-предпочтений; в-третьих, документирование факта (1) ознакомления клиента с ESG-критериями, предъявляемыми к инвестициям и (2) предоставления информации о финансовых рисках, обусловленных ESG-факторами, связанными с конкретными инвестициями.

2. Представление адекватного обзора ESG-факторов через консультантов по работе с клиентами предполагает, что консультанты обладают о финансовых инструментах и услугах, могут раскрыть все ESG возможности и риски и объяснить клиенту, какую именно проблему, связанную с изменением климата, позволяет решить конкретный финансовый инструмент.

Таким образом, формируется новая концепция ведения банковского бизнеса - ESG-банкинг, основанный на широкой имплементации ESG-принципов к политику социальной ответственности кредитного бизнеса.

Отдельно следует указать, что раскрытие информации в ESG-отчетности отдельным документом в качестве публичной отчетности происходит в большинстве случаев нерегулярно, зачастую этому отводится место в годовом отчете для акционеров. Корпоративную отчетность, содержащую информацию о социальной ответственности и приверженности Целям устойчивого развития, представляют в основном Государственная корпорация ВЭБ и 9 банков.

Государственная корпорация ВЭБ.РФ в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ стала «методологическим центром инвестиционной деятельности в сфере устойчивого развития и привлечения внебюджетных средств, актуализации критериев, требований к верификации проектов, подходов к оценке воздействия на окружающую среду и климат, информационного сопровождения и взаимодействия с международными финансовыми организациями»2.

В 2020 г. в Сбере началась работа по ESG-трансформации, которая «является стратегическим выбором и необъемлемым условием долгосрочной устойчивости и конкурентоспособности бизнеса», что нашло отражение «в многоуровневой архитектуре, охватывающей все элементы, необходимые для эффективного выполнения целей и обязательств долгосрочного устойчивого развития и совершенствования в области ESG»3.

Изменения в Россельхозбанке по имплементации ESG-принципов в политику социальной ответственности коснулись не только внутренних аспектов деятельности (сокращение бумажного документооборота, снижения энергопотребления, образовательных проектов), но и охватили работу по управлению кредитным портфелем, консультированию

1 ESG-банкинг в России. Исследование [Электронный ресурс] / Deloitte. 2021. 60 с. https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/esg-banking-russia.pdf. (дата обращения 17.04.2022)

2 Банк ВТБ. Годовой отчет и Отчет об устойчивом развитии [Электронный ресурс]. URL: https://www.vtb.ru/akcionery-i-investory/raskrytie-informacii/godovoj-i-socialnyj-otchet/ (12.01.2022, свободный).

3 Сбер Банк. Отчет об устойчивом развитии [Электронный ресурс]. URL: www.sberbank.com/ common/img/uploaded/_new_site/com/sber-ar20/ (дата обращения 17.04.2022).

клиентов в области, финансированию и гарантированию проектов в области устойчивого развития и проч.1

Социальная ответственность Совкомбанка нашла отражение в мерах, направленных на снижение прямого и косвенного негативного воздействия на окружающую среду, а также на более эффективное использование всех видов ресурсов, включая человеческие2.

Достижения Московского кредитного банка в области ESG касаются развития внутренней социально-экологической культуры (ESG портал, лекции, тренинги, волонтерство и проч.), а также финансовой поддержки различных ESG инициатив и проектов3.

Начиная с 2000 г. банк Центр-Инвест вышел на «Траекторию устойчивого развития», оценивая финансируемые проекты на соответствие экологической и социальной политики банка, внедряя принципы корпоративной социальной ответственности в бизнес-процессы банка, проводя экологическую, социальную, информационную и антикоррупционную политики4.

Не раскрывая особенности политики социальной ответственности бизнеса, проводимой другими кредитными организациями, можно констатировать существенный прогресс в продвижении ESG-принципов, произошедший за последние несколько лет. Анализ отчетности и официальных интернет-ресурсов кредитных организаций позволил сформировать матрицу реализации ESG-стратегий и Целей устойчивого развития российскими кредитными организациями. Большинство банков определили для себя приоритетные цели (отмечено темным маркером); Сбер принял также дополнительные цели (отмечено светлым маркером) (табл. 1).

Таблица 1

Реализация ESG-стратегий и Целей устойчивого развития _российскими кредитными организациями ^____

Цели устойчивого развития ООН Сбер ВТБ Россельхозбанк Газпромбанк Совкомбанк Банк «Открытие» Московский кредитный банк Банк «Центр-Инвест»

1. Ликвидация нищеты

2. Ликвидация голода

3. Хорошее здоровье и благополучие

4. Качественное образование

5. Гендерное равенство

6. Чистая вода и санитария

7. Доступная и чистая энергия

1 Россельхозбанк. Годовой отчет [Электронный ресурс]. URL: www.rshb.m/investors/year_repoit/_^aTa обращения 17.04.2022).

2 Совкомбанк. Устойчивое развитие: годовой отчет [Электронный ресурс]. URL: https://sovcombank.ru/about/sustainability (дата обращения 17.04.2022).

3 МКБ опубликовал заверенный ESG-отчет за 2020 год (11.08.2021) [Электронный ресурс]. URL: mkb.ru/news/48641 (дата обращения 17.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 ESG-отчёт 2020. Банк Центр-Инвест [Электронный ресурс]. URL: https://www.centrinvest.ru/fües/about/ reports/byyear/ESG_2020_ru.pdf (дата обращения 17.04.2022)

8. Достойная работа и экономический рост

9. Индустриализация, инновации и инфраструктура

10. Уменьшение неравенства

11. Устойчивые города и населенные пункты

12. Ответственное потребление и производство

13. Борьба с изменением климата

14. Сохранение морских экосистем

15. Сохранение экосистем суши

16. Мир, правосудие и эффективные институты

17. Партнерство в интересах устойчивого развития

приоритетные цели дополнительные цели

Источник: авторская разработка, составлено по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

В таблице представлены результаты сравнительного анализа стратегий восьми из десяти российских банков, представленных в официальной отчетности и на официальных сайтах, которые выбрали конкретные цели (позиции отмечены маркером) из числа 17 Целей устойчивого развития, включив их в формируемые ESG-модели своего банковского бизнеса и отразив их в качестве основополагающих при формировании политики социальной ответственности.

Например, Сбер с 2020 г. проводит ESG-трансформацию, утвердив ESG-стратегию и внедрив ее в многоуровневую архитектуру деятельности, основанную на анализе национального законодательства, десяти международных актов, стандартов и инициатив, трех руководств по принципам ответственного финансирования, требований трех ESG-рейтингов (рис. 1 ), и охватывающую все элементы, касающиеся достижения Целей устойчивого развития и совершенствования в области ESG

1 Банк ВТБ. Годовой отчет и Отчет об устойчивом развитии [Электронный ресурс]. URL: www.vtb.ru/akcionery-i-investory/raskrytie-informacii/godovoj-i-socialnyj-otchet/ (12.01.2022, свободный)

2 Банк «Открытие». Социальная ответственность [Электронный ресурс]. URL: https://ir.open.ru/annual-report-2019/part-6 (дата обращения 17.04.2022).

3 Газпромбанк. Отчет об устойчивом развитии [Электронный ресурс]. URL: www.gazprombank.ru/prm/esg-2020/index.html (дата обращения 17.04.2022).

4 ESG-отчёт 2020. Банк Центр-Инвест [Электронный ресурс]. URL: www.centrinvest.ru/files/about/ reports/byyear/ESG_2020_ru.pdf (дата обращения 17.04.2022).

5 МКБ опубликовал заверенный ESG-отчет за 2020 год (11.08.2021) [Электронный ресурс]. URL: https://mkb.ru/news/48641 (дата обращения 17.04.2022).

6 Россельхозбанк. Годовой отчет [Электронный ресурс]. URL: www.rshb.ru/investors/year_report/ (дата обращения 17.04.2022).

7 Сбер. Отчет об устойчивом развитии [Электронный ресурс]. URL: www.sberbank.com/ common/img/uploaded/_new_site/com/sber-ar20/ (дата обращения 17.04.2022).

8 Совкомбанк. Устойчивое развитие: годовой отчет [Электронный ресурс]. URL: https://sovcombank.ru/about/sustainability (дата обращения 17.04.2022).

7 принципов

3 сферы

8 направлений

кТЖ

Система управления ESG и УР

Рисунок 1. Сферы, соответствующие концепции устойчивого развития и ESG1

Для пяти приоритетных целей раскрыты конкретные обязательства Сбера.

ЦУР 1. Ликвидация нищеты: речь идет: о расширении доступа уязвимым группам населения к финансовым услугам, в том числе на удаленных территориях; повешении финансовой грамотности, разработке социально значимых продуктов и услуг, повышении инклюзивности по всем цепочкам поставок.

ЦУР 8. Достойная работа и экономический рост: предполагается поддержание качественных условий труда сотрудникам, содействие процветанию бизнеса клиентов и регионов России.

ЦУР 9. Индустриализация, инновации и инфраструктура: поддержка передовых исследований и разработок, предоставление «зеленого» финансирования по проектам инженерной и транспортной инфраструктуры и т. д.

ЦУР 10. Уменьшение неравенства: финансирование социальных и благотворительных проектов, нацеленных на преодоление неравенства.

ЦУР 13. Борьба с изменением климата: реализация собственной климатической стратегии, способствующей расширению сферы возобновляемой энергии, финансирование проектов декарбонизации, продвижение климатической повестки.

По восьми дополнительным Целям, имплементированным в политику социальной ответственности, Сбер принял на себя такие обязательства, как поддержание здоровья и распространения здорового образа жизни среди сотрудников (ЦУР 3); предоставление сотрудникам широких возможностей для профессионального и личного роста (ЦУР 4); обеспечение гендерного равенства в органах управления и среди сотрудников (ЦУР 5); финансирование проектов возобновляемой энергетики (ЦУЗ 7); финансирование проектов, повышающих доступность чистой энергии населению регионов присутствия (ЦУЗ 11); финансирование программ эффективного и рационального потребления воды, энергии (ЦУР 12);, материалов соблюдение законодательства, стандартов корпоративного управления и этики, противодействие коррупции (ЦУР 16); реализация деятельности в области устойчивого

1 Ключевые факты Политики Сбера в области ESG и устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/sber_esg_policy_key_facts_rus.pdf/ (дата

обращения 17.04.2022).

развития и ESG, развивая сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, включая международные организации, компании, органы власти (ЦУР 17).

Определив для себя десять целей, Россельхоз банк основную политику по снижению ESG- рисков направил на сектор агропромышленного комплекса: внедрив ESG-принципы в управление кредитным портфелем; консультируя клиентов в области ESG; способствуя продвижению продукции клиентов, соответствующей принципам ESG; финансируя и выдавая гарантии по проектам в области устойчивого развития.

Аналогичным образом другие российские банки проводят политику по достижению включенных в собственные корпоративные стратегии социальной ответственности целей устойчивого развития и принципов ESG.

Согласно данным корпоративной отчетности, кредитные организации, принимают на себя обязательства в области социальной ответственности и публично отчитываются о результатах этой деятельности, раскрывая те Цели устойчивого развития, которые учитываются с корпоративной политике социальной ответственности бизнеса. В большинстве банков реализуются следующие направления ESG-стратегии: финансирование программы «зеленый офис», «инклюзивный офис»; формирование безбарьерной среды и повышение эргономичности рабочих мест, финансирование образовательных экологических проектов. Особое место уделяется мотивации топ-менеджеров банков по продвижению ESG-принципов в банковскую деятельность.

Выводы и вопросы для обсуждения

Установлено, что современная концепция социальной ответственности бизнеса является ответом на запрос общества по реализации Целей устойчивого развития и ESG-перехода. Драйверами продвижения ESG-повестки в Российской Федерации выступают крупнейшие кредитные организации, которые осуществляют имплементацию ESG-принципов в корпоративные практики социальной ответственности бизнеса.

Следует отметить, что на фоне резко изменившейся макроэкономической ситуации появляются сомнения в актуальности ESG-повестки в новых условиях, обусловленных санкциями, резким повышением спроса на ранее признанные «грязными» технологии и процессы. Однако на сайте Минэкономразвития России, в разделе, посвященном внедрению нового регионального инвестиционного стандарта, говорится, что в числе проблем, стоящих перед региональными органами власти, наряду с управлением инвестициями региона, стоит задача интеграции экологических, социальных и управленческих факторов (ESG-факторов) 1. В данной связи мы считаем, что здравое зерно, которое содержат в себе Цели устойчивого развития и ESG-принципы, напрямую отражает запрос общества на повышение социальной ответственности бизнеса. Ведь для многих регионов России характерно накопление экологического ущерба, оказывающего влияние на здоровье проживающего населения, при нежелании предприятий брать на себя социальную ответственность в силу добровольности ESG-принципов. Таким образом, мы поддерживаем позицию, что «на современном этапе развития социально ответственное поведение бизнеса должно быть возведено в ранг основного направления государственной политики» [Трапезникова, 2021], а принципы ESG должны имплементироваться на всех уровнях национальной экономики.

Список источников

1. Высоков В.В. Трансформационный банкинг: научно-практическое пособие. Ростов на Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2020. 200 с.

1 30 субъектов РФ планируют внедрить новый региональный инвестиционный стандарт в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL:

www.economy.gov.ru/material/news/30_subektov_rf_planiruyut_vnedrit_novyy_regionalnyy_investicionnyy_standart_ v_2022_godu.html (дата обращения: 27.04.2022).

2. Довбий И.П., Кобылякова В.В., Минкин А.А. ESG-переход как новая парадигма глобальной экономики и устойчивых финансов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2022. Т. 16, № 1. С. 77-86. DOI: 10.14529/em220107.

3. Перегудов С.П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии / С.П. Перегудов, И.С. Семененко; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. - М.: ПрогрессТрадиция, 2008. 447 с.

4. Попова А.В. История развития социальной ответственности бизнеса // Дневник Науки. 2020. № 9(45). С. 148-157.

5. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 205 c. ISBN 5-902500-02-8.

6. Трапезникова И.С. Социальная ответственность бизнеса в системе социально-экономического развития угледобывающего региона. Дисс. д.э.н. Барнаул, 2021. 347 с.

7. Bowen H.R. Social responsibilities of the businessman. New York, Harper and Row, 1953, 276 p.

8. Carroll A.B. A three-dimensional conceptual model of corporate social performance // Academy of Management Review. 1979. Vol. 4. P. 497-505.

9. Carroll A.B. Corporate Social Responsibility: Evolution of a Definitional Construct. Business&Society. 1999. 38(3). P. 268-295.

10. Clarkson M. A Stakeholder Framework for Analyzing and Evaluating Corporate Social Performance // Academy of Management Review. 1995. № 20 (1). P. 92-117.

11. Davis, Keith. 1960. Can Business Afford to Ignore Social Responsibilities? California Management Review. 2. Р. 70-76.

12. Friedman, M. Capitalism and Freedom. University of Chicago Press. Chicago (IL)/ 1962. 240 p.

13. Friedman, M. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits // New York Times Magazine (September 13), 1970. P. 122-126.

14. Freeman R. E. Stakeholder Management: A Stakeholder Approach. Marshfield, MA: Pitman Publishing, 1984. 60 р.

15. Krugman P. On Economic Arrogance // The New York Times. 2017. 20 February.

16. Manne, Henry G. and Henry C. Wallich. The Modern Corporation and Social Responsibility. Washington, DC: American Enterprise Institutefor Public Policy Research. 1972.

17. Ostas, Daniel T. Cooperate, Comply, or Evade? A Corporate Executive's Social Responsibilities With Regard to Law // American Business Journal. 2004. № 41. Р. 559-594.

18. Pollman, E. Quasi Governments and Inchoate Law: Berle's Vision of Limits on Corporate Power. SeattleUniversityLawReview. 2019. № 42. Р. 617-639.

19. Schwartz, M. and Carroll, A., Corporate Social Responsibility: A Three-Domain Approach // Business Ethics Quarterly. 2003. № 13. P. 503-530.

20. Swanson D.L. Toward an integrative theory of business and society: a research strategy for corporate social performance // Academy of Management Review. 1999. № 24 (3). P. 506-521.

21. Tysiachniouk M., Henry L. A., Lamers M., van Tatenhove J. Oil Extraction and Benefit Sharing in an Illiberal Context: The Nenets and Komi-Izhemtsi Indigenous Peoples in the Russian Arctic // Society & Natural Resources. 2018. Vol. 31. № 5. Pp. 556-579.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN THE CONTEXT OF ESG

TRANSFORMATION

Dovbiy I.P., South Ural State University (National Research University) Kovrizhkina L.N., South Ural State University (National Research University)

Abstract

The purpose of the article is to develop theory of social responsibility of business in context of global ESG transformation in relation to Russian business. The objectives of study are to consider theoretical foundations of business social responsibility and practice of implementing ESG principles in policy of social responsibility of Russian business. It is shown that despite presence of a significant number of empirical studies in the field of business social responsibility, a number of issues remain unresolved. The conclusion is made that there is no alternative to promotion of ESG policy in national economy and consistent implementation of ESG principles in policy of social responsibility by Russian business and, above all, by structures of banking sector. According to the authors, it is advisable to fix the requirements for socially responsible business behavior in the main strategic documents of the state level, as well as to consider measures for their implementation.

Keywords: business social responsibility, corporate social responsibility, sustainable development, ESG policy, ESG principles, ESG transformation, ESG banking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.